ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ДЕКОРИРОВАННЫХ ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛЬЮ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
��67

M�D

IJH;E?FU�BA:CG:X?EBJGUOBA?4;&#xE-4;³&#xJG;&#xU-3;&#xO-2;³£?EBC
,

�?DHJBJH:GGUO=HJYQ?C

WF:EVX

:B
DjZr_gbggbdh\
,

:W
�jxdh\Z
H:
Ay[g_\Z

:gghlZpby

K
lZlvyihk\ys_gZ^baZcg
m

x\_ebjguoba^_ebck]hjyq_cwfZevx
Hij_^_e_gu
ijh[e_fuij_iylkl\mxsb_ijhba\h^kl\mlZdboba^_
ebc
.

Ijb\_^_guki_pbnbq_kdb_
l_ogheh]bq_kdb_

ijb_fuwfZebjh\Zgby
.

Dexq_\u_keh\Z

^baZcgx\_ebjguoba^_ebc
;

]hjyqZywfZevihdjulb_^_n_dluwfZebjh\Zgby

PROBLEMS OF DESIGN OF JEWELS DECORATED BY
HOT ENAMEL

A.I
.

Krasheninnikov,
A.E.
Dryukova,
O. A.
Zyab
neva

Annotation

Article is devoted design of jewels with hot enamel. The problems interfering
manufacture of such products are defined. Specific processing methods of a covering by enamel
are resulted.

Keywords

d
esign of jewels; hot enamel; a covering; de
fects of covering




Bklhjbyx\_ebjguoba^_ebck]hjyq_
c

wfZevxgZkqblu\Z_lhdheh
5
lukyq_e_lbc?s_\i_jbh^Gh\h]hpZjkl\Z\?]bil_\klj_qZebkvx\_ebjgu_ba^_ebyk
]hjyq_c
\u_fqZlhc
wfZevx

klj_qZebkvlZdb_x\_ebjgu_ba^_ebyb\^j_\g_c=j_pbb
Jbf_\d_evlkdhcdmevlmj
_
R
bjhdh
bkihevam_lky
wl
Zl_ogheh]by
ojbklbZgkdb
fb

68

мастера
ми

Византии и средневековой Европы (Франции, Италии, Германии).
Россия, как
преемница

Византийской империи, переняла и технику горячей эмали для декорирования
изделий из металла


церковной утвари
, и личных украшений.


Горячая эмаль


это

образовавшаяся посредством частичного или полного
расплавления

стекловидная застывшая масса, нанесенная на металлическую или
керамическую основу.

Эмаль


это материал, а эмалирование


это сложный
технологический
про
цесс декорирования металлических

изделий.

Эмалирование включает
подготовку поверхности металла, нанесение эмали, обжиг, далее, в зависимости от


проектируемого изделия и вида эмали
, могут чередоваться шлифовка и снова обжиг
,
полировка поверхности эмали
,

художественная роспись поверхности эмали с
последующим обжигом
.

Основную проблему дизайна ювелирных изделий с эмалью сформулировал
профессор Юлиус Шнайдер

еще в начале ХХ в.
: «Художественное эмалирование не
принесет богатства. Только духовно богатые люди
найдут в нем творческое
удовлетворение».

И действительно,
образцы
ювелирных изделий с

горячей
эмалью
редко
выходит из мастерских
, поскольку с
оединение металла и стекла


это не только
исключительные художественные возможности, но и существенные
техническ
ие
сложности
, поэтому г
орячая эмаль предназначена для очень дорогих эксклюзивных
изделий
.

[
1
]

В массовом производстве ювелирных изделий принято не столько преодолевать

технические трудности
, сколько

обходить


дорогостоящую эмаль заменили на более
дешевые
аналоги


холодную эмаль, основанную на эпоксидных смолах, а так же
светоотверждаемую эмаль
,
затвердевающую
под воздействием
полимеризационной
лампы
.
[2]


Аналоги проигрывают в эстетичес
ком восприятии
, но при этом ювелирные
фирмы представляют
свою продукци
ю

как изделия с эмалью.
Само понятие «эмаль»
-

теряет конкретику: эмалью также могут называться краски для дерева на основе алкидных
смол, масляные и т.д.
Таким образом, потенциальный

потребитель ювелирных изделий,
как правило
,

далекий от технических тон
костей, оказывается дезориентирован
, поскольку
не понимают что это такое

-


«горячая эмаль»
, и в чем ее уникальность
.

В этом
заключается «маркетинговая» проблема

дизайна ювелирных изделий с горячей эмалью.

Технологически
х трудностей значительно больше, но

большинство их устранимы.

Г
орячая эмаль

при обжиге
образу
ет вместе с металлом сп
ай, особенности которого, к
сожалению, до конца не изучены. Эмаль следует рассматривать как смесь
69

многочисленных химических соединений, преимущественно окислов
, которые под
в
оздействием высокой температуры сплавляются, взаимно растворяются, разлагаются и
оказывают влияние друг на друга и на металлическую основу.
К сожалению,

все
процессы, проходящие при об
жиге, до конца не изучены, поэтому возникают сложности с
получением каче
ственного эмалевого покрытия.

[1]

Данные проблемы, как правило,
преодолеваются ювелирными предприятиями, но путем усложнения технологии
производства ювелирных изделий, и как следствие, существенного удорожания
выпускаемой продукции.

Основные

технологичес
кие
проблемы дизайна
, возникающие при производстве
качественно нанесенного покрытия горячей эмали, можно
свести к
с
ледующим:


1.
Высокие требования к металлу

основы
;


2.
Существенные ограничения выбора эмалей
;


3.
О
собенн
ые требования к конструкции

эмалируем
ых
изделий
.

В ювелирном производстве металлическая основа, декорированная горячей эмалью


это сплавы
золот
а
, се
ребро, платина. Для производства художественных изделий
используется медь. Опыт показывает, что наиболее качественное покрытие получается у
спл
авов драгоценных металлов высоких проб.
Медь эмалирует
ся глухими эмалям
, т.е.

непрозрачными. Прозрачные эмали н
а

меди мутнеют т.к. медь окисляется при нагреве,
образует окисную пленку черного цвета.
Оксид меди

ухудшает цвет эмали,

может давать
зелен
ую окр
аску по краям эмалевого покрытия
, что хорошо видно на белой эмали. В
сплавах драгоценных металлов медь
часто

присутствует. Даже в небольшом количестве,
медь в сплаве темнеет при нагреве, соответственно
,

влияет на эмаль.


Есть некоторые
методы устранения

н
ежелательного эффекта. Первый способ
-

это

обогащение
верхнего
слоя металлической основы
.

Металлическое изделие подвергают обжигу при

той
температуре, при которой в
последствии будет обжигаться эмаль.
После обжига на
поверхности металлической основы появляе
тся темный оксидный слой, который
удаляется в отбеле (слабом растворе серной кислоты).
Обжиг с последующим
отбеливанием повторяют несколько раз, до того момента, пока на поверхности изделия
при обжиге перестанет возникать темная оксидная пленка.

[3]

Второй

способ улучшения
качества металлической основы


это предварительное покрытие слоем горячей эмали.
Данный слой эмали удаляется в плавиковой кислоте
.

При повторном нанесении слоя
горячей эмали, качество покрытия будет значительно выше.

70


Особенные проблемы

для декорирования горячей эмал
ью

может создать
металлическая основа
,

легированная цинком, кадмием, никелем
.

Поверхность эмали на
таких изделиях покрывается многочисленными сколами и трещинами
, поэтому следует
уделить внимание выбору сплава и припоя основ
ы. Горячая эмаль чувствительна к
примесям, загрязняющим металл.

На рисунке

1

представлено эмалевое покрытие,
нанесенное на серебряный сплав
,

загрязненный кислородом
. Под слоем эмали читаются
вздутия металлической основы.


Рис
.
1

Эмалевое покрытие н
а серебряном
сплаве, загрязненном кислородом


Металлическая основа не должна включать источники выделения газов:
водород,
накопившийся в металле основы; посторонние тела в эмали или в металле, выделяющие
газ или испаряющиеся сами
.
[4]

Такой же д
ефект эмал
и может возникнуть при нанесени
и

на металлическую поверхность с высокой газовой пористостью. Это часто возникает с
литыми изделиями. Высокая газовая пористость

металла

может стать причиной
возникновения сколов и
крупных
пузырей в эмалевом слое
, помутнени
я слоя прозрачной
эмали
.
На рисунке

2

представлен
дефект эмалевого покрытия

-

пора
, вызванн
ая

источником выделением газа на металлическ
ой основе.

71

а.
б.

Рис
.
2


а) кулон, декорированный глухой эмалью; б) дефект эмали


пора


Выделение газов

может происходить и из самой эмали при обжиге, поэтому
следует уделять внимание выбору э
мали
. Конечно
,

ювелирные производства вынуждены
приобретать то, что есть. В России есть английские, французские и немецкие эмали и
надглазурные краски для эмалей. Еще

остались

российские заводы в

Дулево и Санкт
Петербург
е
, но их продукция потеряла высокие качества

эмали

и постоянство результата.

При выборе эмали следует обращать внимание на температуру о
б
жига.

Есть
эмали
,


рекомендованные

для обжига п
ри 800


С. В неко
торых случаях это хороший
вариант


если нет паек, нет живописи

надглазурными красками.

Наиболее адаптированы
к ювелирным изделиям
более низкотемпературные

эмали

740
-
760


С.

Наиболее частая ошибка при дизайне ювелирных изделий с горячей эмалью


это
непр
авильный подбор цвета без учета влияния металлической основы на конечный
результат. Нужно понимать, что прозрачную эмаль нежно
-
голубого цвета можно
положить только на серебряный сплав или на легированное палладием золото.
Желтое
золото изменит цвет эмали
н
а

зеленый. Так же произойдет с прозрачным белым цветом.
Поэтому на золотом сплаве следует либо не проектировать светлых и холодных оттенков,
либо заменять прозрачные на глухие, что не всегда хочется делать,
поскольку
декоративные качества особенно высокие
именно у прозрачных эмалей. Особенное
внимание следует уделять

прозрачным эмалям

красн
ого

и бел
ого

цвета. Это наиболее
сложные группы
, поскольку

белая прозрачная эмаль

на серебряном сплаве

склонна
желтеть, красная

-

темнеть
. Чем больше эмаль выдерживает о
бжигов, тем более
проявляется изменение цвета.

72


Особенности к
онструкция

ювелирных
издели
й
тоже
влияют на качество покрытия
.


При проектировании ювелирных изделий с эмалью нужно учитывать, что эмаль образует
с металлом сплав и может влиять на металл, деф
ормировать ювелирное изделие.

Данный
эффект возникает из
-
за разного термического расширения эмали и металлической основы,
в результате

соединения

двух материалов возникают механические напряжения. На
рисунке

3 представлена схема термического расширения ме
талла и горячей эмали.


Рис
.

3

Схема линейного расширения металла и эмали.
а)



нанесенное эмалевое
покрытие на металлическую основу до обжига (эмаль в порошкообразном состоянии), б
)


образец при температуре плавления, в
)



окончательное состояние

после обжига
[1]


Из
-
за разницы коэффициент
ов

термического расширения, металлическую о
снову
может выгнуть, изогнуть
«
винтом
»
.

На рисунке 4 представлен образец, деформированный
при обжиге эмали.


Рис
.

4

Дефо
рмирование металлической основы

73


Для того
,

чтобы это не произошло
, в

некоторых случаях применяют контрэмаль



слой эмали с обратной стороны изделия
. Но не
всякая
конструкция изделия позволяет
делать это.
Второй выход


проектировать эма
левую поверхность тонким слоем на
толстую поверхность
. Н
апр
имер, толщина металла


0,5 мм
,

а толщина эмалевого слоя
-
0,15
-
0,2 мм.

Однако

слишком толстый слой металла может привести к продольным
трещинам на поверхности эмали. На рисунке 5 представлен данный дефект на
поверхности живописной эмали.


Рис
.

5


Тр
е
щины поверхности горячей эмали



Более надежный выход


предусмотреть в

конструкции ювелирного изделия
ребра жесткости. Для этого пластины бухтируют


придают
слегка выпуклую форму,
которая мешает эмали деф
ормировать металлическую основу.
Ювели
рное

издел
ие

с
выемчатой эмалью, положенной в лунки,
имеет ребра жесткости. Эмаль, положенная в
лунки
,

не может деформировать металл, но

из
-
за разниц
ы

коэффициентов термического
расширения


может
после обжига
трес
нуть
. Поэтому необходимо проектировать лунки
для выем
чатой эмали
с расширением к верхней части
.

Т
ребования конструкции металла
для оконной эмали



прорези

-

так же должны расширяться к верхней части и не иметь
острых углов, всегда должно присутствовать небольшое закругление.

На рисунке
6
видно, что отверст
ия под оконную эмаль спроектированы именно таким способом


стенки имеют наклон, острые углы скруглены.

74


Рис
.

6


Брошь


кулон «Четыре стрекозы». Рене Лалик

[
5
]

В
се
перечисленные
проблемы дизайна ювелирных изделий, декорированных
горячей эмалью, мож
но
поместить в схему, представленную на рисунке
7
.




Рис
.

7


Проблемы дизайна юве
лирных изделий с горячей эмалью



При проектировании ювелирных изделий с горячей эмалью следует определить
,

насколько экономически оправдано применение этой технологическ
и сложной и
75

дорогостоящей технологии
. Д
алее решить технологические вопросы: выбор материала
металлической основы
, подготовка
ее

поверхности;
выбор эмали

по технологическим и
эстетическим показателям
;

определить
особенности конструктивного строени
я

метал
лической
основы
.
Решение
всех этих вопросов позволит создать ювелирное изделие
в
ы
соких

эстетических качеств, поскольку горячая эмаль


это не только средство
цветового обогащения металлических изделий, но и материал, обладающий
исключительными художественн
ыми возможностями.


Библиографический список.

1.

Бреполь Э. Художественное эмалирование/ Пер. с нем. И.В. Кузнецовой; Ред.
Л.З. Засухина.


Л.: Машиностроение. 1986.


127 с.

2.

http://www.elite
-
ms.ru/category/60

-

электронный ресурс
-

5.05.2012

3.

Андрющенко. А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. /А.
Андрющенко под. Ред. Чевушьян Д.М.


Нижний Новгород: Издательство В.
Шевчук, 2004.


146 с.

4.


http://www.ximicat.com/ebook.php?file=petsold_neo.djvu&page=141

-

электронный ресурс
-

5.05.2012

5.

Искусство

Рене

Лалика
.
The Art of Rene Lalique
.
Каталог

выставки. Москва
2010.



76

Сведения об авторах

Зябнева Ольга Александровна

Место ра
боты и должность:
МГУПИ (Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский
государственный университет приборостроения и информатики»), инженер кафедры
компьютерного дизайна.

Ученая степень

и звание
: кандидат технических наук

Рабочий адрес и телефон
:

107996, г. Москва, ул. Стромынка, д.20
,

т
ел
.:
8(499)26
9
-
46
-
98

Email
:

poltoziab
@
mail
.
ru


Дрюкова Анна Эдуардовна

Место работы и должность:
МГУПИ (Федераль
ное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский
государственный университет приборостроения и информатики»), доцент кафедры
компьютерного дизайна.

Ученая степень

и
звание
:
кандидат те
хнических наук
,

доцент

Рабочий адрес и телефон
:

107996, г. Москва, ул. Стромынка, д.20
,

тел
.:
8(499)26
9
-
46
-
98

Крашенинников Александр Иванович

Место работы и должность:
МГУПИ (Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образов
ания «Московский
государственный университет приборостроения и информатики»), профессор кафедры
материаловедения и технологии материалов и покрытий.

Ученое звание, степень:
доктор химических наук, профессор

Адрес:

107996, г. Москва, ул. Стромынка, д.20
, т
елефон раб.:

8(499)268
-
00
-
32




Приложенные файлы

  • pdf 8756268
    Размер файла: 744 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий