Э Фромм Бегство от свободы

2 ФЕД ЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «С АНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» Р Е Ф Е Р А Т на тему: « Э рих Фромм Бегство от свободы » Выполнила: студентка группы ЭФ-11 Зарайская Карина Игоревна Санкт-Петербург 2012 г. Оглавление 1. Введ ение 2. Двой ственность свободы 3. Псих ологизм проблемы свободы 4. Своб ода в эпоху Реформации 5. Совр еменные аспекты свободы 6. Меха низмы бегства от свободы 7. Псих ология нацизма 8. Своб ода в условиях демократии Списо к используемой литература 1 . Введение Начальной проблемой, которую ставил автор перед напис анием книги, было исследование психики современного человека, однако те нденции политического развития того времени вынудили его сконцентриро ваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального криз иса тех дней аспекте : на значении св ободы для современного человека . " Основная идея этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества < ... >, не приобрел свободы в смы сле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эм оциональных и чувственных способностей . Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство б ессилия и тревоги . Эта изоляция непе реносима, и человек оказывается перед выбором : либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нов ого подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, ос нованной на неповторимости и индивидуальности каждого ". В предисловии к 25-му изданию Фромм спрашивает себя, сох ранились ли социальные и психологические тенденции, затронутые в его кн иге 25 лет назад и отвечает утвердительно, объясняя это появлением новых п ричин, вызывающих страх у человека перед свободой . Это открытие атомной энергии и возможность ее использ ования в деструктивных целях . Это ки бернетическая революция, в ходе которой "... мозг его [ человека ] и нервные реакци и заменяют машины ". Это безработица и дем ографический взрыв . Задаваясь вопросом о полезности теоретических откры тий социальной психологии, Фромм признается в том, что дать на него одноз начный и убедительный ответ сложно . Пессимизм автора в отношении теории психологии вызван его уверенность ю в важности осознания индивидуальных и социальных реалий . По Фромму, человеческий мозг живет в двадцат ом веке, сердце же большинства людей - в ка менном . Отсюда недостаточная зрело сть людей быть независимыми, разумными и объективными ; неспособность вынести то, что человек предо ставлен собственным силам и сам должен придать смысл своей жизни ; подавление иррациональных страстей - влечения к разрушению, ненависти, з ависти и мести, вместо этого наблюдается преклонение перед властью, день гами, суверенным государством, нацией ; превращение учений духовных вождей человечества в клубок суе верий и идолопоклонства [ 3, с .1 1 ]. По мнению а втора, результатом такого конфликта между преждевременной интеллектуа льно-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью может быть сам оуничтожение человечества, единственный же ключ к недопущению этого кр оется в понимании фактов нашего социального бытия ; в осознании, повышающего способность к объективности и разумному суждению . По Фромму, рас считывать на преодоление заблуждений сердца на протяжении жизни одног о поколения - нельзя ; на то, чтобы перерасти свою дочеловеческую и сторию, длившуюся сотни тысяч лет, человечество затратит неизмеримо бол ьше ( чем время жизни одного поколения ). А для этого и необходимо развитие д инамической социальной психологии, которая в состоянии противодейство вать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины . 2 . Двойственность свободы В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, явл яется ли свобода психологической проблемой . Рассматривая фашистские режимы и отмечая тот факт, что " в Германии миллионы людей отказались от свое й свободы с таким же пылом, с каким боролись за нее ", Фромм делает вывод : " если на свободу нападают во имя антифашизма, угроза не становит ся меньше, чем при нападении самого фашизма " [ 3, с .1 5 ], подразумевая под фашизмом диктатуру типа италь янской или германской . Кроме этого, для результативной борьбы с фашизмом необходимо понимать его сущность, борьба же без понимания неадекватна и бесполезна . Развивая мысль, Фромм констатирует факт, что к моменту при хода фашизма к власти люди не были к этому готовы - ни практически, ни теоретически . В числе тех, кто " осмелился потр евожить благодушный оптимизм девятнадцатого века " [ 3, с .1 7 ] автор называет Ницше, Маркса и Фрейда . Отдавая должное Фрейду в плане изуч ения подсознательных процессов, Фромм критикует его за зажатость в рамк ах им же построенной теории, что обусловило бесплодность попыток прилож ения фрейдовского психоанализа к решению социальных проблем . К другим заблуждениям Фрейда Фромм относит антисоциальность человеческой природы, статичное отношение человека к обществу, проведение тесных параллелей между полем человеческих взаим оотношений и рынком [ 3, с . 19 -20 ]. Тем не менее, Фромм закладывает в основу своего анализ а фундаментальные открытия Фрейда - роль подсознательных сил в человеческом характере и зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что его анализ, кроме того, основан на п редположении о наличии особой связи индивида с внешним миром и динамичн ости связи между человеком и обществом . Далее Фромм вводит понятие адаптации . Статическая адаптация есть появление новы х привычек, характер же человека остается при этом неизменным . Динамическую адаптацию Фромм объясняет на примере ребенка, подчиняющегося строгому отцу . Подавленная враждебность, которая может развиться по отно шению к отцу, становится динамическим фактором характера . Она может усилить страх ребенка перед отцом и привести тем самым к еще большему подчинению ; может вызвать беспредметный бунт против жизни вообще . Далее Фромм определяет невроз как приме р динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивид а иррациональными . Однако обратное, вообще говоря, неверно : "... социально-психологические явления, проявля ющиеся у целых общественных групп и сопоставимые с невротическими, напр имер наличие ярко выраженных разрушительных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, иррационал ьным и вредным для взрослых людей . П очему такие явления нельзя считать невротическими, мы обсудим позднее " [ 3, с .2 3 ]. Далее Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей п риспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой приспос обляемости . Отвечая на него, он выде ляет приобретенные потребности ( изнача льно не присущие человеку ) и потребн ости физиологические ( обусловленные че ловеческой природой ). Для удовлетво рения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы опре деляются тем обществом, в котором он родился . Оба фактора - потребность жить и социальная система - не могут быть измен ены отдельным индивидом и именно они определяют развитие тех его черт, к оторые имеют большую пластичность [ 3, с .2 5 ]. Кроме физиологических потребностей существует потребность связи с окр ужающим миром, не связанная с физическим контактом, неудовлетворение ко торой ( моральная изоляция ) приводит к возникновению психических расс тройств . По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающ ая необходимость принадлежности к обществу : субъективное самопознание [ 3, с .2 7 ]. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как инд ивидуальное существо ; сознавая сво ю отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может не чув ствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром . Если человек не имеет возможности отнести с ебя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей с мысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способнос ти действовать, то есть жить . Основн ые положения социальной психологии Фромма заключаются в том, что а ) человек есть продукт исторической эвол юции в синтезе с врожденными законами, но не то или другое в отдельности ; б ) у человека существуют физиологические потребности и ему свой ственно избегать морального одиночества ; в ) в процессе динамической адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувств а и действия ; г ) стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится силой, воздействующей на процесс общественного развития [ 3, с .2 8 ]. Главная идея книги, по Фромму, которую он закладывает в основу своего исследования, заключается в следующем : " Человек перерастает свое первоначально е единство с природой и с остальными людьми, человек становится " индивидом " - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая пе ред человеком . Он должен суметь восс оединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти се бе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его природу и индивидуальность " [ 3, с .2 9 ]. 3 . Психологизм проблемы свободы Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, необходиму ю для анализа вопроса о том, что есть свобода для современного человека . Этой концепцией является утвержде ние о том, что свобода определяет человеческое существование как таково е, причем понятие свободы прогрессирует вместе со степенью осознания че ловеком себя самого как независимого и отдельного существа . Связь, существующую между индивидом и внешн им миром, существующую до того момента, как процесс индивидуализации при водит к полному обособлению индивида, Фромм называет " первичными узами ", противо поставляя их тем новым связям, которые появляются после освобождения от первичных уз . В качестве примера он приводит ребенка, связанного с матерью первые годы жизни, связь первобыт ного человека с племенем и средневекового - с церковью и сословием, к которому тот принадлежит [ 3, с .3 1 ]. Освобождению от первичных связей сопутствует процес с осознания ребенком своей индивидуальности и возникновение ряда фрус траций, еще больше ускоряющий переход . Для иллюстрации этого эффекта Фромм приводит отрывок из роман а " Сильный ветер на Ямайке " Р . Хьюза . Помимо замены одних связей другими, по мнени ю Фромма, у ребенка по мере роста развивается стремление к свободе и неза висимости . Для выяснения характера этого стремления автор рассматривает два аспекта процесса растущей ин дивидуализации : развитие и интегра ция физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер - развитие личности, обусловленное в основном социальн ыми условиями . Второй аспект - растущее одиночество, сопутствующее освобо ждению от первичных уз, обеспечивавших ранее фундаментальное единство с окружающим миром и ощущение полной безопасности . Возникающее стремление побороть чувство одиночества приводит в норме к образованию новых связей, отличных от первичных : спонтанных связей с людьми и природой [ 3, с .3 2 ]. Однако существует опасное отклоне ние, заключающееся в том, что индивид, активно не желая строить новые связ и, стремится вернуться к прежним, а поскольку это физически невозможно, п одобное подчинение приводит к развитию у ребенка враждебности и мятежн ости, направленных против людей, от которых он продолжает зависеть . Разрыв между процессом индивидуализации, который про исходит автоматически и процессом развития личности, который сдержива ется рядом психосоциальных причин, приводит, по Фромму, к сильному чувст ву изоляции, которое запускает в работу психические механизмы, названны е автором механизмами бегства . Дале е, сопоставляя степень развития инстинктов у животных и у человека, Фром м приходит к выводу о том, что человеческое существование и свобода нера зделимы с самого начала [ 3, с .3 7 ], понимая под сво бодой негативную свободу от инстинктивной предопределенности действи й . По Фромму, именно биологическое н есовершенство человека привело к появлению цивилизации . Связь между человеком и свободой хорошо отр ажена в библейском мифе об изгнании из рая . Нарушение установленного порядка является, по сути, актом своб оды - первым человеческим актом вообще . Таким образом, акт свободы ( неподчинения ) прямо связывается с началом человеческого мышления . Процесс развития свободы носит, по Фромму, д иалектический характер : с одной сто роны - это развитие человека, с другой - усиление изоляции, приводящее к росту чувст ва бессилия . 4 . Свобода в эпоху Реформации Исследование роли свободы в современном обществе Фро мм начинает с анализа обстановки, су ществовавшей в Европе в средние века и начале Нового времени . Перемены в экономике тогда оказали сильное влияние на психику людей . В этот же п ериод возникает и новая концепция свободы, выраженная в религиозных док тринах того времени . Средневековое общество характеризовалось отсутстви ем личной свободы . Перемещение из од ного социального класса в другой было невозможным, часто оказывалось не возможным перемещение географическое . Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалас ь строгим сводом правил . Однако благ одаря этому человек был скреплен со вполне определенной социальной рол ью ( крестьянин, ремесленник и т.д.) ; это не был индивид, занимаю щийся тем или иным делом по своему выбору . Впрочем, несмотря на отсутствие индивидуализма в современном смысле, конкретный индивидуализм в реальной жизни имел массу проявлени й . Средневековое общество же, давая человеку ощущение уверенности, держало его в цепких оковах - человек видел себя сквозь призму общественной р оли и представители разных социальных слоев не имели отношений . Результатом прогрессирующего разрушения средневеко вой социальной структуры, в процессе которого возник сильный денежный к ласс, было возникновение индивида в современном смысле этого слова . Простой же народ, которому не досталось ни богатства, ни власти, даже потерял при этом уверенность своего прежне го положения . Однако новый класс тож е понес потери, потеряв былую уверенность . Жажда богатства и власти привела к тому, что через изменение от ношения индивида к собственной личности он превратился в объект собств енных манипуляций, в результате чего возникла тревога [ 3, с .5 0 ]. По Фромму, идеи Возрождения оказали значите льное влияние на дальнейшее развитие европейской мысли, но основные кор ни современного капитализма, его экономической структуры и духа находя тся в экономической и общественной ситуации Центральной и Западной Евр опы и в выросших из нее доктринах Лютера и Кальвина [ 3, с .5 1 ]. Основное различие этих двух культур заключается в том, что культура Возрождения характеризовалась наличием небольшой группы богатых индивидов, управлявших обществом высокоразвитого капитализма ; культура Реформации была религией крестьянства и низших слоев общества . В эпоху Реформации возникают лютеранство и кальвиниз м как религии низших слоев, выразившие новые чувства, порожденные измене ниями экономической системы и предложившие пути подавления неуверенно сти . Фромм подвергает эти доктрины п сихологическому анализу с целью показать субъективные мотивы, которые приводят человека к поиску ответов на осознанные проблемы [ 3, с .6 3 ]. В психоанализе доктрин Фромм четко выделяе т две проблемы : изучение характера и ндивида, создавшего учение, с целью определения черт характера, побудивш их людей на работу и изучение психологических мотивов, присущих социаль ной группе, к которой это учение обращено . Фроммовский анализ идей преследует целью определение веса ка кой-либо идеи в идеологической системе в целом и ответ на вопрос о том, име ет ли место быть рационализация, отличающаяся от подлинного содержания мысли [ 3, с .6 5 ]. Далее Фромм утверждает, ч то отношение Лютера к богу есть отношение подчинения, основанное на ощущ ении бессилия - вывод, сделанный автором на основании анализа психологического смысла его концепций . На протяжении долгого периода, предшествовавшего Реф ормации, католическое богословие придерживалось принципов свободы вол и человека в стремлении к добру . Дан ная тенденция нашла отражение в трудах Августина, Фомы Аквинского, Скотт а, Оккама, Биля . Все они так или иначе подчеркивали значение воли и собственных заслуг человека для его спасе ния . Распространившаяся практика п окупки индульгенций вызвала, как и труды упомянутых философов, яростные нападки Лютера, теология которого, по сути, выражала чувства среднего кл асса, который был охвачен чувством беспомощности и ничтожности, ощущал у грозу со стороны растущего капитализма [ 3, с .7 0 ]. Лютеранское учение, по мнению Фромма, имело два аспекта : с одной стороны, оно дало человеку незави симость в вопросах религии, с другой - оно принесло индивиду изоляцию и бессилие . Основополагающая концепция всего мышления Лютера, по Фромму, - полная неспособность человека по собст венной воле выбрать добро . В 1518 году Л ютер наконец находит ответ, который вселяет в него уверенность : человек может спастись, лишь испытав пережи вание веры, собственными добродетелями спастись невозможно . Фромм считает этот переход причинно обусло вленным, так как иррациональные сомнения Лютера, вытекающие из его изоля ции и беспомощности, могут быть устранены иррациональными же ответами п утем их подавления при помощи некоторой формулы [ 3, с .7 3 ]. Таким образом, лютеровское стремление к уверенности суть не что иное, как необходимость подавить сомнения . Теология Кальвина в целом аналогична теологии Лютера , его учение также основано на бессилии человека ; главная концепция его мышления - самоуничтожение и разрушение человеческой гордыни . Однако имеется два расхождения . Первое - учен ие Кальвина о предопределении : спас ение или осуждение не зависит от образа жизни, но предрешено богом еще до появления человека на свет . Второе - важность моральных усилий и добродетел ьной жизни . Ибо, несмотря на то, что ни какими усилиями судьбу не изменить, сам факт приложения усилий является знаком принадлежности к спасенным . Первая доктрина, двойственная по своей натуре - усиливающая сомнения с одной стороны ( предначертанное проклятие ) и успокаивающая с другой ( увере нность в принадлежности к избранным ) давала Кальвину и его последователям непоколебимую увереннос ть, поскольку они обладали убежденностью, основанной на механизме самоу ничтожения, аналогичному лютеровскому . Однако поскольку сомнение все же остается ( в силу иррациональности ответа ), необходимо его постоянное подавление ; по Фромму, это осуществляется " фанатичной верой в то, что религиозная община, к которой принад лежит человек, как раз и является избранной богом частью человечества " [ 3, с .8 2 ]. Вторая доктрина в опр еделенном смысле противоречит первой : " зачем стараться, если все уже итак предопределено ?" Однако психологический анализ Фромма пока зывает, что исчезающе малое число людей способны радоваться жизни в усло виях подобной неопределенности . Пр едназначение второй доктрины, по Фромму, заключается в том, что для преод оления чувства сомнения и бессилия необходимо что-нибудь делать, " развить лихорадочную деятельность " [ 3, с .8 4 ]. Однако и эти вынужденные усилия не являются рациональными, т.к деятельность в этом случае осуществляется не для дост ижения результата, а для выяснения будущего . Другие черты характера представителя среднего класс а того времени - враждебность и завистлив ость . Гипертрофированное развитие этих черт обусловлено серьезным подавлением эмоций и чувственных потр ебностей человека . Усилению вражде бности способствовала роскошь, в которой купались представители церко вной верхушки и капиталисты . Однако в отличие от низшего класса, открытое проявление враждебности представ ителями среднего класса было невозможно : они сами, по большей части, стремились преуспеть в общем развит ии . Подавленная таким образом вражд ебность разрасталась и захватывала людей целиком, определяя отношение к окружающим и к себе [ 3, с .8 7 ]. Лютер и Кал ьвин оказались теми, кто эту скрытую враждебность воплотил в отношении к богу . Кальвиновский образ бога-десп ота, которому нужна безграничная власть над людьми, есть не что иное, как п роекция собственной завистливости и враждебности среднего класса . Враждебность и завистливость могут пр оявляться и по отношении к людям, пример тому - режим правления, установленный Кальвином в Женеве : проникнутый духом редкостной враждебности каждого к каждому, он настраивал против дружелюбия к иностранцам, на жес токость в отношении бедняков и создавал общую атмосферу подозрительно сти [ 4, с . 19 0 ]. Третий и последний вариа нт выхода скрытой враждебности - направл ение ее на себя в форме самоуничижения и самоотрицающей " совести ", обратная стор она которых - ненависть и презрение [ 3, с .9 0 ]. Итак, вследствие крушения средневековой феодальной с истемы индивид стал свободен . Однак о помимо свободы действий индивид лишился чувства уверенности . Наиболее позитивное влияние новая свобода оказала на высший класс . У низшего к ласса поиск новой свободы вызвал желание покончить с растущим угнетени ем, так как терять было уже нечего . На средний класс новая свобода подействовала негативно . Лишь новые религиозные учения указали индивиду путь к преодолению тревоги . Однако исцел ение оказалось временным и только усугубило болезнь - иррациональность учений не позволила полностью снять со мнения и тревоги, вместо этого подавив их, в результате чего возникла скр ытая враждебность, выплеснувшаяся впоследствии на окружающих и на само го индивида . Вывод, который делает Фромм по третьей главе, заключае тся в следующем . Социальный процесс , определяющий образ жизни ( отношение к л юдям и к труду ), формирует характер и ндивида, который, в свою очередь, влияет на процесс общественного развит ия ; возникая и развиваясь как реакци я на угрозу со стороны новых экономических сил, новый характер сам стано вится производительной силой, способствующей развитию нового экономич еского строя [ 3, с .9 3 ]. 5 . Современные аспекты свободы У современного общества, по мнению Фромма, сложился вз гляд на проблему свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной св ободы от сил, которые на нее покушаются - е динственная необходимая вещь [ 3, с .9 6 ] ; в т о время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать лич ность, поверить в себя и в жизнь вообще . Капитализм не только освободил человека от традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной свободы ; с другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким, изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия . Учения Реформации предопределили процесс уничтожения связей между отдельными индивидами через принцип частной инициативы : в католицизме о тношение к богу основано на принадлежности к церкви, протестантство ост авило индивида один на один с богом, вера Лютера носила субъективный хар актер, Кальвин же пропагандировал убежденность в спасении, носившую сто ль же субъективный характер . " Индивидуалистическое отношение к богу было психологической п одготовкой к индивидуализму человека в мирной жизни " [ 3, с .9 8 ]. Вместе с самоутверждением индивида капитализм прине с с собой самоотрицание и аскетизм : целью жизни стала экономическая деятельность, финансовый успех и материальная выгода . Принцип работы ради накопления капитала объективно сыграл большую положительную роль в развитии человечества - именно рост производительных сил позволяет пре дставить такое будущее, пишет Фромм, в котором прекратится борьба за удо влетворение самых насущных материальных нужд, - но субъективно он заставил человека работать на чужие цели и ус илил в нем чувство личной ничтожности и бессилия . Мышление Лютера и Кальвина основано на предположении , что эгоизм и любовь к себе - понятия идент ичные и исключают любовь к другому . Однако, по Фромму, здесь допускается ошибка . " Любовь не создается каким-то специфическим объе ктом, а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личнос ти, который лишь " приводится в действие " определенным объектом . Как ненависть - это страстное желание уничтожить, так и любовь - страстное утверждение " объекта "; это не аффект, а внутре ннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви " [ 3, с .1 02-103 ]. Эгоизм, по Фромму, - не любовь к себе, а противоположн ость : вид жадности . Люди такого типа не в восторге от самих себя, в глубине души они себя ненавидят . Господство рынка во всех общественных и личностных от ношениях привело к тому, что все они проникнуты безразличием . Личности становятся объектами манипуляций , инструментами . Таким же стало и отн ошение к труду : производитель не заи нтересован в своей продукции, он производит то, что обеспечивает максима льную прибыль от вложенного капитала . Однако наиболее сильно эффект " объектизации " проявился в отношении инд ивида к самому себе : личность стала товаром, который продается и покупается по законам рынка . Рынок решает, сколько в данный момент стоят те или иные качества, и если человек не имеет качеств, пользующихся спрос ом, то он ничего не стоит, как и товар, не пользующийся спросом . Таким образом, уверенность в себе превращае тся в отражение того, что думает о данном индивиде рынок . Спрос есть - индивид считает себя " кем-то ", спроса нет - и он в собственных глазах никто . Из числа д ругих факторов, на которые опиралось " я ", Фромм называет престиж и власть, а уж для того, у кого не было ни того, ни другого, источником личного престижа стано вилась семья . " Осознать чувство собственного бессилия сложно, поэто му человек прячет его под рутиной своих повседневных дел . Но одиночество, страх и потерянность остают ся . Терпеть их вечно невозможно, поэ тому если люди не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе по зитивной, они стараются избавиться от нее вообще . Главные пути, по которым происходит бегство от свободы, - это подчинение вождю, как в фашистских с транах, и вынужденная конформизация, преобладающая в нашей демократии " [ 3, с .1 18 ]. 6 . Механизмы бегства от свободы Фроммовский психоанализ основан на наблюдении индив идов и последующем переносе полученных результатов на социальные груп пы . Более того, для этого необходимы м является изучение явлений, наблюдаемых у невротиков, так как, по Фромму, эти явления не отличаются в принципе от явлений, наблюдаемых у нормальны х людей, только протекают они более остро . Нормальный человек у Фромма - че ловек, способный играть социальную роль, отведенную ему в обществе и спо собный принимать участие в воспроизводстве общества, то есть способный создать семью . В классической же пси хологии нормальным считается человек, хорошо приспособленный к жизни в обществе . Но поскольку хорошая прис пособленность достигается зачастую путем отказа от собственной личнос ти, и, наоборот, безуспешные попытки спасти индивидуальность приводят, к ак правило, к появлению невротических симптомов, получается, что человек , нормальный в смысле приспособленности, часто менее здоров в смысле чел овеческих ценностей . Общество не мо жет быть невротическим в смысле невыполнения индивидами своих социаль ных функций, оно бы попросту не смогло существовать, другое дело - невротичность общества с точки зрения человече ских ценностей . Психологические ме ханизмы, рассматриваемые Фроммом, есть механизмы бегства от свободы, воз никающие из неуверенности изолированного индивида . Такая ситуация складывается, как правило, в обществах, неблагоприятных для человеческого счастья и самореализации [ 3, с .1 21-122 ]. При нарушении связей, обеспечивающих уверенность, у и ндивида имеется два пути . Первый - спонтанно связать себя с окружающим мир ом через любовь и труд, через проявление всех своих способностей, обрета я таким образом единство с людьми, миром и самим собой, не отказываясь от н езависимости своего " я " - в терминах Фромма это путь, ведущий к позитивной свобод е . Второй - отказ от свободы в попытке преодоления возникшего одиночеств а . Этот путь, путь к негативной свобо де, не в силах обеспечить индивиду былое единение и спокойствие, так как о тделенность от прошлого неизбежна ; путь это связан с отказом от своей индивидуальности, он смягчает тревогу и делает жизнь терпимой, но проблемы не решает . При избрании последнего пути жизнь превращается в автомат ическую деятельность, не имеющую цели и неспособную дать результат [ 3, с .1 23-124 ]. Один из механизмов бегства от свободы - отказ от своей личности и связь ее с какой-либо внешней силой для получения силы, не достающей индивиду . Эти механизмы выражаются в мазохистских и садистских тенд енциях, которые имеют место быть как у невротиков, так и у нормальных люде й, но выражены в разной степени . Наиб олее частое проявление мазохистских тенденций - чувства собственной неполноценности, беспомощности . У этих людей имеется видимое стремление изб авиться от этих чувств, но неосознаваемая связь с желанием подчиниться у них очень сильна . Они постоянно про являют зависимость от внешних сил, стремление подчиниться . Жизнь ими воспринимается как огромная неуп равляемая машина, с которой они не в силах совладать . В более тяжелых случаях наблюдается увлечение самокр итикой, самоистязание ( физическое или мо ральное ), желание болеть и другое ст ремление нанести себе вред . Встреча ются и изощренные формы мазохизма, когда какое-либо стремление усердно м аскируется индивидом или, например, оправдывается его абсолютной неизб ежностью в данных обстоятельствах [ 3, с .1 25-126 ]. 7 . Психология нацизма В научно-популярной литературе имеется две точки зрен ия на нацизм : 1) фашизм - сугубо экономико-политическое событие, не имеющее никакой свя зи с психологией и 2 ) фашизм - чисто психологическая проблема . Согласно первой точке зрения, фашизм - захват власти политической партией, согласн о второй - Гитлер - маньяк, а его последователи - пс ихически неуравновешенные люди . По мнению Фромма, правильная оценка фашизма есть синтез этих полярных точе к зрения . По типу реакции на фашизм в озникло две группы людей : одни приня ли его без особого сопротивления, хотя и без восторга от идеологии нациз ма ( рабочий класс ), другие были фанатически преданны основателям новой идео логии ( низы среднего класса ) [ 3, с .1 75-176 ]. После прихода Гитлера к власти лояльнос ть большинства населения нацистскому правительству была еще и усилена тем, что оппозиция партии нацистов после роспуска других партий стала ра внозначна оппозиции Германии . В усл овиях выбора между одиночеством и чувством единства с Германией больши нство выбрало последнее, хотя многим принципы нацизма были чужды . Ответ на вопрос о том, почему нацистская идеология оказалась привлекательна для низов среднего класса, следует искать в социальном характере этой группы населения . Для представителей этой группы на протяжении долгого времени были характерны такие черты, как любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость и аскетизм . Они отличались узостью взглядов, подозрите льностью и ненавистью к незнакомым, а знакомые люди вызывали у них завис тливое любопытство, причем зависть рационализировалась как презритель ное негодование ; их жизнь была основ ана на скудости . Средний класс чувст вовал уверенность, опираясь на авторитеты монархии, религии и традицион ной морали . Депрессия послевоенных лет ударила по среднему классу наиболее сильно ; плюс к этому - поражение в во йне и падение монархии . После войны изменился социальный статус среднего класса, в результате чего они " лишились радости смотреть сверху вниз " на рабочих . В довершение ко всему серьезно пострадал авторитет семьи : мораль среднего класса отвергалась мол одежью [ 4, с .1 77-181 ]. Гитлер был типичным представителем низов среднего кл асса, в то время он был никем и не имел никаких перспектив на будущее . Он сам пишет об этом в " Майн кампф ". Но чувство трево ги и бессилия среднего класса было не единственным психологическим ист очником нацизма . Крестьяне были нед овольны своими кредиторами, рабочие - пос тоянными отступлениями, начавшимися в 1918 г . и своими руководителями, полностью утратившими стратегическу ю инициативу . Условия эти, пишет Фро мм, не были причиной нацизма, но именно они сформировали ту человеческую основу, без которой нацизм не смог бы развиться . Гитлер оказался эффективным орудием, потому что в нем сочет ались черты возмущенного буржуа, с которым низы среднего класса могли от ождествить себя эмоционально и социально наилучшим образом и ренегата, готового служить интересам немецких промышленников . Его выступления начались с обещаний уничтожить униве рсальные магазины, положить конец власти финансового капитала и т.д. Как известно, обещания э ти не были выполнены, что впрочем, значения особого не имеет . По Фромму, нацизм никогда не имел ни политич еских, ни экономических принципов ; е динственный принцип нацизма - его радика льный оппортунизм . " Су щественно было то, что сотни тысяч мелких буржуа, которые при нормальном ходе событий имели очень мало шансов разбогатеть или добиться власти, в качестве членов нацистской бюрократии получили большой ломоть богатст ва и престижа, поскольку заставили высшие классы разделить с ними этот " пирог "" [ 4, с .1 85-186 ]. Автобиография Гитлера прекрасно раскрывает его авт оритарный характер - характер, который, к ак было указано, характеризуется наличием садистских и мазохистских ст ремлений . В " Майн кампф " Гитлер многократно демонстрирует садистское стремление к власти . Он прямо говорит, что цель его и его партии - господство над миром . Свою жажду власти он рационализирует тем, что господство над другими нар одами якобы преследует их собственные интересы ; что стремление к власти коренится в вечных законах природы, а он лишь следует им ; что его стремле ние к господству - лишь защита от стремле ния других к господству над ним и над немецким народом . Любовь к сильным и ненависть к слабым проявляется в ег о нападках на индийских революционеров и целом ряде политических актов . Мазохистская сторона гитлеровской идеологии заключалась в " промывании моз гов " масс : тем внушалось, что индивид - нич то, что он должен раствориться в высшей силе . Самоотречение влечет за собой, согласно Гитлеру, " отказ от всякого права на личное мнение, личные интере сы, личное счастье " [ 3, с . 19 6 ]. " В народном государстве ", пиш ет Гитлер [ 4, с .6 10 ], " народное мировоззрение долж но в конечном итоге привести к той благородной вере, когда люди будут вид еть свою задачу не в улучшении породы собак, лошадей и кошек, а в возвышени и самого человечества ; эру, когда од ин будет сознательно и молчаливо отрекаться, а другой - радостно отдавать и жертвовать " - цитируется по [ 3, с . 19 6 ]. Фромм подм ечает, что роль второй части людей, " радос тно отдавать и жертвовать ", звучит как-то очень похоже на роль первых и высказывает мысль, что Гитлер собирался ср авнить массы с правителем, который должен править, но решил смягчить тон и нашел другие слова . Мазохистские н аклонности обнаруживаются и у самого Гитлера : высшие силы, которым он поклоняется, - это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа . По существу, это символ подавляющей силы . 8 . Свобода в условиях демократии Последняя глава книги посвящена анализу свободы инди вида в демократическом обществе . Сч итается, что отсутствие внешней власти привело к развитию индивидуализ ма . Далее Фромм делает трезвое замеч ание о том, что " право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысл и " [ 3, с . 20 1 ]. Свобода от внешн ей власти становится достоянием только в том случае, когда внутренние пс ихологические условия позволяют утвердить свою индивидуальность . Для ответа на вопрос о том, насколько бл изко общество подошло к этой черте, необходимо осознать, в какой степени культура питает тенденцию к конформизму . Подавление спонтанных чувств начинается в раннем возрасте . Происходит это в процессе воспитан ия, основная задача которого - ликвидиров ать антагонистическую реакцию детей в результате конфликтов с окружаю щим миром, ограничивающих их экспансивность, поскольку им - слабой стороне - прихо дится покоряться . Методы воспитани я могут быть различными : от угроз до подкупа, что смущает детей и заставляет отказаться от враждебности . При этом сначала ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конце концов - и от самих чувств . Помимо э того он учится подавлять осознание враждебности или неискренности дру гих людей . Кроме этого, ребенка учат проявлять чувства, которые не принадлежат ему : любить людей, быть некритично дружелюбным, улыбаться и т.д. То, что успевают " запрограммировать " родители в детском возрасте, довершает социальный процесс . Что самое страшное, в большинстве случа ев человек перестает осознавать, что подобное показное дружелюбие - всего лишь жест, вместе с этим, по мнению Фромм а, происходит потеря способности отличать псевдочувство от спонтанног о дружелюбия . Не только враждебность подвергается подавлению, и не только дружелюбие убивается вынужденной подделкой . Подавляется широкий спектр спонтанных эмоций . Идеал нашего времени - жить и мыслить без эмоций ; эмоциональность стала символом неуравновешенности или душев ного нездоровья . Особое внимание Фр омм уделяет чувству трагедии . Осозн ание трагических сторон жизни является одним из основных свойств челов ека . В разных вероучениях и культура х смерти придавалось различное значение . В нашей эпохе смерть отрицается, вместо того, чтобы превратить осознание смерти в стимул жизни . В р езультате осознание смерти подавляется, и в нас живет страх смерти, кото рый является одной из причин бедности переживаний и объясняет, по мнению Фромма, " невероятные суммы, которые люди платят за свои похороны " [ 3, с . 20 5 ]. Сп исок используемой литература 1 . Краткий философ ский словарь . Под ред . доктора философских наук Алексеева А .П. - М .: " Проспект ", 1998 . - 400 с . 2 . Фрейд З . Избранное . Т .1.19 69 . 3 . Фромм Э . Бегство от свободы : Пер с англ . /Общ . ред . и п ослесл . П.С. Гу ревича . - М .: Прогресс, 1989 . - 272 с . 4 . Фромм Э . Адольф Гитлер : клинический случай некрофилии . - М .: Высшая школа, 1992 .

Приложенные файлы

  • rtf 2764718
    Размер файла: 637 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий