ПОЭТИКА ЖАНРА ПРИТЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО 1880 – 1900-х ГОДОВ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
На правах рукописи





ЛЕЩЕВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА



ПОЭТИКА ЖАНРА ПРИТЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ

Л.
Н. ТОЛСТОГО 1880


1900
-
х ГОДОВ


Специальность 10.01.01



русская литература








АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата филологических наук





Москва


201
6



2



Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет» на кафедре русской литературы

Института филологии и иностранных языков


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
:


доктор филологических н
аук, профессор

Николаева Евгения Васильевна




ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Николаева Светлана Юрьевна



доктор филологических наук, профессор
,
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
, кафедра
филологических основ издательского дела и литературного творч
ества,
профессор кафедры

Романова Наталья Ивановна



кандидат филологических наук, ФГБУН
«Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук»,
отдел русской классической литературы, старший научный сотрудник

отдела




ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


ФГБОУ ВО «Государственный институт
русского языка имени А.С. Пушкина»

Защита состоится
16 мая 2016

г. в
12.00

часов на заседании
диссертационного совета Д 212.154.02
на базе

ФБГОУ ВО «Московский
педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва,
ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, ауд. 304.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФБГОУ ВО «Московский
педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г.
Москва,
ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 и на официальном сайте университета
http://мпгу.рф/



Автореферат разослан «___»______________ 201
6 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета





Жабина Елена Михайловна



3


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В
1870
-
е годы
Л.Н. Толстой переживал глубокий кризис
, затронувший
практически все сферы жизни:

творчество
, мировоззрен
ие,

отношение к
религии. Его п
оследствием стала потребность

проповеди о
ткрывшейся истины.
Л.Н. Толстому казалось, что он нашел ответы на мучившие его вопросы
,

и
отныне смысл жизни он видел в разрыве с идеологией дворянского сословия,
принятии крестьянских воззрений
. Писатель был убежден в превосходстве
народной нравственности

и бытия над моралью и поведением высших слоев

общества. Последовательно Л.
Н.
Толстой пришел к отрицанию государства,
церкви как
института, личной собственности.

С
ознание бессмысленности
прежней жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога
.

Новый взгляд на мир определил

основные особенности творчества

писателя

позднего периода. Появляется все больше публицистических
произведений, литературы для народного читател
я
, а также разнообразные
сборники, составленные по принципу средневековых четьих

книг.
Расширяются жанровые рамки: увеличивается количество повестей и рассказов,
появляются

драматичес
кие произведения. В этот период

Л.
Н.
Толстой создает
основные религиозные, философские, этические и эстетические трактаты,
общественно
-
политические стать
и, а художественные произведения
для
интеллигентного читателя
дают представлени
е

о его душевной драме, являясь
своеобразной калькой его внутренних переживаний.

Изменившиеся мировоззренческие позиции и духовная жизнь
потребовали от писателя новых способов и
х выражения в творчестве. Одним из
этих способов стал
о

использование
жанра древней притчи.

Степень разработанности проблемы.

Рассмотрению жанра притчи как
одного из способов воплощения духовных поисков и мировоззр
ения

Л.
Н. Толстого, по наше
му мнению, было уделено недостаточно внимания. Если
этот вопрос ставился исследователями
-
толстоведами, то исключительно в связи
с более масштабными проблемами, представляя собой лишь эпизод в
исследовании.

Проблема использования Л.Н. Толстым притчевой тра
диции
впервые
была поставлена Е.Н. Купреяновой в книге «Эстетика Л.Н. Толстого», в
которой анализировались источники литературных заимствований в
«Исповеди» и
так называемых «
народных рассказах

. Примечательно, что
этому циклу посвящено
наибольшее

количест
во исследовательских работ
, в
целом обращающихс
я к роли притчи в творчестве Л.
Н. Толстого. Так,
ряд
исследователей прямо называ
ли

рассказы притчами
1
, некоторые более
осторожно определя
ли

жанр, тем не менее зачастую сближа
я

эту особую форму



1

Г
удзий Н.К.

Лев Толстой. Критико
-
биографический очерк. Изд. 3
-
е.


М., 1960,

Купреянова Е.Н.

Эстетика Л.

Н. Толстого.


М., Л., 1966,
Маймин Е.А.

Лев Толстой: Путь
писателя.


М., 1978,
Ремизов В.Б.

Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и

художественное видение // Толстовский сборник: Этика и эстетика. Вопросы поэтики.
Творческие связи и традиции: Межвузовский сборник научных трудов.


Тула, 1992.

4


литературного по
вествования с притчей
2
. Г.Н. Ищук
, к примеру, рассматривал
народные рассказы в основном

как притчи, при этом игнорируя факт наличия в
них религиозной фантастики
3
. Е.
В.
Николаева считает появление притчи одним
из способов выражения авторского мировоззрения,

но отнюдь не
просто
случаями
творческой переработки известных сюжетов
4
.

Оригинальный взгляд на художественное наследие Л.Н. Толстого
позднего периода сложился у И.А. Юртаевой, которая, помимо выявления черт
традиционной притчи в народных рассказах, опред
еляет «притчевый характер»
5

повестей
18
80

18
90
-
х годов. Среди них такие произведения, как «Смерть Ивана
Ильича», «Записки сумашедшего», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Хозяин и
работник», «Отец Сергий».

Диссертационных работ, полностью посвященных исследов
анию
традиций классической притчи в творчестве Л.Н. Толстого, на
сегодня

нет. Тем
не менее, существуют исследования, в которых поставленная проблема
косвенно

присутствует. Чаще всего это труды по теории притчи или
публицистике позднего Л.Н. Толстого
6
.

Акту
альность темы

данного исследования обусловлена следующими
факторами:



недостаточн
ой

проработанностью в литературоведении

проблем
ы

влияния религиозно
-
философских взглядов позднего Л.Н. Толстого на
его художественное творчество 18
80
-
х

1900
-
х годов, поскольку,

если
толстоведы и останавливались на литературных произведениях,
созданных писателем в последний период, то рассматривали их чаще
всего в отрыве от его духовного наследия;



необходимостью объективной историко
-
литературной, а не
идеологической

(
на основе ле
нинской концепции),
оценки позднего
творчества Л.Н. Толстого;



увеличением научного интереса к
изучению особенностей поэтики,

синтеза художественного и философского, религиозного, этического в
позднем периоде творчества писателя.




2

Бурсов Б.И.

Национальное своеобразие русской литературы.


Л., 1967;
Одиноков В.Г.

Сюжет о
трех старцах в идейно
-
художественной концепции «позднего» Л.Н. Толстого //
Книга и литература в культурном контексте.


Новосибирск, 2003,
Храпченко М.Б.

Лев
Толстой как художник. Изд. 4
-
е.


М., 1978.

3

Ищук Г.Н.
Эстетические проблемы народных рассказов Л
.Н. Толстого.


Ростов
-
на
-
Дону,
1966.

4

Николаева Е.В.
Глава
II
. Система жанров в позднем творчестве Толстого //
Художественный мир Льва Толстого: 1880


1900
-
е годы.


М., 2000.

5

Юртаева И.А.

Жанровое своеобразие повестей Л.Н. Толстого 1880


90
-
х годов:

учебное
пособие.


Кемерово, 2010.

6

См.:
Ишанова А.К.

Функции притчи в советской

прозе 1970


начала 80
-
х годов:

а
втореф.
дис. … канд. филол. наук.


М., 1984,
Краснов А.Г.

Притча в русской и западноевропейской
литературе ХХ века: соотн
ошение сакрального

и профанного:

а
втореф.
дис. …
канд. филол.
наук.


Самара, 2005,
Осипова Н.В.

Жанровое своеоб
разие трактатов Л.
Н. Толстого: а
втореф.
дис. …
канд. филол. наук.


М., 1999.

5


Научная новизна

дан
ного исс
ледования заключается в детально
м
исследовании использования Л.
Н. Толстым традиции

жанр
а

притчи в
творчестве позднего
периода, выявлении значения

п
ритч
и

как
одного

из
способов
выражения

посткризисного мировоззрения писателя.

Целью

исследования является
выя
вление

и систематизация
многочисленных случаев использования и творческой трансформации притчи
как одного из способов выражения в позднем творчестве духовных поисков и
посткризисного мировоззрения Л.Н. Толстого.

Достижение поставленной цели потребовало раз
решения следующих
задач
:



определить

ключевые мировоззренческие позиции Л.Н. Толстого в
посткризисный период жизни и творчества;



выявить случаи использования притчеобразных конструкций, мотивов,
образов в докризисном творчестве писателя;



проанализировать ху
дожественные и публицистические произведения
Л.Н. Толстого позднего периода
с точки зрения

использования традиций
и поэтики жанра притчи;



разграничить и проанализировать использование Л.Н. Толстым притч
литературного происхождения и собственного сочинения;



проанализировать и классифицировать случаи использования
Л.Н.Толстым Евангельских притч.

Объектом исследования

являются

проявления поэтики жанра притчи в
т
ворчестве Л.
Н. Толстого 1880
-
х

1900
-
х годов
.


Предмет изучения

составляют религиозно
-
философские, м
о
рально
-
нравственные искания Л.
Н. Толстого, его посткризисная мировоззренческая
позиция, отразившаяся в художественных и публицистических произведениях
позднего периода,
а также
литературоведческие исследования, посвященные
биографии и литературному наследи
ю писателя
, в частности
.

Материал исследования

составляют художественные и
публицистические произведения Л.
Н. Толстого 1880
-
х

1900
-
х гг.

Теоретической и методологической основой

работы

являются труды
ведущих толстоведов
XX



начала
XXI

вв.: Е.П. Андреевой,

Н.
Н. Арденса,

Э.Г. Бабаева, Б.И. Бурсова, Г.Я. Галаган, Н.Н. Гусева, Э.
Е. Зайденшнур,


Г.Н. Ищука, В.А. Ковалева, Е.Н. Купреяновой, Е.
В. Николаевой,


Е.А. Маймина, Л.
Д.

Опульской, М.Б. Храпченко, Б.
М. Эйхенбаума. В работе
испо
льзовались следующие
методы
:

структурно
-
типологический
(многообразие форм и приемов в использовании притчевой традиции позволяет
рассмотреть их детально), биографический (духовный кризис 1870
-
х годов
определяется как основной момент дальнейшего литературно
го творчества

Л.
Н. Толстого), культурно
-
исторический (связи художественных и
публицистических произведений позднего Толстого с культурной,
политической, социальной, экономической ситуацией в стране конца
XIX

начала

XX

веков).

6


Научно
-
практическую знач
имость

работы
определяет

возможность
применять материалы и научные выводы, полученные в ходе исследования, для
дальнейшего изучения творчества Л.Н. Толстого; при составлении учебных
программ и пособий
, в чтении общих и специальных курсов

по истории
русской

литературы второй половины
XIX

начала
XX

века, в работах по
комплексному изучению
культуры

обозначенного периода; в музейной
практике и при подготовке реально
-
исторического комментария

к издан
иям
произведений Л.
Н. Толстого
.

На защиту выносятся следующие
положения.

1.

П
осле сложного кризиса (возрастного, творческого,
мировоззренческого и рели
гиозного) 1870
-
х гг. творчество


Л.
Н.
Толстого позднего периода стало средством выражения его
нового мировоззрения. Одним из таких способов оказалось
прод
уктивное использование возможностей жанра классической
притчи в художественных и публицистичес
ких произведениях


Л.
Н. Толстого.

2.

П
ритча использовалась Л.Н. Толстым в самых разнообразных
проявлениях и вариациях, наиболее активно же в

поздних
произв
едениях 1880
-
х

1900
-
х гг., а также в народных рассказах и
р
елигиозно
-
философских трактатах.

3.

Существенной

разновидностью притч в позднем творчестве

Л.Н.

Толстого являются авторские притчи, сюжеты и образы которых
принадлежат самому
писателю. Они появляются в тех случаях, когда
автор говорит о самом сокровенном знании, приобретенном как
резуль
тат собственного духовного пути.

4.

П
ритчи, почерпнутые Л.Н. Толстым из литературных источников,
сравнительно немногочисленны. Чистота жанра сохран
яется лишь в
«Исповеди», а в книге «О жизни» и трактате «Так что же нам делать?»
присутствуют так называемые «притчеобразные конструкции»,
отличающиеся отсутствием какого
-
либо из ком
понентов классической
структуры.

5.

Р
азновидностью литературной притчи, испол
ьзованной



Л.Н.

Толстым, является притча Евангельская, обработанная им для
«Соединения и перевода четырех Евангелий» и трактата «В чем моя
вера?». Она служит источником высшего знания, доступного
человечеству в случаях, когда речь иде
т о всеобщих нематериальных
ценностях. Цикл притч о Царствии Божием видится
писателю

наиболее важным при постижении христианского вероучения. Чаще
других писателем приводятся притчи из Евангелия от Матфея.

Апробация
материала диссертации осуществлялась на
заседаниях
аспирантского объединения, на
III

Всероссийской научной
конференци
и

аспирантов и молодых ученых
«Мировая литература: актуальные
исследования» (М., ИМЛИ, 2014 г.)
, а также на

«Толстовских чтениях» (М.,
ГМТ,
2013,
2014
г
г.)
. Основные положения дис
сертации нашли отражение в
7


шести

публикациях, три из которых


в научных изданиях, входящих в
перечень ВАК РФ.

Структура диссертации.


В соответствии с цел
ью

работы
и
поставленными
задачами
,

диссертация
имеет следующую структуру:

введени
е
,
три главы
, заклю
чени
е

и
список
литературы
.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ



Во

введении

обосновывается актуальность темы диссертации,
освещается степень разработанности проблемы,
обозначаются

цель, задачи и
методы их решения,
формулируются положения, выносимые на защит
у.

Глава

1


Предпосылки обращения Л.Н. Толстого к притч
е


состоит из
трех параграфов.

В первом параграфе «
Из истории изучения художественного и
публицистического наследия Л.Н. Толстого 1880
-
х

1900
-
х годов


рассматриваются
три основных периода

в

изучении х
удожественного и
публицистического наследия
позднего
Л.Н. Толстого: дореволюционные
публикации критиков, научные изыск
ания периода 1917

1991 гг., труды
исследователей, созданные в постсоветское время. Особый акцент делается на
особенностях и отличительных
чертах каждого периода. Так,
значительную
часть дореволюционной литературы о Л.Н. Толстом составлял
а

современная
писателю критика

художественных
, а также публицистических и религиозно
-
этических произведений
с точки зрения православного христианства
7

и
мему
ары
. В этих

работ
ах

рассматривалось
в том числе
обновленное
мировоззрение Л. Толстого, отразившееся в его литературном творчестве. В
целом, наблюдалось довольно
четкое разграничение Толстого
-
художника и
Толстого
-
публициста. Начало этому положила одна из ст
атей


Н.К.
Михайловского
8
. Тем не менее, сильные и слабые стороны нового
мировоззрения Л. Толстого, называемые «десницей» и «шуйцей», не были
соотнесены между собой и хоть как
-
то интерпр
етированы в неделимом
единстве.

П
опытки Л.

Толстого создать новую религию были встречены
решительным отпором не только светски
ми

публицист
ами
, но и
представителями Русской Православной Церкви.




7

См.:
Гусев А.Ф.

Любовь к людям в учении графа Л. Толстого и его руководителей.


К
азань,
1892.
Он же.

Основные «религиозные» начала графа Л. Толстого. Апологетическое
сочинение.


Казань, 1893;
Булгаков С.Н.

Человекобог и человекозверь. По поводу последних
произведений Л.Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий» // Собр. соч. в 2 т. Т. 2.


М., 1993.
С. 458


498;
Бердяев Н.А.

Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого //
Русь.


1992.


№ 2.


С. 139


153;
Зеньковский В.В.

Проблема бессмертия у Л.Н. Толстого //
Русские мыслители о Льве Толстом. Сборник статей.


Тула, 2002.


С. 333


361;
Розанов,
В.В.

Л.Н. Толстой и Русская Церковь // Русские мыслители о Льве Толстом. Сборник
статей.


Тула, 2002.


С. 322


332.

8

Михайловский Н.К.

Десница и шуйца

//

Критические опыты Н.
К. Михайловского.


СПб.,
1887.


С. 8.

8


После революции в толстоведении
господствовала

к
онцепция творчества
Л.
Н.

Толстого,
сформулированная

в

ста
тьях В.И. Ленина 1908

1910 гг
.

Религиозн
ая

позиция писателя

расценивал
а
сь определенно как «реакционн
ая
.
Ввиду искажения взгляда

на позднее творчество
Л. Толстого

оно было
исследовано неравномерно
.
Несмотря на
это

толстоведением
в этот период
были достигну
ты значительные
и основополагающие по своему значению
успехи в изучении биографии писателя, творческой истории и поэтики его
произведений,
проблем жанра,
общи
х задач

теории литературы, а также
многих
вопрос
ов

его
мировоззрения.

Наиболее значительно результ
аты
проделанной
работы сказались в подготовке и
публикации

Юбилейного полного собрания
сочинений
Л.Н. Толстого

в 90 томах

и последующих исследованиях
9
.

Начиная с 70

80
-
х гг.
XX

века произошли значительные изменения в
восприятии
и оценке
творчества Л. Толст
ого
. По словам Е.В. Николаевой,

«наметилась тенденция подхода к творчеству писателя как к единой
художественной и нравственно
-
этической системе»
10
.

Одной из первых работ,
выполненных в данном направлении, стал
а монография Г.Я. Галаган

«Л.Н.

Тол
стой. Художественно
-
этические искания»
11
. Автор
ом

исследования
показана
неразрывная связь и эволюция жизни и творчества
писателя
в
сопоставлении литературных сочинений и публицистики, писем, дневников.


Среди работ, выполненных в

данном направлении,
выделяются

труды

Е.В. Николаевой в области послепереломного творчества Л. Толстого
12
. В этих
исследованиях

предложена отличная от общепринятой ранее концепция
поз
днего творчества Л.Н. Толстого.
Согласно ей, поздний Л.Н. Толстой
расс
матрива
ется

как писа
тель с
осознанно

сложившимся религиозным
мировоззрением
.
Естественно, это обстоятельство нашло отражение в его
творчестве и повлекло за собой изменение всей системы жанров и способов
самовыражения писателя. Одним из таких способов выраж
ения внутреннего
мира является использование Л.Н. Толстым традиции древнего жанра притчи.

В итоге
сопоставительного анализа трех периодов
в
толстоведени
и

делается вывод о том, что
сегодня

проблема
способов выражения



9

Толстой Л.Н.

П
олное собрание сочинений: В 90 т. (Юбил. изд.).


М.; Л., 1928


1958.
Далее все ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках то
ма (на первом
месте) и страницы.

10

Николаева Е.В.

Художественное своеобразие творчества Л.Н. Толстого 1880


1900

годов:
(Способы выражения авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя): автореф.
дис. … д
-
ра филол. наук/МПГУ им. Ленина


М., 1995. С. 3.

11

Галаган Г.Я.

Л.Н. Толстой. Художественно
-
этические искания. Л., 1981.

12

Николаева Е.В.

Художественный м
ир Льва Толстого: 1880


1900
-
е годы.


М., 2000;
Она
же.

Миф и религия // Яснополянский сборник


2002: статьи, материалы, публикации. Тула,
2003. С. 13


28;
Она же.

Она же.

О некоторых источниках «Исповеди» Льва Толстого (К
вопросу об использовании в пр
оизведении традиций древнерусской литературы) //
Литература Древней Руси. Выпуск 4. М., 1983. С. 118


133;
Она же.

Проблемы изучения
поэтики позднего Льва Толстого // Толстовский ежегодник.


М., 2001. С. 383


389.
Она же.

Притча в творчестве Л.Н. Толсто
го // Литература Древней Руси: Межвуз. сборник науч.
т
рудов.


М., 1988. С. 114


127 и др.

9


мировоззрения

позднего
Л.Н. Толстого
, в

том числе через использование в
творчестве
различных возможностей притчи,

остается недостаточно изученной,
требующей дальнейшего рассмотрения
.

Во втором параграфе «
Перелом в мировоззрении Л.Н. Толстого
1870
-
х
годов как
основа

позднего творчества писателя


анализируются причины
возникновения кризиса, пережитого Л.Н. Толстым в конце 1860
-
х

1870
-
е

год
ы

и направившего его
на

пут
ь

религиозно
-
философских иск
аний.

В числе
возможных

причин
кризиса
: социальные предпосылки, особенности характера

и возраст писателя,

духовные поиски
, особенности эпохи.

На примере

произведений

«Запис
ки

сумашедшего»

[
так у Толстого,


В.Л.
]

и «Исповед
ь

формулируются основные положения обновленного мировоззрения писателя
.

В
итоге

делается вывод о том, что
сложнейшие нравственные, духовн
ые,
социальные вопросы возник
а
ли перед Л.
Н.

Толстым намного раньше, чем были
написаны и обнародованы

эти
сочинения
. По сути,
проблема поисков смысла
человеческой жизни и ее нравственного содержания существовала в творчестве
писателя
,

начи
ная с самых ранних

работ

(
трилогия «Детство», «Отрочество»,
«Юность», повесть «Казаки»
)
,
через которые

он

стремился разобраться в
сложившихся сословных отношениях, определить для себя направление
творчества и смысл
существования
. Размышления были продолжены и
наиболее отчет
ливо проявлены на страницах романов «Война и мир» и «Анна
Каренина», а после духовного кризиса нашли
максимально

полное
отражение в
ряде художественных и публицистических произведений с «Исповедью» во
главе.

В третьем параграфе «
Проявление посткризисного м
ировоззрения в
художественных и публицистических произведениях Л.Н. Толстого


показано
,
как

в
следствие
острого
духовного кризиса, затронувшего практически все
стороны жизни, Л.

Н. Толстой переходит на иные мировоззренческие позиции.

В конце 1870
-
х

1880
-
е г
оды
им

создаются основные религиозно
-
философские
трактаты. Мысли, изложенные в них, нашли
также
отражение в
художественных произведениях
.

Ц
ентральное место в художест
венном творчестве писателя 1880

1900
-
х
годов занимают повести и рассказы, так или иначе те
матически и идейно
пересекаю
щиеся

между собой и одновременно

являю
щиеся

художественным
воплощением представлений Л.Н. Толстого послепереломного периода о жизни
и смерти, духовной и плотской любви, истинных и ложных целях человеческой
жизни, то есть об общи
х проблемах бытия.

По замыслу автора, в этих
произведениях малых жанров должны были воплотиться наиболее важные
положения его
мировоззрения и

религиозно
-
философского учения.
П
роблема
страха смерти и его преодоления

на путях духовного возрождения

нашла
отра
жение и художественное осмысление в повестях «Смерть Ивана Ильича» и
«Хозяин и работник». Природа духовной и плотской любви в свете
толстовского учения рассмотрена в произведениях «Крейцерова соната» и
«Дьявол», а проблема назначения человеческой жизни (в
сопоставлении
истинных и ложных целей)


в «Отце Сергии». На уровне сюжетно
-
10


композиционного построения каждой повести присутствуют особенности,
характерные для художественных сочинений послепереломного периода в
целом: это противопоставление материальной и

идеальной жизни, «животного»
начала в человеке
и

духовности, эгоизма и альтруистического служения людям.

Ключевыми категориями, относящимися к новому религиозному
мировоззрению Л.Н. Толстого
,

явля
ю
тся страх смерти (который, собственно, и
привел к кризисны
м явлениям) и потребность любовного отношения к людям
(отдельно


соотношение «духовной» и «плотской» любви между мужчиной и
женщиной). Эти две категории обозначены нами как основополагающие,
проходящие красной нитью через все творчество Л.Н. Толстого пост
кризисного
периода.


Глава
2


Притча в публицистике и произведениях малых жанров
позднего Л.Н. Толстого


посвящена
рассмотрению
теоретических основ
жанра
притчи
и
его

функционирования

в наследии Л.Н. Толстого
.

В первом параграфе «
Притча как жанр. Притчеобр
азные конструкции в
творчестве Л.
Н.

Толстого


анализируются теоретические работы,
посвященные жанру притчи, выделяются для
про
ведения дальнейшего анализа
категории
притч
а

и
притчеобразн
ая

конструкци
я
.

Также

рассматриваются
некоторые случаи использования пи
сателем притчеобразных конструкций: в
рассказе «Три смерти», романе «Война и мир», а также в
«Послеслови
и

к
рассказу Чехова «Душечка»
.

Особое распространение в древнерусской и европейской
литературе

притча

получила
еще
в Средневековую эпоху, что было вызва
но
преимущественно влиянием церкви на литературу.

Также широкое
распространение получили притчи, которые включались в восточные
индийские и арабские повести и были переведены на русский язык.

С
истема
жанров древнерусской литературы
складывалась

в период
XI

XII

веков, а
затем, вплоть до Петровской эпохи, претерпевала значительные изменения.
Укоренение притчи, становление ее как самостоятельного жанра приходится на
XVI

век, а уже в
XVII

веке происходит ее развитие и укрупнение. Несмотря на
то, что притча оказ
ала значительное влияние на систему жанров средневековой
литературы, она до сих пор остается недостаточно изученной. Принято считать,
что одной из первых работ в отечественном литературоведении, посвященной
теории притчи, стала статья С.

Добротворского, на
писанная лишь в середине
XIX

века
13
. Далее последовали работы
В.
Н
. Перетц
а
, В.П. Адриановой
-
Перетц,
С.С.
Аверинцева, Н.И. Прокофьева, Е.К.
Ромодановской, Р.Б. Тарковского,

которые
в разных аспектах

рассм
атривали

рол
ь

и
функционирование

притчи в
истории
русск
ого Средневековья
.

Именно тогда
в ней проявились наиболее
отчетливые признаки, выделяющие этот

жанр из ряда других. Поскольку

Л. Толстой продуктивно использова
л

возможност
и

притчи на протяжении
второй половины
XIX

века, то естественно обратить боль
шее внимание на



13

Добротворский С.

Притча в древнерусской духовной письменности // Православный
собеседник. № 3.


Казань. 1864.


С. 375


415.

11


изучение бытования этого жанра в предшествующие
этому времени
периоды.
Поэтому в данной диссертационной работе мы опираемся на теорию притчи,
данную в трудах Н.И. Прокофьева как на наиболее отвечающую этим задачам.
Исследователь
, в свою оче
редь, учитывал в большей степени классические
работы Ф.И. Буслаева, Д.С. Лихачева, И.И.

Срезневского, М.И. Сухомлинова.

По
словам
Н.И. Прокофьева
,
притча



«это малый повествовательный
жанр, в котором абстрагированное обобщение носит назидательный характер

и
утверждает моральное или религиозное наставление. Действие притчи
логически и конструктивно направлено на то, чтобы создать
концентрированную иллюстративность для выражения нравственной идеи»
14
.
Четко разграничивая притчу и видения, знамения и чудеса, ис
следователь
отмечает, что в первой «нет ничего чудесного, она проста, а назидательность ее
определенна. Ее аллегория или сама раскрывает себя, или раскрывается
повествователем, но раскрывается так, что устраняются какие
-
либо различные
толкования ее смысла»
15
. Более того, главная задача притчи


«абстрагировать
до широких житейских обобщений и конкретизировать в символах или
аллегориях жизненные явления»
16
.

Исследователем выделены основные жанровые разновидности притчи:
сюжетно
-
аллегорическая, краткая афорист
ическая, пословичная. В свою
очередь, они подразделяются на оригинальную, переводную, мирскую,
библейскую, летописную, авторскую притчи, притчу
-
пословицу, притчу
-
басню,
притчу
-
загадку.

Представленная диссертация опирается на приведенное
определение притчи
и ее жанровых разновидностей.

По
мысли

Н.И. Прокофьева, в случае, когда отсутствует как
ая
-
либо
составляющая

притчи (иносказание, учительность или нравственное
назидание), целесообразно говорить о притчеобразности сюжета
17
.
Таким
образом, под
притчеобразной
конструкцией

нами понимается элемент
повествования, который имеет
жанровые признаки

притчи, но при этом в нем
отсутству
е
т
тот или иной ее
значимы
й

компонент
.

В творчестве Л.Н. Толстого традиции притчи нашли свое
полноценное
воплощение и имеют свои особенно
сти.
Т
олстовской притче посвящен
второй
параграф «
Собственно

авторская притча как отражение духовного пути

Л.Н.

Толстого

, в котором анализируются следующие произведения:
«Исповедь», трактаты «В чем моя вера?»
, «Царство Божие внутри вас»
и «Так
что же н
ам делать?»,
а также
книга «О жизни».

И
збирательное использование Л.
Н.

Толстым
авторских притч является
о
дним из ключевых
жанрообразующих факторов позднего творчества писателя
.
Говоря
о личном духовном опыте
, писатель прибегает к использованию в



14

Прокофьев Н.
И.

«Прелесть простоты
и вымыс
ла» //
Древнерусская притча.


М.,

1991.


С.
6.

15

Прокофьев Н.И.

Древнерусские притчи и их место в жанровой системе литературы
русского Средневековья // Литература Древней Руси.


М., 1988.


С. 13.

16

Там же.



С. 12.

17

Там же.



С. 7.

12


качестве
иллюстраций собственных

рассказов.
Так, в «Исповеди» толстовские
притчи
(
о смертельно заболевшем человеке, о заблудившемся в лесу, о нищем и
хозяине, о гребце в уно
симой течением лодке, «притча
-
сон»
)
возникают
главным образом
в заключительной части сочинения.
Э
то можно объяснить
тем, что в нравственном отношении финал произведения максимально глубок, а
для
Л.Н.
Толстого
собственный опыт прожитой жизни


наиболее значимый
аргумент.

Трактат «В чем моя вера?» включает в себя как
притчи в их
традиционном значении, так и притчеобразные констру
кции
. Это
притчи «о
постоялом дворе», «о путнике, заблудивш
е
мся в снежную метель», «о спасении
от пожара», «о детях, упавших с корабля и не верящих в свою погибель», «о
лодке и кормщике»
.

Притч
еобразные конструкции

«беседа с еврейским
раввином», «встреча с молодым гренадером, гонявшим нищих», «описание
базара возле Сухаревой башни». В
о всех перечисленных
случаях

д
вучастное
деление притчи сохранено. Для подбора самих сюжетов характерна простота и

безыскусность.
Сюжеты авторских притч заимствованы из окружающей
писателя действительности, понятной читателям.

Все это может
свидетельствовать об активном стремлении
Л.Н.
Толстого поделиться
открывшимися истинами, «направить» читателя, сформировать его т
очку
зрения, основанную на его собственных рассуждениях.
Писатель

активно
откликался на происходившие в России и за ее пределами события, причем
стремление к проповеди собственных суждений и мнений о происходящем
занимало ведущее место в его сочинениях.



Трактат
«Так что же нам делать?»

не
был посвящен

духовны
м

вопрос
ам

бытия,
личные

истории
в аллегорической форме
не использовались в данном
случае, но
в
сочинени
и
, тем не менее,
находятся

бытовы
е

зарисов
ки

из
современной писателю жизни и размышлени
я

о них,

поднимающи
еся

до
всемирного обобщения.
Наблюдения Л.
Н. Толстого приобретают такую
выразительность, что приближаются по глубине смысла к аллегорическим
образам притчи.
Кроме того, в этом трактате публицистические черты
проступают наиболее ярко и отчетливо,

что позволяет проанализировать его с
данной точки зрения

с целью выявления основных особенностей поэтики
толстовской публицистики, насыщенной притчами и свойственными ей
аллегорическими образами
.

Книга «О жизни» не содержит классически чистых образцов жан
ра
притчи, вместо этого представлен ряд притчеобразных конструкций
: о
мельнике, задумавшемся над устройством мельницы, «старинная шутка о споре
жидовина с христианином», «анекдот» о сумасшедшем.

Практически во всех
жанровых разновидностях притчи основное в
нимание Толстым уделено
разъяснению этического содержания, положенного в основу произведения,
сюжет при этом сознательно отодвигается на второй план, сжат, смыслоемок,
насыщен художественными образами.

Трактат
«Царство Божие внутри вас»

не
включает

ни одн
ой притчи в ее
классическом понимании (сочетания аллегории, назидательности и
13


развернутого сюжета), но в тексте присутствует достаточное количество
конструкций, относимых нами к притчеобразным
. Среди них:

выражение
«самая сильная струя воды не может прибав
ить ни капли жидкости в сосуд,
который полон»; детское воспоминание Л. Толстого о совете в поимке птицы;
сравнение пчелиного роя, висящего «кучей» на ветке и нуждающегося в
перемене положения, и мирских людей, запутавшихся в вопросах религии;
рассказ докто
ра
-
психиатра, слова о запряженной в воз лошади;
афоризм
мудреца, «который на вопрос прохожего: далеко ли до города? ответил: «Иди»
(28, 220
)
.

Религиозное мировоззрение, присущее Толстому, оказалось той базой, на
которой «притчеобразность» мышления писател
я
проявила себя

наиболее
отчетливо
. Первичные образы, возникающие в его сознании, впоследствии
обдумываются, облекаются в литературную форму и появляются перед
читателями в рамках толстовской проповеди
.


В третьем параграфе «
Литературные источники притч в
произведениях

Л.Н. Толстого


проводится анализ
традиций притчи в
публицистик
е

и
народных рассказах писателя.
В результате исследования
устанавливается
, что

притчи,
восходящие к

литературны
м

источник
ам
, в
публицистике

позднего
Л.Н. Толстого сравнительно
немн
огочисленны. Так, в «Исповеди»

содержатся
три литературные притчи (повествования о
б индийском царевиче Сакиа
-
Муни;

о путнике,

настигнутом разъяренным зверем;

слова, приписываемые царю
Соломону),
включенные

в сочинение
посредством повторяющегося
компози
ционного приема
: вначале Толстым дается пространное объяснение
-
рассуждение, затем следует аллегория, а завершается она дидактическим
выводом. Таким образом,
притчи

представл
яют собой своеобразные ступени
,

отражающие путь

постижения
Толст
ым

смысла жизни (от

непосредственных
впечатлений и жизненного опыта


к обобщению).

В книге «О жизни» и трактате «Так что же нам делать?»
представлены в
основном

притчеобразные конструкции, имеющие не вс
е жанровые
составляющие притчи:
«миф» Платона о сроке человеческой жизни
,
содержащийся в книге «О жизни»,

лишь упоминается, а в приведенных
в
трактате
словах об Иосифе Прекрасном, закабалившем народ египетский
искусственно вызванным голодом, не содержится аллегории.

В этом же параграфе рассматривается цикл народных рассказов,

созданных Л. Толстым
в 1880
-
е

гг.
:

п
о сути, это короткие нравоучительные
истории, содержащие в себе жанровые признаки притчи, легенды, проповеди,
сказки, рассказов
, то есть всего культурного наследия, объединенного Толстым
в понятие «народная литература».

В итоге
устанавливается
, что для
рассмотренны
х

произведени
й

из
цикла
народных рассказов
(
«Чем люди живы», «Крестник», «Два брата и золото»,
«Вражье лепко, а Божье крепко», «Кающийся грешник», «Два старика», «Три
старца», «Свечка», «Как чертенок краюшку вы
купал», «Где любовь, там и Бог»
)
характерно включение в ткань повествования элементов традиционной притчи.
Исходя из этого
факта
можно говорить
лишь
о притчеобразной структуре
14


рассказов. Примечательно, что какой бы источник рассказов не использовал
Л.Н. То
лстой


фольклорные или древнерусск
ие

литератур
ные сюжеты



писатель всегда перерабатывает его в связи со своими обновленными
религиозно
-
философскими, нравственно
-
этическими, социально
-
политическими взглядами.

Нами в
ыделяются следующие компоненты притче
образной структуры
повествования
, встречающиеся в различных народных рассказах
: четкое
разграничение текста на неравнозначные по величине повествовательную и
назидательную части; раскрытие и толкование главной идеи произведения
происходит в финале, равном
моральному выводу и непременно содержащем
религиозно


нравственную сентенцию; большинству рассказов предпосланы
Евангельские эпиграфы, включающие в себя в сжатом, концентрированном
виде основные мысли рассказов, тогда как само повествование иллюстрирует
з
аложенную в эпиграфе мысль; для рассказов типична ситуация
взаимодействи
я

двух миро
в, при этом


противопоставление двух планов
повествования


мира реального и мира идеального; аллегория
во избежание
разночтений
раскрывается писателем;
я
зык произведений п
рост, безыскусен и
одновременно выразителен, все литературные приемы направлены на
подробное толкование новых философских, социальных и религиозных
взглядов Л.
Н.

Толстого.
Таким образом,
в

этом цикле прослеживается
ориентация на поэтику «народной литерат
уры» в целом
,

п
ритчеобразность
выступает как один из
ее
значимых признаков.

В
результате

рассмотрения литературных источников притч оказывается,
что их с
южеты и образы заимствованы
преимущественно
из
литературн
ого
наследия Востока

(
восточн
ая

басн
я

про путн
ика, застигнутого в степи
разъяренным зверем
,

а также

индийская мудрость о молодом царевиче

Сакиа
-
Муни
)
, Прологов, сказаний, переданных
Л.Н. Толстому

одним из выдающихся
сказителей русских былин, олонецким крестьянином
В.П.

Щеголенком, из
книги А.Н. Афанас
ьева «Народные русские леген
ды
», из апокрифической
литературы.

При этом они
творчески переработаны
писателем
.

В четвертом параграфе «
Три притчи» как образец классического жанра


анализиру
ю
тся
произведения, имеющие структуру и содержание классических
притч
: «Течение воды», «Мудрая девица», «Три сына», а также
цикл,
состоящий из трех притч

(«Выросла сорная трава…», «Торговали люди…» и
«Шли путники…») и озаглавленный самим автором как «Три притчи»
.
В цикле

Л. Толстой
обращается

в форм
е

притчи
к трем

самы
м

бо
лезненны
м

вопроса
м
,
которые волнуют его самого и, по его мнению, весь современный ему мир.
Трудности в осуществлении библейской заповеди непротивления злу насилием,
задачи разграничения истинного и ложного в науке и искусстве, а также
крестьянский вопрос и

проблемы вооружения составляли, по сути, основу
толстовского обновленного мировоззрения. Пример продуктивного
использования образов Евангельских притч в произведениях «Выросла сорная
трава…» и «Торговали люди…» еще раз подчеркивает, насколько было важно
Евангелие для писателя в тот период жизни.

15


Глава
3


Поэтика
Евангельск
ой

притчи в произведениях

Л.Н. Толстого»

содержит
анализ Евангельских притч,
использованных или
упомянутых Л.
Н.

Толстым в
религиозно
-
философских трактат
ах

«В чем моя
вера
?» и «Соединение и перевод четырех Евангелий».

В первом параграфе «
Евангельские притч
и

в трактате «В чем моя
вера?


рассмотрены
притч
и
, имеющи
е
, соответственно,

своим источником
Евангели
я.

Среди них: «притча о богатом человеке», «притча о виноградарях»,

притча о хозяине и его рабах», «притча о
работниках
, нанятых в разное время
и получивших одинаковую награду», «
притча о хозяине и работнике,
пришедшем с поля

, «притча о
насыщении 5 и 7 тысяч двумя рыбами и пятью
хлебами
.
В результате
устанавливается
, что

в
се
избранные писателем
притчи
невелики по объем
у, повествование сжато, емко.

Некоторые
фрагменты


Л.Н. Толстой сам именует «притчами» (к примеру, «притча о виноградарях»,
«притча о хозяине и работнике»), другие называет «рассказами» («рассказ о
насы
щении 5 и 7 тысяч двумя рыбами и пятью хлебами»).
Все использованные
Толстым в трактате притчи способствуют формированию оригинального стиля
авторской публицистики.

Чаще всего
писатель
, как показывает анализ, обращается к
каноническому Евангелию от Матфея,

из которого заимствует три притчи
: о
виноградарях, о хозяине и его рабах, о насыщении
5 и 7 тысяч двумя рыбами и
пятью хлебами
.
Две

имеют своим источником Евангелие от Луки (о богатом
человеке и о хозяине и работнике, пришедшем с поля). Меньше всего отсыл
ок к
Евангелию от Марка


одна притча (о работниках,
нанятых в разное время и
получивших одинаковую награду
).
Из Евангелия от Иоанна Л.
Н.

Толстой не
заимствует ни одной притчи
.

Очевидно
, что ц
икл притч о добрых делах и добродетелях оказ
ывается

в
данном сл
учае наиболее востребованным
писателем
. Притчи о богатом
человеке, о хозяине и рабах, о хозяине и работнике входят в состав именно этой
группы. Вероятнее всего, они, по мнению
Толстого
, наиболее точно и полно
соответствовали содержани
ю

трактата и иллюстрир
овали положения
толстовского вероучения.

Наибольшее же количество Евангельских притч содержится в
значительном и подробнейшем труде «Соединение и перевод четырех
Евангелий».
Отмечается, что г
лавное и основное внимание

уделялось
писателем смысловой наполнен
ности
своего варианта перевода Евангельских
текстов, названно
го

еще современниками
«Евангели
ем

от Льва»,
а также
обоснованию
своих
обновленных религиозно
-
философских взглядов.

Многослойная структура текста изобилует разнообразными
Евангельскими

притчами, к
аждая из которых
излагается

Л.Н. Толстым несколько раз с
различными комментариями.

Особое внимание
уделяется

тому обстоятельству,
что свои притчи
писатель

явно
дели
л

на циклы, но наз
вал

лишь один: притчи о
Царствии Божием. Это
объясняется

тем, что притчи
д
анного

цикла

Л.Н.

Толстой почитал как самые важные, «ключевые» в Евангелиях, поэтому
ставил их на первое место, в начало своего сочинения. Остальные циклы притч
16


были озаглавлены нами как «Притчи Нагорной проповеди», «Притчи о добрых
дела
х и добродетелях», «Притчи о милосердии Бога и о покаянии».

Особо выделяемому Л.
Н. Толстым циклу притч о Царствии Божием

посвящен следующий,
второй параграф «
Притчи о Царствии Божием
как
основа для понимания христианства
.


Анализируются притчи о сеятеле,
о закваске, о сеятеле и плевелах, о
неводе, о сеятеле и семенах, попавших в разные земли, о жемчужине (в другом
варианте


о сокровище), о горчичном зерне (у Толстого


о березовом семечке,
посаженном в поле).
Всем п
ритчам, объясняющим Царство Божие, предп
ослано
предуведомление, раскрывающее, в общих чертах, их смысл, они «как бы
предугадывают вопрос о том, что есть то, что человек называет злом, и
отвечают на него» (24; 174).

Анализ текста показывает, что в

количественном отношении
п
одавляющее большинство
притч заимствовано Л.
Н.

Толстым из Евангелия от
Матфея, значительно меньше из Евангелий от Луки и Марка. Так, притча о
сеятеле дана писателем в соединении строк из Евангелий от Матфея, от Марка
и от Луки, притчи о закваске, о сеятеле и плевелах, о неводе,
о жемчужине (о
сокровище, скрытом на поле) изложены по Евангелию от Матфея.


В третьем параграфе «
Притчи Нагорн
ой проповеди в переложении

Л.Н.

Толстого


речь идет о двух притчах (притча о соли и свете и притча о
постройке дома), находящихся в посв
ященной Нагорной проповеди главе и
включающей в себя
толкование нравственного, философского, социального
значения
ее
заповедей
, а также

перевод

Л.Н.
Толстого
. В итоге
становится
очевидно
,
что притчи Нагорной проповеди

(
собрания изречений Иисуса Христа
в Ев
ангелии от Матфея
)
, выражающи
е

нравственное учение христианства,
прокомментированы

Л.
Н. Толстым
максимально подробно. В частности, к
притче о соли и свете
автор
прив
одит

комментарии известных и признанных
священнослужителей и богословов как подтверждение
своих

рассуждений.

В ч
етверт
ом

параграф
е


П
ритч
и

о добрых делах и добродетелях


рассматривается цикл, занимающий в трактате по количеству приведенных и
истолкованных Л.Н. Толстым притч

ведущее место
.
Привлекает

внимание
обширное использование
писателем

сти
листически окрашенной лексики,
стремление быть понятым как интеллигентным, так и крестьянским

читателем.
Выделенные стилистические особенности характерны для всех циклов притч.
Наибольшее количество
притч цикла
приведено из Евангелия от Луки (7 притч:
о на
следстве (талантах), о безрассудном богаче, о смоковнице, о строительстве
башни и о царе, о пире, о неверном управителе, о богатом и Лазаре), чуть
меньше (4 притчи: о наследстве (талантах), о званых на брачный пир, о
женщине, разбившей сосуд с маслом, об о
тце и двух его сыновьях) из
Евангелия от Матфея, по две из Евангелий от Марка и от Иоанна (притчи о
бедной вдове, о женщине, разбившей сосуд с маслом, о слепом, о пастухе и
овцах, соответственно).

В п
ятый параграф «
Цикл притч о милосердии Бога и о покаяни
и в
переводе и осмыслении Л.Н. Толстого


включен
обзор
следующих
притч: «о
17


расплате хозяина с работниками», «о заблудшей овце», «о женщине,
потерявшей драхму (гривну)»,

«о званых на брачный пир», «о блудном сыне»,
«о работниках в чужом саду», «о горчичном

зерне», «о молитве», «о судье и
вдове», «о девах со светильниками», «о блуднице» и «о добром самарянине».

В
итоге делается вывод о том, что
все перечисленные

притчи
становятся

для

Л.Н.Толстого
необходимым
средством

выражения глубинного смысла лично
го
понимания Евангелия
.

Текст

трактата «Соединение и перевод четырех Евангелий» насыщен
разнородными Евангельскими притчами и притчеобразными конструкциями.
Подавляющее большинство притч циклов о Царствии Божием, о милосердии
Бога и о покаянии, о добрых де
лах и доброд
етелях не только упомянуто

Л.Н.

Толстым, но и подробно проанализировано.

Писатель, с
оставляя

собственный
аналог евангелия
,

вольно или невольно повторяет особенность
Евангельского текста: насыщенность притчами, без которых он, видимо,
не
может выразить требуемый смысл. При этом важно подчеркнуть, что Толстой
не прибегает к вымышленным притчевым сюжетам, а ограничивается
переводами и переложениями оригинальных притч из Священного Писания.

Перевод каждой из притч подчинен строгой системе:

вначале писателем
дается ее первоначальный оригинальный вариант на греческом языке, далее
следуют два перевода на русский язык (церковный


канонический и авторский,
осложненный отс
ылками к особенностям перевода).

И
тоговый для этой части
переводов вариант
, Примечания, в общих чертах раскрывающие основную
мысль повествования и Общее примечание, содержащее иной, расширенный
взгляд на притчу. В конце каждой главы дается Общее изложение, в котором
снова идет речь о толкуемой притче, теперь уже в максимально об
общенном
виде.
Таким образом, многократно повторяются сходные композиционные
приемы.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что при разъяснении
наиболее сложных и спорных мест притч Л.Н. Толстой прибегает к
цитированию авторитетных для него источников и

сравнению с церковными
источниками.

Примечательно использование Л.Н. Толстым стилистически окрашенной
лексики.
Д
ля более убедительного и наглядного толкования писатель
употребляет слова и выражения из словарного запаса малообразованных
крестьян, зачастую

подобным образом написаны целые предложения. При
этом, естественно, Л.Н. Толстой рассчитывал на максимально широкий охват
читателей
, считая, что трактат должен быть понятен и доступен как
интеллигентному читателю, так и
народному
.

Сами притчи берутся Л. Т
олстым из всех четырех канонических
Евангелий, значительно чаще рассматриваются притчи из Евангелия от
Матфея, реже


из Евангелия от Луки, а притчи, содержащиеся в Евангелиях от
Марка и, особенно, от Иоанна


составляют минимальную группу. Вероятно,
такое

соотношение вызвано особенным отношением писателя к Евангелию от
18


Матфея, менее философскому, по сравнению с остальными Евангелиями, но
более повествовательному, событийному, «притчевому».

Разновидности притч,
используемые Толстым в других трактатах
,

полн
остью отсутствуют.

Работа над «Соединением и переводом четырех Евангелий» была
необходимейшей

частью позднего творчества Л.Н. Толстого. Видя себя
проповедником «нового» вероучения, писатель не мог обойтись без попытки
создания произведения, соотносящегося

в его сознании по важности со
Священным Писанием. Отсюда


обращение к работе над «Соединением и
переводом…» и неоднократные его переделки и переработки для различных
групп читателей.

В контексте осуществленного исследования важно отметить тот факт, что
Л.Толстой
не смог обойтись

без использования притч и их подробнейшего
толкования.

В заключении

диссертации обобщаются результаты проведенной
работы, подводятся итоги, представляются основные выводы исследования,
связанные с анализом художественного и публ
ицистического наследия

Л.Н. Толстого 1880

1900
-
х годов, а также намечаются дальнейшие
перспективы в изучении способов выражения авторского
мировоззрения

и
выявлении скрытых традиций древнейшего жанра притчи как в крупных
произведениях писателя
, так и в его эпистолярном наследии.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1.

Лещева
,

В.А. «Крестник» Л.Н. Толстого


род притчи, поучения

/ В.А. Лещева

// Русская речь.


2015.


№ 3.


С. 121
-
125

(0,5 п.л.)

2.

Лещева
,

В.А. Влияние религиозно
-
филос
офских взглядов

Л. Толстого на художественное творчество 1880
-
х годов

/
В.А. Лещева
// Вестник
Томского государственного
педагогического университета
.


2014.


№ 9.


С.
104
-
107 (0,3
п.л.)

3.

Лещева
,

В.А. Публицистический стиль трактата Л.Н.
Толстого
«Так что же нам делать?»
/ В.А. Лещева
// Русская речь.


2014.



№ 4.


С. 36
-
40 (0,5
п.л.)

4.

Лещева
,

В.А. Притча как способ выражения авторского начала в
трактате Л.Н. Толстого «В чем моя вера?» / В.А. Лещева //
Материалы Толстовских чтений 2014 г
. в Государственном музее
Л.Н.Толстого.


2015.


С. 207
-
212 (0,5 п.л.)

5.

Лещева
,

В.А. Жанр притчи в «Исповеди» Л.Н. Толстого
/

В.А. Лещева
// Молодой ученый.


2014.


№ 10.


С. 538
-
540

(
0,2
п.л.
)

6.

Лещева
,

В.А. Притчевое начало в народных расска
зах Л. Толстого
/
В.А. Лещева
//
Новые российские гуманитарные исследования
[
Электронный ресурс
]
.


2014.


Режим доступа:
http://www.nrgumis.ru/articles/288/
, свободны
й
.


Загл. с экрана.
(0,25
п
.л.)


Приложенные файлы

  • pdf 4547770
    Размер файла: 666 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий