Ильм Усул Аль-Хадис

 Исмаил Лутфи Чакан

Ильм Усул Аль-Хадис
1-е издание


г. Москва CAД


Книга издана при содействии
фонда развития и досуга молодежи
«молодежный альянс»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Исмаил Лутфи Чакан


Ильм Усул Аль-Хадис

1-е издание



Перевод и редакция: Хабибуллин А.
Корректор: Хабибуллина С.




Книга рекомендуется в качестве учебного пособия для преподавателей и студентов исламских университетов и колледжей, учащихся медресе.

Книга подготовлена по материалам книги «Usul Hadis Ilmi» Ismail Lutfi Cakan, Istanbul.

Издательство «САД», Москва, 2004 г.
Все права защищены.
С О Д Е Р Ж А Н И Е

страницы

ВВЕДЕНИЕ
предмет Усулиль Хадис и его источники

4

I. Ильм Усулиль Хадис
4

II. Источники Ильм Усулиль Хадис
4

А. Книги Мутакаддимун
4

Б. Книги Мутааххирун
5

В. Источники Ильм Усулиль Хадис турецких ученых
7

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ПОНЯТИЕ О ХАДИСЕ И СУННЕ
8

А. Виды хадисов и сунн
9

Б. Хадис и его составные части
12

1. Сэнэд
12

а. Разбор сэнэд
12

б. Чтение сэнэд
14

в. Некоторые виды сокращения сэнэд
15

д. Значение сэнэд
16

2. Мэтн
16

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
РИВАЙЯТ
17

I. Адаб ривайята
17

А. Адаб изучающего хадисы
19

Б. Адаб учителя
21

II. Способы передачи хадисов
21

III. Способы обучения хадисам
23

IV. Виды ривайята
24

А. Ривайят лафзан
24

Б. Ривайят ма'нен
24

В. Условия ривайята ма'нен
25

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
РАВИЙ
26

I. Характеристики равий
26

А. Равий и его качества
26

1. Адалят
26

2. Забт
27

Б. Категории равий
27

1. Сахабы
27

2. Таби'ун
29

3. Этба'уттаби'ин
31

II. Критическая оценка равий - джярх
32

А. Общие принципы джярха
32

Б. Частные правила джярха
34

1. Джярх адалята
34

2. Джярх забта
35

В. Виды равий по результатам джярха
35

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
МАРВИЙ
36

Мутаватир-хадисы
37

Машхуур-хадисы
39

Виды хадисов в зависимости от окончания сэнэд
42

1. Хадис-кудсий
42

2. Хадис-марфуу'
43

3. Хадис-маукууф
44

4. Хадис мактуу'
45

Оценка хадиса в зависимости от состояния сэнэд
47

1. Сахих-хадис
47

2. Хасан-хадис
50

3. Да'иф-хадис
52

Виды да'иф-хадисов в зависимости от разрыва сэнэд
53

Виды да'иф-хадисов в зависимости от качеств равий
55

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ВЫМЫШЛЕННЫЕ ХАДИСЫ
58

I. Вымышленные хадисы
58

А. Причины измышления хадисов
58

Б. Способы измышления хадисов
59

В. Способы распознования вымышленных хадисов
59

Г. Вред от измышления хадисов
60

II. Меры по недопущению измышления хадисов
60





·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Введение в Ильм Усулиль Хадис


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

I. Ильм Усулиль Хадис


Слово “хадис“ в переводе с арабского языка буквально означает “новый”, “слово”, “новость”.

Для примера:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· [1]
В этом аяте слово “хадис” означает “слово”.


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·[2]
В этом аяте слово “хадис” означает “весть”.

Термин “Усулият“ означает науку о хадисах или хадисоведение. Ученые, изучающие и устанавливающие правила хадисоведения, называются усулийюн. Ученые, знающие много хадисов, называются уляма-хадис. Наиболее известные алимы: Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Нэсаи и Ибн Мааджа.

II. Источники Ильм Усулиль Хадис

Источниками Ильм Усулиль Хадис являются книги по хадисоведению. Все существующие источники Ильм Усулиль Хадис делятся на две основные группы:
книги мутакаддимун;
книги мутааххирун.

А. Книги мутакаддимун:

1. "Аль-мухаддисуль-фасиль байнар-рави валь-ваий".
Автор этой книги Абу Мухаммад Аль-Хасан бин Абдуррахман бин Халлат, более известный под именем Ар-Рамахурмузи (умер в 360/971 году). Это самое раннее произведение по Ильм Усулиль Хадис, дошедшее до нашего времени. Мухаммад Аджадж Аль-Хатиб издал эту книгу в Бейруте в 1391/1971 году после внесения в неё некоторых исправлений и уточнений.

2. «Ма’рифату улумиль-хадис».
Автор этой изданной книги – Абу Абдуллах Аль-Хаким Ан-Нейсабури (умер в 405/1014 году). В ней 52 раздела, касающихся Ильм Усулиль Хадис.

3. "Аль-кифаийя-риваийя".
Автор - Аль-Хатиб Аль-Багдади (умер в 463/1071 году), написавший большое количество произведений по Ильм Усулиль Хадис. По своему объему данная книга превосходит предыдущие его труды.

Книги мутакаддимун, несмотря на некоторые свои различия, имеют общие особенности:
а) они составлены из различных частей, называемых «баб» или «нав»;
б) все сведения, приведенные в книгах, имеют надежные доказательства;
в) ни одна из них не охватывает полностью все вопросы Ильм Усулиль Хадис.
Б. Книги мутааххирун:

Их особенностью является то, что имеющаяся в них информация не всегда подтверждается доказательствами.
Книги по Ильм Усулиль Хадис, написанные авторами, включая Аль-Хатиба Аль-Багдади, называются мутаккадимун; произведения более поздних авторов – мутааххирун.
1. "Аль-ильма-ила ма’рифати усулир-риваий вa такийдис-самаи".
Первая книга по Ильм Усулиль Хадис, написанная в Западной Африке. Автор - Абуль-Фадл Ийад бин Муса Аль-Ийахсуби (умер в 544/1149 году), известный как Кады Ийад. Саийд Ахмад Сакр внес в нее некоторые исправления и издал ее в Каире в 1389/1970 году.

2. "Улумуль-хадис", известная под названием "Мукаддимату Ибнис-Салах".
В первоначальном виде представляла собой рабочие записи Абу Амр Такуюддин Османа ибн Абдуррахман Аш-Шахризури (умер в 643/1245 году), используемые им для преподавания Ильм Усулиль Хадис. Содержит в себе очень ценные сведения. Издана в Халебе в 1386/1966 году профессором Доктором Нуреддином с некоторыми исправлениями и уточнениями.

3. "Ат-Такриб ват-тафсир ли ахадисил-баширин-назир", более известная как "Такрибун-Навави".
Яхъя бин Шарафуддин Ан-Навави (умер в 643/1245 году) в этой книге в короткой форме изложил содержание Улумуль-хадис.

4. "Тадрибур-равий фи шархи Такрибин-Нававий".
Книга, написанная Джалаледдином Ас-Суюти (умер в 911/1505 году), является толкованием Такрибун-Навави. В то же время она по своему содержанию и самостоятельна, и оригинальна. Также она считается толкованием ко всем существующим книгам по Ильм Усулиль Хадис.

5. "Каваидут-тахдиси мин фунуни мусталахил-хадис".
Шейх Джамаледдин Аль-Казими (умер в 1332/1914 году) в этой книге обобщил знания по Ильм Усулиль Хадис из более ранних произведений. Из-за ее оригинальности существует широкое мнение, что автор в ней изложил сугубо свои мысли. В 1353/1925 году в Дамаске данная книга была издана под редакцией Мухаммада Бахджат Аль-Байтара.

6. "Тауджихин-назар иля ильмил-асар".
Автор Тахир Аль-Джазаири (умер в 1338/1920 году). В этой книге также приводятся выдержки из "Ма'рифати улумиль-хадис". Ориенталист (востоковед) Гольдзиер (умер в 1921 году) осуществил перевод этой книги на немецкий язык.

Наиболее популярным произведением по Ильм Усулиль Хадис среди всех имеющихся в настоящее время является книга профессора Др. Нуреддина "Итра Манхаджун-накд фии Улумиль Хадис".

Общие особенности книг мутааххирун:
а) авторы этих книг используют современные методы исследования. Сэнэд применяется только при исследовании хадисов;
б) авторы в своих произведениях рассматривают существующие спорные вопросы, приводя в завершение темы правильное суждение;
в) эти книги наиболее полные, так как авторы включили в них всю современную информацию.

Вышеприведенные сведения об источниках Ильм Усулиль Хадис в краткой форме изложены в схеме:





Источники Ильм Усулиль Хадис





Книги мутакаддимун
Книги мутааххирун




"Аль-мухадди-суль-фасиль"
"Ма’рифати улумиль-хадис"
"Аль-кифаийя-риваийя"
"Аль-ильма"
"Улумуль-хадис"
"Каваидут-тахдиси"
"Тауджихин-назар"










Ар-Рамахур-музи
(умер в 360/971г.)
Аль-Хаким Ан-Нейсабури (умер в 405/1014г.)
Аль-Хатиб Аль-Багдади (умер в 463/1071г.)
Кады Ийад (умер в 544/1149г.)
Ибнис-Салах (умер в 643/1245г.)
Аль-Казими (умер в 1332/1914г.)
Аль-Джазаири (умер в 1338/1920г.)

























"Ат-Такриб"
"Ихтисару Улумиль Хадис"
"Нухбатуль-Фикар"






Ан-Навави
(умер в 643/1245г.)
Ибн Касир
(умер в 774/1372г.)
Ибн Хаджар Аль-Аскалан
(умер в 852/1448г.)









"Тадрибур-равий"











Ас-Суюти
(умер в 911/1505г.)















В. Источники Ильм Усулиль Хадис турецких ученых:
1. "Краткий обзор Сахихи Бухари (тажриди сарих)" в переводе Ахмада Наима. Стамбул 1928 г. Издано в Анкаре в 1957 г.
"Хадис Усулю" - Проф. Хайреддин Караман. Стамбул 1965 г.
"Хадис Усулю" - Проф. Тал'ат Коджигит. Анкара 1967 г.


В настоящее время, каких-либо книг, учебников по Ильм Усулиль Хадис, изданных на русском языке, не имеется. Предлагаемое Вашему вниманию издание является первым в своем роде.

Раздел первый

Понятие о Хадисе и Сунне

Во введении мы кратко объяснили значение термина "хадис". В данном разделе мы предлагаем более подробное его толкование.
Издревле любую новость называли хадисом, а тех, кто их передавал – худдасами.
Аллах, Субханаху ва Та'аля, называет Кур'ан Карим как "ахсануль-хадис"
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· - "самое красивое из всех существующих слов".[3]
Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, в одном из своих хадисов сказал:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· - "Самое прекрасное слово – это Книга Аллаха, Субханаху ва Та'аля, ".[4]
Однако, впоследствии в религиозной литературе термин "хадис" начал применяться для обозначения слов Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, а также того, что передано от его сподвижников (от сахабов – хадисы-маукуф и от таби'ун – хадисы-мактуу'у).
Иногда вместо слова "хадис" употребляется слово "хабар", а в отношении высказываний сахабов и табиун – слово "асар".

Наиболее признанным объяснением слова "хадис" является следующее:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
"Хадис - слово, действие, одобрение, внешние черты и характер, присущие Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, его сахабам и таби'ун".

Слово "сунна" буквально означает "дорога", "следование по пути".
Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Необходимостью для вас является моя сунна", имея в виду, что его жизненный путь является для всего человечества образцом подражания.
В Кур'ане Карим слово "сунна" употребляется в словосочетаниях "суннатуллах" и "суннатульаввалин". "Суннатуллах" – это законы, которые установил Аллах, Субханаху ва Та'аля, и которым должно подчиняться все созданное. "Суннатульаввалин" означает образ жизни и обычаи народов, живших до ниспослания откровения Пророку Мухаммаду Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям.
Изначально слово "сунна" применялось для обозначения действий и высказываний Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, а впоследствии стало означать действия и высказывания других лиц, которые были словесно или молчаливо одобрены Пророком, саллаллаху алейхи ва саллям. Ученые-усулийю используют слово "сунна", как правило, применительно к этому смыслу.
Хадисоведы считают, что слово "сунна", также как и слово "хадис", означает слова, действия, одобрение, внешние черты и характер, Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, как до, так и после начала его пророчества. При таком толковании этих двух слов смысл их тождественен.
Как вывод и более кратко: слово "сунна" означает жизненный путь Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, который он совершил в строгом соответствии с законами, установленными Аллахом, Субханаху ва Та'аля. "Сунна" - это правила поведения, переданные нам Пророком Мухаммадом Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Так же существует следующее правило: "хадис" - это "сунна", которая запечатлена и передана в письменном виде.

А. Виды хадисов и сунн

Сунна (Хадис)
·
·
·
·
·
·
·


Каули
·
·
·
·
·
·
·
(слово)
Фи’ли
·
·
·
·
·
·
· (действие)

Такрири
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
(одобрение)
Васфи
·
·
·
·
·
·
·
(образ)











Сарих
(словесное)
Зимни
(молчаливое)
Хилки
(внешность)
Хулуки
(характер)







Каули
·
·
·
·
·
·
· (т. е. слово): Это то, что сказал Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Например:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

"Я оставил для вас две вещи: если вы будете придерживаться их, то не впадете в заблуждение".[5]

Фи'ли
·
·
·
·
·
·
· (т.е. действие): "Все, что делал наш Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, он делал наилучшим образом". [6]

Например:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Такрири
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· (т.е. одобрение) - это то, что одобрил Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Существует два вида одобрения:

а) сарих такрири – словесное одобрение.

Например: Однажды вождя одного из племен укусила ядовитая змея. Один из сахабов Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, чтобы излечить пострадавшего вождя, семь раз для него прочитал суру "Аль-Фатиха". Излечившись от укуса змеи, вождь племени одарил сахабу овцами. Сахаба обратился к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям: "О Пророк! Можно ли мне принять этот подарок?". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Разделите это подарок между собой, одну долю оставьте для меня".[7]
Отсюда смысл одобрения: Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, словесно одобрил возможность получения вознаграждения за лечение больных с использованием сур из Кур'ан Карим.

б) зимни такрири – молчаливое одобрение.

Например: После битвы у рва (битва Хандак) Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, приказал своим сахабам: "Не читайте намаз аль-аср, кроме как на землях племени бени-курейза". Часть сахабов, видя, что истекает время намаза аль-аср, еще не дойдя до земель племени бени-курейза, совершили молитву. Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, действия этих сахабов не порицал, то есть молчаливо одобрил.[8]
Приведенный ниже пример показывает три вида хадисов (каули, фили и такрири):


·1-
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Абдуллах бин Омар, да будет доволен Всевышний им и его отцом, сказал: "Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, одно время носил на руке золотое кольцо, и люди тоже носили золотые кольца.
Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, однажды сказав: "Раньше я носил золотое кольцо", снял его. И добавил: "Более я его носить не буду".
После этого люди (сахабы) тоже перестали носить золотые кольца".[9]
В данном примере мы видим три вида хадисов (сунны):
- то, что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, одно время носил золотое кольцо и затем, сняв его однажды, более не носил - фи'ли;
- то, что об этом он рассказал своим сподвижникам – каули;
- и то, что сподвижники Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, повторили его поступок, и он молчаливо их одобрил – такрири.

Васфи
·
·
·
·
·
·
· - это образ Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, в частности, его характер (хулуки) и внешность (хилки).

а) хулуки, например:


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
"Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, был самым щедрым человеком, а в месяц Рамазан он был еще щедрее".[10]

б) хилки, например:


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
"Лицо Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, было самым красивым среди всех людей, телосложение его было совершенным. Рост его был не очень большим, и не очень маленьким".[11]

Б. Хадис и его составные части


Ильм Усулиль Хадис исследует две различных составных части хадиса: сэнэд и мэтн.

1. Сэнэд –
·
·
·
·
·
· это цепочка людей, передававших друг от друга, то, что сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Сэнэд берет свое начало от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, и следует до ученых, составивших собрания хадисов Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям.

Пример сэнэд:


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· .

Человек, состоящий в сэнэд, называется равий. Иснад – это перечисление имен всех равий, передававших хадис. В настоящее время слова "сэнэд" и "иснад" используются в одном смысле. Передача хадиса от одного равий к другому называется риваийят, а передаваемый хадис – марвий. Синонимами слова "сэнэд" являются слова "тарик"
·
·
·
·
·
·
· и "вэджх"
·
·
·
·
·
·

а) Разбор сэнэд

При разборе сэнэд необходимо рассмотреть каждого равий.
Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям (умер в 11/632 г.).
1. Анас бин Малик (умер в 93/712 г.). Время сахабы: 110х.
2. Абут-Таййах (Йазид бин Хумейд) (умер в 128/745 г.). Время таби'ун: 180.
3. Шу'ба бин Аль-Хаджджадж (умер в 160/776 г.), Йахъя бин Саид Аль-Каттан Аль-Ахваль (умер в 197/812 г.). Время этба'уттаби'ин: 220
4. Мухаммад бин Башшар (умер в 252/866 г.). Время этба'уттаби'ин: 260
5. Аль-Бухари (умер в 256/869 г.)

В приведенном сэнэде началом - ибтида является Аль-Бухари, а завершением сэнэд - мунтаха является Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям. Часть сэнэд, которая ближе к нам, является его началом; часть, которая, ближе к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, является завершением сэнэд.
Этот хадис называется хумаси-хадис, так как его передали пять равий.
В этом хадисе используется два приема передачи: тахдис и ан'анэ.
В этом сэнэд есть два вида равий: таби'ун (два человека) и этба'уттаби'ин (два человека).

Мунтаха



Сахаба: 110 х





Таби'ун: 180 х





Этба'уттаби'ин: 220 х





Этбау этба'уттаби'ин: 260 х

Ибтида
б) Чтение сэнэд

Сэнэд в книгах по хадисоведению указывается не так подробно, как представлено выше. Обычно слова "сказал" ("каля") сокращаются. Мы должны это учитывать, и читать сэнэд полностью. Далее приводим пример правильного чтения сэнэд.

Первый пример от Тирмизи:[12]

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Данный хадис читается следующим образом:


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Второй пример от Абу Дауда:[13]


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· :
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Данный хадис читается следующим образом:


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· :
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Такие примеры встречаются во многих сборниках хадисов. Далее приводится список сокращений.

в) Некоторые виды сокращения сэнэд

Часто сэнэд приводится с сокращениями - в том виде, в каком он взят от учителя. Часть сокращений хадисоведами одобрена, другая часть этих сокращений не принята. Далее мы рассмотрим некоторые общепринятые сокращения.
1. Слово
·
·
·
·
·- , часто сокращается -
·
·
·- и
·
·- . Иногда подобные сокращения одновременно встречаются в одном сэнэд. А слово
·
·
·
·
·- сокращается до
·
·
·
·- и -
·
·
·.
2. Слово
·
·
·
·
·
·- сокращается до
·
·
·- (то, что Байхакий сокращал это слово до -
·
·
· большинством ученых не принято).
3. К словам
·
·
·
·
·
·- ,
·
·
·
·
·
· – и
·
·
·
·
·
·- сокращения не применяются. Эти слова используются очень редко.
Вне слова
·
·- , используемые слова
·
·
·
·
·-,
·
·
·
·
·
·-,
·
·
·
·
·- ,
·
·
·
·- ,
·
·
·
·
·
·- обычно употребляются со словом
·
·
·- . Часто слово
·
·
· не пишется, но произношение его обязательно.
5. В сэнэд слово -
·
·
·не пишется, но читается всегда. Например: сэнэд -
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·- читается как
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·- .
И для примера
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·- читается как -
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.
6. Употребляемая в некоторых сэнэд буква
·- читается как слог
·
· - .
Это используется для обозначения хадисов с одинаковым смыслом, которые передавались по разным сэнэд. Некоторые ученые читают это сокращение как
·
·
·
·
·
· -
А некоторые читают как тахвиль.
Знак
· - читается в случае обозначения объединенных сэнэд после имени первого равий.

д) Значение сэнэд

Сэнэд обеспечивает сохранность мэтн. Сэнэд – это научно подтвержденная система, в которой осуществлена критическая оценка каждого равий.
Абдуллах бин Мубарак сказал (умер в 181/797 г.): "Иснад – от религии. Если бы не было иснада, то любой бы передавал то, что ему придет в голову".[14]
Иснад необходим для двух целей: для сохранения неизменности мэтн и для предотвращения каких-либо домыслов со стороны равий. Анвар Аль-Кашмири сказал: "Иснад предотвращает проникновение того, что не от религии и помогает сохранить то, что от религии; несмотря на то, что некоторые из равий и имели некоторые недостатки".[15]
Суфьян Ас-Саври (умер в 161/777 г.) сказал: "Иснад – оружие мусульманина. Чем он будет воевать, если у него не будет оружия?". Этим Суфиан Ас-Саври подтвердил, что иснад сохраняет сунну, и тем самым религию.
Во времена, когда хадисы передавались устно, иснад имел обязательное значение. В настоящее время изучение иснад большее значение имеет для научных исследователей.
В сборниках хадисов для широкого круга читателей сэнэд не приводится. Впервые эту практику применил Ибн Ус-Сакан (умер в 353/964 г.)[16], а распространил её Аль Бадави (умер в 516/1122 г.).
В случае использования в литературе текста хадиса необходимо ссылаться на сборник хадисов, из которого взят последний, с указанием автора сборника, тома книги, раздела и страницы. Это тоже своего рода сэнэд.
Необходимо всегда помнить, что поиск и изучение иснада хадиса – это сунна.

2. Мэтн
·
·
·
·
·
· - это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Мэтн является основной частью хадиса. Мэтн следует после сэнэд. Ранее, в предыдущем разделе, мы подробно рассмотрели сэнэд.

Рассмотрим мэтн вместе с сэнэд:[17]


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

По существу, основой хадиса является мэтн. Сэнэд же является подтверждением того, что сказанное в мэтн принадлежит непосредственно Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям.
Так же как и сэнэд, мэтн тоже имеет свои особенности.
Например:
- редко используемые и сложные слова, встречающиеся в некоторых хадисах, исследует раздел науки Гарибуль-Хадис;
- правильному пониманию смыслов хадисов через знание причины их ниспослания –
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· обучает Насих-мансух;
- взаимопротиворечащие хадисы рассматривает Мухталифуль-хадис;
- не противоречащие друг другу хадисы рассматривает Мухкам.
При исследовании сэнэд и мэтн применяются специальные термины: мудрадж, маклуб, мункар, мусаххаф, мухарраф и муалляль.
Хадисоведы при изучении мэтн хадиса часто применяют знания из таких наук как история, социология и психология.
Усилия большинства хадисоведов были направлены на изучение сэнэд хадисов, которые являются цепочкой людей, передававших хадисы, а также личных качеств равий. Мэтн - это изречения Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, и его изучение возлагает на ученых очень большую ответственность.



Раздел второй

Ривайят
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Человек, состоящий в цепочке (сэнэд) людей, передававших хадисы, называется равий
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· . Равий - человек, принявший от другого и передавший далее по сэнэд хадис (хадисы). Последними равий являются алимы (Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Нисайи, Ибн Мааджа и другие), собравшие хадисы в книги. До них хадисы от одного равий другому передавались устно.
Ривайят - это не только передача хадисов, но и обучение им. В каждом виде обучения существует своя методика, так же как и в изучении хадисов. Хадисы - это второй по значимости источник религии Ислам, это тафсир и подтверждение Кур'ан Карим.

I. Адаб
·
·
·
·
·
·
Адаб
·
·
·
·
·
· - множественное число от слова
·
·
·
·
·
· . Лексическое значение этого слова – "нравственность"; а специальное терминологическое значение - это этика и методика какой-либо профессии, которым должны следовать все, занимающиеся этой профессиональной деятельностью.

В ильм усулиль хадис существуют две группы правил:
1. Этические нормы поведения ученика и учителя.

2. Технические правила обучения.

Этические нормы поведения ученика и учителя делятся на два вида: общие и частные.

Адаб
·
·
·
·
·
·
учителя и ученика в усул-хадис

Адаб







Этические нормы поведения
Технические правила обучения







Общие для учителя и ученика
Частные










для учителя
для ученика













·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
А. Адаб (нормы поведения) изучающего хадисы

1. Правильное намерение (ният) .
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Единственно правильным намерением в изучении хадисов является стремление изучить хадисы ради Аллаха, Субханаху ва Та'аля, для последующей передачи их людям.
Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Аллах, Субханаху ва Та'аля, осветит лица тех, кто изучает мои хадисы и учит им других".
Изучающий хадисы должен читать дуа и, Инша Аллах, Аллах, Субханаху ва Та'аля, даст ему высокую просвещенность и прекрасную нравственность, без которых невозможно постигнуть в совершенстве Сунну Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.

2. Обучение у образованного и высоконравственного учителя.

Ученик должен активно и настойчиво искать знания, и для достижения этой цели его обязанностью является поиск учителя с большими знаниями и высоким таква (богобоязненностью).

3. Практическое использование изученных хадисов.

Вэкий бин Альджарах - учитель Имама Шафии сказал: "Если кто хочет изучать хадисы - пусть поступает так, как сказано в хадисах".
Сахабы Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, выучивали не более десяти аятов из Священного Кур(ана, которые передавал Пророку ангел Джабраиль, алейхи салям, и не приступали к изучению последующих аятов до тех пор, пока не приучали себя неукоснительно выполнять то, что требовалось в ранее выученных аятах.
Один из алимов учил своих учеников: "Также как вы выплачиваете закят от своего имущества - одну сороковую его часть, также если вы знаете двести хадисов - то обязаны выполнять требования хотя бы пяти из них".

4. Уважение к своему учителю.

Уважительное отношение к учителю не должно заменяться чрезмерным почитанием, которое впоследствии может перерасти в стеснение.
Алим Муджахид сказал: "Кто возгордился, упрям или излишне застенчив - тот не может изучать хадисы, как в прочем, и все науки".

5. Взаимопомощь между учениками.

Анас бин Малик, радыаллаху 'анху, сказал: "Кто помогает другим учить хадисы, тот получает баракят".

6. Последовательность изучения.

Основой получения прочных и всесторонних знаний является обучение "от простого - к сложному", "по единой школе и единой методике".

7. Изучение “усул-хадис”- усулият.

Иной человек может знать наизусть много хадисов, но если он не знает основ предмета “Усулият” - эти знания не принесут ему существенной пользы.


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Б. Адаб (нормы поведения) учителя

1. Правильное намерение (ният) и красивый ахляк.

Намерение (ният) всегда и во всем должно быть только ради Аллаха, Субханаху ва Та'аля.
*Ахляк - это норма поведения людей, животных, птиц и неживых творений (горы, леса, травы и т.д.).

2. Высокий уровень подготовки учителя.

Имеет место мнение, что возраст учителя не может быть меньше тридцати трех лет.
Учитель должен знать не только хадисы, но иметь разносторонние знания по другим наукам и искусству. Учитель должен представлять своё место и знать о роли своих знаний в жизни собственной, жизни своего джамаата и всей страны.

3. Уважение к другим учителям.

Учитель должен уважать других учителей, имеющих более высокий уровень знаний. Он обязан сообщить о них своим ученикам. Уровень подготовленности человека определяется не возрастом, а его знаниями.

4. Ограничение по возрасту.

Если учитель из-за своего возраста (прожив более восьмидесяти лет) начинает противоречить самому себе или путаться в словах, ему нужно прекратить передачу знаний ученикам.

5. Искусство оратора.

Учитель должен уметь заинтересовать меджлис (аудиторию) содержанием хадиса, преподавать с достоинством, в красивой форме.

II.Способы передачи хадисов.

1. Самаа'у лафзи шейх.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель читает по памяти или с листа, ученики слушают. Ученики могут: а) записывать в ходе рассказа; б) записывать под диктовку (способ - имля). При этом одновременно могут присутствовать один или несколько слушающих.

2. Кыра'ат.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ученик рассказывает по памяти или с листа, под контролем учителя. Все остальные слушают и запоминают.

3. Аль-иджааза.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель передает право учить своему ученику, т.е. дипломирует ученика:
а) лично передает от себя одному конкретному ученику право учить хадисам по определенной теме или только одному-двум хадисам;
б) лично передает от себя одному конкретному ученику право учить всем хадисам, которые он знает;
в) учитель разрешает всем мусульманам учить все хадисы по всем темам.
Пункт в) относится к современности, пункты а) и б) в основном практиковались в прежние времена, когда не было достаточно книг.

4. Аль-мунавала
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель передает ученику свои книги или записи для того, чтобы тот учил по ним других учеников. Передача происходит лично от учителя к ученику
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

5. Аль-китаба .
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Сам учитель или один из его учеников (по заданию учителя) пишет на бумаге текст хадиса и отправляет обучающемуся.

6. И'лам.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель говорит: “Вот мой ривайят!”, но при этом не указывает, разрешает ли он передавать дальше хадис или не разрешает.
Некоторые алимы говорят, что если не было разрешения на передачу хадиса, то на него нельзя ссылаться и нельзя передавать другим ученикам.
В то же время часть алимов придерживаются другого мнения о том, что такие хадисы можно передавать и учить их.

7. Аль-васыййа.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель, покидая ученика (перед смертью или убывая в путешествие), передает ему свои книги или записи, но не говорит ему - передавать ли эти хадисы дальше (учить им) или нет.
Мнение алимов об этих хадисах двоякое: одни разрешают ривайят, другие - нет.

8. Аль-виджада.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Человек сам без учителя нашел хадис (например: в записях своих предков, которые были при жизни учителями хадисов; или случайно нашел на дороге).
Но при таком ривайяте необходимо указывать:
“Этот хадис я нашел в такой-то книге такого-то автора”

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Такой способ часто встречается в книге Ахмада бин Ханбала “Муснад”.

III. Способы обучения хадисам

1. Эс-сэрду.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Простое зачитывание учителем текста хадиса без подробного толкования его смысла. При желании получить дополнительные знания, ученик должен читать сноски. Этот способ применим в кругу специалистов.

2. Тариикуль халли вэльбахси.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель переводит текст хадиса, раскрывает смысл новых, неизвестных слов, но не дает подробных разъяснений по содержанию. Если хадис используется в фикхе, то учитель раскрывает смысл хадиса более подробно. В настоящее время этот способ наиболее распространен в кругу мусульман.

3. Тариикуль эм'ани.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель полностью раскрывает смысл хадиса, кто и почему передал этот хадис. Если есть новые слова, то учитель для обоснования смысла перевода использует древние арабские стихи, которые сохранили чистоту языка. Этот способ наиболее красивый, используется, чтобы показать значимость хадиса, для да’вата.


IV. Виды ривайята.

В книгах хадисов используется два вида ривайята: буквальный и смысловой.

А. Ривайят лафзан
·
·
·
·
·
·
· - означает: передавать текст хадиса без изменения, в том виде, как его сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям. Если передавать хадис, изменяя его текст или даже отдельные слова, то смысл хадиса может измениться.
Самый важный вид ривайята: буквальный (лафзан), так как хадисы - это слова Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, и они являются вторым источником Ислама.
Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: "Аллах, Субханаху ва Та'аля, осветит лица тех, кто изучает мои хадисы и учит им других".[18]
Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, обучал людей читать ду'а. Один человек по имени Аль-Бэра бин Азиб изменил в тексте ду'а слово “набий” на “расуль”, на что Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, ему объяснил, что в данном ду'а надо читать именно слово “набий” и более не менять слов.[19]

В то же время исламские учёные и имамы четырёх мазхабов пришли к единому мнению, что возможна и смысловая передача хадисов.

Б. Ривайят ма'нен
·
·
·
·
·
·
·
·
· – это есть передача смысла хадиса. Во времена Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, записывать хадисы не разрешалось из-за опасения смешения текстов Кур’ан Карим и хадисов.
Из всего числа переданных хадисов, хадисов со смысловой передачей больше, чем с буквальной передачей. Сахабы, радыаллаху 'анхум, очень ценили хадисы, но существовавшие в их время условия жизни не позволили им передать хадисы в буквальном смысле. Сахабы говорили Пророку Мухаммаду, саллаллаху алейхи ва саллям, что выученные хадисы со временем будет трудно передать без всякого изменения (лафзан), на что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, ответил:
"Если значение хадиса не указывает на халяль как на харам, или на харам как на халяль, то можно передавать его по смыслу".[20]
Из этого хадиса следует, что буквальная передача (лафзан) не обязательна, и возможна смысловая передача (ма'нен), если не меняется при этом смысл хадиса.

Ривайят ма'нен большее количество ученых разрешают. Если человек хорошо знает арабский язык и точно понимает смысл хадиса, то ему разрешается заменять одно слово другим, тождественным ему, для более точной передачи смысла хадиса.
Многие сахабы - Али бин Абу Талиб, Ибн Аббас, Анас бин Малик, Абу Дэрда, Васыла бин Аль-Аска и Абу Хурейра; сподвижники из таби'ун - Хасан Аль-Басри, Аш-Шаби, Амр бин Динар, Ибрагим Ан-Нэхаи, Муджахит, Икрима и многие другие учёные также разрешили осуществлять ма'нен ривайят.
Когда спросили Яхья бин Саида об этом, он ответил: “Так же как есть семь краатов (стилей чтения) Кур’ан Карим, то и хадисы можно читать по-разному, но сохраняя при этом смысл”.
Ещё одним доказательством возможности ма'нен ривайят является существующее разрешение учёных переводить хадисы на другие языки и толковать их на других языках.

В. Условия ривайят ма'нен:

1. Тот, кто осуществляет смысловой ривайят хадисов, должен полностью знать смысл всех слов и хорошо знать арабский язык.
2. Если в ривайят равий забыл слово, то он должен вместо этого слова использовать его синоним.
3. Ма’нен ривайят запрещён, если с этим хадисом совершается словесная ибада.
4. Передаваемый хадис не должен иметь скрытый смысл.
5. Передаваемый хадис не должен быть из категории джавами'уль калим.
6. Если у хадиса скрытый смысл, то при передаче эта скрытость должна сохраняться; если смысл ясный, то усложнять его не надо.
7. Если равий знает хадис дословно, то он не имеет права передавать только его смысл.
8. Некоторые учёные вообще не разрешают смысловую передачу марфуу’ хадисов.
Про это есть мнение учёного Ибн Ус-Салах: “Если равий сика, то он может передать смысл хадисов от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, или других людей, потому что, так делали сахабы”.

Вывод: лучший вид передачи хадисов – ривайят лафзи; как сказали ученые: ”Если человек знает ривайят лафзи, ему не следует пользоваться ривайят ма'нави”.

Раздел третий

Равий

Лексическое значение слова "равий" - это тот, который что-либо переносит или перевозит.

Терминологическое значение:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Равий - человек, который изучал и передавал хадисы по методике ривайят.

Основной причиной появления науки Усулиль Хадис стала необходимость изучения достоверности передачи (ривайята) хадисов.

I. Характеристики равий

Если хадис принимался, то передавший его равий должен был обладать двумя качествами:
Адалят
Забт.

А. Равий и его качества.


Адалят
·
·
·
·
·
·
·
·
· Забт
·
·
·
·
·
·

Адалят - "справедливость и принципиальность".

Условия адалят:

а) Должен быть мусульманином.
Если равий не мусульманин, то его ривайят не принимается. Когда равий передавал хадисы, он обязательно должен был быть мусульманином, а в то время, когда он получал их - не обязательно.

б) Должен быть булюг (совершеннолетний, старше 9 -12 лет).

в) Должен быть разумным (умственно и психически здоровым).
Равий должен был быть разумным; если он не разумный, то его передача не принимается.

г) Должен быть богобоязненным, не совершающим больших грехов (или много маленьких), т.е. не должен быть фасиком. В одном из аятов Кур’ана говориться, что фасику, хоть он и мусульманин, сразу верить нельзя.

д) Должен быть муруат (нравственным) и выполнять адабы своего общества. Запрещается за передачу хадисов брать деньги.

Забт - "хорошая память".

а) Равий должен быть собранным и сосредоточенным в жизни. Если кто-либо спросит у равий про один из хадисов: ”Ты передал его?”; а он ответил: “Да”, не помня точно, передавал он его или нет, то его ривайят не принимается.

б) Равий должен точно и правильно запоминать наизусть.

в) Равий должен бережно относится к книге (к источнику хадисов), которая используется для передачи знаний другим.

г) При ривайят ма'нави - если заменяются слова в тексте хадиса – равий должен понимать, в каких случаях это может изменить смысл хадиса. Он должен хорошо знать арабский язык.

Учёный Ибн Ус-Салах сказал: “Если большое количество верных (сика) равий выступило против передачи другого равий, то это значит, что у него нет забт и, следовательно, его ривайят не принимается; а если против равий не выступил никто или меньшая часть верных (сика) равий - то забт у него есть”.

Б. Категории равий

Для определения категории равий необходимы сведения следующего порядка:
1. Дата рождения равий.
2. Дата смерти равий.
3. Кто был его учителем.
4. Кто были его ученики.

1. Сахабы Пророка
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.

Некоторые из сахабов Пророка передали очень много хадисов, например, Абу Хурейра, радыаллаху 'анху. Некоторые же сахабы в силу того, что большую часть своей жизни посвятили другой деятельности, в частности, военным походам, передали незначительное количество хадисов.
Среди молодых сахабов-равий известны Анас бин Малик, Али бин Абу Талиб, радыаллаху 'анхум, среди пожилых - Абу Бакр, радыаллаху 'анху.

Если сахаб передал от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, более 1000 хадисов - он мукассирун
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·. Если передал менее 1000 хадисов - равий – мукыллун
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.

Существовал ряд причин, по которым одни сахабы передали очень много хадисов, а другие совсем мало:
а) Сахабы принимали Ислам неодновременно.
б) Одни сахабы за свою жизнь видели Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, всего один-два раза, а другие сахабы проживали рядом с ним.
в) Одни сахабы были постоянно заняты разной работой, а другие в это время учились непосредственно у Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям.
г) Одни сахабы записывали хадисы, а другие - учили их наизусть.
д) Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, читал дуа для некоторых сахабов, чтобы они получили больше знаний.
е) Сахабы умирали в разное время: кто во времена жизни Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, кто сразу же после его смерти, а кто намного позднее.
ж) Некоторые сахабы путешествовали по разным странам, а кто-то постоянно оставался в Мекке и Медине - центре Ислама.
з) У сахабов была разница в полученных знаниях.
и) Некоторые сахабы передавали знания только тогда, когда у них это спрашивали.
к) Нельзя точно утверждать, что все переданные от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, хадисы записаны в книге хадисов.
л) Некоторые из сахабов занимались исполнением государственных обязанностей, были очень заняты и не могли передавать хадисы.

Количество сахабов.

Точное количество сахабов не известно, но есть информация из письменных источников, что их было приблизительно от 40 до 120 тысяч. В то же время в книгах, описывающих биографии сахабов, упоминается число от 10 до 12 тысяч.
По приказу посланника Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, в первом (или втором) году хиджры была проведена перепись населения. В последующие годы перепись населения не осуществлялась, поэтому точных сведений о числе сахабов нет.

Есть много книг о биографиях сахабов, из них три самые известные, это:
1. “Аль-истиаб фи мэ’рифатис-сахаба”. В этой книге изложены биографии 3500 сахабов. Автор - Ибн Абдильбар Аль-Куртуби (умер в 463/1071 году).
2. “Усдуль-габэ фи мэ’рифатис-сахаба”. В этой книге изложены биографии 8000 сахабов, в том числе в последнем седьмом томе отдельно женщин-сахабов. Автор - Ибнуль-Эсир Аль-Джазари (умер в 630/1233 году).
3. “Аль-исабэ фи тэмьизис-сахабэ ”. В этой книге изложены биографии 12279 сахабов, по содержанию она самая большая из аналогичных книг и издана в разных видах. Биографии в книге расположены в алфавитном порядке. Автор - Ибн Хаджр Аль-Аскалани (умер в 852/1448 году).

Существуют несколько видов доказательств того, что равий является сахабом:
а) Таватур
·
·
·
·
·
·
·
·
· - то есть: многие люди подтвердили, что он был сахабом.
“Аль Ашаратуль-Мубашара” – это десять человек: Абубакр, Омар бин Хаттаб, Осман бин Афван, Али бин Абу Талиб, Са’д бин Аби Ваккас, Саид бин Зейд, Тальха бин Убэйдуллах, Зубейр бин Аль-Аввам, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убэйдэ бин Аль-Джэррах, радыаллаху 'анхум, уже попавших в Рай.

б) Шухра
·
·
·
·
·
·
·
· - этот равий настолько известен, что все знают о том, что он был сахабом.

в) Шахада
·
·
·
·
·
·
·
·
· - о сахабе свидетельствует известный человек. Как, например, Абу Муса Аль-Ашари свидетельствовал в пользу Хумама бин Аби Хумама.

г) Икрар
·
·
·
·
·
·
·
·
· - сам равий говорит: “Я видел Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям”. В данном случае мы верим его утверждению, при условии, если он умер до 110 года по хиджре. Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, умер в 10 году хиджры, и он говорил, что через 100 лет на Земле не останется ни одного из его современников.

2. Таби'ун.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Это те равий, которые видели сахабов Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.
Некоторые алимы сказали, что таби'ун это: “тот верующий, которого видели сахабы Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям”.

(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)[21]

А некоторые алимы утверждали, что таби'ун это: “тот, кто встретил одного сахаба или больше”.
(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· )[22]

Время таби'ун началось после смерти Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, (11 год хиджры) и закончилось в 180 году хиджры.
Таби'ун вызывают очень большой интерес для мусульман и культуры Ислама, потому что они непосредственно получали знания от сахабов, передавали их далее и преданно служили Исламу.

Также про таби'ун сказано в Кур’ане:

(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)

"Доволен Аллах теми, которые первыми уверовали в Ислам из переселившихся (из Мекки в Медину) и из сподвижников (ансаров - давших Пророку и его соратникам жильё в Медине), и теми, которые следовали за ними, совершая добрые дела. И воздаст Он им доброй наградой. И они довольны Им и рады тому, что Он им уготовил. Им – сады, под которыми текут реки, и где они вечно пребывать будут. Это и есть великое приобретение!"[23]

Существуют также хадисы, в которых говорится про таби'ун (отрывок):

(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· )
"Следующие и последующие за ними (сахабами)".[24]

Саид бин Аль-Мусэйяб (или Аль-Мусэйиб), Имам Абу Ханифа и Увэйс Аль-Карани считаются лучшими из таби'ун.
Халиф Омар бин Хаттаб сказал:
(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)
“Лучший из таби'ун - человек, которого зовут Увэйс “.

Хафса бинти Сирин и Амра бинти Абдиррахман, считаются лучшими из женщин–таби'ун.

Человеком, умершим первым из таби'ун, был Абу Зэйд Ма’мэр бин Йазид (30/651), а последним из таби'ун умер Халэф бин Халифэ (180/796).

Среди таби'ун выделяются три категории:

а) те, которые при жизни видели сахабов, бывших при Пророке, саллаллаху алейхи ва саллям, в зрелом возрасте. (
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)
б) те, которые видели сахабов, бывших при Пророке, саллаллаху алейхи ва саллям, в среднем возрасте. (
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)
в) те, которые видели сахабов, бывших при Пророке, саллаллаху алейхи ва саллям, совсем юными. (
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)
Как указывалось ранее, нет точной информации о количестве таби'ун.

Тех людей, которые приняли Ислам и жили во времена Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, но никогда не видели его, а видели только его сахабов, называют мухадрамун. Хотя они и считаются частью таби'ун, таковыми они не являются, также как и сахабами.

(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· ).


3. Этба'уттаби'ин.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Это те равий, которые видели таби'ун и передали от них хадисы.

(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· )

Необходимо знать эту категорию людей, чтобы не путать их с таби'ун и с родом, следующим за ними.

Приложенные файлы

  • doc 11434
    Размер файла: 565 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий