А У НАС ВСЕ ШАМАНЫ – ПРАВОСЛАВНЫЕ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
нас
все
шаманы
православные
…»

105
Сибирские
исторические
исследования
. 2016.
298.9
DOI: 10.17223/2312461X/11/8
ВСЕ
ШАМАНЫ
ПРАВОСЛАВНЫЕ
…»:
СОВРЕМЕННЫЙ
НЕО
ШАМАНИЗМ
ПРОБЛЕМА
КУЛЬТУРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Статья
подготовлена
при
финансовой
поддержке
РГНФ
грант
13-01-00276
).

Валентина
Ивановна
Харитонова
ближайшей
истории
изучения
проблем
религиозности
Десять
лет
назад
научном
семинаре
значимой
темой
оценке
религиозной
ситуации
Сибири
соседних
регионах
» («Re-
assessing Religion in Siberia and Neighbouring Regions»)
прозвучало
несколько
интересных
докладов
рассматривающих
специфику
нео
шаманизма
Сибири
особенности
трансформации
религиозной
идентичности
конец
начало
Так
получилось
многие
докладчики
говорили
бурятской
современной
практике
связанной
ревитализацией
шаманизма
для
целостного
взгляда
проблему
регион
этническая
общность
играют
принципиальной
роли
скольку
нео
аманизация
России
достаточной
общий
процесс
Большой
интерес
собравшихся
вызвал
доклад
Анны
Бернштейн
дикаря
бизнесмену
шаманские
трансформации
Бурятии
Рос
сия
» («From wild men to businessmen: shamanic transformations in
Buryatia, Russia»)
котором
анализировались
существующие
страте
гии
ревитализации
шаманизма
как
мировой
религии
Анализ
опыта
том
числе
Валентина
Хагдаева
Ольхон
),
позволил
автору
проанали
зировать
используемые
традиционные
ритуалы
перформансы
для
ристов
идентификацию
повторное
обретение
священных
мест
кладе
рассматривались
создание
новых
иконографий
обращение
вербальным
составляющим
шаманских
актик
обретаемых
архивах
также
этнографической
литературе
Все
это
служило
точки
зрения
исследователя
для
конструирования
этнической
идентичности
выступлении
была
представлена
вполне
обоснованная
точка
зре
бурятский
шаманизм
как
значительной
степени
современное
явление
отличное
предшествующего
ему
культурно
религиозного
феномена
Бернштейн
отметила
о
явление
базируется
коллективной
памяти
фольклорной
традиции
народном
знании
основном
шаманствующих
шаманов
моменту
возрождения
практически
осталось
термине
.:
Харитонова
),
нацио
нальных
идеях
селективном
прочтении
историко
этнографических
материалов
этим
нельзя
согласиться
отличие
общей
установки
докла
астин
Бак
Квихада
Бог
один
преемственность
атеистического
дискурса
бурятском
религиозном
возрождении
» («God is one: the
continuity of atheist discourse in Buryat religious revival»),
автор
которого
была
убеждена
том
что
современное
религиозное
возрождение
рятии
основывается
представлениях
сущности
функциях
рели
гии
сформированных
советское
время
Она
построила
свою
аргумен
тацию
тезисе
взаимосвязи
между
советским
ссмотрением
рели
гии
как
абстрактной
категории
нынешними
религиозными
поисками
республике
Идея
понятна
полностью
отрицать
невозможно
нас
все
шаманы
православные
…»

107
исследовательница
сделала
вывод
аргумент
научного
атеизма
общей
для
всех
религий
социальной
функции
трансформировался
настоящее
время
расхожее
представление
том
Бог
один
».
Именно
это
точки
зрения
служит
оправданием
для
перехода
дей
одной
конфессии
другую
также
для
проведений
ритуалов
священных
стах
считавшихся
ранее
или
считающихся
сейчас
своими
иных
религиозных
традициях
.:
Жуковская
1995, 2005).
Мне
изучавшей
научной
атеизм
университете
как
видимо
достаточно
внушали
такие
мысли
если
они
задержались
моем
знании
говорить
советских
людях
которые
например
толь
среднюю
школу
закончили
и
средне
специальное
учебное
заведе
могу
припомнить
чтобы
СССР
активно
занимались
пропове
дованием
идеи
единобожия
Скорее
научный
атеизм
даже
самых
научных
его
проявлениях
был
сконцентрирован
отрицании
достаточно
формальном
варианте
идеи
бога
как
таковой
Конечно
можно
однако
нужно
соотнести
для
советского
вре
мени
вертикаль
ртийно
комсомольских
профсоюзных
структур
выстраиванием
религиозных
конструктов
антирелигиозная
пропа
ганда
воспитательная
работа
под
которую
подпадали
все
граждане
концентрировались
осмыслении
религиозных
доктрин
всяком
случае
второй
половине
Идея
единобожия
при
принятии
ровой
религии
славянами
обсуждаемая
школьных
иных
учебниках
истории
использовалась
ради
оправдания
создания
единой
вертикали
государственно
административной
власти
времена
формировании
древнерусской
государственности
Она
проецировалась
абстрак
Бог
это
сумма
церквей
религий
именно
так
идея
зазвучала
постсоветский
период
при
формировании
новой
лигиозности
),
концепт
христианского
Бога
как
Всевышнего
народе
его
чаще
всего
отождествляли
Иисусом
Христом
или
его
Отцом
небесным
»,
которого
предполагалось
иных
детей
).
Интересно
сознании
советского
человека
это
могло
трансформироваться
вполне
реали
стично
оформляемое
триединство
Например
вопрос
студен
ческой
удитории
том
такое
Троица
православии
часто
лучала
следующий
ответ
Троица
это
Бог
отец
Бог
мать
Бог
сын
»,
некое
воплощение
идеи
существования
человечества
моим
наблюдениям
идея
едином
Боге
как
главе
всех
церквей
религий
заодно
народов
пришла
сознание
многих
людей
дре
нием
широкие
массы
эзотерики
парапсихологии
вместе
появив
шейся
идеей
глобализации
началом
практической
реализации
стране
разрешившей
конце
начале
выезд
пре
делы
своих
границ
Идея
главенства
Бога
всеми
церквями
очень
подошла
например
для
обоснования
возможности
работы
народных
целителей
целительство
начало
формироваться
именно
этот
пери

Валентина
Ивановна
Харитонова
представителями
любых
этнокультурных
этнорелигиозных
традиций
разумеется
некоторых
конкретных
ситуациях
вызыва
частные
протесты
Харитонова
).
Возвращаясь
семинару
религиозной
ситуации
Сибири
стоит
вспомнить
доклад
Роберты
Амайон
одной
известных
исследова
тельниц
шаманизма
Она
попыталась
ответить
вопрос
Может
шаманизм
стать
самостоятельной
религией
пользоваться
манифе
стации
идентичности
адаптационных
процессах
постсоветской
Сибири
?» («Can shamanism become an autonomous religion and meet both
identity claims and adaptation needs in post-soviet Siberia?»).
Амайон
пришла
выводу
шаманизм
как
комплекс
репрезентаций
практик
был
адаптирован
тому
чтобы
соответствовать
требованиям
нацио
нального
строительства
Интересно
она
рассматривала
две
респуб
лики
одной
которых
преобладает
православие
Саха
Якутия
),
ругой
буддизм
Бурятия
).
Амайон
предположила
это
объяс
няется
отсутствием
шаманизма
прагматических
свойств
противо
поставила
ему
церковь
пятидесятников
Замечу
проводившие
длительные
полевые
исследования
среди
восточных
хантов
Эндрю
Вигет
Ольга
Балалаева
своем
выступле
также
подчеркнули
деятельность
протестантских
церквей
там
выходит
рамки
сто
религиозных
функций
богословских
еванге
лических
.);
они
стремятся
участвовать
социальной
жизни
общин
коренного
населения
занимая
нишу
которая
когда
принадлежала
государству
своем
докладе
Кризис
переход
другую
веру
кон
фликт
Евангелическое
Христианство
стремительные
перемены
сточные
ханты
» («Crisis, conversion and conflict: Evangelical Christianity,
rapid change and the Eastern Khanty»)
названные
авторы
пришли
ключению
циальные
программы
развиваемые
Сургутском
районе
Ханты
Мансийского
автономного
округа
пятидесятнической
харизматической
баптистскими
церквями
играют
немаловажную
роль
том
что
часть
хантов
ненцев
становятся
неофитами
отвергая
только
традиционную
религию
православие
сыгравшее
исто
рическую
роль
русификации
коренного
населения
этими
выводами
нельзя
согласиться
Зарубежные
миссионеры
тратили
социальные
программы
годы
немалые
деньги
Таким
образом
только
пятидесятники
покупали
переход
свои
организа
представителей
коренных
народов
Сибири
включая
проживавших
там
русских
это
отмечали
многие
российские
антропологи
религио
веды
).
Кстати
здесь
напрашивается
прямая
аналогия
православным
рещением
инородцев
отмену
ясака
например
тогда
правосла
вступали
единожды
коллекционируя
нательные
крестики
Симченко
1993).
шаманизм
тогда
сейчас
смог
образовать
трансцендентной
общности
национальном
уровне
Амайон
),
нас
все
шаманы
православные
…»

109
судя
всему
иным
причинам
отнюдь
потому
это
изна
чальная
древнейшая
мировая
прарелигия
»,
скорее
всего
оттого
жреческие
практики
относимые
общему
понятию
шаманизм
»,
всегда
были
семейно
родовыми
культами
магико
медицинская
состав
ляющая
нынешнего
понятия
шаманизм
являла
собой
техники
духов
ного
целительства
варианты
местного
арства
семейного
про
фессионального
);
гадательно
предсказательные
ясновидческие
прак
тики
сопровождали
необходимости
другое
Именно
это
позво
шаманизму
встраиваться
любые
государственно
религиозные
системы
при
наступлении
цивилизации
сдавать
свои
позиции
про
давать
костюмы
музеи
понимая
шамана
целителя
заменяет
врач
ясновидца
радио
левидение
Жречество
советское
время
попадало
под
запреты
антирелигиозной
пропаганды
естественно
формировать
конфессию
период
становления
наций
например
возможности
было
эта
возможность
появилась
постсоветский
период
когда
бирских
республиках
основные
документы
связанные
свободой
вести
вопросами
религий
включили
шаманизм
как
одну
традици
онных
религий
Опираясь
эту
идею
новшества
сфере
лигиозной
деятельности
местного
правительства
пытаются
сформировать
конфес
сию
шаманизма
представители
одной
активно
действующих
шаман
организаций
Бурятии
местная
религиозная
организация
шаманов
Тэнгэри
»,
создавшая
централизованную
организацию
путем
объедине
ния
нескольких
своих
филиалов
разных
частях
Бурятии
Иркутской
области
Москве
строит
том
числе
республиканские
средства
трехэтажный
храм
Харитонова
, 2013;
Цыденова
2013
).
лидер
Цырендоржиев
ведет
активную
работу
пропаганде
того
вариан
шаманизма
который
распространяет
посвящая
многочисленных
учеников
разных
стран
мира
Это
делается
последние
годы
толь
путем
проведения
ритуалов
разных
местах
Бурятии
Иркутской
области
через
социальные
ти
например
ВКонтакте
страничке
группы
Шаманизм
ТЭНГЭРИ
” –
Кузнечный
молот
ложены
ролики
записями
интервью
Цырендоржиева
основах
шаманизма
его
трактовке
(https://vk.com/club45809437).
самое
осуществляется
через
современную
литературу
где
предлагаются
опи
сания
священных
мест
культовых
памятников
даются
биографии
шама
нов
прошлого
настоящего
Гомбоев
2010)
Процессы
институализации
шаманизма
происходящие
период
его
активной
глобализации
основываются
только
национальной
этнической
идее
Для
энтузиастов
создания
большой
организации
верховным
шаманом
главе
первоосновой
этой
деятельности
является
мысль
всеобщей
религиозной
сущности
шаманизма
выраженная
контактах
предками
другими
духами
божествами
Она
базируется

Валентина
Ивановна
Харитонова
постулатах
близости
природе
переходя
экологические
устрем
ления
неоднозначно
воспринимается
людьми
иным
мировоззре
нием
культурой
поскольку
шаманы
проводят
ритуалы
жертвопри
ношениями
скота
рубкой
последующим
сжиганием
множества
рез
).
всей
устремленности
возрождению
бурятского
шаманизма
этой
быстро
растущей
одновременно
активно
распадающейся
группы
есть
установка
лидера
лько
создание
всебурятской
конфессии
расширение
иных
краях
интервью
данном
после
второй
конференции
бурятских
шаманских
организаций
Цырендоржиев
подчеркнул
принятой
резолюции
будем
создавать
централизо
ванное
объединение
шаманов
России
Цыденова
).
Надо
заметить
последние
годы
несколько
сибирских
неоша
манов
о
все
весьма
пассионарные
личности
высказывали
мысли
формировании
такой
конфессии
сибирских
просторах
Мало
любая
организованно
существующая
группа
нынешних
нео
шаманов
активно
транслирует
свои
техники
обучая
процессе
посвящения
всех
желающих
которых
они
обнаруживают
шаманские
способности
склонности
погружению
работе
измененных
состо
яниях
сознания
независимо
этнической
принадлежности
вероиспо
ведания
конечно
места
жительства
).
Кстати
именно
рен
доржиев
задавал
мне
вопрос
насколько
это
допустимо
точки
зрения
традиционного
шаманизма
сам
ответил
него
шаманизм
или
иные
магико
мистические
практики
были
всех
народов
поскольку
связано
это
наличием
или
возможным
развитием
человека
особых
способностей
значит
можно
приобщать
желающих
Воплощением
этой
идеи
ало
открытие
филиалов
шаманской
организации
разных
городах
России
Германии
частности
Берлине
).
Очевидно
вопрос
культурной
этнической
идентификации
через
возрождение
шаманизма
такой
ситуации
теряет
свое
значение
лигиозная
идентификация
таком
шаманизме
будет
увязываться
этнокультурной
составляющей
возможно
даже
шаманизмом
или
лько
Кстати
среди
вновь
посвященных
шаманов
» –
мно
жество
психологов
новой
формации
стремящихся
осваивать
различные
трансцендентные
техники
развивающие
своих
индивидуальных
программах
Большинство
них
поклонники
идеи
всеединства
чело
вечества
также
единства
церквей
конфессий
есть
все
предельно
упрощается
глобально
философских
обобщений
есть
ловек
есть
Бог
все
под
Богом
ходим
»,
чего
придумывали
как
организовывали
свои
сообщества
Земле
каком
храме
молится
нео
шаман
Мысль
всеединстве
при
большем
желании
так
как
идею
под
чинения
всех
церквей
конфессий
единому
Богу
можно
вывести
нас
все
шаманы
православные
…»

111
советского
прошлого
как
мне
представляется
несколько
отлично
Бак
Квихада
социалистическая
идеология
система
воспитания
были
пронизаны
идеями
интернационализма
равенства
братства
всех
народов
мира
если
нет
для
черных
цветных
»,
если
все
стремимся
светлое
будущее
которое
будет
эдаким
единым
раем
Земле
чему
обобществить
культуры
религии
Правда
1)
активные
адепты
религий
могут
этим
соглашаться
, 2)
совет
ские
времена
эту
тему
вообще
размышляли
как
случае
потезой
атеизме
высказанной
Бак
Квихада
).
Однако
практика
заглянуть
храм
мимо
которого
случайно
проходил
помнил
есть
чем
попросить
высшие
силы
имеет
место
только
тех
кто
просто
причисляет
себя
шаманистам
тех
кто
практикует
манизм
Кстати
семинаре
котором
шла
речь
одна
докладчиц
Елена
Ерохина
выступлении
подготовленном
хакасским
материалам
Религиозные
ориентации
этнические
раницы
» («Religious
orientations and ethnic boundaries»)
подчеркнула
Республике
касия
представлено
православие
изрядно
обогащенное
шаманскими
идеями
культурная
динамика
характеризуется
стремлением
интел
лектуальной
элиты
конструированию
национальной
идентичности
поисками
дохристианской
традиционной
религии
позволяющей
станцироваться
русской
веры
».
Хочу
заметить
стремление
станцироваться
моим
материалам
далеко
всегда
везде
росле
живается
Качественные
исследования
отличие
количественных
Ерохина
представляла
работу
социологического
профиля
),
позво
ляют
увидеть
что
интеллигенция
стыке
веков
тысячелетий
озабо
тившись
поиском
национальной
идеи
возрождением
народных
зна
верований
практик
своих
устремлениях
едина
Многие
представители
той
Хакасии
успешно
четают
православие
давно
ставшее
своим
только
для
русских
участием
шаманских
риту
алах
есть
случаи
прямого
приобщения
православной
церкви
креще
начале
среди
представителей
интеллигенции
восприни
мающих
шаманизм
больше
как
часть
своей
традиционной
культуры
Вопрос
несоединимости
одного
другим
кажется
вообще
возни
кает
же
сознании
священнослужителей
которые
например
право
славный
священник
Абакане
вместе
шаманствующей
публикой
друг
другом
могут
проводить
ритуалы
освящения
будущей
сакраль
ной
площадки
Харитонова
Корни
таких
взаимоотношений
уходят
довольно
глубоко
что
прояв
ляется
людей
старшего
поколения
двоеверии
даже
некоторых
шаманов
без
бнов
»,
обретших
свои
способности
еще
советский
период
Харитонова
, 2005
).
Кстати
новые
деяния
православных
священников
освящению
традиционных
для
шаманистов
сакраль

Валентина
Ивановна
Харитонова
ных
мест
осуществляемых
вместе
находящимися
власти
представи
телями
сибирских
народов
оцениваются
местными
жителями
разному
одной
стороны
например
воздвижение
креста
шаман
ском
сакральном
месте
резко
осуждалось
особенно
местной
интелли
генцией
Харитонова
2002),
другой
некоторые
шорцы
спокойно
смотрят
это
даже
приводят
как
положительный
пример
мирного
сосуществования
шаманизма
православия
видя
нем
ничего
предосудительного
Вопрос
том
можно
шаману
заходить
чужие
храмы
тем
более
молиться
там
единожды
задавала
самым
разным
людям
особенно
практикующим
нео
шаманам
Один
самых
ярких
ответов
свидетельствующих
как
е
представляется
первую
очередь
спе
цифическом
восприятии
религии
целом
незнании
религиозных
нонов
вообще
неприобщенности
религиозной
практике
требующей
отхода
других
церквей
был
ответ
полученный
Тэнгэри
Улан
Удэ
).
Практикующий
нео
шаман
Цыдыпов
сообщил
мне
был
единственным
том
о
может
молиться
если
возникнет
такая
насущная
необходимость
дацане
даже
церкви
(«…
мимо
проходить
если
будет
нужно
так
зайду
…»).
возраже
православной
церкви
висит
строжайшее
предупреждение
том
там
имеют
права
покупать
свечи
молиться
длинный
список
ней
принадлежит
или
занимается
несоответствую
щей
доктрине
деятельностью
например
ведьмы
или
целители
),
парировал
это
местные
бабки
устанавливают
там
свои
правила
понимая
Бог
един
для
всех
людей
».
Глобализация
нео
шаманизма
переосмысление
религиозного
контекста
Мирное
сосуществование
богов
духов
ровоззрении
современ
ных
нео
шаманов
каждом
конкретном
случае
может
объясняться
различными
причинами
целом
как
мне
представляется
воз
зрениях
есть
некие
закономерности
порожденные
советским
про
шлым
значительно
большей
степени
постсоветскими
транс
формациями
Это
нельзя
свести
двоеверию
котором
говорится
обычно
отношении
более
анних
периодов
истории
Скорее
всего
как
уже
подчеркивалось
выше
речь
должна
идти
неверии
достаточном
если
полном
безразличии
религии
как
таковой
незнании
рели
гиозных
канонов
основ
шаманских
верований
это
понятно
боль
шинство
нео
шаманов
шаманизм
изучали
этнографический
литера
туре
или
возрождали
традицию
опираясь
хранившиеся
воспо
минания
можно
сказать
бывших
шаманистов
лучшем
случае
манствующих
новые
шаманы
довольствовались
популярным
изло
нас
все
шаманы
православные
…»

113
жением
основ
шаманизма
различных
книжках
или
интернете
кто
получал
посвящения
коллег
цеху
или
курсах
заез
миссионеров
».
Так
формировались
неотрадиции
авторы
которых
учитывая
требо
вания
времени
административно
государственных
чиновников
включивших
слово
шаманизм
список
традиционных
религий
рес
публиканские
документы
вынуждены
были
ориентироваться
е
ющиеся
стране
конфессиональные
модели
тогда
нео
шаманов
появились
местные
религиозные
организации
обосновавшиеся
мах
напоминавших
своим
внутренним
содержанием
поликли
ники
поскольку
исходная
ориентация
была
прием
пациентов
кли
ентов
целительские
центры
),
социальные
учреждения
где
дящие
своих
кабинетах
специалисты
онсультируют
приходящих
самыми
разными
проблемами
сограждан
Последнее
оговорка
поскольку
теперь
нео
шаманы
готовы
могать
только
соплеменникам
предлагая
услуги
своей
пусть
несколько
модифицированной
или
искаженной
традиции
веры
» –
сказать
сложно
),
поскольку
эти
организации
создавались
основ
ном
городах
крупных
поселках
людям
любой
культуры
лиги
озной
ориентации
Спрос
рождает
предложение
посему
традиционные
установки
стали
все
более
основательно
меняться
под
ситуацию
прием
потом
обучение
стали
приезжать
иногородние
разных
мест
России
центра
глубинку
параллельно
интересующиеся
экзотикой
иностранцы
Менялась
сама
практика
благодаря
образцу
предложенному
одной
стороны
падными
новыми
шаманами
тивно
распространявшими
свои
техники
шаманизма
нашей
стране
.,
другой
столичными
целителями
ясновидцами
разъез
жавшими
регионам
поисках
заработка
вслед
ними
появились
психологи
подробно
.,
Харитонова
, 2003
, 2009
).
Есте
ственно
все
это
постепенно
трансформировало
мировоззренческие
установки
вых
шаманов
тех
представителей
местного
населения
кто
обращался
Таким
образом
нео
шаманизм
прочие
варианты
практик
исполь
зовавшие
соответствующую
терминологию
вместе
некоторыми
осно
вополагающими
принципами
ассоциировавшимися
шаманизмом
вскоре
вошли
общий
процесс
опирающийся
ньюэйджевские
взгляды
нашем
быстро
глобализирующемся
мире
вот
тут
уже
ч
все
люди
стали
братья
религиозная
идея
предстала
варианте
космического
всеединства
утратив
принцип
конфессионального
огра
ничения
шаманизм
вместе
всеми
новыми
вариантами
шама
низма
превратился
можно
определить
условным
термином
шаманизм
этом
смысле
новые
приверженцы
общей
идеи
шаманизма
вполне
вписались
процессы
свойственные
овременному

Валентина
Ивановна
Харитонова
распространению
трансформациям
традиционных
философско
медицинских
систем
например
индийской
йоги
или
Аюрведы
ровой
практике
например
сейчас
специалисты
пытаются
использовать
термин
Аюрведа
суть
которого
отражает
процессы
распространения
трансформаций
исходной
системы
Глобальный
шаманизм
предложил
глобальные
идеи
устремле
чему
кстати
основательно
поспособствовали
зарубежные
иссле
дователи
приверженцы
неошаманских
практик
которые
отчасти
нансировали
возрождение
шаманизма
России
вывозили
новых
адептов
шаманизма
разные
страны
мира
приспосабливая
практики
оим
нуждам
Таким
путем
разных
странах
мира
появились
интер
национальные
шаманские
святилища
Например
севере
Италии
Валле
Аоста
есть
святилище
созданное
ныне
покойной
тувинской
нео
шаманкой
Чурек
Оюн
ней
: Saudin, Allione 1999);
там
любит
бывать
бурятская
нео
шаманка
Степанова
московско
тувинская
городская
шаманка
жина
кстати
один
голов
ных
уборов
напоминает
головной
убор
патриарха
украшен
симво
лом
храма
крестом
);
шаманские
места
силы
возникли
далеко
пре
делами
родины
например
хакасская
нео
шаманка
Кобежикова
вывозит
шаманские
туры
Морокко
другие
страны
).
Интернациональная
дружба
активный
обмен
опытом
привнесли
лексикон
практику
российских
новых
шаманов
новые
глобальные
идеи
Например
называющая
себя
алтайской
шаманкой
Алла
Громова
основательница
школы
Мир
шамана
»,
разместила
своем
сайте
(http://www.sibirskiyshamanizm.com/)
такое
заявление
орфография
пунктуация
сохранены
): «
хочу
спасти
мир
меньшее
соглас
Немного
омно
ложная
скромность
вообще
свойственна
шаманам
потому
что
событиями
управляют
духи
только
проводник
воли
…»
Она
предлагает
сибирский
шаманизм
так
именуется
сайт
любом
регионе
Тольятти
приедет
шаманка
Алтайская
Рысь
”.
ней
можно
будет
пообщаться
следующую
пятницу
, 26
июня
когда
Федоровских
лугах
начнется
стиваль
Барабаны
мира
”.
обще
зовут
Алла
Громова
организатора
шаманских
экспеди
Алтаю
Уралу
Африке
автора
книг
сибирскому
шаманизму
больше
знают
как
Алтайскую
Рысь
фестивале
она
проведет
сколько
мастер
классов
…»
вот
уровне
вселенского
знания
алтайской
шаманки
тех
игах
книге
впервые
дано
наиболее
полное
описание
жизни
после
смерти
Вся
информация
получена
автором
при
помощи
метода
ченнелинг
” –
контакт
душой
молодого
парня
имени
Вас
ждет
увлекательное
путешествие
души
тонком
плане
любовь
многое
Посредством
ченнелинга
душа
передала
автору
историю
своей
жизни
Земле
воей
жизни
после
смерти
Перенеситесь
вместе
нас
все
шаманы
православные
…»

115
Яном
тонкий
план
узнайте
том
будет
похожа
Ваша
жизнь
после
окончания
этого
урока
теле
человека
делится
удивитель
ными
фактами
пребывании
объятиях
Божественного
источника
борьбе
силами
древних
цивилизациях
сакральных
местах
нашей
планеты
Книга
отвечает
многие
вопросы
которые
сто
задаем
себе
Как
выглядит
так
называемый
загробный
мир
Какова
цель
нашего
рождения
Помнит
душа
свои
прошлые
жизни
влияет
жизни
тех
кого
любит
Существуют
ангелы
кто
они
такие

Последняя
фраза
контексте
разговора
религиозных
устремлениях
особенно
любопытна
шаманские
духи
ангелы
свободно
уживаются
шаманизма
здесь
важен
эзотеризм
как
таковой
принадлежность
какой
либо
религиозной
конфессии
принципе
это
новость
для
нашего
городского
шаманизма
появление
ангелов
как
духов
хранителей
концепции
мира
тех
новых
шаманов
которые
кое
что
слышали
христианстве
или
даже
имели
опыт
посещения
ерквей
перестройку
кто
только
туда
заглядывал
!),
было
совер
шенно
естественным
Эклектика
мировоззрении
бриколаж
страивании
собственных
практик
тогда
даже
удивляли
новые
шама
получив
например
посвящение
президента
фонда
исследований
шаманизма
Майкла
Харнера
творчески
развивали
усвоенную
книг
или
обучения
концепцию
Харитонова
Купряшина
2005;
Харитоно
).
этом
отношении
хорошей
иллюстрацией
могли
быть
практика
внутреннее
убранство
помещения
которое
принадлежало
центру
Алины
Слободовой
Москве
(Lindquist 2006).
Современные
приверженцы
нового
шаманизма
стремятся
указывать
свои
традиционные
корни
»,
особенности
которые
точки
зрения
позволяют
подчеркивать
преемственность
Одной
важ
нейших
таких
характеристик
стало
подчеркивание
активные
поиски
наличия
роду
множества
предков
шаманов
Бурятии
например
это
привело
тому
люди
занялись
изучением
своих
родословных
этнографических
других
архивах
Понятно
все
находят
таких
предков
если
семье
так
роду
конечно
был
о
кого
мож
причислить
шаманам
это
дает
особую
шаманскую
силу
(«…
Создавая
этот
курс
Алла
Громова
опиралась
древние
шаман
ские
знания
Сила
Рода
передается
женской
линии
…»).
Естественно
современному
шаману
важно
обеспечить
себе
имя
имидж
Для
этого
надо
как
минимум
убедить
заинтересованных
что
можешь
очень
многое
востребованных
сферах
Алла
ромова
сибирская
шаманка
которая
уже
более
лет
помогает
дям
решать
проблемы
ней
обращаются
вопросам
: –
поиска
парт
нера
семейных
взаимоотношений
воспитания
детей
исцеления
физических
психологических
заболеваний
даже
неизлечимых
мнению
медицины
…»);
что
делаешь
лучше
других
Как
это

Валентина
Ивановна
Харитонова
удается
может
объяснить
никто
Феноменальный
дар
сибирской
шаманки
Аллы
Громовой
приводит
изумление
даже
убеленных
ной
профессоров
тех
болезней
которые
удавалось
победить
после
долгих
лет
интенсивного
лечения
лучших
медицинских
цен
трах
она
избавляет
пять
семь
сеансов
шаманского
целитель
ства
...»);
что
можешь
проделывать
овремененных
решая
насущные
проблемы
(«…
Вопреки
суевериям
созданным
вокруг
шаманизма
нужно
будет
ходить
тайгу
убивать
животных
выполнять
непонятные
ритуальные
действия
Курс
Сила
Рода
создан
так
чтобы
уже
время
семинара
дать
участникам
результат
: –
Здоро
вую
крепкую
гармоничную
семью
; –
Взаимопонимание
между
поко
лениями
Внутреннюю
силу
армонию
Здоровье
красоту
стоту
тела
Защищенность
злых
духов
Дружба
Духом
нег
…»);
что
международно
известное
(«…
Однажды
ведущий
программы
телеканале
Германии
попросил
Аллу
поделиться
секретом
силы
. –
Все
очень
просто
, –
ответила
Алла
Громова
, –
знаю
силу
своего
рода
умею
пользоваться
…»)
умеешь
ься
только
силой
рода
современными
знаниями
поле
современной
психотерапии
которой
сейчас
конкурируют
целители
том
числе
шаманы
конкурентоспособна
(«…
Очень
инте
ресные
полезные
истории
точки
зрения
шаманизма
можно
прочи
тать
известного
российского
ученого
Игоря
Вачкова
одного
созда
лей
сказкотерапевтического
направления
психологии
Например
очень
хороша
Сказка
имени
”.
Это
своеобразный
коан
развитие
нестандартного
мышления
Впрочем
коаном
является
любое
народное
предание
или
миф
…»);
что
среди
приверженцев
извест
ные
очень
известные
сайт
украшает
фото
Аллы
Пугачевой
статья
Шаманская
магия
Аллы
Пугачевой
откровениями
прима
донны
«…
Однажды
местной
газете
написали
том
что
недалеко
Барнаула
живет
настоящая
шаманка
Алла
Громова
Возможно
сам
корреспондент
сомневался
том
что
написал
поверила
реши
непременно
отыскать
Спрашивала
писала
искала
информацию
через
знакомых
все
таки
узнала
адрес
шаманки
. –
сразу
ехали
й
? –
Практически
сразу
попросила
помочь
мне
пере
стать
быть
гадким
утенком
”,
чтобы
наконец
встретить
любимого
человека
Удивительно
она
согласилась
научила
меня
шаманским
техникам
которые
словам
непременно
помогут
мне
жизни
Благодаря
полученным
знаниям
смогла
принять
ощутить
жен
скую
силу
после
изыва
духов
помощников
шаманского
ритуала
Чистка
матка
”,
начала
заметно
хорошеть
голос
стал
более
глубоким
красивым
меня
появилось
множество
друзей
обожателей
Мне
безумно
нравилось
учиться
Аллы
каждый
раз
открывала
для
себя
все
новые
новые
возможности
…»).
нас
все
шаманы
православные
…»

117
Список
можно
продолжить
давайте
завершим
его
тем
что
имеет
прямое
отношение
религиозным
воззрениям
способам
современного
продвижения
глобального
шаманизма
: «…2015 –
Весной
открывается
Экопоселение
горах
Восточного
Казахстана
объединяющее
все
рели
гии
где
Шаманизму
будет
отведено
ведущее
место
подчеркнуто
мной
. –
). –
Май
Курс
Сила
Рода
будет
доступен
онлайн
режиме
Люди
разных
точек
планеты
смогут
учиться
вместе
! –
Май
Традиционный
слет
шаманов
Казахстане
этот
раз
духи
призвали
нас
Алматы
…».
Слеты
шаманские
круги
силы
работа
онлайн
режиме
все
это
сылает
нынешней
деятельности
первых
активистов
возрождения
спространения
планете
нового
варианта
шаманизма
начатого
еще
второй
половине
американскими
антропологами
именно
экс
периенциальный
шаманизм
авторы
техники
называют
его
Core Sham-
– Townsend 2004)
пришел
постсоветское
пространство
идея
шаманского
всеединства
шамана
каждом
нас
Харитонова
: 23).
Экопоселения
тоже
уже
новость
мистико
лигиозных
эколого
целительских
кругах
напр
.,
Ожиганова
2015).
вот
идея
соединения
всех
религий
главе
шаманизмом
вполне
естественная
для
тех
кто
уверен
том
шаманизм
это
некая
прарелигия
древности
начала
эксплуатироваться
таком
вариан
сравнительно
недавно
понятно
если
шаманизм
это
основа
основ
принципе
т
ничего
плохого
том
чтобы
объединять
эти
основы
тем
стало
его
продолжением
посему
утверждение
что
все
шаманы
православные
воспринимается
вполне
адекватным
только
отно
шении
прошлых
веков
когда
территории
распространения
право
славия
крестили
шаманов
Кстати
той
логике
можно
сказать
рактеризуя
манов
только
прошлого
настоящего
времени
территории
распространения
буддизма
там
все
шаманы
будди
сты
».
мощном
постсоветском
интересе
всем
религиям
религи
озно
мистическим
философиям
при
отсутствии
внутреннего
стопора
отношении
одновременного
использования
разных
религиозных
кано
нов
возникновение
эклектической
системы
мировоззрения
как
раз
личных
практик
которых
просматривался
откровенный
бриколаж
было
вполне
естественным
Пути
целительство
шаманизм
эпоху
глобализации
Разумеется
при
весьма
разнородном
формировании
глобального
шаманизма
его
представители
практики
оказались
очень
разными
Создание
личной
практики
каждого
было
связано
обретением
познаний
которые
встретились
пути
шаманы
».
этом
смысле
принцип
интернационализма
прививавшийся
раннего
детства

Валентина
Ивановна
Харитонова
всем
советским
людям
сыграл
выдающуюся
роль
разумеется
пути
шаманы
многое
определяла
биография
человека
первую
оче
редь
место
его
проживания
или
смена
таких
мест
),
уровень
образова
последующая
период
перестройки
включенность
процесс
национального
возрождения
также
размер
семейного
бюджета
при
наличии
или
отсутствии
работы
Известно
еди
целительниц
нео
шаманок
например
оказалось
много
учителей
других
служа
щих
которым
надо
было
содержать
семьи
символическую
зарплату
или
при
полном
отсутствии
обращение
шаманским
практикам
нельзя
списать
только
циально
экономическое
или
экологическое
неблагополучие
чем
настаивал
вернусь
идеям
семинара
2006
.)
ек
Брож
докладе
Пирамиды
камней
кресты
Религиозные
разъяснительные
дебаты
Республике
Алтай
дни
» («Cairns and crosses: religious and
explanatory struggles in contemporary Altai Republic») (
Балалаева
Харито
нова
, 2007);
кстати
использованием
идеи
интеллектуализации
лигии
современных
процессах
есть
смысл
согласиться
невзирая
эта
концепция
подвергалась
критике
стороны
антропологов
процессе
активизации
тереса
шаманизму
иным
магико
мистическим
практикам
значительную
роль
для
каждого
человека
рало
самое
сохранение
магико
мистических
суеверных
основ
миро
воззрения
стране
указывалось
выше
Важными
здесь
оказа
лись
собственно
религиозные
психофизиологические
открытия
людей
Ярко
выраженный
интерес
парапсихологии
магии
мистике
фиксируемый
редины
.,
наполненность
рынка
началу
соответствующей
литературой
сообщениями
передачами
открытие
целительских
школ
академий
проведение
конференций
соответствующие
темы
Харитонова
помогли
многим
обретении
своего
шаманского
пути
.:
Доронин
Копелиович
Харитонова
2013).
Как
пример
рассмотрим
каким
образом
сложился
этот
путь
р
Толтаевой
которая
сообщила
мне
она
три
года
как
шаманка
года
назад
меня
приняли
шаманы
вообще
цели
тельством
занимаюсь
23
года
ПМА
).
Она
того
рода
пред
ставителями
которого
встречалась
ранее
сагайцев
хакасов
касов
называется
Четт
пӱӱр
семь
волков
,
которых
именно
этом
роду
был
последний
посвященный
шаман
Харитонова
):
Толтаева
род
древний
легенде
рода
семи
вол
ков
Йеты
пӧрӱ
ПМА
).
будучи
взрослой
Галина
Михайловна
узнала
бабушка
очень
известная
шаманка
помню
маме
травники
мой
правил
животы
правил
Раньше
все
нас
все
шаманы
православные
…»

119
надсаженные
искусно
все
делал
ПМА
).
таком
казалось
богатом
выборе
учителей
среди
собственных
родственни
ков
она
никогда
детстве
юности
интересовалась
целительством
всерьез
тем
более
шаманизмом
себе
нынешняя
целительница
шаманка
говорит
уверенно
шорцы
меня
обучали
вообще
ла
что
буду
когда
лечить
ПМА
).
биография
складывалась
как
многих
СССР
своеобразным
лоскутным
одеялом
уехала
дома
проживала
разных
местах
учась
работая
Вот
как
она
рассказывает
начале
своего
жизненного
пути
Родилась
деревне
село
Кельчезас
переводе

гостеприимное
”, “
добро
пожаловать
”);
лет
жила
сейчас
этой
деревни
уже
существует
лет
русски
переехали
родители
город
обучилась
русскому
языку
училась
хорошо
без
троек
закончила
классов
уехала
учиться
ткачиху
Владимирскую
область
ликий
Устюг
ПМА
).
время
было
всего
лет
стать
ткачихой
нее
получилось
помешала
знаковая
для
будущего
целительского
шаманского
становления
деталь
психонев
рологическая
реакция
сильный
шум
ткацком
цеху
потеряла
созна
попала
больницу
Позже
работала
лаборатории
очень
вно
как
школьные
годы
занималась
художественной
самодея
тельностью
благодаря
чему
даже
попала
ВДНХ
Отмечает
как
нечто
важное
любила
танцевать
узбекские
танцы
через
сколько
лет
сложилось
так
уехала
Узбекистан
друзьям
прожила
там
1990-
меет
два
высших
образования
закончила
Политехнический
институт
Институт
культуры
Ташкенте
Работала
преимуществен
сфере
культуры
– «
была
представитель
министерства
куль
туры
моем
ведомстве
были
археологические
исторические
мятники
культуры
ПМА
Разумеется
это
привело
цели
тельство
Определенные
наклонности
деятельности
такого
да
нее
всегда
гадать
гадала
всегда
наверное
ства
Девочки
когда
увлекаются
мальчиками
наверное
класс
школу
брала
карты
девочки
уводили
парк
куда
чтобы
гадала
ПМА
).
Воспоминания
детства
нее
наполнены
деталями
связанными
аданиями
практикой
матери
которая
отливала
испуг
пользуясь
воском
.,
наблюдавшая
матерью
сама
научилась
лить
воск
собачка
заболела
мамы
воск
украла
пошла
собачку
вать
Она
меня
выздоровела
смеется
Может
поэтому
здоровела
какие
литвы
читать
Мама
мне
что
самое
читай
Отче
…”
крыль
Отче
…”,
собачку
заставляла

Валентина
Ивановна
Харитонова
водичку
умывала
звали
Лайка
Долго
еще
ПМА
Заговорно
заклинательная
практика
матери
была
связана
вос
поминаниям
чтением
православных
молитв
заговоров
часть
которых
она
помнит
своей
знахарской
деятельности
она
назы
вает
исключительно
целительской
современный
манер
пользует
вместе
православными
молитвами
другие
заговоры
соче
тании
молитв
заговоров
противоречий
ит
вопрос
крещеная

почти
возмущение
отвечает
конечно

Специфику
практики
начало
знахарской
целительской
работы
она
связывает
своей
русской
наставницей
сообщая
меня
вылечи
русская
женщина
когда
Узбекистане
»; «
лечить
стала
того
момента
когда
меня
вылечили
парализованную
Узбекистане
ПМА
).
Эта
женщина
асла
тяжелой
ситуации
поставив
прямом
переносном
смыслах
ноги
потом
увидев
способности
научила
работе
Обращение
шаманской
практике
произошло
довольно
поздно
связи
возвращением
родные
места
где
этому
времени
уже
были
шорские
нео
шаманы
все
они
как
подчеркивает

имеют
посвящений
Она
решила
получить
посвящение
соседних
хакас
ских
шаманов
которыми
теперь
поддерживает
постоянные
контакты
Лидер
этой
группы
Чебочаков
нем
Харитонова
2003
Надо
заметить
речь
идет
современных
сценариях
посвящений
так
как
Хакасии
моменту
возрождения
шаманизма
осталось
ного
посвященного
шамана
последний
них
принадлежавший
также
роду
семи
волков
»,
ушел
жизни
1975
.);
сам
Чебо
чаков
искал
возможность
традиционного
посвящения
обращаясь
том
числе
бабушке
Сарго
Харитонова
, 2006
),
старушка
тоже
была
посвящена
Любопытно
важно
этой
истории
что
жно
считать
психофи
зиологической
составляющей
религиозно
мистических
проблем
подробно
Харитонова
, 2012).
этом
плане
развивалась
так
как
абсолютное
большинство
других
нео
шаманов
или
представи
телей
иных
магико
мистических
практик
Вернувшись
Шорию
она
возвращается
чем
свою
детскую
реальность
хотя
среда
окру
жающее
пространство
стественно
уже
несколько
можно
сказать
щественно
изменились
Новая
ситуация
направляет
пути
вперед
шаманской
практике
который
одновременно
являлся
для
нее
путем
назад
своим
предкам
корням
истокам
Она
рассказывает
Когда
вернулась
домой
году
тогда
образы
предков
меня
к
стали
появляться
даже
сне
стали
появляться
можно
сказать
сне
Здесь
мне
стали
просто
являться
какие
бабушки
само
собой
мной
общается
нас
все
шаманы
православные
…»

121
иногда
».
итоге
нее
целительницы
появились
устойчивые
ощу
щения
присутствия
помощи
стороны
предков
Она
вспоминает
том
отец
хорошо
правил
головы
животы
это
перешло
теперь
ней
Маточку
матку
.) –
меня
все
искусно
получается
если
лечить
е
сама
воске
отливаю
если
прошу
помоги
ПМА
).
Далее
пошло
очень
активное
появление
необычных
ощуще
развитие
в࣊дения
стали
появляться
запахи
какие
мне
стало
нравиться
прохожу
мимо
какого
дома
чув
ствую
пахнет
формалином
ямо
что
квартира
человек
уйдет
жизни
взмолилась
Боже
меня
этого
хочу
видеть
смерть
чувствовать
смерть
”, –
перестало
сне
сновидения
раньше
видела
просто
снится
видела
картину
которая
лжна
стало
меня
мучить
сильно
сильно
помолилась
женька
меня
сновидений
стала
видеть
сны
теперь
опять
стала
видеть
сны
открыв
помню
просто
понимаю
сон
хороший
плохой
ПМА
).
Это
становление
сопровождается
альнейшим
активным
поиском
своей
дороги
которая
приводит
шаманизму
однако
очевидное
отно
шение
шаманизму
как
одному
вариантов
восприятия
жизни
пре
бывания
магико
мистическом
контексте
шаманского
восприятия
мешает
поиску
иных
видов
магико
мистической
деятельности
.:
ритонова
. 2008).
Так
например
рассказывает
увлечении
рунами
яду
картами
Таро
это
очень
популярно
целительской
среде
): «
моей
приятельнице
принесла
руны
чтобы
сделала
обе
рег
руны
одна
означает
удачу
она
!”
капризничаешь
сделай
!” “
, –
, –
возьми
посмотри
)”.
мне
старинные
руны
нравятся
встала
люблю
шить
).
встала
открываю
думаю
гравировку
мне
надо
!”
!”
есть
еще
слова
3–5,
допустим
этих
знаков
лово
означает
маю
если
вместе
поставить
переставить
, –
маю
, –
посмотрю
…”
ничего
себе
общем
удачу
успех
ПМА
).
Интересно
само
посвящение
Можно
сказать
что
дорога
шаманизм
закономерно
свела
ближайшим
одом
даже
один
тот
род
которому
она
принадлежала
был
тех
дру
гих
Вообще
нынешние
нео
шаманы
качинцев
сагайцев
шорцев
контактируют
очень
активно
Горную
Шорию
раз
приглашали
камлать
хакасских
нео
шаманов
Леонида
Горбатова
Людмилу

Валентина
Ивановна
Харитонова
бежикову
других
контактирует
иной
группой
которой
сей
час
руководит
Чебочаков
камлании
она
получила
свое
посвящение
Намечалась
поездка
священную
гору
Оглахты
, –
вспоминает
она
. –
Это
великая
гора
рун
поверьям
вершине
ветром
высе
чены
руны
Шаманы
каждый
год
туда
съезжаются
поклоняются
меня
однажды
пригласили
поехать
Так
получилось
там
мой
зов
откликнулась
природа
меня
услышали
духи
шаман
есть
человек
который
общается
невидимым
миром
духами
огня
воды
местности
Уже
посвящении
верховный
шаман
сказал
Пройди
круг
костра
раза
покажи
себя
потом
работай
”.
ворю
как
?” – “
души
!” –
отвечает
посмотрела
кто
как
бьет
бубен
начала
свой
ритм
Черепанова
2015).
Неошаманские
посвящения
наши
проводятся
разному
шаманская
атрибутика
набирается
сообразно
представлениям
шама
низме
знанию
отношению
традиции
создавая
самую
картину
бриколажа
которой
говорилось
нее
Все
это
отражает
современную
установку
язычество
нового
религиозного
поколения
эпохи
глобализации
только
многобожие
»,
полирелигиоз
ность
».
Заключение
странице
тувинца
Якима
Суйсуя
Facebook
обнаружила
такое
немного
странное
четверостишие
две
последние
строки
которого
сылают
нас
исходным
противоречиям
шаманизма
православия
Какой
тувинец
съел
барана
Простой
вопрос
звучал
как
тост
все
усилия
шамана
Лишь
нарушали
пост
Однако
времена
когда
Великий
пост
для
многих
православных
превращается
период
диеты
западный
неошаманизм
экологическо
толка
активно
протестует
против
ритуалов
традиционным
прине
сением
жертву
баранов
порой
лошадей
),
выставляя
пределы
сво
его
поля
деятельности
тех
кто
искренне
пытается
продолжать
тради
своих
народов
вопрос
православной
или
буддийской
принад
лежности
шаманов
воспринимается
как
нонсенс
самом
деле
всегда
везде
был
особо
острым
тем
более
кровавым
времена
когда
сибирские
народы
насильственно
обращались
новые
религии
Хорошо
известно
что
это
обращение
проходило
только
помощью
кнута
пряника
XVIII–XIX
шаманы
приобщали
своим
священным
предметам
иконы
подкармливали
новых
богов
»,
обмазывая
изображения
святых
жиром
кровью
Такая
вседозволен
нас
все
шаманы
православные
…»

123
ность
шаманизма
вполне
понятна
оправдана
если
обратить
внима
включаем
это
понятие
всевозможные
проявления
различных
целительских
мистико
ясновидческих
предсказательных
практик
Функ
Харитонова
1996;
Харитонова
1996),
только
ритуа
религиозно
мистической
сферы
деятельности
жрецов
шаманов
хранявших
традиционную
культовую
практику
Общий
взгляд
процессы
происходившие
поле
взаимодействия
шаманизма
православия
позволяет
сейчас
видеть
предлагавшая
народам
Сибири
Севера
изначальная
замена
одной
веры
другую
привела
противостоянию
дезинтеграции
религиозных
представле
сих
пор
можно
рассуждать
адептами
шаманизма
или
пра
вославия
тему
»,
вплоть
оценки
стоимости
обря
дов
кого
дороже
),
вместе
тем
эта
официальная
дезинтеграция
сопровождалась
внутренней
тихой
интеграцией
приводившей
тому
исследователи
оценивают
как
двоеверие
Это
прекрасно
отражено
например
заимствовании
знахарских
практик
семейной
медицине
родителей
Толтаевой
вот
период
возвращения
шама
низму
пришлась
мощная
волна
интеграции
всего
вся
приведшая
отнюдь
усилению
двоеверия
или
возрождению
шаманизма
появлению
шаманизма
стиранию
границ
восприятии
религий
своеобразной
интернационализации
мистико
религиозных
воззрений
Последнее
хорошо
видно
деятельности
новых
шаманов
»,
которые
позиционируют
себя
как
шаманов
сибирских
деятель
ность
выше
Громовой
отлично
вписывается
международ
ный
глобальный
шаманизм
опережая
кое
чем
даже
работу
американ
ских
первооснователей
подобных
практик
Вопрос
нео
религиозной
составляющей
культурной
идентичности
коренных
малочисленных
народов
должен
рассматриваться
общем
контексте
религиозных
процессов
постсоветском
пространстве
они
всей
неутешительностью
свидетельствуют
активной
глоба
лизации
большом
мире
открывшемся
для
всех
наших
народов
пространственном
отношении
шаманизм
стал
выездным
»,
точнее
вывозимым
ределы
страны
одновременно
принимающим
здесь
заезжих
миссионеров
адептов
просто
любопытствующих
),
так
ска
зать
интеллектуально
философском
постсоветское
большинство
лучило
возможность
резкого
приобщения
недоступной
ранее
литера
туре
культуре
мистико
религиозной
направленности
около
научной
деятельности
развивавшимся
разных
странах
мира
движениям
типа
Нью
Эйдж
азумеется
это
наиболее
общий
взгляд
происходящее
Более
тонкий
анализ
уровне
изучения
небольших
сообществ
позволяет
ворить
сохранности
некоторых
элементов
традиционного
знания
культуры
оживлении
традиционных
практик
там
где
они
еще

Валентина
Ивановна
Харитонова
хранялись
некоторой
степени
моменту
распада
СССР
Процесс
гло
бализации
шаманизма
достаточно
сложен
многогранен
(Townsend
2004: 55;
Харитонова
2014).
Примечания
Семинар
был
организован
сотрудниками
Института
социальной
антропологии
ства
Макса
Планка
Отто
Хабеком
куратор
Вирджини
Ватэ
Агнешкой
Халембой
Германии
работал
Галле
декабря
итогах
Балалаева
ритонова
2007).
Более
подробно
исследованиями
Бернштейн
этих
вопросов
бурятском
мате
риале
можно
познакомиться
(Bernstein 2013).
Вспоминаю
как
филологическом
факультете
МГУ
имени
Ломоносова
нешний
ведущий
религиовед
тогда
преподаватель
атеизма
проф
Яблоков
получив
лекции
основам
научного
атеизма
невинную
записку
просьбой
познакомить
нас
поподробнее
основами
православия
других
религиозных
систем
поскольку
нам
это
необходимо
для
нашего
образования
ассердился
настолько
что
почерку
конца
семестра
искал
автора
послания
чтобы
отомстить
полагал
такую
наглость
»!
Здесь
стоит
вспомнить
ещɺ
так
называемый
западный
эзотеризм
»,
актуализация
которого
относится
тому
периоду
Идеи
его
повлияли
очевидно
как
исследо
вателей
так
адептов
формировавшихся
возрождавшихся
религиозно
мистических
практик
концепций
Поясняя
суть
явления
Ханеграаф
пишет
что
как
определялось
исследовательское
поле
западного
эзотеризма
оче
видно
тесно
рамках
любой
устоявшихся
сегодняшний
день
гуманитарных
циплин
того
что
они
изучают
Почему
похож
религию
обычном
понимании
разновидность
философии
»,
точно
мог
быть
сегодня
принят
качестве
науки
».
всɺ
ападный
эзотеризм
имеет
отношение
всем
этим
сферам
равно
как
искусству
хотя
может
сводиться
одной
них
»;
годов
термин
западный
эзотеризм
стал
наиболее
употребительным
среде
массовом
сознании
эти
слова
всɺ
ещɺ
ассоциируются
преимущественно
временными
феноменами
».
ее
автор
поясняет
Проще
говоря
запад
ный
эзотеризм
» –
существовавшая
сама
себе
независимая
традиция
которая
какой
момент
была
открыта
историками
современная
сконструированная
учены
модель
.:
Ханеграаф
2016: 7–8, 9).
Более
подробно
. Wiget, Balalaeva 2011.
стоит
однако
переоценивать
степень
репрессий
отношении
шаманов
именно
как
жрецов
подробно
Харитонова
2010;
.:
Доронин
).
интервью
2013
руководителем
местной
религиозной
организации
шаманов
Тэнгэри
Цырендоржиевым
Сейчас
создаем
институт
шаманизма
Весной
этого
года
состоялась
большая
конференция
современном
состоянии
шаманизма
которую
съехались
шаманы
ученые
Иркутской
области
Забайкальского
края
тогда
приняли
резолюцию
объединении
шаманов
сейчас
подаем
документы
дание
межрегиональной
централизованной
религиозной
организации
шаманов
Хаан
тэнгэри
”.
Организация
будет
объединять
только
шаманов
проживающих
территории
этниче
ской
Бурятии
шаманов
других
регионов
России
Уже
подали
заявки
вступлении
организацию
шаманы
Омской
области
Московской
области
Астрахань
создаем
структуру
правления
организации
Так
будет
избран
рховный
шаман
при
нем
будет
создано
собрание
духэриг
бур
. –
круг
это
собрание
войдут
региональные
руководители
шаманских
организаций
Цыденова
, 2013
настоящее
эта
организация
наиболее
многочисленная
структурированная
нескольких
находящихся
только
Бурятии
Иркутской
области
например
Москве
нас
все
шаманы
православные
…»

125
лиал
Тэнгэри
»,
шаманская
община
Москвы
Кузнечный
молот
»,
деятельность
которой
отображает
страница
Контакте
– https://vk.com/club45809437).
Разумеется
издается
довольно
много
литературы
которой
предлагается
описание
личного
шаманского
опыта
или
преподносятся
трактовки
бурятского
шаманизма
например
книгу
американки
бурято
монгольскими
корнями
Сарангэрэл
2003).
Именно
это
отмечает
Амайон
указывая
что
термин
шаманизм
используется
последние
пятнадцать
лет
рубеже
XIX–XX
столетий
связи
идеей
гармонии
природой
»;
этом
(Lindquist 1997).
имею
виду
здесь
интернет
анекдот
объявлением
создании
некого
избирко
выкладыванием
списков
для
интернет
голосования
включавших
том
числе
покойных
тяжело
больных
стариков
призывом
избрать
списка
главу
российских
шаманов
это
было
проделано
московским
городским
шаманом
называющим
себя
виль
Олард
Диксон
о
супругой
псевдоним
Шончолай
Ховенмей
нас
есть
святое
место
одно
там
даже
губернатор
его
обустроил
там
источник
вода
зимой
летом
+6» (
ПМА
).
Это
вполне
естественно
фоне
активного
возрождения
пра
вославия
что
поддерживается
местной
интеллигенцией
глубоко
уважающей
шаманскую
культуру
считающую
себя
причастной
ней
Например
известная
исследовательница
шорского
эпоса
шаманизма
поэтесса
художница
бовь
Арбачакова
недавно
подго
товила
книгу
рассказов
Священной
истории
…»,
Штыгашев
1883)
Иисусе
Христе
шорском
языке
многочисленными
иллюстрациями
Рассказы
… 2012).
напр
., Wujastyk, Dagmar and Smith, Frederick M. 2008.
Тысячи
людей
испытали
себе
благотворное
воздействие
работы
только
Хакасии
России
различных
странах
мира
Непал
Тибет
Америка
Испания
Греция
страны
Прибалтики
.) (http://www.trn.ua/trainers/5
909/)»; «
Москве
дру
гих
городах
Татьяна
Васильевна
проводит
Шаманские
Ритуалы
семинары
личные
консультации
».
Семинары
Баланс
активизация
мужских
ресурсов
Возвращение
женской
души
Вхождение
денежный
поток
привлечение
духа
денег
Основа
жизненного
успеха
Привлечение
духа
удачи
Путешествие
дорогам
сновидений
бота
пространством
Развитие
интуиции
Соединение
Силами
стихий
Ароматы
как
механизмы
управления
пространством
событиями
также
семинары
запросам
Семинары
путешествия
Хакасия
Перерождение
Путешествие
тропе
Жизни
Путь
гармонии
стихий
Прорыв
Времени
Пространстве
Марокко
Соединение
Силами
тихий
исполнение
намерений
Шаманские
Ритуалы
Возвращение
Женского
начала
Вхождение
наступающий
год
Вхождение
новый
период
(http://samopoznanie.ru/trainers/tatyana_vasilevna_kobezhikova/)
Кстати
информация
практике
таких
неошаманов
располагается
обычно
сайтах
общих
для
целителей
пси
хологов
разных
направлений
где
представлены
материалы
помимо
шаманизма
например

Валентина
Ивановна
Харитонова
оральном
сексе
или
сексе
расстоянии
висцеральной
терапии
очищениях
организ
Личный
сайт
неошаманки
: http://www.kobezhikova.ru/index.shtml
Деятельность
Фонда
исследований
шаманизма
проф
Майкла
Харнера
подробно
представлена
сайте
этой
организации
: https://www.shamanism.org
Речь
идет
только
поисках
себя
лишней
шаманской
кости
» –
кто
слышал
знает
этом
разумеется
себя
нашли
Термин
как
известно
настоящее
время
трактуется
более
чем
расширенно
.:
ритонова
2006
Это
наследие
мировоззрения
именовавшегося
научным
атеизмом
».
было
пред
ставлено
скорее
как
простое
отрицание
идеи
бога
отход
внешней
религиозности
Однако
это
отрицание
удивительным
образом
совмещалось
как
правило
очевидной
внутренней
магико
мистической
установкой
осмысление
жизни
неискоренимо
стью
того
что
именовалось
суевериями
Шорцы
один
коренных
малочисленных
народов
Севера
основная
часть
торого
проживает
юге
Кемеровской
области
отчасти
Республике
Хакасия
особенностях
становления
будущего
целителя
развитии
его
дара
.:
Хари
тонова
1997, 2000
, 2005
работы
автора
).
специфике
заговорно
заклинательной
практики
подробно
Харитонова
1999).
Гоч
Василий
Павлович
один
создателей
собственной
школы
Школы
Причинно
сти
современных
эзотерических
учениях
автор
многочисленных
книг
том
числе
Новые
руны
рунные
технологии
» (2004).
Качинцы
сагайцы
крупные
этнические
группы
составе
хакасов
Это
случилось
например
тувинским
шаманом
Допчун
оолом
который
сколько
назад
был
приглашен
неошаманами
Норвегию
когда
там
провел
обряд
жертвоприношения
духам
они
порвали
все
дружеские
связи
ПМА
).
Литература
Bernstein, Anya.
Religious Bodies Politic. Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism. The
Univ. of Chicago Press, 2013. 258 p.
Lindquist G.
Shamanic Performances on the Urban Scene: Neo-Shamanism in Contemporary
Sweden. Stockholm Studies in Social Anthropology, 39. Stockholm, Sweden: Almqvist &
Wiksell, 1997.
Lindquist G.
Conjuring hope: magic and healing in contemporary Russia. Berghahn books,
2006.
Saudin A
Allione C
. Ai-Tchourek… come la luna. Trance, guarigioni e riti sacri di una sci-
amana tuvina. Torino: LIBRERIA EDITRICE PSICHE, 1999. 78 p.
Townsend, Joan B
. Core Shamanism and Neo-Shamanism // Shamanism. An Encyclopedia of
World Beliefs, Practices, and Culture / Ed. Mariko Namba Walter and Eva Jane Neumann
Fridman. ABC – CLIO. Santa Barbara – California – Denver, Colorado – Oxford, Eng-
land. 2004. Vol. I. P. 49–57.
Wiget Andrew, Balalaeva Olga
. Khanty, people of the taiga: surviving the twentieth century.
Faibbanks: Univ. of Alaska Press, 2011. 398 p.
Wujastyk, Dagmar and Smith, Frederick M
. (eds.) Modern and Global Ayurveda: Pluralism
and Paradigms. Albany, NY: State University of New York Press, 2008. 363 p.
Балалаева
.,
Харитонова
Научный
семинар
оценке
религиозной
ситуации
Сибири
соседних
регионах
» //
Январь
. 2007. URL: http://journal.iea.ras.ru/
online/2007/EOO2007_1d.pdf (
дата
обращения
: 01.02.2016).
Гомбоев
Под
Вечным
Небом
Шаманизм
Святая
неугасимая
Улан
Удэ
, 2010. 336
Доронин
Советский
шаман
между
властью
карающей
властью
клиентом
//
фологические
модели
туальное
поведение
советском
постсоветском
про
странстве
статей
Сост
Архипова
.:
, 2013
. 81–91.
нас
все
шаманы
православные
…»

127
Доронин
Политик
Лекарь
Шаман
Современные
шаманы
Алтая
//
Эпическое
наследие
духовные
практики
прошлом
настоящем
статей
ред
Харитонова
.:
ИЭА
РАН
, 2013
. 85–102 (
. 15,
. 1).
Жуковская
перекрестке
двух
религий
истории
духовной
жизни
бурятского
села
Торы
) //
Шаманизм
ранние
религиозные
едставления
летию
доктора
исторических
наук
профессора
Потапова
статей
Функ
.:
ИЭА
РАН
, 1995.
. 76–88.
Жуковская
Бурятские
шаманки
международной
конференции
тункинский
опыт
июль
2004
.) //
Женщина
возрождение
шаманизма
постсоветское
про
странство
рубеже
тысячелетий
.:
ИЭА
РАН
, 2005.
. 127–151 (
. 11).
Копелиович
аритонова
Тувинский
шаман
лекарь
целитель
?..
Опыт
анали
практики
Серенота
//
Эпическое
наследие
духовные
практики
прошлом
настоящем
Памяти
Басилова
статей
Отв
ред
Харитонова
.:
ИЭА
РАН
, 2013.
. 182–195 (
. 15,
. 2).
Ожиганова
Дети
New Age:
утопический
проект
движения
Анастасия
» («
Звенящие
кедры
России
») //
Государство
религия
церковь
России
рубежом
. 2015.
2.
. 262–286.
Рассказы
Иисусе
Христе
Священной
истории
Штыгашева
Книга
для
чтения
шорском
языке
Ред
Косточаков
.:
Институт
перевода
Библии
, 2012. 76
Сарангэрэл
Зов
шамана
Древние
традиции
духовные
практики
., 2003.
Симченко
Обычная
шаманская
жизнь
Этнографические
очерки
.:
ИЭА
РАН
1993 (
Российский
этнограф
Вып
. 7).
Функ
.,
Харитонова
вопросу
методологии
исследования
шаманизма
кругу
родственных
явлений
магия
колдовство
экстрасенсорика
) //
Центрально
Азиатский
шаманизм
философские
исторические
религиозные
аспекты
атериа
междунар
науч
симпозиума
, 20–26
Улан
Удэ
Байкал
Удэ
1996.
. 142–144.
Ханеграаф
Войтер
Западный
эзотеризм
Путеводитель
для
запутавшихся
пер
англ
Зори
.:
Центр
книги
Рудомино
, 2016, 256
Харитонова
Шаман
колдун
народный
целитель
экстрасенс
творческая
лич
ность
или
шарлатан
? //
Центрально
Азиатский
шаманизм
философские
историче
ские
гиозные
аспекты
Материалы
междунар
науч
симпозиума
(20–26
Удэ
Байкал
Улан
Удэ
, 1996.
. 144–146.
Харитонова
Избранники
духов
», «
преемники
колдунов
», «
посвященные
Учите
лями
»:
обретение
магико
мистических
свойств
знаний
навыков
//
. 1997.
5.
. 16–35.
Харитонова
Заговорно
заклинательное
искусство
восточных
славян
проблемы
традиционных
исследований
возможности
новых
интерпретаций
.:
А
РАН
1999.
. 1–2. 602
...
. 3).
Харитонова
Народные
магико
медицинские
практики
традиция
современность
Опыт
комплексного
системно
феноменологического
исследования
Дис
виде
науч
докл
. ...
ист
наук
.:
ИЭА
РАН
, 2000
. 84
Харитонова
воле
человека
стать
шаманом
»? //
Шаманский
дар
летию
доктора
исторических
наук
Анны
Васильевны
Смоляк
отв
ред
Харитонова
.:
ИЭА
РАН
, 2000
. 312–338 (
. 6).
Харитонова
Избранничество
дар
творчества
судьбы
хайджи
тахпахчи
хакасских
материалов
летней
экспедиции
РАН
Казачиновой
бесе
дует
Харитонова
Шаманский
дар
летию
Анны
Васильевны
Смоляк
.:
ИЭА
РАН
, 2000
. 79–108. (
. 6).
Харитонова
сна
Средневековья
накануне
III
тысячелетия
Магико
мистическая
практика
народное
целительство
Московском
регионе
Мос
ковский
регион
этноконфессиональная
ситуация
.:
ИЭА
РАН
, 2000
. C. 262–282.

Валентина
Ивановна
Харитонова
Харитонова
Религиозно
магические
практики
Южной
Сибири
трансформации
традиций
постсоветскую
эпоху
Материалы
Международного
интердисципли
нарного
научно
практического
симпозиума
Экология
традиционные
религиозно
магические
знания
».
.:
ИЭА
РАН
, 2001.
. 169–189 (
. 7,
. 2).
Харитонова
Собери
свои
корни
...» (
религиозный
вопрос
постсоветском
про
странстве
Южной
Сибири
) //
Расы
народы

Наука
, 2002.
Вып
. 28.
. 270–303.
Харитонова
веры
надежды
... (
проблеме
возрождения
традиционных
рели
гиозно
магических
практик
) //
. 2003
3.
. 60–83.
Харитонова
Шаманы
без
бубнов
Восточная
коллекция
Журнал
для
всех
кому
интересен
Восток
., 2003
3 (14).
. 130–140.
Харитонова
Религиозный
фактор
современной
жизни
ародов
Севера
Сибири
Исследования
прикладной
неотложной
этнологии
.:
ИЭА
РАН
, 2004
Вып
. 167. 39
Харитонова
Шаманы
шаманисты
некоторые
теоретические
аспекты
изучения
манизма
иных
традиционных
верований
практик
. 2004
2.
. 99–118.
Харитонова
Возрождение
шаманизма
»:
религиозный
вопрос
или
психоментальная
проблема
? //
Этносы
бири
Прошлое
Настоящее
Будущее
Материалы
международ
ной
научно
практической
конференции
Красноярск
, 2004
. 2.
. 76–83.
Харитонова
Виртуальный
бубен
бабушки
Тади
Реликты
традиционного
шама
низма
сагайцев
рубеже
тысячелетий
) //
Сибирский
этнографический
сборник
.:
Наука
, 2005
Вып
. 11.
. 176–196.
Харитонова
Зов
предков
или
призыв
духов
Психофизиологический
гендерный
пекты
шаманизма
) //
Женщина
возрождение
шаманизма
постсоветское
про
странство
рубеже
тысячелетий
.:
ИЭА
РАН
, 2005
. 25–43 (
. 11).
Харитонова
Алина
Леонидовна
Слободова
//
Женщина
возрождение
шаманизма
постсоветское
пространство
рубеже
тысячелетий
.:
ИЭА
РАН
, 2005
. 349–
. 11).
Харитонова
Феникс
пепла
Сибирский
шаманизм
беже
тысячелетий
.:
Наука
, 2006
. 372
Харитонова
Немного
том
чем
закончился
процесс
отмирания
религиозных
верований
» //
Межэтнические
взаимодействия
социокультурная
адаптация
наро
дов
Севера
России
отв
Молодин
Тишков
.:
ИЭА
РАН
, 2006
. 233–250.
Харитонова
Современные
шаманы
творческий
оксюморон
или
ность
Про
блемы
сохранения
здоровья
условиях
Севера
Сибири
Труды
медицинской
антропологии
Отв
ред
Харитонова
этнологии
антропологии
Миклухо
Маклая
РАН
медицинских
проблем
Севера
РАМН
.:
ОАО
Типография
Новости
”», 2009
. 403–418.
Харитонова
Шаманизм
современной
России
облеме
возрождения
//
6.
. 148–164.
Харитонова
Адаптационные
механизмы
сфере
магико
медицинской
практики
//
Адаптация
народов
культур
изменениям
природной
среды
социальным
техно
генным
трансформациям
.:
Наука
, 2009
. 353–361.
Харитонова
Современное
возрождение
традиций
некоторые
теоретические
пекты
//
Народы
культуры
Южной
Сибири
определьных
территорий
история
современное
состояние
перспективы
Материалы
международной
научной
конфе
ренции
посвященной
летию
Хакасского
научно
исследовательского
института
языка
литературы
истории
: 3–5
сентября
2009
Абакан
Хакасское
книжное
изда
тельство
, 2009.
. 130–134.
Харитонова
Политика
корректирующая
традиции
нео
шаманы
нео
шаманизм
(1922–2010) // Národnostní politika na teritoriu bývaleho SSSR / František
Bahenský a kolektiv. Etnologický ústav Akademie v
eské Republiky. V.V.I. Praga
2010.
. 85–120.
нас
все
шаманы
православные
…»

129
Харитонова
вопросу
личностном
статусе
шамана
концепция
Ксенофон
това
современные
исследования
) //
Северо
Восточный
гуманитарный
вестник
2012.
1 (4).
. 34–38.
Харитонова
Возрожденный
шаманизм
России
контексты
функционирования
Эпическое
наследие
духовные
практики
прошлом
настоящем
Памяти
Басилова
статей
Отв
ред
ритонова
.:
ИЭА
РАН
, 2013.
. 238–
259. (
. 15,
. 1).
Харитонова
Диалог
культур
языке
шаманизма
Вестник
истории
литературы
искусства
гл. ред
Урилов
Отд
ист
филол
наук
РАН
.:
Собрание
2014.
. 9.
. 93–112.
Харитонова
.,
Купряшина
Экспериенциальный
шаманизм
Московского
гиона
о
родоначальница
Женщина
возрождение
шаманизма
постсоветское
пространство
рубеже
тысячелетий
.:
ИЭА
РАН
, 2005.
. 283–302 (
. 11).
Харитонова
.,
Ожиганова
.,
Купряшина
поисках
духовности
здоровья
новые
религиозные
движения
неошаманизм
городской
шаманизм
).
.:
ИЭА
РАН
2008. 47
Исследования
прикладной
неотложной
этнологии
Вып
. 207).
Цыденова
России
появится
верховный
шаман
Независимая
газета
Новая
Бурятия
».
апреля
. URL: http://www.newbur.ru/news/1
дата
обращения
: 15.02.2016).
Цыденова
Шаманский
храм
Бурятии
Независимая
газета
Новая
Бурятия
». 15
сентября
. URL: http://www.newbur.ru/articles/13951 (
дата
обращения
: 15.02.2016).
Черепанова
Эзеноктар
Здравствуй
Шория
! URL: http://idkontakt.ru/article/1066/ (
дата
обращения
: 15.02.2016).
Штыгашев
Священная
история
шорском
наречии
для
инородцев
восточной
половины
Кузнецкого
округа
» /
Пер
подгот
изд
Штыгашева
Казань
Изд
Православного
миссионерского
общества
, 1883.
ПМА
полевые
материалы
автора
(2015
.)
Этнологические
исследования
шаманству
иным
традиционным
веровани
практикам
Этнографическое
обозрение
Статья
поступила
редакцию
20
февраля
2016
Kharitonova Valentina I.
“OUR SHAMANS ARE ALL ORTHODOX CHRISTIANS…”: MODERN
(NEO)SHAMANISM AND THE ISSUE OF CULTURAL IDENTITY
Abstract.
The article examines the process of globalization of religious and mystical practices
which are currently being exercised in Russia and are aspiring to ‘unite religions’, with sham-
anism being in the lead as a religious ‘proto-basis’. It draws on South Siberian, including

Валентина
Ивановна
Харитонова
References
Bernstein A.
Religious Bodies Politic. Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism
. The Univ.
of Chicago Press, 2013. 258 p.
Lindquist G.
Conjuring hope: magic and healing in contemporary Russia
. Berghahn books,
2006.
Lindquist G. Shamanic Performances on the Urban Scene: Neo-Shamanism in Contemporary
Sweden,
Stockholm Studies in Social Anthropology, 39
. Stockholm, Sweden: Almqvist &
Wiksell, 1997.
Saudin A., Allione C.
Ai-Tchourek… come la luna. Trance, guarigioni e riti sacri di una sci-
amana tuvina.
Torino: LIBRERIA EDITRICE PSICHE, 1999. 78 p.
Townsend, Joan B. Core Shamanism and Neo-Shamanism,
Shamanism. An Encyclopedia of
World Beliefs, Practices, and Culture
. Ed. Mariko Namba Walter and Eva Jane Neumann
Fridman. ABC – CLIO. Santa Barbara – California – Denver, Colorado – Oxford, Eng-
land. 2004. Vol. I, pp. 49-57.
Wiget Andrew, Balalaeva Olga.
Khanty, people of the taiga: surviving the twentieth century
Faibbanks, Univ. of Alaska Press, 2011. 398 p.
Wujastyk, Dagmar and Smith, Frederick M. (eds.)
Modern and Global Ayurveda: Pluralism
and Paradigms
. Albany, NY: State University of New York Press, 2008. 363 p.
Balalaeva O.E., Kharitonova V.I. Nauchnyi seminar «K otsenke religioznoi situatsii v Sibiri i sos-
ednikh regionakh» [Research seminar ‘Toward an assessment of the state of religious affairs in
Siberia and neighbouring regions’],
Etnograficheskoe obozrenie
. Ianvar', 2007. Available at:
http://journal.iea.ras.ru/online/2
007/EOO2007_1d.pdf (Accessed 1 February 2016).
Gomboev S.Zh.
Pod Vechnym Sinim Nebom. Shamanizm. Sviataia neugasimaia vera
[Under
the eternal blue sky. Shamanism. Holy inextinguishable faith]. Ulan-Ude, 2010. 336 p.
нас
все
шаманы
православные
…»

131
Rasskazy ob Iisuse Khriste iz Sviashchennoi istorii I.M. Shtygasheva: Kniga dlia chteniia na
shorskom iazyke / Red. G.V. Kostochakov [The stories of Jesus Christ from Sacred histo-
ry by I. M. Shtygashev: a book in Shor language / Ed. by G.V. Kostochakov]. Moscow:
Institut perevoda Biblii,
2012. 76 p.
Sarangerel.
Zov shamana: Drevnie traditsii i dukhovnye praktiki
[The call of shaman: ancient
traditions and spiritual practices]. Moscow, 2003.
Simchenko Iu.B.
Obychnaia shamanskaia zhizn'. Etnograficheskie ocherki
[The shaman’s ordinary

Валентина
Ивановна
Харитонова
mations of traditions in the post-Soviet era],
Materialy Mezhdunarodnogo interdistsipli-
narnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma «Ekologiia i traditsionnye religiozno-
magicheskie znaniia»
[Proceedings of the International inter-disciplinary research sympo-
sium “Environment and traditional religious and magic knowledge”]. Moscow: IEA RAN,
2001, pp. 169-189 (EI… T. 7, part 2).
Kharitonova V.I. «Soberi svoi korni...» (religioznyi vopros v postsovetskom prostranstve
Iuzhnoi Sibiri) [“Collect your roots…” (the religious question in the post-Soviet space of
South Siberia)],
Rasy i narody.
Moscow: Nauka, 2002, Vol. 28, pp. 270-303.
Kharitonova V.I. Bez very i nadezhdy... (k probleme vozrozhdeniia traditsionnykh religiozno-
magicheskikh praktik) [Without faith and hope…(toward the issue of revitalization of tra-
ditional religious and magic practices)],
, 2003a, no. 3, pp. 60-83.
Kharitonova V.I. Shamany bez bubnov [Shamans without tambourines],
Vostochnaia
kollektsiia. Zhurnal dlia vsekh, komu interesen Vostok
. Moscow, 2003b, no. 3 (14),
pp. 130-140.
Kharitonova V.I.
Religioznyi faktor v sovremennoi zhizni narodov Severa i Sibiri (Issledo-
vaniia po prikladnoi i neotlozhnoi etnologii. Vyp. 167)
[The religious factor in modern life
of the peoples of the North and Siberia (Research in applied and urgent ethnology. Is.
167)]. Moscow: IEA RAN, 2004a. 39 p.
Kharitonova V.I. Shamany i shamanisty: nekotorye teoreticheskie aspekty izucheniia shaman-
izma i inykh traditsionnykh verovanii i praktik [Shamans and shamanists: some theoreti-
cal aspects of studying shamanism or any other traditional beliefs and practices],
2004b, no. 2, pp. 99-118.
Kharitonova V.I. «Vozrozhdenie shamanizma»: religioznyi vopros ili psikhomental'naia prob-
lema? [The ‘revitalization of shamanism’: a religious question or a psycho-mental issue?],
Etnosy Sibiri. Proshloe. Nastoiashchee. Budushchee. Materialy mezhdunarodnoi nauch-
no-prakticheskoi konferentsii. V 2-kh ch. Ch. 2
[Ethnicities of Siberia. Past, present and
future. Proceedings of an international research conference. In two volumes. Vol. 2].
Krasnoiarsk, 2004c, pp. 76-83.
Kharitonova V.I. Virtual'nyi buben babushki Tadi (Relikty traditsionnogo shamanizma
sagaitsev na rubezhe tysiacheletii) [The virtual tambourine of the old woman Tadi (The
relicts of traditional shamanism of the Sagaytsy at the turn of millennia)],
Sibirskii
etnograficheskii sbornik
, Moscow: Nauka, 2005a, Vol. 11, pp. 176-196.
Kharitonova V.I. Zov predkov ili prizyv
dukhov? (Psikhofiziologicheskii i gendernyi aspekty
shamanizma),
Zhenshchina i vozrozhdenie shamanizma: postsovetskoe prostranstvo na
rubezhe tysiacheletii
нас
все
шаманы
православные
…»

133
Kharitonova V.I. «Shamanizm» v sovremennoi Rossii: k probleme vozrozhdeniia [‘Shaman-
ism’ in modern Russia: on the issue of revitalization],
, 2009b, no. 6, pp. 148-164.
Kharitonova V.I. Adaptatsionnye mekhanizmy v sfere magiko-meditsinskoi praktiki,
Adap-
tatsiia narodov i kul'tur k izmeneniiam prirodnoi sredy, sotsial'nym i tekhnogennym trans-
formatsiiam
[The adaptation of peoples and cultures to the changing natural environment,
social and industrial transformations]. Moscow: Nauka, 2009c, pp. 353-361.

Приложенные файлы

  • pdf 1664533
    Размер файла: 620 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий