go_beginners_1


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Евгений Панюков
ИГРА ГО
ПЕРВЫЙ ЗАДАЧНИК
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Содержание
Правила игры го
Как делается ход
Немного воображения
Тема №1. Дамэ
Тема №2. Атари и захват камней
Тема №3. Спасение камней
Игра на сорок камней
Тема №4. Контратари (обоюдное атари)
Как повышать силу игры?
Тема №5. Запрещённые ходы.
§1. Самоубийственные ходы запрещены!
§2. Повторение позиции запрещено!
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
Тема №7. Территория.
Тема №8. Начальные ходы.
Завершение партии
Ответы
Примерное количество часов по темам (сентябрь - ноябрь):
Общая информация
Этикет
Тема №1. Дамэ
Тема №2. Захват камней
Тема №3. Спасение камней
Атари-го
Игра на захват камней + на сорок камней
Тема №4. Контратари
Тема №5. Запрещённые ходы
Тема №6. Жизнь и смерть групп
Тема №7. Территория
Тема №8. Начальные ходы
Тренировочные партии
Турнирные партии
Сеанс одновременной игры
Анализ партий
Конкурсы решения задач
Итого
Год
обучения
Наполняемость
групп
Периодичность
в неделю
Продолжи-
тельность
Кол-во
неделю
Кол-во
в год
1 год
12 человек
2 академ.
часа
6 академ.
222 часа
Расписание для доп. образования на уч. год
Этикет
Перед началом партии поприветствуйте друг друга лёгким поклоном
или рукопожатием.
Первый ход чёрные делают в правый верхний угол от себя или в центр.
Не разговаривайте во время турнирной партии.
Не берите камень, если не придумали куда его поставить.
Если вы взяли камень, то сделайте ход!
Не берите ход назад.
Не бряцайте камнями.
Не возите камень по доске.
Не подсказывайте и не пользуйтесь подсказками.
После партии поблагодарите соперника за игру.
Нигири – это розыгрыш цвета перед началом партии: один из партнёров
(более старший по возрасту или разряду) берёт горсть белых камней, а
его соперник должен угадать чётность, выставив на доску один или два
чёрных камня. Выигравший нигири получает чёрные камни.
Запомните!
Окружённые камни НЕМЕДЛЕННО удаляются с доски!
В зависимости от расположения на игровом поле и формы, оди
ко
вое количество камней может иметь разное ко
чест
во дамэ!
Соединёнными считаются камни одного цвета, распо
жен
ные на
одной линии на соседних пересечениях.
Не торопитесь! Дорожите своим ходом!
Выбирайте ход, который принесёт наибольшую пользу!
Запрещено делать ход, после которого не будет дамэ у вашего
камня (камней), или не закрывается последнее дамэ у камня (камней)
соперника.
Обращайте внимание на всю позицию! Изменение положение одного
камня может сделать ход запрещённым и наоборот.
Позиция ко действительна, когда вы захватываете ОДИН камень
противника, и он может захватить только ОДИН камень в этом же
пункте.
Группу, у которой есть “два глаза” захватить невозможно!
Чтобы получить территорию, нужно укреплять границы и защищаться
от вторжений противника.
Камни в начале партии нужно ставить НЕ ниже третьей линии.
Тайна происхождения игры го теряется в глубине веков. Исто
ки оценивают возможный возраст игры в 5000 лет (в Китае го
во
рят о 8000). Общепризнанно, что во времена Конфуция (551 –
479 г.г. до н. э.) игра уже была широко распространена в Китае.
Из Китая через Корею в Японию игра попала в VII веке н.э., где
дос
тигла наивысшего расцвета к середине XIX века.
С 1956 года существует Европейская федерация го, объе
щая федерации более двух десятков стран. С 1957 года про
водятся
чемпионаты Европы (в 2003 г. и 2016 г. ЧЕ проходили в Рос
С 1979 года проводятся чемпионаты мира среди любителей
(в 2020 году ЧМ пройдёт в России!). В 1982 году образована
Международная федерация го.
Го – одна из наиболее распространённых настольных игр в мире,
правда, более 80% поклонников игры живёт в Восточной Азии.
Го в России
В России игра известна с XIX века, под названием «облавные
шашки», но эти сведения отрывочны и разрознены. Правила
игры на русском языке были опубликованы в энциклопедии
Ф.Брокгауза и И.Эфрона в 1902 году. Современная история
развития го в России началась в конце 1964 года в Ленинграде.
Игра го официально признана в России как вид спорта.
Официальный сайт РФГ: http://gofederation.ru/.
Российские игроки неизменно становятся побе
ми и
призёрами международных соревнований.
Что развивает игра:
Абстрактное мышление и Логику.
Изобретательность и Сообразительность.
Учит анализировать и принимать решения.
Почему го называется “го”?
Японский иероглиф
, который обозначает эту игру, читается
как “го”.
В Китае игра называется Вэйци
В Корее – Бадук
В западных странах – ame the o.
Правила игры го
1. Правило хода
Ход – это постановка камня на одно из пересечений вертикальных
и горизонтальных линий.
Ходы делаются по очереди!
После совершения хода камень запрещено передвигать!
2. Правило захвата камней
Камни, у которых нет свободных пунктов (дамэ) немедленно
уда
ют
ся с игрового поля!
3. Правило запрещённых ходов
Запрещёно делать “самоубийственные” ходы.
Запрещено повторять позицию (правило ко).
Освоить правила игры можно за 5-
15 минут – их не много. Но
чем меньше правил, тем больше вариантов. В этой игре очень
много вариантов.
Разыграть всё игровое поле и набрать больше очков чем
соперник. Очки начисляются за каждый захваченный камень
противника и за каждый окружённый пункт территории.
Что нужно для освоения игры:
Игровые фишки двух цветов (можно вырезать из бумаги,
взять монеты или пуговицы). Нарисовать игровое поле: сетку
из 9 вертикальных и 9 горизонтальных линий (можно играть на
поле 5х5 или 7х7). После ста партий на маленьком поле по
буйте свои силы на поле 13х13 (на этом поле хорошо осваивать
завершение партии). После ста партий на среднем поле можно
перейти на профессиональное поле 19х19.
Го в Интернете
Популярные игровые сайты: http://www.gokgs.com/, http://pan
danet-igs.com/, http://www.tygemgo.com/.
На KS (The Kiseido o Server) есть русская комната.
Как делается ход
Ход – это постановка камня на од
но из пересечений вертикальных и
гори
зон
тальных линий.
В игре на равных начинают чёрные!
Ходы делаются по очереди!
После того как чёрные сделали
свой ход, очередь хода переходит к
белым, затем снова чёрные делают
ход и т.д.
Камни не двигаются!
После совершения хода камень запрещено передвигать.
1. Разыграть цвет (по одному камню разного цвета взять в каж
дую руку и предложить сопернику выбор);
2. Заполнить всё игровое поле, выставляя по одному
камню по очереди.
Немного воображения
Как вы думаете, какой форме соответствует название:
“Кролик”, “Пирамидка”, “Автомобильчик”,
“Цветок сливы”, “Квадратик”, “Панцирь черепашки”.
Расставьте камни по предложенным рисункам. Что вам напоминают
эти рисунки?
Попробуйте сами создать какой-нибудь рисунок из камней на игровом
поле с условием, что камни должны стоять на пересечениях.
Д.1. У одного камня в центре
четыре жизни (дамэ).
Тема №1. Дамэ.
Камень (группа камней) имеют силу (время жиз
ни), выра
женную в количестве свободных пунктов – дамэ (яп.).
Д.2. У группы из двух камней в
центре – шесть дамэ.
Д.5. Обратите внимание!
Пункты, обозначенные «х» – НЕ дамэ чёр
го камня. Если белые поставят в
эти пункты свои камни, у чёрного ка
мня останется четыре дамэ.
Д.4. У группы из двух камней на
первой (крайней) линии – четыре
дамэ.
Д.3. Здесь белый камень отни
мает одно дамэ у чёрных. То есть
у чёрных в этой ситуации пять
дамэ.
Тема №1. Дамэ.
1. Сколько
свободных пунктов
(дамэ) у чёрных камней.
2. Запишите ответ.
№11 ( )
Тема №1. Дамэ.
1. Сколько
свободных пунктов
(дамэ) у чёрных камней.
2. Запишите ответ.
Тема №1. Дамэ.
1. Сколько
свободных пунктов
(дамэ) у чёрных камней.
2. Запишите ответ.
Тема №1. Дамэ.
1. Сколько
свободных пунктов
(дамэ) у чёрных камней.
2. Запишите ответ.
Количество дамэ зависит от места расположения и
формы камней (одинаковые формы в углу, на стороне
и в центре имеют разное количество дамэ) .
Атари-го
Сыграйте несколько партий до пяти (десяти) захваченных
камней. Победителем становится тот, кто первым захватит пять
(десять) камней соперника.
Тема №1. Дамэ.
1. Сколько
свободных пунктов
(дамэ) у чёрных камней.
2. Запишите ответ.
Д.6. У кам
одно
дамэ. Такая ситуция на
ва
ется “атари”
Тема №2. Атари и захват камней.
Чтобы захватить камни, нужно отобрать у них все дамэ...
Д.1. ...камень в углу
имеет два дамэ, камень
на стороне – три дамэ,
камень в центре –
четыре дамэ. Другими
словами...
Д.2. ...чтобы захватить
ка
мень в углу, на
стороне или в цент
ре, потребуется два,
три и четыре хода
соответственно.
Д.3. Результат после
Д.4. Пример захвата
кам
ня. Пос
ле 8 хода
белые за

вершили ок-

же
ние чёрного кам
-
ня 1 и должны убрать
его с игро
вого поля.
Д.5. Результат пос
Окружённые камни НЕМЕДЛЕННО удаляются с доски!
Тема №2. Атари и захват камней.
Камни, у которых нет дамэ НЕМЕДЛЕННО удаляются с
доски!
Д.7. Ходом 1 чёрные
закрывают последнее
дамэ белого камня и
должны сразу же уб
рать
его с игрового по
Д.9. У всех чёрных
групп – по одному
дамэ...
Д.10. ...после хода б.1
пол
ностьюокру
ные
камни чёрных не
мед
-
но удаляются с дос
Нужно запомнить!
Термины игры:
Дамэ
– свободный пункт.
Атари
– ситуация, когда у камней остаётся одно дамэ.
Д.8. Результат пос
Д.11. Результат пос
Тема №2. Атари и захват камней.
1. Какой ход чёрных захватывает камни белых?
Укажите только один ход.
2. Сколько камней потеряют белые?
№11 ( )
Тема №2. Атари и захват камней.
1. Какой ход чёрных захватывает камни белых?
Укажите только один ход.
2. Сколько камней потеряют белые?
Тема №2. Атари и захват камней.
1. Какой ход чёрных захватывает камни белых?
Укажите только один ход.
2. Сколько камней потеряют белые?
Тема №2. Атари и захват камней.
1. Какой ход чёрных захватывает камни белых?
Укажите только один ход.
2. Сколько камней потеряют белые?
Тема №2. Атари и захват камней.
1. Какой ход чёрных захватывает камни белых?
Укажите только один ход.
2. Сколько камней потеряют белые?
Помните!
Камни, у которых нет дамэ, не имеют права стоять на игровом поле!
Подумайте!
Чем отличается игра го от других игр?
Не забывайте значение терминов:
Дамэ
– свободный пункт.
Атари
– ситуация, когда у камней остаётся одно дамэ.
Сыграйте несколько партий до пяти (десяти) захваченных камней.
Тема №2. Атари и захват камней.
1. Какой ход чёрных захватывает камни белых?
Укажите только один ход.
2. Сколько камней потеряют белые?
Тема №3. Спасение камней.
Самый простой способ спасения – добавить ещё один
камень (удлиниться) и увеличить количество дамэ своим
камням.
Д.1. Камень белых
имеет все
го одно дамэ. Следующим хо
дом
чёрные могут этот камень зах
ва
тить. Как его спасти?
Д.2. Нужно добавить ещё один
камень, и у образовавшейся груп
пы из двух камней – три дамэ.
Д.3. Ешё один простой способ
сения камня в атари, это – сое
-
диниться с другими своими камнями.
Д.4. Ход б.1 не спасает ка
Ходом 2 чёрные зак
вают пос
лед
нее дамэ и снимают
ка
с доски.
Соединёнными считаются камни одного цвета, распо
жен
ные на одной линии на соседних пересечениях.
Тема №3. Спасение камней.
Ход чёрных. Найдите камни чёрных в атари и спасите их.
Укажите только
один
ход.
Тема №3. Спасение камней.
Ход чёрных. Найдите камни чёрных в атари и спасите их.
Укажите только
один
ход.
№11
Тема №3. Спасение камней.
Ход чёрных. Найдите камни чёрных в атари и спасите их.
Укажите только
один
ход.
Отличительные особенности игры
– игра на равных начинается на пустом игровом поле;
– камни ставятся на пересечение линий;
– камни не передвигаются;
– всё поле игровое.
Нужно уметь:
– захватывать камни противника;
– защищать свои камни.
Нужно помнить:
– камни, у которых нет дамэ, немедленно снимаются с доски.
Первоначальный смысл игры может заключатся в победе того
игрока, который первый захватил пять (десять, двадцать...) камней
противника. Это помогает освоиться с игрой не «по клеточкам»,
а «по пересечениям».
Следующий шаг – игра на сорок камней.
У вас должна быть доска 9х9 и по 40 чёрных и белых камней.
Начиная на пустой доске, делая ходы по очереди, выигрывает
тот, кто первый выставил все свои игровые камни.
Внимание!
Захваченные камни возвращаются противнику и
снова стано
вят

То есть чем больше камней захватили, тем больше ходов нужно
сделать, чтобы выставить 40 камней.
Д.1. Перед началом партии камни
нужно выс
тавить на доску, чтобы
оба игрока убе
лись в правильном
количестве игровых камней.
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В Теме №3 нужно было спасти свои камни, удлинившись
или сое
шись с другими своими камнями. В этой
Теме рассмотрим спасение кам
ней за счёт захвата камней
соперника. Такие позиции называются “сэмэай” (яп.).
Д.1. Отмеченные чёрные и бе
лые камни находятся в си
туа
атари, у этих камней по од
дамэ.
Д.2. Если ход чёрных, то они
захватывают два камня белых и
спасают три своих камня.
Д.3. Если ход белых, то они
захватывают три камня чёрных,
спасая два своих камня.
Д.4. В этой позиции пункт «х»
важен для обеих сторон т.к. ход
в этот пункт спасает свои камни,
захватывая чужие.
Не торопитесь! Дорожите своим ходом!
Выбирайте ход, который принесёт наибольшую
пользу!
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
№11
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
В каждой задаче покажите лучший ход за чёрных (если бы начинали
чёрные), и лучший ход за белых (если бы начинали белые).
Как повышать силу игры?
Решение задач – один из способов повышения
мастерства, но без игровой практики ваши знания
будут не востребованы. Поэтому нуж
но играть, играть
и играть! С друзьями, с компьютером, в Интернете, при
мать
участие в турнирах.
Не расстраиваться от поражений – воспринимать поражения
как ещё одну задачку, которую вы не решили, но обязательно ре
те в следующий раз.
Что вы уже должны знать:
– игра на равных начинается на пустом игровом поле;
– всё поле игровое.
– играющий чёрными ставит на один из игровых пунктов
камень (игровые пункты образуют пересечения вертикальных и
горизонтальных линий), затем, играющий белыми ставит свой
камень (ходы делаются по очереди);
– камни не передвигаются;
– камень или группу камней можно захватить («срубить»), зак
рыв все дамэ.
– камни, у которых нет дамэ, немедленно убирают с доски!
– термины: дамэ и атари.
Что нужно узнать:
– запрещаются самоубийственные ходы и повторение позиции
(правило ко);
– выигрывает тот, кто набрал больше очков. Очки начисляются
за каждый захваченный камень противника и за каждый окру
ный пункт территории.
Тема №5. Запрещённые ходы.
§1. Самоубийственные ходы запрещены!
Д.1. Белым ходы в пункты “х”
зап
, т.к. после тако
го
хода у белых не будет дамэ.
Д.2. Белым ходы в пункты “х”
, т.к после та
ко
го хода
у белых будет одно дамэ.
Д.3. Что вы думаете о ходе
чёрных в пункт “х”? Можно ли
чёрным играть в этот пункт?
Д.4. Чёрные закроют послед
дамэ двум белым камням на Д.3,
снимут их с доски, и у чёр

ного
камня появится дамэ. То есть
такой ход чёрным раз
Запрещено делать ход, после которого не будет дамэ у
вашего камня (камней), или не закрывается последнее
дамэ у камня (камней) соперника.
Тема №5. Запрещённые ходы.
§1. Самоубийственные ходы запрещены!
Разрешён ли чёрным ход 1? Да или нет?
№11
Тема №5. Запрещённые ходы.
§1. Самоубийственные ходы запрещены!
Разрешён ли чёрным ход 1? Да или нет?
Тема №5. Запрещённые ходы.
§1. Самоубийственные ходы запрещены!
Разрешён ли чёрным ход 1? Да или нет?
Тема №5. Запрещённые ходы.
§1. Самоубийственные ходы запрещены!
Разрешён ли чёрным ход 1? Да или нет?
Обращайте внимание на всю позицию!
Изменение положение одного камня может сделать
ход запрещённым и наоборот.
Тема №5. Запрещённые ходы.
§2. Повторение позиции запрещено!
Запрещается ставить камень в пункт, где только что
был захвачен один камень (Правило ко).
Данное правило исключает бесконечное повторение позиции.
Д.1. У камня
одно
дамэ...
Д.2. Ходом 1 чёрные
имеют право зах
ва
камень
Д.3. Теперь у камня
одно да
мэ, но бе
лым в пункт “а” иг
рать
запрещено
, т.к. по
торится...
Д.4. Белые должны сыграть в другом
месте, например, 2. Ес
ли чёрные
ответят 3, то бе
лые могут захватить
камень 4 хо
дом, т.к. позиция на доске
лом изменится...
Позиция ко действительна, когда вы захватываете
ОДИН камень противника, и он может захватить
только ОДИН камень в этом же пункте.
Д.5. Чёрные следующим ходом
не могут играть в “а”, т.к. позиция
повторится. Чёрные должны сделать
ход в другой пункт.
Тема №5. Запрещённые ходы.
§2. Повторение позиции запрещено! Правило ко.
Создайте ситуацию захвата одного камня.
Укажите один ход.
№11
Тема №5. Запрещённые ходы.
§2. Повторение позиции запрещено! Правило ко.
Создайте ситуацию захвата одного камня.
Укажите один ход.
Тема №5. Запрещённые ходы.
§2. Повторение позиции запрещено! Правило ко.
Как чёрным ответить на ход белых 1?
Тема №5. Запрещённые ходы.
§2. Повторение позиции запрещено! Правило ко.
Как чёрным ответить на ход белых 1?
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
Важный принцип сохранения камней напрямую
связан с зап
том на самоубийственные ходы.
Д.1. Пункт “а” называется
“глазом”. Пока внешние дамэ
у чёрных открыты (отме
стрел

ками), в пункт “а” белым иг
-
рать запрещено...
Д.2. …но если все внешние да
мэ будут закрыты, белым мож
играть в 1, захватывая три чёрных
камня.
Д.3. В этой позиции чёрные
имеют “два глаза” и такую груп
пу захватить невозможно, т.к.
ходы в пункты «а» за
белым, чёрным в эти пункты иг
рать НЕ нужно.
Группа чёрных
называется “живой”.
Д.4. Если чёр
ные сыграют в
пункт 1, то пост
роят живую груп
пу с тремя гла

зами. Если белые
сыграют в пункт 1, то вся чёрная
группа по

гибнет, т.к. у неё будет
только один глаз.
Группа чёрных
называется “мёртвой”
Группу, у которой есть “два глаза” захватить
невозможно!
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
Ход чёрных. Постройте “два глаза”.
Укажите один ход.
№11
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
Ход чёрных. Постройте “два глаза”.
Укажите один ход.
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
Ход чёрных. Не дайте белым построить “два глаза”.
Укажите один ход.
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
Ход чёрных. Не дайте белым построить “два глаза”.
Укажите один ход.
Тема №7. Территория.
Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Очки
начисляются за каждый захваченный камень противника и
за каждый окружённый пункт территории.
Территория
– участок игрового поля, окружённый
камнями одного цвета.
Д.1. Чёрные окружили часть
рового поля в правом ниж
углу. Сколько очков по
Д.2. Каждое пересечение внут
-
ри группы чёрных при
носит од

очко, то есть чёрные окру
восемь очков.
Д.3. Чёрные после хода в “а”
окружат восемь очков. Если в “а”
первыми сыграют белые...
Д.4. ...чёрным нужно отве
ч.2, чтобы защитить тер
торию
и у них останется семь очков.
Чтобы получить территорию, нужно укреплять
границы и защищаться от вторжений противника.
Тема №7. Территория.
Сколько очков окружили чёрные и белые?
№11
Тема №7. Территория. Ход чёрных.
1. Какой пункт нужно занять, чтобы защитить территорию?
2. Сколько очков получат чёрные?
Тема №7. Территория. Ход чёрных.
1. Какой пункт нужно занять, чтобы защитить территорию?
2. Сколько очков получат чёрные?
Тема №8. Начальные ходы.
Игра на равных начинается на пустом игровом поле. Но
какие пункты выбирать для первых ходов?
Д.1. Первая линия – “линия
смерти”. Камни на первой ли
легко зах
ва
ва
ют
Д.2. Вторая линия – “ли
ния по
жения”. Камни на второй линии
окружают мало тер
ритории.
Д.3. Третья линия – “ли
территории”. Камни на тре
линии могут построить на
ную территорию.
Д.4. Отмеченный камень сто
на пересечении тре
ей и вто
линий. Оп
ляем “вы
ту” от
вой ли
нии – этот ка
мень при
же
Камни в начале партии нужно ставить НЕ ниже
третьей линии.
Тема №8. Начальные ходы.
Отметьте камни, которые стоят на первой линии.
№11
Тема №8. Начальные ходы.
Отметьте камни, которые стоят на второй линии.
Тема №8. Начальные ходы.
Отметьте камни, которые стоят на третьей линии.
Завершение партии
Очки начисляются за каждый захваченный камень
противника и за каждый окружённый пункт территории.
Если с захватом камней у начинающих не возникает проблем,
то для понимания, что такое территория, нужен опыт.
Д.1. Чёрные и белые поставили по 15 кам
ней. На правой стороне образовалась зо
свободных пересечений окружённая чёр
ми камнями, на левой стороне – зона,
которую окружили белые. Такие зоны,
которые окружены камнями одного цвета и,
в которых про
тивник не может построить
живую группу, называются “территорией”.
Д.2. Каждое пересечение внутри терри
то
рии приносит одно очко. В данном случае
чёрные окружили 31 пересечение, белые –
20 пересечений. То есть чёрные выиграли 11
очков. В этой партии не было захвачено ни
одного камня. Что же делать с теми камнями,
которые в процессе игры были захвачены?
Д.3. Игра закончилась после 36 хода белых.
Во время игры были захвачены два камня. Один камень захватили чёрные
(камень б.6) и один камень захватили белые (ч.7). После того как игра
остановилась
(игра останавливается после
того как игроки последовательно про

пус
тили свой ход, сказали «пас»).
Захваченные
камни выставляются на терри
то
рию того же
цвета. То есть чёрный камень выс
тавляется на
территорию чёрных, белый камень – на тер
риторию белых.
Д.4. Позиция после двух последовательных пасов.
Д.5. Захваченные камни (
и
) выставляются на территорию такого
же цвета. После выставления пленников, производится подсчёт очков.
У чёрных – 25 очков территории, у белых – 20 очков.
Д.6. Чёрные захватили два белых камня, белые – шесть чёрные
камней. Вы не найдёте ходы 19 и 29 на диаграмме, но под диаграммой
дана ссылка, что 19 ход был сделан в 12, а 29 в 22.
Д.7. Позиция после двух пасов.
Д.8. Захваченные во время игры камни
(отмечены треугольником) возвращаются на
игровое поле, и подсчитывается количество
оставшейся территории. У чёрных – 2 очка,
у белых – 15 очков.
Д.9. Нейтральные пункты.
Очень часто остаются пункты на границе территорий, которые никому
не приносят очков. Например, пункты “х”. Такие пункты называются
“нейтральными”. Они закрываются по очереди перед тем как снять
пленников.
Д.10. В этой позиции четыре нейтральных пункта.
Спорные позиции доигрываются!
Последовательность завершения партии:
1) игрок пропускает свой ход (говорит “пас”), если уверен, что всё
игровое поле разыграно, и следующие ходы бессмысленны или (что
ещё хуже) убыточны. Если противник также пропускает ход, то игра
останавливается;
2) определяется статус групп;
3) заполняются нейтральные пункты;
4) удаляются пленные камни;
5) пленные камни выставляются на территорию того же цвета;
6) определяется разница между суммой очков чёрных и белых.
7) выигрывает тот, кто набрал больше очков.
Игра закончена.
Начинающие часто ошибаются в выборе момента прекращения игры.
Не спешите! Нужно сыграть не один десяток партий, чтобы уверенно
закончить партию.
Коми
В игре на равных начинают чёрные. За это право первого хода чёрные
отдают компенсацию: на доске 9х9 – 0,5 очка, на доске 13х13 – 3,5 очка,
на доске 19х19 – 6,5 очков.
Тема №1. Дамэ.
1 – 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 4; 7 – 8, 8 – 4, 9 – 5, 10 – 5, 11 – 7 , 12 – 3,
13 – 4, 14 – 5, 15 – 3, 16 – 5, 17 – 5, 18 – 5, 19 – 10, 20 – 8, 21 – 7, 22 – 8,
Тема №2. Захват камней.
№11 (4)
Тема №3. Спасение камней.
№11
Тема №4. Контратари (обоюдное атари).
№11
Тема №5. Запрещённые ходы. §.1.
10. Нет; 11. Да; 12. Да; 13. Нет; 14. Да; 15. Нет; 16. Да; 17. Да;
Тема №5. Запрещённые ходы. §.2.
№11
Тема №6. Жизнь и смерть групп.
№11
Тема №7. Территория.
№1. 16 очков у чёрных, 15 очков у белых,
№2. 15 у чёрных, 16 у белых, №3. 31 у чёрных, 30 у белых,
№4. 21 у чёрных, 12 у белых, №5. 19 у чёрных, 20 у белых,
№6. 24 у чёрных, 30 у белых.
№7 (6 очков)
№9 (5 очков)
№11 (12 очков)
№8 (7 очков)
№10 (3 очка)
№12 (12 очков)
№13 (10 очков)
№14 (10 очков)
№15 (8 очков)
№16 (10 очков)
№17 (10 очков)
№18 (8 очков)
Тема №8. Начальные ходы.
№11

Приложенные файлы

  • pdf 1636952
    Размер файла: 744 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий