Гундича-марджана из Истоков Радха-ятры


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1

ГУНДИЧА

МАНДИРА
-
МАРДЖАНА


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Отрывок из книги НИстоки Ратха
-
ятры»


Мы должны знать. что
Господь

один на
всех
.

Как одно солнце и одна луна светят
каждому из нас. так же у христиан. мусульман.
индуистов и прочи
х о
дин
и тот же

Бог
. как бы
его ни называли


Аллах или Христос
.
Може
т

ли Бог быть разделен
? Не может быть
других
богов
. иначе
о
ни
нач
али бы

враждовать

из
-
за

те
рритори
и

и
положени
я
. Есть только один
Бог.
но

Он является в том облике.
в котором
преданный
спо
собен
Его
увидеть
.

Можно привести
пример с луной.
В
течение п
ятнадцат
и

дней она постепенно
увеличивается в размере. пока не стан
овится

полн
ой. Затем

опять

у
бывает

до размера

новой
лун
ы
.
Кажется. что на небе пятнадцать разных
лун. А на самом деле. в
се эт
о т
а же луна. но в
разных фазах. и каждая фаза имеет свое
название
: полная луна. новая луна. четверть
луны и т.д.
А
налогично этому есть только один
Бог
. но
для разных народностей и
менталитетов
Он
предстает

как множество
разных личностей
.

Кришна


Верховная Л
ичность
Бога
.

У
Н
его мно
жество

лиц
: Рама. Н
ри
симха.
Джаганнатх
а. Баладева и Нараяна
. Но это

од
ин
и тот же Бог
.

Та личность. которую
христиане
называют

НБог».



одно из проявлений
Кришны.

и
Он же проявляет себя
как Аллах и
Ие
гова.
В
се
это
имена
воплощений

Бога
.
Некоторые из них более полные и
наделены большим могуществом
,
а
некоторые менее сильны. Полная луна
,

новая луна и стадии между ними


все это
одна
та же

лун
а
. но мы видим их
по
-
разному
. На самом деле луна всегда полная. но
в зависимости нашего
угла з
рения нам кажется
. что она пр
и
бывает и
ли

убывает
.

Таким же образом
,

Кришна


единственный

в Своем роде
. Он имеет бесчис
ленные
проявления. но все Они


Кришна.
Мы тоже частицы Кришны.
Мы не Кришна. но в то же время
неотличны от Него. Здесь присутствуют оба
принципа: единства и различия. Это удивительная
истина. которую Чайтанья Махапрабху объяснил во всей полноте.

Есть только один Верховный Господь. Иногда Он Сам проявляется в этом мире. а иногда Он
посылает Своих спутников распространять в мире чистое знани
е. Все души в этом мире


вечные
слуги Верховного

Господа. Такова истина. принимаем мы это или нет. С самого начала творения
мы забыли о Нем. поэтому иногда Он нисходит в этот мир. привлекая обусловленные души
Своими чудесными сладостными играми
. которые п
робуждают в нас желание

служить Ему.
Иногда Он нисходит как Кришна. иногда как Рама. Джаганнатха. Баладева и Субхадра.

До тех пор. пока наши сердца полны вожделения. мирских желаний и дурных привычек. м
ы
не сможем осознать Кришну. Он не может прийти в
тако
е нечистое

сердце. сначала нужно
смыть

2

всю скверну
. В преданном служении нет места для сомнений.
Ведь никто не сомневается
. что
солнце существует.
так
почему должны быть сомнения
в

существовании творца миллионов солнц?
В одно мгновение
Он может создать

и

р
азрушить миллионы

и

миллионы миров. Он приходит

сюда лишь для того.
чтобы спасти нас и занять в служении Ему.
Ни в этом мире. ни в ином н
ет
иного пути

к счастью
. кроме служения Ему
.

Есть только один Господь. и причина наших
не
счастий

в том. что мы
Им
прен
ебрегаем.

Мы можем быть счастливыми.
только служа

Кришне. Не
думайте
. что
служение Богу сродни

служению кому
-
то в этом мире.
В материальном мире слуга всегда теряет. а господин


обретает.
Однако в царстве духовной любви все происходит иначе. Служение Криш
не исполнено
величайшего восторга и счастья. несравнимое с радостью мирских взаимоотношений с женой.
мужем. детьми. отцом и т.д. Трансцендентное царство Кришны


это океан любви и нежности.

Прежде всего.
нужно понять
. что мы


вечные слуги Кришны. но мы за
были о Нем.
что стало
причиной

наши
х

страдани
й и
печал
ей
. рождени
й

и смерт
ей
. Не сомневайтесь

в этом.
Мы
обретем
милость

Кришны.
если. оставив все сомнения и предавшись Ему. как это сделал Арджуна. будем
все время
повторя
ть

Его святые имена
.

Джаганнатх
а
дев
. Баладева

Прабху и

Субхадра низошли
в этот мир
из

трансцендентной
обители.
Постепенно м
ы
расскажем. какова Их истинная суть (
сварупа
),

кто Они и как пришли в
этот мир.

Сегодня
праздник очищения храма Гундича (
г
ундича
-
мандира
-
марджана
)
.
В
Н
Шри Чайтанья
-
ч
ар
итамрит
е
»

говорится
. что храм
Джаганнатх
и представляет

собой

Двараку. в то время как храм
Гундича
. называемый также

Сундарачал
а.
олицетворяет

Вриндаван.
Во Вриндаване живут в
се
гопи
. такие как Лалита. Вишакха и Шримати Радхика.

а также

Нанда
Махараджа
. Яшо
да и другие
враджаваси
.
А в Двараке живут
Васудева. Деваки. Баладева. Субхадра и другие
дваракавас
и
.
Находясь в

Двараке.
Кришна
ни на секунду

не забывает

Своего
отца

Нанду
и маму

Яшоду. коров.
телят. друзей и особенно
Своих
возлюбленных
гопи
. Иногда
в сост
оянии глубокой разлуки и
трансцендентного безумия
Он

устремляется

во Вриндаван
. чтобы

встретиться с ними.

Однажды
накануне

фестивал
я

Ра
т
ха
-
ятры Махапрабху привел преданных
по
мыть

храм
Гундича. На следующий день
сюда должны были прийти
Господь
Джаганнатх
а
с

Баладевой.
Субхадрой и преданными
. По традиции. они проводят здесь

десять дней. а затем в
озвращаются

обратно.
К
ак
Джаганнатх
а приходит в чистый храм

Гундича
,
так же
Он может прийти в наше
сердце. если
вы сделаете его

безупречно чистым
.

Праздник

г
ундича
-
м
арджана

отмечают

каждый год с
о времен

Сатья
-
юги
. Из
Н
Чайтанья
-
ч
аритамриты
»

мы знаем. что прежде.

до
появления

Чайтаньи Махапрабху
. храм чистил
и

наемные
слуги царя. но

они не особо старались
.
Не обладая преданностью. о
ни

не
могли
достав
ить

удовольствия
Джаг
аннатх
е
. Поэтому Чайтанья
Махапрабху
сказал Каши Мишре. Сарвабхауме
Бхатачарье и другим преданным
:



Пожалуйста. получите разрешение царя. чтобы каждый год Я
вместе с Моими спутниками
смог служить храму Гундича. Мы
сами
будем подметать
его
и
мыть. Нет необ
ходимости посылать
слуг царя
,

н
ам только нужны метлы и горшки
.

Царь
оч
е
нь
обрадовался
. Он
сам
был в
еличайшим

преданным и хотел

встретиться с
Махапрабху и служить Ему. но

этому
препятств
овали

его громкое
им
я

и

титул

царя
.

Он
обладал
о
громн
ым

богатство
м

и
по
льзовался всеобщим уважением
. его всегда окружала
огромная
армия.
командиры
..
.
Что касается
Чайтань
и

Махапрабху
. то Он

никогда не стремился к

чувственны
м

наслаждени
ям

(
виша
е
) и
. к тому же. идеально следовал регулирующим принципам
санньяса
-
ашрама
. Опасаясь
мирских разговоров (
вишая
-
катхи
). Он избегал общения с царем
.
Нас всегда
пугает приближающаяся змея
. даже если
она не ядовитая
. Аналогично этому. преданные боятся

3

общения с
наслажденцами
. потому что
это может
потревожить

их
садхана
-
баджан
у.

Но

нынче

мы сам
и
превратились

наслажденц
ев
. жажд
ущих

богатства. репутации и
почета
.

Чайтанья Маха
прабху


Сам Сваям
Бхагаван. Он
неотличен от
Джаганнатх
и. но игра
ет

роль
преданного
.

П
оэтому Он послал
Своего
представителя
увед
омить царя
. что хочет Сам очистить
храм
. Царь
ответил Каши Мишре. который был
его
управляющим. министром. свяще
нником и
духовным учителем:



Пожалуйста. п
ред
оставь
те
пред
анны
м

все. что им понадобится
.

К приходу Чайтаньи Махапрабху подготовили тысячи горшков и метел.
Махапрабху позвал
Сваруп
у

Дамодару.

Рамананду

Рая
,
Гададхар
у

Пандита и других

спутников
.
Собрались тысячи
преданных.
Адвайта
А
чарья и Нитьянанда

Прабху также были
там.

вместе со всеми
г
аудия
-
бхактами
.
В
ечером
,

накануне фестиваля
,

Махапрабху сказал им
:



Каждый из вас должен принести

с собой

большую метлу из
кокосовых
в
олокон и глиняный
горшок
.

На следующий день. примерно в семь
у
тра
,

собрались
не одна
-
две тысячи. а около миллиона
преданны
х

со всей Индии и
со
всего мира
. Чайтанья Махапрабху принял

поднесенные ему

цветочные гирлянды и
чандану
. затем Сам раздал их преданным. Они хотели предложить
Ему
пранамы
. но Он

Сам

смиренно предложил
им Свои и
поклонился
всем преданным. Нитьянанда
Прабху хотел коснуться Его стоп. но
Махапрбху

первы
м

коснулся
стоп Нитьяннанды
.

Свободный
от

ложного эго
,

Он ни
когда не

дума
л
:

НЯ гуру. и

все

долж
ны

Меня
почитать
!

П
о
чему

Я должен
почитать других?»

На самом деле. люди. которые думают подобным образом. не
являются
чисты
ми

преданны
ми
. Г
уру


тот. кто почитает других.

Его признаки:

тринад апи суничена


тарор апи сах
ишуна

аманина манадена


киртания садах харих

Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами. став терпеливее дерева. которое отдает все. что
имеет. и ничего не требует взамен. не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его
положению. с
ледует постоянно повторять святое имя Шри Хари (Шикш.. 3).

Он смиренее

травинк
и

и терпеливее дерева. которое никогда не просит

воды
.
Оно не
протестует

и не молит о пощаде
,
даже
е
сли
ему

обрезают

ветви.
Дерево м
анго
дает

сладкие плоды
даже

тому.

кто
-
то

брос
ает в него камни. чтобы сбить
их. Ко
ра.

семена. фрукты. листья. сок
деревьев



все

предназначено
для других. не для себя. Кришна говорит. что мы должны
стать

такими же
. Другими словами.
следует

служить другим и полностью посвятить сво
ю

жизн
ь

Кришне.
Если к
то
-
то живет только для себя. его сознание ниже. чем у деревьев.

Преданные Махапрабху касались стоп друг
-
друга и пели
киртан
у
. В руках у каждого был
и

горшок и метла. и они совершали
нагара
-
санкиртану

от храма
Джаганнатх
и до храма Гундича.
Сотни тысяч
с возг
ласами: НКришна! Кришна! Харе Кришна!»


по цепочке
передавали друг
другу горшки с водой
из большого пруда Индрадьюмна
-
саровары
.

Подметая храм.

преданные
тоже
повторяли: НКришна! Кришна!»
. Они все делали только
с именем

Кришн
ы на устах
.
Вокруг
не было слыш
но
ни

одного
другого звука. Если в спешке
кто
-
то разбивал

горшок. он
восклицал
:

НКришна! Кришна!»


и

тут же приносил
из лавки
новый.

В
се были заняты

уборк
ой

терр
итории

храма.
Преданные лили столько воды. что из стока
образовалась целая река. Махапрабху мы
л храм сверху донизу. повсюду разливая воду.
И все
вокруг
ст
ало

таким же чистым
,

как

само

Его сердце. Это называется
гу
ндича
-
м
андира
-
м
арджана
.

Если вы хотите. чтобы в в
аше сердце
,

словно на
трон
,

взошли Кришна и Радхика. его нужно
очистить
. Они придут
,

лиш
ь

когда сердце

будет
безупречно
чист
ым.


4

Кто
може
т
о
чистить
наше сердце
? Нитьянанда Прабху
и
Гу
рудев
.

Н
о

и

вы

не
должны
оставаться в стороне.
Г
уру
очень

могуществ
енен и

милостив.
он может помочь вам.
но вы
тоже
должны
прилагать усилия.

Нужно следовать
его
н
аставлениям
. Будьте как Арджуна. который
говорит в
Н
Бхагават
-
г
ите
»

(2.7)
:

Н
Ш
ишьяс те ха
м садхи мам твам прапаннам
.

Я

вручаю

себя
Твоим лотосным стопам. Я буду
исполнять

твои приказ
ы

и
всегда
следовать

всем Твоим
наставлениям
»
. Тогда Кришна приказал ему сра
жаться
,

и Арджуна добился успеха.

Подобным образом
,

г
уру может
вам
помочь. если вы

будете
слуша
ть

его и

след
овать

его
указаниям
.

Непослушание считается

оскорбление
м.
которо
е лишит вас
желани
я

служить Кришне.
Будьте послушными.

Например
,

Г
урудев говорит

св
оему ученику
:



Е
жедневно

повторя
й

не менее шестнадцат
и

кругов

маха
-
мантры
,
а также

гуру
-
гаятри

и
другие

мантры
.

Но ученик возражает:



Гурудев.
я

очень слаб

и

не могу
повторять

гаятри
-
мантр
ы.

Когда я их повторяю. у меня
начинает болеть
г
олова.
силы уходя
т
. а

ум
становится
беспокойным
. Что же мне делать?



Продолжай повторять

мантры.
и твоя головная боль. слабость и
другие беспокойства уйдут.

Т
ы должен
это
делать
,


настаивает

Гурудев
.

Но если
ученик его

не
послушает
,
сможет ли гуру
ему

помочь?


Хотя Ча
йтанья Махапрабху


Сам Кришна. Верховная Личность Господа. Он

С
ам

мыл

храм.
Но можно ли очистить сердце.
просто
орудуя

метлой
?


Это невозможно. в
едь метла

не

может
к
оснуться

ваш
его

серд
ца
.

Ч
тобы
показать
это. Ма
х
апрабху сказал Своим спутникам:



Подметайт
е и одновременно совершайте
киртану
,
повторя
я

и
памятуя о

святы
х

имена
х
.

Только в этом случае

служение
очистит

сердце
.
Н
аводя дома порядок.

вы
м
ожете петь
:

НГовинда Дамодара Мадхавети. Говинда Дамодара Мадхавети». Совершая любую работу.
искренне
повторяйте

святые
имена.

и тогда
ваше сердце очистится

и

станет
светлым

и ясным
.



Чайтанья Махапрабху и все Его спутники соверша
ли

киртану
,

подыгрывая себе на

мриданг
ах
,
кхол
ах

и
каратал
ах
. Храм был
таким большим
. что
в нем
уместились

более

двух миллионов
преданных
.

Все

подметали и мыли. Махапрабху
снял

Свою
уттария
-
вешу

(верхн
ю
ю одежду
санньяси
) и чистил оставшиеся пятна.

В
НШри Чайтанья
-
чаритамрита» (Мад. 12.1.99.104)
говорится
:

шри
-
гундича
-
мандирам

атма
-
вриндаих


саммаражайах кшаланатах ча гаурах

сва
-
читта
-
вак
читалам уджвалам ча


кришнапавешаупаикам чакара


Шри Чайтанья Махапрабху
вместе с преданными и спутниками так
вы
мыл храм Гундича
. что тот
за
сия
л
как
Его
собственное

сердце
. подобное
асане
. предложенной Шри Кришне.

ш
ри
-
х
асте карен
а симхасанера марджана

пр
абху аге джала ани дейа бхакта
-
гана

Затем Махапрабху стал
собственными

руками

мыть
трон
Господа
Джаганнатх
и
,

а

все преданные
носили
Ему

воду
.

н
иджа
-
в
астр
е кайла прабху гриха саммарджана

махапрабху ниджа
-
вастре мажила симхасана

Господь
Сам
чистил

зал
ы храма

и
собственной одеждой до блеска
натирал
трон

Джаганнатх
и
.

Отбросьте

свое

мирское
эго. котор
о
е дикту
е
т:

НЯ
умный
.

Я

могуществен
ен

и всем управляю. я

в
ластитель всего
. я гуру
»
.

Адвайта Ачария


Сам
Господь
Маха
-
Вишну.
но.
б
удучи

чрезвычайно

смирен
ны
м и

вежл
ив
ы
м.

он
тоже

вместе со всеми
мыл

храм. Все преданные
убирали
храм
так

же
,

как Сам
Чайтанья Махапрабху. Сначала они убрали большие камни.
а
затем
гальк
у

и траву. Если хотите

5

превратить свое

сердце

в

асан
у

для

Радх
и и

Кришн
ы
. оно должно
ста
ть
чистым и
транс
цендентным.
как

Вриндаван.
иначе

Кришна
никогда
туда
не
придет
.

Ваши

мирские желания
по
добны
острым шипам и колючкам
. пронзающим Его тело
. Эти
ш
ипы


вожделение. гнев.
жадность. зависть.
мирские
привязанност
и
. ссоры и критика. Если вы хотите
бхакти
,
никого

не
критикуйте. Будьте терпеливы и следуйте стих
у Н
тринад апи суниченаП
»

Н
е облада
я

перечисленными в этом стихе
четырьмя
качествами. вы не сможете

повторять
имена Господа.

потому что
с
вятое имя трансцендентно.
Материальный

язык не может повторять

имя Кришн
ы. а
материальные
глаза не могут Е
го
у
видеть.

атах шри
-
кришна
-
намади

на бхавет грахьям индияих

с
евонмукх
е хи джихвадау

сваям эва спхурати адаха


Трансцендентные имя. образ. качества и игры Шри Кришны недоступны восприятию
грубых
материальных чувств. Они сами раскрывают себя чувствам того. в чьем сердце. очищенном повторением
святого имени под руководством Шри Гуру. пробудилось страстное желание совершать трансцендентное
служение Господу (Бхакти
-
расамрита
-
синдху. 1.2.234).

С
ледует

думать
:

НЯ служу
Шри
Кришне
. повт
о
ряя Его святые имена.

Это мое служение.

О
Кришна. пожалуйста
,

очисти меня». Если вы
вручите

себя лотосным стопам Кришны. Он
милостив
о придет и будет
танцевать
у вас на

языке.

Есть три стадии повторения:
нама
-
апарадх
а. нама
-
абхаса

и
шуддха
-
нама
.
Нама
-
апарадха



это когда вы повторяете святое имя материальным
язык
ом. полагаясь на

собственны
е

усили
я
.
Повторение

с
о

шрадхой

(верой)


это
нама
-
абхаса
.

А
чисто
е повторение

(
шуддха
-
нама
)


это

к
огда Сам Кришна танцует
у вас н
а

языке.
Отбросив все материальные желания. м
олитесь

Кришне
:

НЯ
вручаю себя Твоим лотосным стопам
. У меня нет

ино
го

возлюбленного кроме Тебя.
Ты



мой».
Станьте

как
гопи
,
и тогда Кришна при
дет
.

У
бра
в все камни
. тысячи преданных
во главе

с
о Шри

Чайтаньей Ма
хапрабху. Шри
Нитьянандой Прабху. Шри Адвайтой
Ачаь
ей и
Шри
Сварупой Дамодарой
начали подметать

пыль
.



Покажите.

к
то

и
з вас

собрал

больше пыли
?



велел Махапрабху.


Не пытайтесь всех
обмануть
. притворяясь. что подметает
е
.
Соберите
всю пыль

в

одежду.
и

Я
Сам проверю.

В
итоге каждый увидел. что Махапрабху
собрал больше

пыли. чем все

остальные
вместе
взяты
е
.
Тех. кто

недостаточно старается.
Махапрабху
стыдил
:



О. ты
так потрудился!

Пожалуйста.

научи других

своему усердию
.

Слыша Его

шутливые слова. все пред
анные улыбались.

Преданные подметали
храм
три раза.
и
в этом сокрыто

глубокое значение. Мы совершаем так
много оскорблений. мы так невежественны и у нас так много нежелательных привычек.
Нужно

р
ешительно и смело от
вергнуть

вс
е
,
что

неблагоприятн
о

для
к
ришн
а
-
бхакти
.

Мы должны
полностью отказаться от люб
ых

желаний
. устремлений

или результатов
деятельности
,

которые не
радуют

Кришну
,

чист
ых

преданн
ых
и
Г
уру
дева
.

Следует отвергнуть любого. кто
осуждает

преданных

высшего класса
.
Попытайтесь
опровергнуть его довод
ы
. а если вы
сильны. как

Хануман.
то

можете сжечь всю Ланку и отрезать
хулителю

язык. Если
же
вы не
чета

Хануман
у
. то

закр
ойте

уши и покин
ьте

то место. где
оскорбляют

преданных.

П
ринима
йте
только те вещи и общение. которые благоприятны для
бхакти
. Никогда
не
стремитесь к собственной

слав
е
.
Не ожидайте
. что другие
будут вас
прославля
ть
. но всегда
почитайте преданных
,

согласно

уровню
их
бхакти
.

Если преданный повторяет святое имя и помнит

о

Кришн
е
. его сердце должно
о
чист
иться
.

Почему
брахмачари

и
ли

санньяс
и

после двадцати лет
садханы

и

служ
ения

своему
Г
урудеву

все

6

еще лелеют

желание жениться и
разбогатеть
?
П
очему
некоторые из них

меняют

санньясу

или
шафрановую одежду
брахмачари

на

подру
жку

или даже дружк
а
?
Это означает. что они

не
стремятся

к

высшей цели
.
В
озможно. они пренебрегли чистым преданным или н
е веря
т

словам
своего Гурудева
. А может их

гуру падший
.

Преданный. который повторяет святое имя чисто.
сразу же

станет как

Рагх
у
натх
а

дас Госвами.
Рагхунатх
а

д
ас Госвами
все
оставил и никогда больше не
стремил
ся к

мирски
м

наслажд
ени
ям
.
Шрила Бхактиведанта Свами
Махарадж оставил мирскую жизнь. жену. детей и никогда
к ним
не
возвращался. Если
брахмачари

и
санньяси

возвращаются

к

мирск
ой

жизн
и
. значит.
у них нет

веры
в святое имя Кришны.
Все Свое могущество. всю с
лаву. всю милость и все великопие
Кришна
вложил в святое имя. Брахма сотворил мир только по милости святого имени
.

Шанкара
тоже
все
делал со святым именем на устах
.
Без помощи святого имени н
икто
ничего
не мог бы сделать.

Мы не верим
. что
с
вятое имя Кришны

поддержит

нашу жизнь.

У нас изначально не было
вкуса. и

мы соверш
или

мно
жество

оскорблений
.

Поэтому
Шри
Чайтанья Махапрабху говорит

нам
:

Н
Если хотите стать преданными и осознать Кришну. если вы хотите. чтобы Кришна взошел
на
асану

вашего сердца. то вам ну
жно
его
очистить
»
.

Но вы бес
помощ
ны. Вы не можете сами
очистить
свое

сердц
е.

Кто даст вам сил
?

Если вы примете руководство

Махапрабху
,

Нитьянанды
Прабху. Адвайты Ачарии. Гададхары Пандита. Шри Сварупы Дамодары и Рамананды Рая
,

тогда
вы

сможете это сделать.

Иначе
вы никогда не избавитесь от
сомнени
й

и
нежелательны
х

привыч
е
к.
Вас будут одолевать м
ирски
е

желани
я
,

которые вам не удастся

превозмочь
.

Чайтанья Махапрабху
учит нас собственным примером
.
Именно поэтому он взял в руки метлу
и Сам начал подметать


что
бы подать нам пример. Не случайно преданные подметали храм не
раз и не два. а три раза. Сначала

они убрали большие камни.
затем
гальк
у

и траву.
и наконец.

мелкую
и почти незаметную

пыль
.

Собрав всю пыль.

они
принялись

очищать

пятна черного дегтя. которые н
е
возможно было
удалить метлой.

С этими пятнами вам придется потрудиться. Сначала их нужно

соскоблить

чем
-
нибудь

о
стрым
,
а потом

керосином или спиртом вытереть остатки
. Эти пятна
олицетворяют

наши
оскорбления
,

которые невозможно просто смести
.

В их чиле:

об
ман (
кутинати
),
жажда наживы

(
лобх
а
). поклонени
я

(
п
уджа
) и слав
ы

(
пратиштх
а
).
В
Шри
Н
Чайтанья
-
ч
аритамрит
е
»

(Мадхья
19.159)
. переведенной

Шрилой Свами Махараджем. объясняется:

н
ишидхачара

кутинати джива
-
химсана

лобха
-
пуджа
-
пратиштхади йата упасакха
-
гана

Ино
гда
вместе
с
лианой

бхакти
начинают расти

вредные сорняки
. в число которых входят ростки
нисиддхачары

(поведения. неприемлемого для тех. кто стремится к совершенству).
кутинати
(неискреннего. дипломатического поведения).
джива
-
химсаны

(убийства животных ил
и других душ без
необходимости).
лабхи


(материальной расчетливости и стремления к наживе).
пуджи

(мирского
поклонения) и
пратиштхи

(общественного признания). Все это


нежелательные растения
.

В наш
и дни многие относятся к вайшнавам непочтительно
. Они гов
орят

вайшнавам
:

Н
Вам
запрещено входить

в наш храм». Младшие н
е
почитают должным образом

старши
х
. а
старшие не
уважают

и

не дарят

любви

младшим
.

Э
то
серьезная
проблема
,

и корень ее в оскорблении святого
имени
.

Многие преданные
пренебрегают

свят
ым

имя
н
ем.

не

обладая верой в него.

П
оэтому

так
мног
о

старши
х

преданны
х

оставлило путь
бхакти
. их место заняли новички. которые подр
о
сли и
то
же у
шли
.
Такие нынче проблемы.

Вы можете легко расстаться с детьми. жен
ой
. муж
ем
. родственниками и даже богатством. Но
желание с
лавы
оставить очень трудно. И не менее трудно

следовать стиху

тринад апи суничена

(НШикшаштака
»

3
)
.


В данном стихе описывается. как

Н
под
ме
сти
сердц
е
»
. Вот чего хотел

Шри Чайтанья
Махапрабху.
Достигнув

это
го

уровн
я.

вы будете почитать даже деревья и траву.

не
говор
я

о
преданных.
Повсюду в
идя

Кришну.

вы сможете
каждому подобающим образом
выра
жа
ть

7

почтение
.

Сегодня. в этот священный день
гундича
-
мандира
-
марджана

непременно наведите
порядок в

сво
ем

сердц
е
.

Ч
то

такое
нишиддхачара

(
запрещенная деятельность
)?

Н
апример. если вы
брахмачари

или
санньяси
,
держитесь подальше от

вожделения.

асат
-
санга
-
тйага
,
-

эй вайшнава ачара

стри
-
санги


эка асадху
,
кришнабхакта ара


Вайшнаву следует избегать общения с обычными людьми. которые имеют очень сильные
материал
ьные привязанности. особенно к женщинам. Вайшнав должен также избегать общества тех. кто
не предан Господу Кришне (Ч.
-
ч.. Мадхья
-
лила 22.:7).

Живете ли вы в семье или в отречении


старайтесь
следовать этому

указанию.

Не общайтесь
с
майавад
и. которые не
п
ризнают

личностный аспект
Бога
. Для них все явля
е
т
ся Богом.
а

значит.
все равно нулю.
Также держитесь подальше от твх
. кто
одержим

вожделением
ъ
. Не лгите. не
будьте двуличными. не занимайтесь политикой и не
лицемерьте.

Таковы
основные принципы

преданности.

Кутинати
: ку

означает Нзло».

ти

означает

Н
это
»
,
на



Н
нет
»

или
Н
то. что
запрещено
» и
ти


Нособ
енн
ый».

Кутинати



это значит вести себя. как

Путана. Слово
п
утана
,

означает
Н
нечистая
»
,

и
Кришна убил ее первой среди демонов
. Прежде всего Он у
ничтожил эту

не
чистоту. Сначала
нужно
о
чист
ить

тело. ум

и душу
. занимаясь повторением и памятованием. всегда служ
а

вайшнавам и
выражая

им должное почтение.

Джива
-
химсана



ни
кого

не убивай
те
. даже растения. Это также основной принцип

преданности.

Джива
-
химсана

означает н
асилие. но в этом контексте оно означает
не только
убийство
. совершенное

руками и оружием.
Убить можно также
язык
ом. умом или с
ловами
.
Ни к
кому не питайте ненависти и зависти
. Если хотите
стать

чистыми преданными.
избавьтесь от

завист
и

и не критикуйте вай
шнавов. Это также
химса
.

Эти
черные
пятна невозможно
смести

или смыть водой.
Начинаешь их оттирать. а они.
наоборот.

становятся
все
сильнее и
заметнее. Их

очень
трудно

удалить. Они
проявляются как

оскорблени
е

лотосны
х

сто
п
вайшнавов и
гуру
. а
также
пренебр
еж
ение

к
гуру
.
Первый из
десяти
видов
нама
-
апарадх
и



это оскорбление чистых преданных.
Эти пятна нужно

немедленно

у
ничтожить
. поэтому Чайтанья Махапрабху собственной одеждой
вы
мыл в
есь храм

сверху
донизу.

не
пропустив

ни одного
угла.

Тысячи и тысячи преданных
постоя
нно

носили воду с Индрадьюмн
а
-
саровары и передавали
горшки с водой

Шри Сварупе Дамодар
е
. Шри Рамананде Раю. Гададхаре Пандиту. Шри
Нитьянанде Прабху. Шри Адвайте Ачар
ь
е

и
самому

Махапрабху. В на
ш
е время те. кто счита
е
т
себя
гуру. только отда
ю
т приказы другим
. а

сами
ничего

не делают
. Они
думают
. что должны

лишь

наслаждаться

роскошью. блеском и
сладост
ным
маха
-
прасадом
.
Некоторые даже
заказывают себе кресла из

чистого золота
.
Но долго такие гуру не протянут. они пойдут прямико
м
в

ад.

Так Чайтанья Махапрабху
учил очищать сердце от
дурн
ых склонностей
. В первом и втором
стихах
Н
Упадешамриты
»

Шрила Рупа Госвами также
объясняет
,

как
вымести из сердца

нежелательны
е

привыч
ки
.
Иначе

даже за миллионы жизней невозможно достичь
чист
ую

бха
кти
.
В пе
рвом стихе Рупа Госвами говорит
:

вачо
вега
м манасах кродха
-
вегам

джихва вегам ударопастха
-
вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам пртхивим са шишьят

Мудрый. владеющий собой человек. способный подчинить себе шесть побуждений


желание
гов
орить. импульсы ума. порывы гнева. требования языка. желудка и гениталий


достоин
наставлять весь мир.




8

Есть
шесть
побуждений

(
вег
),
главным

из них

является язык.
который. как известно. без
костей
. Если вы не
спо
собны

обуздать
язык. то
вас одолеют
пять
остальных

побуждений
.
Но
стоит подчинить

язык.
как
все
остальные

чувства

сами вам покорятся
.

У я
зык
а

несколько

функци
й
. главная из которых


речь
.

Не
умение

к
онтролир
овать

эту
функцию может повлечь серьезные проблемы
. Ведь даже одно неосторожно сказанное слово
способно погубить жизнь
.

Однажды
Драупади
. жена Пандав
ов.
сказала

нечто неуместное.
х
отя это
был
о

правд
ой
.
Она

сказала

Дурьодхане
:

Н
Слепой сын слепого отца
.

Яблочко от яблони недалеко
падает
».
Эти слова оскорбил
и
Дурьодхан
у

и

разожгли пламя

Махабхарат
ы
. ужасающей


братоубийственной
войны
. в которой
погибли

миллионы.
В
ойна Рамаян
ы
разгорелась из
-
за
неосторожно сказанных слов Ситы
.
Она
оскорбила

Лакшмана.
и это

тоже
стало причиной

велико
го

сражени
я
. в котором

погиб
ло мно
жество

людей
.
Старайтесь держать

язык

за зубами и

не
говорите
лишнего
.

Вторая функция языка


употребление пищи
.
Употребление

мяс
а
. рыб
ы

и други
х

з
апр
ещенны
х

продукт
ов
,
в том числе

наркотик
ов
,
на
носит
человеку
большой вред
. лишая его
самообладания
. С

другой стороны.
п
овтор
ение

Харе Кришна и
почитание только

маха
-
прасада

помогает естественным образом обуздать
все чувства
.

Во втором стихе НУпадешамриты
» Шрила Рупа Госвами утверждает
:

а
тьйахара
х прайасаш ча

праджалпо ниямаграхах

джана
-
сангаш ча лаульям ч
а

шадбхир бхактир винашьяти

Шесть пороков разрушают
бхакти
: 1) излишества в еде и быту; 2) деятельность. неблагоприятная для
бхакти
. 3) бесполезные мирские разговоры. 4) пренебрежение важными предписаниями
шастр

или слепое
следование им; 5) общение с про
тивниками
бхакти

и 6) жадность или подверженность ума разного рода
бесполезным идеям.

Шрила Бха
ктисиддханта Сарасвати Тхакур и
Бхактиведанта Свами
оставили свои
комментарии. объясняющие
,
как
избавиться

от этих
дурных
привычек.
Чтение этих комментариев
очищ
ает сердце. В

своем
комментарии к
Н
Чайтань
я
-
ч
аритамрите
»

(Мадхья
-
лила
,

12.135)

Шрила
Свами Махарадж пишет:

Н
Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур объяснил. что
иногда
в сердце снова приходит
тонкое
желание
зан
има
ться

прагматической
деятельност
ью
,

даже
когд
а человек
уже почти
о
своб
од
ился

от этого
желания
.

Зачастую преданные начинают бизнес. надеясь таким образом улучшить свое
преданно
е

служени
е
.
Однако этот вид деятельности так оскверняет. что

мо
жет

вызвать различные виды заблуждений.
в числе которых:

кутина
ти (
критиканство
),

пратиштх
аша

(желание

имени. славы и почета
),
джива
-
химс
а

(завист
ь

к другим живым существам).
нис
иддхачар
а

(
прин
ятие

то
го
,

что запрещено
шастрами
),
кам
а


ажда наживы
)

и

пудж
а

(
стремление к популярности
). Слово
кутинати

означает
Н
двуличие
»
.


Тот.
кто стремится в славе и почету (
пратиштхе
)
,

будет
пытаться
подражать

Харидас
у

Тхакур
у
,

поселившись в
уединенном месте
»
.

Однажды
в Пури приехала группа

з
ападных преданных
. Им не позволили получить
даршан

Джаганнатх
и. Баладевы и Субхадры.
зато
они
с
могли посетить

храм Тота Гопинатхи.
самадхи

Харидаса Тхакура и Сиддха
-
бакулу.
В Сиддха
-
бакуле о
ди
н
из
этих преданных предложил
инд
ийскому
пуджари

свыше тысячи долларов
и

сказа
л
:

НДай мне
эти

четки
,

на которых Харидас
Тхакур повторял святое имя».
Пуджари

вз
ял
деньги
. украл
четки

и отдал
их

этому так
называемому Н
преданному
»
. который думал
:

Н
Теперь. с такими четками.

я
точно
получу
освобождение и
бхакти
».

Однако. такое подражание

ни к чему не приведет
.

Э
тот человек
совершил оскорбление.

В наше время многие
х
о
тят иметь больш
ие четки

весом не менее
пяти
к
илограмм
ов
. Они не
способны

как следует
повторять

святое имя
. но
все равно вешают на шею
крупные бусы
из
туласи

с надписями

НРадхе Радхе».
Все э
то

не помогает им в духовной жизни.

а

9

только увеличивает
их
ложное
эго. Старайтесь
искренне
повторять

святое имя. памятовать
о
Господе

и общаться с

преданны
ми.

В том же комментарии говорится:

НЧеловек может внешне заниматься преданным служением. но
в глубине души

жела
ть

громкой
славы.
Он надеется. что какие
-
нибудь
глупцы
посчитают его новым

Харидас
ом

Тхакур
ом просто потому. что он

жи
в
е
т

в святом месте.
Все э
то материальные желания. Преданн
ого
-
неофит
а

подстерегают и другие

искушени
я
,

например.

стремление к противоположному полу и обогащению
.
В результате
его сердце
снова
за
грязняется

и

становится все
жест
че и жестче
,
как у

материалиста. Постепенно
у него возникает
желание

стать известным преданным или даже воплощением Господа

(
аватаро
й

.

В наше время
полно

лже
-
воплощений
.
Они даже в Бога не верят
. но хотят быть
гуру



и спу
стя
несколько дней падают
.

Зараза ложных
гуру и
л
жебогов
распространя
ю
тся
,

словно
чум
а
,

наводняя
Инди
ю

и
з
апад
ные страны
множеством Нбогов»
.
С

самого рождения

мы
были

двулич
ными
. но
теперь
нам
нужно

стать простыми и
с почтением относиться к

предан
н
ы
м
.

Кром
е того. нужно и
збав
и
ть
ся

от
лобхи
. стремления

к мирским
благам
. от мыслей вроде:

Н
Я
должен это получить!
» или Н
У м
ои
х

родс
твенник
ов

и сосед
ей

хорошие
машины. почему я не
могу?» Будьте просты
ми.

как Шрила Рагунатха дас Госвами. который

следовал
всем
наставл
ениям

Чайтань
и

Махапрабху.

грамйа катха

на шунибе.

грамья
-
варта на кахибе

бхала на кхаибе ара бхала на

парибе

амани манада хана кришнанама сада лабе

врадже радха
-
кришана
-
сева манасе карибе

Не
слушай мирских разговоров и не участвуйте в них
.
Не ешь вкусн
ой еды и не носи роскошной
одежды.
Не жди почтения

к

себе
. но оказывайте почтение другим. Всегда повторяй

святые имена Господа
Кришны и
мысленно служи Шри Шри Радхе
-
Кришне во Врадже

(Ч.
-
ч
.
. Мадхья
-
лила. 6.236
-
7).

Следуйте
примеру
Шрил
ы

Рагунатх
и

дас
а
Госва
ми. Шрил
ы

Джив
ы

Госвами и други
х

подобны
х

им
вайшнав
ов
. Будьте просты
ми.

как Чайтанья Махапрабху и Его спутники.
Махапрабху
Сам очистил

все пятна с
симхасаны

Джаганнатх
и. Баладевы и Субхадры. Он
не стал
поручать
это
другим
.
Этот пример учит нас
,
что

нужно
превратить
сердц
е

в

симхасан
у
. где
будут
восседать
Джаганнатх
а.
Баладева и Субхадра
,

Радха
-
Кришна

и Махапрабху.

Но этого не
случится. если в сердце таятся н
ечистые помыс
лы и стремления
.

Положите руку на сердце и
по
обещайте
:

Н
С сегодняшнего дня я буду прак
тиковать
как следует
».
Если вы всегда повторяете
святое имя и памятуете о Кришне. Он
обесп
ечит вас

всем необходимым
. Он
будет приглядывать

за вами и
пытаться услужить
,
принося

на Своей голове то. что вам необходимо
.
Об этом
свидетельствует множество

пример
ов.
поэтому не беспокойтесь

о том.

ка
к прокормить себя
.

Вас
должно беспокоить только одно


как

достичь любви

к Кришне.


10

Пока

Чайтанья Махапрабху
был занят уборкой. один

молодой
гаудия
-
бхакта

плеснул водой
из горшка на

Его
стопы и выпи
л

эту воду
. Махапрабху

очень
разгневался:



Что ты делаешь?
!

Какое безрассудство! Сюда
едет

Сам
Джаганнатх
а
,
Верховн
ый

Господь
,

и
мы
моем

храм

к Его приходу
. Я обычный человек
,
а

этот человек

омывает

Мне

стопы и пьет
эту
воду. Это оскор
б
ление

п
огубит и

м
еня
,

и его.

О
мыва
ть

сто
пы обычн
ому

человеку

в храме

Кришны



это
величайшее

оскорбление.
Конечно.

Чай
танья Махапрабху


Сам Господь
Джаганнатх
а.
но
Он
учит других Своим примером
.

Истиный

гуру никогда не гордится

своим
положением и никогда не думает
:

НОчень хорошо! Мои
ученики о
мывают
мне

стопы. украшают их цветами.
потом брызгают
чаранамритой

с моих стоп
всем на головы и

пьют ее».
Истиный

вайшнав или гуру никогда не считает

себя преданным
высокого уровня
. Даже Шри Чайтанья Махапрабху

в

настроени
и

Радхики

говорил
:

на према гандхо
стхи дарапи ме харау

крандами саубхагья
-
бхарам пракшитум

вамши
-
виласи
-
анана
-
локанам вина


бибхарни йат прана
-
патангакн вритха


Н
Друзья Мои. в Моем сердце нет и следа любви к Богу. Мои слезы разлуки


лишь желание показать
всем. как Мне повезло. Не видя пре
красного лица Кришны. неподражаемо играющего на флейте. Я веду
бессмысленную жизнь насекомого» (Ч.
-
ч.. Мадхья
-
лила. 2.45).




У Меня нет и
капли

бхакти

к Кришне
,


сокрушается Махапрабху.


Я
с
амый несчастн
ый.

Даже Шримати Радхика
говорит
:



Э
ти
м

лесны
м

ол
ен
ям повезло куда больше. чем Мне. Они

под
ходят
к Кришне

как
возлюбленные
и
прос
я
т
Е
го

о
любви
. но
м
ы
. гопи.

не можем

этого сделать
. Реки т
о
же
счастливее

нас
.

К
огда
Кришна идет на Ямуну
купаться
,

она обнимает
Е
го

своими волнами. словно руками
,

и
подносит

Е
го стопам

лотосы
.
Она может
подари
ть Ему свое сердце

и шепнуть
:

НО
,

мой
возлюбленный!
»

Слыша звуки Его флейты.

она замирает и ост
анавливает течение. Она намного
возвышеннее Нас. м
ы не можем
служить Кришне
,
как

Ямуна
.



А
что же
телята и коровы?


продолжа
ет Шримати Радхика.


Когда к
оровы
на пастбищ
ах
слыша
т

сла
д
остны
е звуки флейты Криш
ны. они поднимают уши и пьют ими
эти

нектарные звуки
.
Телята т
оже

наслаждаются

нектар
ом

этих звуков.
Слыша звуки флейты. они
перестают пить
молоко из вымени

матер
и и замираю
т неподвижно. с молоком во рту. не пытаясь ни
проглотить

его
. ни выплюнуть
.
М
ы не
можем
с ними
сравниться
.

Махапрабху
также
сокрушался
:



Даже р
ыба возвышеннее
м
еня. Если ее
доста
ть

из воды. она
сразу же ум
рет
. но
я
,

не видя
Кришну. все еще продолжаю жить
.

Увы. как низко Я пал
!

В наш
и

дни

многие думают
:

Н
Гурудев

дал нам четки

для воспевания

свято
го

им
ени
,
так что
теперь мы

превзо
шли

С
амого

Бога и
можем властвовать над всем миром
». Н
о н
а следующий день
у этого Нпреданного»
уже ничего

нет:

ни
бус
из

туласи
. н
и
четок. Как говорится в старой притче
,

Ни
тигр

снова
превратился в

мыш
ь
»
1
.


Махапрабху совершал эти игры. чтобы научить нас принципам преданности. Он позвал
Сварупу Дамодар
у

и с
казал ему
:




1

Есть одна поучтельная история, которая называется «
Пунар Мушика Бхава


С
тань
же
снова
мышью». За мышкой гналась кошка, мышь приб
ежала к святому и попросила превратить ее в
кошку. Но не успела она стать кошкой, как за ней погналась собака, и тогда по благословению
садху

она стала собакой
. Но

тут же за ней погнался тигр.
И вот
наконец,

став по милости святого
тигром, она пристально п
осмотрела на него. «Чего

ты хочешь?»


спросил святой. Тигр ответил:
«Я хочу тебя съесть». Тогда святой проклял его: «Так стань же снова мышью!»


11



Сварупа Дамодар
а

Пра
бху
!
Т
олько
посмотри на поведение твоего
гауд
ия
-
бхакты
. Он
оскорбил
м
еня перед Тхакураджи. Ты не научил его. как
ведет себя

чист
ы
й

преданны
й
. Смотри на
его
поведение!
Н
аход
ясь

в
храме
Джаганнатх
и. Верховной Личности Господа
,

Он омывает Мне
стопы


Мне. обычному человеку!


и

пьет

ее
. Это
величайшее
о
скорбленее
Джаганнатх
и.
Баладевы и Субхадры. Я очень
огорчен
.

Сварупа Дамодар
дал
это
му преданному

пощечину
и вывел из храма.
Н
о н
а самом деле

он был
им доволен
. За пределами храма. где Чайтанья Махапрабху
их
не
видел. он сказал
:



Ты правильно

поступил.

Ч
айтанья Махапрабху


С
ам
Господь
Джаганнатх
а. но Он хочет
преподать нам урок. чтобы мы не вели себя так по отношению к обычным людям.
Ты не сделал
ничего дурного и поступил правильно. Подожди здесь.
скоро
я
тебя
позову
.

Вскоре этого

преданн
ого

снова
позвал
и

в храм.
и
он
попросил у
Махапрабху

прощения со
словами
:



Я был не прав
.

И

Махапрабху
по
забыл об этом.

Никто не имеет права принуждать других себе поклоняться.
Нельзя
плакать о ком
-
то перед
Божествами или признаваться кому
-
то в любви
.
При открытом алтар
е можно кланяться только

вашему
сат
-
гуру

и больше никому
.
Не пытайтесь никем управлять в

присутствии божеств



это
также
считается

оскорблением.
Обо всех правилах поклонения божествам можно

узнать из

книг
и

НАрчана
-
д
ипика».

Нынешние учителя
-
самозванцы


это

не гуру. а
к
е
н
-
гуру.
Сегодня каждый является
Нгуру»
.

Они
распространяются
п
овсюду. подобно микробам чумы. Это
обманщики. а не
гуру
. Они не
Бхагаван. В Индии
развелось так много

Нбогов». так много НВерховных
Л
ичностей Бог
а
». Один
мнит себя Шанкарой
. другой



Ганеш
ей
,
третий


Сарасвати. Чайтанья
Махапрабху знал. что
прид
е
т

такое время
.

Постарайтесь
постичь

настоящий процесс
бхакти
. Слушайте
катху

от
осознавшей себя

личности. примите
ее

глубоко в

сердце и следуйте ей.
Так вы сможете вымести весь сор из сердц
а
и тоже

стать чистым преданным. Сначала вы пройдете стадию
каништха
-
адхикари
. потом
мадхьяма
-
адхикари

и
. наконец.

станете преданным.
В противном случае

вы

будете жалкой
пародией на преданных
.

Кришна дал вам разум
. чтобы

понять
,

кто является чистым преданн
ым

и
кого

следует
слушать.
Садху



это
чистый преданный.
который является
жив
ым

воплощение
м

стиха:

анйабхилашита шунйам

гьяна
-
кармади
-
анавритам

анукульена кришанану
-


шиланам бхактир уттама

Н
Деятельность. которая направлена исключительно на удовлетворени
е Шри Кришны. другими
словами. представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела. ума и речи и
сопровождается различными духовными эмоциями (
бхавами
). которая свободна от влияния
гьяны

(знания.
имеющего целью слияние с безличным Бра
хманом).
кармы

(корыстной деятельности).
йоги

или аскетизма.
и не преследует никаких иных желаний. помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне.


называется чистым преданным служением.
уттама
-
бхакти.
(
Н
Бхакти
-
расамрита
-
синдху
».
1.1.11)
.

Такой
садху

и
ли
гуру

не имеет мирских желаний. Его преданность всегда подобна
плавно
й

и
непрер
ывной струе

сладкого меда.

Оцените. на что направлена деятельность вашего
тел
а
. ум
а
,
речи и

сердц
а? На удовлетворение
Шри Кришны или нет? Например. зачем вы почитаете
махапрас
ад
?
Чтобы порадовать
Кришн
у

или
с другими мотивами
? Если вы
принимаете
махапрасад

не
ради

удовольствия Кришны. тогда
это
карма
. Если вы ложитесь спать
ради
себя


это
карма
,

а не
бхакти
.
Но е
сли вы идете спать

с
мыслями:

НЯ

немного
отдохну
. а

рано утром
сн
ова
начну служить Кришне
. Весь день я

буду

12

повторять

Е
го имена
. помнить

о
Н
ем
. поклоняться и служить
Е
му
»
,


тогда даже ваш сон



для
Кришны.

ят кароти

ят ашнаси

ядж йухощи дадаси ят

ят тапасьяси каунтея

тат курушва тат арпанам

Н
Все. что ты делаешь. ешь. п
риносишь в жертву. раздаешь как милостыню и терпишь как аскезу. о сын
Кунти. делай это как подношение Мне
. (Н
Бхагавад
-
гита
».

9.27)
.

Придет время. и вы будете делать все это только для удовольствия

Кришн
ы

и
Г
урудева. Если
вы встретите того. кто следует

это
му принципу и всегда действует для удовольствия Кришны.
то
можете принять его сво
им

г
уру
. Больше никто не достоин быть гуру.

Если вы
по невежеству
выбрали
учителем того. кто не всегда действует ради
удовольствия Кришны.
г
уру и вай
ш
навов. то
следует полност
ью отвергнуть этого человека
.

Очень тщательно в
ыберите
подлинного

г
уру

и
примите у него

посвящение
. иначе
вы
не сможете развить чистую преданность и любовь к
Кришне.

Если
ваш гуру был искренним. когда давал вам посвящение. но впоследствии пал. немедленно
о
твергните его.

Тогда
у вас будет шанс
прийти в истинную
сампрадаю

и принять
в качестве
учителя
осознавшего себя

вайшнава
. который действительно следует
стиху
Н
аньябхилашита
шуньям

гьяна
-
кармади
-
анавритам анукульена кришану
шиланам
».

Все. что делают такие пр
аденные.
они делают для

Кришн
ы
,
г
уру и вайшнавов
,

следу
я по
стопам

Шрил
ы

Руп
ы

Госвами. Шрил
ы

Санатан
ы

Госвами и Шрил
ы

Рагунатх
у

дас
а

Госвами.

Следует немедленно отвергнуть любого. кто называет себя гуру. но при этом не следует по их
стопам.
Бали Махарадж
а

отверг своего гуру Шукрачарью. Бхарата Махарадж
а

отказался от
матери.
Прахлада Махарадж
а

оставил

отца. гопи


своих мужей. а Вибхишана


брата

Раван
у
.
Есть
еще много

подобных
примеров.

Если гуру повторяет святое имя и
находит
ся
в этой линии. но не может д
ать вам
према
-
бхакти
. тогда
попросите его
:



Пожалуйста. позвол
ьте мне общаться с
осознавшим себя

преданным.

Если он не
разреш
ит
,
следует понимать. что
он не

истиный

вайшнав
. и его нужно отвергнуть
.
Но другой учитель может сказать:



Ступай к нему
. и я
тож
е
пойду
.

Если он так ответит. значит. он вайшнав.
и его

с
ледует почитать
. одновременно слушая
хари
-
катху

от более возвышенного вайшнава.

Так поступали

Шьямананда Госвами. Шри Нароттам
а

дас Тхакур. Шри Шринивас Ачар
ь
я. Шрила Харидас Тхакур и многие другие.
Если вы следуете
шастрам

и вашим
духовным наставникам
,
то

достигнете

уровня

мадхьяма
.
Таково истинное
значение
г
ундича
-
мандира
-
марджан
ы
.

Лучше поклоняться истинным вайшнава
м
. чем
просто

служить божествам. Поклоняйтесь
божествам

и в

тоже время служите вайшн
авам.
С
тарайтесь
постепенно
подняться с

уровня

каништх
и

до

уровня

мадхьям
ы
.

Мы лишь подходим к

уровню

каништх
и
,
но
еще
даже не

каништх
а
-
адхикари

в полном смысле слова
. потому что у нас нет полной веры в божества.
Общаясь с чистыми вайшнавами. мы постепенно

поймем
сиддханту
,
непреложные

истин
ы

вайшнавской философи
и.

и

станем
мадхьяма
-
адхикари
.
Такова

наша первая цель
.
В результате

сем
я

бхакти
,
данное

Г
урудев
ом
. постепенно прорастет и превратится
в

лиану
. котор
ая

в конечном
счете
достигнет

Голок
и

Вриндаван
а
.
Таков
подлинный

процесс.

Очистив сердце от всех темных п
я
т
е
н
. вы
станете истиными

преда
нн
ыми
.
Нужно не просто
служить Кришне. действуя ради

Его
удовольствия
.

В служении не должно быть
никаких
мирских
желаний.
П
олучив
посвящение

от

истиного

Г
уру
,
ученик
пов
торя
ет

святые имена. памят
ует

и
чита
ет

книги.
но при этом
думает
:

Н
Вот бы мне разбогатеть.
Х
очу
. чтобы у меня был очень

13

достойный сын
. красив
ая

жен
а

и

хороший
дом»
. Служение такого ученика не является чистым
.
С
о
временем

его
бхакти

будет полностью разруше
н
о
. Даже желание освобождения
не
совместим
о

с

чист
ым

бхакти
.
Его можно причислить к

категори
и

бхакти

(к такой ее разновидности как
аропа
-
сиддха
-
бхакти

или иногда
санга
-
сиддха
-
бхакти
)
,
но не
к

уттама
-
бхакти
.
Б
хакти

в сердце такого
ученика
смешан
о

с
кармой
,
г
ьяной. йогой

или чем
-
то

еще.

Бол
е
е девяност
а

пят
и

процентов тех. кто считает себя

бхактами
. в действительности не
следу
е
т

уттама
-
бхакти
,

или чистой
бхакти.

Они

сл
е
дуют

лишь

аропа
-
сиддхи
-
бхакти

и
санга
-
сиддха
-
бхакти
.

Что такое
а
ропа
-
сиддха
-
бхакти
? Возделыва
ть

сад
,

открывать

гурукул
ы

и
гошал
ы



вся эта
деятельность
не
является
чист
ой

бхакти
. но

может оставить благоприятные впечатления в сердце
(
самскары
),

если предлагать ее плоды Кришне. Открывая

гурукул
у
,
мы даем детям возможность
с
раннего детства получ
ить

самскары
. которые по
зже

могут
раз
виться

в
бхакти
.
Однако
,

как
мы
видим. дети
крайне

редко
принимают

эти
самскары
. Мног
ие

выпускники
гурукул

загубили свою
жизнь: они лишены силы воли. скромности и смирения. не слушают

своих
родителей

и

не
уважают преданных
.

Многие
из них
в отчаянии. Если

бы
гурукула

дейтсивтельно дала им

бхакти
-
самскары
,
они получили бы высшее благо
.
Возвышенные преданные и гуру открывают подобные
учреждения только с этой целью


чтобы дать детям
самскары

преданного служения.

Возделывая сад.

мы получ
аем

фрукты
. которые можем предложить
божеств
ам

и

чистым
преданны
м. Но

если
плоды
используются
не
для
них.

это может плохо для нас кончится.

В действительности
бхакти



это

любая деятельность. которая сопровождается
повторение
м

святых имен и памято
вание
м о Кришне. соверша
ющаяся

только
для Его удовольствия. В
прошлом
преданные собирали
для храмов большие
богатства.
За пару дней они могли собрать огромную
сумму

денег. но что с ними

в итоге

произошло
? Они остав
и
ли сознание Кришны
.

Шрила
Бхактиведан
та С
вами хотел. чтобы они стали
истиными

преданными.

Одного негативного недостаточно. Мало просто

Н
вымести
»

или
Н
смыть
»

нежелательные
привычки

и
апарадхи
. Должно быть и позитивное


глубокий

вкус к
харинаме

и

хари
-
катхе
.
Не
достаточно просто о
чи
щать

сердце.
Ес
ли нет позитивной составляющей. надолго ли сердце
сохраниться чистым?

Н
е страшно. если у вас не вкуса к
харинаме
. но должен быть вкус к
слушанию
хари
-
катхи
. Если его
тоже
нет. то

все равно

слушайте снова и снова и оказывайте
почтение
чистым преданным. кото
рых

слушаете.

сатам
-
прасангам

мама вирья
-
самвидо

бхаванти хрит
-
карна
-
расайанах катхах

тадж
-
джосанад ашу апаварга
-
вартмани

шраддха ратир бхактир анукрамишьяти

НПовествование и обсуждение Моих героических деяний в кругу чистых преданных приносит
наслаждение
слуху и сердцу. Получая знание таким образом. можно быстро избавиться от невежества и
постепенно обрести
шраддху

(на уровне
садхана
-
бхакти
),
рати

(на уровне
бхава
-
бхакти
) и. в конечном
итоге.
према
-
бхакти»

(НШримад
-
Бхагаватам». 3.25.25)
.

Оратор должен быть

чисты
м

преданны
м

(
сатам
)
. Не
тешьте себя иллюзией
,
считая

маха
-
бхагаватой

обычн
ого

человек
а

или
заурядного
преданн
ого
. Кто способен
распознать и понять

м
аха
-
бхагават
у
? Шрила Вамши дас Бабаджи. ученик Гаура
-
кишор
ы

даса Бабаджи Махараджа.
был

утттама
-
маха
-
бхагават
ой
. но притворялся. что курит марихуану. Иногда он разбрасывал
вокруг своей хижины сухие рыбьи кости
. чтобы
обыватели

дума
ли
,
будто

он ест рыбу. Н
Пусть все
,
у кого
есть
материальные склонности. от меня

отвернутся
,
чтобы я мог в одиночестве

спокойн
о
повторять имя Кришны и помнить о Нем
»
.

Шри
ла Гаура
-
кишора даса Бабаджи
Махарадж дружил со Шрилой Вамши

дасом Бабаджи.
Бхактисидханта Сарасвати Тхакур очень сильно

его уважал
. Наш Гуру Махарадж. Шрила Б
хакти
Прагьяна Кешава Махарадж. неоднократно приходил

к нему на

даршан

и получил от него
много

14

глубоких наставлений
. Гуру

Махарадж
рассказывал
:

НИногда он

говорил
о таких

возвышенны
х

философски
х

истин
ах
. что я не мог
его
понять».
Разве может н
евежествен
ный ученик. который
даже еще н
е
каништха
. понять
,

кто на

самом деле
маха
-
бхагавата
? Он примет за
маха
-
бхагавату

не
достойн
ого человека
. к
оторый на следующий же день падет
.

Если будете искренне следовать сознанию Кришны. со временм вы тоже подниметесь на
возвышенный уровень
мадхьяма

и сами сможете видеть уровни
вайшнавов. А пока
прислушивайтесь к мнению наших духовных наставников о том. кто является

мадхьяма
-
адхикари
,

а кто

уттама
-
адхикари.

Если вы не оказываете должного почтения лотосным стопам
маха
-
бхагавата
-
вайшнава
. и вместо этого почитаете недостойную личнос
ть.


э
то
серьезное
оскорбление
.


Перевод на русский:
Калинди даси

Работа над текстом: Таруни даси

Редактор: Вамшивадан дас


Приложенные файлы

  • pdf 5016336
    Размер файла: 662 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий