ЛИЧНОСТЬ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ЛИЧНОСТЬ


Мало что в жизни интересует нас так же сильно, как собственная личность, но
одновременно так же мало нам знакомо. Сколько бы ни прожил человек, сколько бы ни думал о
себе и сколько бы психологических трудов ни прочел, он никогда не будет застрахо
ван от того,
чтобы снова испытать растерянность и тревогу перед простым, казалось бы, вопросом: «Кто такой
я?» Ни в 10, ни в 50 пунктах не дашь сколько
-
нибудь полного описания «Я» даже одного человека.
И самый длинный список пришлось бы дополнить ответами
на вопросы «Какой я?», «Что я
люблю?», «Чего боюсь?», «Зачем живу?» и множество других. Потом описать весь жизненный
опыт человека, всю сумму его впечатлений, мыслей, чувств, решений, учесть его характер и
темперамент, взаимоотношения с людьми, его походку

и взгляд, любимый цвет и настольную
книгу, имя, выбранное им для собаки… И даже тогда портрет его «Я» не будет полным и точным.

Можно сделать наблюдение, что ответить на выше поставленный вопрос легче даже
через отрицание: мое тело


это не я, оценки и м
нения уважаемых людей


тоже не я, мои
собственные способности, качества, свойства


не я, чувства, желания, страхи


не я, мои
социальные роли, успехи, неудачи и даже сама жизнь, все мной сделанное и пережитое


все это
не я! Хотя перечисленное


часть мо
его внутреннего мира, мое подлинное «Я», самый центр моей
сущности постоянно ускользает от попыток связать его с чем
-
то. Потому что «Я»
-

много больше
всего того, что тут было перечислено.

Как же можно познать личность? Возможно ли это в принципе? И что та
кое личность?

На эти вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня.


Отечественная психология утверждает, что личность может быть познана лишь через
отношения, т.е. она раскрывается лишь в общении.
М.М. Бахтин

выразил эту мысль так:
«Я
осознаю себя и становлю
сь самим собою только раскрывая себя для другого, через другого и
с помощью другого… Само бытие человека (и внешнее, и внутреннее) есть глубочайшее
общение. Быть


значит общаться… Быть


значит быть для другого и через него


для
себя».

Этой позиции близк
а модель
развития личности Джохари.

Окно Джохари


модель развития личности

Окно

Джохари

было придумано Джозефом Лафтом и
Харри Ингамом в 1950 году в процессе исследования
групповой динамики. Этот метод хорошо иллюстрирует и
объясняет процессы, происходящ
ие между отдельным
индивидом и группой. Модель Джохари иногда так же
называют модель раскрытия /обратной связи
/самосознания. Эта модель, показывающая, насколько
хорошо вы знаете самого себя.

Модель используется для того, чтобы понять:



как люди выстраива
ют контакт с самими собой и с
другими


как люди представляют себе себя и других



как люди воспринимают свое место в мире










Давайте же разбираться, что собой представляет личность. И для начала разведем
понятия индивид, индивидуальность, личность
.


Индивид



отдельный представитель человеческого вида.

Психика человека


производное не только его собственного развития, но и результат
воздействия окружающего мира, общественных отношений. Богатство психики человека зависит
от многообразия его отношен
ий с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом
случае человек предстает как личность, как член общества. Личность


существо активное и
сознательное: она может выбирать тот или иной образ жизни, выбирать, как поступить в той или
иной ситуации.

Главная особенность личности


свобода выбора.

Личность



это конкретный человек, являющийся представителем определенного
общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности,
осознающий свое отношение к окружающему и над
еленный определенными индивидуально
-
психологическими особенностями.

Индивидуальность



оригинальность личности, некая ее особенность, делающая ее
непохожей на других, неповторимое своеобразие. Индивидуальность может проявляться в
интеллектуальной, эмоциона
льной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической жизни.
Индивидуальность


это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.




Этимология

понятия

«личность»
.

Слово «личность» испытало в истории удивительные приключения. Первонач
ально
латинское слово «персона» означало маску, личину. В античном театре актер надевал маску,
которая характеризовала основное содержание персонажа. Потом маска как бы приросла и стала
обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. В Древнем Риме пе
рсона уже
обозначала «лицо перед законом». При этом сам раб, его тело и труд принадлежали господину,
персоны он иметь не мог, т.е. личностью не признавался.

В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. По словарю В.
Даля, значение с
лова «личина»
-

«накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид,
лукавое притворство». В академическом словаре 1847г. говорилось, что личность, во первых,
«отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе», и, во
-
вто
рых, «колкий отзыв на чей
-
то счет, оскорбление. Не должно употреблять личности». А.С,
Пушкин писал:

Иная брань, конечно, неприличность,

Нельзя писать: какой
-
то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность.

Даже у Л. Т
олстого в романе «Война и мир» можно прочесть такое описание бурного хда
событий: «Чем дальше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков
и личностей».

Теперь слово «личность» чаще всего стало обозначать индивидуальность в ее
социа
льных связях и отношениях.


Теории личности.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение
человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он
называл ид (оно). Человек находится в плену собс
твенного внутреннего мира, истинное
содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а
также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности
человека.

По мнению Фрейда, личность образуется
тре
мя структурными компонентами: ид (оно),
эго (я) и суперэго (сверх я).

Ид.

Сфера ид
-

это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинк
ты, находящиеся в
сфере ид, требуют своей реализации и опре
деляют (прямо или косвенно) поведение личности. В
целом фун
кционирование сферы ид подчиняется принципу удоволь
ствия.

Эго.

Сфера эго
-

это рациональная часть личности, то есть сфера сознания. Эго находится
в постоянном взаимодействии со сфе
рой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивных
прояв
ления двух базо
вых инстинктов.

Суперэго.

Сфера суперэго
-

это сфера морального я личности, включаю
щая в себя систему
норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера
формиру
ется в процессе социализации и является, по Фрейду, пос
ледним (во временном смысле)
компонентом развивающейся личнос
ти.




По мнению
Юнга,

личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности
доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное
бессознательное»
-

совокупно
сть всех врожденных архетипов. Свобода воли личности
ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или
коллективному бессознательному. Раскрыть свой мир личность способна только через свои
сновидения и отношения к символам к
ультуры и искусства. Истинное содержание личности
скрыто от постороннего наблюдателя.

Юнг
предлагает представить психику человека в виде земного шара, выделяя при этом
три слоя (рис. 1). На поверхности этого шара, подобно земной коре, располагается сознан
ие
человека. Под структурой сознания находится гораздо более обширный пласт забытых или
подавленных личных воспоминаний, чувств, поведенческих моделей, который Юнг назвал
личным бессознательным. Под ним заключено ядро психики
-

коллективное бессознательное
,
заполненное древними образами и поведенческими реакциями, которые многократно
повторялись в истории человечества.




Эго



центральный архетип в сфере сознания, по сути


наше представление о себе,
самосознание.

Персона



архетип, который показывает ко
мпромисс между индивидом и обществом,
это маска (соответствует

фрейдовскому

"Сверх
-
Я"), которую человек надевает при встречах с
другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и
другие люди принимают этого челове
ка. Персона


внешнее выражение социальности, она дает
возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой


скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.

"Тень"



центральный архетип в сфере бессознательного, в к
отором сосредоточена
негативная сторона человека. "Тень"


это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в
глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.

"Анима" и "Анимус"



архетипы женского и мужского начала, содержащ
иеся в образах
человеческого "Я" и символизирующие собой противоположный пол.

"Самость"



центральный архетип целостности личности, который интегрирует
сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный
субъект, и целос
тную личность, и цель жизни человека. Юнг рассматривает человека
самостоятельным существом. Раскрывая несоответствие между "истинным" и "ложным" бытием
человека в современном мире, Юн
г в структуре человеческой психике выделяет особую
инстанцию, заключающую в себе потенциальные возможности становления индивида подлинным
человеком, целостной

личностью
.

Таким образом, самой важной частью личности в психоанализе считается
бессознательное.

Социальные психологи

во главу угла ставят отношения и место человека в обществе. С их
точки зрения личность есть совокупность социальных ролей человека, его взаимоотношений с
другими людьми. Об этом говорят известные примеры детей
-
маугли, а также спепоглу
хих от
рождения детей. Пока не были созданы специальные методики их обучения, они не становились
личностями и вообще разумными существами, хотя обладали совершенно нормальным мозгом.

Главным источником развития личности, согласно
поведенческому направлению
,
является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или
психологического наследования. Личность является продуктом научения, она равняется опыту
человека, а ее свойства


это обобщенные поведенческие рефлексы социаль
ные навыки.

В
гуманистическом направлении

личность


это прежде всего Самость, свободный
выбор. И хотя на человека оказывает влияние опыт и отношения с окружающими, то, каким он
будет в конечном итоге, зависит от него самого. Он может развиваться, а может
остановиться,
отказаться от дальнейшего роста. Личность


это совокупность решений, выборов, которые
человек совершал на протяжении всей жизни. Более того, только личность способна совершить
поступок, поскольку поступок


акт свободного выбора.

Главным ист
очником развития личности представители гуманистической психологии
считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих
врожденных тенденций. Согласно
К.Роджерсу
, в психике человека существуют две врожденные
тенденции.

Первая, названная им «самоактуалоизирующейся тенденцией», содержит изначально
в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая


«организмический
отслеживающий процесс»
-

представляет собой механизм контроля за развитием личности. На
основе эти
х тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура.
«Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся
в сложных отношениях


от полной

гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии
.
[4]
Цель
жизни, согласно К.Роджерсу,
-

реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью
функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способнос
ти и
таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний,
следуя своей истинной природе.


Другие ученые (Олпорт, Кеттел) считают
, что личность


это совокупность определенных
черт. Индивидуальность определяется наиболее
постоянными характеристиками, присущими
данной личности.

В рамках
деятельностного

подхода личность


это сознательный субъект, занимающий
определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.


Структура личности

в отечестве
нной психологии (деятельностный подход)
.

Личность сложна и многообразна в своих проявлениях.

В психологии хорошо известна функционально
-
динамическая структура личности,
предложенная профессором

К.К. Платоновым.

На основе критерия соотношения социального и

биологического в структуре личности выделены 4 подструктуры.

Самый нижний уровень
-

это те черты человека, которые обусловлены биологически:
возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. Эта
подструктура мало подда
ется коррекции.

На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности
протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, воля, эмоции,
врожденные способности. Эта подструктура формируется в процессе упражнений.

В
следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, навыки,
привычки, которые были усвоены в процессе социальной жизни. Подструктура формируется в
процессе обучения.

И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т
.е.
особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения,
интересы, идеалы, моральные свойства. Подструктура формируется в процессе воспитания.
Направленность личности



это такое ее свойство, в котором выражаются потребност
и (нужда в
чем
-
либо), мотивы (внутренние побудительные силы), мировоззрение (система убеждений,
взглядов), установки (внутренняя настроенность на осуществление или торможение
деятельности) и цели (наиболее значимые объекты, предметы, явления, достижение ко
торых
является сущностью жизни и деятельности) ее жизни и деятельности.

Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.




Сравните с вышеописанной структурой другие отечественные версии.

Структура личности по С.Л. Рубинштейн
у


Психологическая структура личности по Малышеву А.А.



Вопро
сы для закрепления:

1.

О каком понятии идет речь: некая особенность личности, делающая ее непохожей
на других?

2.

О каком понятии идет речь: отдельный представитель человеческого вида?

3.

О каком понятии идет речь: конкретный человек, являющийся представителем
опре
деленного общества, определенной социальной группы, занимающийся
определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к
окружающему и наделенный определенными индивидуально
-
психологическими
особенностями?

4.

Кто из психологов говорил о трех структурных
компонентах личности:
ид (оно), эго
(я) и суперэго (сверх я)?

5.

Как Фрейд называл рациональную часть личности, то есть сферу сознания?

6.

Как Фрейд называл сферу морального я личности, включаю
щая в себя систему
норм, ценностей, этических представлений, согласу
ющихся с требованиями
социума?

7.

Как Фрейд называл инстинктивное ядро личности?

8.

Кто из психологов создал теорию о
коллективном бессознательном, заполненном
древними образами и поведенческими реакциями, которые многократно
повторялись в истории человечества?

9.

Какие названия архетипов вы запомнили?

10.

Выберите соответствующее видение личности в психоанализе:

a.

во главу угла ставит

бессознательную часть личности

b.

во главу угла ставят отноше
ния и место человека в обществе

c.

Личность считается продуктом научения, равняет
ся опыту человека, а ее
свойства


это обобщенные поведенческие рефлексы социальные
навыки?

d.

личность


это прежде всего Самость, свободный выбор

e.

личность


это сознательный субъект, занимающий определенное
положение в обществе и выполняющий социально полез
ную
общественную роль

11.

Выберите соответствующее видение личности в поведенческой психологии:

a.

во главу угла ставит

бессознательную часть личности

b.

во главу угла ставят отноше
ния и место человека в обществе

c.

Личность считается продуктом научения, равняется оп
ыту человека, а ее
свойства


это обобщенные поведенческие рефлексы социальные
навыки?

d.

личность


это прежде всего Самость, свободный выбор

e.

личность


это сознательный субъект, занимающий определенное
положение в обществе и выполняющий социально полезную
о
бщественную роль


12.

Выберите соответствующее видение личности в социальной психологии:

a.

во главу угла ставит

бессознательную часть личности

b.

во главу угла ставят отноше
ния и место человека в обществе

c.

Личность считается продуктом научения, равняется опыту чел
овека, а ее
свойства


это обобщенные поведенческие рефлексы социальные
навыки?

d.

личность


это прежде всего Самость, свободный выбор

e.

личность


это сознательный субъект, занимающий определенное
положение в обществе и выполняющий социально полезную
обществе
нную роль


13.

Выберите соответствующее видение личности в гуманистической психологии:

a.

во главу угла ставит

бессознательную часть личности

b.

во главу угла ставят отноше
ния и место человека в обществе

c.

Личность считается продуктом научения, равняется опыту челов
ека, а ее
свойства


это обобщенные поведенческие рефлексы социальные
навыки?

d.

личность


это прежде всего Самость, свободный выбор

e.

личность


это сознательный субъект, занимающий определенное
положение в обществе и выполняющий социально полезную
общественн
ую роль




Приложенные файлы

  • pdf 1021542
    Размер файла: 696 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий