Обряд Вождение колоска (теория)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


Обряд «Вождение колоска»


Источник:

http://culture.avo.ru/nasled/nasled.shtml?kolosoc

(Ыепартамент культуры Владимирской обл.)


ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Наименование ОНКН:

Обрядовый комплекс «Вождени
е колоска» деревни Шельбово Юрьев
-
Польского уезда Владимирской губернии.

Место бытования ОНКН:

село Шельбово и село Осановец Юрьев
-
Польского уезда
Владимирской губернии.

Краткое описание ОНКН:

Обычай, совершаемый в селе Шельбове (Юрьев
-
Польского уезда) в
Т
роицын день, носит название «колоска».

Село Шельбово рекою Липнею разделяется на две стороны: они, некоторым образом,
служат определением полевых севооборотов. Озимая рожь к Троицыну дню начинает
колоситься; она
-
то и служит целью похода, который совершаетс
я в «колоске». Движение
открывается со стороны противоположной той, где растет озимая рожь. Девицы и молодицы
встают в две линии напротив друг друга, схватываются попарно руками. По этому крепкому
оплоту из рук начинает идти девочка лет двенадцати, опираяс
ь на головы девиц. Пара, которую
прошла девочка, становится впереди других, как это бывает в «горелках». В продолжение всего
этого шествия, с самого его начала, неумолкаемо поется обрядовая песня «Пошѐл колос на
ниву».

Когда девицы и молодицы придут к полю
, где зеленеет озимая рожь, шествие
останавливается. Отделяется одна пара, на которой остановилась девочка, она подносит ее на
руках к ржаному хлебу. Девочка срывает горсть ржи, бежит к церкви и бросает сорванные
колосья. Тем и кончается этот поход.

Отсюда

девицы начинают идти уже другим порядком. Разделяются тоже на два ряда, но
уже не схватываясь руками. Один ряд постоянно отступает спиной вдоль посада, другой
наступает на него, держась параллельно от первого. Таким образом, самым тихим
церемониальным шаг
ом продвигаются вперед. При этом поется другая песня «Подойду,
подойду, я под Царь
-
город подойду».

По окончании этой песни меняется наступательное шествие. Девицы берутся между
собою руками в своем ряду отдельно, только крайние из них соединяются поясами,
концы
которых держат в своих руках. Первая из крайних пар возвышает свой пояс над головами, и все
девицы проходят под ним. Последняя пара, оказавшись на первом месте, делает то же действие
с поясом, и девицы проходят под ним так же. Это повторяется до тех
пор, пока девицы,
«перевиваясь», не придут на всегдашнее известное место их гулянья. При этом поется песня
«Перевейся яров хмель».

На месте обыкновенного гулянья поселян все девушки, угостившись и отдохнувши
после такого тяжкого труда в церемонии, отправля
ются за село на колодец, находящийся
между Шельбовым и соседним близким селом Осановец. Сюда же собирается и Осановская
молодежь, где и продолжается дальнейшее гуляние.

Историческая справка ОНКН:
Это один из интереснейших и древнейших обрядов
весеннее
-
летн
его цикла земледельческого календаря. Записан в селе Шельбове Юрьев

Польского уезда корреспондентом Русского Географического Общества Д. Бережковым.
Опубликована запись во Владимирских Губернских Ведомостях в 1853 году. В виду
особенности данного обряда, е
го эстетической и онтологической ценности описание его вошло
во многие этнографические и фольклорные сборники. «Вождение колоска» стало «классикой»
русской традиционной культуры.


2


Источник:

А.А. Коринфский. Народная Русь:

Круглый год сказаний, поверий,

обы
чаев и пословиц русского народа. Изда
ние книгопродавца М.В. КЛЮКИНА.

Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.


ОТРЫВОК

из
Глав
ы

XXIII

«
Вознесеньев день
»

В некоторых губерниях, в средней полосе Руси великой, на Вознесение
-

«водят колосок»
по деревням, по се
лам. Этот старинный обряд
-
обычай мало
-
помалу уже начинает исчезать из
крестьянского обихода, заслоняясь другими, более нового происхождения. В старину же о нем
знали почти повсеместно
-

не понаслышке одной, как теперь. «Колосовождение», как
свидетельствуют

наши бытоведы, совершалось по особому порядку, неведомо кем
установленному в незапамятные времена, затерявшиеся в глухих дебрях былого
древнеславянского язычества, когда, быть может, знали еще наши отдаленнейшие предки
-
пращуры и Даждьбога, и Белбога, а не

то что сыновей их
-

Велеса и Перуна. Раным
-
рано поутру
собиралась
-
снаряжалась деревенская молодежь
-

девки, бабы
-
молодки и парни с новоженами;
вместе с восходом солнечным шли все, ухватившись по
-
двое за руки, к околице. Здесь все
становились в два ряда, л
ицом к лицу, и пять
-
таки брали друг друга за руки. Получался живой
мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую всеми цветами праздничных нарядов. По этому
мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, всю убранную
лентами разн
оцветными да перевязями цветочными. Пройдет по рукам одной пары девочка,
-

забегает живое звено моста вперед и опять становится в очередь. Так и доходило все шествие до
самого озимого поля. Девушки красные во все это время припевали, голосом выводили:

-

«Л
ада, Лада!

Ой, Лада
!

Ой, Лада!»



Дойдя до загонов, спускали маленькую «Ладу» наземь. Она должна была сорвать пучок
зеленой ржи, готовящейся к этому времени выметывать колос. С сорванным пучком девочка
бежала назад
-

к околице; все, сбившись в кучу, не

догоняя беглянки, следовали за ней по пятам и
пели
-
голосили стройным хором:



«Пошел колос на ниву,




Пошел на зеленую,




Пошел колос на ниву,




На рожь, на пшеницу!




Ой, Лада!»




Уродися на
-
лето,




Уродися, рожь, густа,




Густа
-
колосиста,




Умолотистая!




Ой, Лада!




Ходит колос по селу,




Ходит от двора к двору,




Со девицею,




Со красавицею!




Ой, Лада!»

Пройдя с песнею всю деревню, толпа расходилась, обрывая с девочки все ленты
и цветы
-

на память о прошедшей весне. Разбрасываемые да дороге ржаные стебли подбирались молодыми
парнями. Кому попадется с выметнувшимся колосом
-

тот не минует своей «судь
бы», женится в
осенний мясоед,
-

гласило подтверждавшееся житейским опытом поверье.



3



Источник: http://www.ethnomuseum.ru/vozhdenie
-
koloska

(Российский отнографический музей)


ВОЖДЕНИЕ КОЛОСКА

Автор:

Тать
яна

Зимина

Всесвятская неделя


Обряд хождения девушек и замужних женщин к озимым полям, "величание"
ржи с целью воздействия на урожай. Включал гадание парней, девичьи хороводы,
молодежные гулянья.



Вождение колоска

Вождение колоска ("водить колос", "зави
вать колос", "гонять колос")


девичий / женский обряд весенне
-
летнего цикла, в ходе которого совершалось
хождение к озимым полям и "величание" ржи.


Колос водили в Троицу, а также в Вознесенье, Семик, Духов день, Петровское
Заговенье (см. Всесвятская неде
ля). Действие обычно совершалось рано утром,
сразу после восхода солнца.


Участницами обряда были девушки и молодые женщины, главным
действующим лицом


выбранная ими красивая девочка 9
-
12 лет, называемая
"колосок"; остальное население деревни выступало в
качестве зрителей.
Первоначально участвовавшие в вождении колоска девушки и женщины одевали
девочку в нарядный сарафан, украшали ее лентами и венком (см.

Троицкий

венок
).
Затем они разбивались на пар
ы. Девушки одной пары брали друг друга за руки чуть
выше кисти, так что все четыре руки образовывали плотный квадрат.
Соединившись, пары становились рядом, плечом к плечу, составляя дорожку из рук
между двух рядов девушек, обращенных друг к другу лицом. По

крепкому оплоту
из рук шла девочка
-
колосок, опираясь на головы участниц. Пара, которую прошла
девочка, покидала свое место и становилась вперед, продолжая дорожку. Таким
образом процессия продвигалась по направлению к полю, начавшему в это время
колоситьс
я. С начала шествия звучала песня, исполнявшаяся растянутыми
голосами:


"Пошел колос на ниву,


На белую пшеницу!


Уродился на лето


Рожь с овсом, со дикушей (гречиха),



Со пшеницей".





(Обряд
овая поэзия. 1989. №
386).



В других местах девочка
-
колосок шла по березовым поленьям, которые
участницы обряда держали в руках; во время шествия здесь пели:


"Ходит колос по яри,

По белой белояровой пшенице

Где парни шли, тут парина,

Где девки шли, тут и

рожь густа,


Нажиниста, умолотиста

Как у каждого из ста по четыреста,


Как из колосу осьмина


Из зерна
-
то коврига


4


Из полузерна пирог


Еще собинничек
-
полусап
ожничек".


(Смирнов М.И. 1927. С. 34).



У озимого поля процесси
я останавливалась, пара девушек с девочкой на
руках, отделялась от нее и подходила к "оржаному хлебу". Девочка соскакивала с
рук, срывала горсть ржи, бежала к церкви и кидала под нее или рядом с ней
сорванные колосья. Иногда она раскидывала ржаные стебли п
о дороге к деревне.
Девушки в это время продолжали петь песни:


"Ходит колос по селу,


Ходит от двора к двору,


Со девицею,


Со красавицею!"




(Коринфский А.А. 1995. С. 213).



Поленья, используемые в

одном из вариантов обряда, бросали в сторону поля.


По окончании шествия девушки разряжали "колосок", снимая с девочки все
ленты и украшения, которые каждая из участниц забирала себе.


В ряде случаев обряд сопровождался гаданиями парней. Неженатые мужчины

подбирали колосья ржи, брошенные "колоском" на дорогу, и судили по ним о своей
судьбе. Стебель с выметнувшимся колосом свидетельствовал о том, что его
владелец обязательно женится в осенний Мясоед (период от Успенского до
Рождественского Поста


11 сентяб
ря


14 ноября по нов. ст.).


"Вождение колоска" включало девичьи хороводы, которые начинались после
хождения к посевам. Около поля участницы обряда выстраивались в две линии и
попеременно наступали друг на друга и отступали. Далее девушки, направляясь в
с
торону от ржаных полей, водили хоровод, который "перевивался" по подобию игры
в "воротца". Его участницы становились парами: первая держала в поднятых руках
пояс, остальные пробегали под ним; последняя пара принимала пояс и становилась
первой. Действие про
ходило под песню: "Перевейся яров хмель на нашу сторону". В
народе говорили, что молодежь во время этого хоровода "ходит рядом и величает
рожь" (Бернштам Т.А. 1988. С. 173).


Хороводное шествие заканчивалось на месте весенне
-
летних гуляний
молодежи. Здесь
был установлен чан с брагой, к которому подходили
исполнительницы обряда. Сначала они угощали своих отцов и матерей, а затем к
трапезе приступали все присутствовавшие (Громыко М.М. 1985. С. 22).


Обряд "вождения колоска" был известен только на территории В
ладимирской
губернии. Он совершался с целью магического воздействия на урожай, о чем
свидетельствуют песенный репертуар, а также главная роль молодых женщин в
обрядовом действии.









Приложенные файлы

  • pdf 3757513
    Размер файла: 694 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий