Мольба и е? польза Шейх Салих Фаузан аль-Фаузан


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.



Мольба и еѐ польза









ɒейх Салих Фаузан аль
-
Фаузан










2012
-

1433





­ I̶.ýé J (Ȁȅ. ®








ÉāÕФ.
H.9ýêò. ¯. Ì»ã ÷º H.9ýé ÷º Æò¸×












2012
-

1433




3

С именем Аллаха
,

Милостив
ого
,

Милосердного
!

Хвала Аллаху
,

Господу миров,
К
оторый велел нам
обращаться к Нему с моль
бами

и дал обещание, что будет
отвечать нам. Свидетельствую, что нет никакого божества
,

достойного
поклонения
,

кроме одного только Аллаха,
и
нет у
Него сотоварищей
.
Он дал
С
воѐ грозное обещание
преступникам, что они получат наказание, и дал
С
воѐ благое
обещание богобоязненным, что они получат Его милость и
награду. Свидетельствую, что Мухаммад

-

Его раб и
посланник, мир ему и благословение Аллаха, а также его
семье и
его сподвижникам.

О люди
,

бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что
мольба (дуа)
-

это один из величайших видов поклонения
Аллаху. Сообщается со слов ан
-
Ну‛
мана ибн Ȼашира, что
П
ророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:


«Обращение к Аллаху с мольбой


это
и есть
поклонение».


атем он прочитал:

®
­

(40:60)


Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и ə отвечу
вам. Воистину, те
, которые превозносятся над

4

поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»

(Коран
40: 60)
.

1

Во многих аятах Корана Аллах велел нам обращаться к
Нему с мольбами и обещал, что ответит нам. Также
Всевышний похвалил своих пророков и посланников за то,
что они у
сердствуют
,

обращаясь к Нему с мольбами.
Всевышний

сказал:


®
­
(21:90)

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к
Нам с надеждой и страхом и бы
ли смиренны перед Нами»

(Коран 21: 90)
.


Аллах (Свят Он и Возвышен) сообщил в
С
воей Книге,
что Он близок к нам и отвечает на молитвы людей, когда они
взывают к Нему. Всевышний сказал:

®
­

(2:186)




1

Хадис передали Абу Дауд и ат
-
Тирмизи, который сказал: «Хадис
хороший
,

достоверный (хасан сахих)». Аль
-
Хаким назвал этот хадис
достоверным.


5

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь ə
близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко
Мне»

(Коран 2: 186)
.


Великий Аллах приказал нам искренне и усердно
обращаться к Нему с молитвой, особенно во время труднос
тей
и скорби, и сообщил, что никто не сможет помочь человеку,
попавшему в трудную ситуацию, и никто не в состоянии
защитить от вреда
,

кроме Него. Аллах сказал:

®
­
(27:62)

«Кто
>ещѐ помимо Аллаха
]
отвечает на мольбу
нуждающегося, когда он взывает к
н
ему,
и кто
устраняет
зло
!?


(Коран 27: 62)
.


Также Аллах осудил тех, кто не обращается к Нему за
помощью во время бедствий, ненастий и потерь. Он сказал:

®
­

(7:94)

«В какое бы селение Мы н
и

отправляли пророка, Мы
непременно подвергали его жителей невзгодам и напастям,
дабы они стали усердн
ы в своих молитвах


(Коран 7: 94)
.





6

®
­

(6:42)

«Мы уже отправляли посланников к народам до
тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали
усердны в своих молитвах»

(Кора
н 6: 42)
.

Аллах делает это из милости и щедрости к
С
воим
творениям, ведь Он абсолютно не нуждается в людях, но, тем
не менее, велит им обращаться к Нему с просьбами, потому
что они нуждаются в помощи своего Господа. Всевышний
(Велик Он и Славен) говорит в
С
вященном Коране:

®
­

(35:14)

«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах


Ȼогатый, Достохвальный»

(Коран 35: 15)
.


®
­

(47:38)

«Аллах


богат, а вы


бедны»

(Коран 47: 38)
.


В хадисе аль
-
К
удси говорится, что Всевышний Аллах
сказал:


7

dIĵĸŠ ĵي
ٍļيʼnَ يو �? ^ĵŗ هلǿ
هكʼnَ= ȚbʼnُļسĵŦ
dIĵĸŠ ĵي
ٍļىšط= يو �A şijĵŁ هلǿ
dIĵĸŠ ĵي
هلǿ
ٍĻِسŬ يو �? K
هلسŬ= ȚِسكļسĵŦ
dIĵĸŠ ĵي
هلً? هلǿ
ĵš � Bًِ�A ŋŧţ= ĵً= b Kĵُ�A b ل نПĵķ `ِĴ ƛ
هلم ŋŧţ= ȚbŋŧŤļسĵŦ

هنسم aAbK
«О рабы Мои! Все вы заблудшие, кроме тех, кого ə
наставил на верный путь, просите же у Меня
наставления
,

и ə наставлю вас. О рабы

Мои! Все вы
голодны, кроме тех
,

кого ə накормил, просите же у Меня
пропитания
,

и ə накормлю вас. О рабы Мои! Все вы наги,
кроме тех
,

кого ə одел
, просите же у Меня одеяния, и ə
одену вас. О рабы Мои! Вы грешите ночью и днѐм, и
только ə прощаю все грехи, т
ак просите же у Меня
прощения
,

и ə прощу Вас»
2
.

Обращайтесь к своему Господу с просьбами и
мольбами, о рабы Аллаха! И знайте, что для принятия
Аллахом наших молитв существуют определѐнные условия,
которые обязательно должны быть соблюдены. Все
в
ышний
обещал
, что примет мольбу
любого, кто воззовѐт к Нему
, а

Он

никогда не нарушает
С
воего обещания. Однако из
-
за
некоторых действий самого человека могут возникнуть
препятствия, и молитва может быть отвергнута Аллахом.

Вот некоторые из тех дел, которые могут
препят
ствовать мольбам людей:




2

Хадис привел Муслим.


8

1)

Небрежное отношение человека к своим
религиозным обязанностям, которые
предписаны нам
С
амим Аллахом, и совершение
грехов.


ɑеловек,

поступающий подобным образом
,

удаляе
тся от Аллаха и рвѐт связь со своим
Господом. Он заслуживает тог
о, чтобы попасть в
беду и при этом не получать ответа на свои
просьбы об избавлении от страданий. В одном из
хадисов соо
бщается,

что
П
ророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал:



Помни об Аллахе
, когда ты пребываешь в
благополучии, и Он будет
помнить о тебе
, когда
ты окажешься в беде»
3
.

Если человек страшился Аллаха, не нарушал
установленных Им границ, бережно относился к
своим

обязанностям в отношении Всевышнего во
времена благополучия, то в этом будет выражаться
его знание об Аллахе, и тогда между ним и его
Господом
возникнет особый вид обоюдного
знания. Аллах будет знать о
С
воѐм рабе, когда тот
окажется в трудной ситуации, и
учтѐт ему те
праведные дела, которые он творил во времена
своего благоденствия, и выручит его, избавив от
ненастий.




3

Нет сомнений в том, что Аллах знает о нас в каком бы положении
мы н
и

находились, но в хад
исе подразумевается, что
Он

ответит на
просьбы и молитвы человека, находящегося в бедствии, если во
времена благополучия тот не забывал про
своего Господа

и совершал
праведные дела.


9

Посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал:


«Никогда раб Мой не приближался ко Мне чем
-
то более любимым для Меня, чем те
ми

д
ела
ми
,
которые ə вменил ему в обязанность (фард).
И
н
е перестанет
раб Мой
приближаться ко
М
не,
совершая
добровольные

(нафиля) дела
, пока ə не
полюблю его. Когда же ə полюблю его, то стану
его слухом, которым о
н

слышит, и стану его
зрением, которым он видит
, и стану его рукой,
которой он поражает, и стану его ногой,
которой он ходит. И если он попросит
М
еня, ə
непременно дам ему, а если он попросит у
М
еня
защиты, то
ə

обязательно защищу его»
4
.

Тот, кто строит свои взаимоотношения с
Господом

на основе богобо
язненности и послушания
,

в то
время, когда в его жизни все хорошо,
к

так
ому

человек
у

Аллах будет относиться нежно и
заботливо, когда он окажется в трудных
обстоятельствах.
Всевышний

сказал про Юнуса
(мир ему), которого проглотила гигантская рыба:

®
­
47:143
144


Если бы он не был одним из прославляющих
Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до



4

Хадис передал аль
-
Ȼухари.


10

того дня, когда они будут воскрешены


(Коран
47: 143
-
144)
.


То ес
ть: если бы до совершѐнного им проступка у
него не было много праведных дел, то чрево рыбы
стало бы для него могилой
,

вплоть до самого
Судного Дня.

Некоторые праведные предшественники говорили:
«Вспоминайте Аллаха в благополучии, и Он
вспомнит о вас в тяго
сти, воистину
,

Юнус (мир
ему) много поминал Аллаха, а когда он оказался
в

чреве рыбы, Всевышний Аллах сказал:

Если бы он
не был одним из прославляющих Аллаха,

то
непременно остался бы в ее чреве до того дня,
когда они будут воскрешены»
. Ф
араон

же
,

в
отлич
ие от Ю
нуса,


был тираном
,

позабывшим об
Аллахе.

Когда же
ф
араон стал тонуть, он
сказал: «ə уверовал в то, что нет

истинного

божества
, кроме Того, в Кого уверовали сыны
Исраил
я
. ə стал одним из мусульман».

Аллах
сказал: «Только сейчас ты говоришь это! А в
едь
раньше ты ослушался и был одним из
распространяющих нечестие»

(Коран 10: 90
-
91)
.



2)

ɍпотребление запретной (харам) пищи,
запретного питья и облачение в запретные
одеяния
.

Однажды посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха)
упомянул о человеке,
ко
торый долгое время находится в пути, его
волосы растрѐпаны и покрыты пылью, он

11

протягивает руки к небу и говорит: «О Господь
мой, о Господь», однако пища его запретна,
питьѐ его запретна, одежда его запретна и он
насыщен запретным, как же будет отвечено на

его молитву!"
5

В своих словах
П
ророк (мир ему и
благословение Аллаха) указал нам на то, что
употребление запретного, будь то пища, питьѐ или
одежда является одним из самых серьѐзных
препятствий для принятия мольбы. В другом
хадисе говорится:


«Сделай свою

еду благой
,

и твои мольбы будут
приниматься»
.

Абдулла
,

сын имама Ахмада ибн Ханбаля
,

в книге
«аз
-
ухд»

привел следующее предание
:
«Однажды
сынов Исраиля постигло бедствие, тогда они
вышли из поселения (чтобы вместе помолиться
Аллаху об избавлении). Тогда
Аллах (Велик Он и
Славен) дал их пророку откровение: «Сообщи им:
«Вы выходите в поле, а ваши тела осквернены, вы
протягиваете ко Мне свои руки, а сами проливаете
ими кровь, наполняете ими дома свои запретным
имуществом. И сейчас, когда гнев Мой воспылал на

вас, вы только еще больше отдаляетесь от Меня»
.

Примите же это во внимание для себя. Взгляните
на то
,

как вы зарабатываете, что вы едите и пьѐте, и
на то
,

чем вы питаете свои тела. Всѐ это важно для
того, чтобы ваши молитвы и
просьбы,

обращѐнные
к Аллаху
,

были приняты Им.




5

Хадис привѐл Муслим.


12


3)

Отсутствие
единобожия и
чистоты в намерениях

во время мольбы

(дуа).

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:

®
­

(40:14)

«Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру»

(Коран 40: 14)
.


®
­

(72:18)

«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом»

(Коран 72: 18)
.

Некот
орые люди

обраща
ю
тся с молитвами к кому
-
то
,

помимо Аллаха
:

к идолам, могилам, мавзолеям,
святым и праведникам
(
как это делают
могилопоклонники в наш
е время
)
, этим людям
Аллах не ответит на их молитвы, потому что их
мольба лишена чистоты единобожия.

Также Аллах не внемлет молитве тех людей,
которые делают покойников посредниками между
собой и своим Господом
.

Э
ти
люди,

обращаясь к
Аллаху
,

говорят: «Мы
просим Тебя

именем такого
-
то праведника или авторитетом такого
-
то
святого«». ɍ этих людей не будут приниматься их
молитвы, потому что они противоречат ɒариату и
не имеют отношения к Исламу. Аллах не узаконил
для нас в مелигии обращ
ение

с мольбами к Нему

13

посредством каких
-
либо святых или посредством
их достойного положения. Ȼолее того, Всевышний
многократно приказывает нам обращаться к Нему
напрямую
,

без каких
-
либо посредников. Аллах
говорит в
С
воей Книге:

®
­

(2:186)

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь
ə близок и отвечаю на зов молящегося, когда он
взывает ко Мне»

(Коран 2: 186)
.



®
­

(60:40)

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и ə
отвечу вам»

(Коран
60
:
40
)
.


Опасайтесь использовать в своих молитвах
выражения, которые будут содержать многобожи
е

и неприемлемые для Ислама нововведения,
которые так распространены в наши дни.


4)

Невнимательность
и небрежность при
обращении к Аллаху с мольбами.

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сказал:


14

ĹķĵŁƃĵķ `ٌِũِم هļً= b ĬA SIA
a� لŦ� Ķنũ

]KʼnļسىمA Ǎ هكĵاA aAbK
«Обращайтесь к А
ллаху с мольбой (дуа) и при этом
будьте убеждены, что получите ответ, и знайте,
что Аллах не принимает
молитву,

исходящую из
небрежного и отвлеченного сердца».
6



5)

Несоблюдение принципа побуждения к благому
и удержания от скверного.

Сообщается со слов Хузей
фы ибн əмана, что
посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал:

ŋكٌىمA يŠ `ٌُِ� b [bŋšىمĵķ `ŋمį� aʼn ķ ƿŧً d�A b
b=
Ķ łļسȹ � b ًٍِŠʼnĻ هľ ٌٍو ĵķAŊŠ هل نŠ Ľšĸي `= ĬA يلاِ�
هلم
dŊو�مA aAbK

«Клянусь Тем
,

в чьей مуке моя душа, вы должны
побуждать к благому и удерживать от
скверного, а иначе

недолго придется ждать,
и

Аллах пошлѐт на вас наказание, затем вы
будете молить Его, но Он не будет вам
отвечать»
7
.




6

Хадис привел аль
-
Хаки
м в сборнике «аль
-
Мустадрак».

7

Хадис передал ат
-
Тирмизи.


15

Ибн аль
-
Кайим сказал:
«Мольба (дуа)

-

это одно из
самых важных средств
, как

для
защит
ы от
неприятностей, так и для достижения
поставленных целей, однако результат от
молитвы порой запаздывает. Это происходит по
следующим причинам:



либо по причине ущербности самого
содержания мольбы,
например,

если
молитва содержит в себе нечто такое
,
что
не любит Аллах
:

вражду и грех
;




либо по причине душевной слабости и
отсутствия у
молящегося
концентрации

и
осознания того,

что
во время молитвы о
н
общается с Аллахом
. Такой человек
подобен старому боевому луку, и стрела
вылетает из него очень плохо
;



либо
по причине каких
-
либо помех
,

препятствующих принятию молитвы,
таких как: употребление запретной пищи
;

грехи
,

которые покрывают сердца
,

подобно ржавчине, а также нерадивость,
беспечность и любовь к забавам
,

которые
овладевают душой человека

и подавляют
еѐ

.

Также он сказал:
«Мольба
-

это одно из самых
полезных лекарств. Мольба


это враг всем
бедствиям, она устраняет их и препятствует
их появлению, или же облегчает
эти

16

неприятности,

если они все же произошли.
Мольба


это оружие верующего»
.

Сообщается со сл
ов Али ибн Абу Талиба, что
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يوİىمA G س ; اA
يياA IĵىŠ b
PKƁA b DAbĵىسПA Kًِ b
]KʼnļسىمA Ǎ هكĵاA aAbK

«Мольба (дуа)


это оружие верующего, опора
مелигии, свет
Н
ебес и

емли»
8
.

В другом хад
исе сообщается со слов ибн ɍмара, что
П
ророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:


; اĵķ ĬA IĵĸŠ هل نšŦ ^ǣي هП ĵىو b ^Ōً ĵىو şŧٌي ; اA
aAbK
]KʼnļسىمA Ǎ هكĵاA

«Дуа помогает >избавит
ь
ся@ от
бедствий,

которые
уже произошли
, и которые ещѐ не прои
зошли. О рабы
Аллаха! Вам следует обращаться >к Аллаху@ с мольбами»
9
.




8

Хадис привел аль
-
Хаким в сборнике «аль
-
Мустадрак».

9

Хадис привел аль
-
Хаким в сборнике «аль
-
Мустадрак».


17

О рабы Аллаха! Страшитесь вашего Господа и будьте
настойчивы в своих молитвах к Нему
,

ведь посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха) сказал:


«Аллах любит тех, кто настойчив в с
воих
мольбах»
.

Мольба (дуа)
-

это один из величайших видов
поклонения, потому что он
а
указывает на смиренность
человека перед Аллахом
.

К
огда
молящийся

обращается к
Всевышнему со своими просьбами, то тем самым он выражает
свою нужду в милости своего Господа
, смягчает своѐ серд
це,
проявляет своѐ желание получить награду от Него, показывает
свой страх перед Его могуществом и признаѐт свою слабость,
беспомощность и безграничную потребность в помощи
Аллаха. Если же человек не обращается с мольбами и
просьбами к
Аллаху, то это указывает на высокомерие,
жестокосердие и отказ от своего Господа,

а это

является
одной из причин
попадания

в Ад. Всевышний Аллах сказал:

®


­

(40:60)

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и ə отвечу
вам. Воистину, те, которые превозносятся над
поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»

(Коран
40: 60)
.


Совершение молитвы, напротив, является причиной
вхождения в

مай. Великий Аллах сказал:


18

®
­

(52: 25
-
28
)

Они будут расспрашивать друг друга. Они скажут:
«Прежде, находясь в кругу своих семей, мы
страшились
>своего Господа@
. Аллах же оказал нам милость и уберег нас
от мучений знойного ветра (мучений в Аду). Мы взывали к
Нему прежде. Воис
тину, Он


Добродетельный,
Милосердный»

(Коран 52: 25
-
28)
.


Аллах (Свят Он и Возвышен) сообщает нам об
обитателях مая. Они будут расспрашивать друг друга о
событиях прошлой жизни и о делах, которые они тогда
совершали, и
которые привели их к
Обители Почѐта
. Одни из
них говорят другим, что достичь этой великой чести и
счастья

им удалось благодаря тому, что в мирской жизни они
страшились своего Господа и Его наказания, они отбросили
грехи и творили благие дела. В награду за это Всевышний
Аллах одарил их
С
воей

милостью, повѐл их по прямому пути,
помог им достичь желаемого, уберег от адских страданий и
поселил их в благодатном مаю.

Дорогие мусульмане! Призывайте же Аллаха,
часто
обращайтесь к нему с мольбами и просьбами
, сохраняя в
чистоте свою مелигию и свои н
амерения. Как сказал
Всевышний в Священном Коране:


19

®
­

(7:55
-
56)
«Взывайте к Господу своему со смирением и втайне.
Воистину, Он не любит преступников.

Не
распространяйте нечестия на

емле после того, как она
приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и
надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к

творящим
добро»

(Коран 7: 55
-
56)
.


О сыны Адама! Страшитесь Всевышнего Аллаха

и
знайте, что для принятия мольбы существуют определенные
причины и средства, и тот
,

кто совершает их, получит ответ на
свои молитвы. مазɴясняя эти причины и средства
,

имам ибн
аль
-
Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:

Если молитва вберет в себя следующие элементы:



присутствие сердца и полн
ая

сосредоточенност
ь

на предмете своей
просьбы
;



если она совпадет с одним из шести времен
,

когда

принимаются молитвы, а это
:

1)
третья часть ночи,
2)
после
азана
10
,
3)



10

Азан

-

призыв на молитву для оповещения людей о наступлении
времени намаза и для того
,

что
бы люди смогли собраться в мечети
для совершения коллективной молитвы.



20

между азаном и икамой
11
,
4)
в конце
обязательных намазов
12
,
5)
в то время
,

когда
имам поднимается на минбар в день Джума
и до окончания пятничной молитвы,
6)
а
также

в

последний час этого
же
дня
,

от
молитвы аср
13

до
моли
твы
магриб
;
14



если сердце просящего будет смиренно

и

покорно

перед своим Господом
, безропотно и
кротко в усердной молитве
;



если молящийся обратится лицом в сторону
Каабы
;



совершит перед этим омовение (тахарат)
;



поднимет свои руки к Аллаху
;



начнет свою мольб
у со слов восхваления
Господа

и прославления
Е
го имени
;



потом
попросит

благословени
я

и мир
а

для
Мухаммада
,

раба Аллаха и Его посланника
(мир ему и благословение Аллаха)
;



затем
,

перед произнесением мольбы
,

принесет
Всевышнему

покаяние и попросит у
Него прощ
ения грехов
;



и после этого искренне обратится к
Нему

с
настойчивостью, надеждой и страхом
;




11

Икама

-

краткий призыв на молитву, который произносится
непосредственно перед началом намаза.

12

Имеется в виду
дуа совершаемое
в самом намазе, после чтения
«салявата», но перед тем
,

как сказать слова «таслима» (Ассаляму
алейкум ва рахмату
-
بлах).

13

Аср



послеполуденная молитва, третья по счету.

14

Магриб



закатная молитва, четвертая по счету.


21



обратится к

Аллах
у, упоминая

Его
благодатны
е

имена и прекрасны
е

качества
;



утвердит чистое Единобожие в своих
словах
;



и подаст милостыню (садака) перед
совершением мо
льбы,

то практически невозможно, чтобы эта мольба была
отвергнута. Особенно если мольба будет произнесена теми
словами,

о которых нам сообщил
П
ророк (мир ему и
благословение Аллаха) и оповестил нас о том, что они имеют
больше всего шансов быть принятыми ил
и они содержат в
себе Величайшее имя Аллаха (аль
-
Исм аль
-
А‛зам)»
.

Мольба развеивает печали, помогает в горе, приносит
победу над недругами
.
ɑаще обращайтесь к Аллаху с
мольбами для себя
и для своих братьев мусульман. П
росите
Аллаха, чтобы
О
н расстроил козн
и врагов مелигии, воистину
,

Аллах
б
лизок
,

Он внемлет нашим молитвам. И помните, что
мольба притесненного принимается, остерегайтесь
притеснять

кого
-
либо,
попирать

чьи
-
либо права и поступать
несправедливо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) с
казал:


«Опасайтесь молитвы притесненного, потому что
между ней и Аллахом нет никакой пр
е
грады».

О рабы Аллаха! Не притесняйте же друг друга и не
чините несправедливости.


22

Хвала Аллаху
,

Господу миров, мир и благословение
Его посланнику Мухаммаду, а также е
го семье и всем его
сподвижникам.

Автор: шейх Салих ибн Фаузан

ибн Абдулла аль
-
Фаузан

Из книги: «аль
-
Хутаб аль
-
минбарийя

фи аль
-
мунасабат аль
-
асрийя»

Перевод: редакция сайта
WhyIslam.ru


Приложенные файлы

  • pdf 1014906
    Размер файла: 675 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий