БАКУНИНЫ Кайбицкий район с.Кичкеево (Починок)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Семейная родословная Бакуниных Происхождение и история рода Все фамилии Бакулев, Букилин, Бакунин образованы от прозвища Бакула (Бакуля, Бакуня) - проныра, говорун, краснобай. Однако фамилия Бакунин могла произойти и от уменьшительной формы имени Абакум (Аввакум). Бакунины - дворянский род, по преданиям, ведущий свое начало от одного из трех братьев, выехавших на службу в Москву из Венгрии в 1492 г. Род Бакуниных , по преданиям, ведёт свое начало от одного из трёх братьев, выехавших на службу в Москву и з Венгрии в 1492 году. Первый документально известный предок этого рода — Никифор Евдокимов, бывший дьяком в 1658 году и числившийся московским дворянином в 1677 году. Предание о происхождении рода Бакуниных изложено М. П. Чернявским в «Генеалогии господ дворян, внесённых в родословную книгу Тверской губернии с 1787 - го по 1869 год». Согласно этому преданию, родоначальником рода Бакуниных был Зенислав Бакунин, в свою очер едь ведущий свой род от древнего Трансильванского дома Баттора (Bathori), который с двумя братьями Батугердом и Анципитром приехали на службу в Россию из Венгрии в 1492 году. По крещению Зенислав был назван Петром, а Батугерд — Дмитрием. Род Бакуниных внес ён в шестую часть дворянской родословной книги Тверской губернии Известные представите ли рода Бакуниных . Первый документально известный представитель рода Бакуниных — Никифор Евдокимов, бывший дьяком в 1658 году и числившийся московским дворянином в 1677 году͖ Михаил Иванович Бакунин правнук Никифора Евдокимова — был комендантом в Царицыне при Петре =͖ Василий Михайлович Бакунин (1700 — 1766) сын Михаила Ивановича Бакунина — действительный статский советник, чиновник Коллегии иностранных дел. Составитель «Описа ния калмыцких народов, особенно таргоутского», хранившегося в рукописи в архиве коллегии иностранных дел. Прадед известного русского революционера - а нархиста , идеолога народничества Михаила Бакунина . У него были два сына - тёзки — - и - , которые оба были членами иностранной коллегии при Екатерине == и входили в число четырёх членов секретной экспедиции Коллегии иностранных дел, и сын Михаил ; - (1724 — после 1800) сын Василия Михайловича Бакунина . Чиновник Коллегии иностранных дел, дослужился до ч ина действительного статского советника . С 1783 года по 1785 был лужским уездным предводителем дворянства. Был женат на Екатерине Андреевне Бартеневой, имел трёх дочерей: Анну, Александру и Марию. - (1731 — 1786) был по влиянию своему на дела при графе Никите Ивановиче Панине соперником канцлера Б езбородко . Имел чин тайного советника . Согласно «Запискам» М. А. Фонвизина , Бакунин «из честолюбивых, своек орыстных видов» открыл Григ орию Орлову обстоятельства и участников заговора, направленного на свержение Екатерины Второй и установление конституционной монархии [7] . На п ервом заседании Российской академии наук 21 октября (1 ноября) 1783 года был избран её действительным членом ( академиком ) в числе первых тридцати шести академиков [8] . Словарь Половцова ошибочно указывает, что П. В. Бакунин был президентом Академии Российской после Дашковой (он к 1796 го ду — когда Дашкова ушла в отпуск — уже скончался). Был женат на Анне Сергеевне Татищивой. У них было двое сыновей: Модест и Павел и двое дочерей: Елизавета (1763 — 1798) и Елена. Модест Петрович Бакунин (1765 — 1802) сын - — был известным агрономом, возглавлял Царскосельскую земледельческую школу. Имел чин тайного советника . Имел имение в Лужском уезде Санкт - Петербургской губернии. Написал двухтомный труд «К новому разделу и обрабатыванию полей» (СПб., 1800), а также переводил с немецкого ряд книг по сельскому хо зяйству. Был женат на Степаниде Ивановне Голинищивой - Кутузовой (умерла в 1805 году). У них было двое сыновей: Николай и Илья: Николай (1799 — 1838). Коллежский секретарь (с апреля 1833 года). Был женат на баронессе Софье Карловне фон Типольт. У них были двое детей: сын — Модест и дочь — Степанида. Илья (1801 — 1841)находился на военной службе. 14 декабря 1825 года он, бу дучи верным присяге, бескомпромиссно отдал приказ своим подчиненным стрелять по восставшим полкам. За «установленный порядок 14 декабря 1825» получил орден Св. Анны =V степени и в следующем году должность адъютанта Великого князя Михаила Павловича, в котор ой прослужил до 1840 года, когда в чине генерал - майора был командирован на Кавказ . Также известен и как поэт, выпустивший анонимно весьма интересный поэтический сборник, а также переводивший на французский язык стихотворение А. С. Пушкина « Клеветникам России ». Илья Модестович Бакунин умер в марте 1841 года от полученной во время боевых действий на Кавк азе [9] раны. Женат не был. Павел Петрович Бакунин (1776 — 1805) сын - — в 1796 стал директором Академии наук [10] . В результате конфл иктов директора с академическим корпусом был вынужден уйти в отставку со своего поста. С 1796 года по 1801 год был управляющим Академии Российской . В 1797 году стал камергером и действительным статским сов етником . В 1802 году был посланником в Англии. Был женат на Екатерине Александровне Саблуковой. У них было два сына — Александр (1799 — 1862), Семён (1802 — 1864) и дочь — Екатерина (1795 — 1869). Александр Павлович Бакунин (1799 — 1862) сын Павла Петровича Бакунина — лицейский товарищ А. С. Пушкина . Посл е окончания лицея начал службу в лейб - гвардии Семёновском полку прапорщиком. В феврале 1823 года уволился с военной службы и поступил на службу в канцелярию московского военного генерал - губернатора, в 1825 году получает звание камер - юнкера двора Его импера торского величества. Участвовал в работе кружка декабристов в Москве, состоял в петербургской масонской ложе. В июле 1829 года уходит со службы в чине надворного советника . Был женат на Анне Борисовне Зеленской (умерла в 1835 году), у них было трое детей: сын — Николай и дочери — Татьяна и Екатерина. В 1838 году становится новгородски м вице - губернатором, в 1839 году получает чин статского советника , в 1840 году становит ся директором = департамента государственного имущества. В 1841 году переходит на службу в министерство внутренних дел. В декабре 1842 года назначается на должность тверского гражданского губернатора, в которой прослужил пятнадцать лет. В декабре 1844 года получает чин действительного статского советника . Вторым браком был женат на Марии Александровне Шулепниковой, у супругов была дочь — Варвара. В 1857 году оставил пост губернатора и получил чин тайного советника . Вскоре назначается сенатором. Николай Александрович Бакунин (1828 — 1893) действительный статский советник, камергер, основатель стекольн ого завода (в п. Сазоново Вологодской обл.). Михаил Васильевич Бакунин (1730 — 1803) — (третий сын Василия Михайловича Бакунина ) , тверской помещик, родоначальник рода Бакуниных в Прямухино . Начал службу в Санкт - Петербурге протоколистом Сената (1754) и дослужился до чина действительного статского советника и должности вице - президента Камер - коллегии . После выхода в отставку поселился в Прямухино . Умер от апоплексического удара в своем доме в Торжке в 1803 году. Отец Александра Михайловича Бакунина и дед известного русского ре волюционера, одного из идеологов народничества — Михаила Бакунина . Михаил Михайлович Бакунин (1764 — 1837) сын Михаила Васильевича Бакунина — был губернатором в Могилёвской губ (1802), губернатором в Санкт - Петербурге (1808 — 1816), затем сенатором в Москве. В 1775 г. Бакунин был за числен на службу лейб - гвардии в Измайловский. полк, в 1776 г. произведен в сержанты, в 1777 г. переведен в л. - гв. Семеновский полк, в 1784 г. произведен в прапорщики, в 1785 г. — в подпоручики, в 1787 г. — в поручики, в 1788 г. назначен полковым адъютантом и участвовал во время войны со Швецией в походе в Финляндию. В 1790 г. произведен в капитан - поручики и участвовал в сражении 28 - го июня с шведским флотом. В ноябре 1790 г. перешел из гвардии с чином подполковника в кирасирский полк князя Потёмкина. С посл едним Бакунин участвовал в турецком походе, исполняя разные поручения Потемкина по секретным делам. По кончине кн. Потёмкина Бакунин перешел к кн. Безбородко на ту же должность. В 1732 г. Бакунин произведён в полковники и назначен во Владимирский драгунски й полк. По повелению императрицы Екатерины == командирован в Польшу к гр. Потоцкому, где и пробыл во все время существования конфедерации. В 1796 г. Бакунин находился в Персии при гр. Валериане Зубове и участвовал 10 - го мая при осаде Дербента. По вступлени и на престол Имп. Павла, Бакунин в 1797 г. отозван в Россию͖ 23 - го сент. 1797 г. произведён в генерал - майоры и определен шефом Оренбургского драгунского полка. 20 - го октября 1797 г. Императором повелено было ревизовать Владимирский драгунский полк, причём обнаружились беспорядки, и над Бакуниным назначено было следствие, вскоре однако прекращенное. После этого Бакунин был определён в иркутский драгунский полк, а в 1798 г. был отставлен от службы͖ в 1801 г. опять принят на службу генерал - майором, для определ ения к гражданским делам. 8 - го окт. 1801 г. он наименован действительным статским советником и определён могилевским губернатором. В 1807 г. произведён в тайные советники, а в 1808 г. определён СПб. гражданским губернатором. 14 - го июля 1808 г. назначен сен атором, а через 8 лет после этого уволен от должности СПб. губернатора. В 1818 г. возникло дело о беспорядках по СПб. приказу Общества призрения за время бытности Бакунина губернатором͖ его обвиняли в том, что он употребил казенные деньги на починку губерн аторского дома и на дрова. Дело разбиралось в сенате и 1821 г. и кончилось подведением поступков Бакунина под манифесты 1814 и 1826 годов. В 1827 г. Бакунин был уволен от службы͖ неоднократные просьбы его об определении на службу остались без последствий. Бакунин был женат на Варваре Ивановне Голенищевой - Кутузовой (1773 — 1840), мемуаристка./Дело Министерства Юстиции, 1826 г., № 2522͖ Словарь Половцева/. У них известно два сына — Василий, Иван и четыре дочери [11] : Василий (1795 — 1863) военный. Занимался переводами с французского, издал брошюру об Александровской колонне (1834). Был холост. Иван (1802 — 1874) полковник, был женат на Екатерине Василье вне Собакиной. Их дети — дочь и два сына были узаконены после его смерти. Любовь (1801). Евдокия (1793 — 1882) художница, учившаяся в Италии и имевшая золотую медаль от Академии художеств͖ в 20 - х и 30 - х годах X=X столетия играла заметную роль в московском обществе и была невестой знаменитого Мицкевича, но брак не состоялся вследствие различия в вероисповедании и религиозных взглядах жениха и невесты. Екатерина (1811 — 1894) знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн X=X века. Прасковья (1812 — 1882) сотрудничала в сороковые годы в журналах «Москвитянин», «Маяк», «Раута», «Домашняя беседа», «Семейные вечера», «Литературный вечер», «Сборнике в пользу бедных семейств Басманного отделения на 1849 год». Поэзия Б. проникнута религиозным чувством и не выходи т из круга устоявшихся образов и средств. Мало того, Б. отказывает «женской» поэзии в праве на самостоятельность. Любопытны её поэтические обработки раннехристианских легенд («Иулиания Никомедийская»). П. М. Бакуниной написано либретто оперы А. Н. Серова « Майская ночь» (по повести Н. В. Гоголя). Ею написаны «Воспоминания о священно - архимандрите Макарии, основателе Алтайской миссии». Из прозы опубликован эпизод из незавершённого романа «Одна из женщин X=X века» и «Село Турбай» — романтизированная версия мало российского предания. П. М. Бакуниной завещал свои труды и литературный архив писатель и театральный деятель А. А. Шаховской. Вместе с сёстрами владела сельцом Козицыно в Новоторжском у. Тверской губ./Русские писатели͖ Словарь рус. писательниц͖ Смирнов - Сок ольский͖ Российский архив (даты жизни 1812 — 1882)/. Иван Михайлович Бакунин (1766 — 1796) второй сын Михаила Васильевича Бакунина был военным. Убит на Кавказе в звании подполковника в начале X=X века во время персидского похода. Был ми стиком. Алекс андр Михайлович Бакунин (1768 — 1854) младший сын Михаила Васильевича Бакунина — тверской помещик, поэт и публицист. Владелец имения Прямухино , где в гостях у него бывали известные деятели русской культуры В. Г. Белинский , Н. В. Станкевич , Т. Н. Грановский и многие другие. Отец известного русского революционера, одного из идеологов народничества — Михаила Бакунина . Всего Александ р Михайлович с женой воспитали 6 сыновей и 5 дочерей (Любовь, Варвара, Татьяна и Александра, младшая дочь Софья умерла ребёнком): Любовь Александровна (1811 — 1838) была невестой Н. В. Станкевича͖ о ней сохранились (в архиве Бакуниных) трогательные воспоми нания в письмах Белинского к её брату Михаилу Александровичу Бакунину , после её смерти͖ Варвара Александровна , по мужу Дьякова (1812 — 1866). На её руках умер Станкевич. Переписка её, в высшей степени интересная, отчасти сохранилась в семейном архиве Бакуниных͖ Михаил Александ рович Бакунин (1814 — 1876) сын Александра Михайловича Бакунина — русский мыслитель, революционер, анархист , панславист, один из идеологов народничества . Участник революций 1848 - 1849 гг. во Франции, Германии, Чехии. Приговоренный к смертной казни сраз у в нескольких европейских державах, он был выдан российским властям и сослан на поселение в Восточную Сибирь. Отсюда он бежал через Японию в Европу, где продолжил бурную деятельность <апостола анархизма>. Умер в Берне, добровольно уморив себя голодом. Тат ьяна Александровна (1815 — 1871) была центральным членом семьи и пользовалась наибольшим расположением всех братьев и сестер. Она была очень дружна также с Белинским, впоследствии же с И. С. Тургеневым и композитором Серовым͖ Александра Александровна (1816 — 1 882), вызвавшая сильную любовь к себе Белинского, продолжавшуюся три года, но не увенчавшуюся взаимностью͖ затем она была в 1839 — 40 - х годах невестой Василия Боткина, но не вышла за него замуж, вследствие сопротивления родителей, и позднее вышла за помещи ка Вульфа. Старый Фамильный герб рода Бакуниных «Щит разделен на две части, из коих в верхней в красном поле изображены три серебреныя волчьи зубы в десне положенные. В нижней части в серебреном поле находится дерево дуб. Щит увенчан обыкновенным дворянск им шлемом с дворянскою на нем короною. Щитодержателями поставлены два Венгерца в древнем их одеянии с копьями, из коих один с левой стороны стоящий имеет на себе сверх платья лвиную кожу. Намет на щите красной, подложенный золотом». Фигуры: - Зуб - Челюсть - Дуб - Воин - Копьё - Шкура - Без нашлемника . Герб рода Бакуниных внесен в Часть 5 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи , стр. 41 Новый Фамильный герб рода Бакуниных В вер хней части щита: В червлёном (красном) поле в центральной части размещен золотой открытый венок из колос ьев пшеницы и трех золотых пчел. Золотой венок из колосьев - символизируют земледелие и трудолюбие, а три золотых пчел ы обозначают что род Бакуниных имел свою пасеку и занимался пчеловодством. В нижней части щита: В серебряном поле на зелёном холме дуб, расходящимся натрое стволом и зелёной листвой сопровождаемый во главе узким сдвоенным волнистым голубым поясом отражающего месторасположение села Кичке ево в Кайбицком муниципальном районе возле берегов реки Кубня где родилось и проживает большинство из рода Бакуниных. Изображение дуба с тремя ветвями ствола и одной общей кроной го ворит о многочисленности рода. Щит увенчан обыкновенным дворянским шле мом с дворянскую на нем короною. Под щитом расп оложен девиз: “В единстве сила” Щитодержателями поставлены два рыцаря в древнем их одеянии с копьями . Дуб — традиционный символ долголетия, твёрдости, благородства, отваги, стойкости. Пчёлы - символизируют трудолюб ие. Золото — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Красный цвет - символ мужества, силы, т руда и красоты. Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность. Червлёный цвет — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности. Чёрный цвет — символ благоразумия, мудро сти, честности, смирения и вечности бытия. Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона — символ достижения высокой ступени развития. Кайбицкий муниципальный район расположен в запад ной части Республики Татарстан. Через территорию Кайбицкого муниципального района протекают такие реки, как Кубня , Свияга и Бирля . Районный центр — село Большие Кайбицы . Район образован в 1991 году путем выделения из состава Апастовского района. История : До 1920 года территория района находилась в С вияжском и Тетюшском уездах, с 1920 по 1927 год только в Свияжском кантоне. 14 февраля 1927 года был образован Ульяновский район с центром в селе Ульянково, а с 1 августа 1927 года районный центр перенесен в село Большие Кайбицы и район переименован в Кайб ицкий. 17 мая 1956 года был упразднен Подберезинский район, а его территория была причислена к Кайбицкому району. 4 января 1963 года Кайбицкий район был упразднен, а его территорию отнесли к Апастовкому району. 19 апреля 1991 года Кайбицкий район был вновь восстановлен. В состав района входит Надеждинское сельское поселение Герб «В серебряном поле на зелёном холме дуб с золотым, расходящимся натрое стволом и зелёной листвой с золотыми желудями ». В гербе отражено основное достояние Кай бицкого района — его природа. Кайбицкий район давно известен своими дубравами . Дуб — традиционный символ долголетия, твёрдости, благородства, отваги, стойкости. Символика дуба в гербе многозначна. По преданиям, на месте, где расположена деревня Малые Кайбицы основалась одна семья, главу которой звали Хайбуч (в гербе это могучий ствол дуба). При рождении каждого из трех сыновей (расходящийся натрое ствол дуба) Хайбуч давал своё имя, различая сыновей как старший, средний и маленький. Повз рослев, старшие сыновья обосновались на землях села Большие Кайбицы , а самый маленький остался жить с от цом. Отсюда и название Малые Кайбицы. Изображение дуба с тремя ветвями ствола и одной общей кроной говорит о многонациональном составе местного населения: русские, чуваши и татары мирно живут и плодотворно трудятся на Кайбицкой земле. Кроме того, крона дуба в гербе напоминает своими очертаниями карту района, придавая компо зиции свой особенный облик. Основой экономики района является сельскохозяйственное производство. В гербе района это отражено с помощью цветовой гаммы: зелёным цветом, серебром и золотом. Зелёный цвет — символ природы, здоровья, жизненного роста, возрождени я. Золото — символ урожая, богатства, стабильности, уважения. Серебро — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Надеждинское сельское поселение муниципальное образование в Кайбицком районе Татарстана . Образовано в соответствии с законом Республики Татарстан от 31 я нваря 2005 г. № 25 - ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования „Кайбицкий муниципальный район и муниципальных образований в его составе“ (с изменениями от 29 декабря 2008 г.)» . Надеждинское сельское поселение граничит с Багаевским, Большеподберезинским, Ульянковским сельскими поселениями, Зеленодольским районом и Чувашской Республикой . В состав поселен ия входит 5 населённых пунктов: село Надеждино — администра тивный центр, деревня Кичкеево , деревня Муратово, поселок Репьевка, поселок Чистые Ключи (ПОЧИНОК) деревня в Кайбицком районе Татарстана . Входит в состав муниципального образования Надеждинское сельское поселение . Координаты : 55°28′55.27″ с. ш. 47°59′24″ в. д. (G) (O) (Я) , Высота центра - 107 м Расположено на реке Кубня в 29 км северо - западней от Больших Кайбиц . Основана в 1646 году. Известна с 19 века поташным заводом. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Алексеев Починок. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей, печным промыслом. В начале 20 века в деревне функционировали церковь Святой Параскевы, земская школа (открыта в 1888), ветряная и водяная мельницы, 2 мелочные лавки. В эт от период земельный надел сельской общины составлял 1080,7 десятин . До 1920 деревня входила в Ульянковскую волость Свияжского уезда Казанской губернии . С 1920 в составе Свияжского кантона ТАССР. С 14 февраля 1927 в Ульянковском, с 1 августе 1927 в Кайбицком, с 19 февраля 1944 в Подберезинском, с 14 мая 1956 в Кай бицком, с 1 февраля 1963 в Буинском , с 4 марта 1964 в Апастовском , с 19 апреля 1991 в Кайбицком районах . Население: 1859год - 373 жителя, 1897год - 574 жителя, 1908год - 685 жителей, 1920год - 734 жителя, 192 6год - 673 жителя, 1938год - 460 жителей, 1949год - 299 жителей, 1958год - 200 жителей, 1970год - 154 жителя, 1979год - 118 жителей, 1989год – 89 жителей, 2002год - 92 жителя, 2010год - 72 жителя . Национальный состав в 1989 году : русские . История: Книги Свияжскаго уезда поместные письма и меры Никиты Васильевича Борисова, да Дмитрия Андрее ва сына Кикина с товарищи лета 7073 - го и лета 74 - го в Свияжском уезде Государева Царя и великаго Князя села и пустоши, которые по Семенову писму Нармонскаго были дворовые лета 7071 - го году. За Михайлом за Яковлевым сыном да за Федором Захарьиным сыном за Путиловым село Муратово на pеке на Кундве (Кубне) , что была по прежнему 74 - го году отделу в поместье за ним же за Мпхайлом да за князем Андреем за княж Матвеевым сыном за Бычковым да за князем Иваном за княж Семеновым сыном да за князем Федором за княж Михайловым сыном за Лобановыми Ростовскаго, а до прежняго поместнаго отделу, то село было за крестьяны на оброке, а в селе церковь Николы Чудотворца на вопчей поместной земли, а у церкви во дворе поп Лавре нтий, а крестьян: во дворе Иванко Кука, во дворе Ларька полоняник, во дворе Сенька полоняник, во дворе Михалко Муромец, во дворе Иванко Поздеев, во дворе Зиняко Пронин, во дворе Максим Михайлов, во дворе Якуш Нефедов, во дворе Первуша Иванов, во дворе Иванко Матвеев, во дворе вдова Настасья, во дворе Герасимко Фролов, во дворе Илейко Иванов, во дворе Максимко полоняник, во дворе Тихонко Неклюдов, во дворе Васька, во дворе Тиша полоняник, во дворе Савка полоняник, во дворе Иван Федоров, во дворе Третьячко Степанов, во дворе Ларько Семенов, во дворе Некраско Семенов, во дворе Еремка Антонов, во дворе Андрешка Гаврилов, во дворе Онцыфорка казак, двор пуст. Пашни добрые земли 150 четей, да зарослей и дубров пашенных 30 десятин в поле, а в д ву потому ж, сена по речьке по Кубне около поль 600 копен, лесу пашеннаго и непашеннаго околь поль по смете врозни в длину на 3 версты, а поперег на верст, а в селе живущаго 15 вытей, опричь церковные земли, у церковные земли пашни 6 четей в поле, а в дву потому ж сена 30 копен. А оброку с села с Муратова со всего с земли крестьяне давали в Свияжском городе в Государеву казну с года на год по шти рублев, да пошлин с рубля по 10 денег за ними ж пустошь Прясевская, что была мордовская за рекою за Кубнею от се ла Муратова с версту меж ручьев подле реки Кубни и от реки по гору, а на пустошь по перелогу и на пойме на лугу ставитца сена 400 копен, а косили то сено чуваша из деревни из Темышевы наездом перешед верст с пять, а лес писан под селом под Муратовым. За ни м же на диком поле меж деревни Кишкилеева Иван Долгого и меж деревни Котеева Иванка Арыкова дикаго чистаго поля в три поля 429 четей: итого в поле 143 чети, а в дву потому ж. И всего за Михайлом, да за Федором за Путиловыми село, да пустошь, а в селе 25 д воров, а людей тоже, да двор пуст, пашни добрые земли 150 четей, да перелогу и дикаго поля 143 чети, да зарослей и дубров пашенных 30 десятин в поле, а в дву потому ж, сена 1000 копен лесу пашеннаго и непашеннаго в длину 3 версты, а поперег на версту, а в селе жывущаго 15 вытей. А по Государевие Грамоте и по верстанному списку велено за ними в Свияжском половину его окладу учинити поместья за Михайлом на 125 четей, а за Федором на 150 четей: итого 275 четей и по розверстке во 100 четей пашни добрые земли и метца по 53 чети, а за розверсткою перешло у них пашни 4 чети, и переход пашни и в дополнок к пашенной земли в селе ж Муратове зарослей и дубров 30 десятин, да на диком поле перелогу 143 чети ,за пашенную ж землю помечано дикое поле в полтара, а зарослей и дубров в двое: итого 125 четей и обоего пашни и с тем, что дикое поле и заросли учинены с наддачею за добрую ж землю 175 четей и в половину окладу Михайло, да Федор испомещен в Свияжском сполна. Учинена межа поместной земле рудака Неклюдова сына Бурцова его деревни Куштонатовские Порамзина с чувашскою землею Сундюкова Кичкеева, да Улемяса Кучукова с товарищы деревни Кичкеева с отхожими покосы от нерозводнаго чернаго лесу с угла приписные земли к двем дубом меньшим, а в перед их дуб болыший на всех грани, а от большаго дуба прямо по граням к вершине, от вершины врашком водотечею вешнею прямо в низ к подгорелой березе, а стоит у врашка, налево березы у роздолу на покосе на березев грань, а от березы и от врашка роздолом лугом прямо в ивовое кустие на болота, в сквозе ивовых кустов болотом прямо на покосы до реки до Уты, на праве земля и покосы и болота поместные деревни Куштуна, а налеве земля и луги отхожие в вврьх по реке по Утре и болота чувашские деревни Кичкеева . Надеждинское поселение В архивных материа лах сохранились некоторые данные о жителях деревень и сел «Горной стороны» Казанской губернии Свияжского уезда. Под номером 3986 в научной библиотеке Н.И.Лобачевского КГУ есть список людей в «Писцовых и межевых книгах» землевладения Есиповых, Акчуриных и д ругих помещиков зафиксированных в 1793 - 1797 годах. Во многих местах Поволжья жили некрещеные Акчурины, переселившие в Казань в 19 веке. У Акчуры были сыновья Булат, Бикбулат, Иркэкэй. Из детей Бикбулата Кугай обосновался на плодородных землях на реке Кубня . Он имел троих сыновей Гадельшу, Мурата, Хусаина.В 1613 году при чествовании царя Руси Михаила Федоровича Романова участвовал толмачом (переводчиком) от Горной стороны бывшего Казанского ханства Мурат Ногая сын Акчурина. Тогда еще Мурат из деревни «Мурато во» на реке Кубня не был крещен, так как после его имени нет словосочетания «Новокрещенный». Обычно в те времена использовали такие наречения. Как известно, в 1636 году был Указ Московского Великого князя и царя о крещении иноверцев. Видимо, дети Мурата пр иняли христианство после Указа. Надеждинское поселение должно быть известно в районе еще и тем, что на его территории имеется, пожалуй, самая маленькая деревня в районе, Репьевка , имеющая всего пять хозяйств с шестью жителями. Постепенно и эта деревня вымирает. Несмотря на живописные места, многие жители деревни переезжают в город, тем самым способствуя вымиранию деревни. Со всех сторон деревню окружают леса и ручьи. Эту местность называют родниково й. Прозрачные, светлые, они журчат, пробегая по камням. Вода в них чистая и холодная. Люди считают, что родниковая вода обладает живительной силой, придает бодрость и успокоение душе. У деревни Репьевка есть и другое название, связанное с этим явлением: Чи стые Ключи . Не смотря на вымирание деревни, люди не забывают это место, потому что сюда приходят жители окрестных деревень к Святому Ключу на Девятую пятницу . С этим связанно несколько приданий. Когда - то давно пошла женщина на ключ за водой, зачерпнула вод ы в ведро и поймала икону. Она хотела её сжечь, но икона не горела. Испугавшись, она отнесла её обратно. А еще в том месте видели женщину в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона Явленная Параскева – мученица . Сейчас эта икона хранится в церкви города Волж ска. На том месте, где была найдена икона, поставили часовню, через которую протекает ключ. Вода в этом месте считается святой. Каждый год жители окрестных деревень приходят к Святому источнику, совершается служба. Затем освещают воду и люди набирают с соб ой, потому что существует поверье о чудодейственной силе святой воды. К азанско – Богородицкая церковь. Данный трехпрестольный храм был построен в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году на средства помещицы Надежды Саврасовой. Жили Саврасовы довольно скром но в силу незначительности своего состояния. История наречения дочери именем Надежда имела свою трогательную основу. Жена Ивана Михайловича, Анна Алексеевна до рождения четвертой дочери уже трижды была в положении, но каждый раз дети рождались мертвыми, чт о крайне огорчало родителей. И вот тогда, особенно огорчавшаяся мать дала обет Богу, что если здоровой родится дочь, назвать ее Надеждою, в память того, что она всю свою надежду иметь детей и видеть их живыми возлагает на одного лишь Бога. Бережливость и э кономия, унаследованные от матери, позволили ей вскоре значительно увеличить свое состояние. Уже тогда после каждой своей удачной сделки с хлебом Анна Алексеевна с дочерью делали какой - нибудь вклад в приходскую церк овь или денежное пожертвование. Доказател ьством этому служат три церкви, построенные в селах Саре, Григорове и Муратове еще при преосвященном Филарете. Духовная консистория 11 мая того же 1836 года, с утверждения преосвященного Филарета, разрешила Саврасовой построить на свои средства каменную це рковь в ее имении, селе Муратово, Свияжского уезда , над прахом родителей. Примечательно, что строительство этой церкви по разным, независящим от Саврасовой причинам, продолжалось 20 лет и была церковь освящена лишь в 1857 году. В 1857 году пожертвовала ден ьги на устройство ограды и колокол. Проект церкви в селе Муратово выполнен известным казанским архитектором Ф. И. Питонди. На данный период храм находится в плачевном состоянии. Ранее в здании храма находилась средняя школа. Жители близлежащих деревень и с ел вышли с ходатайством в Казанскую Епархию Русской Православной Церкви о восстановлении данного храма. Началось частичное восстановление на средства, собранные населением. Если сверху посмотреть на церковь, то можно увидеть, что она построена в форме крес та. Эта церковь - образец позднего классицизма в провинции. Другой достопримечательностью села является, так называемая, Чуркина гора . История деревни вытекает из истории поселка Просвет. В этом поселке очень красивые места: протекает речка, кругом леса, о чень зелено. Раньше, когда только начинали создаваться первые колхозы, там проживало двести пятьдесят человек из рабочего класса. Сейчас этот поселок вымер. В тысяча девятьсот девяностом году в Просвете начали создавать артель. В одной из своих статей В.И. Ленин писал, что земля принадлежит народу. Прочитав данную газету, некоторые крестьяне из села Муратово и деревни Надеждино пошли в Просвет . Договорившись между собой, они стали делить землю между жителями близлежащих деревень и сел. Но не все жители были согласны на это, и поэтому возникало много спорных вопросов. Дело доходило до драк, и до того, что люди сталкивали друг друга в реку. В первый раз население не смогло договориться, было принято решение собраться через три дня. Через три дня, на собрании, они смогли договориться, и обозначили границы первой артели в нашем селе. Сельчанам, которые вошли в артель помогали в строительстве домов, оказывали различную помощь. С начала образования колхозов, было несколько председателей, и каждый из них внес свой в клад в развитие колхоза. Одним из председателей был Иван Устинович Зайцев . Кроме того, он был еще и трактористом. Трактора в то время были маленькие «Фордзон». Этот трактор приходили смотреть из других деревень, за сорок километров. В то время на Татарскую АССР пришло всего пятнадцать таких тракторов, и колхоз «Просвет» одним из первых получил трактор. В дальнейшем колхоз «Просвет» распался. На его месте три деревни: Муратово, Надеждино, Кичкеево объединились в один колхоз, который в дальнейшем получил назв ание «50 лет Татарии». В октябре 1972 года прошло собрание РК КПСС и, решением бюро Губайдуллин Ренат был рекомендован секретарем парткома колхоза «50 лет Татарии». Нельзя было отказаться, если ты член КПСС, то обязан выполнять решение бюро РК КПСС. Ренат Губайдуллин спросил: «А где находится это хозяйство?». Многие этого не знали. Бездорожье, грязь, но з а десять часов на вездеходе они добрались до села Муратово . Партийная организация отдаленного колхоза была одной из крупных в районе. Что мог сделать 23 - летний специалист - промышленник для улучшения жизни сельчан? Коровники обветшалые, нет ни поилок, ни ТСН - ов. Все делалось вручную. У Рената Губайдуллина было и опасение, примет ли его, молодого парня, население. Но в селе царил климат доброжелательности, человечности. В первую очередь опора была на специалистов. Такие из них, как фронтовики Дмитрий Егорович Уткин, Николай Никандрович Алешин , душой болели за производство и улучшение жизни людей. Ни одна мелочь не проходила мимо их глаз. На партсобраниях звучала жесткая критика, но, тем не менее, через год Р. Губайдуллина избрали председателем колхоза. Для него началась совершенно новая работа, а самое главное, огромная ответственность. Р. Губайдуллин был благодарен судьбе за то, что ему всегда в жизни встречались хорошие люди, такие как Мухина Лидия Ивановна, Александрова Нина Васильевна, Бурлаков Владимир Иван ович, Калеев Юрий Иванович, Корнилов Радислав Гаврилович, Парунов Александр Ильич, Воробьев Анатолий Васильевич, Царева Галина Васильевна, Савельев Иван Антонович и многие другие. Все они помогали в его нелегкой работе. За время председательства Р. Губайду ллина не было ни одного случая срыва работы. Часто отключали электричество, но доярки не оставляли своих коров недоенными. В то время по надоям колхоз был лидером не только в районе, но и в республике. Начали строить мастерскую, жилые дома не только для мо лодых, но и для других работников . Не стало проблем и с кадрами. Сейчас как такового колхоза нет, на его месте образовалась агрофирма «Золотая Нива» . Жизнь нашего села не обошли стороной события Первой Мировой войны, зарево Граж данской, Октябрьской революц ии. Во время революции население села принимало активное уч астие в становление коммунизма. 22 июня 1941 года немецко - фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась великая Отечественная война. Весь советский народ поднялся на за щиту нашей страны. Многие жители села во время Великой Отечественной войны ушли на фронт. Не многие из них вернулись. Помнят жители села защитника Сталинграда, отважного фронтового разведчика, покрывшего себя неувядаемой славой, беспримерными подвигами, Ва силия Романовича Платонова . Его имя присвоено Муратовской средней общеобразовательной школе. В. Р. Платонов – полный кавалер орденов Славы, Боевого Красного Знамени, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина». Василий Романо вич родился в селе Кичкеево , девятнадцатого августа тысяча девятьсот двадцать третьего года. После войны с родным селом не расставался. Работал председателем колхоза «Красный Починок» , по состоянию здоровья сменил работу. На кладбище села Кичкеево, где леж ат родители, деды и прадеды, находится его могила. Могилу Василия Романовича Платонова посещают дочери, внуки, односельчане, школьники. В памяти своих односельчан он остался беспокойным, болеющим за людей председателем колхоза «Красный Починок» , бригадиром , любящим петь. Увидев, как пожилая женщина заготавливает на зиму дрова, засучив рукава, брался за топор и работал до пота, пока не в ырастала большая куча поленьев. Большой вклад в приближение победы внесли Горшков Тимофей Андриянович, Горшков Леонид Андри янович, Горшков Афанасий Андриянович, Зайцев Петр Григорьевич, Николай Михайлович Гусев, Батуров Николай Тимофеевич, Лазовская Анна Тимофеевна, Агафонов Алексей и многие другие. Много героических подвигов во время боевых действий совершили односельча не. Он и приблизили день победы͙ Но героические подвиги совершались не только на фронте, но и а тылу – на трудовом фронте. Нарастание отпора врагу было связано с укреплением тыла, с его трудовыми успехами. Партия обратилась к рабочему классу, крестьянству и интел лигенции с призывом: « Все для фронта. Все для победы». Во время войны основную массу рабочих составляли женщины и молодежь. Крестьянство и рабочие совхозов обеспечивали Красную Армию продовольс твием, промышленность - сырьем. Много трудностей испытывали и жители колхоза. Во время войны колхоз села назывался «Искра». Жители села жали и молотили хлеб вручную, и отвозили на лошадях в Урмары. Из Урмар этот хлеб отправлялся на фронт. В связи с угрозой прорыва линии фронта по территории нашего села, проходила лин ия оборонительных укреплен ий. Приходилось рыть окопы. Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года. Жители села ходили рыть окопы с ломами и лопатами. От холода мерзли руки, лицо, но сельчане работу не бросали, они понимали то, что угроза, нависшая н ад страной велика. Во время войны не хватало тракторов, машин. Приходилось все делать вручную, это было очень трудно, но кроме этих трудностей был еще голод. Жители сел ели траву, кошек и собак. Но не смотря на все трудности, население выдержало и разгроми ло немецкого агрессора. Такие, как Платонов , фронтовики жили по своим внутренним законам, искренне, пронзительно. Им, чудом оставшимся в живых, видевшим гибель всего живого, как никому другому, явственна была суть того, как все зыбко, переменчиво и хрупко. Объявшая целый мир душа человеческая мгновенно перестает существовать от маленького осколка пули. После всех перенесенных страданий человек во всем видит то, что неведомо другим. В настоящее время в живых осталось только два ветерана Великой Отечественной войны: Петров Михаил Алексеевич и Петухова Наталья Павловна . Сто восемьдесят четыре человека не вернулись к своим семьям, но и э то еще не совсем точные данные. Прошло много лет со времени завершения Великой Отечественной войны, но народ до сих пор помнит и не забудет никогда подвиг жителей всей земли, боровшихся за освобождение мира от фашистского гнета. Как и во многих деревнях и селах, у в селе Муратово есть традиция 9 мая собираться у обелиска погибшим воинам, чтобы почтить минутой молчания тех, кто отд ал свои жизни за наше счастливое будущее. В нашем селе обелиск погибшим воинам уставлен примерно в шестидесятые годы. Обелиск расположен в центре села. С четырех сторон на нем написаны фамилии односельчан, погибших на войне. Обелиск имеет форму пирамиды, н аверху расположена пятиконечная звезда. На данный момент Надеждинское сельское поселение оказалось единственным в районе, не связанное с районным центром асфальтированной дорогой. Каких - то десять километров до магистральной трассы в ненастные дни становятс я непреодолимой преградой. Из - за плохой дороги отделение Сбербанка закрылось. Трудно доставлять почту, снабжать товаром магазины. Возникнет у человека дело в районном центре, а рейсовый автобус не ходит. До Казани проще добираться через соседнюю республику Чувашию. Люди приспосабливаются к любым трудностям. Приспособилась к ним и агрофирма «Золотая Нива», имеющая здесь свой филиал. Муратово , являясь настоящей житницей, осталось без дороги. Обстоятельства сложились так,что после возвращения Кайбицам статуса района, когда шло интенсивное строительство дорог и на это самое необходимое дело отпускались республикой средства, до Муратова руки не дошли. Строительство дороги намечалось. Об этом было сказано премьер - министром РТ Рустамом Миннихановым на открытии ново й школы в Муратове в 2001 году. Но жизнь круто изменилась в результате прекращения действия Договора между федеральным центром и республикой. Не только уменьшилось строительство дорог, но и была свернута программа газификации, обеспечение сел питьевой водо й. В настоящее время в поселении проживает более четырехсот человек. Людям в Надеждинском поселение есть, где приложить силы. В филиале имеется 3453 га пахотных земель, содержится крупнорогатый скот. Со дня образования агрофирмы Надеждинским филиалом руков одит Иван Юрьевич Калеев , человек с хозяйственной жилкой, начавший трудовой путь водителем, затем работавший в бывшей АКХ инженером. Как говорится, поднимаются люди. Им доверяют руководящие должности, технику мирового образца, такую, как пятнадцатиметровой ширины сеялочный агрегат «Нью - Холланд», одновременно выполняющий три операции: подготовку почвы, заделку се мян, прикатывание. Возможность устроиться на работу, способствует тому, что молодежь остается в селе. Сейчас в филиале трудятся двадцать человек до тридцатилетнего возраста. Упуская реальные шансы, стимулирующие рост благосостояния населения, такие, как приоритетный национальный проект «Развитие АПК», республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства РТ на 2008 - 2012 годы», сильно снижается уровень качества жизни населения. Ведь основную категорию трудоспособного населения в районе составляют работники, занятые в отрасли сельскохозяйственного производства, и их зарплата остается разной по уровню. В селе семья педагогов Савельевых построила двухэтажный дом по программе «Жилье для молодых семей и молодых специалистов на селе». Этот дом не похож на дома, построенные для молодых в годы правления коммунизма. Он яркое свидетельство тому, что политика, направленная на поддержку молодых семей, специалистов, активно реализуется в глубинке. Но не многие в сельских глубинках пользуются этой возможностью п риобретения жилья. Это говорит о том, что в селе многие уже имеют жилье. В связи с улучшением условий жизни, растет демография села. Повышается рождаемость. Сейчас в Муратове проживает сто шестьдесят пять человек, в Надеждине сто семьдесят семь человек, в деревне Кичкеево проживает восемьдесят человек. В этой местности очень живописные места. Когда - то крестьяне на пойменных лугах у берега Кубни заготавливали сено. Как говорят старожилы, детям не позволено было играть в травах до сенокоса, не говоря уж о пот раве скотом. Ценили люди богатства природы. После периода вымирания сел, наступает период возрождения. Молодежь остается в селах. Жители заинтересованы в развитии своего села. чуваш. Кĕтне, тат. Гөбенә) — река в России , протекающая по территории Чувашии и Татарстану , левый приток реки Свияги . Длина реки — 176 км, площадь её водосборного бассейна — 2 480 км² [2] . Начало берет в Ибресинском районе Чувашии . Протекает п о северной окраине Приволжской возвышенности. Питание преимущественно дождевое. Средний расход в 29 км от устья 4,2 м³/сек [3] . Замерзает во втор ой половине ноября — декабре, вскрывается в апреле. Основные притоки: Аль , Ута , Урюм , Хома . По реке Кубне можно выйти в низовье реки Свияги — её левому притоку, текущему в лесостепной зоне. Долина Кубни широкая, в пойме много стариц , течение медленное, по берегам в верховье и среднем течении, особенно по левому берегу, встречается лес . Протяженность участков маршрута: Комсомольское — Чутеево — 16 км, Чутеево — станция Кубня — 60 км , станция Кубня — устье — 4 км. Путешествие по Кубне можно начать от села Комсомольского или села Чутеево, куда проехать от станции Канаш (линия Алатырь — Зеленодольск). Привалы в среднем течении делаются на левом берегу͖ в низовье удобных мест для привалов мало, лес только против села Кичкеево. От устья Кубни путешествие м ожет быть продолжено по Свияге. На левом берегу есть посёлок Кубня, а справа ж.д. платформа Шушерма.

Приложенные файлы

  • pdf 7036049
    Размер файла: 706 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий