методическое пособие фирменный стиль



УДК ББК
Методическое пособие и задание к курсовой работе разработаны
доцентами кафедры дизайна Ю.М. Косовым и В.Н. Смирновым.
При оформлении издания использовались работы студентов 2 курса.
Рецензент: доцент кафедры ДАС Романовский» В.Г.
Рекомендовано ^чебно методическим советом НГАХА Компьютерная верстка: Чупина Н.С. - студентка гр 08-321
ISBN
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 2011
© Косов Ю. М. © Смирнов В. Н.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее часто встречающихся проблем у фирм в области делопроизводства и рекламы является создание фирменного стиля предприятия. Основная задача создания комплексной программы фирменного стиля - привести к единой системе все, что визуально связано с фирмой, создать легко узнаваемый ее образ. Фирменный стиль повышает культуру производства, что влияет на всю деятельность фирмы, на качество изделий и дисциплину, в конечном счете, на конкурентоспособность товаров и услуг. Очень важно понять, что с переходом на рыночную экономику, на прямые связи между фирмами будет играть одну из важных ролей тот факт, как выглядит фирма перед заказчиками, поставщиками и потребителями именно с точки зрения графического дизайна.
Поэтому понятно, что фирменный стиль - это наше лицо, первое, с чем сталкивается потенциальный партнер.
Целью курса "Фирменный стиль" является расширение знаний и практических навыков студентов в области визуализации деятельности фирм и организаций и в архитектурной городской среде, и в проектировании интерьера, и во всех внешних и внутренних проявлениях практического функционирования фирмы.
Задача курса - изучение форм проектной деятельности дизайнера в области создания программ целевого планирования и управления, которые являются одним из современных методов профессиональной практики.
1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ.
Человечество в своей практической деятельности создало и использовало для различных целей значительное количество больших графических систем. Это и геральдика - историческая дисциплина, изучающая гербы как специфические исторические источники. Это и пиктографическое письмо как искусство записи событий или выражения идей рисунками. Это и искусство экслибриса как объекта книжной графики. Это и символы - художественные образы, воплощающие графическим языком различные идеи и понятия. Это и эмблемы как условные изображения различных понятий, событий и идей. Претерпев за время своего существования изменения и уточнения, развиваясь во времени, все эти большие графические системы дошли до наших дней и продолжают служить человеку. И многие из них сегодня питают современные методы проектной деятельности дизайнеров. К таким современным методам профессиональной практики дизайнеров относится и разработка большой графической системы - программы фирменного стиля.
"Фирменный стиль - результат планомерной политики дизайна, относящейся ко всем аспектам деятельности фирмы и распространяющейся на продукцию, упаковку, графику, архитектуру, и интерьеры." (Дж. и Э. Блэйк. Англия).
"Фирменный стиль - единый, четко выраженный стиль от товарного знака до дизайна изделий и интерьера холла... фирмы. Речь идет не о кратковременных кампаниях, а о придании предприятию особого лица, обладающего постоянными признаками". (П. Декарже. Франция).
"Разработка фирменного стиля не является больше изолированной задачей. Теперь она решается как одна из проблем системного проектирования". (Дж. Нельсон. США).
"Фирменный стиль в широком смысле этого слова - это попытка оказать влияние на все визуальные аспекты облика предприятия с помощью дизайнеров". (Р. Гуперц. США).

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ - система визуально-коммуникативных средств, предметов и объектов, объединенная общностью элементов формы и созданная методами дизайна для данной фирмы или организации.
Для разработки программы фирменного стиля необходим комплекс проектных решений, обладающий своей структурой и свойствами:
1) Единство общего замысла, не исключающего разнообразия составляющих эту структуру элементов.
2) Органическая связь всех элементов структуры.
3) Подход к каждому элементу структуры, как части целого, неразрывно связанной с другими его частями и подчиненной общей концепции целого.
Как метод программно-целевого планирования, создание и реализация программы фирменного стиля направлено на достижение:
- устойчивого высокого уровня качества выпускаемой продукции и устойчивого доверия потребителя к продукции фирмы;
- оптимальных условий труда, отдыха и устойчивого, благоприятного отношения рабочих и служащих к своей фирме;
- высокого, устойчивого престижа фирмы во внешних отношениях.
Уже доказано, что для того чтобы сформировать визуальный образ фирменного стиля предприятия, партнер должен увидеть 20-30 элементов этого стиля. Меньшее количество этих элементов попросту теряется в море разной информации и поэтому сводит на «нет» старания фирмы "создать свое лицо".
При разработке комплекса проектных решений по созданию программ фирменного стиля наибольшую трудность представляет выработка общей концепции, базовой идеологии, структуры, предмета и задачи проектирования, а также системы материальных объектов, подлежащих разработке. При этом в своей практической деятельности дизайнер обязан постоянно помнить, что навязывание живому организму фирмы схемы, а программа фирменного стиля и является таким "корсетом", должно быть сделано корректно и с учетом перспективного развития и жизнедеятельности фирмы, с тем, чтобы функционирование каждой системы структуры имело перспективу пластически образных достижений дизайна в жестких рамках заказа.


На современном мировом рынке разработка дизайн - программ фирменного стиля стала нормой деятельности промышленных, сбытовых, посреднических и других предприятий и организаций. Фирменный стиль способствует продвижению товаров и услуг на рынок благодаря закреплению в сознании потребителей устойчивого образа (имиджа) фирмы. Как показывает практика, фирма не может успешно конкурировать на рынке, не имея в своем арсенале развитого, тщательно продуманного и спроектированного на высоком профессиональном уровне фирменного стиля, не создавая образа предприятия, свидетельствующего о его высокой культуре, динамичности, надежности.
Фирменный стиль - это визуальное и смысловое единство предлагаемых товаров и услуг, всей исходящей от предприятия информации, его внутреннего и внешнего оформления.
Фирменный стиль - это характерный для конкретного предприятия язык, на котором оно разговаривает с партнерами и который отличается от языка других предприятий.
Фирменный стиль - это необходимый инструмент повышения эффективности всех аспектов деятельности, который охватывает все стороны работы фирмы.
2. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Основу фирменного стиля составляют три основных элемента: товарный знак, фирменный шрифт, фирменный цвет, использование которых в формообразовании различных визуально-коммуникативных средств, предметов и объектов дают потребителю неповторимый образ фирмы.
2.1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК - это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров").
В качестве товарных знаков могут быть использованы словесные (рис. 2), изобразительные (рис. 3), объемные и другие обозначения или их комбинации (рис.4).
Часто в качестве основного или дополнительного фирменного (товарного) знака используется логотип, включающий полное или сокращенное название фирмы. Термин ЛОГОТИП - не является нормативным и, относительно его значения существуют разногласия. Иногда он применяется как синоним фирменного блока, что представляется неверным, поскольку в фирменный блок входят разные элементы: товарный знак, "фирменное" начертание названия фирмы, реквизиты и/или различные поясняющие надписи. Иногда логотипом называют начертание - обычное или оригинальное - полного официального наименования предприятия. Наиболее адекватным и удобным для практического использования представляется следующее определение логотипа: оригинальное графическое начертание (специально разработанное или подобранное среди существующих шрифтов) полного, сокращенного или искусственно созданного наименования фирмы. Значение логотипа заключается в том, что он служит, как правило, словесным знаком предприятия, подкрепляя его изобразительный знак, если тот существует. Он (логотип) способствует реализации функции идентификации и лучшему запоминанию образа предприятия.
Логотип должен быть простым, звучным, коротким, легким для произношения и запоминания, отличаться по звучанию от других предприятий, не представлять собой стертое от частого употребления слово, исключать всякую двусмысленность восприятия на любом языке.












Опыт работы по проектированию товарных знаков показывает, что наиболее правильным путем является четкое определение требований к знаку: идейно-смысловому содержанию, чистоте, психологическим требованиям видимости и опознаваемости, художественной выразительности, технологичности и унификации.
ИДЕЙНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ - точное определение содержания идей, закладываемых в товарный знак - необходимое условие его разработки. Условность художественно-графического языка товарных знаков предъявляет жесткие требования к идейному содержанию знака. Аллегорическая форма выражения идей требует от дизайнера максимальной внимательности, лаконизма и точности, так как знак, основанный на ассоциациях, способен вызвать несколько толкований, нежелательные искажения заложенного содержания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВИДИМОСТИ И ОПОЗНАВАЕМОСТИ
Психологические требования видимости и опознаваемости рассматриваются с точки зрения оптимизации зрительной информации, которая поступает к человеку через органы зрения и расшифровывается им в процессе восприятия знака. Видимость знаков характеризуется следующими параметрами:
Угловым размером
Размером знака и его элементов
Уровнем яркости
Контрастом между знаком и фоном
Угловой размер (рис. 5) определяется формулой:

Рис. 5. Видимость и различаемость знака, где а - угол мгновенного зрения =18; S - линейный размер знака, L - расстояние до знака по линии взора.
Отсюда можно подсчитать оптимальный линейный размер знака и его важнейших элементов, используя формулу:

Не менее важным для опознания знака в затрудненных условиях (мимолетный взгляд, плохое освещение и т.д.) являются требования к структуре знака с точки зрения скорости и точности опознания. На рис. 6 приведен ряд фигур, обладающих наибольшей опознаваемостью.

Рис. 6. Знаки, расположенные в порядке убывания их опознаваемости.
ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ ЗНАКА определяются целым рядом условий: целью, функцией, характером знака. Основной задачей товарного знака является индивидуализация товаров или услуг. В свою очередь, индивидуализация в сочетании с рекламой способствует привлечению внимания потребителя. Чистота знака подтверждается его правовой охраной с выдачей свидетельства на товарный знак, в соответствии с законом.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ органично связаны с его содержанием и идеями. Форма знака должна подчеркивать их и подавлять нежелательные ассоциации. Важнейшим требованием к изображению знака является требование художественной выразительности. Художественно-выразительная форма торгового знака, в первую очередь, означает полномерное, художественное воплощение его идейного содержания. Важным условием создания высокохудожественного знака является художественность композиции. Композиционная структура изображения знака должна связать содержание и требования художественной выразительности знака и воплотить их в определенном решении формы. Средствами композиции являются:
пропорции
ритм,
контраст,
структура знака.
Композиция должна учитывать условия применения знака, который будет наноситься на обширный круг изделий, а также на всю документацию и упаковку. Товарный знак должен быть гармоничен (согласованность элементов, зрительная устойчивость, целостность восприятия).
ТРЕБОВАНИЯ УНИФИКАЦИИ. Определение номинальных размеров знака целесообразно проводить в соответствии с первым рядом предпочтительных чисел. Если приблизить психологически оптимальные размеры знака к ближайшим значениям ряда предпочтительных чисел, то получим весь размерный ряд номинальных значений изображения знака, состоящий из двенадцати унифицированных размеров: 2, 4, 5, 6, 10, 16, 25, 40, 60, 100, 160, 250 мм. Унификация размеров элементов изображения знака почти всегда совпадает с художественным пропорционированием элементов изображения, способствуя общей гармонизации формы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ должны учитывать технологию изготовления и нанесения знака на изделия, тару и упаковку, сопроводительную документацию и рекламную продукцию. Изготовить знак можно любым технологическим способом, обеспечивающим четкое, ясное и сохраняемое в течение всего срока эксплуатации изображение знака: травлением, литьем, штамповкой, гравировкой, печатанием и т.д.
Перечень вышеизложенных требований может быть положен в основу составления технического задания на разработку знака, быть ориентиром в процессе создания знака, а затем использован при оценке результатов работы по проектированию знака.
2.2. ФИРМЕННЫЙ ШРИФТ - основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Можно обмануться эффектным изобразительным ходом, но маленькая надпись в углу выдаст с головой. Именно в этой специфической области - самые высокие профессиональные требования к квалификации тех, кто создает новые шрифты, и к разборчивости, вкусу тех, кто их применяет. Современные акцидентные (относящиеся к мелким типографским работам) шрифты отличаются пластической остротой и оригинальностью рисунка, позволяющей эффективно использовать их в рекламных целях. И эти свойства их многократно усиливаются возможностями компьютера. Шрифт не обязательно бывает авторским, достаточно часто для цели приспосабливают существующие, в случае необходимости внося в них определенные
модификации и трансформации.
Он (шрифт) должен быть прост и привлекателен, адекватен формируемому образу фирмы, должен выглядеть современно в течение продолжительного времени, хорошо запоминаться, хорошо "работать» в самых разных контекстах, отличаться по начертанию от других, не терять своей привлекательности при изображении не только в черно-белом, но и в других цветах, и в «выворотном» варианте.
Шрифт является обязательным компонентом фирменной графики. Это объясняется тем, что использование разных шрифтов на разных объектах деятельности фирмы неприемлемо, поскольку разрушает само понятие фирменной принадлежности. Столь же неприемлемо и одновременное использование разных шрифтов, так как шрифтовая пестрота затрудняет чтение, утомляет зрение, снижает интерес к тексту, а значит - уменьшает действенность рекламы. Для нормального чтения текста нужно, чтобы шрифт не мешал и не заставлял продираться через ряды букв причудливой формы. В то же время ценность шрифта определяется не
только его удобочитаемостью, но и художественным, эмоциональным воздействием, правильно выбрав шрифт, можно создать необходимый графический образ. Как правило, выбор дизайнера останавливается на одной гарнитуре, которая предлагается в определенном наборе вариантов: по толщине, размеру, наклону и т.д. Использование такого набора начертаний одной гарнитуры, во-первых, обеспечивает хорошую читаемость шрифта в разных контекстах, во-вторых, определяет его фирменность, в-третьих, позволяет одновременно избежать и излишней пестроты текста, и монотонности. Все сказанное относится, в первую очередь, к выбору шрифтов для печатной рекламы. К шрифтам, которые используются на других объектах - носителях (продукция, упаковка, транспорт, визуальные коммуникации и т.д.), основные требования читаемость, выразительность, современность, соответствие образу предприятия - также применимы, однако в ряде случаев они несколько усложняются и расширяются. Так, шрифт для надписей, наносимых на движущиеся объекты, должен быть проверен на адекватность восприятия в движении. Для некоторых видов изделий при выборе ( разработке) шрифта следует учитывать и возможность его нанесения на объекты различными технологическими способами, например, гравировкой, штамповкой, литьем и т.п.
Таким образом, выбираемый в качестве фирменного - шрифт должен быть многофункциональным, одинаково хорошо читаться во всех возможных ситуациях его использования. Поскольку таких ситуаций много, дизайнер должен предусмотреть достаточный набор различных начертаний одной фирменной гарнитуры (или гарнитур). С другой стороны, он вынужден ограничиваться только строго необходимыми вариантами, так как большое их количество неминуемо повлечет за собой размывание границ фирменного стиля. 2.3. ФИРМЕННЫЙ ЦВЕТ - самая динамичная часть фирменного стиля. В фирменном комплексе цвет занимает весьма уважаемое место. Цвет способствует созданию образа фирмы, облегчает восприятие информации, а применительно к рекламе - делает ее более привлекательной и лучше запоминающейся. Особенно велико эмоциональное воздействие цвета. Не случайно один из разделов в психологии посвящен влиянию цвета на психику человека: определены цвета, действующие угнетающе, и наоборот, возбуждающе, цвета, вызывающие приятные ассоциации, улучшающие настроение, повышающие чувство уверенности или вызывающие беспокойство... Эти данные непременно должны учитываться разработчиками фирменной цветографики.
Цвет зачастую имеет не меньшее значение для идентификации фирмы, чем товарный знак. Он может быстрее восприниматься и легче распознаваться, чем
словесная или изобразительная информация. Известны случаи, когда цвет становился как бы вторым фирменным знаком. Классические примеры отождествления фирмы и цвета: зеленый и желтый компании "Бритиш петролеум", желтый фирмы "Кодак", зеленый и красный компании "Вестингауз", синий "ИБМ". Постоянное употребление одного и того же цвета в связи с определенной товарной группой усиливает запоминаемость информации об этих изделиях и о рекламодателе. Поскольку цвет является столь сильнодействующим средством, вполне понятно, что подход к его использованию в качестве базового элемента фирменного стиля должен быть очень осторожным и продуманным. Количество выбранных цветов и выбор каждого конкретного цвета зависят от специфики товаров (услуг), от демографических и географических характеристик целевых групп воздействия, от особенности психологии восприятия цвета, в том числе и в зависимости от национальной принадлежности. Количество фирменных цветов возрастает в том случае, когда фирма имеет значительное число подразделений, каждое из которых целесообразно отметить своим цветом, или же выпускаемая продукция (услуга) объединяется в отдельные группы.
Таким образом, определяя набор фирменных цветов, необходимо выяснить, не оказывают ли они негативного психологического воздействия, не конфликтуют ли с потребительскими свойствами продукции, исключить нарушение четкости восприятия цветов в системе техники безопасности, проверить, как данные цвета передаются в различных материалах и как они "работают" в разных окружениях. Когда фирменные цвета определены, необходимо тщательно следить за точностью их воспроизведения на всех объектах-носителях, так как даже при незначительных отклонениях от цвета-эталона ощущение цветового единства нарушается. Фирменный цвет или цвета могут быть юридически защищены либо в составе промышленного образца, либо в составе товарного знака. В последнем случае необходимо иметь в виду: товарный знак, зарегистрированный в черно-белом варианте, может затем использоваться в любом цвете, не теряя защиты, тогда как товарный знак, заявленный в цветном исполнении, охраняется только в тех цветах, которые указаны в свидетельстве о регистрации.
Перечисленные цветографические константы в конкретных программах фирменных стилей могут, безусловно, дополняться другими компонентами. Однако они представляются наиболее важными с точки зрения формирования образа фирмы.
3. ПРОГРАММЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Созданию программ фирменного стиля, разработке наполнения основных блоков структуры (рис.1) предшествует несколько этапов работы.
В ходе ПЕРВОГО этапа, анализирется, изучается структура фирмы, фиксируются объекты, территории, изделия, вывески, надписи, бланки и т. п., которые в совокупности, как правило, мало упорядочены и увязаны между собой. Изучается деятельность фирмы и перспективы ее развития, определяется, какие слои населения покупают ее товары или пользуются ее услугами, проводятся интервью с сотрудниками фирмы, ее контрагентами и клиентурой. Анализируются фирменные стили аналогичных фирм.
ВТОРОЙ этап посвящен обобщению собранных данных, определению основных направлений, формированию содержания и перечня объектов -носителей базовых элементов фирменного стиля (знака, шрифта, цвета), выработке плана будущей программы. Определяются общая задача и области применения фирменного стиля.
Классическая структура программы фирменного стиля (рис.1) в этом случае может стать поисковой сеткой, ускоряющей этот процесс (например, если фирма оказывает только услугу, не производя никакой продукции, то в будущую структуру первые блоки «продукция» и «упаковка» уже не включаются). Результаты этого этапа обсуждаются с руководителем фирмы, определяются направления работы, утверждаются техническое задание и перечень объектов -носителей констант (см. стр. 24).
На ТРЕТЬЕМ этапе происходит уже непосредственная разработка дизайнером базовых элементов программы фирменного стиля и объектов - носителей его.
Такой ступенчатый подход к разработке программ фирменного стиля представляется наиболее правильным, так как позволяет полно и достоверно разработать все необходимое для внешних проявлений деятельности фирмы.
Базовые элементы фирменного стиля, объекты - носители этих констант принято задавать с помощью специальных руководств, своеобразных внутренних стандартов, которые у разных фирм именуются по-разному (например, "Методические рекомендации", или "Руководство по фирменному стилю", или "Концепция фирменного стиля"), но содержат в основном один и тот же набор элементов. Как правило, в них включают общую тенденцию фирменного стиля; цели его программы(миссию); способы построения основных констант и правила их использования в различных ситуациях и на различных объектах. В руководства могут быть включены в качестве примеров образцы различных объектов носителей констант. Такие руководства чаще всего представляют собой папку типа
скоросшивателя, причем каждый лист является самостоятельным: в случае необходимости его можно извлечь, чтобы внести изменения и дополнения, либо чтобы заменить другим. Это связано с тем, что степень жесткости перечня объектов - носителей констант фирменного стиля является достаточно условной. Такой перечень должен быть открытым, он должен давать возможность дополнения, поскольку объем программы фирменного стиля зависит от динамичности развития фирмы, появления новых технологических приемов и, соответственно, новых объектов носителей. Так появление технологии изготовления аппликаций дало возможность использовать этот прием практически во всех блоках структуры программы, а внедрение факсимильной связи потребовало в блоке "документация" художественно- графической разработки еще одного объекта - бланка факс - сообщения. И таких примеров множество.
Все руководства выполняются на высоком полиграфическом уровне, так как представляют собой не просто инструкцию по применению фирменного стиля, но и эталон фирменного издания.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ - НОСИТЕЛЕЙ КОНСТАНТ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ:
Товарный знак.
Фирменное наименование.
Фирменный блок-логотип (1+2).
Фирменный цвет.
Фирменный шрифт.
Модульная сетка.
Бланк письма (2 размера).
Конверт (3 размера).
Бланк руководителя.
Бланк приказа.
Бланк распоряжения.
Командировочное удостоверение с отчетом.
Титульный лист отчета.
Визитная карточка.
Рекламная листовка.
Рекламный буклет.
Рекламный проспект.
Рекламный каталог.
Фирменный плакат.
Пресс-релиз.
Плакат с календарной сеткой.
Карманный календарь.
Открытка поздравительная.
Приглашение.
Значок, бадж.
Вымпел.
Папка-обложка.
Пакет пластиковый.
Бумага оберточная (упаковочная).
Ценник, ярлык.
Самоклеющаяся лента, наклейка.
Бумага для записей.
Комплиментная карточка.
Информационная карточка.
Бланк факсовых сообщений.
Годовой отчет.
Формат печатных изданий.
Методические рекомендации по фирменному стилю.
Задание к курсовой работе по дисциплине «Фирменный стиль» для студентов 2 курса специальностей 070601.65 Дизайн и 072500.62 Дизайн.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Базовые элементы программы фирменного стиля.
Задача: разработать основные элементы программы фирменного стиля - товарный
знак, фирменный шрифт, фирменный цвет. Фирма - на выбор студента (реально
существующая или по «легенде»).
Состав задания: товарный знак, фирменный шрифт, фирменный цвет. Словесное
описание товарного знака. Формат листа А 4. Техника исполнения - на выбор
студента.
Критерии оценки: графическая композиция, шрифт, цвет, оригинальность
(новизна) знака, графический дизайн листа.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Идентификация транспорта.
Задача: разработать систему идентификации транспортных средств фирмы с
использованием основных элементов фирменного стиля: знака, шрифта, цвета.
Состав задания: система идентификации транспорта с использованием основных
элементов фирменного стиля. Формат листа А 4. Техника исполнения - на выбор
студента.
Критерии оценки: образность решения, графический дизайн, композиция листа.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Наружная реклама.
Задача: разработать эскизы решения внешней рекламы с использованием основных
элементов фирменного стиля.
Состав задания: объект проектирования: отдельно стоящий рекламный стенд,
фасадная реклама, фирменные указатели, электронное табло, имиджевые
конструкции, световые короба и т.д. - на выбор студента. Разрабатываются
габаритные чертежи и внешний вид наружной рекламы. Формат ли ста А 4.
Техника исполнения на выбор студента.
Критерии оценки: образность решения, конструктивная целесообразность
решения, графический дизайн, композиция листа.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Объект малой графики.
Задача: разработать эскиз решения объекта малой графики с использованием
основных элементов фирменного стиля.
Состав задания: Объект проектирования: бланк письма, конверт, визитная
карточка, листовка, плакат, сувенир, открытка, календарь и т.д. - на выбор студента.
Формат листа А 4. Техника исполнения - на выбор студента.
Критерии оценки: Образность решения, графический дизайн, композиция листа.
Примечание:
1. Альбом должен иметь титульный лист с Ф.И.О. студента, группы и годом разработки.
Желательно приложить эскизы знака.
Желательно приложить лист со знаками аналогичных фирм.
Список рекомендуемой литературы:
Каспер Дж. Веркман «Товарные знаки (создание, психология, восприятие)» М: Прогресс, 1986.
Джон Фоли. «Энциклопедия знаков и символов». - М.: Вече - Аст. 1996.
Шрифты: энциклопедическое издание. - Новосибирск: «Мангазея», 1994.
Ю. Сокольников. «Товарные знаки. (Историография. Построение. Использование. Регистрация)». Энциклопедическое издание. - серия «Типографика». -Новосибирск: «Мангазея», «ТиГРа», 1996.
Г. Фрилинг, К. Ауэр. «Человек - цвет - пространство». - М.: Стройиздат, 1973.
Методика художественного конструирования. Дизайн - программа. - М.: ВНИИТЭ, 1987.
В. Шимко. «Комплексное формирование архитектурной среды». Кн., «Основы теории». - М.: МАРХИ, 2000.
Ефимов А.В. «Колористика города». - М.: Стройиздат, 1990.
9. Мелани и Джон Эйвис «Интерьер. Выбираем цветовой дизайн». - М.: агентство «Ниола - Пресс», 1997.
10. Черневич Е.В. «Язык графического дизайна». - М.: ВНИИТЭ, 1975.
Хан - Магомедов СО. «Пионеры советского дизайна». - М.: Галарт, 1995.
Закон Р.Ф. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Сент.1992.
Сомов Ю.С. «Композиция в технике». - М.: Машиностроение, 1987.
Борисовский Г.Б. «Эстетика и стандарт». - М.: Издательство стандартов, 1982.
У. Боумен. «Графическое представление информации». - М.: Мир, 1971.
И. Птахова. «Простая красота буквы» - Санкт - Петербург: «Русская графика», 1997.
Сто дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994.
Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: Учеб. Пособие. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2009.
Приобретение и развитие навыков рукописного письма. Латинский шрифт. Учебное пособие. - Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 2008.
Евстафьев В.А., Ясонов В. Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. - Спб.: Питер, 2005.
В. В. Ученова, Н. В. Старых. История рекламы. 2-е изд-е. - Спб.: Питер, 2002.
Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно художетсвнного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - 2-е изд., уточненное и доп. - М.: ACT: Астрель, 2006.
Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: Учеб. Пособие. - М.: Омега Л, 2005.
Михайлов С. М., Михайлова А. С. Основы дизайна: учеб. Для ВУЗов. - Казань: «Дизайн квартал», 2008
Составители:
Юрий Михайлович Косое Валерий Николаевич Смирнов
Фирменный стиль
Методическое пособие и издание к курсовой работе для студентов специальности 070601.65 Дизайн и 072500.62 Дизайн
15

Приложенные файлы

  • doc 8462682
    Размер файла: 717 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий