25 26 27

26 и 27 чем то схожи...и ответы на эти вопросы содержат много текста ..поэтому можно просто почитать чтобы в общем знать, а то что главное выучить...просто если только оставить главное то не будт понятна суть текста..))) ребят если вы считаете что информации не хватает..поищите сами..просто у меня здесь нет интернета..я к знакомой ходила что успела найти нашлапрошу прощения =)




.№25

Характерные черты московских регулярных садов: - развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом; - развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением; - преобладание в ассортименте местных видов; - широкое распространение открытых (как их называли «воздушных» или «зеленых») театров; - в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо; - завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов; - использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.
Особенности русского регулярного паркостроения Дворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события». Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам; - парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. На первом этапе существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте. В него включены морские просторы, использованы выгодные особенности топографии берега; - чрезвычайно характерна была морская ориентация Петровских ансамблей; - самыми впечатляющими средствами художественных парков в Петровскую эпоху были фонтаны и стриженые деревья. Как деревья в боскетах, так и вода в фонтанах принуждались изменить свой естественный облик, для того чтобы показать те или иные необычные декоративные свойства. Очень большое внимание уделялось фонтанам. Поэтому выбор участка для разбивки нового сада зависел от возможностей их водоснабжения; - первые регулярные сады строились в недавно освоенных и заселенных сельских местностях, как это, преимущественно, было в других европейских странах, среди относительно измененной северной природы, в окружении лесных массивов, на берегах широких рек и морских заливов. Одно это придавало ярко выраженный своеобразный облик. Он определялся и своеобразным местным растительным материалом. Яркие цветочные партеры определяли неповторимый колорит садов, которые создавались в окрестностях Петербурга; - регулярные композиции никогда не отличались какой-то идеальной геометрической правильностью, как, например, в садах Германии. В России было естественным и привычным воспринимать сад на фоне природного пейзажа. В рамках нового регулярного стиля сохранилось древнерусская традиция свободного живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа; - древние традиции в зеленом строительстве оказались очень живучими, и потребовался переходный период, в течение которого, на некоторое время, взяли верх принципы регулярного ансамбля; - на первых порах практиковалась доставка молодых и даже взрослых деревьев и кустарников из-за границы, прежде всего голландских лип, самшита, тиса и др. В последствие выяснилось, что местный климат не подходит для многих из них. В аллеях, а также для устройства шпалер и зеленых стен применяли ель, можжевельник, березу, рябину, черемуху, плодовые деревья и кустарники, а в партерах – бруснику и даже зеленый лук; - на русское садово-парковое искусство заметно оказали голландские сады; - огромное значение для развития декоративного и плодового садоводства имели оранжереи, в которых выращивались апельсины, лимоны, белые лилии, пионы и другие растения. Для ранних Петровских садов характерны следующие черты: - особое место и значение занимают каналы и цветники; - голландское влияние на садово-парковое искусство; - расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев. Наглядным примером является проект, так называемой, образцовой (типовой) усадьбы в Петербурге (авторы Д. Трезини и А.Леблон) Здесь прослеживается строгий регулярный стиль, присущий эпохе европейского барокко. В 1717году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад. Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др.Однако первый опыт освоения ландшафтного строительства был приобретен в 1703г. при строительстве Лефортовского и Головинского садов в Москве. Они являлись парадными дворцово-парковыми комплексами, предназначенных для проведения официальных праздников и практически находились в распоряжении Петра I. Эти ансамбли расположены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасадами на реку и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенденции композиционно-осевого построения.
Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства. Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. В процессе строительства осуществлено много отклонений от первоначального проекта. В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2га), третий – ныне Михайловский сад (10га) и Большой луг (Марсово поле, 9га), четвертый – Итальянский сад (11га). Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами – липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато украшенные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами. Одним из главных украшений сада были работы известных венецианских скульпторов – П. Баратта, Д Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы.Для закладки сада использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д. Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, прослеживаются новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер. После 1824г. царская резиденция стала общественным городским парком.
Своеобразный русский тип декоративного регулярного парка, формирование которого началось в Москве в конце XVII – XVIII веков, полностью сложился к середине XVIII в. Его лучшими образцами стали сады и парки Петербурга и Москвы, из которых наиболее интересны Кусково и Архангельское.
Кусково - родовое поместье графов Шереметьевых, находилось примерно в 10км от центра Москвы (в настоящее время его ансамбль входит в современные границы города). В 1743г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам он включал дворец, регулярный парк (в пределах обводного канала), лабиринт и регулярный сад с лучевой системой аллей, Большой пруд с каналом и Зверинец, созданный на основе естественного лесного массив (В последующем ансамбль расширяется и обогащается новыми парковыми участками, из которых наиболее интересен, созданный в 1778г. - пейзажный сад Гай. Он насыщен разнообразными сооружениями. Вместе с тем его центром остается придворцовый регулярный парк, существующий в настоящее время и занимающий площадь 31га. Форма парка близка к квадрату, его пространство имеет трехчастное членение. Водные устройства Кусково – каналы и пруды не только украшали парк, но и были необходимы для осушения территории.
. В Архангельском парке все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, но имеет он регулярную планировку. Назвать этот удивительный по своей художественной выразительности ансамбль переходным, подобно Ораниенбауму, нельзя, в нем гармонично слились и парк, и архитектура, и природный ландшафт. В Архангельском, так же как и в Кусково, прослеживается трехчастное членение, с открытым пространством в центре и боскетами по сторонам. Но включение в объемно-пространственную структуру архитектурно обработанного рельефа, решение открытых пространств и их связь с окружающим ландшафтом сообщают парку индивидуальный характер. К концу XVIII в. ансамбль Архангельского был полностью сформирован. Его площадь составляет 14га. Парк разбит на высоком берегу Москвы-реки.Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков.

№26
В 1737 году была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, архитектурную часть которой возглавил П. М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, закрепивший планировочные и композиционные идеи регулярной архитектуры. Согласно этому плану центр окончательно переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трех главных городских магистралей трех лучей, расходившихся от башни Адмиралтейства, перестройка которого в это время заканчивалась по проекту И. К. Коробова. Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями.
Крупнейшим мастером высокого барокко был Бартоло-мео Франческо Растрелли, создавший в Петербурге и его окрестностях многочисленные постройки. Одной из первых его работ стал третий Зимний дворец, сооруженный в 17321735 годах на берегу Невы (на месте нынешнего Зимнего дворца).
Середина XVIII века ознаменовалась строительством в Петербурге нескольких крупных дворцовых усадеб. Как правило, это были здания, имевшие в плане Н-образный или П-образный корпус с курдонером (парадным двором), который обычно не выходил на главную улицу.
Господствующим направлением паркостроения петровского времени был регулярный стиль, свойственный всему европейскому искусству барокко рококо. При этом работавшие в Петербурге в это время архитекторы и садовые мастера руководствовались не только французскими образцами, которые определили основные черты регулярного стиля и дали такие эталоны, как Версаль и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но обращались также к искусству садов Голландии, немецких княжеств и Италии. Такая всеохватность источников привела к выработке оригинального русского варианта общеевропейского стиля, обусловленного национальными и культурно-историческими предпосылками, своеобразием природных условий и местного ландшафта.
Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк ансамбли, получившие развитие в XVIII веке; Александрия,Колонистский парк, Луговой парк, Александровский парк, Сергиевка,Собственная дача Александра II ансамбли XIX века.
Композиция паркового ансамбля
Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.
Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырех парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.
Верхний сад
Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Петр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны:
«Дубовый» (1734 год)  Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».
«Нептун» (1736год)  















Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году 
Нижний парк
Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлиненный треугольник. Парк состоит из трех взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.
Основа планировки парка две системы лучевых аллей (направления север-юг и запад-восток), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.
 

Морской канал и аллея фонтанов  Воронихинские колоннады
Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803) получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И.Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.   
Фонтан «Ева» 
Ансамбль западной части
Дворец Марли














Дворец Марли главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная Марлинская, северная Малибанская и южная березовая.
Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный.
Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн
Каскад «Золотая гора»
Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».   
 
Ансамбль восточной части
Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов) 
Шахматная гора каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями. 
Господствующим направлением паркостроения петровского времени был регулярный стиль, свойственный всему европейскому искусству барокко рококо. При этом работавшие в Петербурге в это время архитекторы и садовые мастера руководствовались не только французскими образцами, которые определили основные черты регулярного стиля и дали такие эталоны, как Версаль и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но обращались также к искусству садов Голландии, немецких княжеств и Италии. Такая всеохватность источников привела к выработке оригинального русского варианта общеевропейского стиля, обусловленного национальными и культурно-историческими предпосылками, своеобразием природных условий и местного ландшафта. Ярче всего специфика самых значительных парков петровского времени проявилась в выборе их местоположения: большинство из них обращено главным фасадом к водному пространству и композиционно увязано с ним. В этом нашёл отражение главный импульс всех петровских преобразований Петровские сады являлись своего рода центрами культуры и общественной жизни, местом сосредоточения произведений искусства и различных природных раритетов. Они предназначались не только для празднеств и прогулок, но служили местом приобщения к широкому кругу гуманитарных знаний, истории, мифологии и общественно-политическим проблемам своего времени. Во второй четверти XVIII столетия, достигнув кульминации, регулярные парки всё более обретали необычную пышность, доведённую до предельной помпезности. Высший расцвет парков барокко связан с творчеством архитектора Б.-Ф. Растрелли. Построенные им дворцы, павильоны и храмы являлись своего рода камертонами, определившими стилистическую тональность паркового окружения, задуманного с ними в органическом единстве. Парки второй четверти и середины XVIII века до предела насыщаются трельяжными сооружениями, кружевными цветниками, различного рода беседками и павильонами, обрамляются вычурными оградами.
Своеобразный переход к новому стилю парков, эстетически обоснованному культурой классицизма философией Просвещения, стиль рококо, которым проявился в парках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], созданных архитектором А. Ринальди,
Одним из мотивов стиля рококо в Ораниенбауме, вынесенным в парки, явились вариации на китайские темы. Эта так называемая «китайщина» в виде павильонов, беседок, мостов и даже целой деревни оживила непривычной экзотичностью русский пейзаж Александровского парка в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и вошла в панораму пейзажных районов Екатерининского парка. В то же самое время с полным утверждением классицистического стиля в архитектуре, когда живописные купы деревьев и изумрудные лужайки стали обрамлением дворцов, чьи строгие фасады подчёркнуты колоннадами и портиками, парки «населили» новыми приметами «романтической» древности: декоративными руинами, готическими строениями, крепостными башнями «рыцарских» замков. Шумные, кипящие, сверкающие золотом каскады и фонтаны уступили место водопадам, оформленным с подчёркнутой естественностью.
В 1760-х годах пейзажный стиль интенсивно вторгся в структуру городских усадеб, не только вытесняя регулярную планировку, но более всего проявляясь при создании новых ансамблей. Лучшими из них были дворцово-парковые комплексы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на Фонтанке, построенного по проекту Дж. Кваренги, и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  творения И. Старова. В обоих случаях архитекторы и работавшие с ними садоводы стремились подчеркнуть живописность планировки и пластичность рельефа как основные признаки естественного пейзажа. С наибольшей полнотой пейзажный стиль второй половины XVIII века получил воплощение в Павловском парке, который и стал его хрестоматийным образцом. Однако Павловский парк не исчерпал всех возможностей пейзажного стиля. Исходя из эстетических концепций отказа от рафинированных условностей, искусственных ограничений и жёсткого рационального восприятия мира, провозглашая возвращение к естественной природе и чувству, которые воплощены в Павловском парке, Л. Ринальди дал свой вариант решения в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отличный от того, что сделали в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Камерон, Бренна и Гонзаго. Пейзажный стиль в паркостроении второй поло вины XVIII столетия не вытеснил полностью регулярный. Оба этих стиля существуют, как это видно по композиции Павловского и особенно Гатчинского парков. Здесь в массив гигантского пейзажного парка включены малые регулярные сады, каждый из которых имеет свою оригинальную композицию. Такое сочетание двух стилистических начал отражает размышления и искания архитекторов, в натуре сравнивавших две концепции.
Пейзажные парки второй половины XVIII века, ставшие шедеврами ландшафтной архитектуры, не превратились в штамп, которым унифицировались все последующие дворцово-парковые ансамбли. Первая половина XIX века даёт наглядный пример эволюции пейзажного стиля. При этом существовали два пути решения. Один чисто классицистический, который представлен в наиболее яркой форме в парках, связанных с ансамблями К. Росси. На первом месте здесь стоит парк Елагина острова. Второй путь ориентирован на готические мотивы дворцового и паркового декора. Наиболее последовательно он воплощен в ансамблях, созданных или измененных по проектам А.А. Менеласа. Это ансамбль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также частично Александровский и Екатерининский парки в Царском Селе. Следует учитывать, что стилистическая трансформация не имела жестких границ. Реминисценция английской готики появилась ещё в конце XVIII века, а классические архитектурные формы сохранялись на всем протяжении XIX века. Середина и вторая половина XIX века также внесли своеобразные элементы в развитие пейзажных парков, наиболее значительные из которых переделывались или создавались заново архитектором А.И. Штакеишнеидером. Ему, а также архитектору Г. Боссе и другим, работавшим в этот период, пришлось решать две задачи: перепланировки дворцово-парковых ансамблей, расположенных на южном берегу Финского залива вдоль Петергофской дороги, и создания новых парков. В обоих случаях проявилось характерное для архитектуры того времени стремление «разумного выбора» стилистического образца или совмещения нескольких мотивов в духе требований эклектического стиля. Так, например, при создании ансамбля усадьбы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] использовались элементы барокко, сплавленные с общим пейзажным решением парка Новым словом в развитии пейзажного стиля явился созданный А. Штакеишнеидером в Петергофе комплекс двух парков Колонистского и Лугового. Здесь каждая архитектурная доминанта, определяющая характер пейзажа, имела свой стилистический прототип помнейский дом, античный храм, итальянскую виллу, крестьянскую избу, древнерусскую церковь. Во второй половине XIX века строительство больших дворцово-парковых резиденций прекращается. Новые царские дворцы вкрапливают в старые ансамбли. Так, в петергофской Александрии появляется Фермерский дворец Александра II, а в самом конце столетия небольшой ансамбль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Николая II. Их парковое обрамление ограничивается территорией Собственных садов. Планировка и оформление этих садов включали регулярные и пейзажные элементы и более свидетельствовали о профессиональном мастерстве, чем о поисках большого стиля. Сказанное в равной степени относится к садовому окружению миниатюрных дворцово-парковых ансамблей, принадлежавших элите петербургского общества. Они появились в небольшом числе в Петербурге, Царском Селе, Петергофе, уступая место бесчисленным дачам, расположенных главным образом на Карельском перешейке. Рассматривая картину развития садово-паркового искусства XVIII начала XX века, мы ещё раз убеждаемся в том, что основной движущей силой являлось противоборство двух начал: регулярного и пейзажного. При этом строгая ориентированность на геометричность, рационалистическая планировка отвечали живописно-пластической архитектуре. И наоборот, живописная, в определённом смысле иррациональная планировка была созвучна классицистическому зодчеству или архитектурно-декоративным формам средних веков. За трёхсотлетнее существование Петербурга сформировалась сложная, органически взаимосвязанная градостроительная система садов, парков, скверов и бульваров, слитая с объёмно-пространственной композицией города. Она дополняется и расширяется своего рода ландшафтной галактикой пригородов, включающей дворцовые парки художественно архитектурных заповедников, Кронштадта, парками усадеб и лесопарками, расположенными на Карельском перешейке, в окрестностях Гатчины, Тосно, Ропши. В современных административных границах города находятся более 50 парков и лесопарков XVIII-XX веков, окрестностях города насчитывается около 60 произведений ландшафтного искусства, в основном XVIII-XIX веков.
Летний сад
В современной объёмно-пространственной композиции Петербурга Летний сад один из самых старых, основных и наиболее полно сохранившихся памятников истории и культуры петровского времени. К нему тяготеют все прилегающие ансамбли и крупные архитектурные сооружения, которые появились здесь на протяжении всего существования города. С запада Летний сад органически связан с ансамблем Марсова поля, пространство которого замкнуто огромной архитектурной кулисой многоколонных фасадов казарм Павловского полка и фланкирующих его зданий. Отделяя поле от на бережной Невы, его окаймляют монументальный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] со Служебным корпусом и, через паузу предмостной Суворовской площади с памятником полководцу, дворцово-импозантные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и Салтыкова. Столь органичное существование Летнего сада в контексте общего градостроительного окружения восходит к изначальному замыслу Петра. . Уже в 1711 году на аллеях Летнего сада появились первые мраморные бюсты и статуи. К 1712 году, когда Петербург был официально объявлен столицей, относится схематический чертёж Петра I, на котором графически сформулирована планировка Первого и Второго Летних садов, тех частей, из которых состоит существующий Летний сад. Эскиз Петра I содержит фиксацию того, что должно было получить свою дальнейшую разработку. Здесь показаны Летний дворец, связанные с ним людские покои и гаванец перед входом во дворец. Первый Летний сад (северная часть нынешнего) гремя параллельными аллеями, идущими от Невы к югу, разделён на четыре части. Четыре перпендикулярные к ним аллеи членят эти части на прямоугольные боскеты. В правой (западной) части намечены партеры. Главная аллея выделена четырьмя площадками, одна из которых овальная, остальные четырёхугольные. Чередование линейной перспективы главной аллеи со своего рода зрительными паузами площадок, предназначенных для фонтанов и скульптур, создавало разнообразие впечатлений и эмоционально оживляло восприятие садового окружения. Помимо этого, площадки, как архитектурные акценты, выделяли значение главной аллеи. На берегу Фонтанки Пётр I наметил место для будущего павильона Грот и его основную конфигурацию. Продольные аллеи пересекаются четырьмя поперечными, которые в свою очередь отделяют друг от друга прямоугольные боскеты. По сторонам главной аллеи расположено по три боскета. Им соответствуют три боскета восточной части, связанные с осью третьей продольной аллеи. За внешней простотой решения раскрывается достаточно сложная композиционная «игра». Проходя по главной аллее или по аллее, расположенной восточнее от неё, зритель видит справа и слева одинаковые симметричные боскеты. Чтобы сохранить эту иллюзию, по сторонам восточной перспективы на эскизе Петра I показаны два дополнительных боскета. Второй Летний сад (южная часть ныне существующего) по эскизу Петра I отделён от Первого поперечным каналом, который брал начало от Лебяжьего каната, отмечающего западную границу ансамбля. Этот канал доходил до здания Оранжереи, равной ему по ширине. Такое смыкание водной артерии и здания имело двойное назначение: первое заключалось в том, что вода подавалась непосредственно к зданию, где содержались растения, нуждающиеся в обильной поливке, второе канал не заслонял перспективу на Второй Летний сад, где Пётр Первый проектировал боскет с восьми лучевой этуалью (звездой), за которым находился фигурный бассейн, предназначенный для фонтана. Здание Оранжереи, наоборот, отгораживало от более парадной части расположенный перед её южным фасадом Оранжерейный сад. В эскизе Петра I вблизи бассейна намечались боскеты овальной и концентрической планировки. Кроме того, на нём показаны аллеи по берегам Лебяжьего канала и Фонтанки. Эскиз Петра I предопределил все дальнейшее развитие Летнего сада как произведения регулярного стиля с господством линейных перспектив, геометрически чётких боскетов, с обилием цветов, водных элементов бассейнов и каналов, которые, по существу, превратили Первый и Второй Летний сады в сад-остров. Уже в петровское время сады вблизи Летнего дворца стали доминантой обширного комплекса нескольких Летних садов. За рекой Мьей (Мойкой), отмечавшей южную границу сада, на месте нынешнего Инженерного (Михайловского) замка и сада[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] находился Третий Летний сад, состоявший из двух частей. Одна из них именовалась Шведской. В Шведском саду (ныне Михайловском) на берегу Мойки, там, где стоит павильон, построенный К. Росси, находился дворец Екатерины I, так называемые «Золотые хоромы». Из его окон открывался вид на обширный луг, который превратился в Марсово поле, а в первой четверти XVIII века он именовался Царицыным, или Большим, лугом. На месте Екатерининского института находился Итальянский сад, названный по дворцу, построенному по проекту Н. Микетти в 1720-х годах. 1712 год стал этапным в формировании Летнего сада. Руководствуясь петровским эскизом, прибывший в том же году садовый мастер Ян Роозен в течение двух лет сумел придать Летнему саду облик, который отвечал престижу молодой столицы государства, На плане Я. Роозена первая и третья площадки главной аллеи обогащены фонтанами. По сторонам аллеи чётко выявлены прямоугольные боскеты и намечено их решение. В четырёх первых от средней площадки расходятся восемь лучевых аллей. В остальных боскетах показаны линейно посаженные растения. Бассейн во Втором Летнем саду уже оживлён водомётами, а его изогнутый берег обрамлён трельяжнои аркадой, средняя часть которой увенчана аркой с крестом. Новым в планировке Первого Летнего сада явилось появление двух лучевых аллей, расходящихся от площадки перед Гротом. Эти площадки вели в глубину боскетов, где находились небольшие «кабинеты», окружённые трельяжами. 1716 год ознаменовал начало нового этапа в развитии композиции Летнего сада. Он связан с именем приехавшего из Франции выдающегося архитектора паркостроителя и теоретика Ж.Б. Леблона, который предложил генеральный план, отмеченный цельностью и широтой замысла. Принципиальная основа плана заключалась не только в обогащении декора Первого и Второго Летних садов, но и в устройстве парадного парка на обширной территории Третьего Летнего сада, простиравшегося от южного берега Мойки. Кроме того, в систему Летних садов включался Большой луг (Марсово поле).
Кульминацией в развитии Летнего сада явился период, когда наиболее значительные работы в столице велись по проектам Б.Ф. Растрелли. По его чертежам в середине XVIII века в Третьем Летнем саду создаётся обширный Летний дворец Елизаветы Петровны. Рядом с ним был распланирован сад с огромным лабиринтом, двумя фигурными прудами, украшенный множеством скульптур. Перед северным фасадом дворца был устроен курдонер с узорными цветниками. Немало было сделано Растрелли в Первом и Втором Летних садах. Ещё в 1730-х годах рядом со Вторым Летним дворцом Петра I, обращённым фасадами к Неве и Лебяжьему каналу, Растрелли соорудил вдоль берега Невы дворец для Анны Иоанновны. В связи с этим пришлось разобрать так называемую «Залу для славных торжествований» Земцова. Десятилетие спустя Растрелли декорировал Второй Летний сад каскадом с разнообразным скульптурным убранством, а также спроектировал различные трельяжные решётки, садовые украшения и цветники. В этот период в Летних садах имелись все те элементы, которые являются наиболее характерными для садов регулярного стиля. Был здесь и павильон Грот, декорированный редкими раковинами и скульптурами, а в его интерьерах находились фонтаны и водяной орган. Аксонометрический план Сент-Илера зафиксировал «историческую грань», после которой началось уничтожение барочного декора и вторжение пейзажных приёмов и архитектурных произведений классического стиля. Новое и даже негативное отношение к «искусственным» регулярным садам сказалось и в том, что после сокрушительного наводнения 1777 года не были восстановлены разрушенные фонтаны, трельяжи и другие архитектурно-декоративные «причуды». Значительные архитектурные строения, такие как людские покои, Второй Летний дворец Петра I и Аннинский дворец, были разобраны в связи с устройством гранитных набережных Фонтанки и Невы. К этому же времени исчезли галереи колоннады на берегу Невы, а сам берег был расширен путем подсыпки. Чтобы ликвидировать контраст между нарядным обрамлением невского берега и не имевшей архитектурного оформления северной границы Летнего сада, было решено соорудить здесь ограду. Архитектор Ю.М. Фельтен предложил интересное решение, в котором удачно сочетался мотив колонн, восходящий к петровским галереям, со сквозной кованой решеткой, что также перекликалось с характером трельяжей. Классически стройные колонны, увенчанные вазами, вырублены из пютерлакского гранита и покоятся на массивном цоколе. Их монументальность оттеняется графически чётким рисунком решётки, завершённой золочёными копьями и листьями аканта и связанной золочёными же розетками, которые проходят по средней высоте стержней. Совершенны по своей завершённости и утонченному изяществу створы ворот. В них «вписаны» выполненные из металла силуэтные изображения античных ваз с золочёными цветами. Ворота венчаются крутыми спиралями и пальметтой, что придаёт створам особую легкость.. Композиция Летнего сада, как приморского вертограда, ориентирована на невский простор. Его три главные перспективы, проложенные вдоль всей территории, в петровское время выходили прямо к Неве, отделенные от неё лишь галереями-колоннадами.
Внешне простая планировка, которая формируется пересечением небольшого числа продольных и поперечных аллей, в действительности даёт множество разнообразных зрительных комбинаций, напоминая, в определённом смысле, «кубик Рубика». Находясь в центре любой из площадок Главной аллеи, зритель находится в окружении четырёх боскетов. То же самое относится и к пересечениям восточной перспективы и Школьной аллеи (западная перспектива) с поперечными аллеями. Планировка Летнего сада органично увязывалась с его насаждениями. Деревья и кустарники подчёркивали границы боскетов, линеарность аллей. Их кронам придавались геометрические формы, благодаря чему создавалась иллюзия зелёных стен. По существу, сад мыслился как дворец под открытым небом с залами и кабинетами.
Со второй половины XVIII века формовка (подстрижка) деревьев прекратилась. Породный состав стал более однообразным. Свободно растущая крона создала над аллеями своеобразный шатёр. Но этот живописный пейзажный элемент только подчеркнул восходящую к годам основания сада гармоничную строгость его регулярной планировки. Летний сад удивителен тем, что он первенец петербургских садов, что он сохранил свою петров скую изначальность, что с ним связано многое в истории и культуре города. Но более всего Летний сад замечателен своей одухотворенностью. Он пронизан той особой таинственной поэтичностью, которую в разной мере ощущает каждый, кто искренне погружается в его исключительно стройную гармонию.
Парки Петергофа и Стрельны
Приморские регулярные парки Петергофа и Стрельны более всех остальных ансамблей на южном берегу Финского залива связаны общностью естественного рельефа. Эта природная предпосылка определила их органическое двуедннство в общей объёмно-пространственной композиции архитектурного комплекса Петергофской дороги. Оба Нижних парка Петергофа и Стрельны расположены на прибрежной полосе
С 1723 года в создании Петергофа принимал участие архитектор М. Земцов, который в 1730-1740-х годах вместе со своими помощниками И. Бланком и И. Давыдовым сыграл решающую роль в многочисленных работах. По его проектам умножили фонтанный и скульптурный декор, усилив барочную пышность парка. Совместно со скульптором Б.-К. Растрелли в 1735 году М. Земцов создал монументальный фонтан-символ «Самсон, раздирающий пасть льва». В эти же годы Верхний сад был обогащён фонтанной и скульптурной декорацией и превращён в парадный подъезд к резиденции со стороны Петергофского шоссе. Сын скульптора Б.-К. Растрелли, архитектор Б.-Ф. Растрелли, перестроил петровские Верхние палаты в праздничный, нарядный Большой дворец, наполнил Нижний парк и Верхний сад множеством затейливых беседок и трельяжей и украсил узорными цветниками. Вместе с Б.-Ф. Растрелли работал садовый мастер Б. Фок, который самостоятельно выполнил чертежи цветников и садового убранства. Во второй половине XVIII века, в начале и середине XIX века значительную роль в поддержании художественной целостности петровского ансамбля Петергофа сыграли архитекторы А. Воронихин и А. Штакеншнейдер, а также садовые мастера В. Башловский, Т. Тимофеев, А. Гомбель. Середина XVIII века стала для Петергофа, как и для всех петербургских садов, апогеем развития регулярного стиля. Но вскоре начался упадок и исчезновение регулярных элементов, которые вытеснялись чертами, характерными для пейзажного паркостроения. Однако все нововведения и замены, осуществлявшиеся в Петергофе в последней трети XVIII и в XIX столетии, не изменили основу художественной сути петровского ансамбля. Благодаря этому даже после жесточайшего урона, нанесённого Петергофу в 1941-1945 годах, реставраторы смог ли воссоздать его объёмно-пространственную композицию, планировку, фонтанно-скульптурный декор. На основе фиксационных планов 1770-х годов, выполненных П. Сент-Илером, с максимальной полнотой была возобновлена композиция Верх него сада. Верхний сад в окончательном виде, сложившемся в середине XVIII столетия, гармонично увязан с Большим дворцом, фасад которого равен ширине сада и служит монументальной заставкой всей композиции. Его членения соответствуют структуре дворца, так же, как и все его аллен ориентированы на дворцовый фасад. Центральная планировочная ось, начинающаяся от створа ажурных кованых ворот с двумя мощными пилонами, декорированными колоннами, зрительно проходит по середине всего сада, идёт через центральный зал Большого дворца и продолжается Морским каналом.
Среднему, самому высокому, объёму дворца в планировке Верхнего сада отвечает широкий партер с зеркалами трёх фонтанов, которые как бы нанизаны на одну ось. Вокруг каждого из фонтанов распланированы симметричные газоны, подчёркнутые по краям отдельно посаженными подстриженными растениями. Первым от ворот находится круглый бассейн фонтана «Межеумный» со скульптурами дракона и дельфинов. Второй бассейн, с самым обширным водным зеркалом, декорирован фонтанной скульптурной группой «Нептун». Эта сложная, многофигурная пластическая композиция, возвышающаяся в центре бассейна, является своего рода фокусной точкой и хорошо просматривается в пространстве партера. Тема моря, воплощённая в аллегорических и мифологических персонажах скульптуры, объединяет оформление Верхнего сада с общим замыслом Петергофа, как памятника морской славы. Третий водомёт партера, «Дубовый», полностью идентичен по очертаниям и размерам бассейну фон тана «Межеумный». Площадка вокруг водоёма декорирована четырьмя мраморными скульптурами. За водоёмом фонтана «Дубовый» устроено четыре газона, углы которых отмечены вертикалями подстриженных декоративных растений. Планировка Верхнего сада особенно хорошо читается с балкона дворца, откуда видно деление партера на три части, окаймляющие газоны, продольные и поперечные аллеи, обсаженные подстриженными деревьями, которые своим линеарным строем отделяют боковые части сада. Каждая из них разделена на четыре части, или, как их именовали, «городки». Аллеи, непосредственно ограничивающие партер, начинаются вблизи пилонов главных ворот двумя павильонами, которыми отмечено начало крытых аллей берсо. Эти аллеи служат кулисами южных первых боскетов, которые по своей композиции именуются Квадратными. Следующие два боскета получили наименование Косых, а третьи боскеты названы Круглыми. Такое разнообразие планировочных приёмов характерно для регулярного стиля и диктовалось стремлением добиться множественности впечатлений на сравнительно небольшом участке. Непосредственно перед фасадом дворца находятся Квадратные пруды, в центре которых помещены мраморные статуи и фонтанирующие дельфины. Эти бассейны являются водными боскетами и создают пространственный переход паузу перед фасадом дворцовых галерей, через застеклённую аркаду которых можно было переходить в Нижний парк. В архитектуре Верхнего сада соразмерно использованы все элементы, свойственные регулярному паркостроению. В очерченный прямоугольник, занимаемый им, вписаны такой же формы боскеты и имеющие отчётливо выраженную геометрическую форму газоны и бассейны. Направленность аллей, конфигурация площадок подчёркнуты подстриженными кустарниками и деревьями, посаженными на одинаковом расстоянии друг от друга. Фонтанные струи, бронзовые и мраморные скульптуры создают своего рода динамические и пластические маяки, оживляющие перспективу. В композиции центральной части Нижнего парка отчётливо просматривается принцип симметрии, причём не относительной, а зеркальной. Симметрия заложена также в архитектуре и скульптурном декоре Большого каскада. Центральная ось его композиции акцентирована раскреповкой балюстрады каскада, где установлена двухфигурная группа фонтана «Тритоны», и скульптурой фонтана «Самсон», играющей ключевую роль в смысловом, художественном и композиционном построении всего ансамбля. Принцип симметрии, концентрированно выраженный в центральной части комплекса, распространяется по всей территории. Две аллеи вдоль Морского канала ведут к гавани, образуя вместе с ним широкий луч. Четыре лучевые аллеи расходятся в восточную и западную части Нижнего парка: к дворцу Монплезир и фонтану «Адам», к павильону [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и фонтану «Ева». Это пятилучье, сходящееся к вершине треугольника, отмеченное Большим дворцом и Большим каскадом, пересекается системой трёх лучей, замкнутых дворцом Марли и протянувшихся через весь парк с запада на восток. Пересечение двух систем аллей составляет основу всей композиции Нижнего парка. Центральный луч системы марли неких аллей Марлинская аллея, является главной перспективой, проложенной ещё в петровское время в массиве парка. Это одна из кульминационных точек ансамбля, где постигается полифоничность его образа. На равных расстояниях от моста на Марлинской аллее расположено два однотипных водомёта, названные по скульптурному декору, фонтаны «Адам» и «Ева». Каждый и из них является композиционным центром восточной и западной частей парка, раскинувшихся по сторонам Морского канала. Гранитные бассейны оживлены непрестанным движением букета из мощных и высоких струй, окружающих беломраморные статуи библейских прародителей человечества. Фонтаны «Адам» и «Ева» отмечены удивительной художественной целостностью, в основе которой лежит синтез архитектурных форм, скульптуры, рисунка струй и динамики воды. Всё это усилено принципом математического соответствия: вокруг доминирующей скульптуры колышутся 16 струй, при этом каждой из восьми граней бассейна строго соответствуют две струи. Принцип соответствия продолжен в планировке окружающей территории от каждой грани бассейна отходит аллея, образуя восьмилучевую звезду, типичный планировочный приём регулярного стиля. Площадки у этих фонтанов, ограждённые трельяжами, позволяли использовать эффект множественности перспектив, открывающихся из одной точки. Если с моста над каналом открывается четыре изобразительных «кадра» парка, то здесь их число удваивается. Звёздная планировка позволяла добиться ещё одного способа визуальной игры: эти фонтаны видны в глубинной перспективе из разных концов парка. Фонтан «Адам» является ключевым переходом к Монплезирскому ансамблю, к которому от окружающей его площадки ведут две радиальные аллеи. на небольшом участке Балюстрады устроен фонтан «Раковина» с миниатюрным каскадом. Его бассейн имеет живописные очертания. Рельеф оживлен горкой, украшенной скульптурой, а над протоком устроены мостики. Явственные черты пейзажного решения и несколько упрощенная планировка напоминают о том, что это произведение 1860 х годов. Но китайские мотивы, присущие садам барокко, делают его созвучным основной тональности ансамбля. Оранжерейный сад служит переходным звеном к центральному ансамблю. Он примыкает к самому склону. Конфигурация сада определена по север ной границе полукружным фасадом Оранжереи, которая своими габаритами, импозантностью, множеством декоративных ваз напоминает дворцовое здание. Южная сторона здания отвечала изгибу исчезнувшего погреба, облицованного туфом. От главного входа в Оранжерею к так называемому погребу шла дорога, которая выявляла вторую ось планировки. Скрещение двух аллей закреплено фонтаном-бассейном с бронзово-золочёной скульптурой «Тритон, раздирающий пасть крокодила». В решении Оранжерейного сада прослеживаются те же планировочные принципы, которые использованы как основа композиции всего ансамбля. Восточная, Монплезирская, половина Нижнего парка пример разнообразной аранжировки садов, исходящей из общих приёмов регулярного паркостроения Западная, Марлинская, часть Нижнего парка решена в подчёркнуто укрупнённых формах. Композиция её построена не на слитности дворца и каскада, как это сделано в центральной части парка, и не на противопоставлении дворца каскаду, расположенных на крайних точках общей оси, как в Монплезирском ансамбле. Планировочные оси дворца Марли и Марлинского каскада скрещиваются под прямым углом. Доминирующее положение в ансамбле занимает Водяной сад, состоящий из Большого Марлинского пруда и отделенных от него перемычкой Секторальных прудов, вписанных в общее полукружье. Три арочных моста разделяют полукружье на четыре сектора, которые служили садками для рыбы, равно как и Большой пруд.
***
Оригинальным решением темы регулярного приморского сада является Стрельнинский (Константиновский) парк. Его создание также связано с именем Петра I и восходит к началу XVIII столетия. Обширные парки и сады с фонтанами волновали воображение Петра I во всех его парко строительных начинаниях. И в Стрелиной мызе должны были украсить парк фонтаны и каскады, питающиеся из обширной запруды, устроенной с помощью плотины на речке Стрелке (ныне Орловский пруд). Б.К. Растрелли, Ж.Б. Леблон, Н. Микетти, развивая идею Петра, создали дворец и прибрежный сад перед ним, который получил название Стрельнинского, а в XIX веке по имени нового владельца вел. кн. Константина Николаевича  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Его определяющая черта каналы. Средний канал расположен по оси дворца. Он как бы направляет к морю перспективу, начатую тройной аркадой дворца. Два других параллельных ему канала, названные по своим географическим ориентирам Восточным и Западным, геометрически чётко ограничивают прямоугольную территорию. Продольные каналы связаны друг с другом двумя поперечными.
Первый поперечный канал, соседствующий с прибрежной полосой, при пересечении с центральным трансформируется в Кольцевой канал. Он, подобно оправе, обрамляет круглый по начертанию остров, названный Петровским.
Второй поперечный канал также связывает три продольных и, одновременно с этим, служит границей, разделяющей парк на четыре части. В эту водяную раму вписаны четыре боскета. Их планировка построена на различных пересечениях радиальных и лучевых аллей, с выявлением в местах пересечения или скрещивания площадок различной конфигурации и размера. Два боскета, примыкающие к Петровскому острову, так же превращены каналами в симметричные острова. Это сочетание трёх геометрически выявленных островов один из самых оригинальных мотивов приморских регулярных садов. Примечательно, что трактовка сада как острова, своего рода земного рая, отделённого от остального мира, впервые была использована в композиции Летнего сада. Через каналы переброшены мосты, которые связаны системой периметральных аллей. Читаемые в плане звезды, треугольники и другие геометрические формы напоминают о регулярном характере планировки и стилистической принадлежности Стрельнинского парка. Каналы парка проточны. Они подключены к водоёмам, устроенным ещё в петровское время, и имеют выход в залив через устье Западного канала. Грандиозность была заложена во всех проектах, выполненных для Стрельны Б.К. Растрелли, Ж.-Б. Леблоном, С. Чиприани, Н. Микетти. Если в Петергофе Пётр I решил создать один морской канал, то для Стрельны им была задумана система каналов. Этот замысел Пётр I разъяснил Б.К. Растрелли, и тот, прибыв в Петербург в 1716 году вместе с шестнадцатилетним сыном, будущим замечательным архитектором Б.Ф. Растрелли, первым делом принялся за создание модели Стрельнинского дворца и сада. Изготовление масштабной проектной модели велось одновременно с прокладкой трёх каналов, направленных от дворца к морю. Это говорит о том, что первое архитектурное решение системы каналов было дано Б.К. Растрелли.
. Перед южным фасадом дворца, по генеральному плану Леблона, намечалось устройство огромной полукруглой площади с тремя расходящимися лучами дорог. При этом средняя дорога по ширине равнялась центральному каналу парка, продолжая его ось. Кроме того, Леблон проектировал в парке постройку дворцового павильона, названного «Замок воды», с колонным залом, где помещалась скульптурная фонтанная группа «Нептун на колеснице». В то время, когда Ж.Б. Леблон ещё работал нал деталями и частичным воплощением своего замысла, итальянскому архитектору С. Чиприани в 1718 году был заказан другой проект Стрельнинского дворца и сада. Сохранившиеся чертежи Чиприани показывают, что он пользовался графическими материалами, присланными из России. Основу композиции парка составляют также три продольных канала и один поперечный. Пересечение поперечного канала со средним продольным отмечено водоёмом, на котором находится остров с большим гротом, увенчанным бельведером. Между каналами вписаны строго квадратные боскеты, создающие впечатления геометрической сетки. При взгляде на неё невольно представляешь своего рода «математический» сад, в котором рациональное начало доведено до возможного предела. Почти в каждом квадрате-партере помещён фонтан. Двадцать восемь разнообразных водомётов создают впечатление, что перед нами шахматная доска с расставленными на ней фигурами. Стрельнинский парк, подобно Петергофскому, является нижним. Над ним возвышается естественный двадцатиметровый склон, увенчанный громадой дворца. Н. Микетти, как это было принято в регулярных итальянских садах, обработал склон террасами, идущими по сторонам грота. Западные и восточные террасы разделяются спуском на две части. На оси этих спусков, на верхнем плато, находятся неправильной формы бассейны, которые первоначально имели геометрические очертания. Оси, идущие от бассейнов через террасы, продолжаются аллеями боскетов, создавая сквозную перспективу через весь парк и тем самым связывая единством планировки Верхний сад с Нижним парком. Даже в нынешнем «размытом» состоянии планировки Верхнего сада, который в основном уже имеет пейзажный характер, читается его слитность с Нижним парком. И в этом ещё одна особенность художественного облика Стрельнинского ансамбля. Стрельнинский парк, а точнее говоря, его петровское ядро, фланкируют обширные пейзажные части. В их композиции сочетаются два вида аллей прямые и криволинейные. Западный район парка включает большой Треков луг. В его южной части находятся связанные друг с другом пруды Карпиев, Форелиев и Мельничий, которые наполняются водой из Орловского пруда через специальный водоспуск. Стрельнинский парк пленяет необычайностью замысла, не имеющего аналогов в европейском паркостроении первой половины XVIII века. Однако судьба его драматична. Даже то, что было воплощено, во многом претерпело ущерб. И он воспринимается как неоконченная гениальная симфония. В настоящее время ведутся работы по реставрации и реконструкции Стрельнинского (Константиновского) дворца, который решено использовать как гостевую президентскую резиденцию.









№27
Пейзажные парки второй половины XVIII века
Ансамбли Петерштадт и собственная дача в Ораниенбауме
. В силу игры исторических случайностей Меншиковский дворец с его регулярным садом в течение многих лет был летней резиденцией вел. кн. Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III, женой которого была Екатерина Алексеевна, ставшая в 1762 году российской императрицей. Именно ей, воспринявшей эстетические воззрения французских просветителей, суждено было дать импульс к устройству в России пейзажных парков. Основной среди них ансамбль Собственная дача в Ораниенбауме. В его композиции явственнее всего запечатлён переход от регулярного стиля к пейзажному. Петерштадт, расположенный на левом берегу реки Карость, сочетал в себе два начала регулярное и пейзажное, которые сосуществовали в композиции Петровского парка. Живописные посадки деревьев, водопады у Верхнего и Нижнего прудов, дерновые покрытия прихотливо изрезанных берегов всё это отвечало требованиям планировки пейзажного парка. Но у подножия крепости, на небольшом мысу, располагался сад, убранство которого и малые архитектурные формы были Генеральный план Собственной дачи А. Ринальди почёрпнуты из арсенала регулярного паркостроения. Здесь располагалась Менажерия, восемнадцать вольеров которой с полуциркульными проёмами были связаны концентрической трельяжной оградой. В центре Менажерии, в бассейне барочной формы, был устроен фонтан. Каждый павильон вольера был украшен резными скульптурами зверей и птиц декоративный мотив, восходящий к фабульным фонтанам Летнего сада и Петергофа. Все сооружения и миниатюрные круглые, овальные и фигурные боскеты Петровского сада были связаны между собой упруго изгибающимися аллеями, окаймлёнными трельяжами. Эта барочная садовая декорация была вписана в очертания живописного мыса, у которого сохранили его собственный рисунок, что свойственно пейзажному парку. Через Карость были переброшены деревянные мосты, которые в конце XIX столетия перестроили в камне, декорировав гранитными валунами. Это не лишило Петровский парк его изначального своеобразия. Сохранилось основное, идущее от ринальдневского замысла, воплощённого садовым мастером Ламберти: неразрывная слитность со сложным многопрофильным рельефом, каскады, напоминающие бурные альпийские речки, над которыми перекинуты романтического облика арочные мосты. Двуединство регулярного сада и общего пейзажного решения особенно ярко проявилось в ринальдиевской композиции Собственной дачи. Современное состояние парка Собственная дача только в общих чертах и основных структурах напоминает нам о замысле Ринальди. Планировка Собственной дачи, которая занимает основную территорию Ораниенбаумского ансамбля, включает три самостоятельные и в то же время взаимосвязанные части: восточную регулярную, центральную партер-луг и западную пейзажную. Восточная часть начинается от Концертного (Каменного) зала, обращённого в сторону залива, и простирается до южной границы парка. Она состоит из трёх садов: у Концертного зала, сада с павильонами и беседками и сада у Китайского дворца. Первый по конфигурации и планировке связан с крупным парковым сооружением, строительство которого в 1740-1751 годах связывают с именами М. Земцова и Б.-Ф. Растрелли. Площадка перед Концертным залом очерчена каналом. Аллея на оси средней части здания делит её на две равные половины. Здесь был устроен партерный цветник. Замкнутость его подчеркивали Г образные в плане флигеля, которые фланкировали здание. Гранитные мосты выводили из сада на аллею, ведущую к Меншиковскому дворцу и павильону Катальной горки. Средняя дорожка гранитным мостом связывалась с Тройной, пятнадцатиметровой по ширине, липовой аллеей, идущей в сторону Китайского дворца. Партерный сад у Концертного зала А. Ринальди включил в систему одиннадцать боскетов. Боскет, соседствующий с партерным садом, был засажен рядами деревьев. Этим создавалось композиционное равновесие, а ясной простотой рядовых посадок предварялась изощренная планировка девяти остальных равновеликих боскетов. Разделённые и окаймлённые продольными и поперечными аллеями, они объединены симметричным звёздно-радиальным рисунком дорожек, напоминающих витраж. В начальных точках разветвления аллей находились небольшие площадки. Здесь располагалось пять изящных каменных павильонов классического характера и, вблизи от них, восемнадцать китайских домиков и «кабинетов» в виде открытых беседок с плоскими трельяжными или фигурно изогнутыми кровлями на столбах. Трельяжные ограды, водомёты и бассейны дополняли декор боскетов. И до наших дней здесь сохранились отдельные элементы планировки. Сад узорных дорожек, который является своего рода лабиринтом, соединяется с Тройной липовой аллеей. От места их соединения открывается перспектива на партер и северный фасад Китайского дворца. Самым существенным в местоположении и архитектонике Китайского дворца, главного сооружения ансамбля, является то, что он укрыт в глубине парка, в отличие от барочных резиденций, а также невелик по объёму. Подобно Монплезиру, это дворец павильон. В декоре его фасадов использованы классические элементы, в то время как интерьеры решены в стилистике рококо с широким применением китайских, сюжетных и орнаментальных, мотивов. Эта стилистическая двойственность нашла своё отражение в композиции парка и проявляется в различных аспектах. Трактовка сада у Китайского дворца подчинена симметрии, которая усиливалась двумя одинаковыми павильонами по сторонам обширного регулярного бассейна перед южным фасадом дворца. Регулярное окружение Китайского дворца было вписано в пейзажные боскеты. Именно поэтому превращение строгой рамы водяного зеркала в водоём с как бы природой очерченными берегами и установка перголы в XIX веке не столь ощутимо нарушили соотношение регулярных и пейзажных частей ансамбля. Главной композиционной осью ансамбля Собственная дача являлась перспектива, прорезавшая весь парк с севера на юг. Она начиналась от кромки берегового уступа, на котором высится павильон Катальной горки, завершённый удлиненным куполом, напоминающим колокол. По масштабу и богатому декору, в котором господствуют колоннады, павильон служит архитектурной доминантой ансамбля. Его купольное завершение перекликается с куполами Меншиковского дворца, а в широком панорамном аспекте принимает эстафету архитектурных маяков, которые начинаются шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора, продолжаются бельведером Стрельнинского дворца, золочёными главами Петергофа, завершаясь высотными строениями Кронштадта. Обветшавшие к концу XVIII века скаты и кирпичные галереи в середине XIX столетия были разобраны. Однако идея гигантской перспективы, замкнутой павильоном Катальной горки, сохранилась. Газон, по своим размерам и по традиции проводить на нём праздник проводов зимы Масленицы, получил название Масляного луга. Есть нечто волшебно-романтическое в этом простирающемся вдаль травяном ковре, окаймлённом стенами деревьев. Рождается непреодолимое желание двигаться по этому нерукотворному залу, где в конце, подобно миражу, маячит купольный павильон. В выборе места для павильона Катальной горки, в его архитектуре, в использовании ярусного построения Ринальди проявил завидную способность соединения здания с природным окружением. С каждой точки подхода павильон открывается в новых разворотах, а система ярусов рассчитана на панорамный обзор с разных высот и на зрительное общение с пейзажем из всех интерьеров павильона. В западной части Собственной дачи, несмотря на то, что здесь явственно преобладали пейзажные черты, Ринальди ввёл регулярные композиционные мотивы. Он спланировал симметричный четырёхчастный боскет, посредине которого была установлена Карусель ещё одна забава в резиденции. Пейзажный пруд со спиральным островом соединялся протокой с идеально прочерчённым продольным бассейном с полукружиями по торцам. Берега его были укреплены ступенчатым валом с посаженными в одну линию деревьями. Анализ композиции генерального плана Собственной дачи раскрывает сам процесс перехода от одной формы стилистического мышления к другой от барочного к классицистическому. Мы видим, как зодчий сопоставляет регулярные композиции с пейзажными, противопоставляет их, соединяет, как бы выявляя эстетическую ценность каждой. Именно в этом заключается уникальность парка Собственная дача, в котором сам момент стилистической трансформации силой таланта архитектора поднят до исключительной художественной целостности. Более того, сочетание пейзажного и регулярного начала стало своего рода закономерностью ландшафтного искусства второй половины XVIII века. Изменилось лишь их пропорциональное соотношение, но принцип, заложенный Ринальди, сохранился. Парки Собственная дача и Петровский входят в композицию более обширного ландшафтного образования, которое носит название Верхний парк традиционное, начиная с петровского времени, для всех садов, расположенных на возвышенности. Связующим звеном между парками XVIII века является обширный район, а по существу самостоятельный пейзажный парк английский, простирающийся от парадного двора перед Меншиковским дворцом до Ореховой аллеи, которая служит южной границей ансамбля. Западная сторона английского парка совпадает с аллеей, проложенной вдоль русла реки Карость. Иликовская перспектива, направленная по оси с юга на север, делит его на две части, являясь средней композиционной осью парка. Сойкинская аллея и иликовская перспектива связаны Рябиновой аллеей. Она проходит над протоком, объединяющим пейзажные водоёмы Карпин пруд и пруд Подкова. Это одно из самых красивых мест в парке по сочетанию водной поверхности, оживлённой островами и разнообразными живописными группами берёз, пихт, ясеней, лиственниц, дубов. С аллей пейзажного парка открываются широкие перспективы на луга, Карость и Верхний (Красный) пруд. Все три парка занимают площадь 160 гектаров. Это не конгломерат, а художественно осмысленное сочетание, связанное исторической общностью первоначального замысла петровского времени, когда создавалась система прудов, последовательно раз витого и завершенного в 1830-х годах садовым мастером Дж. Бушем. В 1830-е годы наблюдавшийся с начала 1760-х годов отход от регулярного стиля обрёл в Верхнем парке Ораниенбаума свою логическую завершённость. К этому времени получила своё окончательное оформление Английская аллея, охватывающая всю территорию парка Собственная дача и связывающая его с пейзажным английским парком. Характерным декоративным мотивом, включенным в пейзаж Английской аллеи, служат вырубленные из гранитных валунов скамьи. Одна из них, высотой в два и длиной около пяти метров, находится на берегу пруда перед южным фасадом Китайского дворца. На этой скамье-валуне сохранилась вырубленная надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена 1762 года». Этот камень с мемориальной надписью подтверждает, что парк Собственная дача в его романтическом обращении к первозданной природе включал в равной степени декоративные элементы барокко-рококо и классицизма. Такого рода «древние» скамьи играли такую же декоративную роль в пейзаже парка, как руины, хижины и «естественные» водопады. Скульптура в композиций Верхнего парка также использована в двух стилистических вариантах. В партерном цветнике, перед северным фасадом Китайского дворца, она размещена строго симметрично. Но наряду с этим скульптурные группы и статуи, выполненные в бронзе и мраморе, постав лены и на фоне, и в окружении зелени или асимметрично смещены непосредственно в пруд. Это давало дополнительный эффект и вносило разнообразие в восприятие пластики.
Английский парк в Петергофе
Во второй половине и особенно последней четверти XVIII века пейзажный стиль получает всё более широкое, можно сказать, всеобщее распространение. Это особенно ясно видно на примере развития и трансформации царских дворцово-парковых резиденций. Утверждение пейзажного стиля шло двумя путями. Первый это привнесение пейзажных элементов в старые регулярные сады, где постепенно, а порой и методом решительного «отсечения» прекращалась регулярная подстрижка, узорные цветочные и насыпные партеры заменялись зелёными газонами, а прямолинейные очертания водоёмов и аллей корректировались в «естественном» духе. Второй путь развития пейзажного паркостроения проявился в создании новых пейзажных английских садов и парков, которые соседствовали со старыми, несколько видоизмененными садами или разбивались на новых территориях. Примером последнего может служить Английский парк в Петергофе. В петровском регулярном Нижнем парке и Верхнем саду пейзажность могла «привиться» лишь в виде отдельных вкраплений и замен. Но требование политического характера иметь для императрицы Екатерины II рядом с резиденциями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Петра I и его дочери Елизаветы новую резиденцию определило появление юго-западнее Нижнего парка и Верхнего сада обширного пейзажного парка. Местность эта была освоена ещё при Петре I. Здесь находился обширный пруд, входящий в систему петергофских водоводов и приводивший в движение машины расположенной у подножия естественного склона, почти у самого берега моря, «Петергофской шлифовальной мельницы» (Гранильной фабрики). Именно поэтому Английский парк не получил двухчастного разделения на Нижний и Верхний парки, а был распланирован только на верхнем плато. Для создания нового парка на месте, которое с 1730-х годов занимал Кабаний и Заячий зверинец, в 1779 году был приглашён шотландский садовод Джеймс Мидерс (Медерс). В том же году он приступил к превращению обширной, поросшей хвойными и лиственными деревьями местности в Английский парк. В конце 1779 года в Петербург прибыл Дж. Кваренги, которому и поручили руководство строительством в парке Английского дворца для императрицы и двух малых дворцов для наследника престола Павла и его детей. С этого момента началось усиленное формирование паркового ансамбля, который является, в равной степени, произведением Мидерса и Кваренги. При этом следует подчеркнуть, что в создании парка ведущая роль принадлежала садовому мастеру. Сохранившиеся акварели Мидерса, исполненные в 1782 году, позволяют представить себе основные пейзажи Английского парка, увиденные глазами его создателя. На акварели показаны глубинные панорамы, замкнутые густыми лиственными рощами или хвойными посадками. На переднем плане небольшие группы деревьев. Главное во всех пейзажах извилистые берега пруда и его протоков. Через пруд перекинуты мосты, а среди зелени виднеются павильон с классическим портиком, Берёзовый домик, водопад. Мягкие, извивающиеся дорожки вторят очертаниям пруда. На западном берегу пруда возвышалось монументальное здание Английского дворца с коринфским портиком и широкой гранитной лестницей, ведущей прямо в бельэтаж. Объём дворца эффектно выделялся в пейзаже парка и отражался в зеркале пруда, который вместе с дворцом являлся композиционным центром ансамбля. Помимо прибрежной аллеи, по сторонам пруда были проложены две перспективные дороги, прорезаюшие парк с севера на юг; их пересекала третья, направленная с запада на восток. На восточном берегу пруда Кваренги построил Берёзовый домик, фасад которого, подобно домику в Гатчине, был декорирован неокорёнными берёзовыми стволами. Система аллей восточной части парка была более усложненной, и именно здесь находились различного рода парковые забавы и сюрпризы. На островке, например, находилась скамейка «на китайский манер». Это показывает, что и в Петергофском пейзажном парке нашли своё место китайские декоративные мотивы, столь обильно представленные в Екатерининском парке Царского Села. Основной архитектурной формой, разнообразно использованной в пейзаже Английского парка, были мосты. В 1805 году их было более пятнадцати. Они оформлялись в виде руин, гранитными глыбами, берёзовыми стволами. В путевых заметках английского путешественника конца XVIII века П. Свинтона содержится примечательное описание Английского парка: «Около Петергофа посреди леса имеется сад в современном английском вкусе, прелестное место, и если принять во внимание естественную плоскость местности, то удивляешься, сколько искусства и вкуса было отдано его созданию. Здесь имеются ветряные мельницы, водопады, спадающие по скалам, покрытым мхом, руинные мосты, храмы, развалины и хижины»*. Судьба Английского дворца и парка оказалась трагичной: здание, разрушенное артобстрелом до цокольного гранитного этажа, было окончательно погублено нерадивыми хранителями, Берёзовый домик исчез в огне войны, поредели и насаждения. Только обширный пруд, отдельные аллеи и группы деревьев напоминают о прекрасном произведении ландшафтного искусства.
Сады и парки XIX века
Парки XIX века развивались в русле, проложенном стилистическим направлением второй половины XVIII столетия, как новый этап ландшафтного искусства. Это определяется использованием при их создании композиционных и декоративных приёмов и элементов, типичных для пейзажных парков. Однако архитекторы и садовые мастера не прибегали к трафаретному повтору. Они вносили самостоятельные штрихи и оригинальные сочетания опробованных мотивов, исходя из своеобразия природных условий и, более всего, из присущего своему времени истолкования эстетических критериев романтизма или их индивидуального понимания. В эволюции художественных особенностей парков пейзажного стиля, равно и в интенсивности их создания есть существенные различия, связанные с экономическими и социальными изменениями в России. Первая половина и середина XIX века являются апогеем развития романтических пейзажных дворцовых парков. В этот период появляются новые поистине грандиозные дворцово-парковые композиции и трансформируются в пейзажном духе обширные регулярные ансамбли XVIII века. В отличие от классицистической унифицированности застройки Петербурга, в пригородах имперской столицы архитектурные доминанты парков, садов и отдельных участков отражали значительно более широкий аспект стилистических первоисточников. Они были почёрпнуты не только в искусстве древнего Рима и Греции, но и в архитектуре средних веков, в частности английской и немецкой готики, в формах ренессанса и барокко, а также в произведениях допетровской Руси и мотивах русского народного зодчества. Стилистическое разнообразие построек в парках XIX века сочеталось с парками различных типов: приморских, луговых, приозёрных, приречных, лесопарках, Одной из особенностей пейзажных парков XIX века являлось сдержанное, почти аскетическое, использование скульптуры и, как контраст этому, применение многочисленных, редких для северных широт, пород деревьев и кустарников. Помимо этого, к середине века на передний план парковой композиции выдвигались здания и участки парка, демонстрирующие экономическую рачительность владельцев. Рубежом развития в паркостроении XIX века явилась отмена в 1861 году крепостного права, что значительно ослабило и сузило возможности даже императорской фамилии. Поэтому если в первой половине и середине XIX века в русском ландшафтном искусстве достойно продолжалась линия развития крупномасштабных художественно значительных произведений, то вторая половина века и начало XX столетия отмечены быстрым спадом широты замыслов и культуры паркостроения. Просторные дворцовые парки уступили первенство скромным усадьбам и дачам, лишённым былого размаха и роскоши. Эпичность и симфоничность сменились изысканным уютом и, так сказать, романсностью и камерностью звучания. Тема дворцовых парков в конце XIX начале XX века почти сошла на нет, и развитие садово-паркового искусства по шло по линии создания общедоступных городских садов и скверов и небольших дачных садов в пригородах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 8
ђ Заголовок 1‚Ађ Заголовок 2
ђ Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 307462
    Размер файла: 744 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий