43.ПЕРЕПИСКА С ЦАРЯМИ И ПРАВИТЕЛЯМИ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
43.
ПЕРЕПИСКА С ЦАРЯМИ И ПРАВИТЕЛЯМИ
.


Рассматриваемые вопросы͗


•1͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, негусу, императору

Эфиопии͘

•2͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мукаукису, правителю

Египта͘

•3͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хосрою, царю Ирана͘

•4͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, императору Византии͘

•5͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль
-
Мунзиру бин Сава,
правителю Бахрейна͘

•6͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хаузе бин Али, правителю
Йамамы͘

•7͘ Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль
-
Харису бин Абу Шимру
аль
-
Гассани, наместнику Дамаска͘

•8͘ Послание п
ророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Омана͘

____________________________


Вернувшись в Медину после аль
-
Худайбиййи в конце шестого года хиджры, посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, направил ряд посланий к царям разных стран, призывая их к
исламу͘

Когда посланник Аллаха, да благословит его

Аллах и приветствует, захотел написать этим царям, ему
сказали, что они не читают незапечатанных писем, и тогда пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, завел себе серебряный перстень, на котором были вырезаны слова “Мухаммад, посланник
Аллаха”, к
оторые занимали три строки и были расположены одно над другим в следующем порядке͗

«
АЛЛАХ

-

ПОСЛАННИК

-

МУХАММАД
»

[
“Сахих” аль
-
Бухари, 2/872

873
]


После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал из числа своих сподвижников
знающих и опытных пос
ланцев и направил их к царям разных стран͘ Шейх аль
-
Мансурфури считает, что
они двинулись в путь в первый день месяца мухаррам седьмого года хиджры за несколько дней до
начала похода на Хайбар͘

[
“Рахматун ли
-
ль
-
алям
ин”, 1/171
]

Ниже приводятся тексты этих п
осланий и
указывается на то, какое воздействие они возымели͘


1. Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, негусу,
и
м
ператору Эфиопии


Этого негуса звали Асхама бин аль
-
Абджар͘ Пророк, да благословит его Аллах и приве
т
ствует, отправил
ему
свое послание с Амром бин Умаййей ад
-
Дамри, да будет доволен им Аллах, в конце шестого года
хиджры или же в месяце мухаррам следующего года͘ Ат
-
Табари приводит текст послания императору
Эфиопии, однако внимательное изучение данного те
к
ста показывает, что э
то не то посланние, которое
посланник Аллаха, да благословит его А
л
лах и приветствует, написал после аль
-
Худайбиййи͘ Очевидно,
ат
-
Табари привел текст того послания, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует,
отправил вместе с Джа͚фаром, когда

он со своими товарищами переселялся в Эфиопию еще во время
пребыв
а
ния пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке͘ Так, например, в конце этого
послания есть следующее упоминание о переселенцах͗ “Я направил к тебе сына моего дяди Джа͚фара
вм
есте с группой мусульман, и когда он придет к тебе, окажи им гостеприимство и не проявляй
высокомерия”͘

Ссылаясь на Ибн Исхака, Аль
-
Байхаки цитирует текст послания, которое пророк, да благ
о
словит его
Аллах и приветствует, написал негусу͘ Вот текст этого по
слания͗



Это послание от Мухаммада, пророка, негусу аль
-
Асхаму, правителю Эфиопии͘ Мир т
о
му, кто следует
правильным путем и верует в Аллаха и Его посланника͘ Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь
Аллаха, не имеющего сотоварища, как не имеет Он н
и супруги, ни сына, и (свидетельствую), что
Мухаммад


Его раб и Его посланник, и обращаюсь к тебе с призывом к исламу, ибо, поистине, я


посланник Его͘ Прими ислам, и ты будешь спасен! «Скажи͗ “О люди Писания
[
Так называли иудеев и
христиан
]
! Придите к сл
ову, равному для нас и для вас

[
Аллах велит пророку, да благословит его Аллах и
приветствует, призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем
пророкам и посланникам и раньше͘ Речь идет о признании необходимост
и поклонения
одному лишь
Аллаху
]
, о том, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в
сотовар
и
щи, и не будут одни из нас считать других господами помимо Аллаха!” А если они откажу
т
ся, то
скажите͗

“Засвидетельствуйте, что мы


пред
авшиеся
*
[
То есть покорившиеся воле
Аллаха
]
”»
.
[
“Семейство Имрана”, 64
]

Если же ты откажеш
ь
ся, то понесешь на себе (бремя) греха (всех)
христиан твоего народа͘

Авторитетный исследователь доктор Хамидулла (Париж) приводит текст недавно обнар
у
женного
послания,

которое отличается от текста, приводимого Ибн аль
-
Каййимом, только в одном слове͘ Доктор
Хамидуллах приложил большие усилия для исследования этого посл
а
ния, использовав для этого самые
современные средства и предложив нижеследующий его вариант͗



С именем

Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, посланника Аллаха, негусу, правителю Эфиопии͘

Мир тому, кто следует правильным путем, а затем͗

Я воздаю хвалу Аллаху, помимо Которого нет иного бога и который есть Царь (Малик), Пресвятой
(Куддус), Мир (Саля
м), Верный (Му͚мин), Охраняющий (Мухаймин)͘ Свидетел
ь
ствую, что Иса, сын
Марйам, дух Аллаха и Его слово, с которым Он обратился к благой и ц
е
ломудренной деве Марйам и
которая зачала Ису от Его духа и Его дыхания подобно тому, как Он создал Адама Своей руко
й, и,
поистине, я призываю к одному только Аллаху, у Кот
о
рого нет сотоварища, и к повиновению Ему, и к
тому, чтобы ты последовал за мной и увер
о
вал в то, что пришло ко мне, ибо, поистине, я посланник
Аллаха͘ И, поистине, я призываю тебя и твоих воинов к Вс
емогущему и Великому Аллаху и (призываю
тебя засвидетельств
о
вать), что я довел до тебя (это) и дал (тебе) совет, так прими же мой совет͘ Мир
тому, кто следует правильным путем͘

[
См͗͘ “Расул акрам ки сийаси зандаки” (на урду), с͘ 108

109, 122

125͖ В “Зад ал
ь
-
ма͚ад” написано͗ “Прими ислам͙, и мир тому, кто следует правильным путем”͘ С
м͗͘ “Зад
аль
-
ма͚ад”, 3/60
]

Уважаемый доктор Хамидулла утверждает, что это текст именно того послания, которое пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, написал негусу посл
е заключения перем
и
рия в аль
-
Худайбиййи, в
аутентичности же его после рассмотрения различных других дов
о
дов сомневаться не приходится, однако
нет никаких доводов, которые свидетельствовали бы о том, что оно было написано непосредственно
после аль
-
Худайбийй
и͘ Если же говорить о послании, которое аль
-
Байхаки цитирует по Ибн Исхаку, то оно
подобно другим посланиям, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал прочим
христанским ц
а
рям и правителям после заключения перемирия в аль
-
Худайбиййе,

и в нем как обычно
пр
и
водится священный аят͗
“О люди Писания! Придите к слову ͙ ”
[
“Семейство ͚Имрана”, 64
]

И в этом
послании прямо упоминается имя Асхамы͖ что же касается того текста, который приводит доктор
Х
а
мидулла, то скорее всего, как мне кажется, эт
о послание пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, написал уже преемнику Асхамы после его смерти, чем, возможно, и объясняе
т
ся отсутствие
там имени того, кому оно было адресовано͘

Я не располагаю неопровержимыми доказательствами правильности подоб
ной датировки событий и
ориентируюсь лишь на те указания, которые содержатся в текстах вышеупомян
у
тых посланий͘ В связи с
этим удивление вызывают утверждения доктора Хамидуллы относ
и
тельно того, что текст послания
пророка, да благословит его Аллах и привет
ствует, который аль
-
Байхаки передает со слов Ибн Аббаса, да
будет доволен Аллах ими обоими, был соста
в
лен пророком, да благословит его Аллах и приветствует,
после смерти Асхамы и предназн
а
чался для его преемника, несмотря на то что в этом тексте прямо
упом
инается имя Асхамы, а Аллах знает об этом лучше͘

[
См͗͘ Доктор Хамидулла, “Расул акрам ки сийас
и
зандаки”, с͘ 108

114, 121

131
]

Когда Амр бин Умаййа ад
-
Дамри, да будет доволен им Аллах, доставил послание пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, нег
усу, он взял его, приложил к своим глазам, спустился со своего
трона на землю и принял ислам, ответив на призыв Джа͚фара бин Абу Талиба, да будет доволен им
Аллах, после чего написал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует͘ Вот что было в
этом
послании͗



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Мухаммаду, посланнику Аллаха, от негуса Асхамы͘ Мир тебе от Аллаха, о пророк Аллаха, и милость
Аллаха, и его благословения, а Аллах


Тот, помимо Которого нет иного бога͘ А затем͗

О посланник Алла
ха, до меня дошло твое послание, в котором ты упоминаешь об Исе, и, клянусь
Господом неба и земли, Иса представляет собой не более того, о чем ты упомянул, но является именно
таким, как ты сказал͘ Мы признаем то, что ты прислал нам, и мы оказали гостеприим
ство сыну твоего
дяди и твоим сподвижникам, и я свидетельствую, что ты явл
я
ешься истиным и
подтверждающим
[
Имеется в виду подтверждение того, с чем приходили от Аллаха другие посланники,
мир им, прежде͘
]

посланником Аллаха, и я приношу клятву тебе, прин
о
ся
ее сыну твоего дяди, через
которого я принял ислам, (покорившись) Аллаху, Господу м
и
ров͘
[
“Зад аль
-
ма͚ад”, 3/61
]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у негуса отправить обратно
Джа͚фара и других находившихся с ним мусульман, к
оторые в свое время пересел
и
лись в Эфиопию, и он
отправил их на двух кораблях вместе с Амром бин Умаййей ад
-
Дамри, да будет доволен всеми ими
Аллах, который привез их к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он находился в
Хайбаре͘

[
Ибн Хи
шам, 2/359
]

Этот негус умер в месяце раджаб девятого года хиджры после битвы при
Табуке, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в тот же день объявил о его смерти своим
сподвижникам, совершив по негусу заупокойную молитву͘ После смерти этого не
гуса на его престол
взошел другой правитель͘ Пророк, да бл
а
гословит его Аллах и приветствует, отправил послание и ему,
однако неизвестно, принял он ислам или нет͘
[
Возможно, что в пользу этого свидетельствует хадис,
передаваемый со слов Анаса, да будет дово
лен им Аллах͘ См͗͘ “Сахих” Муслима, 2/99
]


2. Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
мукаук
и
су
[
Мукаукис


титул правителя Египта до завоевания страны мусульманами
]
,
правителю Египта


И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на
писал послание Джурайджу бин Матта
[
Шейх
аль
-
Мансурфури называет его так в своей книге “Рахматун ли
-
ль
-
͚алямин”, 1/178, тогда как доктор
Хамидулла пишет͗ “Его звали Вениамин”͘ См͗͘ “Расул акрам кисийаси зандаки”, с͘ 141
]
, которого
называли мукаукисом и кото
рый являлся правителем Египта и Алексан
д
рии, где было сказано͗



Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, мукаукису, правителю коптов͘

Мир тому, кто следует правильным путем, а затем͗

Я обращаюсь к тебе с призыво
м к исламу͗ прими ислам, и ты будешь спасен, прими ислам, и Аллах
дарует тебе твою награду дважды, если же ты откажешься, то понесешь на себе (бремя) грехов всех
коптов! «О люди Писания! Придите к слову, равному для нас и для вас, о том, что не будем мы
по
клоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в сотоварищи и не будут одни из
нас считать других господами помимо Аллаха! А если они откажутся, то скажите͗
“Засвидетельствуйте,
что мы


предавшиеся”»
[
“Семейство ͚Имрана”, 64
]
.

[
Текст этог
о послания приводит Ибн аль
-
Каййим в
“Зад аль
-
ма͚ад”, 3/61͘ Тот текст послания, который доктор Хамидулла обнаружил недавно, несколько
отличается от этого͘ Так, например, в нем сказано͗ “Прими ислам, и ты будешь спасен, а Аллах наградит
тебя ͘͘͘ ” В нем так
же сказано “грех коптов” вместо “грех всех коптов”͘ См͗͘ “Расул акрам

ки сийаси
зандаки”, с͘ 136

137
]

Для доставки этого послания пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал Х
а
тиба бин Абу
Бальта͚а, да будет доволен им Аллах͘ Явившись к мукауки
су, Хатиб сказал ему͗ “Поистине, до тебя уже
был человек, утверждавший, что он


Высочайший Господь, но А
л
лах подверг его наказанию в этом мире
и в мире ином и отомстил ему, так учись же на пр
и
мере других и не доводи дело до того, чтобы другие
учились на т
воем примере!”

Мукаукис сказал͗ “Поистине, у нас есть своя религия, и мы можем отказаться от нее тол
ь
ко ради чего
-
то лучшего!”

Хатиб, да будет доволен им Аллах, сказал͗ “Мы призываем тебя к религии ислама, которой Аллах
возместит тебе все, что ты утратишь͘

Поистине, этот пророк обратился со своим пр
и
зывом к людям, из
которых упорнее всего сопротивляются ему курайшиты, наибольшую враждебность проявляют иудеи, а
ближе всех к нему христиане͘ И, поистине, благая весть Мусы об Исе подобна благой вести Исы о
Муха
ммаде, а мы призываем тебя к Корану так же, как ты призываешь к Евангелию тех, кто верует в Тору͘
Те люди, среди которых появляется любой пророк, и составляют собой его общину, и люди обязаны
подчиниться ему! Ты тоже относишься к числу тех, среди которых п
оявился этот пророк, а мы не
запрещаем тебе пр
и
держиваться религии Христа, но, напротив, велим тебе следовать этой религии!”

Мукаукис сказал͗ “Поистине, я думал о деле этого пророка и пришел к выводу, что он не велит ничего
неприемлемого͘ Я не считаю его н
и заблудшим колдуном, ни лживым прориц
а
телем, и я вижу знамения
его пророчества, ибо он говорит о скрытом и сообщает о тайном, и я подумаю еще”͘

После этого он взял послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и пол
о
жил его в
шкатулку из слон
овой кости, запечатав эту шкатулку и отдав ее своей рабыне͘ А потом он призвал к себе
писца, умевшего писать по
-
арабски, и продиктовал посланнику А
л
лаха, да благословит его Аллах и
приветствует, свой ответ͗



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Муха
ммаду бин Абдуллаху от мукаукиса, правителя коптов͘ Мир тебе, а затем͗

Я прочитал твое послание и понял, о чем ты в нем говоришь и к чему призываешь͘ Я знал, что пророк
должен был прийти, но думал, что он появится в Шаме͘ Я оказал почет твоему посланцу и н
аправил тебе
в подарок двух невольниц, которые происходят из благородных коптских семей, одежду и мулицу, чтобы
ты ездил на ней͘ Мир тебе͘

Он ничего не добавил к этому и не принял ислам, что же касается девушек, то ими были Мария и
Сирин, а мулица по кличк
е Дульдуль дожила до времени правления Му͚авиййи͘

[
Му͚авиййа, да будет
доволен им Аллах, стал халифом в 661 г
оду͘ См͗͘ “Зад аль
-
ма͚ад”, 3/61
]

Пророк, да благословит его Аллах
и приветствует, сделал Марию своей наложницей, и она родила ему сына Ибрахима, а
Сирин была
подарена Хассану бин Сабиту аль
-
Ансари, да б
у
дет доволен им Аллах͘


3. Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хосрою, ц
а
рю
Ирана


И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал послание хосрою, царю Ир
а
на͗



С име
нем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, посланника Аллаха, хосрою, государю Ирана͘ Мир тому, кто следует пр
а
вильным
путем и верует в Аллаха и Его посланника͘ Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у
которого нет сотоварища, и ч
то Мухаммад


Его раб и Его посланник, и призываю тебя к Аллаху͘
Поистине, я


посланник Аллаха ко всем людям,
“чтобы он ув
е
щевал (каждого) живого и чтобы сбылось
реченное Аллахом о неверных”
.
[
См͗͘ “Йа син”, 70
]

Прими и
с
лам, и ты будешь спасен, а если отка
жешься,
то понесешь на себе (бремя) грехов (всех) огн
е
поклонников!

Для доставки этого послания пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал Абдуллаха бин
Хузафу ас
-
Сахми, да будет доволен им Аллах, и Абдуллах ас
-
Сахми вручил его правителю Бахрей
на, но мы
не знаем, отправил ли его этот правитель дальше с кем
-
либо из своих людей или послал его с самим
Абдуллахом ас
-
Сахми, да будет доволен им Аллах͘ Как бы то ни было, когда хосрою прочитали это
послание, он, движимый своим высокомер
и
ем, разорвал его

и воскликнул͗ “Презренный раб из числа
моих подданных пишет свое имя прежде моего!” Когда же об этом узнал посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и пр
и
ветствует, он сказал͗ “Да разорвет Аллах его царство!”


и сказанное им
сбылось͘ Что же к
а
сается хос
роя, то он отправил Базану, своему наместнику в Йемене, послание, в
котором б
ы
ло сказано͗ “Пошли к этому человеку, который находится в Хиджазе, двух крепких людей от
себя, и пусть они приведут его ко мне”͘ И Базан отобрал двух людей из тех, что имелись в е
го
распоряжении, и направил их к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветств
у
ет, с письмом, в
котором предписывал ему отправиться с этими двумя к хосрою͘ Когда они добрались до Медины и
встретились с пророком, да благословит его Аллах и приветс
твует, один из них сказал͗ “Поистине,
шахиншах
[
Шахиншах


царь царей
]

хосрой написал правителю Базану послание, в
е
лев ему направить к
тебе тех, кто приведет тебя к нему, и он послал меня к тебе, чтобы ты пошел со мной”, после чего
принялся угрожать посланн
ику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который велел им
прийти к нему на следующий день͘

Между тем члены семьи хосроя подняли против него восстание, что случилось после того, как его
армия была разгромлена войсками императора Византии и сын х
осроя, Шируййе, убил собственного отца
и захватил власть͘ Это произошло в ночь на вторник десятого числа месяца джумада аль
-
уля седьмого
года хиджры
[
См͘ “Фатх аль
-
Бари”, 8/127
]
, о чем посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, стало извест
но из откровения свыше͘ Когда на следующий день эти двое снова пришли к
нему, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им о том, что произошло, а они сказали͗
“Понимаешь ли ты, что говоришь? Мы обвиняли тебя в меньшем преступлении, так не н
аписать ли нам о
тебе правителю?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал͗ «Да, сообщите ему
об этом от моего имени и сообщите ему, что моя религия и моя власть станут такими же, как религия и
власть хосроя, и распространятся повс
юду! И скажите ему͗ “Если ты примешь ислам, я отдам тебе то, чем
ты владеешь и сделаю тебе подвластными и твоих соплеменников, и тех, кто родился от браков с
персами”»͘ И они покинули его, пришли к Базану и передали ему эти слова, а уже скоро было получено

послание, в котором сообщалось о том, что Шируййе убил своего отца, и в этом п
о
слании Шируййе писал
Базану͗ “Смотри за тем человеком, о котором писал тебе мой отец, и не трогай его, пока не получишь
моего приказа”͘

И это стало причиной обращения в ислам с
амого Базана и тех персов, которые находились в Йемене
вместе с ним͘
[
См͘ “Лекции аль
-
Хадири по истории исламских народов”, 1/62͖ “Фатх аль
-
Бари”, 8/127͘ Об
этом говорится также в “Рахматун ли
-
ль
-
алямин”͘
]


4. Послание пророка, да благословит его Аллах и пр
иветствует, императору
Византии


В длинном хадисе, который приводит аль
-
Бухари, цитируется текст послания, которое пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, направил Ираклию
[
Ираклий или Гераклий 1

император Византии,
правивший с 610 по 641 год
]
, имп
ератору Виза
н
тии͗



/ именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума͘

Мир тому, кто следует правильным путем! А затем͗

Поистине, я призываю тебя к исламу! Прими ислам, и ты спасешься, а Аллах удво
ит твою награду, если
же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крест
ь
ян
[
Пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют
примеру своего правителя, за что ему

придется держать ответ перед Аллахом
]
! И (я скажу тебе то, что
сказал Аллах)͗



Скажи͗ «О люди Писания! Придите к слову, равному для нас и для вас, о том, что не будем мы
поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в сотоварищи и не
будут одни из
нас считать других господами помимо Аллаха! А если они откажутся, то скажите͗ “Засвидетельствуйте,
что мы


предавшиеся”»
[
“Семейство ͚Имрана”, 64
]
.

[
“Сахих” аль
-
Бухари, 1/4

5
]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал для достав
ки этого послания Дихйу бин
Халифу аль
-
Кальби, да будет доволен им Аллах, велев ему вручить его правителю Бусры, чтобы тот
передал его императору͘ Аль
-
Бухари приводит хадис, в котором со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет
доволен Аллах ими обоими, сообщае
тся, что Абу Суфйан бин Харб рассказал ему о том, что Ираклий
послал за ним, когда он сопровождал караван к
у
райшитов͘ Они занимались торговыми делами в Шаме, и
это было в то время, когда посла
н
ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил
п
еремирие

[
Речь идет о перемирии сроком на десять лет, заключенном между мусульманами и
курайшитами в марте 628 года в аль
-
Худайбийе͘ Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или
629 году
]

с Абу Суфй
а
ном и другими курайшитами͘ И Абу Суфйан вместе со св
оими товарищами прибыл к
имп
е
ратору в Илийу
*

(Иерусалим), где Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Р
у
ма,
призвал их ко двору͘
*
[
В тот раз император прибыл в Илийу из Химса в связи с тем, что по милости Аллаха
его войска нанесли сокрушительное по
ражение персам (см͗͘ “Сахих” Муслима, 2/99)͘ Персы убили хосроя
Парвиза и заключили с византийцами мир, обязавшись вернуть им захваченные у Византии земли, а
также крест, на котором, как утверждали христиане, был распят Христос, мир ему͘ Император прибыл в

Илийу в 629 году (седьмой год хиджры), чтобы вернуть этот крест на место и воздать Аллаху
бл
агодарность за эту явную победу
]

И он подозвал к себе их и своего толмача и спросил͗ “Кто из вас
приходится самым близким родственником тому человеку, который утве
рждает, что он


пророк?” Абу
/уфйан сказал͗



Я ответил͗ “Я самый близкий из них к нему”͘ Тогда он велел͗ “Подведите его поближе ко мне, а его
товарищей поставьте у него за спиной”, а своему толмачу сказал͗ “Скажи им, что я буду спрашивать его о
том челов
еке, и если он солжет мне, пусть они уличат его во лжи”͘ И, клянусь Аллахом, если бы я не
стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нем неправду!

Затем Абу Суфйан сказал͗



Затем он задал мне первый вопрос о не
м, сказав͗ “Каково его происхождение?” Я отв
е
тил͗ “Он
благородного происхождения”͘ Он спросил͗ “А заявлял ли кто
-
либо из вас нечто подобное
[
Ираклия
интересует, объявлял ли себя пророком кто
-
нибудь из курайшитов раньше
]

когда
-
нибудь раньше?” Я
ответил͗ “Нет
”͘ Он спросил͗ ”Был ли кто
-
нибудь из его предков правителем?” Я сказал͗ “Нет”͘ Он спросил͗
“А кто следует за ним, знатные люди или простые?” Я ответил͗ “Скорее простые”͘ Он спросил͗ “Число их
увеличивается или уменьш
а
ется?” Я ответил͗ “Увеличивается”͘ Он с
просил͗ “А отступает ли кто
-
нибудь из
них от его религии из
-
за недовольства ею после того, как принимает ее?” Я ответил͗ “Нет”͘ Он спросил͗
“Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом?”
[
То есть до того, как он
объявил себя пророк
ом
]

Я ответил͗ “Нет”͘ Он спросил͗ “Не свойственно ли ему вероломство?” Я ответил͗
“Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он делает”
-

и больше не смог ничего добавить
к ск
а
занному
[
Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать
против пророка, да благословит
его Аллах и приветствует
]
͘ Он спросил͗ “Приходилось ли вам сражаться с ним?” Я ответил͗ “Да”͘ Он
спр
о
сил͗ “И чем же заканчивались ваши сражения?” Я ответил͗ “Война между нами шла с переменным
успехом͗ он побеждал нас и мы поб
еждали его”͘ Он спросил͗ “Что он велит вам делать?” Я ответил͗ «Он
говорит͗ “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь бол
ь
ше никому наряду с Ним и отрекитесь
от того, что говорили ваши предки”», и еще он велит нам молиться, говорить правду, быть
до
бродетельными и поддерживать связи с родственн
и
ками͘

Тогда он сказал толмачу, чтобы тот сказал мне͗ “Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что
он принадлежит к знатному роду, но все (прежние) посланники принадлеж
а
ли к знатным родам своих
народо
в͘ И я спросил тебя, не заявлял ли кто
-
нибудь из вас подо
б
ного до него, ты же ответил, что нет, и я
подумал, что если бы кто
-
нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто
повторяет сказанное кем
-
то до него͘ Еще я спросил тебя,
был ли кто
-
нибудь из его предков правителем͘
Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот
человек стреми
т
ся вернуть себе свои родовые владения͘ Еще я спросил тебя, не приходилось ли вам
обвинять его во л
жи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно,
что если он не клеветал на людей, то не станет возводить лжи и на Аллаха͘ Еще я спр
о
сил тебя, знатные
люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, н
о име
н
но они и становятся
последователями посланников͘ Еще я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, а ты
сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть п
о
ложение веры, пока оно не достигнет
совершенства͘ Еще я спросил тебя, отступа
ется ли кто
-
нибудь от его религии из
-
за недовольства ею после
того, как принимает ее, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда радость (истинной) веры охватывает
собой сердца͘ Еще я спр
о
сил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что
нет, но и
посланники никогда не поступают вероломно͘ Еще я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты
ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и
з
а
прещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться,

говорить правду и быть доброд
е
тельными͘ И
если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что пр
и
надлежит сейчас мне͘ Я
знал, что он должен появиться
[
Ираклий имеет в виду, что о появлении пророка, да благословит его Аллах
и да привет
ствует, сообщается в Евангелии
]
, но не предполагал, что он окажется одним из вас͘ Если бы я
был уверен, что сумею добраться до
него

[Ираклий

опасался, что ему может воспрепятствовать в этом его
же собственное окружение
]
, то обязательно пост
а
рался бы встрет
иться с ним, а если бы встретился, то
непременно омыл бы ему ноги!”
[
В знак уважения
]

А потом он потребовал подать себе письмо посланника Аллаха
, да благословит его Аллах и
приветствует͖

когда же он закончил читать это послание, в его собрании стало шумно
и поднялся крик, а
нас вывели (оттуда)͘ И когда нас вывели, я сказал своим товарищам͗ “Ибн Абу Кабша
*

стал столь важным
человеком, что его боится даже владыка бану
-
ль
-
асфар!”
[
Так арабы называли византийцев
]

И с тех пор я
был уверен, что он одержит верх, а
в конце концов Аллах привел меня к исл
а
му”͘
[
“Сахих” аль
-
Бухари, 1/4͖
“Сахих” Муслима, 2/98

99
]. *
[
То есть


“сын Абу Кабши”͘ Абу Кабша не являлся отцом пророка, да
благословит его Аллах и приветствует͘ Так звали либо одного из его предков, либо отца его ил
и мужа
кормилицы Халимы͘ Подобное обращение к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, являлось проявлением враждебности и неуважения по отношению к нему со стороны Абу
Суфйана
]

Такое воздействие на императора оказало послание пророка, д
а благословит его Аллах и
приветствует, и Абу Суфйан видел это собственными глазами͘ Император подарил Дихйе бин Халифе аль
-
Кальби, да будет доволен им Аллах, который доставил ему послание пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, деньги и почетную

одежду, а когда Дихйа на обра
т
ном пути добрался до Хасмы, его
ограбили люди из племени бану джузам, ничего ему не о
с
тавив͘ Он вернулся в Медину и, не заходя к
себе домой, явился к посланнику Аллаха, да бл
а
гословит его Аллах и приветствует, которому расска
зал
обо всем, после чего посланник А
л
лаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Хасму,
расположенную за Вади аль
-
Кура, отряд из пятисот бойцов под командованием Зайда бин Харисы, да
будет доволен им Аллах͘ Зайд напал на джузамитов и быстро р
азгромил их, захватив женщин и скот͘
Доб
ы
чей мусульман стала тысяча верблюдов и сто семьдесят женщин и детей͘

В свое время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил п
е
ремирие с
племенем джузам, и поэтому Зайд бин Рифа͚а аль
-
Джузам
и поспешил представить ему свои оправдания͘
Сам он и его товарищи еще раньше приняли ислам и они оказали Дихйе, да будет
доволен им Аллах,
помощь, когда его грабили другие джузамиты, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, принял его опр
авдания и велел вернуть им захваченный скот и пленных͘

В основном авторы книг о военных походах указывают, что этот поход на племя джузам
состоялся до заключения перемирия в аль
-
Худайбиййи, однако эти сведения явно ошибочны, так
как послание императору Виз
антии было отправлено после аль
-
Худайбиййи. Вот почему Ибн
аль
-
Каййим пишет: “Это, несомненно, было после аль
-
Худайбиййи”.
[См.: “Зад аль
-
ма‘ад”, 2/122;
Примечания к “Тальких фухум ахль аль
-
асар”, с. 29]



5. Послание пророка, да благословит его Аллах и при
ветствует, аль
-
Мунзиру
бин Сава, правителю Бахрейна


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал послание аль
-
Мунзиру бин С
а
ва, правителю
Бахрейна, призывая его к исламу, и направил к нему с этим посланием аль
-
͚Аля бин аль
-
Хадрами, да
будет до
волен им Аллах͘ В ответ посланнику Аллаха, да благосл
о
вит его Аллах и приветствует, аль
-
Мунзир написал следующее͗



А затем͗

О посланник Аллаха, поистине, я прочитал твое послание к жителям Бахрейна, и среди них нашлись
такие, кому понравился ислам, и они
приняли его, другим же он пришелся не по душе͘ В моей стране
живут огнепоклонники и иудеи, напиши же мне, что с ними делать͘

В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал следующее͗



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мух
аммада, посланника Аллаха, аль
-
Мунзиру бин Сава͘ Мир тебе, и я воздаю хвалу Аллаху,
помимо Которого нет иного бога, и свидетельствую, что Мухаммад


Его раб и Его посланник͘ А затем͗

Я напоминаю тебе о Всемогущем и Великом Аллахе͘ Поистине, прислушивающийс
я к с
о
вету делает это
для себя же тот, кто подчиняется моим посланцам и следует их велениям, подчиняется мне, а тот, кто
дает добрые советы им, дает их мне͘ Мои посланцы хвалили мне тебя, и я принимаю твое ходатайство за
жителей Бахрейна͘ Оставь принявшим
ислам то имущество, которое у них было, когда они принимали
его͘ Я простил совершившим грехи, прими же и ты их раскаяние͘ Пока ты будешь творить благо, мы не
сместим тебя, а с тех, кто пожелает остаться иудеями или огнепоклонниками, бери подушную
подать͘
[

Зад аль
-
ма͚ад”, 3/61

62͘ Недавно обнаруженный доктором Хамидул
-
лахом текст практически
идентичен этому за исключением одного слова
]


6. Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хаузе бин
Али, правителю Йамамы


И пророк, да благословит его

Аллах и приветствует, написал послание Хаузе бин Али, правителю
Йамамы͗



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, посланника Аллаха, Хаузе бин Али͘ Мир тому, кто следует правильным путем, и знай,
что религия моя распространится повсюду͘ П
рими ислам, и ты будешь спасен, а я оставлю тебе то, чем ты
владеешь͘

Для доставки этого послания пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал С
у
ляйта бин
Амра аль
-
͚Амири, да будет доволен им Аллах͘ Доставив Хаузе это запечатанное послание, Суля
йт
приветствовал правителя Йамамы и прочитал ему послание, а Хауза дал на него ответ, написав пророку,
да благословит его Аллах и приветствует, следующее͗



Как прекрасно то, к чему ты призываешь! Арабы почитают меня, и если ты поделишься со мной
властью,
я последую за тобой͘

После этого он наградил Суляйта, да будет доволен им Аллах, и подарил ему одежду из Хаджара, а
Суляйт привез эти подарки пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всем рассказал ему͘
Прочитав послание Хауза, пророк, да бл
агословит его Аллах и пр
и
ветствует, сказал͗ “Я ничего не дал бы
ему, даже если бы он попросил у меня кусок земли! Да пропадет он сам и то, что ему принадлежит!” А
когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку после победы,
к нему
явился Джибрил, мир ему, с
о
общивший, что Хауза умер, и тогда пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал͗ “После меня появится
[
Здесь слово “появится” следует понимать как “приобретет
силу”͘
]

в Йамаме лжепророк, который будет убит”͘ Кто
-
т
о из людей спр
о
сил͗ “О посланник Аллаха, а кто
убьет его?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал͗ “Ты и твои товарищи”, и
впоследствии так оно и случилось͘
[
“Зад аль
-
ма͚ад”, 3/63
]


7. Послание пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, аль
-
Харису
бин Абу Шимру аль
-
Гассани, наместнику Дамаска


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал ему следующее͗



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, посланника Аллаха, аль
-
Харису бин Абу Шимру͘ Мир тому
, кто следует правильным
путем, верит в него и считает его истинным͘ Поистине, я призываю тебя увер
о
вать в одного лишь Аллаха,
у Которого нет сотоварища, и (тогда) останутся у тебя твои вл
а
дения͘

Для доставки этого послания посланник Аллаха, да благословит

его Аллах и приветствует, избрал
Шуджа͚а бин Вахба, да будет доволен им Аллах, из рода бану асад бин хузайма͘ Когда он вручил
послание аль
-
Харису, тот сказал͗ “Кто хочет отнять у меня мои владения? Я пойду на него войной!”


и не
принял ислам͘


8. Послани
е пророка, да благословит его Аллах и приветствует,

правителю Омана


И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал послание правителю Омана Джайфару
Ибн аль
-
Джаланди и его брату Абду Ибн аль
-
Джаланди͘ В этом посланнии гов
о
рилось͗



С именем А
ллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, посланника Аллаха, Джайфару Ибн аль
-
Джаланди и Абду Ибн аль
-
Джаланди͘ Мир
тому, кто следует правильным путем, а затем͗

Поистине, я обращаюсь к вам с призывом к исламу͗ примете ислам, и вы будетет спасены, и, п
оистине,
я


посланник Аллаха ко всем людям, чтобы я
“увещевал (каждого) живого и чтобы сбылось реченное
Аллахом о неверных”͘
[
См͗͘ “Йа син”, 70
]

И, поистине, если вы примите ислам, я оставлю вам власть, а
если откажетесь принять ислам, то лишитесь своей в
ласти, а моя ко
н
ница займет вашу землю и
пророчество мое победит ваше царство͘


Для доставки этого послания пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал Амра бин аль
-
Аса, да будет доволен им Аллах͘ Сообщается, что Амр сказал͗



Я покинул (Медину
) и приехал в Оман͘ Там я вручил это послание Абду, который был более кротким
и мягким по характеру из них, и сказал͗ “Я


посланец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, к тебе и твоему брату”͘ Абд сказал͗ “Мой брат старше меня, и ему

принадлежит больше
власти, и я отведу тебя к моему брату, чтобы он прочитал твое послание”͘ Потом он спросил͗ “К чему ты
призываешь?” Я сказал͗ “Я призываю к одн
о
му лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, и к тому, чтобы
ты отказался от того, чему п
о
клоня
ются помимо Него, и засвидетельствовал, что Мухаммад


Его раб и
Его посланник”͘ Абд сказал͗ “О Амр, ты


сын одного из знатных людей своего племени͘ Скажи, как
поступил твой отец, и мы последуем его примеру”͘ Я сказал͗ “Он умер, не уверовав в Мухаммада, д
а
благословит его Аллах и приветствует, а теперь я хотел бы, чтобы он принял ислам и поверил ему͘ И я сам
придерживался его взглядов, пока Аллах не привел меня к исламу”͘ Абд спр
о
сил͗ “А когда ты последовал
за ним?” Я сказал͗ “Недавно”͘ Потом он спросил ме
ня͗ “Где ты принял ислам?” Я сказал͗ “У негуса”, и
сообщил ему, что и негус принял ислам͘ Абд спросил͗ “И что же сделали его подданные?” Я сказал͗ “Они
поддержали его и последовали за ним”͘ Абд спросил͗ “И за ним последовали епископы и монахи?” Я
сказал͗ “
Да”͘ Тогда Абд сказал͗ “Подумай, что ты говоришь, о Амр, ведь не может быть у человека
качества более гнусного, чем лживость!” Я сказал͗ “Я не солгал, и в нашей религии мы считаем ложь
недопустимой”͘ Потом Абд сказал͗ “Я не думаю, что Ираклий знает о том,
что негус принял ислам”͘ Я
сказал͗ “Нет, (ему известно об этом)”͘ Абд спросил͗ “А откуда об этом известно тебе?” Я сказал͗ “Раньше
негус платил ему
[
То есть Ираклию
]

земельный налог, а когда он принял ислам и уверовал в Муха
м
мада,
да благословит его Аллах и

приветствует, он сказал͗ “Нет, клянусь Аллахом, если он потребует от меня
хотя бы один дирхем, я не дам ему и этого!” А когда известия об этом дошли до негуса, его брат по имени
Нийак сказал ему͗ “Неужели ты позволишь, чтобы твой раб отказывался платить т
ебе земельный налог и
исповедовал не твою религию, а что
-
то н
о
вое?” Ираклий сказал͗ “Что я могу сделать с человеком, если он
пожелал исповедовать (др
у
гую) религию? Клянусь Аллахом, если бы не боялся я (потерять) свое царство,
то и сам п
о
ступил бы так же!”
Абд сказал͗ “Подумай, что ты говоришь, о Амр!” Я сказал͗ “Клянусь
А
л
лахом, я сказал тебе правду!” Абд сказал͗ “Тогда скажи мне, что он велит вам и что запрещает?” Я
сказал͗ “Он велит проявлять покорность Всемогущему и Великому Аллаху, и запр
е
щает нам посту
пать
вопреки Его воле, и велит нам быть благочестивыми и поддерживать родственные связи и, запрещает
нам несправедливость, прелюбодеяния, вино, а также покл
о
нение камням, идолам и кресту”͘ Абд сказал͗
“Как прекрасно то, к чему он призывает! Если бы мой бра
т последовал за мной, мы отправились бы в путь
и засвидетельствовали бы, что верим в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и верим
ему, однако мой брат слишком ослеплен своей властью, чтобы отказаться от нее и подчиниться кому бы
то ни было”͘

Я сказал͗ “Поистине, если он примет ислам, посланник Аллаха, да благословит его А
л
лах и
приветствует, отдаст ему власть над его народом, и он будет брать садаку с богатых людей и отдавать
бедным”͘ Абд сказал͗ “Это достойное дело, но что такое садака?”


и

я стал рассказывать ему о том, какой
закят посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветс
т
вует, обязывает выплачивать с разных видов
имущества, пока не дошел до верблюдов͘ Он спросил͗ “О Амр, и этот закят будут брать с нашего
свободно пасущегося ско
та, который п
и
тается листьями деревьев и приходит к источникам
воды
?” Я
сказал͗ “Да”͘ Тогда он сказал͗ “Клянусь Аллахом, я не думаю, что мои подданные, которые живут далеко
и которых насчитывается много, подчинятся этому”͘ И я провел у его дверей несколько

дней, в течение
кот
о
рых он приходил к своему брату, рассказывая ему о том, с чем я пришел, и через некоторое время
Джайфар призвал меня к себе, и я вошел к нему͘ Его слуги схватили меня под руки, но он велел͗
“Отпустите его”͘ Меня отпустили, и я пошел, чт
обы сесть, однако они не разреш
и
ли мне сделать этого͘ И я
посмотрел на него, а он сказал͗ “Говори, что тебе нужно”͘ И я вр
у
чил ему запечатанное послание, а он
сломал печать и прочитал его до конца, после чего отдал его своему брату, который также прочитал
его
до конца, однако я видел, что Абд относится к этому благосклоннее͘ А потом он сказал͗ “А как поступили
курайшиты?” Я сказал͗ “Некот
о
рые последовали за ним по собственной воле, а некоторых подчинили
силой оружия”͘ Он спросил͗ “Так кто же с ним

[
Имеется
в виду пророк, да благословит его Аллах и
приветствует
]

находится?” Я сказал͗ “Люди, которые пожелали принять ислам и предпочли его всему
остальному и благодаря руководству Аллаха поняли, что они з
а
блуждались, и я не знаю в этих краях
никого, кроме тебя, к
то не принял бы ислам,и если ты не примешь ислам сегодня и не последуешь за
ним, то тебя затопчут кони и страна твоя погибнет! Так прими же ислам, и ты будешь спасен, а он сделает
тебя правителем твоего нар
о
да, и не придут к тебе ни кони, ни люди”͘ На это
он сказал͗ “Дай мне
подумать этот день и возвращайся ко мне завтра”͘

И я снова пришел к его брату, который сказал͗ “О Амр, я надеюсь, что он примет ислам, если не будет
держаться за свою власть”, а на следующий день я пришел к нему

[
Имеется в виду Джайфар
]
,
но он
о
т
казался принять меня, и я пошел к его брату и сказал, что не смог попасть к нему͘ Тогда Абд привел
меня к Джайфару, который сказал͗ “Поистине, я подумал над тем, к чему ты меня призвал, и скажу, что
если я отдам кому
-
нибудь то, что мне принадлежит
, то буду слабейшим из арабов͘ Его конница сюда не
явится, а если и явится, то ей придется сражаться так, как она еще никогда не сражалась!” Я сказал͗ “Тогда
я завтра уезжаю!”


и после того как он убеди
л
ся, что я уеду, наедине с ним остался его брат, кото
рый
сказал͗ “Мы не в таком положении, чтобы сопротивляться ему, а каждый, к кому он

[
Речь идет о пророке,
да благословит его Аллах и приветствует
]
посылал своих посланцев, отвечал ему с
о
гласием”͘ А наутро он
послал за мной и принял ислам вместе со своим бр
атом, сказав, что они уверовали в пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, и они разрешили мне с
о
бирать садаку и быть судьей в делах их
людей и помогали мне против тех, кто противился мне͘

[
“Зад аль
-
ма͚ад”, 3/162

63
]

Содержание этого рассказа указ
ывает на то, что это послание было отправлено братьям позже, чем
прочим правителям, и скорее всего это было уже после завоевания мусульманами Мекки͘

С помощью этих посланий пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сумел дов
е
сти свой
призыв до сведе
ния большинства царей того времени͘ Некоторые из них уверовали в него, а некоторые
отказались от этого, однако и те, кто не уверовал, стали думать о нем, у
з
нали его имя и получили
представление о его религии͘


_______________________________________

Источник перевод книги͗ "АР
-
РАХИК АЛЬ
-
МАХТУМ" Исследование жизнеописания пророка, да
благословит его Аллах и приветствует͘ Автор͗ Шейх Сафий ар
-
Рах
ман аль
-
Мубаракфури͘




Приложенные файлы

  • pdf 7055586
    Размер файла: 737 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий