9. Лекция. Возникновение, историческое развитие и структура сознания


Лекция 9. Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности.
Сознание как высшая ступень организации психики. Соотношение понятий психика и сознание. Основные подходы к определению сознания: В.Вундт, Э.Титченер, У.Джеймс, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, А.Ю.Агафонов. Свойства сознания. Структура сознания. Функции сознания.
Методические рекомендации к изучению темы:
При изучении темы необходимо исходить из положения, что высшей ступенью организации психики считается сознание. Сознание-категория междисциплинарная. Сознание изучается: философией, физиологией, медициной (психиатрией), социологией, юриспруденцией, экономикой, педагогикой, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией.В психологии сознание понимается как некая целостность, объединяющая все психические функции. Такая целостность может быть представлена в виде 1) либо высшего образования в человеческой психике, но не имеющего своего представительства в центральной нервной системе; 2) либо особого качества психики, присущего человеку; 3) либо уровня (высшей ступени) развития психической деятельности. Одновременно сознание рассматривается и как процесс – осознания человеком окружающей среды и самого себя.
Иными словами явление «сознания» имеет множество сторон, а сам термин не отражает всего многообразия этого явления. Поэтому в каждом случае необходимо раскрывать это понятие, с указанием специфики подходя к его трактовке и границ его применимости. В настоящее время дать полное исчерпывающее определение сознания наука пока не может.
При рассмотрении вопроса о соотношении психики и сознания необходимо отметить, что категория «психика» шире, чем категория «сознание»: так как психика включает еще и неосознаваемые психические явления. Понятие психики является более широким и включает в себя понятие сознания. Общую психологию интересуют законы развития индивидуального сознания человека.
Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.
Сознание - это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека.
Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Термин «сознание» введен в русский язык Н. М. Карамзиным как калька с латинского comcientia, которое и означает со-знание. Сознание — это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме.

Чтобы что-либо осознать, необходимо это представить в той знаковой форме. Полное понимание, осознание какого-то явления наступает тогда, когда отражаемые отношения выражаются в словесной форме. Известно, что объясняя что-либо партнеру, начинаешь это лучше понимать.
Иногда создается впечатление, что при восприятии объекта или ситуации отсутствует процесс называния. Тем не менее, даже в этом «немом» осознанном восприятии знаки принимают участие в скрытой форме, которая проявляется в феномене обобщенности предметного образа восприятия. Объект осознается как определенный предмет в зависимости от того, к какой категории объектов он относится. Набор категорий, к которым может быть отнесен данный объект, определяется языковыми средствами. Таким образом, предметный образ восприятия данного объекта может быть осознан в том значении, которое определяется категориальной структурой сознания данного субъекта.
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из сложнейших проблем в психологии.
Вопрос для самопроверки: категория психика:
шире категории сознания
уже категории сознания
они совпадают
Ответ: а) категория «психика» шире, чем категория «сознание»: так как психика включает еще и неосознаваемые психические явления
Соотношение понятий психика и сознание.
Объемы понятий «сознание» и «психика» различны. Понятие «психика» шире понятия «сознания». Это справедливо по отношению к индивидуальному сознанию, которое является предметом психологии.
Психика Сознание
Имеется у животных и у человека Присуща только человеку
Включает сознательное и бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т.пВключает только сознательное
Проявляется и как целое и как части целого (отдельные функции, процессы, свойства) Проявляется только как целое
Работа психики постоянный фактор жизни человека Работа сознания - фактор переменный (отсутствует в состоянии сна, гипноза и пр.)
Насчитывает сотни миллионов лет филогенеза Насчитывает сотни тысяч лет антропогенеза
Психика присуща всем возрастным периодам Отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости
Патология психики сказывается на функционировании сознания Патология сознания может не влиять на функционирование психики
Основные подходы к определению сознания.
1.В. Вундт: сознание как совокупность сознаваемых состояний. Он считал, что  психология как наука о сознании должна решать следующие задачи:
1) описание свойств сознания,
2) выделение структурных составляющих сознания (элементов сознания),
3) установление связей между элементами,
4) нахождение законов психической жизни.
Для решения этих задач он использовал эксперимент (использовал метроном и тахистоскоп для предъявления стимулов испытуемому), а также применял метод интроспекции.
Сознание В.Вундт представляет в виде двух концентрических окружностей с точкой посередине (центром окружностей). Этот центр - фиксационная точка внимания.

Рисунок Концентрическая модель сознания по В.Вундту
В модели В.Вундта сознание предстает в виде сцены, которая имеет круглую форму и в целом освещена (в центре в большей степени, чем по ее краям). На эту сцену поднимаются и с нее сходят различные содержания сознания - элементы сознания и более сложные образования, составленные из элементов. Попадая в более освещенное поле, содержания сознания попадают в поле внимания, т.е. становятся воспринимаемыми субъектом более ясно и отчетливо, чем другие содержания сознания.
Концентрическая окружность поменьше - поле внимания, отграниченное от более широкого поля - поля сознания - порогом внимания. Большая окружность - поле сознания, ограниченное порогом сознания. Те содержания, которые не «помещаются» в сознание, выходят за его порог и перестают существовать не только как осознаваемые, но и как психические явления. В. Вундт считал, что нет никаких психических явлений, которые бы не осознавались.
Объем сознания, равен количеству элементов, которые субъект может осознавать как единое целое за один акт перцепции (т.е. восприятия). В экспериментах с метрономом объем был равен восьми парам звуков, а в экспериментах с тахистоскопом - количество букв, которые субъект воспринимал ясно и отчетливо - выше шести не поднималось.
Элементами сознания В. Вундт считал ощущения и простейшие чувствования - элементарные эмоциональные явления (удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрядка, возбуждение - успокоение). Содержащиеся в сознании элементы не осознаются одинаково: одни из них воспринимаются более ясно и отчетливо, чем другие. Ясность впечатления означает его «субъективную» силу, отчетливость - отличие от других.
Каждый элемент сознания имеет свое качество и интенсивность. Свойства сознания:
ритмичность (структура, связность группировка впечатлений)
неоднородность (центр и периферия)
объем (число простых впечатлений отражаемых одновременно)
2.Э. Б. Титченер: сознание – поток, гребень волны. Ученик В. Вундта Э.Б.Титченер помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания еще и представления («следы прежних ощущений»). Для исследований он использовал метод аналитической интроспекции. Овладевая интроспекцией испытуемый должен был научиться выделять сенсорную мозаику сознания, не совершая «ошибки стимула». Ошибка стимула означает, что наблюдатель вместо описания состояний собственного сознания начинает, как правило, описывать внешний объект (стимул).
«Чисто психологическая точка зрения» означает, по Э.Титченеру, что испытуемый не должен говорить «я вижу книгу или лампу», он должен описывать лишь ощущения, которые возникают в сознании при восприятии внешнего объекта - книги или лампы (светлое, темное и т.п.). Поэтому испытуемый - если он хочет заниматься научными исследованиями сознания - должен быть натренирован на выделение сенсорной мозаики образа.

Из ощущений, как из кирпичиков, складывается все содержание душевной жизни, в том числе более сложные мыслительные образования. Э.Титченер называл свой вариант интроспективной психологии структурализмом (понимая под структурой сумму субъективных элементов в сознании).
В качестве свойств ощущений Э.Титченер выделял: качество, интенсивность, отчетливость и длительность.
Э.Титченер в принципе был согласен с «концентрической моделью» сознания В.Вундта, однако, с его точки зрения, она не учитывала возможных изменений состояний сознания во времени. Поэтому он представлял сознание в виде «двухуровневого» потока, верхний «уровень» которого включает в себя ясные содержания сознания, нижний - смутные. В этом потоке постоянно происходит процесс перехода одних состояний сознания с верхнего на нижний уровень и наоборот. Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении.
Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются с взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.
3.У. Джеймс: сознание - поток текущих впечатлений, образов, мыслей и чувств. Выделяются два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие.
-29239-233529Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии "поток сознания". Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые - произвольными.
5. Л. С. Выготский: сознание есть со-знание, в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится.
Л.С.Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта — психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Образ жизни субъекта в мире объясняет особенности психического отражения.


В соответствии с этим свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) следует объяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является, прежде всего, трудовая деятельность, опосредствованная орудиями различного рода. Гипотеза Л. С. Выготского заключалась в том, что психические процессы преобразуются у человека так же, как процессы его практической деятельности. Они тоже становятся опосредованными. Но сами по себе орудия, являясь вещами непсихологическими, не могут, по мнению Л. С. Выготского, опосредствовать психические процессы. Следовательно, должны существовать особые «психологические орудия» - «орудия духовного производства». Этими психологическими орудиями являются различные знаковые системы - язык, математические знаки, мнемотехнические приемы и т.п. Знак представляет собой средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя. В школе Л. С. Выготского исследования знака начались именно с изучения его инструментальной функции. Первоначальная форма существования знака — всегда внешняя. Затем знак превращается во внутреннее средство организации психических процессов, которое возникает в результате сложного поэтапного процесса «вращивания» знака (интериоризации). Вращивается, не только и не столько знак, сколько вся система операций опосредствования. Одновременно это означает и вращивание отношений между людьми. По Л.С.Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка – натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические
функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными, факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые – высшие психические функции. Они характеризуются тремя основными свойствами: 1) социальностью (по происхождению), 2) опосредствованностью (по строению), 3) произвольностью (по характеру регуляции). Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного. В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой. Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.
Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.
6. А.Н.Леонтьев: сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния. Взгляды А.Н.Леонтьева на проблему сознания во многом продолжают линию Л.С. Выготского. Он считает, что первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

7. Б. Г. Ананьев: сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире.
«Как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». Б.Г.Ананьев

По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой.
8. Л. М. Веккер: сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов.
Иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. ...То, что мы называем «несознанием» – это просто иное сознание. ...На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы «мертвы», или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического «Я», ни того, что нас окружает... По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих «неживых» формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности».

9. А.Ю.Агафонов: смысловая теория сознания. В качестве единицы анализа человеческой психики предложено рассматривать реальность смысла. Категория смысл удовлетворяет пяти базовым принципам:
неразложимости целостности
первичности психического материала
гетерогенностинеобходимого развития
Психика, включая сознание, имеет смысловое содержание. Основные положения теории сформулированы автором в виде трех базовых постулатов, четырех определений и 17 следствий. Согласно принятым допущениям, психика как идеально предназначенная эволюцией система познания базируется на системах организма. Сознание как многофункциональный аппарат понимания работает на основе памяти, если последнюю рассматривать в аспекте сохранения информации. Сознание всегда работает в актуальном режиме (по линии текущего настоящего). Соответственно, содержание сознания — это содержание сознания «здесь и сейчас». Структуру текста сознания образуют познавательные контуры: аффективный, сенсорно - перцептивный, контур представления, мыслительный контур и рефлексивный контур. Познавательные контуры сознания есть формы смыслообразования или частные виды понимания. Сознание оперирует смыслами. Смысл в сознании формируется актом понимания. Понимание — родовая функция сознания. Понимание в любом функциональном состоянии сознания неустранимо. Непонимание всегда обнаруживается как осознанный результат акта понимания непонимания (негативное понимание). Память запечатлевает и хранит смысл. Явления памяти дифференцируются на бессознательные явления (сохранение) и явления сознания (запоминание, узнавание, воспроизведение).
При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Вопросы для самопроверки.
Сознание-категория междисциплинарная. Оно изучается: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией.
да
нет
ответ а) да

Философия решает главным образом вопрос об отношении сознания к бытию
( гносеология). Какое положение не является общепризнанным?
сознание - высшая форма отражения действительности,
сознание присуще только человеку,
бытие определяет сознание,
сознание – общественный продукт,
есть планы сознания выше и ниже человеческого плана
ответ: д) такой взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений
В психологии сознание понимается как высшая из всех (по иерархии) система организации всех форм отражения. Понятие психики является более широким и включает в себя понятие сознания. Общую психологию интересуют законы развития индивидуального сознания человека.
утверждение верно
утверждение неверно
ответ а) утверждение верно
Сознание – это высшая интегрирующая форма психики; результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
утверждение верно
утверждение неверно
ответ а) утверждение верно
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
утверждение верно
утверждение неверно
ответ а) утверждение верно
Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем» опыте и предвосхищающих его практическую деятельность.
утверждение верно
утверждение неверно
ответ а) утверждение верно
Сознание - это не самостоятельная форма, а система организации психических процессов нового уровня. Она обладает определенными характеристиками.
утверждение верно
утверждение неверно
ответ а) утверждение верно
Свойства сознания:
С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:
1) построение отношений; 2) познание; 3) переживание.
Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий.

Рисунок Свойства сознания
Задание для размещения на форуме : На рисунке представлен перечень свойств сознания, объясните своими словами, как Вы понимаете все представленные свойства и приведите примеры.
Структура сознанияА) Структура сознания как обобщение структуры психики
Сознание как качественная характеристика психики в количественном отношении включает в себя все в се ее элементы. Однако на уровне сознания вся совокупность психических явлений предстает в более обобщенном и организованном виде, все компоненты этой совокупности структурируются в многомерную систему, работающую как единое целое. Каков состав этой системы?
Сознание является сбалансированной системой всех психических функций: познания, регуляции, интеграции (как в активном, так и в реактивном вариантах). В его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.
Сознанием охватываются все виды психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты. Отсюда возникает возможность представлять сознание:
В форме процесса, который имеет показатели длительности, фазовости, последовательности;
В форме психических конструктов – как результатов психических процессов: образов, понятий, отношений, целенаправленных действий;
В форме состояний (состояние ясного и сумеречного сознания, состояние бодрости или сонливости и пр.);
В форме личностных свойств (сознательная и несознательная личность).
Человеческое сознание представлено двумя типами: собственно сознанием и самосознанием (которое считают ядром сознания)
Сознание имеет как минимум две формы существования: индивидуальное и общественное сознание. Иногда между ними помещают и групповое. Общая психология изучает индивидуальное сознание, а социальная психология – групповое и общественное.


Сознание как уровень развития психики может быть представлено либо как альтернатива бессознательному уровню функционирования психики, либо как явление многоуровневое.
Выделяют восемь уровней сознания (по Платонову К.К.):
творческое озарение
вдохновение
повышенная ясность сознания
обыденное сознание
сниженная ясность сознания
сумеречное сознание
спутанное сознание
потеря сознания


Структура сознания характеризуется преобладанием тенденции к интеграции над тенденцией к дифференциации. Сознание как целое по степени интеграции превосходит психику.
Б) Структура сознания как двухслойное образование
А.Н.Леонтьев, характеризуя структурную сложность сознания, использовал термин «психологическая многомерность».
А. Н. Леонтьев предложил трехкомпонентную структуру сознания и выделял три составляющих в структуре сознания:
Чувственную ткань. Чувственная ткань образов придает реальность картине мира. Мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а как «объективное поле» и объект его деятельности, не зависимый от него.
Значение. Значения – это общественно-идеальная форма представленности предметного мира, они над - индивидуальны.
Смысл. Личностный смысл – это «значение значения» для личности.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру и получает четырех компонентную структуру сознания: биодинамическую ткань движения и действия, то есть наблюдаемую и регистрируемую внешнюю форму движения. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Таблица Двухслойная модель сознания (по В.П. Зинченко)
СОЗНАНИЕ
Бытийно-действенный уровень Рефлексивно-созерцательный уровень
Биодинамическая ткань действия
внешняя форма движений, поступки, поведение,
волевой контроль. Чувственная ткань образа
пространство, звуки, свет, фантазии, грезы: эмоции, восприятие, воображение, ощущение. Значения
человек – существо культурное: мир понятий, знаков, символов, речь, язык.
Смыслы
мир для человека не безразличен, он его оценивает: ценности, мотивы, потребности, переживания.
Предложенная модель отражает пространственно-временную структуру сознания.
Вопрос для самопроверки
Определите, о каких составляющих сознания (чувственной ткани образа, значениях или личностном смысле) идёт речь в следующих описаниях. Поясните свой ответ.
Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один…
Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось - обломался!»
«Ставлю тебе за ответ пятёрку!»  
ответ
Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один… - чувственная ткань образа
Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось - обломался!» - личностный смысл
«Ставлю тебе за ответ пятёрку!»  - значения 
Функции сознания.Функция Содержание функции
ИнтеграционнаяОбеспечение единства и целостности системы психических явлений, благодаря чему отражаемый мир становится качественно определенным.
Целеполагающая
Участие в формулировании цели, программы теоретической и практической деятельности, а также способов достижения целей.
ПознавательнаяНакопление и систематизация знаний о явлениях и процессах действительности.
Оценочная
Выработка оценочного отношения к воспринятому и познанному.
Прогностическая
Предвидение будущего - объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности вообще.
Практическая
Преобразование действительности, реализация целей.
Коммуникативная Обмен информацией с другими людьми.
Рефлексивная
Направление своего сознания на самого себя, отделение себя от внешнего мира и исследование своего внутреннего мира, и выработка отношения к нему.
Креативная
Создание нового: творчество через озарение.
Регуляционная
Регуляция поведения и деятельности
Сознательная регуляция подключается при следующих условиях:
перед человеком возникают неожиданные интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения собственных мыслей и телесных органов;
необходимо осознать или найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, подключить волю к разрешению конфликта;
человек оказывается в ситуации, которая содержит потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Вопрос для размещения на форуме. Ниже на рисунке представлен перечень свойств сознания, объясните своими словами, как Вы понимаете все представленные свойства и приведите примеры. Ответ разместите на форуме.
Свойства сознания как функционального органа:
реактивность;
чувствительность;
диалогизм;
полифоничность;
спонтанность развития;
рефлексивность.

ГЛОССАРИЙ:
Сознание – это высшая интегрирующая форма психики; результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Сознание - динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание.
Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем» опыте и предвосхищающих его практическую деятельность.
Объем сознания по В.Вундту равен количеству элементов, которые субъект может осознавать как единое целое за один акт перцепции (т.е. восприятия).
Элементами сознания В. Вундт считал ощущения и простейшие чувствования - элементарные эмоциональные явления (удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрядка, возбуждение - успокоение).
Элементами сознания Э.Б.Титченер считал ощущения и чувствования и представления («следы прежних ощущений»).
Ошибка стимула в процессе интроспекции означает, что наблюдатель вместо описания состояний собственного сознания начинает описывать внешний объект (стимул).
Поток сознания по У.Джеймсу - непрерывное изменение его содержаний и состояний
Знак - средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя. В школе Л. С. Выготского исследования знака начались именно с изучения его инструментальной функции.
Процесс интериоризации – превращение знака во внутреннее средство организации психических процессов в результате сложного поэтапного процесса. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Значения – это общественно-идеальная форма представленности предметного мира, они над - индивидуальны.
Личностный смысл – это «значение значения» для личности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 1 Исследователи сознания в русле направления Психологии Сознания

Слайд 2. Сознание как процесс и как состояние

Слайд 3.Функциональная структура сознания

Слайд 4. Структура сознания по В.П.Зинченко

Слайд 5. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготский
Слайд 6: Уровни ясности сознания

Рисунок: Уровни ясности сознания
Слайд 7 Структура сознания


Приложенные файлы

  • docx 3773236
    Размер файла: 569 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий