Эрих Фромм (Бегство от свободы)


Отработка
Волковой Полины
Группа П-25 (21ж1705а)
Эрих Фромм «Бегство от свободы»
В этом тексте поднимается сразу несколько вопросов: начиная тем, как и почему общество принимает и поддерживает идею нацизма, продолжая тем, как сама личность приходит к этой идее и заканчивая тем, почему и за что люди добровольно отдают свою свободу. Еще в начале текста, на примере Германии, автор высказывает предположение, что готовность подчиниться нацистскому режиму была обусловлена такими психологическими факторами, как внутренняя (предположительно духовная) усталость и пассивность. Если раскапывать источники возникновения этих факторов, то можно обнаружить, что большую роль сыграло общее разочарование и крушение надежд в связи с тяжелой политической ситуацией в стране. Так же общее настроение упадничество поддерживалось мнением «зачем что-то делать… если». После прихода к власти Гитлера, любое ему противостояние расценивалось как причина изолировать человека от общества. Это можно связать с разделением слоя населения на две категории: одна – те, которые не были в восторге от гитлеровского режима правления, но были слишком пассивны для того, чтобы что-то предпринять, а вторая – те, кто фанатично подхватили идею нацизма. Так вот, изоляция – одно из наиболее страшных наказаний для человека. Духовная слабость, зависимость, необходимость в одобрении общества заставляли многих подавлять собственные интересы с целью не выделяться из толпы, слиться с ней, чтобы избежать наказания. Этот общий страх поддерживался и идеологией нацизма, конкретно – ненавистью к социальным меньшинствам. Выделиться не разделением гитлеровской системы правления – означало добровольно подвергнуть насмешкам и издевательствам себя, своих близких. Подобный уровень жизни и обеспечивал людям усталость, ломал их и вынуждал принимать пассивный образ политической позиции. Гитлер, успевший побывать по другую сторону баррикад как мелкий буржуа, прекрасно понимал психологию людей, чтобы знать, куда, когда и как воздействовать для получения желаемого результата. При этом сам Гитлер вторивал народу ощущение их превосходства над другими расами. Получалась забавная схема, при которой народ преклоняется перед Гитлером, но при этом чувствует себя исключительнее других рас, требуя преклонения от них. Подобная идеология, ненависть к меньшиствам и иным расам позволяли Гитлеру отвлекать общество, которое он и любит, и презирает, на «неприятеля», на которого и выплескивалась основная часть его агрессии – это позволяло держать собственных людей «в ежовых рукавицах», вовремя воздействовать и следить за тем, чтобы не потерять контроль над ситуацией в стране. Таким образом людям просто перестала быть нужна свобода – свобода и ответственность, а также неизвестность и неопределенность пугала людей, когда под «крылом» тирана у них были хотя бы какие-то гарантии.
Я соглашусь с позицией Фромма. Грамотное психологическое воздействие Гитлера, вкупе с определенными гарантиями, определенными страхами и до того тяжелыми политическими ситуациями в стране ослабили народ и сделали его покорным. Управлять общей массой Гитлеру было гораздо легче – о чем он признавался сам. За определенные зрелища, за определенные «плюшки», за объединенную ненависть к чужим расам и меньшинствам, немецкий народ готов был терпеть тиранию. Знание рычагов воздействия на необходимый ему слой населения, позволяло Гитлеру безоговорочно удерживать власть и определенный политический режим. Человек стал бояться выделяться из толпы, стремился быть «Одним из», страшился свободы, стал воспринимать ее как отсутствие безопасности, защищенности, каких-то гарантий, поэтому добровольно обрекал себя на деспотизм и тиранию.

Приложенные файлы

  • docx 2764459
    Размер файла: 15 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий