Ручная набойка на территории Владимирской облас..


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
198


Г.А. Фёдорова
, г. Владимир;

В.В. Кузнецова
, д. Мокрое

Гусь
-
Хрустального района

Владимирской обл.


Р‚чна… набой}а на территории {ладимирс}ой о
б
ласти
m
XX




mm.


Областная школа «Народный русский костюм
. Материалы. И
с-
тория. Технология» Областного Центра народного творчества в теч
е-
ние ряда лет исследовала принципиально различающиеся своими те
х-
нологическими особенностями ручную масляную
1

и ручную куб
о
вую
2
набойки
XVII

XIX

вв. на территории бывшей Владимирс
кой г
у
бернии


и как промысел, и с эстетической точки зрения. Исследование пр
о-
водилось в сравнении с аналогичными промыслами преимущ
е
ственно
р-
жано рядом грантов: в 2001 году был выделен грант Инс
титутом «О
т-
крытое общ
е
ство» (Фонд Дж. Сороса) проекту «Мост из века
XVIII

в
XXI

век» (возрождение ручной масляной набойки); в 2004 году


имеющих общенациональное значение
3
, присуждённый проекту

«Во
з-
ро
ж
дение ручной кубовой набойки».

Попытка Владимирской областной школы выявить промысел
ручной набойки, в былые годы сущ
е
ствовавший на юге современной
Владимирской области, в 1990
-
«наводка» была получена от сот
рудников Владимиро
-
Суздальского
музея
-
заповедника, когда
-
то отпр
а
вившихся в те края в экспедицию на
велосипедах. Они рассказали, что с чердака одного из деревенских
домов пожилая женщина вынесла большую корзину с грубовато в
ы-
полненными набойными досками, о
были отказаться из
-
за чрезмерной громоздкости такого груза для их
вел
о
сипедов. Не убедило увезти хотя бы несколько экземпляров даже
сообщение, что такие доски, при случае, дачники бросают под колёса
забуксовавшего в грязи тран
спорта. Со временем название деревни
они забыли («…где
-
то недалеко от посёлка Мезиновский…»). Мы с
званивались с несколькими сельсоветами, ответы удручали единоо
б-
разием: «Стариков уже нет, дачники всё лишнее сожгли». Прошло
около 15 лет, и господин Случай
исправил казавшуюся безнадёжной
ситуацию. Из деревни Мокрое Гусь
-
Хрустального района, распол
о-
199


женной почти на границе Владимирской, Рязанской и Московской о
б-
ластей, приехала к нам на консультацию по традиционному костюму
школьный учитель Вера Викторовна Куз
нецова, теперь соавтор этой
работы. Увидела в коллекции костюмы, сшитые активом областной
школы из холста, декор
и
рованного ручной набойкой, и сообщила, что
в возглавляемом ею историко
-
краеведческом музее «Малая родина»
Мокровской общеобразовательной школы
хранится около 40 набо
й-
ных досок самых разных ра
з
меров: от почти 40 см по диагонали до
совсем маленьких, диаметром с мизинец и менее. Потом во время ле
т-
ней этнографической экспедиции обнаружилось, что в музеях Перо
в-
ской и Демидовской школ того же Демидовск
ого сельского поселения
Гусь
-
Хрустального района, куда входит и деревня Мокрое
4
, сохран
и-
лось ещё около 30 набойных досок, но полноценной информацией о
специфике назначения таких разнообразных досок не владел практ
и-
чески никто.

В 2009 году в Санкт
-
Петербур
ге на личные средства авторов
А.В. Головина и И.И. Кондратьевой была издана объёмистая книга
«Природа и люди Центральной Приозёрной Мещёры: приход Ильи
н-
ской церкви села Палищ», с которой нас также познакомила В.В. Ку
з-
нецова. Авторы приводят «Альбом отти
с
к
ов печатных форм кустарей
-
набойщиков деревень Тюрьвищи, Старково, Спудни», содержащий 20
орнаментов разного размера и сложности композиции
5
. Авторы сч
и-
тают набойные доски изделиями местного производства, использ
о-
вавшимися мастерами
-
отходниками. «Как наши о
тходники произв
о-
дили набивку тканей, мы не знаем. Известно, что иногда требовалось
сделать оттиск на окрашенной ткани»
6
. Дальне
й
ший текст говорит о
непонимании процесса ручной кубовой набойки, но может быть пр
и-
нят как косвенное свидетельство применения это
й технологии мес
т-
ными «красил
я
ми», тем более
,

что «все деревни волости занимались
посевами льна
7

и его обработкой… льняное волокно пряли, ткали хо
л-
сты, отбеливали их и красили в ра
з
ные цвета, но преимущественно в
синий (кубовый) цвет»
8
. Ещё одно косвенное
подтверждение прим
е-
нения кубового крашения в отходе в конце
XIX

в. мы можем пол
у-
чить из фразы негативного оценочного звучания доктора историч
е-
ских наук С.А. Иниковой (Институт антр
о
пологии и этнологии РАН):
«Красильщики, в основном выходцы из Палищинской
волости Кас
и-
мовского у., добирались до Кавказа, Сибири, Крыма, бывали в Бесс
а-
рабии и Польше. У них было принято дважды одно место не пос
е-
щать, так как окрашенные ими ткани и вещи,
особенно если раб
о-
тали с холодной водой

(выделено нами


Г.Ф.
), очень сильно

линяли»
9
.
200


С холодной водой можно работать с тканями единственным красит
е-
лем


индиго.

После кубового крашения окр
а
шенная индиго ткань
требует долгого и тщательного выполаскивания, при котором смыв
а-
ется краситель, осевший на поверхности, не проникший внут
рь вол
о-
кон текстиля. Поэтому термин «линяет» к кубовому крашению не
подходит: ткань пачкает, пока не смоется повер
х
ностная краска. Судя
по цитированному тексту, «красил
и
»
10

Палищинского прихода Дем
и-
довской волости не завершали полный цикл кубового краш
е
ния
11
.

Итак, в ко
н
це
XIX

в. какая
-
то часть из почти 90 пока известных
нам сохранившихся до наших дней набойных досок пр
и
менялась в
качестве инструментария ру
ч
ной
кубовой

набойки. В первую очередь
это относится к экземплярам, орнамент которых выполнен из лату
н-
ных сплавов
12
. Доски эти разнятся по степени мастерства их создат
е-
лей
13
. В статье 1923 г. заведующий Кас
и
мовским музем И.А. Китайцев
п
и
сал: «
У нас имеются сведения, что одно время лучшие манеры (т.е.
набойные доски


Г.Ф
.) исполнялись крепостными резчиками

владел
ь-
ца Гусь
-
завода Баташова
»
14

в Гусь
-
Железном (в те годы Владими
р-
ской губ., теперь Ряза
н
ской обл.). В школьном музее г. Гусь
-
Железный
никаких сведений на этот счёт не имеется. Статья И.А. Китайцева
1923 г. дала нам ещё несколько вр
е
менн
ы
х ориентиров:
«
В последнее
пятидесятилетие (т.е. с начала 1870
-
х гг.
-

Г.Ф.
) существования ру
ч-
ной набойки у нас получили предпочтение набойки с рисунком ест
е-
ственного цвета ткани (холста) на тёмно
-
синем фоне. В связи с
этим наши набивнисты и до сего врем
е
ни сохранили на
именование
‮синильщиков‮
». Затем говорилось о резерве


«вапе» и кубовой кра
с-
Полотенца, декорированные в технике ручной масляной набойки.

Слева


ВРКМ
-
6161, справа


ВРКМ
-
3934. Середина
XX

в.

Вязниковский историко
-
художественны
й музей (фото Л.

Ковалёвой)


201


ке. Далее: «
В последних годах прошлого столетия ручная набойка у
нас прекратила своё существование. С
о
временный промышленный
кризис заставил вспомнить о ручной набойке. По имеющим
ся у нас
сведениям по деревням пошли бродячие ‮синильщики‮ к великому уд
о-
вольствию крестьянок, стосковавшихся по ярким нарядным тк
а-
ням
»
15
. Как видим, термин «синильщики» с
о
хранялся по инерции
16
, те
же набойные доски использ
о
вались уже для производства
масл
яной

ручной набойки. За неимением лучшего условно отнесём эту датиро
в-
ку и к работе набойщиков Дем
и
довской волости. Вероятно, в начале
1920
-
х гг. были дополнительно изготовлены целиком деревянные
удлинённые доски


специально для печати бордюров в технике м
а
с-
ляной набойки (с орнаментами из ромбиков, овалов). Такие бордю
р-
ные доски есть и в коллекции Мокровского школьного музея, и в ко
л-
лекции А.В. Головина.

Итак, периодическое возвращение к использованию ручной
набойки в сельской местности в
XX

в. обусловлива
лось дефицитом
фабричных тканей. На городском рынке конца
XIX



начала
XX

вв.
и
н
терес к ней поддерживался возникшей под влиянием модерна моды
на старинные орнаменты, исполненные с пр
и
менением ручной работы.
Здесь уместно подчеркнуть, что в России ручная на
бойка всегда пр
о-
изводилась с помощью того или иного вида набойных досок, тогда как
в Китае, например, орнамент кубовой набойки наносился на ткань с
помощью резерва через несколько последовательно накладываемых на
одно и то же место бумажных трафаретов
17
. П
о тому же пути пошёл
советский художник Е. Повстяный, в 1930
-
х гг. успешно внедривший
метод печати орнаментов через несколько картонных трафаретов в
артели «Экспортнабивткань», работавшей в одном из северных мо
с-
ковских пригородов. В середине 1940
-
х гг. его

пригласили в НИИ х
у-
дожественной промышленности Роспромсовета, где была организов
а-
на специальная экспериментальная мастерская. «Методом Е. Повст
я-
ного»
18

были отпечатаны обои для комнат второго этажа реставрир
о-
вавшегося тогда дворца в подмосковном Кускове,
в 1948 году выпо
л-
нен альбом «Старинная русская набойка» с вводной статьёй професс
о-
ра Н.Н. Соболева. Следовательно, такой способ печати уд
о
влетворял
достаточно высоким требованиям
19
. В Москве, Ленинграде, в некот
о-
рых других больших городах были организованы

артели, декорир
о-
вавшие этим способом портьеры, диванные подушки, платки для аб
а-
журов, а также настенные коврики. Число артелей росло, качество р
а-
боты падало. Со временем по настоянию торговых организаций сп
о-
202


соб трафаретной набойки масляными красками для б
ольшинства те
к-
стильных изделий был официально запрещён.

Потомки «красил
ей
» бывшего прихода Ильинской церкви села
Палищи Касимовского уезда Ряза
н
ской губернии, ставшие с 1944 г.
жителями вновь созданной Владимирской области, придерживаются
др
у
гой версии во
зникновения промысла «тёрки» настенных ковриков,
как эпидемия, охвативш
ая

многие семьи, включая женщин и детей.
Местная легенда утверждает, что первые мастера такого «ковроделия»
научились приёмам ремесла у немцев из лагеря военнопленных нед
а-
леко от старой

деревни Мезиновки. Они валили лес недалеко от П
а-
лищ и Перова, в поисках дополнительной пищи меняли на хлеб и ка
р-
тошку разрисованные холсты, для ускорения работы вырезали из ка
р-
тона трафареты. Одна версия другой не исключает: «красил
и
» испол
ь-
зовали для одн
ого изделия несколько последовательно накладываемых
трафар
е
тов, как и в «методе Е. Повстяного». Промысел стал основой
благополучия не только многих семей, но и колхоза вплоть до 1970
-
х
годов. Удовлетворив местный спрос, и мужчины, и женщины грузили
на сано
чки драгоценные для них рулоны трафаретов и отправлялись
по всей стране, вплоть до Хабаровска и Семипалатинска. Во всех
школьных музеях Демидовского сельского поселения висят мног
о-
цветные «ковры» на миткале с «тёртыми» типографской краской цв
е-
точными орнам
ентами или сюжетными картинами («три богатыря»,
«олени» и т.п.), хранятся трафареты. По рассказам внука недавно
ушедшей из жизни 90
-
летней промысловички, она до конца не расст
а-
валась с трафаретами: «
Не известно ещё, как жизнь может пове
р-
нуться!
»

Та же иско
нная крестьянская бережливость, сохранявшая до п
о-
ры до времени и набойные доски
XIX

в. и 1920
-
х гг., позволила вновь
пустить их в дело в скудные послевоенные годы. Той же где
-
то доб
ы-
ваемой большими бидонами типографской краской печатали красно
-
чёрные узоры

на полотенцах, скатертях, занавесках на окна. «Пал
и-
щинских» образцов такой продукции увидеть не удалось, но в фондах
Вязниковского историко
-
художественного музея хранятся два пол
о-
тенца середины
XX

в., декорированные масляной ручной набо
й
кой
20
.
Заключённая

между двумя разностильными окаёмками главная смы
с-
ловая часть узора с парными птицами и инициалами владелицы им
и-
тирует красно
-
чёрную вышивку крестом (ВРКМ
-
3934). Возможно,
свадебное, это полотенце украшено и кружевом ручного вязания
крючком. Ма
с
ляная набой
ка на концах второго полотенца (ВРКМ
-
6161) выполнена чёрной и плохо перемешанными б
е
жевой и красной

203


Витрина с набойными до
с
ками
из музея Мокровской школы на

выставке «Народный ру
с
ский
костюм. Возр
ождение заб
ы-
тых навыков масте
р
ства» в

Гусь
-
Хрустальном

филиал
е

Владимиро
-
Суздальского

м
у
зея
-
заповедника, 2012 г.

Деревянные доски для печати

масл
я-
ной набойки из той же колле
к
ции


В.В.

Кузнецова и учащиеся Мокровской ООШ на фоне своих р
а
бот

204


красками. Во время одной из экспедиций середины 1990
-
х гг. в

д. Ильина Гора Вязниковского района довелось увидеть полотенце с
набитыми ма
слом красно
-
чёрными птицами на ветвях, владелица к
о-
торого в послевоенные годы уезжала жить в черноземную полосу, к
у-
да приходили работать «вл
а
димирские набойщики»
21
. Вероятно, что к
этому второму по времени периоду использования ручной ма
с
ляной
набойки отно
сятся не совсем обычные набойные «доски», целиком
вырезанные из толстой полосы чёрной резины. Такие образцы есть в
коллекциях Демидовского и Перовского школьных музеев (растител
ь-
ный орнамент, парные птицы). В музее «Малая родина» Мокровской
школы резиновым
и вставками не очень умело дополнена фигура пет
у-
ха, собранная из врезанных в дерево латунных деталей.

В заключение сообщим, что в течение 2012 г. актив Мокровск
о-
го историко
-
краеведческого музея «Малая родина» (учителя Вера
Викторовна и Борис Анатольевич Ку
знецовы, учащиеся старших кла
с-
сов) очистили набойные доски
от наслоений краски и грязи, начали
осваивать премудрости технологии ручной кубовой набойки. Они
набили и окрасили несколько головных платков, а также ткани для
сарафанов и п
е
редников, сшили два са
рафана. Два платка и ткань для
м
ужских портов были декорированы в
технике ручной масляной
набойки. Всё это (а также коллекции набойных досок Демидовского

и
Перовского школьных музеев) было
представлено на выставке
«Народный русский костюм. Возрождение забы
тых навыков масте
р-
ства», подготовленной областной школой «Народный русский костюм.
Материалы. История. Технология» областного центра народного тво
р-
чества, работавшей в Музее
хрусталя им.
Мальцовых


Гусь
-
Хрустальном филиале Владимиро
-
Суздальского музея
-
зап
оведника с
15 октября 2012 г. по 10 января 2013 г. Таким образом, в
XXI

в
.

и
н-
струментарий «красилей»
-
«синильщиков» бывшей Демидовской вол
о-
сти, теперь Демидовского сельского поселения
Гусь
-
Хрустального
района, обрёл н
е только
своих просвещённых хранителей,
но и благ
о-
дарных «подмастерий»,
обещающих со временем стать квалифицир
о-
ванными мастерами
-
набойщиками д. Мокрой.

В декабре 2012 г. активу музея «Малая родина» был прису
ж
дён
Диплом 1
-
й степени в областном конкурсе исследовательских кра
е-
ведческих работ школьн
иков, участников туристско
-
краеведческого
дв
и
жения.


205


Примечания
:
1

Фёдорова Г.А. Ручная набойка с орнаментом
XVII

в. из
Владимирской губернии и из Юрьевского уезда // Материалы областной кр
а-
еведческой конференции. Владимир, 16 мая 1997 г. Владимир, 1998.

С. 29
-
41;
она же.

Резной деревянный инструментарий ручной набойки, изразцов
о
го,
пряничного дела, печати лубочных картинок в исторических параллелях. О
р-
намент масляной набойки
XVI
-
Х
VII

вв. // Сохранение и возрождение фоль
к-
лорных традиций. Вып. 12. Приобщен
ие детей к традиционной культуре: Х
у-
дожественная обработка дерева / Сб. материалов научно
-
практической ко
н-
ференции. М., 2003. С. 113

128. Цветные илл.: 2 стр. между с.

112

113 (фото
1

6).
2

Фёдорова Г.А. Ручная кубовая набойка: Владимирский и Ко
в
ровский
уе
зды Владимирской губернии (вторая половина
XIX

в.) // Рожд
е
ственский
сборник: материалы конференции «Российская провинция: история, трад
и-
ции, современность». Вып.14. Ковров, 2006. С.

114
-
119.
3

Распоряжение Пр
е-
зидента Российской Федерации «О присуждении гр
антов Президента Росси
й-
ской Федерации для поддержки проектов общенационального значения в о
б-
ласти культуры и искусства» от 13 декабря 2003 г. №

596
-
рп.

4

Бывший пр
и-
ход Ильинской церкви с. Палищи Касимовского уезда Рязанской губе
р
нии.

5

Головин А.В., Кон
дратьева И.И. Природа и люди Центральной Пр
и
озёрной
Мещёры: приход Ильинской церкви села Палищ. СПб., 2009. С. 550
-
560.
Коллекция набойных досок, названных в тексте «колотушками», была прио
б-
ретена у сохранившей их жительницы д. Тюрьвищи Галины Михайло
в
ны
С
короходовой (см.: Указ. Соч. С. 392).
6
Там же. С. 393.
7

Необх
о
димое, но
недостаточное условие развития в
XIX

начале
XX

вв. кубового крашения и
ручной кубовой набойки. Индиго


единственный природный краситель, сп
о-
собный прокрасить лён в глубокий синий цв
ет. Оплата окрашивания или
набойки обходилась крестьянкам значительно дешевле, чем покупка фабри
ч-
ного ситца.
8

Там же. С. 329
-
330.
9

Русские Рязанского края / под ред.

С.А. Иниковой. В 2 томах. Том 1. М., 2009. С. 188.

10

Самоназвание м
а
стеров.
11

Для тщательного прокрашивания в глубокий синий цвет требуется н
е-
сколько раз повторить операцию пропитывания льняной ткани, погружённой
в красильную ёмкость, холодным кубовым раствором, в котором индиго
находится в химически преобразованном состоянии. От не
растворимого в
воде «синего индиго» в присутствии щёлочи о
т
нимают кислород, после чего
т.н. «белое индиго» получает спосо
б
ность растворяться в воде. Такой раствор
и носит название «куба». После каждой пропитки в кубе ткань выдерживае
т-
ся на воздухе, кислоро
д которого
уже внутри волокон ткани

окисляет «б
е-
лое индиго» до нерастворимого в воде синего состояния. Естественно, оки
с-
ляется раствор и на поверхности волокон ткани, поэтому необходимо мног
о-
кратное финальное полоскание. Обычно крестьянки смирялись с тем,
что
одежда к
у
бового крашения поначалу немного пачкала, зато она, в отличие от
ситцевой, не выгорала на солнце.
12

При изготовлении ручной кубовой набо
й-
ки на отбелённом холсте орнамент печатается сп
е
циальным резервом
-
«вапой», который при последующем кубовом

крашении защитит покрытые
им участки ткани от проникновения индиго: механически


слоем белой гл
и-
206


ны, химически


солями меди. Оба гла
в
ных из большого числа компонентов
резерва (состав его часто был семейным секретом) удерживаются на ткани
внутри
холодного

куба растительным клеем гуммиарабиком (старинное
название


аравийская к
а
медь) и легко смываются достаточно тёплой водой,
обнажая оставшиеся неокрашенными участки орнамента на синем фоне. Р
е-
зерв не реагирует с медными сплавами набойной доски, но быстро ок
исл
я
ет
железо, портя как сами набойные доски, так и пачкая набиваемый холст.


13
Например, набойная доска для печати орнамента в виде узорного круга
диаметром 44 см способом совмещения четырёх её оттисков, сделанных с
последовательными поворотами
на 90

, изготовлена из поперечного спила
толстого дерева, на о
б
ратной стороне доски образована ручка путём удаления
частей спила по ст
о
ронам от неё. Радиальные трещины, образовавшиеся при
постоянном изменении влажности дерева (налипший резерв должен перио
д
и-
чески смываться теплой мыльной водой), скреплены металлическими стя
ж-
ками. Эта доска, явно выполненная непрофессионалом, хранится в Мокро
в-
ском школьном музее.
14

Китайцев И.А. Опыт исследования набойки в Кас
и-
мовском уезде // Вестник Рязанских краеведов. 1
923. №

2. С.15
-
18. Эти и
с-
следования касались центров набивного производства, расположенных неп
о-
далёку от Касимова, и трёх семейств в самом городе. Примечательно, что
помещик Гинце приг
о
родной деревни Бреево ещё во второй половине
XVIII

в. посылал своих кр
епостных в промышленные центры для обучения набо
й-
ному делу. О набо
й
щиках Демидовской волости И.А. Китайцев не упоминает.
15

Там же. С. 17.
16

Аналогичное употребление термина «синильщик» мы
встретили применительно к работе рязанского набойщика Ивана Меркул
ов
и-
ча Васильева, производившего в конце
XIX

в. масляную белофоновую набо
й-
ку
.

См.: Кубовая набойка в России
XIX

XX

веков в собрании Государстве
н-
ного Русского музея. Каталог. СПб, 1995. С. 66.
17
Узоры народной синей
набойки в Китае. Пекин, 1956.
18

Была даж
е выпущена брошюра для промк
о-
операции, которую, к сожалению, не удалось найти даже в крупнейших би
б-
лиотеках.
19
В наши дни способом трафаретной печати создаёт свои авторские
полотна Елена Але
к
сандровна Шнайдер, Санкт
-
Петербург.
20

Благодарим
директора Вязн
ико
в
ского историко
-
художественного музея Лию Фёдоровну
Ковалёву за пред
о
ставление нам фотографий полотенец из фондов музея.

21

Полотенце
XX

в. с декорированными масляной набойкой концами можно
увидеть также в эксп
о
зиции Касимовского краеведческого му
зея Рязанской
области
.

Ниже парных красно
-
чёрных петухов, стоящих среди цветущих ра
с-
тений, распол
о
жены ветви с крупными красными листьями, контуры которых
также имит
и
руют вышивку крестом.



Приложенные файлы

  • pdf 5982774
    Размер файла: 611 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий