Объемно-пространственная композиция. Лекции

Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет





ОБЪЕМНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ

Лекционный курс

Методические указания для студентов

13 EMBED Photoshop.Image.9 \s 1415


Красноярск
СФУ
2012

УДК 721.011
ББК 85.11
И




Рецензенты: Е.А. Коробкова, старший преподаватель кафедры Дизайн архитектурной среды Института архитектуры и дизайна СФУ



Составитель Истомина С.А.


ИОбъемно-пространственная композиция. Лекционный курс: Методические указания для студентов /С.А.Истомина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 19 с.

Лекционный курс освещает категории и средства композиции в дизайне, которые используются студентами на практических занятиях по данной дисциплине и служат в дальнейшем теоретической основой для их творческой проектной деятельности. Методические указания предназначены для студентов специальности 270302.65- Дизайн архитектурной среды.


УДК 721.011
ББК 85.11
© Сибирский
федеральный
университет, 2012





ВВЕДЕНИЕ


Методические указания предназначены для самостоятельного изучения теоретической части дисциплины «Объемно-пространственная композиция».
Целью лекционного курса дисциплины является получение студентами теоретических знаний по формированию художественно выразительных форм с использованием различных средств композиции.
Структура методических указаний содержит Модуль 1. Категории и средства композиции, в составе которого девять тем лекционных занятий (каждое занятие сопровождается вопросами для самопроверки), вопросы к зачету, литературу.


МОДУЛЬ 1. КАТЕГОРИИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Лекция 1.
Понятие композиции. Геометрический вид, семантика форм

Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Объемно-пространственное моделирование в дизайне служит нескольким целям. Во-первых, оно представляет собой форму демонстрации проектного замысла; во-вторых, является основой формирования языка дизайна; в- третьих, служит инструментом визуального мышления.
В процессе обучения объемное моделирование развивает художественно-конструктивное воображение, творческую фантазию, способность профессионально оценивать эстетические качества создаваемых форм.
Геометрический вид формы определяется:
1. Соотношением величин измерения формы по трем координатам.
Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы – куб, шар, -где все три измерения равны.
Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчинении (малой) третьей. Наиболее типичное и предельное состояние плоскостной формы – квадрат, где измерения по двум координатам равны, а по третьей предельно мало.
Линейная форма характеризуется преобладанием одного измерения над другими предельно малыми по величине.
2. Характером поверхностей, ограничивающих форму: прямолинейные, криволинейные, ломанные.
Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном ее характере имеет следующие предельные состояния: линия, окружность, плоскость, цилиндрическая поверхность. В указанных пределах может быть развернут бесконечный ряд промежуточных состояний формы по данному признаку или свойству.
Величина формы рассматривается в соотношении с человеком или с другими формами.
Положение формы в пространстве определяется местом ее нахождения по отношению к зрителю в фронтальной, профильной или горизонтальной плоскостях. Формы могут находиться по отношению друг к другу или зрителю ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа.
Формы в нашем представлении связываются с определенными ощущениями и ассоциациями, то есть обладают семантикой. Геометрический вид формы может вызывать у людей ассоциативные воспоминания того или иного предмета, где он исторически закреплен наиболее частым применением. Материал, цвет формы также могут вызывать устойчивые различные воспоминания, поэтому форма может иметь семантическое поле из разных ассоциаций. С развитием предметного мира семантика формы может меняться.
В дизайнерском проектировании различают три формы предмета:
функциональную, или утилитарную, определяемую назначением предмета;
конструктивную, требующую знания физических, механических свойств материалов;
эстетическую, отвечающую высокому художественному вкусу.
Работая над всеми тремя формами, чтобы достичь гармоничного единства, дизайнер использует композиционные закономерности.

Вопросы для самопроверки:
1. Что такое «композиция» и зачем необходимо объемно-пространственное моделирование?
2. Приведите примеры объемной формы, плоскостной формы, линейной формы.
3. Приведите примеры форм с прямолинейной поверхностью, криволинейной поверхностью, ломанной поверхностью.
4. Проанализируйте величины различных форм в окружающей среде, выделите малые формы, большие формы, соотнесите их размеры со своим телом.
5. Оцените выразительность различных ракурсов форм предметной среды в интерьере в зависимости их расположения.
6. Что такое «семантика» формы?
7. Синтез каких форм предмета является условием гармоничного композиционного единства?
Лекция 2.
Пропорции и пропорционирование в композиции

Пропорции – это средство создания художественного единства элементов объемно-пространственной формы или размерные отношения элементов формы. Притягательная сила пропорций в эффекте гармонизации. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но, если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.
Известные закономерности или гармонические отношения пространственных величин можно разделить на две группы: простые, строящиеся на отношениях простых числе, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.
Простыми отношениями называются такие, в которых зависимость двух величин выражается дробным числом, где числитель и знаменатель – целые числа. На отношении 1:1 строятся простейшие геометрические формы: квадрат и куб. Кратные отношения 1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6 – дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз, меньшая величина в этом случае служит модулем (единицей измерения) большей. Простые отношения – 2:3, 3:4, 2:5, 3:5, 4:5, 5:6 – содержат в себе модуль, укладывающийся целое и небольшое число раз в каждой пространственной форме, входящей в отношение.
Иррациональные отношения основываются на геометрической закономерности их построения: отношение диагонали квадрата к его стороне; отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания.
В подобных прямоугольниках диагонали или параллельны (прямая пропорция) или перпендикулярны друг к другу (обратная пропорция).
Правомерны два подхода к пропорционированию в предметной среде. Первый строится на относительной свободе дизайнера в выборе пропорций, когда он может их задавать, идя от формы к конструкции, например, при проектировании мебели. Иного подхода требуют изделия со сложной объемно-пространственной структурой, размерные отношения которых определяются функциональными, конструктивными, эргономическими условиями. Здесь дизайнер на всех стадиях проработки должен во время корректировать пропорциональных строй формы и ее частей.

Вопросы для самопроверки:
1. Что такое пропорции формы?
2. Какие виды пропорций форм используются в объемно-пространственном моделировании?
3. Что такое «прямая» и «обратная» пропорции?


Лекция 3.
Метрический повтор в композиции

Метрический повтор в композиции (или метр) – неоднократное и с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы могут носить разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент либо одновременно два или несколько разных элементов, каждый со своим шагом чередования и т.д.
Метрический ряд, в котором повторяется один и тот же элемент называется простым. Характер такого ряда зависит от соотношения его элементов и интервалов между ними, т.е. степени массивности (плотности) или пространственности (разреженности) ряда в целом.
Изменение массивности (плотности заполнения пространства) в метрических рядах может носить различный характер:
изменяется отношение ширины элемента к ширине интервала при неизменном расстоянии между осями элементов;
изменяется расстояние между осями элементов.
Метрический ряд, который образуется при сочетании двух или более простых метрических рядов, называется сложным. Сложные метрические ряды делятся на три группы:
Ряды форм, образующих сложный метрический порядок, по интервалам же ряды строятся как простые. Ряды строятся как чередование двух неравных элементов (под неравенством элементов понимается неравенство одних свойств и равенство других). Дальнейшее усложнение метрического ряда, состоящего из двух неравных элементов, идет как по пути увеличения числа повторяемых равных смежных элементов, так и по пути усложнения их чередования. Повторяющуюся группу элементов можно назвать периодом сложного метрического ряда.
Ряды чередующихся равных форм и неравных интервалов. Усложнение метрического ряда при двух неравных интервалах идет по пути увеличения числа смежных повторений больших и меньших интервалов и по пути сочетания различного числа этих повторений.
Ряды, образуемые при сочетании сложных вышерассмотренных метрических рядов. В этих рядах чередуются неравные элементы и неравные интервалы.

Вопросы для самопроверки:
1. Что такое метрический повтор в композиции?
2. Приведите примеры простых метрических рядов.
3. Приведите примеры сложных метрических рядов.



Лекция 4.
Ритм в композиции

Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях чередующихся элементов – в нарастании или убывании частей, в сгущении или разрежении структуры, силы тона, объема или площади. Ритм проявляется в закономерном изменении последовательности частей, и зрительная реакция на него – это восприятие «порядка», но порядка не метрического, а ритмического.
Простым ритмическим рядам свойственны математические закономерности.
Геометрическая прогрессия. При построении ряда сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда, например, интервал возрастает вдвое. Величина соотношения между соседними членами ряда может быть целым, дробным или иррациональным числом. При величине соотношения, равном единице, ряд превращается в метрический. При увеличении этого соотношения возникает и возрастает контраст между соседними членами ряда. Предел увеличения определяется конкретными условиями, превышая его, можно нарушить связь между частями ряда - он зрительно теряет целостность.
Арифметическая прогрессия. Простейшим выражением ее будет такой ряд, величины элементов которого строятся на отношении чисел 1, 2, 3, 4, 5 По мере возрастания ряда соотношения между соседними членами становятся более нюансными, приближаясь в пределе к равенству. Ряд в данном случае характеризуется тем, что постоянной величиной служит не соотношение соседних членов ряда, а разность между ними. Разностью может быть как целое, так и дробное число.
Ускоренное возрастание или замедленное убывание. Если величину соотношения соседних членов ряда назвать скоростью изменения элементов ряда, то пропорциональный ряд будет иметь равномерную скорость изменения, т.е. его можно характеризовать как ряд замедленно возрастающий или ускоренно убывающий. Построение таких рядов легче всего осуществляется методом проекций, например, перспективной проекции метрического ряда.
Сложные ритмические ряды образуются в результате сочетания простых и могут быть разделены на три основные группы:
Ритмические ряды как сочетание простых или сложных метрических рядов, когда элементом ритмического ряда служит метрический ряд. Количество и величины элементов, интервалов между ними – это основные признаки, определяющие характер таких рядов. Разнообразие композиции может идти по пути усложнения метрических рядов, составляющих сложный ритмический ряд. Ритмический ряд образуется также наложением одного метрического ряда на другой с различным числом элементов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов.
Ритмические ряды как сочетание метрических и ритмических рядов. Это такое сочетание, при котором происходит их совмещение (наложение). Так соединяются два ряда, один из которых возрастает влево, другой – вправо. Ритм возникает как система ритмических акцентов метрического ряда. В этом случае ряды могут быть определены как ритм на метрической основе. Ритмизацией метра достигается большая выразительность композиции в целом. С другой стороны, метрическая основа создает большую ясность ритмического порядка во взаимном расположении пространственных форм и их элементов.
Сочетание ритмических рядов. Сложные ритмические ряды, полученные в результате сочетания простых ритмических рядов, могут строиться в тех же двух основных направлениях, путем совмещения (наложения) ритмических рядов и образования сложного ритмического ряда, элементами которого в свою очередь служат ритмические ряды. При совмещении ритмических рядов возможны два основных случая: параллельность и встречность сочетаемых рядов.

Вопросы для самопроверки:
1. Что такое ритмический ряд?
2. Чем отличается ритмический ряд от метрического ряда?
3. Приведите примеры простых ритмических рядов.
4. Приведите примеры сложных ритмических рядов.


Лекция 5.
Масштабность формы.
Масса и весовые отношения, статичность и динамичность формы

Масштабность является важным средством композиции, одним из начал, организующих форму, и связана с пропорционированием. Предметная среда масштабна, если она, соотнесена с человеком, и немасштабна, когда в ней отсутствуют элементы, по которым можно судить о незримом присутствии человека. Не масштабность – один из распространенных недостатков многих форм. Отступление от размерной системы, связанной с антропометрией могут, оказаться одной из причин такого явления.
Существенное значение для выявления масштабности имеет соразмерность вещи по отношению к окружающему пространству и к другим формам.
Масштабность вещи предполагает также отражение в форме ее истинной тяжести.
Все формы обладают массой. Это свойство может изменяться в следующих направлениях:
С изменением формы по величине, большей по величине форме соответствует большая масса.
В зависимости от распределения массы по трем координатам пространства. Максимальной массой обладают куб, шар или другие объемные формы, размеры которых по трем координатам приближаются к равенству. Минимальной массой обладают линейные формы.
В зависимости от степени плотности заполнения формы. С одной стороны разреженное заполнение формы, с другой – максимальное заполнение формы. Когда плотность заполнения массой формы такова, что структура ее уже не воспринимается, то массивность формы зрительно уменьшается.
В зависимости от величины пространства в пределах данной формы (пространство доминирует над заполненной частью, пространство минимально по сравнению с заполненной частью).
Масса обладает тяжестью (весомостью), которая в различных условиях может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. Важным свойством композиции является ее равновесие – такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие неадекватно равенству величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно центра.
Статичность – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным, определяющим композицию качеством.
Динамика возникает не только в результате неравных отношений в измерениях формы, но также и в зависимости от неравных соотношений по другим качествам.

Вопросы для самопроверки:
1. Каковы признаки масштабности и немасштабности формы?
2. Перечислите композиционные приемы зрительного увеличения массы формы.
3. Что такое композиционное равновесие?
4. Приведите примеры статичных форм.
5. Приведите примеры динамичных форм.





Лекция 6.
Цвет в композиции

Цвет – одно из самых «субъективных» средств композиции, но одной лишь интуиции недостаточно, особенно при проектировании сложного комплекса вещей, насыщенного разнообразными формами. Цвет – это свойство предметов отражать одни световые лучи и поглощать другие. Все цвета делятся на ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические (остальные). Белый цвет состоит из трех основных цветов: желтого, красного и синего. Любой составной цвет получается путем смешения двух основных цветов и называется дополнительным по отношению к третьему первоначальному. Например, фиолетовый (составной) является дополнительным к желтому (основному) и получается путем смешения двух основных цветов: синего и красного. Зеленый и оранжевый – также составные цвета. Дополнительные цвета усиливают друг друга и создают хроматический контраст.
Каждый цвет, взятый сам по себе, обладает так называемыми собственными качествами, обусловленными его физической природой:
Тон – это светосила цвета. Черный, серый, белый – основа всякого тонального изменения.
Светлота – это способность цветной поверхности отражать большее или меньшее количество падающих лучей света.
Цветовым тоном называется свойство цвета, позволяющее глазу человека воспринимать его хроматическую составляющую.
Насыщенностью хроматического цвета называют способность его сохранять свой цветовой тон при введении в его состав различных количеств серого ахроматического цвета, равного ему по светлоте.
Чистотой цветового тона называется изменение яркости цвета под влиянием большего или меньшего количества ахроматического света (от черного до белого).
Кроме того, есть у отдельного цвета и еще ряд свойств, которые принято называть несобственными: вес, температура, динамизм и другие, природа которых окончательно еще не выяснена. Но именно они наиболее эффективно используются в творческой практике дизайнеров.
Композиционно ряды элементов пространственных форм по цвету могут быть построены в трех основных направлениях.
Ряд ахроматических тонов – в пределах от белого до черного цвета.
Ряд хроматических тонов (цвета спектра):
в теплой гамме (желтый-оранжевый-красный с их промежуточными состояниями);
в холодной гамме (зеленый-синий-фиолетовый с их промежуточными состояниями);
в пределах двух дополнительных цветов (синий-оранжевый, зеленый-красный, фиолетовый-желтый).
3. Ряды от хроматических к ахроматическим тонам (например, от красного к белому, от красного к серому или от красного к черному).
Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций, хотя они подвержены моде подобно цвету одежды. В дизайнерской аранжировке главную роль играют, как правило, теплые и светлые тона, а темные и холодные – подчиненную. Хроматические тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.

Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные цвета?
2. Какие цвета называют составными?
3. Какие цвета являются дополнительными к следующим цветам: желтому, синему, красному?
4. Что такое тон?
5. Проанализируйте, в какой цветовой гамме выполнен интерьер вашей комнаты?


Лекция 7.
Виды симметрии в композиции

Симметрия – одно из наиболее ярких и наглядных свойств композиции. Симметрия форм предполагает геометрическое и физическое равенство его частей. Под геометрическим равенством в данном случае подразумевается либо совместимость, либо зеркальность.
Различают несколько видов симметрии в композиции:
Зеркальная симметрия – классическая симметрия левого и правого, когда одна половина формы является зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, т.е. плоскость симметрии, как правило, вертикальная. Совмещение частей формы может происходить лишь поворотом одной фигуры по отношению к другой на 180 градусов. Часто используют прием, когда плоскостью зеркального отражения служит горизонтальная плоскость.
Зеркально-тождественная симметрия, когда по обе стороны оси равновесия расположены на равных расстояниях тождественные формы, одинаков ориентированные во всех направлениях пространства, т.е. правильные фигуры – квадрат, правильный треугольник, правильный шестигранник, куб, тетраэдр, октаэдр и др. Особенность этого вида симметрии заключается в том, что фигуры (или формы), расположенные слева и справа от оси равновесия, могут совмещаться не только поворотом на 180 градусов, как в случае с зеркальной симметрией, но и простым смещением по направлению одна к другой, как при совмещении фигур, воспринимаемых нашим левым и правым глазом.
Центрально-осевая симметрия – симметрия относительно центральной вертикальной оси, линии пересечения двух или большего числа вертикальных плоскостей симметрии. Форма при этом состоит из равных частей, которые совмещаются при повороте вокруг вертикальной оси, на плане совпадающей с геометрическим центром композиции. Порядок оси – число совмещений одинаковых элементов при полном обороте. Квадрат имеет четвертную ось, шестиугольник – шестерную, восьмиугольник – восьмерную и т.д. Окружность имеет ось симметрии бесконечного порядка.
Переносная симметрия – простейшее преобразование, приводящее к бесконечным фигурам, - перенос вдоль прямой на отрезок конечной длины. Направляющая называется осью переносов, интервалы – периодами трансляции. Полученная фигура в специальной литературе обозначается термином «бордюр». Причем, если вдоль оси переносится несимметричный элемент, то говорят о полярности оси. Это означает, что свойства линейного орнамента (бордюра) в одном направлении иные, чем в обратном. Тем самым в зависимости от рисунка переносимой фигуры подчеркивается поступательное движение в одном направлении.
Симметрия сетчатых орнаментов и плотных упаковок – для этого понятия требуется описание и анализ однородных, состоящих из одинаковых элементов, структур, как объемных, так и плоскостных.
Симметрия подобия. В соответствии с характером преобразования фигур различают изометрические и неизометрические (аффинные, проективные) группы симметрии.
Винтовая симметрия. Спираль. Фигура обладает винтовой осью симметрии, если она приходит в совмещение сама с собой после произведенных последовательно двух операций: поворота на угол и переноса на расстояние первого элемента вдоль оси поворота. Так как закручивание можно производить вправо и влево, то различают винтовые оси правые и левые.
Спираль представляет собой геометрическое место точек, которые удовлетворяют единому правилу построения, как, например, в архимедовой спирали.
Цветная симметрия – ее изобретателем считается М.Эшер.
С точки зрения математики асимметрия – лишь отсутствие симметрии. В композиции симметрия асимметрия – это два противоположных свойства формы. Частично нарушенная симметрия, где выпадает один из ее элементов, называется диссимметрией. Система нерегулярности строений, заключенных в абсолютно регулярную оболочку, называется квазисимметрией.

Вопросы для самопроверки:
1. Как проявляется симметрия в композиции?
2. Какие виды симметрии вы использовали курсовом проектировании?
3. Назовите основной признак асимметрии.

Лекция 8.
Пластика, фактура и текстура формы. Контраст и нюанс

Пластика формы характеризует, прежде всего, особенности ее объемно-пространственной структуры, определяя рельефность, глубинность, насыщенность тенями и светом. Пластичная форма – это форма рельефная, скульптурная с мягкими переходами основных образующих линий. И наоборот: форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная светотеневая структура. Приближая к себе одну плоскость, чуть-чуть заглубляя другую, перемещая один объем по отношению к другому, дизайнер лепит форму, следя за распределением теней и света.
Световой контраст – резко выраженная противоположность светлой и темной поверхностей. Различают пограничный (или краевой) контраст – взаимное усиление, наблюдаемое по краям граничащих друг с другом поверхностей.
Рефлекс (лат. «отражение») – оттенок, наблюдаемый на поверхности тела, если на него падает свет, который собой «окрашивает» предмет в этом месте.
Блик (нем. «взгляд») – на зеркальной поверхности предмета светлое пятно, являющееся местом отражения самого источника света.
Под фактурой понимается строение поверхности формы. Различают три вида отражения света непрозрачными поверхностями:
зеркальное, когда лучи света отражают от поверхности полностью под тем же углом, под каким падают на нее;
матовое, или рассеянное, когда лучи отражаются под различными углами;
смешанное, или глянцевое, когда лучи отражаются и зеркально, и рассеянно.
В отличие от фактуры текстура – это внутреннее строение материала.
Контраст – противопоставление, борьба разных начал в композиции -одно из наиболее широко используемых средств в руках дизайнера. Контраст активизирует любую форму, однако контрастность - не гарантия гармонии. Чтобы ее добиться, объективное контрастное начало нужно подчинить интересам композиции, сопроводить контраст нюансом, найти необходимую меру контраста. При слишком резком, жестком контрасте, когда отсутствует переход от одной части формы к другой возникает опасность утраты композиционной связи элементов, а значит, и целостность формы: она может зрительно распасться на две части.
Контраст неразрывно связан со своим антиподом в композиции – нюансом. Не сопровождаемый тонкими нюансными отношениями, переходами между контрастирующими элементами, контраст может не только огрубить форму, сделав ее примитивно-схематичной, но и разрушить целостность. Однако, все дело в том, что нюанс сопровождает контраст. Нюансировка не должна развиваться сама по себе, независимо от контрастирующих начал. Нюанс как средство композиции проявляется в пропорциях, ритме, в цветовых и тональных отношениях, декоре, пластике, в построении поверхностей со сложными лекальными образующими. Нюансировка – это главное, что делает форму элегантной.

Вопросы для самопроверки:
1. Что такое пластика формы?
2. Приведите примеры фактур.
3. Приведите примеры текстур.
4. Составьте 6 пар контрастных качеств различной природы.
5. Проанализируйте приемы нюансировки в современных формах предметной среды.

Лекция 9.
Объемно-пространственная структура и морфология формы

Эстетически осмысленная взаимосвязь формы с его внутренним строением и внешним пространством является важнейшей категорией композиции и называется объемно-пространственной структурой. Понятие «объемно-пространственная структура» чаще всего применяется для архитектурных объектов, в дизайне используют термин «морфология формы» - структура формы, ее элементы и связи между ними. Пространство – равноправный с объемом элемент композиции, и дизайнер должен уметь организовать не только материально ощутимую форму, но пространство, входящее с нею в контакт.
Отношения объема и пространства различно воздействуют на зрителя в зависимости от ракурсов восприятия объемно-пространственной структуры, ее абсолютных размеров. В процессе формообразования дизайнер постоянно имеет дело с масштабами пространства, с его специфическими закономерностями.
По признаку взаимодействия форм и пространства различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Каждый из этих видов композиции имеет свои особенности по структуре и восприятию их зрителем.
Фронтальная композиция имеет такое развитие структуры, при которой композиционные связи элементов формы строятся по двум фронтальным координатам пространства: по вертикали и горизонтали. Построение элементов по глубинной координате здесь имеет подчиненное значение. Такой вид композиции представляет собой плоская поверхность, фронтально расположенная к главной точке зрения. Элементы такой композиции не развиваются в глубину, а могут принимать форму рельефа, не намного выступающие или западающие по отношению к основной поверхности.
Объемная композиция характеризуется такой структурой, при которой ее массы развиваются по трем координатам пространства и образуют трехмерную форму с относительно равными ее размерами по всем трем направлениям. Структура отличается относительно замкнутой поверхностью, организующей «движение вокруг себя». Такая композиция создается в основном в расчете на восприятие ее со всех сторон.
Глубинно-пространственная композиция характеризуется развитием своей структуры по трем координатам и организацией внутреннего пространства, рассчитанного на его восприятие человеком, идущего в глубину композиции.

Вопросы для самопроверки:
1. В какой область архитектурно-дизайнерского творчества применяется термин «объемно-пространственная структура»?
2. В какой области архитектурно-дизайнерского творчества используется термин «морфология формы»?
3. Какие виды композиций вы знаете?
4. Какими особенностями отличается фронтальная композиция?
5. Какими особенностями отличается объемная композиция?
6. Какими особенностями отличается глубинно-пространственная композиция?

















ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине
Объемно-пространственная композиция


Понятие композиции. Геометрический вид формы. Семантика формы. Формы предмета.
Метрический повтор в композиции. Простые метрические ряды
Сложные метрические ряды
Ритм в композиции. Простые ритмические ряды. Построение ритмических рядов по цвету
Построение сложных ритмических рядов
Простые пропорции в композиции
Иррациональные пропорции в композиции
Построение прямых и обратных пропорций
Пропорция «золотого сечения». Деление отрезка в пропорции «золотого сечения»
Построение прямоугольника в пропорции «золотого сечения»
Масштабность как средство композиции. Модулор Ле Корбюзье – инструмент для проектирования искусственной среды
Цвет в композиции. Цветовой круг Гете
Цветовой круг Освальда и принципы сочетания цветов в композиции
Использование цветового шара в подборе цветов при проектировании
Качества и свойства цвета: тон, светлота, цветовой тон, насыщенность хроматического цвета и др.
Психофизиологическое воздействие цвета. Симультанный контраст
Типы цветовых контрастов в композиции
Зеркальная и зеркально-тождественная симметрия в композициях
Центрально-осевая симметрия в композициях
Переносная симметрия в композициях
Симметрия сетчатых орнаментов
Симметрия подобия и цветная симметрия
Пластика формы и освещение в композиции
Фактура и текстура в композиции
Контраст и нюанс в композиции
Статичность и динамичность форм
Масса и весовые отношения в композиции
Понятие объемно-пространственной структуры в композиции
Фронтальная композиция и ее характеристики
Объемная композиция и ее характеристики
Глубинно-пространственная композиция и ее характеристики


ЛИТЕРАТУРА


1. Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Все об оригами/ С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М.: СПб: ООО «СЭКЭО «Кристалл»», 2006.
2. Власов, В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства/ В.Г.Власов. - М.: СПб.: Образование, 1997.
3. Голубева, О.Л. Основы композиции/ О.Л. Голубева. - М.: Изобразительное искусство, 2001.
4. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования:учеб.пособие/Д.Л.Мелодинский.- М.: Архитеуктура-С, 2004. – 312 с.:ил.
5. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов/А.В.Степанов, В.И.Мальгин, Г.И.Иванова и др.; под ред.А.В.Степанова. 3-е изд., стер. –М.: Архитектура-С, 2004. – 256 с.: ил.
6. Стасюк, Н.Г. Основы архитектурной композиции [Электронный ресурс]: учеб.пособие/Н.К.Стасюк, Т.Ю.Киселева, И.Г.Ордова; Моск.архит.-худож.ин-т. – 2-е изд. –Электрон.дан. –М.: Аръхитектура-С, 2004. - 96 с.
7. Сомов, Ю.С. Композиция в технике/Ю.С.Сомов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Машиностроение», 1987.
8. Чернышев, О.В. Формальная композиция: Творческий практикум/ О.В.Чернышев. – Минск.: Харвест, 1999.-312 с.: ил.
9. Чинь, Франсис Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция:учебник/ Франсис Д.К. Чинь; пер. с англ. Е. Нетесовой.- М.: АСТ: Астрель, 2005.- 399 с.
10. Encyclopedia of paper-folding designs.- Tokyo: PIE BOOKS.-2001.

















ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ...3
МОДУЛЬ 1. КАТЕГОРИИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ.3
Лекция 1. Понятие композиции. Геометрический вид, семантика
формы.3
Лекция 2. Пропорции и пропорционирование... 5
Лекция 3. Метрический повтор в композиции .. 6
Лекция 4. Ритм в композиции . 7
Лекция 5. Масштабность формы. Масса и весовые отношения,
статичность и динамичность формы .8
Лекция 6. Цвет в композиции..10
Лекция 7. Виды симметрии в композиции 11
Лекция 8. Пластика, фактура и текстура. Контраст и нюанс ..12
Лекция 9. Объемно-пространственная композиция и морфология
формы13

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 16
ЛИТЕРАТУРА . 17
























Учебно-методическое издание


Истомина Светлана Анатольевна
Объемно-пространственная композиция
Лекционный курс
Методические указания для студентов



Редактор И.О. Фамилия
Корректор И.О.Фамилия
Компьютерная верстка: И.О.Фамилия

Подписано в печать (дата) 2012 г. Формат 60х84/16. (А5)
Бумага офсетная. Печать плоская.
Усл. печ. л. ?? (количество страниц/16).
Тираж 100 экз. Заказ ????. (Дает РИО)






Редакционно-издательский отдел
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail [email protected]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Отпечатано Полиграфическим центром
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а
Тел/факс (391)249-74-81, 249-73-55
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; http://ilib.sfu-kras.ru












13PAGE 15


13PAGE 141915




Root Entry

Приложенные файлы

  • doc 7266701
    Размер файла: 648 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий