10.Общекультурное значение истории науки и её роль в понимании сущности науки.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
10.Общекультурное значение истории науки и её роль в понимании сущности науки.

Разработка истории Н. началась в 19в. Понималась она тогда или как раздел философии,
или как раздел общей теории культуры, или как раздел какой
-
либо научной дисциплины. История

Н. как специальная научная дисциплина оформилась в 1892г. (во Франции создана 1
-
ая кафедра
ИН). Первые программы историко
-
научных исследований:

• хронологическая систематизация успехов в какой
-
либо области Н.;

• описание механизма прогрессивного развития
научной идей и проблем;

• определение социокультурного и мировозэренческого контекста творчества ученого.

Одно из главных значений ИН


понять и объяснить, как внешние условия (экон.,
социокульт., полит., мировоззрен., психолог.ид.р.) отражаются на результ
атах научного
творчества: теориях, гипотезах, методах научного поиска.

Эмпирическая база ИН


научные тексты прошлого (книги, статьи, переписка ученых,
неопубликованные рукописи, дневники и т.д.) Исследование прошлого


всегда реконструкция,
претендующая н
а объективность для истории вообще возможны односторонние установки:
картины прошлого без к.л. отсылок к современности).

В позитивизме Г. Спенсер (1920
-
1903): обыденное и н
аучное знание по своей природе
тождественны, и Н. возникает вместе с появлением человека, общества. Научный метод


естественный, изначально присущий человеку способ видения мира, неизменяемый в различные
эпохи.

30
-
е гг. 20в. всплеск историографических исс
ледований. Направление западной ИН


экстерналистское. Задача


выявление связи м/у соц/экон. изменениями в жизни общества и
развитием Н. Лидер


д. Бернал (1901
-
Цильзей, Р. Мертон, Дж. Нидам и др.

Альт
ернативное направление


интерналистское/ имманентное. Наука развивается не
благодаря воздействию извне, из соц. действительности, а в результате своей внутренней
эволюции, творческого напряжения самого научного мышления. А. Койре, дж. Прайс, Р. Холл, Дж.
Рэмделл, Дж. Агасси.

Оба направления: Н
-

уникальное явление в истории культуры, которое зарождается в
Новое время. Научный метод


не естеств., а форм
-
ется под воздействием различных факторов.
е соц. барьеров
м/удеятельностью верхних слоев ремесленников и университетских ученых в эпоху капитализма.
Р. Мертон: Рационализм и эмпиризм научного метода обосновывает влиянием протестантской
этики.

ИнтерналистКойре (1892
-
1964): условие возникновения Н.


коренная перестройка
способа мышления. 1) Космос как иерархически упорядоченный мир, где есть земное и небесное,
заменяется идеей неопределенного и бесконечного. Универсума, где вещи принадлежат одному
уровню реальности. 2) Замещение конкретного простран
ства догалил. физики абстрактным и
-
ки)


необходимое условие экспериментирования.

ЭкстерналистЦильзель (1891
-

1944): Развитие человеческого мышления шло не
прямолинейно, а во мно
гих направлениях, где Н.


одно из них. Выделяет общие и
специфические черты формирования Н. Общие:

1. Центр культуры перемещается из монастырей и деревень в города, т.к. дух Н. светский и
невоенный.

2. Быстрый технологический прогресс Нового времени спосо
бствовал формированию
каузального мышления.

3. Дух предпринимательства и конкуренции разрушил традиционализм и слепую веру в

4. Дух расчетов и вычислений капитализма привел к появлени
ю количественного,
рационально научного метода.

Специфические условия связаны с тремя соц. группами
-

университетские ученые
схоласты, гуманисты (представители светской образованности, не ученые) и ремесленники


и их
взаимоотношениями в 14
-
16 вв. Универси
тетские ученые и гуманисты


приверженцы
авторитетов. Ремесленники, освобождаясь от цеховых традиций и из
-
за экономической

Т. Кун: Экстернализмнеобходим для изучения первоначальн
ого развития Н. или к.
-
л. ее
области, обусловленной соц. потребностями общества интернализм


для зрелой Н.

В настоящее время З модели исторической реконструкции Н.:

1. ИН как кумулятивный, поступательный, прогрессивный пр
-
с

2. ИН как развитие ч/з научные
революции

3. ИН как совокупность индивидуальных, частных ситуаций

Кумулятивистская модель исторически более ранняя. Ее положения: каждый шаг в Н.
опирается на предыдущие достижения; новые знания совершеннее (полнее, точнее, адекватнее
отражает действительн
ость); в прошлом значимы те элементы, которые соответствуют
современным научным теориям; все, что было отвергнуто современной теорией, ошибочно и
считается заблуждением.

2
-
ая модель (в частности, Постпозитивизм во 2
-
ой пол 20в.) научной революции приводят
к
фундаментальной ломке старой теории (парадигмы, научно
-
исследовательской программы). Кун:
Периоды накопления знаний (нормальная Н.) сменяются коренной ломкой парадигмы


научной
революцией, после чего опять идет пр
-
с накопления знаний в рамках новой пара
дигмы. В ходе
научной революции возникает новая теория, уже завершенная и вполне оформленная. И. Лакатос:
научно
-
исследовательская программа должна развиваться до пункта насыщения, затем регресс.

3
-
я модель. Это «перекресток» всех возможных анализов Н. для

реконструкции одного
события из ИН в его цельности, уникальности, невоспроизводимости. Научное открытие


событие, в котором смещались идеи, содержание, цели предшествующей Н., культуры, условий
жизни научного сообщества этого периода. Оно берется не изол
ированно для включения его в
цепочку развития Н., а в соотношении с существовавшими тогда гипотезами, теориями, в
контексте социокультур., психологии обст
-
в. Недостаток: часто создается фрагментарная
историческая картина. Это сложная теоретическая работа п
о обобщению при построении
целостного, объемного события, что считают делом будущего.

В исследования по ИН.проникает идея взаимодополняемости существующих методов.

ВИ. Вернадский (1863
-
1945): значение ИН заключается в идее рассмотрения ее как
становления и

развития научного мировоззрения.




Приложенные файлы

  • pdf 4831271
    Размер файла: 272 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий