дипломная 2011 сема

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ СПОРТА
Факультет тренерский
Кафедра спортивных видов гимнастики и танцев



СЕМИХАТСКАЯ
Наталия Александровна
студентка 4 курса, 41 группы
специализация: художественная гимнастика

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ТЕХНИКЕ УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ И БУЛАВАМИ С УЧЁТОМ ФЕНОМЕНА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Дипломная работа по дисциплине
«Теория и методика преподавания избранного вида спорта»



Научный руководитель
преподаватель Макарова О.В.



Киев - 2011
СОДЕРЖАНИЕ



С.

ВВЕДЕНИЕ
3

РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛКОК УНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ И БУЛАВАМИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
7

1.1
Анализ предметной подготовки спортсменок на этапе начальной подготовки
7

1.2
Характеристика методических принципов обучения технике упражнений в художественной гимнастике
10

1.3
Особенности обучения технике упражнений со скакалкой и булавами
14

1.4
Анализ обучения технике упражнений со скакалкой и булавами
18


Выводы к разделу
21

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
23

2.1
Методы исследования
23

2.1.1
Анализ научно – методической литературы
23

2.1.2
Анкетный опрос
23

2.1.3
Педагогическое тестирование
24

2.1.4
Педагогический эксперимент
27

2.1.5
Методы математико-статистической обработки полученных данных
27

2.2
Организация исследования
27

РАЗДЕЛ 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ И БУЛАВАМИ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
29

3.1
Анализ педагогического опыта подготовки спортсменок во владении со скакалкой и булавами в художественной гимнастике
29

3.2
Анализ эффективности комплекса упражнений со скакалкой и булавами, направленного на совершенствование технической подготовленности гимнасток


РАЗДЕЛ 4
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЫВОДЫ



ПРИЛОЖЕНИЯ
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
39


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку [1].
Художественная гимнастика на современном этапе её развития отличается высокими требованиями к различным сторонам подготовки спортсменок. Многие специалисты считают, что физическая, психологическая и теоретическая подготовка гимнасток проявляется в их технических действиях, степень совершенства которых, в конечном итоге, обеспечивает успех выступления спортсменок на соревнованиях [2, 3].
Рост популярности художественной гимнастики на международной арене и конкуренция со стороны зарубежных соперниц заставляют искать новые пути и резервы повышения мастерства лидирующих гимнасток. Обострение спортивной конкуренции национальных сборных команд мировой художественной гимнастики заставляет обратить особое внимание на дальнейшее повышение эффективности спортивной тренировки и поиск дополнительных средств, способствующих более эффективному и прочному овладению двигательными умениями и навыками юными спортсменками (Л.А. Карпенко, 2001; А.А. Корнишов, 2003; В.А. Леонова, 2003; И.В. Цепелевич, 2007) [4].
Такие специалисты как Андреева Н.О. (2009), Лапутин А.Н. (1997) уделяют особое значение в художественной гимнастике технической подготовке спортсменок, способности избирательно проявлять сложно-координационные движения, что позволяет гимнасткам успешно выполнять соревновательные упражнения, и в итоге значительно повышать надёжность реализации технических действий. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 6-7 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного - двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка такой программы начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами [5].
Затрагивая вопросы своеобразия задач этапа начальной технической подготовки, необходимости правильной и эффективной организации занятий спортом с детьми в раннем возрасте, В Н. Платонов (2004) подчёркивает, что на этом подготовительном этапе, по отношению к большому спорту, необходимо заложить прочную базу для перспективного роста спортивных достижений [4].
Авторы Бирюк Е.В. (1983), Журенко И.А. (1996) рекомендуют начинать обучение с упражнений со скакалкой, затем переходить к упражнениям с мячом (в практике встречается и обратный вариант) [6, 7].
Специалисты Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. (1990) советуют использовать упражнения с булавами уже на первых этапах, поскольку относительно тяжёлый вес позволяет, гимнасткам чётче дифференцировать положения и движения рук [8].
Исходя из вышеизложенного актуальным является обучение технике упражнений со скакалкой и булавами на этапе начальной подготовки, соблюдая методический принцип положительного переноса двигательных навыков.
Цель исследования – совершенствование методики обучения юных спортсменок технике упражнений со скакалкой и булавами с учётом феномена положительного переноса двигательного навыка в художественной гимнастике.
Задачи исследования:
Исследовать предпосылки унифицированного подхода к обучению юных гимнасток технике упражнений со скакалкой и булавами.
Провести мониторинг и анализ опыта тренеров групп начальной подготовки по обучению технике упражнений с предметами.
Исследовать эффективность обучения технике упражнений со скакалкой и булавами юных гимнасток.
Разработать программу обучения юных спортсменок технике упражнений со скакалкой и булавами на основе положительного переноса двигательного навыка и в сравнительном педагогическом эксперименте доказать её эффективность.
Объект исследования – методика обучения юных спортсменок технике упражнений со скакалкой и булавами, техническая подготовка юных спортсменок в художественной гимнастике.
Предмет исследования – техника упражнений со скакалкой и булавами, спортсменок в возрасте 6-7 лет.
Методы исследования: анализ научно- методической литературы, анкетный опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико - статистическая обработка полученных данных.
Научная новизна. Впервые будет обоснован подход обучению технике упражнений со скакалкой и булавами на основе соблюдения принципа положительного переноса двигательных навыков.
Практическая значимость. Разработанная методика может использоваться в процессе обучения юных спортсменок технике упражнений со скакалкой и булавами на основе положительного переноса двигательного навыка в художественной гимнастике.
Структура курсовой работы. Курсовая работа выполнена на 34 страницах печатного текста, состоит из введения, 3 разделов, выводов, практических рекомендаций, списка используемых источников, включающих 50 источников и 1 приложений. Текст курсовой работы иллюстрирован рисунками и таблицами.


РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК УНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ И БУЛАВАМИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Анализ предметной подготовки спортсменок на этапе начальной подготовки

Процесс подготовки в художественной гимнастике – это в первую очередь процесс технического совершенствования спортсменки, который начинается с юных лет и продолжается до конца её спортивной карьеры [9].
Успех выступлений гимнасток на соревнованиях во многом зависит от технической, физической, психологической подготовленности. Определение значимости каждого из факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов, поможет улучшить процесс подготовки гимнасток [10].
Техническая подготовка – это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня. Цель технической подготовки – сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства. Техническая подготовка в художественной гимнастике – необычайно ёмкий и многогранный процесс. Чтобы успешно ориентироваться в нём, принято подразделять техническую подготовку на разделы и компоненты.
На современном этапе развития художественной гимнастики целесообразно выделять следующие разделы технической подготовки: беспредметная подготовка, предметная подготовка, хореографическая подготовка, музыкально-двигательная подготовка и композиционная подготовка [11].
Средствами технической подготовки, имеющими более или менее локальное предназначение, являются: начальная подготовка на видах многоборья, квалификационные, профилирующие, служебные, модальные, соединения и комбинации в видах многоборья (учебные, квалификационные). Начальная подготовка на видах многоборья предусматривает получение гимнасткой простейших, но весьма важных навыков, с которых начинается освоение все более сложных упражнений на виде. Это своего рода «школа» каждого предмета (мяча, скакалки, обруча, булав, ленты) : хваты, элементы осанки, простейшие маховые движения, перемещения. В отличие от базовых навыков общего назначения базовые навыки по видам многоборья вырабатываются средствами каждого отдельного вида и в рамках этого же вида применяются:
мяч – отбивы, перекаты по различным частям тела, выкруты, вращения вокруг кисти (обволакивания);
скакалка – прыжки с одинарным и двойным вращением, петлей, движения со сложенной скакалкой, манипуляции концами;
обруч – вращения на кисти, «вертушки», своеобразные обратные каты, броски с подкручиванием в различных плоскостях и пр.;
булавы – малые круги и мельницы, жонглирование, подбивы, постукивания, особая форма перекатов;
лента – змейки, спирали, восьмерки, броски хватом за ткань, манипуляции палочкой и т.п. [8].
По мнению Бирюк Е.В. (1982), Гульованой Ю. (2006), Лисицкой Т. (1982), анализируя процесс технического совершенствования, можно выделить два этапа. Первый этап – это собственно обучение, первичное освоение отдельно взятого упражнения. Вторым этапом является процесс технического совершенствования, в ходе которого гимнастка накапливает двигательные навыки, в том числе базового назначения. Таким образом, процесс обучения тесно связан с процессом технической подготовки в течении всего многолетнего тренировочного процесса [12, 13, 14].
В художественной гимнастике наиболее яркой отличительной чертой и ведущим компонентом технической подготовки являются упражнения с предметами [15, 16]. С их помощью приобретается двигательный опыт, не имеющий аналогов в других видах упражнений. Упражнения с предметами способствуют улучшению тактильно-моторной чувствительности, функциональному совершенствованию двигательного, зрительного и слухового анализаторов, вырабатывают способность дифференцировать приобретённые двигательные навыки. Процесс совершенствования упражнений сложен, длителен, требует рационального методического подхода, знания техники движений и закономерностей её становления, использования передовых форм обучения [12, 17].
По мнению Гулбани Р.Ш. (1986), для совершенствования предметной подготовки в художественной гимнастике необходимо внести изменения в существующую классификационную программу, с включением в нее базовых и профилирующих элементов для младших спортивных разрядов [18].
Подготовка юных гимнасток – длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и опыте специалистов [19]. Предметом технической подготовки является процесс формирования двигательных навыков в отличие от развития физических качеств и психических свойств, относящихся к разделам физической и психологической подготовки. Под технической подготовкой понимают совокупность необходимых или фактически выработанных двигательных навыков, а также процесс их приобретения.
В упражнениях с предметами важно подготовить двигательный аппарат спортсменки таким образом, чтобы обеспечить значительный запас прочности при выполнении демонстрируемых композиций и, гибкость, пластичность формируемых навыков, позволяющую создавать новые оригинальные варианты движений, приспосабливаться к меняющимся требованиям правил, успевать за техническим прогрессом[20].
Таким образом, предметом обучения в художественной гимнастике являются упражнения без предмета и с предметом, их соединения и комбинации в согласовании с музыкой. На изучение гимнастических упражнений затрачивается большая часть учебно-тренировочного времени, особенно на этапе начальной подготовки. Уже на этапе предыдущей базовой подготовки гимнастки должны владеть базовыми навыками работы с предметами [21]. Основной задачей тренировочного процесса на этапе начальной подготовки является техническая подготовка гимнасток, особенно в упражнениях с предметами. Упражнения с предметами – ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты, смелости и настойчивости. Броски, ловля, перекаты, вращения и другие упражнения с предметами, связанные с умением распределять движения в пространстве и во времени и сочетать их с движениями тела, требуют разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Наиболее сложным при этом являются бросковые элементы с различными предметами. При их выполнении гимнастки допускают наибольшее количество ошибок [22, 23].

1.2. Характеристика методических принципов обучения технике упражнений в художественной гимнастике (на основе положительного переноса)

Современный спорт характеризуется высоким уровнем спортивных достижений и все возрастающее конкуренцией, что обусловливает поиск новых технологий в системе подготовки спортсменов [24].
В последнее время, в связи с требованиями к подготовке качественного резерва, возникает необходимость поиска средств, которые способствуют эффективному владению двигательными умениями и навыками [ 9].
Следует указать, что формирование и совершенствование двигательными навыками при выполнении сложных в координационном отношении движений, таких как в художественной гимнастике, усложняется наличием фона значительной физической усталости и, как последствие, ухудшением деятельности отдельных сенсорных систем. Параметры сенсомоторных реакций, как свидетельствуют исследования (О.К. Качальова, Н.К. Цепкова, Л.Ф. Муравйова, В.С. Чєбураєв, 1997) есть существенными критериями при оценке функционального состояния спортсменов. Совершенствование технического мастерства в условиях значительного утомления может спровоцировать нарушение движений, закрепление ошибок. Но негативные последствия не происходят, если формирование двигательного навыка осуществляется методически верно, с использованием различных способов и приемов, которые отвечают поставленным задачам и функциональным возможностям спортсменов [25, 26].
Большинство упражнений художественной гимнастики выполняются с предметами, причём требования к сложности и оригинальности неуклонно повышаются. Поэтому всё более актуальной становится разработка такой программы начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами [2, 3].
В настоящее время ведущие специалисты И.О. Образцова (1989), Р.Ш. Гулбани (1986), Т.С. Лисицкая (1982), Е.В. Бирюк, И.А. Овчинникова (1989), Л.А. Коновалова (1993) в области художественной гимнастики наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами считают «предметные» уроки. Большинство тренеров обучают детей отдельным упражнениям и без учёта переноса навыков, но это удлиняет процесс освоения двигательных действий и делает его менее эффективным. Тренеры недостаточно используют преимущества «предметных» уроков в своей практике. Только 55% из них обучают детей упражнениям со скакалкой и булавами в системе «предметных» уроков. Кроме того, при построении таких уроков остается неучтенной возможность использования эффекта положительного переноса навыков между структурно сходными двигательными действиями с различными предметами, и в частности со скакалкой и булавами.
В системе цикла «предметных» уроков последовательность обучения упражнениям со скакалкой и булавами, близким друг другу по своей структуре, определяется степенью их сложности. Сначала разучивают вращения со скакалкой и булавами, а затем уже броски и прыжки с этими предметами.
В процессе обучения необходимо учитывать уровень подвижности суставов и связочного аппарата юных спортсменок. В связи с этим сопряжено с разучиванием упражнений со скакалкой и с булавами должна проводиться работа над развитием подвижности в лучезапястных суставах для эффективного овладения основой техники данных элементов.
Принимая во внимание достаточно низкий уровень двигательной, и в частности координационной, подготовленности девочек на этапе начальной технической подготовки, рекомендуется разучивать базовые элементы со скакалкой, с булавами с использованием комплекса подводящих и специально- подготовительных упражнений [5].
Применение на практике системы «предметных» уроков, выстроенных с учётом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными актами, безусловно, позволит оптимизировать процесс обучения упражнениям с предметами в целом. В этом случае не только тренер по художественной гимнастике уменьшит свои временные затраты, но и его воспитанницы выиграют в качестве владения базовыми двигательными действиями с предметами.
Эффективная начальная техническая подготовка исключает в последующем возможность «задалбливания» навыков (Н.В. Зимкин, 1973) и откроет широкую дорогу гимнасткам для быстрого освоения (на основе положительного переноса навыка) разнообразных упражнений с предметами, относящихся к разным структурным группам [17, 19].
Принципами можно назвать, наиболее общие положения управления тренировочным процессом. В спортивной подготовке занимающихся художественной гимнастикой следует руководствоваться трёмя группами принципов: общепедагогическими (дидактическими), спортивной тренировки и методическими принципами подготовки гимнасток. Методические принципы подготовки гимнасток можно разделить на:
принцип «опережения» – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективных программ;
многоборности – формирование высокой эффективной готовности во всех видах;
сопряженности – поиск путей экономизации процесса, решение одновременно нескольких задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку;
соразмерности – оптимальное и сбалансированное развитие всех физических качеств;
избыточности – применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации трудных элементов больше, чем требуется;
моделирования – широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе [28].
Таким образом, актуальной является система «предметных» уроков, выстроенных с учётом возможностей положительного переноса двигательных навыков между разучиваемыми двигательными актами, которая безусловно, позволит оптимизировать процесс обучения упражнениям с предметами в целом.

Особенности обучения технике упражнений со скакалкой и булавами

Обучение гимнастическим упражнениям – это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий тренера и ученика. Это процесс формирования знаний, двигательных умений и навыков [29].
Как известно, в системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки очень важен. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей (ДКС) спортсменок, закладывать основы техники владения предметами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике [30].
В настоящее время одной из основных тенденций развития художественной гимнастики является постоянно растущая сложность предметной подготовки, что обостряет поиск эффективных методик обучения сложно-координационным движениям, быстрому и прочному приобретению навыков в работе с предметами.
Этап предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике приходится на сенситивный возраст 7-9 лет в развитии координационных способностей. На этом этапе основными задачами технической подготовки являются: подготовка по видам многоборья, разучивание профилирующих элементов без предмета и с предметом, акробатических упражнений [31].
Методика обучения упражнениям с предметами широко освещена в отечественной и зарубежной литературе. Авторы Бирюк Е.В. (1983), Журенко И.А. (1996) рекомендуют начинать обучение с упражнений с мячом, затем переходить к упражнениям со скакалкой (в практике встречается и обратный вариант); не вводить различные предметы в урок раньше, чем будут освоены основные навыки движений без предмета. Нужно обучать упражнениям с предметами в облегчённых условиях: на месте, замедляя темп, используя подводящие упражнения и упрощённые варианты предметов [6,7].
Упражнения с предметами рекомендуется вводить в основную часть урока, причём разучивание новых упражнений, требующих тонкой координации, должно предшествовать уже изученным, выполняемым интенсивно; применять упражнения в одинаковом объеме для правой и левой руки, что ограничит двигательную функциональную асимметрию и повысит возможности обеих рук.
По данным, функциональная асимметрия легче поддается коррекции в 8-9 лет, чем в 10-11, причём начинать разучивание простых элементов полезнее с левой руки, что позволяет избежать формирования выраженной асимметрии движений рук, которая может закрепиться уже на начальных этапах [32]; дальнейшее совершенствование осуществляется путём соединения нескольких элементов следующими способами: серии – соединение одинаковых элементов; ряды – соединение разных элементов одной структурной группы; соединение элементов разных структурных групп с предметом; соединение элементов разных структурных групп с предметом и без предмета [33].
После освоения основной формы, движения изучаются, закрепляются и совершенствуются путём изменения условий их выполнения, к которым относятся: уменьшение и увеличение импульса силы (например, амплитуды и высоты бросков); дополнительные движения туловищем при махах, бросках, ловле, увеличение амплитуды сгибания-разгибания, поворота и т.д.; перенесение тяжести тела с ноги на ногу или круговые движения при махах, перекатах, восьмёрках; соответствующие или усилённые движения туловища, сопровождающие движения предмета (например, при перекатах мяча); усложнённые положения рук, (например, в момент ловли рука за спиной, под ногой, руки в скрестном положении).
Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой, в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Поэтому в учебно-тренировочном процессе основное внимание уделяется предметной подготовке, то есть обучению и совершенствованию техники владения предметами [34].
Применяемые в художественной гимнастике предметы отличаются по форме, фактуре и размерам.
Скакалка – предмет, который в основном применяется в художественной гимнастике [35]. Скакалка – это пеньковая (или другая) веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0,5-1,0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видимым.
Булавы – это два предмета, состоящие из бочкообразного тела, сужающейся шейки и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина булавы 40-50 см , вес каждой булавы минимум 150 грамм. Цвет по выбору [36]. Упражнения с булавами – это в основном маховые движения с различными амплитудой и радиусом, с чередованием напряжения и расслабления преимущественно для плечевого пояса, рук и кисти [35].
Разная форма предметов предопределяет разные способы хватов предметов. Скакалка обычно удерживается за два конца хватом за узелки: узелок располагается на середине ладони, пальцы сжимаются в кулак и зажимают узелок, скакалка проходит между большим и указательным пальцами. Хват не должен быть слишком сильным, чтобы скакалка могла двигаться, находясь в кулаке. Кроме этого, скакалку можно держать: за один конец, за два конца одной рукой, за середину одной и двумя руками, за середину и конец, сложенной в 2-4 раза одной и двумя руками.
Булавы обычно удерживаются за головку двумя способами: жёстким хватом (как палочку ленты), свободный хват ( как концы скакалки).
Кроме этого, булавы иногда удерживаются: за середину шейки (как жёсткий хват обруча), за тело (таким же способом, как и за шейку) [37].
Специалисты Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. (1990) советуют использовать упражнения с булавами уже на первых этапах, поскольку относительно тяжёлый вес позволяет, гимнасткам чётче дифференцировать положения и движения рук. Некоторые авторы рекомендуют вводить упражнения с обручем на первом году обучения – обучать упражнениям с предметами в облегчённых условиях: на месте, замедляя темп, используя подводящие упражнения и упрощённые варианты предметов [8].
Необходимо отметить, что к повышению уровня технической подготовленности, приводит обучение симметричному выполнению элементов. Важно выполнять одинаковое количество повторений как правой, так и левой рукой [7]. Проблема симметричного обучения имеет большое значение в спорте, в особенности в художественной гимнастике, где правилами соревнований предусматривается равнозначное выполнение элементов правой и левой руки. В художественной гимнастике предпочтения при освоении движений правой и левой рукой неизбежны. Однако ярко выраженное их одностороннее развитие мешает достижению высоких спортивных результатов [38]. В связи с этим необходимо выяснить, не будет ли равномерная нагрузка на правую и левую руки отрицательно сказываться на качестве обучения основной (в большинстве случаев правой) руки, так как при «симметричном обучении» нагрузка на основную правую (левую) руку уменьшается почти вдвое [39].
Таким образом, известно, что на современном этапе развития художественной гимнастики особенно остро стоит вопрос о технической подготовке спортсменок в упражнениях с предметами [40]. Упражнения с предметами – ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты, смелости и настойчивости. Необходимо отметить, что к повышению уровня технической подготовленности приводит обучение симметричному выполнению элементов. Важно выполнять одинаковое количество повторений как правой, так и левой рукой [7].

Анализ обучения технике упражнений со скакалкой и булавами.

Совершенствование техники и рост спортивных результатов в художественной гимнастике обеспечивается целым комплексом факторов, значимость которых на различных этапах становления и совершенствования спортивного мастерства от новичков до уровня чемпионов Мира и Олимпийских Игр, различна [41].
Этап начальной подготовки играет важную роль в достижении спортивного мастерства. Работы специалистов в области начальной подготовки в художественной гимнастике свидетельствуют о том, что вопросы базовой подготовки, которая обеспечивает основу для дальнейшего совершенствования недостаточно изучены.
Так, на недостатки базовой подготовки гимнасток 7-9 лет неоднократно указывалось в работах Белокопытовой Ж.А. (1999), Губа В.П. (2000). Однако проблема выявления факторов, обеспечивающих эффективность начальной подготовки, изучена ещё не в полной мере [42, 43].
Художественная гимнастика – многоборье, состоящее из одного упражнения без предмета и пяти упражнений с предметами. Международная программа соревнований состоит только из упражнений с предметами. Предметы определяют характер движений и технику упражнений с ними [44].
В настоящее время в художественной гимнастике существует очень жёсткая конкуренция. В связи с тем что правила соревнований постоянно усложняются, к начальной подготовке юных гимнасток предъявляются более высокие требования, так как это определяет дальнейшие успехи гимнастки. Учитывая, что в последнее время продолжительность этапа начальной подготовки фактически сокращена, необходимо искать новые подходы в качественном улучшении работы гимнасток с предметами [45].
Этап начальной подготовки охватывает дошкольный (5-6) лет и младший школьный возраст (7-8) лет, решающий возраст в жизни ребёнка [46].
Согласно квалифицированным требованиям по художественной гимнастике, уже на этапе начальной подготовки у спортсменок должны быть сформированы простые базовые навыки работы предметами, которые должны стать основой дальнейшей углублённой предметной подготовки [47].
За короткий промежуток времени (упражнение длится от 60 до 90 с) спортсменки выполняют всё большее количество разнообразных движений в сочетании с различной работой предметом, что требует чётко сформированных двигательных навыков и безукоризненной точности выполнения каждого движения [33].
Главным из преимуществ, достигаемых при проведении уроков с предметами является регламентированность количества повторений при высокой интенсивности работы всей группы.
В зависимости от периода подготовки продолжительность урока варьируется от 15 до 45 минут. В урок включаются упражнения с одним, двумя, реже с большим количеством предметов.
Упражнения выполняются синхронно всей группой. Задания могут выполнятся индивидуально, а также в парах, тройках, группах и других построениях, позволяющих выполнять переброски и передачи предметов.
Продолжительность исполнения элементов одной структуры достаточно велика – от 32 до 64 тактов, т.е. целый музыкальный период. Движения выполняются в обе стороны, правой и левой рукой. Количество повторений кратное или даже с преобладанием элементов для недоминирующей руки, причем в ряде случаев целесообразно начинать упражнение с левой руки.
Следует чередовать контрастные структурные группы, например, броски-перекаты, передачи-отбивы, по рекомендуемой схеме, с последующим их варьированием и наращиванием трудности [33].
Традиционный путь последовательного овладения рядом усложняющихся элементов, в которых сочетаются движения без предмета – с предметом, не может обеспечить необходимой базы для создания современных программ. Доказано, что недостаточный уровень исполнения сравнительно простых, но базовых, многочисленных в количественном плане действий с предметами, является одной из причин многих технических ошибок, допускаемых гимнастками на соревнованиях. Вместе с тем, элементы настолько усложнились и постоянно развиваются, что без применения специальных приёмов обучения их выполнение просто невозможно [33, 48].
Одним из путей решения проблемы лежит в выработке определённой системы проведения урока с предметами. Проводя аналогию с уроком хореографии, который обеспечивает всестороннюю подготовку гимнасток, формирование навыков, воспитание физических качеств, совершенствование двигательной координации, эстетической окраски движений – уроки с предметами призваны обеспечить овладение виртуозным мастерством соединения манипуляций предметами с движением тела, определённую свободу и независимость каждого компонента.
По мнению Овчинниковой Н.А. (1985) от качества и быстроты освоения базовых двигательных действий зависит эффективность процесса совершенствования умений гимнасток в упражнениях с предметами. Можно утверждать, что для успешного освоения упражнений, необходим некий уровень развития специальных способностей гимнасток к манипуляционной деятельности с предметами, и правильный выбор базовых элементов [49].
Таким образом, современный уровень подготовки спортсменок, которые занимаются художественной гимнастикой, требует высоких требований к развитию специальных физических качеств гимнасток, необходимых для выразительности, артистичного выполнения упражнений с предметами и без предметов [50].

Выводы к разделу

Анализ литературных источников свидетельствует, что в художественной гимнастике наиболее яркой отличительной чертой и ведущим компонентом технической подготовки являются упражнения с предметами. Они способствуют улучшению тактильно-моторной чувствительности, функциональному совершенствованию двигательного, зрительного и слухового анализаторов, вырабатывают способность дифференцировать приобретённые двигательные навыки. Процесс совершенствования упражнений сложен, длителен, требует рационального методического подхода, знания техники движений и закономерностей её становления, использования передовых форм обучения.
Анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов дает основания утверждать, что значительная особенность процесса обучения в художественной гимнастике связана именно с формированием навыка владения с предметами. Главными причинами ошибок во владении с предметами есть: недостаточный уровень владения базовыми навыками, недостаточный уровень специальной физической подготовленности, нестабильность исполнения бросковых элементов, дефекты двигательного самоконтроля.
В области художественной гимнастики наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами считают «предметные» уроки. Применение на практике системы «предметных» уроков, выстроенных с учётом возможностей положительного переноса двигательных навыков, позволит не только тренеру уменьшить свои временные затраты, но и его воспитанницы выиграют в качестве владения базовыми двигательными действиями с предметами. Но тренеры недостаточно используют преимущества «предметных» уроков в своей практике. Только 55% из них обучают детей упражнениям со скакалкой и булавами в системе «предметных» уроков. Необходимо отметить, что наиболее эффективной методикой обучения элементам школы, а также базовым навыкам с предметами в художественной гимнастике является симметричное обучение с опережением в освоении двигательными умениями доминирующей рукой. По технике выполнения элементов упражнения со скакалкой и булавами являются наиболее сложными в выполнении, так как, работа с этими предметами имеет сложно-координационный характер, и содержат большое количество асимметрических движений.
РАЗДЕЛ 2

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались методы:
анализ научно – методической литературы;
анкетный опрос;
педагогическое тестирование;
педагогический эксперимент;
математико-статистическая обработка полученных данных.

2.1.1. Анализ научно – методической литературы
Целью анализа научно – методической литературы было изучение теоретико – методических основ, специфики методики обучения юных гимнасток технике упражнений со скакалкой и булавами, значимости предметной подготовки юных спортсменок, применения методических принципов подготовки спортсменок. Всего было проанализировано 50 источников среди них: авторефераты, диссертации, методические рекомендации, учебные пособия, сборники научных трудов и др. Анализ научной и специальной литературы позволил изучить состояние вопроса, определить цель исследования и поставить конкретные задачи.

2.1.2. Анкетный опрос
Анкетирование проводилось с целью изучения мнений тренеров о методике обучения юных гимнасток упражнениям со скакалкой и булавами с учётом положительного переноса двигательного навыка в художественной гимнастике. В анкетировании приняли участие 34 респондента – тренеры Украины и России по художественной гимнастике.
Все респонденты в зависимости от педагогического стажа были распределены на три группы:
- первая группа- тренеры со стажем работы до 5 лет;
- вторая группа- тренеры со стажем работы 6-15 лет;
- третья группа- тренеры со стажем работы 15 и более лет.

2.1.3. Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось три месяца. Начало тестирования 10 сентября, исходное испытание педагогического тестирования 10 декабря. Тестирование проводилось на базе «СКИФ». В педагогических исследованиях участвовали 10 гимнасток, тренирующихся по программе III-II разряда. Целью педагогического тестирования являлось определение уровня технической подготовленности юных гимнасток упражнений со скакалкой и булавами. В исследовании предлагалось определение уровня владения техники со скакалкой и булавами с учётом положительного переноса.
Таблица 2.1
Двигательные задания для определения уровня технической подготовленности во владении скакалкой и булавами гимнастками III и II разрядов
№ п/п
Двигательные задания
Требования к технике исполнения
Ошибки и отклонения
Сбавки (баллы)

I
СКАКАЛКА



1.
Круги в боковой плоскости
Правой и левой рукой
Неправильная плоскость
0,2

2.
Из и.п. – руки в стороны, выполнить большой лицевой круг книзу, средний круг за головой; оставляя руку согнутой к плечу
Правой и левой рукой
Неправильная плоскость; запутывание вокруг тела
0,2

0,2

3.
Мельница со скакалкой
Локти прямые
Неправильная плоскость
0,2

4.
Эшаппе
Правой и левой рукой
Потеря одного конца
0,3

5.
Манипуляция (спирали) в боковой плоскости после обводки вокруг талии
Правой и левой рукой
Непроизвольное закручивание вокруг тела
0,5

6.
Броски с вращением вперед
Правой и левой рукой
Неправильная плоскость, потеря конца скакалки
0,5

II
БУЛАВЫ



1.
Круги в боковой плоскости
Правой и левой рукой
Неточные движения, неправильная плоскость
0,2

2.
Малые последовательные круги булавами снизу-вверх и большие поочередные круги в боковой плоскости
Правой и левой рукой
Неточные движения или прерванное движение
0,2

3.
Из и.п. – руки в стороны, выполнить большой лицевой круг книзу, средний круг за головой
Правой и левой рукой
Неточные движения или прерванное движение
0,2

4.
Мельницы:
а) мельница с вращением вперед;
б)мельница с вращением назад;
в)круговая мельница.
Локти прямые
Слишком широко разведены руки во время мельницы
0,3

5.
Броски малые (поочередные, параллельные)
Правой и левой рукой



6.
Броски большие (одной и двумя булавами)
Правой и левой рукой
Нарушение синхронности булав во время полета;
потеря 1 булавы
потеря 2 булав
0,3



0,2
0,3


Критерии оценки двигательных заданий: гимнасткам предлагалось выполнять каждое задание 3 раза подряд. Каждое двигательное задание оценивается из 10 баллов, из которых высчитывались все сбавки в диапазоне от 0,1 до 0,5 балла за ошибки, допущенные гимнастками за каждую с учетом выше указанных критериев оценивания.


2.1.4. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент был направлен на проверку эффективности разработанной программы, направленной на обучение юных спортсменок технике упражнений со скакалкой и булавами на основе положительного переноса двигательного навыка. Экспериментальная группа (ЭГ) была в составе из 10 гимнасток «СКИФ», и контрольная группа (КГ). Гимнастки которые принимали участие в педагогическом эксперименте тренировались по программе III-II разряда , гимнастки ЭГ три раза в неделю на протяжении 12 недель выполняли разработанный комплекс упражнений направленный на обучение технике со скакалкой и булавами.
Комплекс выполнялся в основной части занятия, время затрачиваемое на выполнение комплекса в одной тренировке 40 – 60 минут.

2.1.5. Методы математико-статистической обработки полученных данных
Математико-статистическая обработка полученных данных включала расчет статистических параметров по формулам :
среднее арифметическое значение ();
среднее квадратичное отклонение (();
ошибка репрезентативности (m);
коэффициент вариации (V);
коэффициент конкордации (W).
Для установления достоверности различий при сравнении двух независимых результатов применялся параметрический t-критерий Стьюдента.

2.2. Организация исследования
Исследования проводились в четыре этапа, в соответствии с поставленными задачами с сентября 2009 по февраль 2012 гг.
На первом этапе (сентябрь – октябрь 2009) изучалась научно-методическая литература, согласно поставленным задачам, подбирались методы исследований.
На втором этапе (сентябрь - октябрь 2010) проводился анкетный опрос тренеров.
На третьем этапе (ноябрь 2010 – январь 2011) проводилось педагогическое тестирование и педагогический эксперимент с участием 20 гимнасток III и II разрядов по художественной гимнастике.
На четвёртом этапе (февраль – апрель 2011) проводилась статистическая обработка полученных данных и их анализ, а также написание третьего и четвёртого разделов работы, выводов и практических рекомендаций, а также их защитой.



РАЗДЕЛ 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ И БУЛАВАМИ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

3.1. Анализ педагогического опыта подготовки спортсменок во владении со скакалкой и булавами в художественной гимнастике

Посредством анкетного опроса был установлен возраст гимнасток, в котором по мнению тренеров, желательно начинать обучение технике работы скакалкой (рис. 3.1).
Мнения респондентов распределились следующим образом:
- тренеры первой группы с педагогическим стажем работы до 5 лет считают, что необходимо начинать обучение технике работы со скакалкой с 5 лет;
- тренеры второй группы, с педагогическим стажем работы 6-15 лет, указали, что наиболее эффективно начинать обучение технике работы со скакалкой также с 5 лет;
- тренеры третьей группы со стажем работы 15 и более лет, тоже пришли к выводу что наиболее эффективно начинать обучение с 5 лет.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 3.1. Мнения респондентов относительно возраста начала обучения гимнасток технике упражнений со скакалкой (n= 34): первая группа – тренеры со стажем педагогической деятельности до 5 лет, вторая группа – 6 – 15 лет, третья группа – 15 и более лет.

Тренерам предлагалось определить последовательность предметов в художественной гимнастике, которые они включают в программу обучения на начальном этапе (табл. 3.1).

Таблица 3.1
Мнения респондентов относительно последовательности обучения предметов гимнасток на начальном этапе

Предметы
Группы респондентов


1 группа (n=22)
2 группа (n=7)
3 группа (n=5)


(р.
ранг
(р.
ранг
(р.
ранг

скакалка
13
1
4
1
3
1

обруч
16
3
7
3
2
2

мяч
10
2
4
2
4
3

булавы
12
4
5
4
3
4

лента
12
5
5
5
3
5


Респонденты всех трех групп считают что, скакалку нужно включать в программу обучения на начальном этапе первой. Затем, тренеры первой и второй групп считают что нужно вводить мяч, а тренеры третьей группы – обруч. Затем все три группы респондентов считают, что нужно вводить булавы, а после них ленту.
А также был установлен возраст гимнасток, в котором, по мнению тренеров, желательно начинать обучение технике работы булавами (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Тренеры считают, что целесообразней начинать обучение технике с булавами с 7 лет (n=15). 7 респондентов отдали предпочтение обучению технике булав с 8 лет. По мнению 5 респондентов начинать обучение с булавами нужно в зависимости от подготовленности гимнасток.
Респонденты придерживаются принципа положительного переноса двигательного навыка в 76,5% случаев. 23,5% тренеров не соблюдают данный принцип в своей практике (рис. 3.3).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В таблице 3.2 представлены данные анкетного опроса тренеров какие принципы они соблюдают в процессе подготовки гимнасток на начальном этапе обучения с предметами. Самым популярным принципом обучения с предметами на начальном этапе, по мнению всех респондентов является принцип доступности (от легкого к трудному). Второе место по значимости занимает принцип сопряженного воздействия (соответствие и повторение). На третьем месте – принцип научности (от теории к практике). На четвертом месте респонденты отметили принцип «опережения». Пятое место по мнению респондентов занимает принцип прогрессированности (прогнозирование) и последнее место занимает принцип трудности (от сложного к простому), который тренеры считают менее эффективным.
Таблица 3.2
Принципы подготовки гимнасток с предметами на начальном этапе
Принципы
(
Ранг

Принцип «опережения»
7
4

Научности
15
3

Доступности
30
1

Трудности
2
6

Сопряженного воздействия
24
2

Прогрессированности
4
5




3.2. Анализ эффективности комплекса упражнений со скакалкой и булавами, направленного на совершенствование технической подготовленности гимнасток

Эксперементальный комплекс упражнений представляет собой предметный урок. Упражнения в комплексе выполнялись поточно.

Таблица 3.1
Комплекс упражнений, направленных на обучение технике упражнений со скакалкой и булавами

Описание заданий
Дозировка
Орг. – метод. указания

1
2
3
4


СКАКАЛКА

1.
Круги скакалкой правой и левой рукой
10 раз
Боковые и лицевые круги правой, левой рукой

2.
Большой лицевой круг книзу, средний круг за головой
10 раз
Правой и левой рукой, оставляя согнутую руку к плечу

3.
Мельница в боковой плоскости с обводкой на кисти
1 мин.
Локти прямые, следить за плоскостью скакалки

4.
«Эшаппе»

10 раз
Правой и левой рукой

5.
Манипуляция (спирали) в боковой плоскости после обводки вокруг талии
10 раз
Правой и левой рукой

6.
Спираль в лицевой плоскости с отходом назад
1 мин.
Правой и левой рукой

7.
Броски с вращением вперед

10 раз
Правой и левой рукой

8.
Высокий бросок после «мельницы» хватом за середину скакалки с ловлей
10 раз
Скакалка в воздухе раскрытая, при ловле не касаться пола

9.
Бег вперед и назад, вращая скакалку просто и с петлей
1 мин.
Вращение на каждый шаг

10.
Прыжки с двойным вращением вперед
1 мин.
Ноги прямые


БУЛАВЫ


1.
Малые круги в боковой плоскости
8 раз
Правой и левой рукой

2.
Большой круг в боковой плоскости с одновременными малыми кругами булавой
8 раз
Правой и левой рукой, следить за плоскостью

3.

Малые последовательные круги булавами снизу-вверх и большие поочередные круги в боковой плоскости

8 раз
Правой и левой рукой, следить за плоскостью

4.
Круговая мельница
10 раз
Локти прямые

5.
Последовательные лицевые круги книзу и средние за головой – мельница над головой
10 раз
Локти прямые

6.
«Улиты» из и.п. руки в стороны, поочередно выполнить улиты вперед и в и.п. обратным движением
10 раз
Правой и левой рукой

7.
Из и.п. руки в стороны, выполнить большой лицевой круг книзу, средний круг за головой; оставляя руку согнутой к плечу, малый круг спереди и в и.п., поочередно и последовательно
10 раз
Правой и левой рукой

8.
Перекаты от плеча по руке (руки в стороны – книзу)
10 раз
Правой и левой рукой

9.
1 булава в правой руке – 2 малых броска с одним вращением и переброска в левую руку с двумя вращениями в полете, по 4 в боковой плоскости и по 4 с переброской над головой
5 раз
Правой и левой рукой

10.
Параллельные броски 2 булав
10 раз
Правой и левой рукой


Суть педагогического эксперимента заключалась в том, что ЭГ три раза в неделю выполняли разработанный комплекс упражнений со скакалкой и булавами с учетом положительного переноса.
Комплекс выполнялся поточно в основной части тренировки во время части предметного урока. Время на выполнение комплекса за одну тренировку составляло 30-45 минут.
До проведения педагогического эксперимента спортсменки, занимающиеся по программе III-II разряда выполняли двигательные задания для определения уровня их технической подготовленности во владении скакалкой и булавами. Результаты вносились в протоколы (приложения Б, В).






ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
АНКЕТА
Уважаемый респондент, просим Вас ответить на поставленные вопросы для изучения Вашего опыта обучения юных спортсменок технике движений со скакалкой и булавами.

Ф.И.О.(не обязательно) __________________________________
Стаж тренерской работы (лет)_____________________________
Квалификация_________________________________
Укажите в порядке убывания значимости предметы художественной гимнастики , которые Вы включаете в программу обучения на начальном этапе подготовки :
скакалка;
обруч;
мяч;
булавы;
лента.
Как Вы считаете, с какого возраста эффективно начинать обучение технике со скакалкой в художественной гимнастике?
4 года;
5 лет;
6 лет;
7 лет;
Ваш вариант_____________________
Как Вы считаете, с какого возраста эффективно начинать обучение технике с булавами в художественной гимнастике?
4 года;
5 лет;
6 лет;
7 лет;
8 лет;
Ваш вариант_____________________
Используете ли Вы, принцип положительного переноса двигательных навыков при обучении упражнений с предметами в художественной гимнастике?
да;
нет.
Какие принципы Вы соблюдаете в процес се подготовки гимнасток на начальном этапе обучения с предметами? (нужное отметить)
принцип «опережения»;
научности (от теории к практике);;
доступности (от легкого к трудному);
трудности (от сложного к простому);
сопряженного воздействия (соответствие и повторение);
прогрессированности (прогнозирование).
Сколько времени в тренировке Вы уделяете совершенствованию техники работы скакалкой с гимнастками III и II юношеских разрядов?
15 мин.;
30 мин.;
45 мин.;
60 мин;
Ваш вариант______________________
Сколько времени в тренировке Вы уделяете совершенствованию техники работы со скакалкой с гимнастками разряда «юный гимнаст» ?
15 мин.;
30 мин.;
45 мин.;
60 мин;
Ваш вариант_________________
11. Сколько времени в тренировке Вы уделяете совершенствованию техники работы с булавами с гимнастками III и II юношеских разрядов?
15 мин.;
30 мин.;
45 мин.;
60 мин;
Ваш вариант_________________
12. Сколько времени в тренировке Вы уделяете совершенствованию техники работы булавами с гимнастками разряда «юный гимнаст» ?
15 мин;
30 мин.;
45 мин.;
60 мин.




Спасибо!
Дата заполнения ______________


Приложение Б
Результаты педагогического тестирования уровня владения скакалкой и булавами гимнасток экспериментальной группы, в начале и конце эксперимента (n=10)
Инициалы гимнасток
Двигательные задания, количество раз


1
2
3
4
5
6















К.А.













К.С.













С.Е.













Г.И.













Г.М.













Д.Н.













К.В.













М.А.













П.С.













Д.Ю.









































m













V, %














Примечания:

Приложение В
Результаты педагогического тестирования уровня владения скакалкой и булавами гимнасток контрольной группы, в начале и конце эксперимента (n=10)
Инициалы гимнасток
Двигательные задания, количество раз


1
2
3
4
5
6









































































































































































m













V, %














Примечания: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Карпенко Л.А. Компоненты спортивной подготовки в художественной гимнастике /М.; 2003.- С. 14
Лапутин А.Н. Совершенствования технического мастерства спортсменов высокой квалификации. – Наука в Олимпийском спорте. – 1997, К.: Олимпийская литература.- С. 78-83.
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004.- 808 с.
Дячук А.М. Начальная подготовка в художественной гимнастике девочек 7-9 лет с учётом развития восприятия времени : автореф. дис. канд. наук по физ. воспитанию и спорту: (24.00.01) НУФВСУ.- Киев, 2008.- 22 с.
Горбачёва Ж.С., Степанова И.Д. Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике. // Теория и практика физической культуры.- 1997.- №10 – С. 52-54
Бирюк Е.В и др. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами в художественной гимнастике // Гимнастика.- М.: 1983.- С. 60-63.
Журенко И.А. Методы совершенствования специальной двигательной и технической подготовки в художественной гимнастике на этапе начальной спортивной специализации.// Педагогические и социально-философские аспекты физ. Культуры и спорта: Сб. научно-методическая работа.- Харьков.: 1996.- С. 417-419
Обучение упражнениям с предметом в художественной гимнастике: Методические рекомендации. Сост. Н.А. Овчинникова, Бирюк Е.В.-К.: КГИФК, 1990.- 33 с.
Кожевнікова Л., Білокопитова Ж. Критерії оцінки засвоєння спортсменками навичок базових елементів художньої гімнастики. // Актуальні проблеми розвитку руху «Спорт для всіх» у контексті європейської інтеграції України: Матеріали міжнар. наук.- практ. конф. – Тернопіль, 2004.- С. 108-110.
Ветошкина Е.В. О факторах влияющих на спортивно-техническое мастерство гимнасток-художниц / Актуальные проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва к участию в ХХІХ Олимпийских Играх 2008.- Пекин- Минск, 2006.- С. 41-43.
Степанова И.А., Карпенко Л.А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастике /М.; 2003.- С. 102-103.
Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А., Щербакова Н.А. и др. Методические рекомендации художественной гимнастики.- К.: 1982.-77 с.
Гульована Ю. та ін. Визначення кінематичних параметрів техніки вправ з художньої гімнастики // Молода спортивна наука України: зб. наук. пр. з галузі фізкультури та спорту. – Львів.: 2006.- С. 135-140.
Художественная гимнастика: Учебник/ Под ред. Т. Лисицкой. – М.: Физкультура и спорт, 1982.- 232 с.
Титаренко А.А. Застосування «предметних уроків» з учнями молодшого шкільного віку, як засіб оволодіння та стійкого перенесення навички в подальшому навчанні координаційним вправам // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету. – Чернігів, 2006.- Вип.. 35.- Серія: педагогічні науки. С. 170-173
Художественная гимнастика: Правила соревнований.- Женева: ФИЖ, 2007.- 135 с.
Белых С.И. Общие основы технической подготовки // Методические рекомендации.- Донецк: Дон. НУ, 2005.- 44 с.
Гулбани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям(на примере обучений с обручем): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04/ ГЦОЛИФК.- М., 1986.- 24 с.
Белокопытова Ж.А. Содержание учебно-тренировочного процесса юных гимнасток в группах начальной подготовки ДЮСШ по художественной гимнастике: учебно-методическое пособие / НУФВСУ.- К.: 2003.- 40 с.
Основы технической подготовки в художественной гимнастике // Метод. рекомендации./ Сост. Н.А. Овчинникова – К., 1991.- 26 с.
Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки на уровне высших дострижений в художественной гимнастике. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы 11 международного науч. конгресса : в 4 ч.- Минск, 2007.- Ч.1.- С. 182-185.
Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах в художественной гимнастике : автореф. дис. канд. наук.: 13.00.04/ ГИФК им П.Ф. Лесгафта – Санкт-Петербург, 1992.- 20 с.
Рукавицына С.Л. Классификация ошибок исполнения бросковых упражнений в художественной гимнастике / С.Л. Рукавицына // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФК и СРБ по итогам науч.- исслед. Работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры.- Минск, 2004.- 594 с.
Загревский В.И., Лавшук Д.А., Загревский О.И. Технология поиска оптимальной техники гимнастических упражнений в имитационном математическом моделировании движений человека // Теория и практика физической культуры.- 2007.- № 3.- С. 68-71.
Почтар О.М. Удосконалення технічної майстерності гімнасток-художниць // Чернігівський держ. пед. Ун-тім. Т.Г. Шевченка. Вісник Чернігівського держ. пед. у-ту. Чернігів, 2006.- С. 299-302.
Полищук Т.А. Формирование навыков динамического равновесия у спортсменок в художественной гимнастике на этапе предсоревновательной подготовки: Диссертация кандидата наук по физическому воспитанию и спорту: 24.00.01.- К., 1998.- 216 с.
Андреева Н.О. Проблема совершенствования техники бросков у спортсменок на этапе специализированной базовой подготовки в художественной гимнастике/ Н.О. Андреева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы 13 междунар. науч. конгресса, Алма-Ата, 2009. Т. 1.: Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта.- С. 454-456.
Карпенко Л.А. Компоненты спортивной подготовки в художественной гимнастике /М.; 2003.- С. 19-20.
Степанова И.А., Карпенко Л.А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастике /М.; 2003.- с. 112
Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к выполнению упражнений с предметами / Е.С. Николаева // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Междунар. науч.- практ. конф.- Белгород, 2007.- С. 319-321.
Байер В.В., Муллагиевдина А.Я. Составление тренировочных комбинаций на различные виды координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов.- Харьков: ХГАДИ, 2004.- № 2.- С. 31-36.
Леонова В.А. Через науку к олимпийским вершинам.- Харьков.: ОВС, 2003.- 352 с.
Художественная гимнастика. Методика проведения уроков совершенствования движений с предметами / Сост. Н.А. Овчинникова, Л.А. Карпенко.- М.; 2003- С. 322-325.
Винер И.А., Карпенко Л.А. Особенности современной художественной гімнастики / М.: 2003.- С. 10.
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младшего школьного возраста / Л.А. Смирнова.- Москва: ВЛАДОС, 2003.- 320 с.: ил.- (Библ. учителя физической культуры)
Степанова И.А., Карпенко Л.А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастике /М.; 2003.- С. 154-155.
Степанова И.А., Карпенко Л.А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастике /М.; 2003.- С. 157-159.
Бексентова А. Методика симметричного обучения в художественной гимнастике // Олімпійський спорт для всіх: IX Міжнар. наук. конгресс: Тези доповідей – К.: Олімпійська літ., 2005.- С. 313.
Шачнева Л.М. Развитие симметрии движений у девочек обучающихся художественной гимнастикой // Развитие двигательных способностей у детей.- М., 1976.- С. 209-210.
Андрєєва Р. Дослідження структури та техніки кидкових рухів з обручем у художній гімнастиці / Р. Андрєєва, В. Леонова //Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві: зб. наук.праць Волинського НУ ім. Лесі Українки, Т. 3. - Луцьк, 2008. – С. 176-178.
Емчук И. Пути совершенствования технической подготовки в спорте // Материалы международной научной конференции ( Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы), Москва, 1998.- С. 263-264
Факторы определяющие эффективность начальной подготовки в художественной гимнастике. / Ж.А. Белокопытова, А.М. Дячук // Физическое воспитание студентов – 2010 - № 2 – С. 24-27
Губа В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. 2000.- № 9.- С. 28-31.
Власова Л.Г. Перспективы реализации принципа сопряжённого воздействия и прочности при обучении упражнениям в художественной гимнастике // Научные основы многолетнего планирования тренировочного процесса и подготовки олимпийского резерва [Республиканская научно-практическая конференция]. – Днепропетровск, 1983. – С. 202-205.
Балабанова Е.С. Анализ ошибок техники выполнения гимнастками соревновательных упражнений с предметами // Олімпійський спорт і спорт для всіх : IX Междун. Наук. Конгрес.: Тези доповідей.- К.: Олімпійська література, 2005.- С. 311
Художественная гимнастика / (науч. ред. Л.А. Карпенко), М.: 2003.- С. 206-208.
Алекперов С.А., Образцова Н.О., Базовая основа бросковых движений в художественной гимнастике // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации: сб. научн. ст.- Алма-Ата, 1990.- С. 74-77.
Балобон В.Н. Методика обучения гимнастическим упражнениям. Лекция.- К.: КГИФК, 1991.- 24 с.
Андреєва Р. Проблеми предметної підготовки в художній гімнастиці / Р. Андреєва, В. Леонова // Актуальні проблеми юнацького спорту : матеріали 6 Всеукр. наук. практ. конф.- Херсон, 2008.- С. 115-118
Шельчук Н. Определение важних физических качеств, которые влияют на урівень спортивного майстерства в художественной гимнастике // Молодая спортивная наука Украины: Сб. научн. Ст.. вып. № 5.- Львов: ЛДИФК, 2001.- С. 410-412.














13PAGE 15


13PAGE 143315



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415






Root Entry

Приложенные файлы

  • doc 259760
    Размер файла: 657 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий