Типология родовых тамг у тувинцев


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
202
УДК 39(571.52)
Типология родовых тамг у тувинцев
А.Ч. Тюлюш
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(Абакан, Россия)
The Typology of Tuvinians Tribal Tamgas
А.Ch. Tyulyush
Katanov Khakass State University (Abakan, Russia)
Статья посвящена тувинским тамгам и выясне
нию их типологии. Сделан историографический об
зор научных трудов по данной теме. Выявлены пробе
лы исследуемой работы. Привлечены новые полевые
материалы автора. В статье прослеживается эволю
ция тамг. Особое внимание обращается на наличие
этнокультурных контактов тюркских народов Саяно­
Алтая, выраженных в тамговой культуре. На осно
ве имеющихся материалов нами были проанализиро
ваны различные типологические варианты родовых
тамг. Задачами работы являются описание, выявле
ние особенностей и своеобразия тамг. Новизна заклю
чается в том, что на основе имеющихся материалов
нами была сделана попытка их
типологизации. Кроме
того, описываются наиболее распространенные тамги
у родов. Обосновывается идея о том, что тамги у ту
винцев встречались в различных вариантах и имели
значительное разнообразие. На основе изучения типо
логии родовых тамг у тувинцев установлено, что боль
шинство из них состояло из двух элементов
— основ
ной тамги с добавлением дополнительных знаков.
В заключении раскрывается роль и значение тамг.
Показано, что среди родовых тувинских тамг встре
чаются аналогичные по смыслу тамги.
Ключевые слова:
род, тамга, родовые тамги, хошун,
сумон, линия, круг, дуга, свастика, юридический знак,
Саяно­Алтай.
This article is devoted to the Tuvan tamgas and ascer
tainment of their typology. Historiographical review was
made of the works of different researchers on this subject.
The use was made of the field materials of the authors.
The articled traces the evolution of tamgas. Special at
tention is paid to the ethno cultural contacts of the Turkic
people of Sayano­Altai represented in the tamga cul
ture. Different typological variants of tribal tamgas were
lyzed on the basis of available materials. The article
aims to describe, identify features and specifics of tam
The novelty lies in the fact that based on the avail
able material the atlempt has been mado to cllassifythem.
Furthermore, description is given to the most common
tribal tamgas. The author substantiates the idea that
Tuvinian tamgas were encountered in various versions
and had a considerable diversity.
On the basis of studying
the typo
logy of Tuvinian tribal tamgas it was ascertained
that most of them consisted of two elements: the main
tamga with supplementary signs.
In conclusion, the article
reveals the role and importance of tamgas. It is shown that
among the tribal Tuvan tamgas there were found the tam
birth, tamga, tribal tamgas, khoshun, sumon,
DOI 10.14258/izvasu(2015)4.2-35
Особое место в этнокультуре тувинцев, как и других
тюркских скотоводческих народов, занимают знаки­
символы — тамги, которые представляли юридические
знаки собственности. Данные факты подтверждают
различные исторические источники, в том числе пись
менные документы, археологические, этнографические
и изобразительные материалы. В прошлом у тувинцев
тамги являлись родовыми, но со временем, в конце
в. стали сумонными и семейными знаками.
Нанесение тамг и меток на предметы собственно
сти как одна из древних традиций сохранилось у ту
винцев по сей день. Однако, несмотря на их частичное
использование в хозяйстве, сегодня в среде тувинцев
они широко не распространены, и их первоначаль
ное значение, функции и даже названия многих тамг
уже забыты.
Начало исследований тувинских тамг было по
ложено экспедицией тюрколога Н.Ф. Катанова, со

203
\f\tƒ\t€\f\t…\t\n‰­\b†€\b\n\f \n
вершенной в 1889 г. в Урянхайскую землю. Он за
метил у местных жителей традицию использования
тамг в хозяйственных и бытовых целях. По его опи
санию, они делились на старые и новые. К старым
тамгам он относил «кас» (свастика), «алага» (моло
ток). Действительно, «кас» (свастика) была известна
в более древние времена. Широкое распространение
получила в государствах древнего Египта, Ассирии
и Вавилоне
[1, с. 19]. Тамга «ок­темир» (железный на
конечник стрелы), «ша» (война) и другие, по мнению
автора, являются новыми. Следует помнить, что знаки
и символы первоначально появлялись отдельно, разроз
ненно друг от друга, и только благодаря шедшим впе
реди символам мимической сигнализации они груп
пировались [2, с. 14]. В дальнейшем тему продолжили
В.И. Дулов и С.И. Вайнштейн, которые исследова
ли родовые тамги у тувинцев в своих научных тру
дах. Помимо существующих тамг, С.И.
Вайнштейну
стали известны более сложные начертания, и некото
рые из них тесно связаны с орнаментальными мотива
149]. Несколько позднее данную тему затрону
ли В.К. Даржаа, а затем С.Ч.
Донгак. Собранные тамги
исследователей В.К.
Даржаа дополнил полевыми мате
риалами, в дальнейшем опубликовал в своей моногра
фии «Лошадь в традиционной практике тувинцев­ко
чевников» [4,
62]. Полевые материалы исследователя
Донгак показывают, что характерной особенно
стью тувинских тамг является их многовариантность.
Ею собраны и опубликованы различные варианты там
ги «кас» (свастика), «напчы или буру» (лист), «ала
га» (молоток), «кошкар» (баран), «аскы демдек» (крю
[5, с. 152–153].
Исследуя древнетюркские рунические надписи
Верхнего и Среднего Енисея — Хакасии, Алтая и при
легающих к ним районов, И.В. Кормушин обнаружил
достаточное количество протамгованных надписей,
и ему пришлось провести их типологизацию по ох
вату территорий. Найденные надписи с тамгами со
вершенно отличаются от существующих. В большом
количестве встречаются знаки одного типа с допол
нительными чертами. Отметим среди них: тип «дуга
над крюком», подтипы — «дуга с крюком, повернутым
влево», «дуга с крюком, образованным поворотом крю
ка вправо», а также составленный из крюков
— левого
и правого [6, с. 137].
Анализируя содержательные аспекты изучения ро
довых тамг, мы приходим к выводу о необходимости
установления их типологии. Систематизация исследу
емой проблематики дает возможность раскрыть приро
ду и закономерности знаков­символов — тамг.
Тувинцы, как и другие тюрки Саяно­Алтая, в те
чение длительного времени сохраняли патриархаль
но­родовой строй. В их родоплеменном составе были
подразделения как тюркского, так и монгольского про
исхождения. Наиболее значимыми родоплеменны
ми группами (свыше 95%) являлись: монгуш, маады,
ооржак, соян, кужугет, чооду, иргит, салчак, донгак,
тумат, кыргыс, тюлюш, хертек, сарыглар, куулар, хо
мушку, ховалыг, сат, ондар, оюннар [7, с. 186]. Следует
отметить, что у каждого рода была своя тамга, слу
жившая коллективной формой защиты скота и иму
щества. Среди некоторых родов, таких как Кыргыс,
Тюлюш, Монгуш, прослеживается родовой характер
тамговых знаков. В конце XIX — начале XX в. у кыр
гысов их было две. По описанию С.И. Вайнштейна,
первая из них представлена в виде полуовала, в ниж
ней части которого присутствует вертикальная линия
с короткой горизонтальной полосой. Вторая бытовала
в виде трезубца. У других тувинских родов (Оюннар,
Сат) имелись подобные тамги, но различались они не
значительными изменениями — добавочными черточ
ками. Например, тамга рода Сат «кас» (свастика) отли
чалась от Оюннаров дополненной внизу изломанной
черточкой [8, с. 78–79]. По этому поводу Н.А. Аристов
предполагает, что образование тамг у родов всегда про
исходило способом добавки дополнительного знака
к основной родовой тамге. Автор считает, что благо
даря такому изучению тамг можно определить проис
хождение родов [9, с. 28].
В конце XIX — начале XX в. тамга принадлежа
ла к определенным хошунам и сумонам. В этот пе
риод известны следующие хошуны: Хасутский
(Хубсугульский) состоял из четырех сумонов:
Хазут, Дархат, Чогду (Чооду), Чиргиттен (Иргиты);
Тоджинский (Тоджинурский) хошун — сумон Кол, Ак,
Бараан, Койук; Салчакский хошун — сумон Салчак,
Бай­Кара, Кыргыс, Кол; Оюннарский хошун — су
мон Оюн, Чооду, Иргит, Соян; Даа хошун — сумон
Ак Монгуш, Улуг Монгуш, Ондар, Хомушку, Иргит,
Ооржак, Кара Монгуш, Улуг и Биче Ховалыг, Саая.
Кроме перечисленных хошунов, был самый много
населенный Бээзи хошун, состоявший из сумонов
Хертек, Соян, Салчак, Кужугет, Сарыглар, Сарыг­
Донгак, Куулар, Кара­Сал, Кара­Донгак, Улуг­Тулуш,
Адыг­Тулуш, Тумат, Чааты Донгак, Кыргыз, Долаан
и другие
[10, с. 114]. В связи с этим следует отметить,
что в начале XX в. во всех сумонах и родах стали ис
пользовать тамги наиболее крупного рода, входившего
в сумон. В рассматриваемый период, несмотря на про
изошедшие изменения тамг, родовые метки у тувинцев
в целом сохранялись.
Наиболее известной тамгой во всех хошунах, сумо
нах и родах (Кыргыс, Донгак, Ховалыг, Маады, Чооду,
Оюн, Сат, Иргит, Соян) выступала форма «кас» (сва
стика), она распространилась в самых различных ва
риантах. Весьма интересна тамга Оюннарского хо
шуна «адыр баштыг хас/кас» среди этнографических
рисунков Г.И. Чорос­Гуркина. Он пишет: «Адыр баш
ту хас тамга (астабай–Улу бай кiжiнiн) ол Тарга Мерен
кiжi алын Малы» [11, с. 116]. Как мы уже видим, дан
ная тамга символизирует статус и должность человека
и является наиболее популярной среди тувинских тамг.
204
Тамговой знак «кошкар» (баран) использовал
род Ондар, который проживал в современном Сут­
Хольском и Улуг­Хемском кожууне. Роговидные узо
ры преобладают у рода Иргит, Саая, Кыргыс.
Форма «ай» (луна) существовала также в виде
«чартык ай» (полумесяц), «ийи ай» (две луны).
Кроме существующих вариантов тамгового знака эт
нограф П.А. Каралькин зарисовал и другие две раз
новидности этой тамги. Одна из них подобна там
ге, встречающейся в Сибири, точнее в Березовском
уезде в Карымкарском городке. Форма «ай» (луна)
принадлежала роду Саая и в большом количестве
встречалась в Даа и Бээзи хошуне. Особо отлича
ется тамга «суур­кара», которую использовал род
Тумат в современном Тес­Хемском кожууне (Оо­
. Знак «трезубец» (серээ) преобладал в со
временном Овюрском районе, среди родов Кыргыс,
Тонгак, Маады, Тюлюш
. Тамги у тувинцев суще
ствовали в самых различных вариантах. Следует
отметить, что работа С.Ч. Донгак наиболее пол
но отражает специфику многовариантности тамг.
К примеру, «алага» (молоток), принадлежавший
роду Ондар, Тюлюш, и другие. Данный знак доволь
но часто встречается в Центральной и Южной Туве.
По имеющимся материалам и полевым материалам
автора обнаружено 19 их разновидностей (рис. 1).
Знак «алага» распространился в следующем
в виде: «адыр баштыг алага» (открытый алага),
«мунгаш баштыг алага» (закрытый алага), «ала
га, похожее на букву «Т», «буттуг алага» (молоток
с ногою), «шерээлиг алага» (молоток с престолом),
«инек алагазы» (молоток коровы) и другие. Тамга
«алага» (молоток) состоит из изображения круга,
соединения круга и прямой черты с одним, двумя
и тремя прямыми углами. Знак 15 аналогичен тамге
«кошкар» (баран), но роговидные узоры менее вы
ражены. «Инек алагазы» (молоток коровы) состоит
из соединения треугольника с одной прямой чертой
Резко отличаются знаки 18, 19, которые представле
ны в виде прямой линии и ее усложнения. Следует
отметить, что знак 18
«алага» принадлежит нойону
Бээзи хошуна.
В некоторых изображениях тамг отражено зна
чительное влияние культуры соседних народов, пре
жде всего монголов и китайцев. Это связано с тем,
что Тува в прошлом входила в состав данных госу
дарственных образований. Здесь уместно обратить
внимание на версию Э.И. Соломоника о заимство
вании некоторых изображений у соседних племен
и народов. Автор предполагал, что данный процесс,
особенно для родственных племен, позволит распро
странить сходные формы знаков на обширной тер
ритории. Основное внимание он обращает на сход
ство основных тамг многочисленных монгольских
и тюркских народов.
Некоторые родовые тамги тувинцев носят мон
гольские названия. Следует отметить тамгу «алага»
(молоток), «напчи» (лист), «курбалчин» или «тор
ма» (треугольник) и другие. Форма «ай» (луна), «ийи
ай» (две луны), «хаалга» (дверь) встречаются на дер
бетских лошадях, приобретенных куплей или кра
жей
По сведениям информаторов, в традиционных
тувинских тамгах встречаются знаки, которые име
ют форму «чинзе /чингзе» (шарик овальной формы),
что подтверждает распространение китайской культу
ры. Известно, что чинзе/чингзе прикреплялся на го
ловном уборе в специальной подставке, и по нему
определяли чины и должности личности
[13]. Поэтому
носить шапку с рубиновым шариком на макушке имел
право Амбын­нойон, который входил в пятую сте
пень в княжеской иерархии, установленной маньчжу
[14]. Таковыми выступают тамги «щере/сере»,
«дорума», которые были наиболее распространены
в Юго­Восточной Туве и имели следующие названия:
«чинзелиг шере», «чинзелиг дорума».
Имеющиеся и собранные основные родовые тамги
следует подразделить на следующие типы и подтипы:
А. Тип I — «крест». Подтипы «крест, загнутый че
тырьмя концами в правую и левую сторону» — «кас»
(свастика); «крест, загнутый тремя концами в правую
и левую сторону с соединением одного угла» — «адыр
баштыг хас/кас танма» (открытая свастика); «крест,
загнутый тремя концами в правую и левую сторону
с добавлением кружочка» — «мунгаш кас» (закрытая
свастика); «крест с тремя кружочками с соединением
треугольника снизу» — «сараакай» (крест).
Б. Тип II — «круг и его виды». Подтипы «круг» —
«ай» (луна); «полукруг» — «чартык ай» (полулуна),
«полукруг, перечеркнутый одной линией» — «чартык
Рис. 1. Разновидность тамги «алага» (молоток)
Информатор Тумат О.О., уроженец с. Чаа­Суур.
Информатор Шанмак С.Т., уроженец с. Чаа­Суур.
Информатор Ооржак Э.Ш., уроженец с. Суг­Аксы.
205
\f\tƒ\t€\f\t…\t\n‰­\b†€\b\n\f \n
Рис. 2. Типы и подтипы родовых тамг у тувинцев: I —
«крест»; II — «круг и его виды»; III — «кружок и его
усложнение»; IV — «дуга и ее дополнение»;
V — «треугольник и его дополнение»;
VI — «прямая черта и ее усложнение»;
VII — «трезубец и его дополнение»;
VIII — «рогатина и ее усложнение»;
IX — «сердце и его дополнение»
ай»; подтип «соединение круга с отходящими от него
двумя полукрестами» — «ша» (война). Данный тип
тамги преобладает в Западной Туве и относится к роду
Саая, сумону Салчакскому.
В. Тип III — «кружок и его усложнение». Подтипы
«соединение трех и четырех кружочков» — «щын
дамал/чиндамал» и «чечек» (цветок); «кружок, пе
речеркнутый одной вертикальной линией» — «ар
бай» (ячмень); «соединение кружочка и прямой черты
прямоугольником без одной из сторон» — «алага»
(молоток) и другие. Следует отметить, что знак кру
жочка встречается в разных вариантах среди родовых
тамг Малой и Средней Орды [15].
Г. Тип IV — «дуга и ее дополнение». Подтипы
«соединение двух дуг (сверху, снизу) одной прямой
линией» — «ийи ай» (две луны), «соединение дуги
одной короткой полосой» — «шере/сере» (острога)
и другие. Тип «дуга», в том числе тамга «шере/сере»,
получил популярность со времен династии Тан и от
носится к роду Кыргыс [16, с. 171].
Д. Тип V — «треугольник и его дополнение».
Подтипы «треугольник» — «коргулчун» (свинец);
«соединение треугольника с одной прямой вертикаль
ной линией» — «ажык дорума» (открытый дорума),
«соединение треугольника с шариком» — «чинзелиг
дорума» (дорума с рубиновым шариком); «треуголь
ник, перечеркнутый одной прямой горизонтальной
линией снизу» — «инек алагазы» (молоток коровы).
Е. Тип VI — «прямая черта и ее усложнение».
Подтипы «соединение прямой черты с одной гори
зонтальной линией на вершине» — «алага, похожее
на букву «Т»; «прямая черта с одной горизонтальной
линией на вершине, соединенная с одним углом» —
знак 18 «алага» (молоток) и другие.
Ж. Тип VII — «трезубец и его дополнение».
Данный тип представляет собой вилы с тремя зуб
цами. Подтипы «соединение трезубца с одной пря
мой вертикальной линией снизу» — «серээ» (вилка),
«трезубец с одной короткой вертикальной линией» —
«кошкарлыг алага» (молоток барана). В соответствии
с историческим употреблением трезубец становился
символом власти над морем и начал использоваться
в гербах портовых городов, профессиональных орга
низаций моряков и других [17].
З. Тип VIII — «рогатина и ее усложнение».
Подтипы «соединение рогатины с прямоугольником
без одной из сторон» — «кошкар» (баран), «рогати
на с ромбиком» (рог барана); «рогатина с соединени
ем одного прямоугольника, перечеркнутого горизон
тальной линией» — «хаалга/калга» (дверь).
И. Тип IX — «сердце и его дополнение». Подтипы
«сердце» — «чурек» (сердце), «сердце с соединени
ем прямоугольника» — «суур кара», «сердце с одной
прямой чертой на вершине с соединением треуголь
ника снизу» — «калбак кара» (рис. 2).
Изучая собранный материал, отметим, что в ро
до
вых тувинских тамгах отражены своеобразие и особен
ность культуры народа, его самобытность и мировоз
зрение. Они свидетельствуют о наличии исторических
взаимосвязей не только тюрко­монгольских, но и про
тотюркских народов. Тувинские тамги показывали яв
ления природы, орудия труда, социальный статус лич
ности, общественные явления и др.
Таким образом, тамги у тувинцев изображали сле
дующие фигуры: крест, дуга, треугольник, квадрат,
круг, кружки, прямая черта. Большую группу пред
ставляют тамги «кас» (свастика), «алага» (молоток),
«напчы» (лист) и встречаются они в различных дета
лях. Следует подчеркнуть, что среди них встречаются
и более близкие по смыслу тамги: «кошкар» (баран)
и «бараньий рог» (рог барана), «суур кара» и «калбак
кара», «маа» и «араалыг маа» и другие.
Как алтайские и хакасские, большинство тамг со
стояло из двух элементов — основной тамги с добав
лением дополнительного знака — линий, дуги, кру
жочка, круга, направлением их (вниз или вверху).
206
Библиографический список
1. Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного При
черноморья. — Киев, 1959.
2. Савенков И.Т. О древних памятниках изобразитель
ного искусства на Енисее : сравнительные археолого­эт
нографические очерки. — М., 1910.
3. Вайнштейн С.И. История народного искусства
Тувы.
— М., 1974.
4. Даржаа В.Ч. Лошадь в традиционной практике ту
винцев­кочевников. — Кызыл, 2003.
5. Донгак С.Ч. Некоторые аспекты изучения тувин
ских тамг // Проблемы этнической истории и культу
ры тюрко­монгольских народов : сб. науч. трудов. —
— Элиста, 2010.
6. Kормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии.
Тексты и исследования. — М., 1997.
7. Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания :
учеб.­метод. пособие. — Кызыл, 2004.
8. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувин
цев. О некоторых формах и отношениях собственности
в тувинском кочевом скотоводстве. — М., 1972.
9. Аристов Н.А. Труды по истории и этническому со
ставу тюркских племен. — Бишкек, 2003.
10. Маннай­оол М.Х. Тувинцы, происхождение и фор
мирование этноса. — Новосибирск, 2004.
11. Этнографические рисунки Г.И. Чорос­Гуркина : аль
бом. — Горно­Алтайск, 2014.
12. Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник
путешествия, исполненного в 1889 году. — Кызыл, 2011.
13. Сакральный смысл одежды тувинцев // tuvaonlaine.

2013. — 23 августа [Электронный ресурс].
— URL: http://
www.tuvaonline.ru/2013/08/23/sakralnyy­smysl­odezhdy­
tuvincev.html (дата обращения: 04.08.2014).
14. Ховалыг С.С. История чиновничества Танну­Ту
вы (середина XVIII — конец XIX в.) // Новые исследо
вания Тувы. — 2010. — № 3. [Электронный ресурс]. —
URL: http://www. tuva.asia/ journal/issue_7/2135­khovalyg.
html#sl17 (дата обращения: 04.08.2014).
15. Махамбетов А. Казахские тамги — знаки племе
ни, или Печати времени // Деловая неделя. — 2005. —
23 декабря [Электронный ресурс]. — URL: http://www.
centrasia.ru/news2.php? st 1135377780 (дата обращения:
04.08.2014).
16. Каратаев О. Кыргыздардын теги, таралуу ареалы,
этностук­маданий алакалары. — Бишкек, 2013.
17. Зеленченко Т.А. Тамга — знаменья — трезу
бец — гербы. — 2010. — 1 февраля [Электронный ре
сурс]. — URL: http://www.liveinternet.ru/users/2881321/
post119895620 (дата обращения: 28.07.2014).

Приложенные файлы

  • pdf 7533519
    Размер файла: 720 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий