Выпуск 37. Остроумов Николай Петрович (1846-193..


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Остроумов Николай Петрович

(
18
46
-
19
30
)



1846

год
,
15

ноября



родился в с.
Сасово Елатинского уезда Тамбовской
губернии в семье священника.


В 12 лет поступил в
Шацкое уездное
Духовное училище
, где получил начальное
духовное образование.

1860


1866
годы




учился в Тамбовской

духовной семинарии.

1866
год



поступ
ил

на миссионерское
противомусульманское отделение Казанской
духовной академии
.


По окончании академии б
ыл избран
Советом академии
исполняющим должность

доцента на кафедру
противомусульманских
предметов
; спустя год

получил звание доцента.

187
0
-
187
7

год
ы



читал лекции в академии и местных семинариях

(духовной и учительской)
, преподавал
татарский и арабский языки и
«миссионерские предметы против магометанства»: «обличение
мухаммеданства»,
«историю Мухаммеда»
.


С
остоял членом комиссии по изданию журнала «Миссионерский
противомусульманский сборник», который издавался в Казанской духовной
академии.


Состоял в миссионерском братстве святителя Гурия, где
главным образом
занимался

школьным образованием нерусских народов, которое было всецело
построено по системе его учителя Н.И.Ильминского
1

и направлено на изменение
религиозных убеждений учащихся.

Совершал миссионерские поездки
по
деревням и селам с цел
ью убеждения отпадающих и заблуждающихся
православных и

представителей нехристианского исповедания.

Большое внимание уделял подготовке учительских кадров из татар, чувашей,
удмуртов, марийцев и других народов. Так, в стенах Казанской учительской
семинарии

им проводились для учителей специальные уроки, направленные на
«обличение мухаммеданства»
.

1876 год



издал
«Перв
ый

опыт словаря народно
-
татарского языка по
выговору крещеных татар Казанской губернии», где обобщил накопленные
знания о

языке крещеных тата
р.

1877 год



по рекомендации
Н.И.
Ильминского
направлен
в Ташкент
.

1877
-
1878

годы



служил
инспектором мухаммеданских школ
Туркестанского края
.

1879

1889
годы



директор Ташкентской учительской семинарии
.

1883
год


становится
редактор
ом

«
Туркестанской
туземной газеты
»
; в этой
должности работал до 1917 г.




1

Примечание редакции группы «Православное миссионерское движение Саратова»:

о Н.И. Ильминском

(1822
-
1891)

см.
выпуск №5 в серии «Миссионеры Православной Церкви»

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


1886 год



перевел Евангелие на язык сартов
(
напечатан
о

в
1891

г.

в
Лейпциге в изд. Британского Библейского Общества
).

1889

1917 годы



директор мужской гимназии.

1893

год



стал одним

из основателей Туркестанского кружка любителей
археологии.

1904

год



член
-
корреспондент Русского комитета для изучения Средней и
Восточной Азии.

1917
-
1921

год
ы



жил в ро
дном селе Сасово Тамбовской области.

1921 год



вернулся в Туркестан.

Продолжал
ученые занятия
, н
о на службу в советские учреждения

его не
брали,

лишь
иногда привлека
ли

в качестве консультанта и лектора по истори
и
Туркестана и
исламоведению.

1930

год
,

17 ноября


скончался

в селе
Луначарское
1
,

похоронен в
Ташкенте, за алтарем Александро
-
Невского храма
.


Миссионерская деятельность
Николая
Остроумова
:



Более сорока лет занимался
миссионерской деятельностью и
прос
ве
ти
т
ельской,
переводческой и организаторской деятельностью
миссионерского направления
;



Преподавал
на кафедре
противомусульманских предметов
,

проводил
курсы для учителей среди инородцев по этому направлению
;



А
втор
ряда работ
по основ
а
м вероучения

ислама



Состоял в миссионерском братстве святителя Гурия
, занимаясь
просветительской

деятельностью среди инородцев

Казанской епархии
;



Совершал

многочисленные

миссионерские
поездки в
села с тат
а
рским
населением
;



В
о
время службы

в Туркестане

вел
издательскую
и
просветительскую

деятельность

среди местного населения
;




Занимался вопрос
ами

постановк
и

противома
гометанской миссии в
Туркестане;



Выполнил
перевод

Евангелия
на язык сартов
;


Автор

книг и

статей:

Автор более 300 работ по различным проблемам истории Востока.



«Критический разбор
Мухаммеданского учения о пророках»
(магистерская
диссертация
)
;



«Мухаммеданский пост в месяц Рамазан»



«Разбор Мухаммеданского учения о Лице Господа нашего И. Христа»
;



«Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о
кончине мира»
;



«Муха
ммеданское учение о Пресвятой Троице вообще и об Ипостаси Св.
Духа»
;



«Мухаммеданское учение о духовном мире»




1

В некоторых источниках место кончины Н.П. Остроумова указа дачный поселок Никольское, возможно, это разные
названия одного и того же населенного пункта

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a




«Историческое и современное значение христ
ианских миссий среди
мусульман»;



«Татарско
-
русский словарь»
;



«Этимология сартовского языка»
;



«Уложение Т
имура»
;




«Китайские эмигранты в Семиреченской области»
;



«Народные сказки сартов», «Пословицы и поговорки сартов»
;



«Мир ислама в прошлом и настоящем»
;



«Исламоведение. Введение»
;



«Аравия


колыбель ислама»
;



«Коран; описание внешнего вида и история текста»
;



«Вероучение Корана»
;



«Шариат»
;



«Коран и прогресс»

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


СОДЕРЖАНИЕ

V

Остроумов Николай Петрович: Биографический
словарь

V

Остроумов Николай Петрович (15.11.1846


17.11.1930)

V

Из воспоминаний Н.П. Остроумова о
миссионерском противомусульманском отделении
при Казанской Духовной академии

V

Николай Петрович Остроумов: казанский период
деятельности миссионера и исламоведа

V

Православная м
иссия в Туркестане: краткие
исторические сведения

V

Н. П. Остроумов и становление СМИ в Средней
Азии в конце XIX


начале ХХ вв. (в сокращении)

V

Николай Остроумов: «Керенский ко мне относился
неискренне…»

V

Востоковедческие чтения памяти Николая
Остроумова в Ташкенте

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Остроумов Николай Петрович
:
Биографический словарь

Остроумов, Николай Петрович



ориенталист. Родился в 1846 г. По окончании курса в
Казанской духовной академии со степенью магистра, преподавал в ней историю и вероучение
ислама, а также татарский и арабский языки. Состоит директором туркестанской учительской
семинарии. Главные труды ег
о: ""Критический разбор мохаммеданского учения о пророках""
(магистерская диссертация, Казань, 1874), ""Мохаммеданский пост в месяц Рамазан"" (ib.,
1877), ""Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман"" (ib.,
1894), ""Татарско
-
р
усский словарь"" (Казань, 1876 и 1892), ""Этимология сартовского языка""
(Ташкент, 1910), ""Уложение Тимура"" (Казань, 1894), ""К.П. фон Кауфман. Личные
воспоминания и исторический очерк народного образования в крае"" (Ташкент, 1899),
""Китайские эмигранты

в Семиреченской области"" (Казань, 1879), ""Сарты"" (3
-
е издание,
Ташкент, 1908), ""Народные сказки сартов"" (2
-
е издание, ib., 1906), ""Пословицы и поговорки
сартов"" (ib., 1895), ""Мир ислама в прошлом и настоящем"" (ib., 1912), ""Исламоведение.
Введени
е"" (Ташкент, 1914), ""Аравия


колыбель ислама"" (ib., 1910), ""Коран; описание
внешнего вида и история текста"" (ib., 1912), ""Вероучение Корана"" (М., 1915), ""Шариат""
(Ташкент, 1912), ""Коран и прогресс"" (ib., 1901). При помощи туземца Саттархана Ост
роумов
перевел, по поручению британского библейского общества, Четвероевангелие на язык сартов
(Лейпциг, 1891).

Остроумов Николай Петрович
(
15.11.1846


17.11.1930
)

Просветитель. В. Бартольд именовал Остроумова "патриархом
туркестановедения"

Род
ился

в с
. Сасово Елатинского уезда Тамбовской губ
ернии

в
семье священника. С 1860 по 1866 учился в Тамбовской, с 1866 по
1870
-
в Казанской духовной академиях
1
, где изучал тюр
кские

и араб
ские

яз
ыки

и ислам "в целях миссионерства". В академии его учителями
были Н.И.
Ильминский и
Г
.
С
аблуков.

По окон
ании

читал лекции в академии и местных семинариях
(1872
-
1874). С 1877


в Ташкенте: инспектор училищ, дир
ектор

семинарии, дир
ектор

гимназии. С 1883 по 1917 ред
актор

"Туркестанской туземной газеты". При его участии были изд
а
ны

на
уз
бекском

языке произведения А. С. Пушкина ("Сказка о рыбаке и
рыбке"), Л.Н. Толстого ("Чем люди живы"), брошюры "Краткая история древнего Египта",
"Жизнь Колумба", "О пользе наук", "Рассказы из физической географии", "Географическая
карта всех часте
й света" и др. В 1907 издал сб
орник

стихотворений Махтум
-
кули и извлечения
из "Дивана" Мукими, в 1910 вышла его работа "Этимология сартовского языка".

В 1885
-
1886 он перевел "Евангелие на язык сартов" напечатанное затем (1891) в Лейпциге
в изд. Британского

Библейского Общества.

В дек
абре

1893 один из основателей Туркестанского кружка любителей археологии.

В мае 1904 чл
ен
-
корр
еспондент

Русского комит
ета для изучения Средней и Восточной

Азии. В 1
917
-
21 жил в родном селе Сасово
Тамбовской

обл
. Затем преподавал

в Ташкенте.
Скон
чался

в с. Луначарское под Ташкентом.

Историография общественных наук в Узбекистане. Био
-
библиографические очерки. Сост. Б. В.
Лунин. Т., "Фан". 1974.




1

Примечание редакции группы «Православное миссион
ерское движение Саратова»:

вероятно, имеются в виду
Тамбовская духовная
семинария

и
Казанская духовная
академия
, т.к.
академии

в Тамбове
никогда
не было.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Из воспоминаний Н.П. Остроумова о
миссионерском
противомусульманском отделении при
Казанской Духовной
академии
1

Николай Петрович Остроумов родился в 1846 г. в Тамбовской губернии в семье
протоиерея. После окончания Казанской духовной академии в 1870 г., пр
еподавал
здесь татарский и арабский языки и предметы против ислама. Большую часть своей
жизни он провел в Туркестанском крае, в г.Ташкенте, куда уехал в 1877 г.


«Миссионерское противомусульманское отделение (вместе с противораскольн
и
ческим и
противобуддий
ским) существовало при академии как нечто придаточное, необязательное; но
каждый студент должен был числиться на этом отделении, если он не записался на какое
-
нибудь из двух других отделений»

Об Н.И. Ильминском:

«Н.И. Ильминский преподавал нам татарский яз
ык. Преподавание
его было в высшей степени просто, вразумительно и в то же время научно и занимательно». «К
сожалению, неопределенность будущего положения нашего по выходе из академии охлаждала
нередко наше усердие к занятиям арабским языком. Но почтительн
ое уважение к Николаю
Ивановичу тотчас же вызывало угрызения совести; мы чувствовали, что совестно, неприлично
не явиться к нему на лекцию, и употребляли все усилия над собой,


шли в аудиторию. Иногда
бывало на лекции его всего два человека, а он, как бы
не замечая этого, усердно переводил с
нами арабский текст и объяснял нам переводимое»
.

Об одном из своих учеников,
М.
А.
Машанове:
«…Михаила Машанова
, который обратил
на себя мое особенное внимание с самого начала своих занятий по преподаваемым мною в
академии предметам. Своим постоянным усердием к делу и быстрыми успехами в усвоении
моих уроков по языкам он представлял собою в числе других моих слушат
елей заметно
выдающуюся личность… Г. Машанов во время своего пребывания в академии до такой степени
усердствовал к изучению мухаммеданства, что… неопустительно посещал все мои классы и
пользовался, кроме того, еще особыми от меня уроками, не делая при этом

нимало упущений в
своих занятиях по избранной им группе специально философских предметов, о чем я
осмеливаюсь утверждать на основании успешного его окончательного испытания по
специальным предметам»
2
.

М.З. Хабибуллин.
Миссионерские отделения Казанской духовной академии в 1842
-
1883 гг.

Николай Петрович Остроумов: казанский период деятельности
миссионера и исламоведа

Во второй половине XIX



начале XX вв. исламоведение становится одной из веду
щих
отраслей отечественного востоковедения. Особая роль в изучении ислама принадлежит
преподавателям Казанской духовной академии. Существенный вклад в изучение
мусульманской религии, арабского, татарского и языков других народов Среднего Поволжья
внесли Г.
С.Саблуков, Н.И.Ильминский, Е.А.Малов, Н.П.Остроумов, М.А.Машанов, П.К.Жузе,
Я.Д.Коблов и др.
3

Как отмечал М.А.Батунский, студенты и преподаватели



1

Остроумов Н.П. Воспоминания о миссионерском противомусульманском

отделении при Казанской духовной академии //
Православный Собеседник.


1892.

2

Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1876 г.


Казань, 1876.


С. 96.

3

Валеев Р.М. Из истории казанского востоковедения середины
-
второй половины XIX в.:
Гордий Семенович Саблуков



тюрколог и исламовед. Казань, 1993. С. 6; Колесова Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани.
Середина XIX



начало XX веков: Дис. …канд. ист. наук. Казань, 2000. С
. 128.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


противомусульманского отделения Казанской духовной академии «…являлись первыми в
России профессиональными мис
сионерами
-
исламоведами»
1
.

Среди казанских исламоведов второй половины XIX



начала XX в. особое место занимает
миссионер, этнограф, археолог, журналист, организатор системы народного образования в
Средней Азии
Николай Петрович Остроумов

(1846

1930). Жизнен
ный и научный путь
учёного наполнен интересными событиями, творческими успехами и достижениями. Являясь
хранителем и пропагандистом научного наследия Г.С.Саблукова и Н.И.Ильминского, он внес
заметный вклад в развитие казанской школы отечественного исламове
дения. Он родился в 1846
г. в селе Сасово Елатинского уезда Тамбовской губернии в семье протоиерея. После окончания
Тамбовской семинарии в 1866 г. Остроумов поступает на миссионерское
противомусульманское отделение Казанской духовной академии. В

ее стенах
будущий ученый
изучал у Н.И.Ильминского, Е.А.Малова и практиканта татарского языка В.Т.Тимофеева
миссионерские предметы: «мусульманское вероучение с полемикой против него», «история
Мухаммеда», татарский, арабский и турецкий языки и др. После окончания ака
демии в 1870

г.,
по рекомендации Н.И.Ильминского и после прочтения двух пробных лекций по миссионерским
дисциплинам «Разбор учения Корана о лице Иисуса Христа» и «Разбор мусульманского учения
о загробной жизни», Остроумов был единогласно избран Советом ака
демии и.д. доцента на
кафедру противомусульманских предметов. В

1871 г. он получил звание доцента. В

Казанской
академии Остроумов преподавал «миссионерские предметы против магометанства»:
«обличение мухаммеданства», «историю Мухаммеда», арабский и татарски
й языки.

Принимая во внимание необязательность преподавания миссионерских предметов для
студентов академии, Остроумов всегда стремился «приспособить свой курс к историческому и
богословскому, чтобы таким образом пополнить программы этих курсов специальным
курсом
по исламу». С

этой целью на основе большого круга источников и литературы им была
разработана программа занятий по исламоведению, рассчитанная на 4 года. В

рамках этого
курса студентам академии, изъявившим желание ознакомиться с мусульманским учение
м,
предлагалось рассмотреть широкий круг вопросов, начиная от истории зарождения, развития
ислама и заканчивая «современным положением ислама в Европе и Азии». Занятия по
арабскому языку со студентами академии, по словам Остроумова, «ограничивались
ознаком
лением моих слушателей с главными правилами арабской грамматики и в переводах
некоторых глав Корана, относящихся к жизни Мохаммеда и к его вероучению».

Одновременно с работой в Казанской духовной в академии, в 1870

1871 гг. он преподавал
татарский язык и «
миссионерские наставления» в Казанской духовной семинарии, а в 1872

1874 гг.



историю и географию в Казанской учительской семинарии. В

его функции в
академии входили и другие обязанности. Так, в 1872

1876 гг. Остроумов состоял членом
комиссии по изданию ж
урнала «Миссионерский противомусульманский сборник», который
издавался в Казанской духовной академии. В

нем печатались работы многих преподавателей,
выпускников и студентов миссионерского отделения.

Немаловажный интерес в миссионерской деятельности Н.П.Остроумова представляет его
недолгая, но насыщенная работа в Братстве святителя Гурия. Занимая в этой организации пост
делопроизводителя, он принимал активное участие в осуществлении административных и
государственных задач по реализации миссионерской деятельности. В

Братстве святителя
Гурия Н.П.Остроумов главным образом интересовался школьным образованием нерусских
народов, которое было всецело построено по системе его учителя Н.И.Ильминского и
направле
но на изменение религиозных убеждений учащихся.




1

Batunsky Mark. Russian missionary lit
erature
о
n islam // Zeitchrift fur Religions und Geistesgeschichte.
1987. № 38. Р. 261.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


В рамках этого направления ему приходилось не только осуществлять инспектирование
учебно
-
воспитательной деятельности школ для нерусских народов, но также оказывать
содействие их открытию. Подтверждением этому

может служить первая поездка Остроумова в
Рязанскую губернию в 1873 г., в результате которой он доказывал важность открытия
миссионерской школы: «…необходимо открыть элементарную, на христианских началах
основанную школу в Карамышеве»
1
. Его взгляды относи
тельно будущей школы разделяли не
только представители миссионерского дела Казани, но и члены Рязанского епархиального
комитета, которые своим постановлением от 9 января 1874 г. разрешили «открыть в
Карамышеве школу»
2
.

Большое внимание Н.П.Остроумов уделял подготовке учительских кадров из татар,
чувашей, удмуртов, марийцев и других народов. Так, в стенах Казанской учительской
семинарии в 1872

1877 гг. им проводились для учителей специальные уроки, направленные на
«обличе
ние мухаммеданства»
3
.

Другим традиционным занятием Н.П.Остроумова в Братстве святителя Гурия были его
миссионерские поездки по деревням и селам с целью убеждения и вразумления отпадающих и
заблуждающихся членов православной церкви, а также представителей н
ехристианского
исповедания. За время командировки в г. Касимов в 1873 г. Остроумов провел несколько бесед
с крещеными татарами. Эти беседы носили апологический характер и имели целью
«разъяснение мухаммеданам истинного смысла христианского учения, главным
образом о лице
Господа Иисуса Христа и почитании св. икон»
4
. Результатом командировок Н.П.Остроумова
стало издание в 1876 г. «Первого опыта словаря народно
-
татарского языка по выговору
крещеных татар Казанской губернии», где он обобщил свои накопленные зна
ния об языке
крещеных татар.

Н.П.Остроумов



автор более 300 работ по различным проблемам истории Востока. Одно
из центральных мест в его исследованиях отводится изучению ислама. Своими
первоначальными знаниями и умениями в этой области Остроумов был обяза
н Казани. По
этому поводу он писал: «Я

обязан этому отделению… знаниями, касающимися
мусульманства»
5
. Именно здесь формируются его взгляды и мировоззрение, определяются
научные интересы в области ислама. Большую роль в этом сыграл его наставник
Н.И.Ильминс
кий, имевший широкую известность в деле распространения просвещения среди
нерусских народов, а также Г.С.Саблуков, один из первых переводчиков Корана на русский
язык.

Начальный (казанский) этап деятельности Н.П.Остроумова справедливо можно назвать
сугубо м
иссионерским, так как изучение ислама было полностью подчинено целям и задачам
противомусульманского отделения Казанской духовной академии. На этом этапе в центре
исламоведческих исследований ученого находятся те положения ислама, которые прямо или
косвенн
о вступали в противоречие с учением христианства.

Первым трудом Остроумова по исламу стало курсовое сочинение на степень магистра
богословия под названием «Критический разбор Мухаммеданского учения о пророках» (1870).



1

Касимовская противомусульманская миссия // Рязанские епархиальные ведомости. 1898. №17. С. 518.

2

Доронкин В.В. Касимовская православная противомагометанская миссия з
а первое десятилетие своего существования /
сост. для доклада Казанскому противомагометанскому съезду заведующий Касимовскою Миссиею миссионер священник
Василий Васильевич Доронкин. Касимов. 1909. С. 13.

3

Отчёт о деятельности Совета Братства святителя Гур
ия от 4 октября 1873 года по 4 октября 1874 года. Казань. 1876. С. 6

7.

4

Извлечение из отчёта Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Казанского и Свияжского, о состоянии
Казанской Епархии за 1873 год // Известия по Казанской епархии. 1874. №16. С.
464.

5

Остроумов Н.П. Воспоминания о миссионерском противомусульманском отделении при Казанской духовной академии //
Православный Собеседник. 1892. Январь. С. 13.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Данное исследование, выполненное в ра
мках требований Казанской духовной академии,
содержало прямую полемику с исламом. Если в первой части сочинения автор пытается
раскрыть собственно догматические учения о пророках, то уже во второй делает шаги по его
критическому разбору. Позднее в таком же

ключе было написано и другое сочинение
исследователя



«Мухаммеданский пост в месяц Рамазан» (1877).

Полемический характер носили и другие работы Остроумова об исламе казанского
периода деятельности. Среди них необходимо назвать «Разбор Мухаммеданского уч
ения о
Лице Господа нашего И. Христа», «Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в
связи с учением о кончине мира», «Мухаммеданское учение о Пресвятой Троице вообще и об
Ипостаси Св. Духа», «Мухаммеданское учение о духовном мире» и др.

По рекоменд
ации Ильминского в 1877 г. Остроумов был направлен в г.Ташкент, где, в
основном, и сделал свою карьеру. В

1877

1889 гг. он работал инспектором мухаммеданских
школ Туркестанского края, в 1879

1889 гг. директором Ташкентской учительской семинарии, а
в 1889

1
917 гг. директором мужской гимназии.

Уехав в Туркестанский край, Н.П.Остроумов продолжил свои изыскания в области
исламоведения. Здесь его работы, несмотря на информативность и новизну предмета
исследования для Туркестанского края, полностью укладывались
в методологию казанской
миссионерской школы и определялись, прежде всего, особым пониманием государственных
интересов, связанных с социальной интеграцией «инородцев» на основе православия в единый
общероссийский социум. Из этого и происходило его желание б
ороться с ним как с
социокультурной системой.

Хабибуллин М.З. Николай Петрович Остроумов: казанский

период деятельности миссионера и исламоведа // История России и Татарстана: итоги и
перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой на
учно
-
практической
конференции. Казань, 2011.

Православная миссия
в Туркестане: краткие
исторические сведения


Нужно сказать, что действия российских властей в этом краю никак не вписывались в
схему колониального захвата. С точки зрения британского разведч
ика Рейли, политика
Российской империи в Центральной Азии была ‮странной , но эффективной. Действительно:
привычным к административным и миссионерским насилиям над завоёванными странами могла
показаться непонятной позиции российских властей: не покорять, а

просто присутствовать; не
навязывать своих взглядов и традиций, а поддерживать местную религию и культуру. В
неприкосновенности оставались не только имущественные права населения, но и привилегии
центральноазиатской аристократии, представители которой вдо
бавок к прежним званиям
получали русские дворянские титулы, для генералов
-
мусульман были предусмотрены девять
специальных вакансий. На местах имперские представители осуществляли контроль, а власть
оставалась у прежних правителей. Полностью были сохранены
привилегии, доходы и владения
исламского духовенства, не облагавшиеся налогом; вдобавок преподавателям мусульманских
учебных заведений


медресе и мектабов


стали выплачивать государственное жалованье.
По Промыслу Божию, Православная Церковь явилась в Цен
тральную Азию не как
торжествующая миссионерская религия завоевателей, а смиренно, лишь для скромного
пастырского окормления переселенцев: ссыльного уральского казачества и безземельных
крестьян из густонаселенных областей России.

На всей территории завоев
анного Туркестанского края в 1871 г. была учреждена
самостоятельная Туркестанская и Ташкентская епархия с епископской кафедрой в г. Верном
(Алма
-
Ата), в 1916 г. переведенной в Ташкент.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Православная Церковь не придерживалась прозелитизма и старалась не навя
зывать свою
веру лицам другого вероисповедания. В то же время, нельзя обойти вниманием отдельные
попытки миссионерской деятельности, в частности, Н. П. Остроумова, от которой он
постепенно отказался. Ту же направленность имели факты выдачи генерал
-
губернат
ором
денежного вознаграждения за добровольный отказ от мусульманства.

Миссионерской деятельности в Туркестане практически не велось. Епископ Димитрий
(Абашидзе), возглавлявший епархию в начале ХХ в., привел своеобразную статистику. В
течение всего имперско
го периода, длившегося около полувека, здесь приняли христианство: 8
каракиргизов, 2 туркмена, 3 сарта (узбека) и 1 перс (вероятно, таджик). В то же время 9 русских
в Туркестане перешли в мусульманство. Однако на самом деле миссионерская деятельность в
кра
е присутствовала.

До открытия кафедры Туркестанской и Ташкентской епархии, приходы Лепсинского
благочиния Семиречья входили в состав Томской епархии, куда в конце 1880
-
х годов был
направлен на должность миссионера к китайским эмигрантам, проживающим в стан
ице
Сарканской, священник о. Василий Покровский. Позднее Лепсинское благочиние было
переведено во вновь открытую Туркестанскую епархию. В бытность на этой должности
миссионера о. Василий обратил в православие 139 язычников, за что был Всемилостивейше
сопри
числен к ордену св. Анны 3
-
й степени.

О деятельности о. Василия рассказывает статья в ‮Туркестанских ведомостях  за 1871 г.
‮…Во время прошлогоднего объезда Семиреченской области генерал
-
губернатор имел случай
убедиться, что школа калмыцких детей в
Сарканском выселке может стать наряду с нашими
лучшими народными школами. Успех преподавания в сарканской школе достигнут, благодаря
энергии, терпению и любви к делу преподавателя этой школы священникамиссионера В.
Покровского. В настоящее время, по распор
яжению Семиреченского Областного Правления,
помощником о. В. Покровского и учителем сарканской школы назначен новокрещенный
китайский эмигрант Михаил Букинга .



Вступив на Туркестанскую кафедру, Преосвященный Александр (Кульчицкий) одной из
своих первейши
х задач имел желание в поездке по Семиреченской области познакомиться с
каракунузскими дунганами, чтобы по ним, как и по другим инородческим народностям,
исповедующим ислам, иметь возможность судить о силе магометанства в этих местах. В
результате изучения

епархии, он пришел к убеждению о крайней необходимости учредить
Православную миссию.

19 июня 1881 г. владыка Александр направил записку Туркестанскому генерал
-
губернатору Г. А. Колпаковскому с предложением учредить в крае монастырь, который, по его
мнению
, стал бы центром не только проповеднической деятельности и издания специальных
сочинений для обращения ‮иноверцев  в православие, но и служил пропаганде просвещения и
русской культуры вообще; он мог бы стать до некоторой степени даже и ученым учреждением.

Такой центр имел бы, ‮по местным условиям, не только религиозное, но и государственное
значение .

21 мая 1882 г. в день памяти свв. равноапостольных князей Константина и Елены было
совершено освящение места под монастырь. Главной целью устройства монастыр
я было
миссионерство. Однако намерениям епископа Александра не суждено было осуществиться, т. к.
в 1883 г. он был перемещен на Костромскую кафедру. После нескольких разрушительных
землетрясений и ряда других причин монастырь до 1894 г. едва влачил свое сущ
ествование.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


В 1892 г. епископ Григорий (Полетаев) вновь занялся обустройством Иссык
-
Кульского
монастыря, он превратился просто в общежительный мужской монастырь. При монастыре была
школа с интернатом для кыргызских детей, но там учились и русские мальчики.

По инициативе Преосвященного Григория в 1893 г. в 5 километрах от Ташкента была
открыта женская община, которая не имела прямой миссионерской направленности, но своим
существованием напоминала те обители на Святой Руси, в которых подвизались подвижники.
Миссией новооткрытой обители было оказывать помощь и содействовать душевному спасению
колеблющихся в вере обитающих здесь русских людей.

Преосвященный Аркадий (Карпинский) за время своего четырехлетнего управления
епархией много внимания уделял миссионерск
ой деятельности. Так по его распоряжению 11
ноября 1901 г. состоялось первое общее собрание членов Туркестанского миссионерского
комитета. По просьбе Преосвященного Аркадия, Св. Синод дозволил туземцам края,
мусульманам посещать в их национальных костюмах
православные храмы во время
богослужений, ‮если от сего не предвидится, по каким
-
либо обстоятельствам, возможности
соблазна или нарушения благопристойности .

2 декабря 1901 г. женская община была преобразована в Ташкентский Свято
-
Николаевский женский общеж
ительный монастырь.

Вечерню и первый день Пасхи в 1902 г. владыка Аркадий совершил в церкви этого
монастыря. Затем епископ Аркадий посетил открытую при монастыре женскую
церковноприходскую школу. В 1909 г. в этой школе обучались: 21 девочка и 12 мальчиков
(из
них 10 русских и 2 узбека).

Несколько ослабевшая миссионерская деятельность в епархии при недолговременном
правлении епископа Паисия (Виноградова) оживилась при епископе Димитрии (Абашидзе),
назначенном на Туркестанскую кафедру 20 января 1906 г.

15 июл
я 1909 г. в Верном при активном участии владыки Димитрия состоялось открытие
первого за 30
-
летний период существования епархии съезда епархиальных благочинных и
депутатов духовенства. Съезд постановил просить ходатайства владыки пред Св. Синодом об
открыти
и Духовной семинарии в Верном, причем в курс предметов должны быть введены
местные туземные наречия, персидский и арабский языки, изучение мусульманства, история,
география и этнография Туркестанского края.

В числе докладов был доклад Н. П.

Остроумова

о по
становке противомагометанской
миссии в Туркестане.

Николай Петрович Остроумов

родился в 1846 г. в семье протоиерея в селе Сасово
Тамбовской губернии. В 1860 г. поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую
успешно закончил в 1866 г. с отличием и был ре
комендован для продолжения образования в
Казанскую Духовную Академию. Это высшее духовное заведение в конце XIX в. было
известным центром подготовки православных священников для службы в среде
нехристианского населения. Казанская Духовная Академия давала с
олидную подготовку,
выпуская из своих стен высококвалифицированных ученых
-
востоковедов. В 1877 г.
Министерство народного образования России предложило Н. П.

Остроумову

пост инспектора
народных училищ в Туркестане, которое он принял, он переехал с семьей в
Ташкент.
Проработав на посту инспектора два года, в 1879 г. Н. П.

Остроумов

возглавил учительскую
семинарию. Здесь наряду с европейцами обучались представители среднеазиатских народов,
прежде всего узбеки и казахи. Н. П.

Остроумов

прилагал все усилия для в
сестороннего и
глубокого знакомства своих воспитанников среднеазиатов с европейской, в том числе и русской
культурой. С 1883 по 1917 гг. Н. П.

Остроумов

организует и издает на узбекском языке газету,
которая, по единодушному мнению современников и позднейш
их исследователей, играла для
Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Средней Азии роль, подобную ‮Ведомостям 


первой русской газете для населения России
ХVIII в. Хотя Н. П.

Остроумов

не состоял в штате священнослужителей, он активно участвовал
в религиозной жизни Ташкента. Нельзя не упомянуть

огромную и разностороннюю научно
-
краеведческую деятельность Н. П.

Ост
роумова
. Широко известна его работа по основным
вероучениям мусульманской религии ‮Исламоведение , изданная в нескольких томах. Н. П.

Остроумовым

были проведены одни из первых в Средней
Азии раскопки, близ Ташкента. Н. П.

Остроумов

оставил после себя огромное научное и публицистическое наследие,
насчитывающее сотни книг, брошюр, статей и заметок, огромную массу неопубликованных
дневников и переписку с десятками ученых, политических деятел
ей, своих бывших учеников.


Но вернемся к миссионерской деятельности в Туркестанском крае. Последние годы
правления епископа Димитрия (Абашидзе) совпали с активизацией переселенцев
-
сектантов, что
естественно, вызвало противодействие, как Православной
Церкви, так и местной
администрации.

В 1911 г. правительственным постановлением была создана антисектантская комиссия, во
главе которой был поставлен священник Ильин. Однако ее деятельность ограничивалась лишь
увещевательными беседами с православным населе
нием.

При последнем дореволюционном архиерее Иннокентии (Пустынском) с 14 по 23 июня
1918 г. в Ташкенте проходил второй Туркестанский епархиальный съезд, на котором решался
вопрос о насущной потребности иметь своего епархиального миссионера.

Наступили дру
гие времена, и возникла другая ситуация. Теперь возник вопрос о
сотрудничестве православных и мусульман в русле общих для православной и мусульманской
религий заветов: милосердия и справедливости.

Высокопреосвященный Владимир (Иким) в статье ‮Рядом с ислам
ом  отметил: ‮Для
наших дней главный урок древней Центрально
-
Азиатской Церкви


это урок того, как было
создано и кем было разрушено в средние века христианско
-
мусульманское содружество…
Атеистический режим СССР оставил нам смертельное наследство: религиоз
н
ое и
межрелигиозное невежество
 .

В 1897 г. в Ташкенте впервые в истории состоялся официальный контакт между
православным и мусульманским духовенством. Тогда было организовано несколько разумных
диалогов между священнослужителями обеих религий по проблемам

мира и равенства людей
независимо от их вероисповеданий. Следующий аналогичный диалог проводился в 1995 г. и
вновь в Ташкенте.

Заславский В. Б. Миссионерская деятельность в Тур
кестанском крае

Н
. П. Остроумов и становление СМИ в Средней Азии в конце XIX


начале ХХ вв.

(в сокращении)

Принято считать, что русскоязычная пресса начала свое существование в Туркестанском
крае, и в том числе на территории северного Таджикистана, входив
шего в указанный регион, с
установлением здесь советской власти. Однако, как отмечено многими исследователями,
первые типографии и первые официальные издания на русском языке появились в крае еще в
1870 г., после присоединения значительной части Средней Аз
ии к России и создания здесь
Туркестанского генерал
-
губернаторства (1868 г.). Именно 28 апреля 1870 г. вышел первый
номер первой в Средней Азии газеты «Туркестанские ведомости». Газета служила в основном
целям царской администрации, знакомила своих читател
ей с правительственными новостями.
Но на страницах газеты печатались и материалы, посвященные экономической, социальной и
Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


культурной жизни Средней Азии в целом; много публикаций, касающихся

истории народов, ее
населяющих,
статьи по этнографии таджиков.

Ак
тивно сотрудничал с «Туркестанскими ведомостями» и Николай Петрович Остроумов.
В то время он как подающий большие надежды молодой специалист, выпускник Казанской
духовной академии был допущен к чтению лекций в ее стенах, одновременно работая и в
местных ду
ховной и учительской семинариях. В последней он преподавал историю и
географию. В эти годы публикуемые им статьи носили преимущественно богословский и
миссионерский характер.


‮Туркестанская туземная газета , редактором которой с 1883 г. по 1917 г. был Н.
П.
Остроумов, будучи активным проводником русификаторских идей царского правительства, тем
не менее, собственно русскоязычным изданием не являлась. Ее скорее можно считать русским
изданием на языке коренных национальностей; газетой, ориентированной на проп
аганду среди
населения Туркестанского края православного монархизма. В то же время на страницах
‮Туркестанской туземной газеты  нередко публиковались и острые, критические статьи,
направленные в адрес отдельных представителей колониальной администрации, со
держащие
меткие подчас суждения относительно ‮бюрократического характера (колониального)
управления в Туркестане, (который) задушил всякую живую мысль , и действий ‮господ
-
ташкентцев , которые живут, чтобы жить и наживаться»
1
.

Следует, однако, четко понима
ть истинную подоплеку того факта, почему на страницах
«Туркестанской туземной газеты»


издания, в целом относящегося к уже названной нами
категории прессы царского правительства,


публиковались материалы, содержащие такого
рода суждения. Дело в том, что
Н. П. Остроумов, будучи искренне преданным служителем и
хранителем интересов самодержавия и православия, считал себя «просветителем инородцев» и
именно с этих позиций подмечал и осуждал противозаконные действия тупых и продажных
бюрократов и чиновников, мн
огочисленные недочеты практической и политической
деятельности колониальной администрации, видя во всем этом подрыв «священной миссии
государства российского». Ему претили факты казнокрадства и взяточничества, голого
карьеризма и бытового разложения. В отр
ыве колониальной администрации от нужд и запросов
коренного населения, в ее невежестве и незнании действительной его жизни, в бюрократически
-
равнодушном отношении к настроениям масс Остроумов не без основания усматривал угрозу
позициям царизма в Средней Аз
ии
2
.

Его позицию во многом поддерживали и постоянные авторы газеты. По словам В. В.
Бартольда, «сотрудниками (Остроумова) были ученые (из среды коренного населения)…
Значение газеты (для местного населения) сам редактор, по
-
видимому, справедливо,
сравнивает
с тем значением, какое имели для русских начала XVIII в. официальные ‮Ведомости  того
времени». Газета издавалась «на книжном языке, далеком от разговорного
»

3
.


На посту редактора «Туркестанской туземной газеты» Николай Петрович, проводя
обруси
тельно
-
миссионерские идеи, всячески старался сближать в умах своих читателей
русскую и мусульманскую культуры. В этих целях он по
-
своему покровительствовал известным
в то время узбекским поэтам


Фуркату и Мукими, надеясь сделать их своими союзниками в
бор
ьбе против революции.

Субъективно же просветительское кредо Остроумова сводилось к тому, что «цивилизацию
киргиз и других азиатских кочевников» он видел в необходимости «начинать именно с
просвещения их светом христовой веры, путем научения

не только истинам веры, но и



1

Общественные науки

в Узбекистане. Ташкент, 1974.

2

Там же.

3

Там же.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


элементарным положительным знаниям». Эпиграфом к своей известной книге «Сарты»
Остроумов избрал слова графа Дмитрия Толстого: «Просвещать постепенно иноверцев,
сближать их с русским духом и народностью составляет задачу велича
йшей государственной
важности»
1
.

Дубовицкая И. М. // Журнал «История и современность». Выпуск №2(10) /2009



Николай Остроумов: «Керенский ко мне относился
неискренне…»

«Когда я перебираю св
ои воспоминания о Туркестане, я иногда не без грусти думаю о
том, как основательно забыты люди, играющие когда
-
то более чем заметную (научную) роль,
даже при скромном служебном положении»

Письмо В.В. Бартольда


Н.П. Остроумову от 7 ноября 1926 года


17 н
оября 1930 года в дачном поселке Никольском под Ташкентом скончался ссыльный
магистр богословия Николай Петрович Остроумов.

Великий русский ориенталист академик Василий Владимирович Бартольд именовал вице
-
председателя Туркестанского кружка любителей археол
огии Остроумова «Патриархом
туркестановедения».

Слово «патриарх» в «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном
Владимиром Далем, при переводе с древнегреческого, трактуется еще и в значении


«праотец»,
«родоначальник», «маститый и уважаем
ый глава семейства». Именно таким я всегда
представлял его себе. Иным он, наверное, и не мог быть…


Родился Николай 15 ноября 1846 года в семье протоиерея в Тамбовской губернии.
Двенадцати лет отроду был принят в Шацкое уездное Духовное училище, где учился

в течение
двух лет. Затем


с 1860 года по 1866 год


учеба в Тамбовской Духовной семинарии. Завершает
свое образование Николай Остроумов в Казанской Духовной академии. Здесь, в академии, с
1866 по 1870 год он изучает татарский и арабский языки. По оконча
нии академии, где его
ближайшими учителями были Н.И. Ильминский и Г.С. Каблуков
2
, он был допущен для чтения в
ней лекций. Вскоре же Н.П. Остроумов становится преемником Н.И. Ильминского в должности
доцента на его кафедре. Одновременно Николай Петрович преп
одает в Казанской Духовной
семинарии и Казанской учительской семинарии. В Казани же публикует свои первые
богословские статьи.

Со временем, он все больше и больше проявляет интереса к углубленным занятиям
археологией. И хотя в 1872


1874 годах Николай Пет
рович Остроумов преподает историю и
географию, в 1877 году он уже представляет Казанскую Духовную академию и на
Всероссийском археологическом съезде, который состоялс
я в том же году в городе Казани
3
.




1

Самойлович, А. Н.
1910. К вопро
су о сартах. Рец. на кн.: Остро

умов, Н. П. Сарты: Этнографические материалы. Общий
очерк.


3
-
е изд. Ташкент.


1908. Живая старина 3(3): 265

269.

2

Примечание редакции группы «Православное миссионерское движение Саратова»:

вероятно, автор ст
атьи пропустил
опечатку, имея в виду выдающегося востоковеда и миссионера Г.С. Саблукова, одного

из первых переводчиков Корана на
русский

язык.

3

Историческая записка о состоянии Казанской Духовной академии после ее преобразования 1870
-
1892.


Казань, 1892
. С.
439


443. См. также: Николай Петрович Остроумов. Историография общественных наук в Узбекистане.
Биобиблиографические очерки. Составитель Б.В. Лунин. Ташкент: Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1974. С. 259
-
271.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


В 1877 году Остроумов получает назначение на должность
инспектора народных училищ в
Ташкент, еще через два года становится директором Ташкентской учительской семинарии, а
через десять лет после этого


он директор мужской классической гимназии.

Здесь судьба сводит его со старым знакомым


Федором Михайловичем
Керенским,
которого он знал по Казани, когда тот еще был студентом Казанского университета по
историко
-
филологическому факультету. Федор Керенский приходил иногда в Казанскую
Духовную академию к своим родственникам
-
академистам из Пензенской Духовной семина
рии.
В этой семинарии и сам Федор получил в свое время среднее образование. И вот теперь


Ф.
Керенский, отец будущего главы правительства России, в Туркестане. И он


главный
инспектор училищ… Николаю Петровичу придется служить под его началом двадцать ле
т.

Между тем, гимназист Александр Керенский посещает гимназию, где директор, не
подозревая о роли, какую его беспокойный воспитанник сыграет в Русской революции,
фиксирует в своем дневнике свои впечатления о нем…

Да и первое впечатление о встрече со всей с
емьей третьего главного инспектора училищ в
Туркестанском крае Федора Михайловича Керенского Николай Петрович также скрупулезно
зафиксировал в своем дневнике, который, кстати, он вел на протяжении всей своей жизни:

«Среда, 28 июня 1889 года. В этот день пр
ибыл в Ташкент гл. инспектор училищ Ф.М.
Керенский с семьей, состоящей из жены его и пятерых детей (три дочери и два сына). При детях
находились гувернантка и няня… Приехали они из Самарканда в двух экипажах на почтовых
лошадях, в сопровождении заведующего

Самаркандским городским училищем Митропольским,
окончившим курс в Московском Лазаревском институте восточных языков… Я
руководствовался чувством служебного долга, как исполнявший обязанности гл. инспектора и
как русский туркестанец, приветствовавший на ту
ркестанской окраине России нового русского
культуртрегера с солидным учебным и служебным прошлым. Прежние «старые туркестанцы»
отличались искренним радушием при встречах со вновь приезжавшими из России
сослуживцами, и я надеялся встретить в лице Керенского

казанца по образованию и учебной
службе. В лице самого Керенского я встретил мужественного, лет в 50, мужчину не совсем
великороссийского типа; жена его имела нездоровый вид. Оба супруга были молчаливы,
неприветливы и отнеслись ко мне с испытующим взглядо
м. Дети Керенских не отличались
цветущим здоровьем и свойственной детям жизнерадостностью. Не встретив отклика на свое
простодушие, я долго не задержал вновь приехавших россиян…

Ко мне лично Керенский, в продолжение всей службы в Ташкенте, относился не иск
ренне,
иногда, даже двусмысленно: когда я был нужен и полезен для него, не знакомого с
мусульманством и с мусульманским школьным образованием, он был внимателен ко мне, а
когда в моих специальных знаниях он не встречал надобности, тогда он давал понять, чт
о я, как
«не
-
классик» по образованию, не на своем месте в классической гимназии и что в Ташкенте я
был назначен исключительно для инородческого образования… Когда скончался в Казани
директор учительской семинарии, Керенский сказал мне, что в Казани продолж
ают считать
меня именно заместителем должности покойного Ильминского! Но я уже не стремился к
возвращению в Казань, где со времени моего отъезда в Ташкент существенно изменились
взгляды на образование крещеных инородцев и приемником Ильминского уже считалс
я
представитель учительской семинарии Бобровников, исполнявший директорскую должность со
времени предсмертной болезни Ильминского»
1

.

Весьма любопытна запись из дневника Н.П.Остроумова, характеризующая юного
Александра Керенского:




1

Федор Михайлович Керенский (третий гла
вный инспектор училищ в Туркестанском крае). По записям дневника Н.П.
Остроумова за время 1889


1900 гг. Ташкент, 1928. Машинопись 107 с. Личный архив историка В.А. Германова. С. 4,7.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


«Ученик Ал. Керенский, сп
особный и шаловливый мальчик, любимец отца и матери,
занялся на уроке чистописания составлением списка сподручных товарищей, с которыми он,
как атаман, приготовлялся сделать по окончании уроков нападение на гимназистов первого и
второго классов… Учитель чи
стописания заметил, что уч. Керенский занимается во время
уроков посторонним делом, отобрал у него нелегальный список и передал его ст. испр. обязан.
инспектора, а тот предъявил список мне и настаивал на записи проступка уч. Керенского в его
ученический дн
евник, к сведению родителей. Зная непомерное самолюбие отца и матери уч.
Керенского, я советовал инспектору ограничиться словесным внушением ученику, но
инспектор настоял, чтобы записать об этом проступке в дневнике ученика, как это
практиковалось в гимназ
ии относительно всех учеников гимназии… Когда Саша Керенский
пришел домой и показал родителям свой дневник с упомянутой записью, то вызвал у родителей
необыкновенное возбуждение, о котором я мог судить по последующему объяснению гл.
инспектора со мной, как

директором гимназии. Я был немедленно вызван к Керенскому, как гл.
инспектору, для выяснения записи в дневнике его сына.

Когда я пришел в квартиру Керенского, то встретил его в возбужденном от огорчения
настроении и наслушался от него разных укоризненных
возгласов и причитаний, вроде
следующих: «Что же это такое! Все члены моей семьи, даже другие дети и старушка
-
няня, были
растроганы до слез гимназической записью в дневнике нашего сына… Эта запись так огорчила
всех нас и так необыкновенна, что я сохраню ее

вместе с дневником для истории»…

Я не мог уяснить себе, какое значение для истории может иметь столь обыкновенная
заметка в ученическом дневнике… Если он имел в виду историю Ташкентской гимназии, то
этот случай очень мелочен. Я пытался успокоить возбужден
ного родителя, но не умолчал, что
уч. Керенский


мальчик способный, но шаловливый и позволяет себе кривляться за спиной
учителей, когда они отходят от его парты, что во время перемен между уроками он
воспроизводит их походку и манеры, а учителю класса Люб
омирскому, когда он проходит
мимо, грозит в спину пальцами.

Отец молча выслушал меня, но при последнем моем замечании не выдержал и снова
сильно горячился. Тогда я сказал, что видел, как его сын кривлялся, когда я проходил мимо
приготовит(ельного) класса в
месте с отцом ученика. Самолюбивому отцу не понравилось
сказанное мною, и он иронически повторил мое выражение «пародирует»…

Расстались мы холодно, без каких
-
либо начальнических предупреждений мне на будущее
время. Но когда я возвратился на свою квартиру,
то невольно припомнил избалованность
ученика Керенского: были случаи, когда Саша, в присутствии своих родителей, школьничал над
секретарем Управления учеб. заведениями (Недерица), приходившим со мной к его отцу.
Однажды шаловливый мальчуган за спиной секре
таря не только кривлялся, но и пальцами
касался волос на голове секретаря, когда тот сидел за чайным столом. Отец, конечно, этого не
видел, секретарь Недерица был молчалинского типа.

Не ожидал я от гл. инспектора Керенского, столько лет служившего в разных

гимназиях
(Казанской, Вятской и Симбирской), такой непедагогической невыдержанности, когда дело
коснулось шалостей его любимца
-
сына»
1
.

Известный среднеазиатский археолог, основатель среднеазиатской археологической
школы М.Е. Массон

писал о Н.П. Остроумове:

«В 1896 г. ташкентцы наслаждались чудесной ранней весной. Было еще начало марта, но
фиалки в садах уже отошли. Солнце ласково пригревало, и под действием его живительных
лучей пробудившиеся соки растений давно одели зеленым флером

деревья и кусты городских



1

Там же. Л. 48, 49, 50

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


насаждений. В скверах, парках и садах с шелестом от дуновения мягкого ветерка сливались по
особому звучащие голоса птиц.

По случаю воскресного дня во дворе Ташкентской мужской гимназии тихо. Вернувшись от
обедни, директор, магист
р богословия и ориенталист Николай Петрович Остроумов сидит на
свежем воздухе у своей казенной квартиры при гимназии. Из кухни доносятся запахи
готовящихся азиатских блюд. Это в связи с тем, что директор сегодня ждет гостей из Старого
города. Он состоит чл
еном «товарищества» из четырнадцати человек, устраивающего «гапы»,
то есть беседы. Среди них русский только один Николай Петрович. Остальные все


узбеки и
таджики. И сегодня его очередь организовать «гап» у себя. Гости начнут съезжаться к часу дня.
В два
подадут чай, сладости, потом разное угощение с традиционным палау, а затем за новым
чаем начнется и самый «гап». Может быть, кто
-
нибудь выступит с инсценировкой, как в
прошлый раз, когда двое участников разыграли сценку даже с изображением животных.
Особен
но любит Николай Петрович муллу Махтума и муллу Олима, со слов которых всегда
можно записать много интересного из жизни, быта, фольклора и истории разных народностей
Туркестанского края»
1
.

С именем Николая Петровича Остроумова связано основание в Ташкенте
Туркестанского
кружка любителей археологии. В 80
-
е годы XIX века в Туркестане у некоторых военных,
чиновников, учителей, врачей, действующих в одиночку или организационно связанных с
существовавшими здесь научно
-
краеведческими организациями, проявился инте
рес к историко
-
культурному изучению прошлого края. Среди них особо выделялся директор Ташкентской
мужской гимназии Остроумов, являвшийся уже членом
-
корреспондентом Российской
Императорской Археологической комиссии в Петербурге и Московского археологическог
о
общества.

До 1886 года в Туркестанском крае не производилось самостоятельных раскопок и
систематических археологических исследований. Случайные находки большею частью только
описывались, а затем найденные предметы, или только рисунки и фотографии, пересы
лались в
Императорскую Археологическую комиссию. В крае не было ни лица, ни учреждения, которые
имели бы с Археологической комиссией постоянные и при том официальные сношения и
представляли бы из себя представителя или местный орган этой комиссии. В 1886 г
оду Н.П.
Остроумову Российской Императорской Археологической комиссией было предложено
принять на себя эти сношения для содействия в разыскании и сохранении местных древностей,
случайно находимых древних вещей и монетных кладов. С этого времени начинаются
непосредственные контакты Российской Императорской Археологической комиссии со своим
сотрудником в Туркестанском крае. Комиссия регулярно обращалась к Н.П. Остроумову с
запросами по тому или иному поводу, поручала ему произвести раскопки в местах нахождени
я
древностей, снабжая его необходимыми денежными средствами
2
.

11 декабря 1893 года на заседании Туркестанского отдела Русского Императорского
общества любителей естествознания, антропологии и этнографии последовали выступления
Н.П. Остроумова и находящегос
я тогда в Туркестане В.В. Бартольда «по части археологии».

«В нашем крае,


говорил Остроумов,


находится необъятное количество
археологических памятников в виде курганов, особого рода насыпей, по
-
видимому,
стратегического значения, городищ и развалин гор
одов,


памятников, оставшихся от
различных исторических эпох, начиная с эпохи, современной Геродоту. Рука времени и



1

Массон М.Е. Рудник погибели (Из истории первы
х лет деятельности Туркестанского кружка любителей археологии).
Фрунзе: Издательство «Кыргызстан», 1971. С. 3,4.

2

Лыкошин

Н.С. Очерк археологических изысканий в Туркестанском крае до учреждения Туркестанского кружка любителей
археологии//Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Т. I. Ташкент, 1896. С.37
-
38.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


стихийные силы природы разрушали понемногу эти остатки старины. Со времени русского
господства в крае площадь возделываемых земель в нем си
льно возросла и продолжает
увеличиваться. Вместе с тем и археологические памятники при постройке зданий и запашках
полей уничтожаются, и много дорогого для науки материала исчезает бесследно. К этому
присоединяется и хищническое истребление этих же памятни
ков, проявляющееся в искании
кладов и драгоценностей»
1
. В своем резюме докладчик призвал к принятию мер к охране
памятников старины в Туркестанском крае.

В.В. Бартольд рассказал участникам заседания о собственных археологических
изысканиях 1893 года и указ
ал «на важное значение работ местных деятелей на поприще
археологии», выражая надежду, что исследование памятников искони культурной и оседлой
Трансоксианы» может быть частично осуществлено местными работниками»
2
.

Тогда же произошел оживленный обмен мнения
ми, и было решено сформировать в
Ташкенте археологический кружок. Незамедлительно был составлен устав кружка.

Сохранилось письмо туркестанского генерал
-
губернатора генерал
-
лейтенанта барона
А.Б.Вревского на имя директора Ташкентской мужской гимназии Остроу
мова с извещением,
что вследствие ходатайства последнего от 2 сентября 1894 года и по представлению министру
народного просвещения последовало утверждение устава Кружка, Остроумову
рекомендовалось «сделать зависящие распоряжения о приведении в действие это
го устава»
3
.

Само существование Туркестанского кружка любителей археологии


первого
востоковедческого научного центра в Средней Азии, изучавшего помимо археологии, религию,
историю, этнографию, географию, языки народов Туркестана и сопредельных стран с мо
мента
его создания в декабре 1895 года и до его роспуска в 1918 году составило целую эпоху
среднеазиатской историографии.

Работами членов кружка интересовались многие зарубежные ученые. Например,
известный путешественник по Средней Азии ориенталист Вамбери

переписывался с вице
-
председателем кружка Н.П. Остроумовым и в своей статье о населении Средней Азии
напечатал собранные и опубликованные Остроумовым местные пословицы
4
.

Известный шведский ученый, член Стокгольмской королевской Академии изящных
искусств в

письме на имя Н.П. Остроумова писал:

«Имею честь направить Вам три первых выпуска большой работы по коллекции, которую
я сделал во время моего путешествия по Центральной Азии и Турции и по другим областям
Востока. Я прошу их принять как выражение чувств п
ризнательности за ту вежливость,
которую мне оказывали в России и, главным образом, в Вашем городе. Время, которое я провел
в Туркестане, останется для меня самым милым воспоминанием в моей жизни. Я буду очень
счастлив в тот день, когда смогу туда вернутьс
я»
5
.

Октябрьский переворот 1917 года Николай Петрович не воспринял, до конца дней
относясь к нему отрицательно, все более и более уходя в молитвы и размышления, все больше и
больше времени посвящая искреннему служению Богу. Своих настроений он не скрывал н
и в
дневниковых записях, ни в разговорах с окружающими и вскоре почти на четыре года удалился
из Туркестана в родное село Сасово Тамбовской губернии… Так, по сути и была завершена его
жизнь.




1

Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии.

Т. I. Ташкент, 1896. Вкладной лист. С.1.

2

Открытие Туркестанского кружка любителей археологии 11 декабря 1895 года. Ташкент, 1895. С. 5
-
6.

3

Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. И
-
71. оп.1. Д.1. Л.1.

4

Остроумов Н.П. Памяти Арминия

Вамбери//Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Т. XVII. Ташкент,
1913. С.97.

5

Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Т. III. Ташкент, 1897
-
1898. 16. XI. 1898. С. 135.

Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


Он еще возвращался в Туркестан, он еще продолжал и прежние ученые

занятия. Но на
службу в советские учреждения, помня его «дореволюционное прошлое» и зная о нынешних
религиозных убеждениях, Н.П. Остроумова не взяли. «Лучший знаток ислама в Туркестане», по
выражению В.В. Бартольда, он лишь иногда привлекался в качестве к
онсультанта и лектора по
истории Туркестана и по исламоведению…

Германов В.А. Николай Остроумов: «Керенский относился ко мне не искренне…»//Восток
свыше. Духовное и литературно
-
историческое изд
ание. Выпуск IV. Ташкент: Московский
патриархат. Ташкентская и Среднеазиатская Епархия, 2002. С.34
-
38.

Востоковедческие чтения памяти Николая Остроумова

в Ташкенте

Первые востоковедческие чтения, устроенные в 2007 году, вызвали большой
интерес ученых, и было решено сделать эти научные конференции ежегодными
и посвящать их памяти Николая Павловича Остроумова. Идею эту поддержал
митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

Владимир, и организацией
чтений занимались руководители и преподаватели Ташкентской духовной
семинарии.


Митрополит Владимир так говорит об Остроумове, который приехал в Туркестанский край
в 1877 году: «Образцом того, каким должен быть русский православн
ый человек на Востоке,
явилась личность Николая Петровича Остроумова


замечательного просветителя, историка,
этнографа. С первых шагов Остроумова в этом краю проявилась открытость его сердца для
любви к народам Туркестана. Его попечением была создана сист
ема так называемых «русско
-
туземных» училищ, дававших возможность юношам коренных народов получить образование
на основе новейшей науки. Он начал издавать первую в крае газету на тюркском языке,
которую узбекский мыслитель Абдурауф Фитрат называл
«светильн
иком знания для всего Туркестана». В совершенстве
владевший всеми языками народов Средней Азии, он перевел
на русский множество местных преданий и народных сказок,
произведения гения туркменской литературы Махтумкули,
узбекского поэта Мукими и многое друго
е. Остроумов был
ревностным православным христианином, храмоздателем. Но
при этом он глубоко изучал мусульманство, плодом его
изысканий стали шесть томов «Исламоведения». О теплой
искренней дружбе с мусульманским духовенством
свидетельствуют страницы его л
ичного дневника».

Главные труды Николая Остроумова: «Критический
разбор мохаммеданского учения о пророках» (магистерская
диссертация, Казань, 1874), «Мохаммеданский пост в месяц
Рамазан», «Историческое и современное значение
христианских миссий среди мусу
льман», «Татарско
-
русский
словарь», «Этимология сартовского языка», «Уложение
Тимура», «Китайские эмигранты в Семиреченской области»,
«Сарты», «Народные сказки сартов», «Пословицы и поговорки сартов», «Мир ислама в
прошлом и настоящем», «Исламоведение. Вве
дение», «Аравия


колыбель ислама», «Коран;
описание внешнего вида и история текста», «Вероучение Корана», «Шариат», «Коран и
прогресс». В период с 1885 по 1886 гг. по поручению Британского Библейского Общества, при
Православное миссионерское движение Саратова


http://vk.com/s
a
r
a
tovmissi
a


помощи туземца Саттархана Остроумов пере
вел «Евангелие» на язык сартов, напечатанное
затем в 1891 году в Лейпциге, в издательстве Британского Библейского Общества.

Остроумов был одним из основателей Туркестанского кружка любителей археологии,
открывшегося в 1893 году. В мае 1904 года он стал
членом
-
корреспондентом Русского комитета
для изучения Средней и Восточной Азии. С 1917 по 1921 годы Остроумов жил в родном селе
Сасово, затем преподавал в Ташкенте.

Николай Петрович Остроумов скончался 17 ноября 1930 года в селе Луначарское и
похоронен в Т
ашкенте, прямо за алтарем Александро
-
Невского храма.

«Фигура Остроумова действительно интересна и в некотором роде незаслуженно забыта,


говорит исследователь Евгений Абдуллаев.


Он был автором одного из самых первых
исследований об узбекском народе


э
тнографического очерка «Сарты». Хотя эта книга не
бесспорна, она выдержала несколько переизданий и в настоящее время является раритетом.
Думаю, что остроумовские чтения возродят не только интерес к фигуре самого Остроумова, но
и к таким ярким востоковедам,

как Семенов, Григорьев и другие. Их работы стоило бы
переиздать или хотя бы разместить в Интернете».

Источник: Международное информационное агентство "Фергана"



Приложенные файлы

  • pdf 6454944
    Размер файла: 726 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий