Древние евреи


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Происхождение евреев окружено мифом. «Древнейший народ на земле», «одна из трех мировых религий» - таков стереотип, поддерживаемый прессой. Идея древнего палестинского происхождения евреев представляется аксиомой, и любой тележурналист, не преминет упомянуть  четыре тысячи лет конфликта , хотя речь идет об ординарном противостоянии местных жителей и колонизаторов. Хотя ученые XIX века выражали сомнение в прочной генетической связи между древними и современными иудеями, казалось невероятным, что какие-то группы людей добровольно захотят производить свой род от древнего и гонимого племени богоубийц. В частности, важно разрушить миф о древнем палестинском происхождении восточно-европейского еврейства. Но такие попытки переоценки наталкиваются на стену ненависти со стороны восточно-европейских евреев, а с ними шутки плохи, как узнали на своей шкуре не только ученые, но и швейцарские банки. Не одобряют идею переоценки и люди, верящие в мистическую извечность иудейского зла. Так или иначе, именно в Израиле продолжаются поиски ответа на вопрос: откуда взялись современные евреи Книга Пола Векслера, профессора лингвистики Тель-Авивского университета, крупнейшего знатока языка идиш, предлагает свой ответ. На основе языкового анализа Векслер пришел к неожиданному выводу: современные евреи - народ в основном славянского происхождения с тюркскими, германскими и другими примесями. По его мнению, в первом тысячелетии нашей эры произошло слияние крохотных остаточных групп палестинского еврейства с целыми племенами, переходившими в иудаизм. Более того - религия и фольклор евреев были заимствованы ими «всего» 7-8 сот лет назад из палестинских иудейских письменных источников - Библии и Талмуда, а не были переданы из поколения в поколение. Так, древние палестинские евреи говорили на иврите и арамейском, в которых было много греческих заимствований. Евреи столкнулись с этой письменностью и этими языками только в 10-11 веках. Они (как и евреи Африки и Азии) изобрели свои иудаизированные версии местных языков - славянского, берберского, романского, с минимумом заимствований из иврита и арамейского и небольшим греческим компонентом, резко отличающимся от богатого греческого слоя в иврите и арамейском. Палестинские евреи, эмигрировавшие в Европу в начале христианской эры, мало повлияли на этногенез европейского еврейства. К этому выводу Векслер приходит на основе анализа языка. Словарный запас, лексика, по его мнению, легко переходит из языка в язык. Так в наши дни русский впитал сотни и тысячи английских слов, в прошлом веке - французских, не переставая быть русским языком. Причем это произошло без английского или французского вторжения или массовой эмиграции. Но грамматика и фонетика - способ произношения слов - не так-то легко передаются через языковой барьер. Векслер доказывает, что идиш, язык евреев, несмотря на германскую лексику, сохранил свой первоначальный славянский синтаксис и систему произношения, а поэтому его надо рассматривать как славянский язык. Важным доводом Векслера является наличие славянских слов в идише для обозначения основных религиозных понятий, то есть наиболее консервативной части языка. Если бы говорящие на идиш евреи были потомками древних евреев, они сохранили бы эти понятия на иврите или арамейском. Например, на идиш основное слово «вершить молитву, религиозную службу» - «правен», однокоренное со славянским «править». Так по-польски - править мессу, по-русски - справить  поминки. «Синагога» на идиш - «шул», производное от «школа», а не ивритское «бейт-кнесет». Итак, идиш и иврит - славянские (по структуре и фонетике) языки. Но кроме этого, религиозные традиции и фольклор евреев - также славянского происхождения. Некоторые палестинские обычаи, по мнению Векслера, были заимствованы евреями на более поздней ступени процесса иудаизации, а не перешли из поколения в поколение прямо из Палестины. Векслер предлагает четко разделить два источника фольклора и религиозных традиций - наследование и заимствование. По его мнению, лингвистика позволяет проследить это разделение. Его вывод - в еврейской культуре было славянское наследование, а все прочее - заимствования. Традиционный взгляд. «Обычно считают современных евреев - прямыми потомками палестинских евреев времен Библии и Талмуда, современный иудаизм - результатом естественного развития палестинского иудаизма (религии, повлиявшей, как верят многие, на возникновение христианства и ислама), а современный иврит - возрожденным древне-еврейским, ставшим мертвым языком в Палестине 3-го века н.э. Большинство верит, что история евреев уникальна, что евреи сохранили в течение двух тысяч лет свою национально-религиозную сущность, несмотря на отсутствие территориальной базы, восстановили независимое государство на своей исторической родине и воскресили древний иврит». Векслер считает подобные верования наивными и антинаучными. Так как трудно измерить разрыв между древним и современным еврейством в области генетики, культуры и религии, Векслер обращается к помощи лингвистики. Исследование еврейских языков позволяет нам полностью отрицать утверждения, что современные евреи Европы, Азии и Африки, их религия и фольклор  являются результатом эволюции палестинского еврейства двухтысячелетней давности. Напротив, современные евреи, их религии и фольклор - нееврейского происхождения. Но более релевантной является переоценка положения евреев в средние века. Если еще до недавнего времени было принято считать еврейскую историю непрерывной цепью страданий и гонений, сейчас историки все чаще отмечают, что евреи были привилегированной социальной группой в средневековой Европе. Евреи были традиционными капиталистами в докапиталистическом обществе, самым богатым тайным обществом, затмевающим сокровища храмовников. Быть евреем в Средние века означало находиться лишь на одну ступень ниже аристократии, но быть богаче аристократии и практически не иметь обязательств по отношению к обществу. Стать евреем означало тогда, как и сейчас - получить пропуск в прибыльный мир большого бизнеса. Векслер приходит к выводу, что в средние века еврейство было не столько национальной, сколько общественной группой, находящейся на краю общества. Он отмечает контакты между евреями и ворами, а также нищими, бродягами, проститутками и этим объясняет количество еврейских слов в воровском жаргоне. Интересна параллель с цыганами, другой маргинальной группой.В  том смысле интересно сравнить оценку Векслера с оценкой другого израильского ученого - профессора Исраэля Шахака, посвятившего свою последнюю книгу анализу евреев как средневековой социальной группы, касты, занимавшей особое привилегированное положение в феодальном европейском обществе

Приложенные файлы

  • ppt 4510398
    Размер файла: 600 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий