Глава 8. О заклинаниях и амулетах


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Глава 8 . О заклинаниях и амулетах. К о м м е н т а р и и Ш е й х а А с - С а а д и , А л ь - Ф а у з а н а и С а л и х а А л и Ш е й х а . [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: Эта глава посвящена разъяснению религиозного предписания о заклинаниях. Под заклинаниями подразумеваются молитвы или слова, которые произносят или читают над больным человеком, после чего читающий заклинание поплевыва ет на него. Некоторые из них оказывают органическое влияние на организм, а некоторые влияют на состояние души. Часть заклинаний разрешается шариатом, а часть их относится к проявлениям многобожия. Законотворец позволил читать заклинания, в которых нет проя влений многобожия. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет ничего плохого в заклинании, если оно не является многобожием». Что же касается заклинаний, относящихся к проявлениям многобожия, то в них человек обращается за покровительством или по мощью к кому - либо вместо Аллаха, или же они содержат имена дьяволов. К ним также относятся те случаи, когда больной, которому читают заклинание, убежден в том, что оно оказывает воздействие самостоятельно. Подобные заклинания запрещены и относятся к заклин аниям, содержащим проявления многобожия. Что касается амулетов, то мы уже говорили о смысле этого слова и упомянули, что к ним относятся любые куски кожи, бусины, записанные слова поминания или молитвы о помощи, которые подвешиваются с определенной целью. Амулеты также могут представлять собой, например, голову медведя или газели, иметь форму подковы. В качестве амулетов подвешивают лоскуты из черной материи, изделия в форме глаза или четки определенной формы. Все эти предметы можно назвать амулетами, и объ единяет их то, что благодаря им люди надеются довести до конца благое начинание или предостеречься от зла. Однако шариат не разрешает поступать таким образом, да и сами амулеты не обладают такой способностью. Некоторые люди говорят, что они вешают эти пред меты, не преследуя такие цели, что они вешают их в автомобилях или домах для украшения и т.п. Но ведь люди поступают так очень редко, и поэтому мы говорим, что если человек повесил амулет, полагая, что по воле Аллаха он способствует предотвращению беды или избавлению от несчастья, то он совершает малое многобожие, но если он повесил такие предметы только для украшения, то он совершает грех, потому что уподобляется людям, которые совершают малое многобожие. Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллах а, сказал: «Кто уподобляется каким - либо людям, тот сам является одним из них». [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . [Пишет автор книги]: В «ас - Сахихах» аль - Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль - Ансари о том, что «он неоднократно сопровождал посланника Аллаха в его поездках. Пророк посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья из обветшалой тетивы, и чтобы не осталос ь ни одного ожерелья, которое не было бы со рвано» . (Аль - Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад 5/216, Малик 2/937). [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел срывать ожерелья с шей верблюдов, потому что арабы верили в то, что они оберегают верблюдов и коров от сглаза. Безусловно, подобные убеждения относятся к проявлениям многобожия. [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . [Комментарий шейха Аль - Фаузана]: Абу Башир - сподвижник, да будет доволен им Аллах, участвовал в битве при Хандаке. Соответствие главы «Книге единобожия»: Шейх продолжает в этой главе говорить о тех вещах, которые противоречат вероубеждению единобожия в вопросах заклинаний и амулетов, которые относятся к многобожию. В этом хадисе указание на запрет вешания на верблюдов чего - либо, наподобие тетивы и тому 2 подобных вещей с целью излечения от болезни, так как это является ширком. Пользы, извлекаемые из этого хадиса: 1. Указание на то, что вешание тетивы для избавления от каких - либо болезней, имеет такой же хукм, как подвешивание амулетов, т.е. является запрещенным. 2 . Указание на необходимость устранения порицаемого. 3. Указание на необходимость донесения до людей того, что будет способствовать правильности их вероубеждения. [Конец слов шейха Аль - Фаузана]. [Пишет автор книги]: Ибн Масуд рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком». Этот хадис передали Ах мад и Абу Дауд. (Абу Дауд (3883), Ибн Маджа (3530), Ахмад 1/381. Аль - Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз - Захаби). [Комментарий шейха Аль - Фаузана]: В этом хадисе содержится указание на то, что использование вышеуказанных вещей является ширком, который противоречит таухиду. Пользы, извлекаемые из этого хадиса: 1. Указание на необходимость побуждения людей к обереганию своего вероубеждения от того, что противоречит таухиду, даже если это совершают большинство людей. 2. Указание на запрет использования того, о чем говорится в хадисе. 3. Указание на то, что все эти три вещи, без исключения, являются ширком. [Конец слов ш ейха Аль - Фаузана]. [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: Этот хадис содержит грамматическое усиление, и из него следует, что все заклинания, все амулеты и все привораживания относятся к проявлениям многобожия. Исключением из этого общего правила являются некоторые виды заклинаний, по поводу которых существуют ясные священные тексты. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет ничего плохого в заклинании, если оно не является многобожием». Кроме того, Пр орок, мир ему и благословение Аллаха, сам читал заклинания, и ему тоже читали заклинания. Эти тексты свидетельствуют о том, что не все виды заклинания относятся к проявлениям многобожия. Многобожием являются лишь некоторые виды заклинаний, которые содержат в себе элементы многобожия. Что касается амулетов, то для них не сделано исключений, и поэтому все виды амулетов относятся к проявлениям многобожия. Что же касается привораживания, то шейх, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что привораживанием назыв аются действия, посредством которых люди надеются заставить мужчину полюбить жену, а женщину – полюбить мужа. Привораживания относятся к колдовству, а поскольку они являются результатом человеческих усилий, их также можно отнести к амулетам. Привораживая ч еловека, колдун читает заклинание, содержащее элементы многобожия, и люди полагают, что это побуждает женщину полюбить мужа, а мужчину – полюбить жену. Подобные действия являются одним из видов колдовства, а колдовство является неверием и формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Передают, что ‘Абдуллах ибн Укейм рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто повесил на себя что - то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад и ат - Тирмизи. [Ахмад 4/211, ат - Тир мизи (2073)]. В арабском тексте этого хадиса использовано имя в неопределенном состоянии в контексте условного предложения, и поэтому он имеет общий смысл. А это значит, что всякий человек, которые вешает на себя какой - либо предмет, обязательно вверяется ему. Если же кт о - либо делает исключение для каких - либо предметов, то священные тексты свидетельствуют против 3 него, потому что этот хадис имеет общий смысл. Если раб начинает полагаться на что - либо вместо Великого и Могучего Аллаха, то убыток окружает его со всех сторон, потому что раб может обрести могущество и успех, добиться благополучия, исправить свои намерения и деяния только тогда, когда он во всех своих словах и поступках вверяется одному Аллаху, связывает свое будущее только с Ним и ищет защиты от зла только у Нег о, когда он радуется и веселится ради Аллаха, полагается на Аллаха, вверяет свою судьбу Аллаху и уповает на Аллаха. И если он поступает таким образом, уповая на одного Аллаха и не полагаясь на творения, то Великий и Могучий Аллах обязательно создаст для не го выход из сложного положения, даже если небеса и земля замыслят против него зло. И все потому, что он положился на Аллаха и доверил свою судьбу Великому Господу, Чья слава велика и Чьи имена безупречны. [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . [Пишет автор книги]: Тамима (а мулеты ) — это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого, считая запретным * . Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Масу д. * [Из «Фатх аль - Маджид»]: Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их последователи и ученые последующих поколений разошлись во мнении относительно амулетов, текст которых содержит Слово Аллаха. АбдуЛлах ибн Амр ибн аль - Ас, Аиша и другие разрешали это, основываясь на том, что хадис, запрещающий амулеты, относится только к тем из них, которые являются ширком. В одной из ривай от имама Ахмада говорится, что он также разрешал это, однако большинство из его у чеников передавали, что он это запрещал. Запрещали это также Ибн Масуд, Ибн Аббас, Хузейфа, Укба ибн Амир и Ибн Укейм. Они основывались на хадисе Ибн Масуда, и у этого мнения несколько положительных сторон: а) общий запрет, из которого не выделено частное; б) закрытие дверей для прегрешения, потому что ношение амулетов со Словом Аллаха ведет к ношению и иных амулетов; в) неизбежно неуважительное отношение к нему того, кто надел амулет, поскольку он может зайти с ним в грязное место, уборную и т. п. [Конец цитирования из «Фатх аль - Маджид»]. [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: К амутелам относятся любые предметы, которые вешают для того, чтобы уберечься от сглаза, защититься от зла или обрести благо. Некоторые ранние мусульмане разрешали носит ь амулеты, содержащие аяты из Корана, хотя священные тексты свидетельствуют о том, что все виды амулетов являются запрещенными. Но если человек вешает на себя коранические откровения, то он не приобщает сотоварищей к Аллаху, потому что он повесил на себя т о, что является Речью Аллаха и относится к качествам Великого и Могучего Господа. А это значит, что, поступая таким образом, человек пытается уберечься от зла, не приобщая в сотоварищи к Аллаху творения. [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . [Пишет автор книги]: Рукия (заклинание) так же его называют « ‘ A зааим» . Разрешенным является те виды рукия, которые не содержат ширка , поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил пользоваться заклинаниями против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона **. * * [Из «Фатх аль - Маджид»]: Заклинания представляют собой чтение молитв из Корана или Сунны, когда человека укусила змея или скорпион, когда его околдовали или сглазили, либо когда он заболел, для отведения постигшего его несчастья. 4 Имам ас - Суйути по поводу заклинаний сказал: «Уч6ные пришли к единому мнению, что заклинания разрешены, если выполняются три условия: а) они должны представлять собой Слово Аллаха, Его имена или эпитеты; б) должны быть на арабском языке и быть понятными; в) должна иметься полная убежденность в том, что заклинания оказывают влияние не сами по себе, а по предопределению Всевышнего Аллаха». [Конец цитирования из «Фатх аль - Маджид»]. [Пишет автор книги]: Тиуаля (привораживание) – вид колдовства, которую совершают люди и заявляют , что оно, якобы, заставляет женщину полюбить мужа, а мужчину — полюбить жену * . * [Из «Фатх аль - Маджид»]: Это — чистый ширк, так как в его основе лежит убеждение, что что - то, помимо Аллаха, может отводить вред или приносить пользу. [Конец цитирования из «Фатх аль - Маджид»]. [Комментар ий шейха Аль - Фаузана]: Все, что автор перечислил выше, заключает в себе следующее: 1. То, что заговор делится на два вида: вид узаконенный и вид запрещенный. Узаконенный это тот, в котором нет ширка, запретный это тот, в котором есть ширк. 2. То, что амулет делится на два вида: а) амулеты, в запретности которых нет споров среди ученых, т.е. в них присутствует ширк, в запретности которых единогласны ученые; б) амулеты, в запрещенности и разрешённости которых есть разногласие среди ученых. Это те амулеты , в которых содержится Коран. Существует такое мнение, что они дозволены, и также существует мнение, что они запретны. И более правильным является их запретность. Так как это будет действием, закрывающим все пути к запретному, и защитой Корана. 3. Привораж ивание является запрещенным без разногласий, потому что оно является одним из разновидностей колдовства. [Конец слов шейха Аль - Фаузана]. [Пишет автор книги]: АбдуЛлах ибн Укейм передал следующие слова Пророка, да бла гословит его Аллах и приветствует: Тот, кто повесил на себя что - то, вверяется этому. Этот хадис передали Ахмад и ат - Тирмизи. (Ахмад 4/211, ат - Тирмизи (2073); хороший хадис). [Комментарий шейха Аль - Фаузана]: Абдуллах ибн Укайм: его кунья - Абу Маид аль - Джухани аль - Ку фи. Он застал времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако неизвестно, что он слышал от него. В этом хадисе содержится запрет и предостережение для тех, кто связывает себя с кем - то (чем - то), помимо Аллаха, в том, чтобы привлечь какую - либо пользу или же предотвратить какой - либо вред. Пользы, извлекаемые из этого хадиса: 1. Указание на запрет связывать себя с кем (чем) - либо, помимо Аллаха. 2. Указание на обязательность связывать себя во всех делах только с Аллахом, хвала Ему Всевышнему. 3. Указание на разъяснение вреда ширка и разъяснения его последствий. 4. Указание на то, что воздаяние бывает в соответствии с делами. 5. Указание на то, чт о плоды дел возвращаются к тому, кто их совершил, будь то добро или зло. [Конец слов шейха Аль - Фаузана]. [Пишет автор книги]: 5 Ахмад передал следующие слова Рувайфи: «Посланник Аллаха сказал мне: О Рувайфи, возможно, ты дол го проживешь. Поэтому передай всем, что если кто будет перевязывать бороду, носить ожерелье из обветшалой тетивы либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрекся от этого человека» . (Абу Дауд (36), ан - Насаи 8/135, Ахмад 4/108, 109; достов ерный хадис). [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: Ожерелья из обветшалой тетивы упоминаются в этом хадисе неслучайно. Ношение ожерелий само по себе не является запрещенным, однако запрещается носить ожерелья, которые, по мнению людей, способны уберечь от сглаза, например, ожерелья из обветшалой тетивы. Если же человек поступает таким образом, то Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не имеет к нему отношения. Это выражение означает, что такой поступок относится к тяжким греха м, и свидетельствует о пагубности этого проступка. Безусловно, малое многобожие относится к тяжким грехам, равно как и великое многобожие относится к тяжким грехам. [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . [Комментарий шейха Аль - Фаузана]: Руайфи ибн Сабит ибн аль - Сакин ибн Ади ибн Харис из рода Малика ибн ан - Нажари аль - Ансари, был управляющим Бирки и Тараблиса, открыл Африку в 48 году хиджры. Умер в Бирке в 56 го ду хиджры. В хадисе указывается на запрет вещать на что - то ожерелье для того, чтобы защититься от чего - либо дурного, и на то, что это является ширком, так как никто не может защитить человека от зла, кроме Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист. Пользы, и звлекаемые из этого хадиса: 1. Указание на чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что Руайфи действительно прожил долгую жизнь и умер в 56 г.х. 2. Указание на обязательность сообщать людям то, что им было приказано или то, что им было запрещено, то, что они должны совершать или то, что они должны оставлять. 3. Указание на почет бороды. Законность ее отпускания, запрет играть с ней путем сбривания, укорачивания, заплетания или завивки и т.п. 4. Указание на запрет вешать ожере лье для того, чтобы защититься от чего - либо дурного, а также на то, что это является ширком. 5. Указание на запрет подтираться навозом или костями. 6. Указание на то, что все эти преступления, упомянутые в этом хадисе, являются большими грехами. [Конец слов шейха Аль - Фаузана]. [Пишет автор книги]: Саид ибн Джубейр сказал: Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба, Этот хадис рассказал Вакиа. [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: Этот хадис подчеркивает превосходство поступка того, кто сорвал амулет. Это объясняется тем, что ношение амулета является формой приобщения сотоварищей к Аллаху, и тем, что малое многобожие обрекает человека на мучения в Огне, поскольку по этому поводу есть грозное предупреждение. И если человек носит амулет, то за этот поступок е му грозят мучения в Огне. Если же человек сорвал амулет с шеи своего товарища, то он словно освободил из Огня одного раба, потому что он уничтожил причину, которая обрекала его на такое наказание. Аллах же одаряет такого человека вознаграждением, подобным вознаграждению за освобождение раба, поскольку воздаяние всегда соответствует роду совершенного деяния. [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . 6 [Пишет автор книги]: По этому же поводу Ибрахим ан - Нахаи сказал: «Они (салафы ) запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет». [ Комментарий Салих а Али Шейх а сокращенный вариант ]: Ваки сообщил, что Ибрахим ан - Нахаи, один из учеников Ибн Мас’уда, рассказывал, что сподвижники Ибн Мас’уда запрещали надевать любые амулеты, будь то аяты из Корана или нет. [ Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха ] . [Комментарий шейха Аль - Фаузана]: Ваки ибн Джарах - авторитетный имам, автор многих трудов, умер в 197 году хиджры. Имам Ибрахим ан - Нахаи был авторитетом среди больших ученых, умер в 96 году хиджры. В этих преданиях пришло указание от этих великих табиинов на запретность любых амулетов. Пользы, извлекаемые из этих преданий: 1. Указание на достоинство срывания амулетов, так как это относится к устранению порицаемого и к избавлению людей от ширка. 2. Указание на запрет вещать любые амулеты, даже если в них есть содержание Корана, и это мнение группы табиинов. 3. Указание на стремление сахабов оберегать вероубеждение от любых отклонений. [Конец слов шейха Аль - Фаузана]. Здравое слово о 8 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас - Саади): « Что касается амулетов, то это то, с чем устанавливается сердечная связь тех, кто их носит. В отношении амулетов можно сказать то же самое, что и о кольцах или шнурках, о чем речь шла выше. В данном аспекте также существует проявление великого ширка, наподобие того, когда помощь испрашивается у шайтанов или иных творений. Если человек испрашивает помощь не от Аллаха в том, на что способен исключительно Он, то это является абсолютным шир ком, о чем, если будет угодно Аллаху, пойдет речь далее. Амулеты с бессмысленными, непонятными словами запрещены, поскольку открывают путь к ширку. Что же касается амулетов с аятами Корана, хадисами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или добрыми мо литвами, то от этого лучше воздерживаться, потому что Шариат ничего не говорит по этому поводу. К тому же, носящий амулет часто неуважительно относится к нему, входя с ним в различные неподобающие места. Что же касается заклинаний, то по этому поводу есть более подробные разъяснения: Если заклинание представляет собой отрывок из Корана, Сунны или же составлено в благородных выражениях, то это является похвальным действием для заклинающего, поскольку в этом есть благочестие, добрая цель и польза. В отношении же заклинаемого это является разрешенным только в том случае, если он сам не является инициатором этого. Одним из признаков совершенства упования ра ба Аллаха и силы его убежденности является то, что он сам никогда не обращается с просьбой о заклинании ил и молитве ни к одному из творений Аллаха, прежде чем не убедится, что это не в ущерб интересам того, кто будет читать для него молитву и будет для него благочестием, принося пользу обоим. В этом заключается один из секретов обретения таухида и одного из ег о изумительных значений. Осознать это и действовать в соответствии с этим могут только совершенные рабы Аллаха. Если же заклинание обращено не к Аллаху, и человек ждет исцеления не от Него, то это является великим ширком. Уясни же себе хорошенько, о мой бр ат в Исламе, данное разъяснение и остерегайся однозначного отношения к заклинаниям, по скольку они могут иметь разные причины и цели » . [ Конец слов шейха АбдуРрахмаана Ас - Саади ] . Рассматриваемые вопросы (от автора книги) : 7 1. Смысл понятий «заклинание» и «амулет». 2. Смысл понятия «привораживание». 3. Все эти три понятия относятся к ширку. 4. Исключением является только заклинание из Слов Истины от дурного глаза и укуса змеи или скорпиона. 5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения ученых по поводу того, является ли это ширком или нет, разделились. 6. Навешивание ожерелий из обветшалой тетивы на верховых животных является ширком. 7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из обветшалой тетивы. 8. Благословенная награда тому, кто сорвет с человека амулет. 9. Слова Ибрахима, мир над ним, не противоречат сказанному выше, поскольку он имел в виду последователей АбдуЛлах ха ибн Масуда. ___________________________________________

Приложенные файлы

  • pdf 2107510
    Размер файла: 707 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий