Киселёв С.В., 1949. Таштык на Енисее. Дворец Ли-Лина


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1


Сергей Владимирович Киселёв

Древняя история Южной Сибири

//
МИА

№ 9.
М.
-
Л.: 1949.

365 с.




Часть вторая. Гунно
-
сарматское время.


Глава
VII
. Таштык на Енисее.


5.

Заключение
.


[
4
]

Дворец Ли
-
Лина?


(
268
)


Летом 1940

г. в 8 км к югу от столицы Хакасской
автономной области г. Абакана,
близ колхоза «Сила», при постройке шоссе был срезан край холма и при этом было
найдено много черепицы различных размеров и вида, явно китайского происхождения.
Среди этих черепиц обращали особое внимание круглые диски торцовы
х нижних
завершений полуцилиндрических черепиц, прокладывавшихся по крыше сверху вниз для
прикрытия стыков между основными черепичными дисками. Диски эти, свешиваясь с
нижнего края крыши, должны были прикрывать торцы деревянных стропил,
поддерживавших чере
пичную крышу (табл. XLVI, рис. 5). На всех дисках оказалась одна
и та же надпись китайскими иероглифами, оттиснутая по сырой ещё глине двумя
штампами, по выполнению близкими друг другу.

Эстампажи, рисунки и фото этих дисков были переданы акад. В.М. Алексее
ву,
который определил ханьский возраст иероглифов и сделал следующий перевод надписи:
«Сыну неба (т.

е. императору) 10

000 лет мира, а той, которой мы желаем (т.

е.
императрице) 1

000 осеней радости без горя». Грамматические особенности этого текста
также,

по мнению академика В.М. Алексеева, характерны для ханьской эпохи.


2


В 1941, 1945 и 1946 гг. осуществлено полное исследование холма соедин
ё
нной
экспедицией ИИМК АН СССР и Хакасского института, Исторического и местных музеев



Хакасского и Минусинского.

[282
]

Раскопки выяснили, что под холмом скрыты
развалины здания с глинобитными стенами. Детально удалось проследить 16 помещений
здания, в том числе центральные


квадратное 12х
1
2 м и соседние с ним с западной и
восточной стороны (табл. XLV, рис. 7). Стены эти
х помещений особенно толсты


до 2 м.
Возможно, что это было вызвано большой высотой этой части здания. Поскольку со всех
сторон этих центральных помещений были найдены черепицы с дисками, нужно считать
крышу четырёхскатной, как у большинства китайских пос
троек. Вокруг центральной
части здания сохранились внешние стены меньшей толщины и, вероятно, меньшей
высоты. Судя по тому, что и вдоль этих стен были найдены диски с надписями, можно
предполагать наличие над внешними помещениями односкатных черепичных кры
ш,
верхней стороной примыкавших к соответственной стене центральной части здания. Это
значит, что всё здание можно реконструировать в виде типично
-
китайского сооружения,
четыреугольного в плане, покрытого двухъярусной четырёхскатной черепичной
крышей.

[283
]

Под глинобитным полом помещений во всех частях здания были обнаружены
отопительные каналы в виде канавок, обставленных по бокам и покрытых сверху
каменными плитками. Судя по расположению каналов, в южной части здания помещалась
печь, доставлявшая



























3


(269)


Т
АБЛИЦА XLV




План и находки в развалинах здания китайской архитектуры близ г. Абакана в Хакассии
(рис. 1, 2, 4
-
8, 11). Рис. 9, 10, 12


находки в гробницах эпохи Хань близ Порт
-
Артура.
Рис. 3


фреска на стене гробницы эпохи Хань близ Порт
-
Артура.


4


(270)


в каналы горячий воздух. Этого усовершенствованного отопления, однако, не было
достаточно для сибирской зимы, и на полу сохранились следы жаровен, дававших
значительное тепло. Жар в них был
настолько силён, что пол под ними прокалился на
значительную толщину.

В стенах здания имелись дверные проёмы, обычно более узкие с внутренней и
более широкие с наружной стороны. Рассмотрение черепицы показало, что основу кровли
составляли крупные и толстые

четыреугольные черепичные диски, слегка вогнутые вдоль
(по скату). Продольные швы


стыки между этими рядами черепиц


перекрывались
полуцилиндрическими выпуклыми черепицами, снизу заканчивавшимися, как уже
говорилось, дисками с надписями. Большой интерес

представляют знаки на черепицах
(табл. XLV, рис. 1, 2, 4, 5), предвосхищающие орхонские. Такая кровля издавна
применялась в китайской архитектуре. Древнейшие образцы такой кровли можно видеть
на глиняных моделях домов из погребений ханьского времени.

[284
]

Особенно близкую
аналогию этой кровле, благодаря наличию таких же свисающих по краям крыши дисков,
представляют двухскатные крыши глиняных моделей домов, найденные в погребениях
эпохи династии Хань, распол
оженных у подножья горы Лао
-
Т
ье близ Порт
-
Артура
(табл.
XLV, рис. 9, 12).

[285]

Черепица, подобная найденной в развалинах у колхоза «Сила»,
была собрана в большом количестве и на поселениях циньского и ханьского времени,
исследованных у тех же горы Лао
-
Т
ье близ Порт
-
Артура.

[286]

Выше были приведены
осно
вания для реконструкции на здании у колхоза «Сила» четырёхскатной кровли.
Ханьские модельки домов показывают, что четыр
ё
хскатные покрытия тогда уже были
известны.

[287]

На тех же ханьских модельках можно видеть отделку стен и дверных проёмов
рельефными узо
рами в виде косой сетки, зигзага и т.

п. В развалинах нашего здания
неоднократно были встречены квадратные глиняные плитки с аналогичным орнаментом
(табл. XLVI, рис. 6). Предметы, найденные в развалинах у колхоза «Сила», относятся
также к эпохе Хань. Таков
ы овальная вазочка из зел
ёного нефрита (табл.

XLVI, рис. 7) и
нож с массивным кольцом на рукоятке. Совершенно аналогичные ножи были обнаружены
в погребениях и на поселениях ханьской эпохи близ Порт
-
Артура (табл. XLV, рис. 10 и
11). В развалинах была найден
а бронзовая пряжечка с выдающимся впер
ё
д носком.
Подобные пряжки являются характернейшими местными изделиями и относятся к
таштыкской эпохе (табл. XLV, рис. 8). Обломки горшка с бороздчатым и волнистым
узором, найденные в дверях зала, совершенно аналогичны

хуннским из Прибайкалья
(табл. XLV, рис. 6).

Таким образом, рассмотрение самых различных находок, сделанных в здании
близ колхоза «Сила», согласно устанавливает время его сооружения


эпоху династии
Хань, т.

е. таштыкский период.

Мы уже упоминали о дверях
, соединявших помещения этого здания. Семь дверей
были прослежены в стенах большого центрального зала. Возле двух из них были найдены
их ручки. Третья оказалась в дверях из комнаты
Д
в
И.
Они представляли собой отлитые в
разных формах бронзовые фантастичес
кие личины рогатых гениев (табл. XLVI, рис. 1, 2).
Их человеческие лица сверху имеют звериные уши и бычьи рога. По бокам их обрамляют
волосы. У всех личин изображены длинные завитые в кольца усы. Несмотря на то, что

5


нижняя часть


подбородок и нижние зубы,



изображены не были, художник мастерски
передал звериный оскал верхних редких клыкастых зубов. Глаза в глубоких глазницах
смотрят прямо впер
ё
д. Замечательно моделирован нос


высокий с горбинкой, с широко
раскрытыми ноздрями. В н
ё
м укреплено бронзовое ко
льцо


ручка двери.

Между рогами у масок изображены три сложных спиральных узора, очевидно,
передающих какой
-
то головной убор.

Технически, маски выполнены с большим мастерством, несмотря на свои
значительные размеры. В деталях передачи отдельных частей, на
пример складок щёк и
резких граней глазных впадин, сказались приёмы, укоренившиеся от резьбы по дереву.
Однако это не ослабляет общей пластичности рельефов.

Ручки
-
маски явно передают европеоидные черты, особенно подч
ё
ркнутые
трактовкой высокого носа. Перед

нами тот обладавший крупными чертами лица
европеоидный человек, который с древнейших времён и почти до начала нашей эры был
господствующим в Южной Сибири. Этим особенно утверждается местное происхождение
масок.

Однако в основе их лежит не местный, но кита
йский образец. В могиле №

11,
расположенной к северу от Порт
-
Артура, входная дверь окружена фресковой росписью.
Среди различных изображений обращает внимание поясная фигура гения, помещ
ё
нная
над дверью (табл. XLV, рис. 3).

[288]

Голова гения




























6


(271)


Т
АБЛИЦА XLVI




Вещи, найденные в развалинах здания близ г. Абакана в Хакассии (рис. 1, 2, 5
-
7). Рис. 3 и
4 архитектурные детали зданий эпохи Хань, найденные близ Порт
-
Артура.


(272)


представляет ближайшую аналогию нашим маскам. Лицо
также окружено волосами,
имеются усы. Зубы оскалены, скошенные глаза широко открыты. Сверху видны звериные
уши и изогнутые рога, между которыми изображён головной убор с тремя вытянуто
-
ромбическими украшениями, ближайшим образом напоминающими три сложных
с
пиральных узора бронзовых масок. Могила №

11, как и другие, расположенные у
подножья гор
ы Лао
-
Т
ье, относятся к ханьскому времени. Имеются и другие параллели для
наших бронзовых масок. Так, в коллекции Sirén хранятся китайские бронзовые ручки,
также состоящ
ие из личины и кольца.

[289]

Эти ручки были сделаны в то же ханьское
время и отличаются от наших лишь большей стилизацией и значительным усилением
звериных черт, прибли
жающих их личины к схеме маски Л
ао
-
Т
ье


духа благополучия,



столь широко распростран
ё
нной в китайской орнаментике. Тем не
менее,

на ручках Sirén
сохранились многие черты, одинаково характерные и для личины из развалин у колхоза
«Сила», и для головы гения из ханьской могилы №

11 близ Порт
-
Артура. Видны усы,
волосы вдоль щёк, звериные уши, р
ога и сложный головной убор. Прямую аналогию

7


нашим представляют ручки в виде личины с кольцом и с короной, вырезанные на
каменных дверях из ханьской гробницы провинции Хунань.

[290]

Так ещё и ещё раз
подтверждается датировка развалин у колхоза «Сила» эпохо
й династии Хань, а тем самым
определяется дата ручек от дверей в виде личин рогатых гениев. Вместе с тем сравнение
фрески, рельефа и ручек из коллекции Sirén с личинами дверных ручек Абакана не
оставляет никаких сомнений в местном, минусинском, их изготовл
ении. Создававшие их
скульпторы в основу положили китайские изображения духа


охранителя дверей. Однако
они переработали эти образы и создали свои изображения, отличающиеся большой
реалистичностью и высоким мастерством почти портретной скульптуры. При это
м на
оформление личины повлияли художественные нормы, взятые из окружающей
действительности. Поэтому в абаканских масках ярко подч
ё
ркнуты их некитайские черты.
Во всяком
случае,

они даже более европеоидны, чем самые европеоидные из современных
им таштыкски
х погребальных портретных масок.

Таким образом, перед нами раскрывается наиболее древний случай творческого
преодоления прахакасскими, таштыкскими художниками иноземных моделей. В более
позднее время преемники этих мастеров, художники енисейских кыргызов
-
х
акасов,
сохранившие славные традиции своего многовекового искусства в новой обстановке
художественной жизни VI
-
IX

вв., так же умело и совершенно перевоплотят в сво
ё
м
местном стиле орнаментальные и сюжетные композиции двух великих центров
раннесредневековог
о искусства на востоке


произведения сасанидского Ирана и Китая
эпохи династии Тан.

____________________


[282]

Евтюхова

Л.А. и
Левашова

В.П
. Раскопки китайского дома близ Абакана КС
ИИМК XII; Евтюхова

Л.А
. Развалины дворца в «земле Хягяс» КС ИИМК XXI. См
. также
полемику: Известия АН СССР, серия истории и филос., М., 1946, т. III, №

5 и 6.

[283]

Четырёхскатные кровли особенно распространены в китайской храмовой и
дворцовой архитектуре (
Ke
lling R. Das chinesische Wohnhaus.
Tokyo, 1935)
.

[284]

Münsterberg O. Chinesische Kunstgeschichte. Esslingen, 1910, Bd. I. S. 72, Abb.
69
-
71.

[285]

Nan
-
Shan
-
Li. Brick Tombs of the Han Dynasty at the Foot of Mt. Lao
-
T'ieh near
Port
-
Arthur, South Manchuria. Tokyo
-
Kyoto. 1933 pl. XX
-
XXII, XLI, XLIII a, XLIV.

[28
6]

Mu
-
Jang
-
Cheng. Han and pre
-
Han sites at the Foot of Mt. Lao
-
T'ieh in South
Manchuria. Tokyo
-
Kyoto, 1932.

[287]

Münsterberg O. Chinesische Kunstgeschichte. Esslingen, Bd. II, S. 237, Abb.
369.

[288]

Archaeologia Orientalis. 1933, Tokyo
-
Kyoto, vol. IV, pl
. XLV. fig. 3.

[289]

Rostovtzeff M. The Animal Style. 1929, p. 72, pl. XIX, 5.

[290]

Chinese Sculpture, presents an exhibition. New
-
York, 1944 (N 150). pl.
II.



Приложенные файлы

  • pdf 1114637
    Размер файла: 677 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий