Анализ формирования и развития религиозной идентичности на материале «Исповеди» Аврелия Августина. А.Г. Еманов, С.А. Домашова..


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
2009.
¹
7
Александр Георгиевич еМАнов —
зав. кафедрой археологии,
истории древнего мира и средних веков,
доктор исторических наук, профессор
светлана Анатольевна ДоМАШовА —
истории древнего мира и средних веков
Институт истории и политических наук
тюменский государственный университет
УДК 94: 27–789.4
татья посвящена исследованию процесса формирования и измене
ния религиозной идентичности индивида.
основе работы лежит анализ «Исповеди»
Блаженного Августина — источника, повествующего о духовном поиске человека.
Summary.
This article is devoted to the problem of religious identity formation and
source of information, describing individual’s spiritual search.
Ключевые слов
«Исповедь», Блаженный Августин, Аврелий Августин, рели
гиозная идентичность, ересь, религиозный авторитет, вера, самоидентификация.
Key word
heterodoxy, religious authority, faith, self-identi�cation.
Данная статья посвящена рассмотрению «Исповеди» Августина в контексте
формирования и изменения религиозной идентичности. в современных исследо
вательских дискурсах возрастающую актуальность приобретает концепт религиоз
аспекты религиозной принадлежности. современное поликонфессиональное миро
вое сообщество в условиях глобализации нуждается в изучении механизмов раз
вития и существования религиозной идентичности для разработки способов нор
мализации межрелигиозных отношений и развития толерантности.
ность». Индивидуальная религиозная идентичность определяется как «субъек
тивная причастность к группе, которая имеет следующую структуру: «индивид
(субъект) — принадлежность — группа», или, иначе говоря, как субъективное
переживание может базироваться на разных основаниях: на религиозной вере, на
символических культовых практиках, на принадлежности к группе, формально не
религиозного характера, но из принадлежности к которой следует вторичная принад
2009.
¹
7
лежность к религиозному сообществу; на идеологических убеждениях, на традициях,
ценностях и т. д.» [1; 1]. согласно другому определению, это «коллективное чувство
принадлежности к религиозной общности как высшая форма лояльности, на основе
веры в общих богов, религиозные идеи, культ предков» [2; 33].
Религиозная идентичность является психологическим конструктом и не связана
с конкретной конфессией.
на, по сути, является социально-психологической кате
горией принадлежности религиозному сообществу. «Категория принадлежности,
таким образом, позволяет исследователю религиозной идентичности абстрагиро
ваться от содержания религиозной веры, да и от самой веры, которая в контексте
принадлежности становится только одним из оснований номинации субъекта
в религиозном поле» [1; 1]. с этой точки зрения наиболее интересно рассматривать
изменяющуюся религиозную идентичность.
сновной проблемой при исследовании идентичности, особенно в исторической
ретроспективе, является неполное отражение психологических состояний и пере
живаний индивида в источнике. Религиозная идентичность (даже в случае, когда
она существует номинально) относится к сфере «сакрального» и является частью
«закрытого» сектора личностной психологии. Поэтому «Исповедь» Блаженного
Августина, в которой автор откровенно и подробно излагает этапы пройденного им
духовного пути, представляет собой ценнейший источник. Автор подробно отвеча
ет не только на вопрос «Кто я?», но и на вопрос «Почему я таков?».
в нашем исследовании необходимо акцентировать внимание на различиях между
религиозной идентичностью и религиозной аутентичностью. Белорусская исследо
вательница
. василевич определяет религиозную аутентичность как экзистенцио
нальный опыт веры, позволяющий раскрыть проблематику тождественности субъек
та и свойственных ему характеристик в религиозном аспекте. «
апротив, проблема
тика религиозной идентичности фиксирует тождественность субъекта в смысле
субъективного осознания своей принадлежности к тому или иному религиозному
сообществу, принадлежности внешней, социальной и коммуникативной» [1; 1].
ба эти вопроса в равной степени отражены Августином в «Исповеди».
Автор делает акценты не только на раскрытии собственного я, но и подробно
анализирует себя в соотношении с окружающими.
актор сопереживания — один
из ключевых в душевном развитии Августина.
Рассмотрим структуру идентичности.
бычно в ней выделяют два основных
компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной
группы и осознание себя ее членом на основе дифференцирующих признаков)
и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение
к членству в ней).
Большинство исследователей признают, что наиболее важными составляющими
когнитивного компонента любой социальной идентичности являются осведомлен
ность и самоназвание. в нашем случае — религиозная осведомленность, включающая
знания о религиозных группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях
религиозной культуры. Разумеется, речь идет прежде всего о группах, с которыми
данное сообщество так или иначе контактирует. самоназвание же религиозной груп
пы является по сути маркером групповой принадлежности.
а основе знаний о своей и чужой религиозных группах формируется комплекс
представлений, образующих систему дифференцирующих признаков. в качестве
подобных признаков могут выступать ценности и нормы, историческая память,
мифология.
2009.
¹
7
Роль когнитивного компонента религиозной идентичности велика именно на
этапе ее формирования. всякое новое поколение получает от предыдущего нормы
и ценности, свойственные его социокультурной среде, в том числе религиозные.
Религиозная картина мира, которую преподносят ребенку в процессе познания
окружающей действительности, является для него единственно возможной. в боль
шинстве случаев в условиях нормального функционирования общества каждый
взрослый индивид, становясь полноценным членом общества, оказывается при
писанным к какой-либо религиозной группе и четко идентифицирует себя с ней
Августин указывает на свою принадлежность к христианской общине с мла
денческого возраста [4; 22].
о вместе с тем он воспитывался в культурном поле,
отличном от христианского, и с самого детства был знаком с другой религиозной
системой. Правда, система эта была нестабильна и размыта. в период принципата
пантеон регулярно пополнялся. язычество римлян легко впитывало самые разные
религиозные традиции, что позволяло сохранять определенную духовную свободу.
Были широко распространены культы Кибелы и Исиды, а также митраизм, сопер
ничавший по популярности с христианством [5; 395–396.].
вместе с тем традиционный римский политеизм, с которым были тесно связаны
классическая литература и право, был неотъемлемой частью образования знатной
молодежи. К концу IV в. религия стала ритуальным аспектом поведения цивилизо
ванного человека [6; 25].
еобходимость номинальной принадлежности к язычеству
в период империи привела к массовым духовным поискам внутри общества. Рас
ширяющийся политический и культурный кризис только усугубил ситуацию. таким
образом, мы приходим к выводу: религия, которой номинально придерживался отец
Августина, не могла существенно повлиять на развитие его религиозной идентич
ности. сам автор указывает на этот факт в главах XIII и XIV книги первой «Испове
Далее обратимся к рассмотрению аффективного компонента идентичности,
особенно важного в случае с религиозной идентичностью.
н несет в себе любые
эмоциональные проявления в пределах парадигмы «Мы —
ни». сфера религии–
духовное, которое зачастую противопоставляется рациональному. Религиозное
восприятие мира в большей степени проявляет себя не как знание, а как чувство
вание.
но также отражает отношение к собственному вероисповеданию; иначе
говоря, его сущность составляет «мировоззренческое и эмоционально-ценностное
принятие основных принципов и положений какой-то конкретной религиозной
системы» [1; 1]. таким образом, аффективный компонент идентичности является
связующим звеном идентичности и аутентичности.
Итак, в детские годы Августин позиционировал себя как христианин. Более того,
он чувствовал себя христианином, что вполне обычно для этого возраста [4; 22].
сознание того, что он имеет «свободу активного выбора» идентифицировать
ли себя с группой, членом которой его воспринимают другие, приходит к человеку,
как правило, лишь в подростковом возрасте [3; 207].
Аффективный компонент проявляет себя в чувствах превосходства и исключи
тельности собственной группы, настроениях, а также стереотипах, установках
и казуальной атрибуции [2; 39], что выражается в психологических аттитюдах. По
ложительные религиозные аттитюды включают удовлетворенность принадлежно
стью к своей религиозной группе, желание принадлежать ей.
аличие негативных
аттитюдов к своей религиозной общности включает отрицание собственной иден
2009.
¹
7
тичности, предпочтение других групп в качестве референтных.
аличие негативных
религиозных аттитюдов приводит чаще всего к кризису идентичности и как след
ствие — смене вероисповедания [3; 200].
Положительная религиозная идентичность базируется на чувстве веры. П. тил
лих определял веру следующим образом: «вера — это целостный и центрированный
акт личного я, акт безусловного, бесконечного и предельного интереса» [7; 138].
Именно вера является основным связующим звеном между религиозной идентич
ностью и религиозной аутентичностью. вера не требует доказательств, она не до
пускает недоверия религиозному авторитету, и поэтому становится прочным фун
даментом для идентичности. сомнения, возникающие время от времени, религи
озный человек, как правило, рассматривает как искушение и стремится преодолеть
их. в «Исповеди» присутствуют многочисленные обращения к Богу. семантика
этих текстов наполнена выражением абсолютного доверия автора Господу и уверен
ности в его непогрешимости: «И все же, Господи, совершеннейший и благой соз
датель и Правитель вселенной…»; «Исповедуюсь тебе, Господи, мой Помощник
и Искупитель,..» [4; 39, 262].
сомневающийся индивид не является верующим (даже если он воцерковлен);
таким образом, его религиозная идентичность попадает в состояние кризиса, свя
занное с потерей основополагающего аффективного сегмента в ее структуре.
согласно теории известного исследователя Э. Эриксона, кризис идентичности
происходит во время резкого нарушения постепенно-поступательного процесса
социальной адаптации, вызванного внешними или внутренними причинами. Итогом
кризиса, как правило, является следующий этап формирования идентичности или
социализации, сам кризис выступает в данном случае как стимул [8; 278]. Блажен
ный Августин подробно описывает свой первый кризис идентичности, который
пришелся на отроческие годы, переход подростка в среду, отличную от семейной.
в случае с нашим героем эта среда была принципиально иной, он начал получать
образование, типичное для знатного римского юноши.
но предполагало тесную
связь с традициями и устоями дохристианского Рима, которые тогда были еще
сильны в обществе.
Автор раскрывает постепенный характер отрыва от привычной картины мира.
«я уходил все дальше от тебя, и ты дозволял это, я метался, растрачивал себя, раз
брасывался, кипел…и ты молчал тогда, и я уходил все дальше и дальше от тебя,
в гордости падения и беспокойной усталости выращивая богатый посев бесплодных
печалей» [4; 42]. в этом отрывке хорошо отражено формирование негативных ат
титюдов в структуре религиозной аутентичности. впоследствии изменение в са
моопределении я приводит к изменению самоопределения себя в обществе. в этом
случае прежние когнитивные основания религиозной идентичности перестают быть
значимыми, что приводит к отрицанию своей религиозной принадлежности, то есть
формированию негативной религиозной идентичности. «…ты молчал…, Кому как
не тебе, принадлежали слова, которые через мать мою, верную служанку твою,
твердил ты мне в уши?
и одно из них не дошло до сердца моего, ни одного из них
я не послушался» [4; 46].
егативная религиозная идентичность может существовать
в течение довольно длительного времени. Более того, она может стать психологи
ческой доминантой в условиях устойчивой позиции религиозного скептицизма,
вызванной внешними или внутренними причинами, либо модифицироваться
в атеизм.
2009.
¹
7
дин из наиболее важных аспектов кризиса идентичности — его независимость
от степени социализации. таким образом, помимо естественных возрастных кри
зисов, могут возникать и непредвиденные.
ни обычно вызваны психологическим
сломом в структуре личности полностью социализированного индивида.
собенно
часто подобное явление можно наблюдать в период социального или мировоззрен
ческого кризиса. в юности Аврелий Августин оказался в условиях соперничества
двух мировоззренческих парадигм, что укрепило в нем позицию сомнения [4; 41–43,
еудовлетворенность предложенным выбором приводит к поиску новых
референтных групп. Для Августина такой группой стали последователи учения
бретение новых религиозных идей не приводит к мгновенному формирова
нию сопринадлежности в среде единоверцев. Для формирования структур новой
идентичности необходим достаточный временной промежуток и определенные
Августин в своем упорном поиске истины оказался в среде манихеев. Мистицизм
этого дуалистического вероучения привлекал его обещанием открытия сокровенной
мудрости.
днако, как и всякий новообращенный, он должен был проникнуться
верой и просветлиться, прежде чем получить доступ к нему. «
Истина, Истина!
Из самой глубины души своей уже тогда я вздыхал по тебе, и они постоянно зво
нили мне о тебе на разные лады,.. » [4; 72].
Путь постижения учения манихеев, описанный Аврелием, позволяет нам рас
смотреть процесс формирования измененной религиозной идентичности [4; 71–76,
Изначально на первое место выходит аффективный компонент идентичности.
Когнитивный компонент при этом может быть как достаточно полным (представ
ления о чужой религии, находящейся в контакте с прежней конфессией), либо ни
чтожным. в обоих случаях познания о новой религиозной системе будут углублять
ся и переоцениваться.
а этом первоначальном этапе чувство веры растет с большой скоростью, пока
не достигает своего пика «…поспешно и потихоньку меня довели до абсурдной
веры…» [4; 85]. Эпитет, используемый автором, описывает состояние абсолютного
доверия вероучителю вопреки доводам разума. таким образом, мы можем отметить,
что образуются гиперпозитивные настроения и установки.
днако постепенно усиливается влияние когнитивного компонента идентич
ности. Это закономерный процесс, основанный на необходимости усвоения диф
ференцирующих признаков, позволяющих определить собственную принадлеж
ность. таким образом, идентичность восстанавливается как структура в системе
ценностей и психологическая категория.
Как только сформированная идентичность стабилизируется, она начинает нор
мально функционировать, переживая развитие, спады, кризисы. вновь образованная
идентичность, в свою очередь, не застрахована от возникновения сомнений и не
гативных аттитюдов, на что указывает все тот же Аврелий Августин [4; 157–161,
167–172]. в конечном итоге и она может быть изменена, в том числе и в сторону
принятия прежней идентичности: «с этого времени, однако, я стал предпочитать
православное учение…» [4; 173].
Здесь автор раскрывает роль авторитета учителя в формировании и развитии
идентичности.
н пишет о том, как проповеди Амвросия Медиоланского убедили
его вернуться к «вере
ристовой». Действительно, история развития ересей и сект
2009.
¹
7
позволяет проследить закономерность подобного влияния на людей с неустойчивой
или негативной идентичностью. Зачастую фигура проповедника играет центральную
роль даже в религиозном мировоззрении верующего человека. Примером этому
может служить христианство. церковь была неоднородна. До первого
селенского
собора в
икее (325) существовали разрозненные общины (исключая еретические
секты) со своими лидерами, которые по-разному толковали Писание. сам Аврелий
Августин, столь почитавший авторитет Амвросия, создал собственное учение, ко
торое стало одним из самых авторитетных в католической традиции.
Итак, подведем итоги нашего анализа.
бозначим главные факторы, влияющие
на формирование религиозной идентичности:
Религиозная среда индивида.
аличие чувства глубокой веры.
Авторитет религиозного учителя.
акторы, определяющие деструктивные процессы в структуре религиозной
идентичности:
Утеря чувства веры.
аличие сомнения в истинности религиозных идей общности, к которой
Появление группы с более привлекательными религиозными воззрениями.
И, наконец, основные этапы развития религиозной идентичности:
существование в рамках заданной (семейными, этническими связями) рели
гиозной группы.
сознанное существование внутри группы приписывания в подростковом
возрасте.
Кризис: преодоленный или приводящий к разрушению идентичности.
сохранение прежней или обретение новой идентичности.
ИтеРАтУР
1. василевич
. социальный аспект религиозной идентичности //
http: //churchby.
2. Хотинец в.ю. Этническая идентичность и толерантность. екатеринбург, 2002.
3. стефаненко т.Г. социальная и этническая идентичность // Идентичность. Хре
стоматия. М.; воронеж, 2003.
4. Августин Аврелий. Исповедь. М., 2007
5. Бансон М. Римская империя: Энциклопедия. М., 2001.
6. Уоллес-Хедрилл Дж.М. варварский запад. Раннее средневековье. 400–1000 гг.
7. тиллих П. Динамика веры // Избранное. сПб., 1998.
8. струкова т.Г. Проблема тождества и различия в аспекте национальной идентич
ности // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. во

Приложенные файлы

  • pdf 7494106
    Размер файла: 642 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий