Социологические макротеории. Модернизация. Ц-П модель.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Теория модернизацииМир-системный подход Три социологические макротеорииформационная, Цивилизационная,модернизационная. Под модернизацией в общем понимается процесс, в результате которого аграрные, традиционные общества преобразуются в индустриальные, современные. Альтернатива коммунистической ориентацииМодернизация - всесторонний процесс, который включает множество одновременных изменений на различных уровнях общественного организма. Для отставших обществ - формы имитации и трансплантации образцов, товаров и технологий из более развитых стран. Важны коммуникация и контакт между культурами.Не обязательно начинается с индустриализации; целью может быть ≪осовременивание≫ социальной структуры и распространение новых норм и ценностей через систему образования.Модернизация может быть описана в терминах расширения человеческих знаний и возможностей людей – увеличения человеческого капитала. Этапы эволюции1) вторая половина 1950-х - первая половина 1960-х гг. – период рождения и быстрого роста модернизационных исследований в классической версии;2) конец 1960-х - 1970-е гг. - значительная критика со стороны конкурирующих теорий отсталости (зависимости, зависимого развития; миросистемного анализа И.Валлерстайна (вторая половина 1970-х гг.), марксизма;3) 1980-е годы - посткритический период: тенденции конвергенции школ модернизации, зависимости и миросистемного анализа; 4) конец 1980-х- 1990-егг. – становление неомодернизационного и постмодернизационного анализа под влиянием трансформаций в странах Центральной и Восточной Европы,ше и Евразии. Предпосылки становленияпарадигмы модернизацииЦиклические теории исторической эволюции и социальных изменений 1920-1940-х гг. («пессимистические»): О. Шпенглер, В. Парето, П. Сорокин, А. Тойнби;Теории ≪массового общества≫ (К. Мангейм и X. Арендт), становление которого связывалось с индустриализацией и демократизацией;XX век показал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в XX веке феномена «массы» - громадной, неорганизованной, бесструктурной массы озлобленных индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение. Тоталитаризм создаётся сочетанием репрессий и внутреннего самопринуждения людей, «тирании логичности» тоталитарной идеологии. «Банальность зла». Модернизационные теории 1950-1960-х гг. - противовес циклическим, стали отражением социальных, экономических и политических успехов западного общества, которые также связывали с индустриализацией и урбанизацией.Марксизм: общество развивается главным образом под воздействием экономических факторов, проходя через идентифицируемую последовательность все более прогрессивных фаз. Эволюцонная теория«Двойная революция» конца XVIII в. - индустриальная (экономическая) в Великобритании и Великая французская (политическая) => ярлыки для характеристики ≪старых≫ и ≪новых≫ обществ Эмиль Дюркгейм: формы социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах = понятия механической (основанной на общих убеждениях и консенсусе и органической солидарности (связи, возникающие в результате дифференциации и специализации в современной экономике; новая сеть профессиональных ассоциаций, связывающих индивидов с государством, появление в этих ассоциациях коллективно создаваемых моральных ограничений эгоизма). О. Конт: общество в ходе собственной эволюции становится более сложным, дифференцированным и специализированным благодаря разделению труда.Оно ведет к упрочению социальной солидарности, порождая, однако, новое социальное разделение между классами, а также сферами частной и общественной жизни. Особенностисоциальные изменения однонаправленны, т.е. человеческое общество движется вдоль одной линии, от низших уровней к высшим, от примитивного к развитому, продвинутому государству; судьба социальной эволюции предопределена; движение к финальной стадии в развитии человечества оценивается положительно и означает прогресс, рост производительных сил, гуманизма и цивилизованности; социальные изменения характеризуются как медленные, постепенные, а не революционные. М. Вебер: традиционный, харизматический и рациональный типы правления Традиционная модель правления на основе повседневной традиционной практики, неприкосновенной и освященной, была характерна для аграрного общества. Эпохи катастроф и бедствий - харизматическое правление.Индустриальное общество – рациональное правление, основанное на договоренностях между обществом и носителями власти. Концепт рационализации: расчет, измерение и контроль. Функционализм: Т.Парсонссистема, функциональный императивчетыре решающих функции: а) адаптация к окружающей среде, потребность соотнесения с окружающей средой при использовании ее ресурсов (функция выполняется экономической сферой); б) целедостижение, т.е. постановка задач, стоящих перед системой (за реализацию данной функции ответственно правительство); в) интеграция (связывание институтов воедино, поддержание внутреннего порядка; данная функция выполняется правовыми и культурно-религиозными институтами); г) поддержание латентного образца (поддержание и передача ценностей от поколения к поколению, необходимая для выработки достаточной мотивации для выполнения задач; выполняется институтами семьи и образования). гомеостатическое равновесие, «типовые перменные» «Типовые переменные»Пять наборов типовых переменных:аффективностъ VS аффективная нейтральность;партикуляризм VS универсализм (следование безличным, абстрактным, всеобщим нормам права и правилам поведения или предпочтением им конкретных, личных, племенных отношений, вытекающих из конкретной ситуации);коллективистская ориентация VS индивидуалистская ориентация (достижение интересов индивида или коллектива. Традиционным обществам характерна верность, преданность коллективу: семье, общине);приписывание) VS достижение (или также качество VS исполнение: оценка людей либо по их поступкам (достижение), либо по их личным качествам, им приписанным (приписка);некомпетентных людей, иначе он будет ≪выдавлен≫ из бизнеса.функциональная ≪диффузностъ≫ VS функциональная специализация. В традиционных обществах преобладают функционально диффузные роли. Классические модернизационные теориилинейный процесс;комплексность;глобальный процесс, который обеспечивается как распространением современных идей, институтов и технологий из европейского центра по всему миру, так и эндогенным развитием неевропейских сообществ;стадиальность: 1) вызов modernity – конфронтация общества, характеризующегося традиционным уровнем знания, с современными идеями и институтами, появление в нем сторонников модернизации, 2) консолидация модернизаторской элиты - переход власти от традиционных к модернизаторским лидерам в процессе революционной борьбы, 3) экономическая и социальная трансформация - экономический рост и социальные изменения; 4) интеграция общества - фаза, на которой экономическая и социальная трансформация продуцирует фундаментальную реорганизацию социальной структуры. Три условиясоциальной система, способная адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам; гибкие социальные структуры, в том числе широкое разделение труда или структурной дифференциации; социальный контекст, способный обеспечить навыки и знания Опыт только западной цивилизации;недооценка значимости международной среды;единая шкала и игнорирование возможности «недоразвития» Критический период (конец 1960-х - 1970-е гг.)Реализация на практике в странах ТМ столкнулась с непредвиденными трудностями.Понятия «развитой», «современный», «традиционный», «примитивный» - идеологические ярлыки, используемые для оправдания превосходства ЗападаЯкобы невозможность альтернативных путей.Вероятность слома, спада в модернизации, попятного движения.Традиции и современность совместимы.Ценность традиций и исторического подхода.Теория зависимости: «ни задержаться, ни догнать». Сторонники теории зависимого развития критиковали школу модернизации за:1) универсализм, всеобщие рецепты модернизации, кото-рые не учитывали реалии стран ТМ; 2) непонимание того, что слаборазвитость и дуалистическая экономика в развивающемся мире в действительности - порождениемирового капитализма; 3) неэффективность политики привлечения иностранных инвестиций в развитие стран ТМ (капиталы утекают из отсталых стран в развитые, а наибольшие успехи в модернизации отсталых стран были достигнуты тогда, когда опора на импортный капитал была минимальной; 4) непонимание того, что импортзамещающая индустриализация, которая поощрялась адептами теории модернизации, не затрагиваетсистему зависимости и не может покончить и со слаборазвитостью. концепции парциальной (или частичной, ≪фрагментированной≫) модернизации. процесс модернизации в международном контексте (условий самой частичной модернизации - противостояние обществ-новаторов и ≪стран-последователей≫);возможность «застревания» на этапе фрагментарной модернизации. Посткритический период возрождениямодернизационных исследований (1980-е гг.)Процесс развития - через действие внутренних факторов, таких как культурные ценности и социальные институты. Традиция и современность уже не рассматривались как взаимоисключающие концепты; они не только сосуществовали, но и проникали друг в друга и смешивалисьИсторический подход.С.Хантингтон: социальная структура, внешняя среда и культурный контекст. Наличие автономных социальных групп; рыночная экономика, религиозный фактор. Три концентрических круга В.ДэйвисаВнутренний круг воплощает экономику и экономические ценности. Средний круг представляет собой ≪иммунитетную баррикаду≫, которую традиционное общество воздвигает для «предохранения» экономики от развития (эта ≪баррикада≫ включает разнообразные табу, традиционную религию, этику, право, философию, народные верования и т.д.). Внешний круг включает общество с его ценностями, статусными ролями, властными отношениями. Неомодернизационный анализ (конец 1980-х - 1990-е гг.)Грандиозные изменения в Азии: БЕЗ усиления социального неравенства и в значительной степени на основе внутренних ресурсов.Падение Берлинской стены и распад социалистической системы= «антитеоретическая революция».Отказ от трактовки модернизации как единого процесса системной трансформации. Признание возможности различного поведения сегментов конкретного общества в условиях модернизации. Осознание некорректности интерпретации модернизации как непрерывного процесса, даже если конкретным обществом пройдена стадия ≪взлета≫ (≪take-off≫ в терминологии У. Ростоу). пересмотр роли и места традиционного социокультурного и институционального контекста модернизации, придание ему большего значения в сравнении с ранними концептуальными схемами; переход к рассмотрению конкретных ситуаций; рост внимания к конфликтам в процессе модернизации и влиянию на данный процесс внешних факторов; инкорпорация в теоретическую модель фактора исторической случайности;акцент на циклическую природу процесса модернизации Мир-системный подход Истоки. Как соотносятся «первый» и «третий» мир?Стадии У.РостоуТеории модернизации: преодолеть отставание, выяснив факторы, которые этому мешают.«Большой скачок»Концепции зависимого развития или «периферийного капитализма» Мир-системный подход (1970-е – 1990-е гг.)Современная история: система взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами, культурами, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами), человеческое сообщество - исторически меняющаяся система, система связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира Междисциплинарная альтернативаОтрицание противостояния Запада и ВостокаПроблемы неравенства и догоняющего развития Источники: геоистория Ф. Броделя, «теории зависимости» в версии А. Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к марксистским теориям империализма),неклассическая экономическая теория, включая концепции экономических циклов, особенно работы К. Поланьи, Й. Шумпетера и Н. Кондратьева. Волновые явления описывают динамику становления и упадка мир-системных гегемоний. Андре Гундер ФРАНК (1929-2005)Только одна мир-Система, возникшая не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватившая весь мир. Древняя по происхождению структура. В доиндустриальную эпоху период кондратьевских циклов был более длинным, от 200 до 500 лет Критерии мир-системы по Франкувсесторонние и длительные торговые связи;устойчивые или периодически возобновляющиеся политические связи между определёнными регионами или народами,отношения «центр-периферия-хинтерланд», отношения и процессы в схеме «гегемония / соперничество»; общие экономические, политические и, возможно, культурные циклы. Иммануил Валлерстайн (р.1930) Мир-системный подход – особая единица (не мир)= ограниченная в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц - со-обществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций, суперэтносов и др.), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экономических, политических, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ Центр (ядро)- зона экономического, военно-политического и культурно-технологического преобладания в системе.монополия, лидер в политико-идеологической сфере, перераспределяет ресурсы внутри системы и транслирует на нее свои культурные образцы. Периферия- преимущественно отсталые и отдаленные от центра сообщества и экономики, в которых преобладают традиционалистские формы производства и социальной организации- средоточие основного населения мир-системы, ресурсов, неквалифицированного труда. - находится в подчиненном и зависимом положении от ядра, подвергается эксплуатации; - потенциальный источник угроз для центра в период утраты гегемонии. Полупериферия- динамично развивающиеся акторы, - бывшие лидеры, утратившие гегемонию. Выполняет компенсирующую и амортизирующую роль. Источник инновационных изменений. Главные в динамике- не стадиальные «способы производства», а структурные факторы: отношения центра, периферий и полупериферий; внутрисистемные фазы подъема и упадка отдельных регионов или подсистем; борьба за гегемонию внутри системы между конкурирующими региональными акторами; степень близости или удаленности конкретного сообщества, региона, экономики или политической структуры от системного ядра. Три основных структурных типа социальной организации мир-систем:1) «мини-системы» (объединяют примитивные сообщества), основанные на отношениях обмена и культурно-технологической общности; 2) «мир-империи» - авторитарные политические структуры, построенные на внеэкономическом принуждении (централизованная власть служит взиманию и распределению дани с самостоятельных производящих провинций). Состоят из «метрополии» (высокоразвитого экспансионистского государства / этноса) и территорий / сообществ, на которые распространяется ее влияние («периферии»).Имперская (азиатский способ производства) и феодальная формы Устойчивость мир-империи определяется эффективностью:а) территориальной, преимущественно военной, экспансией с целью захвата территорий со стратегическими ресурсами, их удержания в борьбе с конкурентами; б) регулярного сбора дани с провинций; в) ее перераспределения через централизованную пирамиду власти; г) утверждения легитимности власти (через распространение массовой религии, морального учения, идеологии); д) пресечения сепаратизма. 3) «мир-экономики» - обширные горизонтальные цепи из сообществ и структур, включенных в отношения производства, обмена и регионального разделения труда.Неравный обмен в условиях политической децентрализации.Подлинная мир-система - только после 1500 г.Освобождение экономики от диктата политической власти. Нет социальных препятствий для экспансии, расширения производства. Основывается на а) территориальном разделении труда и б) гегемонии определенной страны, взаимодействии «статусных групп» и «классов»Вокруг – «внешние арены»Национальные государства вторичны. Главное – единство мир-системы.Понятий «прогресс» и «развитие» нет.Нет и антагонистических классов («буржуазия – пролетариат», «феодалы – крестьянство»).Капиталистическая мир-экономика могла возникнуть где угодно, не обязательно в Европе.Отрицание буржуазных революций: не было базисных экономических или политических трансформаций! Идеологическая суперстуруктура догоняла экономический базис («отвлечение») Эволюция КМЭ с XVII векатерриториальное расширение (периферизация подчиняемых внешних арен), борьба за гегемонию в ядреСоответствие эко­номическим циклам - за периодом экспансии (А-фаза) следовал период застоя (Б-фаза). Периоды расширения: 1620-1660 гг.,1750-1815 гг.,1880-1900 гг. Кризисные периоды "войн за гегемонию" (1618-1648 гг.,1792-1815 гг.,1914-1945 гг. - каждый раз порядка 30 лет.В начале XX века система достигла пределов экспансии => мировая война и экономический кризис, тоталитаризм. Современная глобальная капиталистическая мир-экономика - после 1945 г. В XVI веке в состав КМЭ входит большая часть Европы (кроме России и Турции) и Иберийская ( испанская и португальская) Америка.В XVII веке включаются Северная Америка и Карибы.В XVIII веке - Россия, Турция, Индия, побережье Западной Африки.Во  второй половине XIX века - остальная Азия, Африка и Океания В первую очередь - близкие и политически слабые «внешние арены» (Восточная Европа). Отдалённые, но слабые Америка и Карибы включаются быстрее, чем близкая, но сильная Османская империя. Ещё более сильная Россия включается в качестве полупериферии, а не периферии.Основа – технологическое превосходство. Следствие – переориентация на внешний рынок, политические и культурные изменения в соответствии со стандартами КМЭ.Пока сохранялась возможность экстенсивного роста КМЭ, шел процесс колонизации. В XX веке КМЭ, пережив кризис, пришел к новой форме отношений ядра и периферии - неоколониализму. Где «реальный социализм»?Первое столкновение российского мира-империи и КМЭ - Ливонские войны.Периферийное положение в мире-экономике несовместимо с существованием сильного государства.Россия интегрирована как полупериферия.Время между правлениями Екатерины II и Александра II - ухудшение условий обмена между Россией и ядром КМЭ => отмена крепостного права.По Валлерстейну, революция ничего изменила только социально-политическую систему, но не место России в КМЭ. Любая эксплуатация – капиталистическая.CCCР - полупериферия КМЭ. Одновременно он - вторая сверхдержава?? Он находился в конфликте со всем ядром, а не только Германией. СССР транслировал на свою периферию влияние центра? Втягивался постепенно в зависимость от КМЭ.Из КМЭ можно выйти (КНДР, Куба…) «Мировые безработные», лишние для функционирования самого мощного треугольника накопления капитала. «Нет перспективы ни в качестве рабочей силы, ни в качестве потребителей»6/7населения мира к 1945 г. жили хуже, чем их предки до вхождения в КМЭНеизбежно оформление сил, стремящихся разрушить КМЭ Для КМЭ существовала задача не только внешней экспансии, но и внутренней - интеграции трудящихся в свою политическую систему. Она решалась с помощью либеральной идеологии.Интеграция рабочего класса ядра в  политическую систему капитализма: всеобщее избирательное право (лишь минимальные изменения государственных институтов); передача рабочим части прибавочного продукта, Цель была достигнута - рабочий класс ядра утратил революционность.По Валлерстейну, борьбы не было («отвлечение буржуазией») После первой мировой войны - идеологическая интеграция трудящихся полупериферии и периферии. Средства - продолжение прежних: “самоопределение наций” как всеобщее избирательное право в масштабе КМЭ и “национальное развитие” как повышение благосостояния.Валлерстайн проигнорировал существование фашизма (национал-социализма) Капитализм ведёт к абсолютному, а не только  относительному  обнищанию большинства. “Великая иллюзия теорий модернизации состояла в обещании сделать всю систему ядром, без периферий».Исчезновение резкой поляризации в странах ядра, выдаваемое апологетами системы за преодоление противоречий капитализма, - лишь следствие усиления поляризации в масштабе КМЭ«Исчерпание» идеологии либерализма. После 1968 года - осознание необходимости борьбы с КМЭ не на национальном, а на мировом уровне и возникновение “нового левого” движения, Ослабление культурно-психологической власти Запада над Востоком, “большинства” - над меньшинствами, капитала - над трудом, государства - над гражданским обществом.) Объявленное Валлерстайном “преодоление разделения социальной реальности на политику, экономику и культуру” = сведение политики и экономики к культуре Период мирного развития КМЭ окончен. Дальше – опора на военную силу (война в Персидском заливе 1991 года). В будущем - три варианта борьбы периферии против центра: светский милитаризм Хусейна, религиозный фундаментализм Хомейни и массовая миграция жителей Юга на Север Заслуга Валлерстейна – видение развития мира-системы как целого, а не  суммы развитий отдельных стран или цивилизаций. Одни и те же процессы принесли одним народам богатство,  другим – нищету, и без одного не было бы другого. Мир-системный подход открывает путь к пониманию развития как противоречивого процесса.По мере того, как его система в целом становится все более товарной, уменьшается его способность к неравному распределению и, следовательно, к накоп­лению капиталов, так как исчезает различие между центром и пери­ферией Самир Амин (р. 1931) Пять тезисов Самира Амина1) Развитие не означает расширение капиталистического рынка. В принципе это идеологическая концепция, и нынешнее ее понимание выгодно капиталистическим правителям. Однако и многие их противники тоже разделяют этот взгляд, считая, что прогресс должен заключаться в том, что отстающие страны ("развивающиеся") должны войти в это сообщество. Пределы таких стремлений уже сейчас совершенно очевидны, как несомненна и нереализуемость такой модели.2) Новые условия, сложившиеся в конце XX – начале XXI века, несут в себе вызов человечеству. И ему пытаются противостоять альтерглобалисты. Это противостояние не должно сводиться к требованиям какого-то улучшения существующего порядка вещей. Борьба должна идти во всех сферах: духовной, политической, правительственной.3) Хотя империализм существует уже второе столетие, сейчас он вступил в качественно новое состояние. В XIX веке и даже ранее, в Новое время, существовало несколько центров империализма, и реально капитализм, каким он был в жизни, а не в учебниках, - результат борьбы этих центров, а также классовой борьбы внутри них и угнетенных стран против них. Теперь единый империалистический центр – Западная Европа (к западу от Польши), США, Япония – управляет миром безо всякого участия периферии. Они монополизировали технологические ресурсы, доступы к сырью и т. п. 4) 80% населения земного шара не получают выгоды от развития, происходящего в мировых центрах. Если раньше капитализм имел как отрицательные, так и позитивные стороны, например, развитие техники, то сейчас он стал губительным как для человечества, так и для природы. Рыночные отношения становятся всеобъемлющими, и люди, их здоровье, их образование превращаются в составные части рыночного процесса. Капитализм в высшей степени рационален, в нем все построено на вычислении реальной выгоды. Чем рациональнее строй, тем более он разрушителен, тем больше невыносим. Мы достигли времени, когда опасность стала осязаемо реальной. И она, по Амину, реализуется в разрушительной работе против народов и государства. Дальнейшее развитие капитализма требует геноцида. 5) Что представляет собой современная политическая сцена? Наверху – США, которые осуществляют контроль над планетой. Сейчас необходимо одновременное движение в нескольких направлениях. Это должна быть защита социальных ценностей, борьба за демократию (но не в том смысле, как ее понимают капиталисты), усиление самостоятельности государств. Это все условия для перехода от глобального капитализма к обществу, в котором стремление друг к другу совмещено с разнообразием форм человеческого общежития. Чтобы спасти человечество, необходимо победить американский проект.

Приложенные файлы

  • pptx 5874685
    Размер файла: 682 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий