Диалектика Дао дэ цзин

Диалектика Д ао де цзин. Дао Дэ цзин это канон пути и его благой силы . Этот тра ктат стал воплощением восточной созерцательной философии . Познавать мир, не прибегая к его преп ари рованию , не разрушая его , а наблюдая за движением мира . Как и во всяком исследование, которое более или менее претендует на научность , начинать следу ет с alema mater , в нашем случае с автора . Споры об авторстве Дао дэ цзин идут у же долгое время . Явля ется ли это п родуктом коллективного сознания или творение одного человек а ( будь то Лао-Цзы или Чуань цзы ), в какую эпоху и где именно был написан канон о пути и его благой силы ? И . Лисевич датирует написание Канона 5-6 веком до н . Но даже если принять тот факт что философи я даосизма зарождалась вместе с конфуцианство м , а не стала ее продуктом в виде отторжения идеи " благородного чи новника ", то Лао- цзы не мог быть автором этого , трактата , а уж тем более встречаться с Кон фуцием . Первое упоминание о Лао-Цзы м ы имеем у Сыма Цянь , а это второй век до н . э . Но обратим ся к легенде. Миф гласит , что мать Лао-цзы зачала от падающей с неба звезды и носила его в чреве 81 год . Надо сказать , что чис ло 81 не случайно , а согласуется с представл ениями китайской , нумерологи и и идеей о совершенном числе . Запад в этом отношени и так же имеет пре д числом особенный пиетет , к примеру, Пифагорейская ш кола . Спустя длительный пери од пребывания в утробе , Лао-цзы появился н а свет , в царстве, Чу, в виде седовласого младенца и тотчас же начинает говорить . В теч ение 160 лет он жил отшельником и проповедов ал , а затем отправился в путешествие на запад , но перед этим по просьбе начальн ика западной пограничной заставы пишет свой знаменитый канон из пяти тысяч иероглифов . После чего удаляется из своей родной страны и больше о нем никто ничего не слыш ал . Существует легенда , что Лао-Цзы ушел в Индию , и там обучает принца Сиддхарт ха Гаутаму , и именно эти м объясняться , схожесть буддизма и даосизма. По другой версии он был зачат без отца от солнечн ой энергии , аккумулиро ванной в пятицветной жемчужине , проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй , пробыл в её ут робе 81 год и вышел из левого подреберья . ( Схожем "чистым " путем , родился и Будда ) Он был рождён под сливовым деревом - отсюда его фамилия . Л и (" слива "). Через 9 дней он уже имел рост 9 чи (около 3 м ) и все внешние признаки святого . Это ми ф о Дао де цзин и его создателе . Нужен он нам или нет ? Поймем ли мы ту магическую силу , что заложена в каноне пути , ту складку китайского архетипа , не зная мифо логии . Но миф , как сказал великий русский философ Лосев это не сказка, не выдум ка не лож, а самая не посредст венная действительность . Вопрос авторства , мы решим в пользу Лао-Цзы . И далее обозначим предмет исследуемого нами вопроса , дабы не плодить сущност и без необходимости. О чем учит Канон пути и его б лагой силы ? Он учит о Дао . Вечном беско нечно превращающимся и производящим само себя , в себе же самом для самого себя . Но как познать такую субстанцию , которое " пусто, но применении не исчерпаем " и что еще важнее как рассказать о ней , что бы тебя поняли ? Как не уходил я от препарирования , однако , н аука заставляет разрезать , расцарапать и выпотрошить п редмет исследования . Но нужен инструмент , дост аточно острый и надежный для такой не простой работы . Для начал а займемся чистой эмпирией , и тем что бы одобрил старик Лао цзы созерцанием трактата , дабы на метод исследования указал нам сам п редмет . И Дао, прежде всего это Путь , если пользоваться дословным переводом иероглифа �b5А . Понятие пути в философии неоднородно в частности запа дная философия сквозь религиозные концепции декларирует нам идею пути как стремление к высшему благу . (Речь идет о древнегреческих философах т аких , как Платон и Аристотель . (Идеи , которых в последствии послужили материальной основой для с р едневековой схоластики ) То есть путь есть дорога , маршрут от пункта "А "в пункт "Б ", где результат всегда важней процесса . Цель оправдывает средства . С чем же сталкив аемся мы в процессе прочтения Дао Дэ цз ин ? Первое Дао не путь Дао это все , т е Дао это е сть и дорога и цель . Стремление к Дэ есть существование Дао . Дэ в свою очередь есть воплощение латентной потенции при переходе от вещи - для – себя к вещи для – мира . Дао в этом отношении есть чистое бытие , находящиеся , в вечном движении изменении и перете кании из одной противоположности в другую . Вот уже просматри вается первый концепт Канона о пути . Дао движется "...Великое - оно (Дао ) в бе сконечном движении . Находящееся в бесконечном движении не достигает предела . Не достигая предела , оно возвращается [к своему ист оку ]..." ( стих 25) и это совершенное д вижение , как назвал бы его Аристотель , про извольное , так как движет само себя . Детер м инация движения Дао в самом Дао, но все, же следует разобрать это вопрос под робней . "Дао рождает одно , одно рождает два , два рождают три , а три рождают все существа . Все существ а носят в себе инь и ян , наполнены ци и образуют гармонию " (Стих 42) (Одно , озн ачает хаос , состоящий из мельчайших частиц ци , как первоначальной формы существования Да о .) Д ва - это легкие и тяжелые ц и , из которых возникли три - небо , земля , человек .) Все существа носят инь и ян , или темное и светлое , или горячее и холодное , или жизнь и смерть (что звучит на много более интересней , потому как , избавляет от иллюзии , что смерть ес ть , что-то внешнее ). Это как мы видим противоречия , или если быть точнее антиноми и содержащиеся в определении одного и тог о же предмета , и движение материи , (существ ование Дао ) возможно через отрицание своей же сущности и приходе к своей противоположности . "Превращение в противо п оложное есть действие Дао ..." (Стих 40) "Смотрю на него и не вижу , а поэтому называю его невидимым . Слушаю его и не слышу , поэтому называю его неслышимым . Пытаюсь схватить его и не достигаю , п оэтому называю его мельчайшим . Не надо стр емиться узнать об исто чнике этого , пот ому что это едино . Его верх не освещен , его низ не затемнен . Оно бесконечно и не может быть названо . (Поэтому называю его абсолютным ) Оно снова возвращается к небытию . (Поэтому называю это становлением ) И вот называют его формой без форм , о бразом без существа . ( Именую его духом ) Поэтому называют его неясным и т уманным . Встречаюсь с ним и не вижу лица его , следую за ним и не вижу спины его . " А знасит что если бы мы дали определение Дао по этим отличительным признаком то оно выглядело бы сле дующим образом : « (… ), получающийся как конкретная и последняя высшая истина всякого бытия , познается , как свободно отчуж дающий себя в конце развития и отпускающи й себя , чтобы принять образ непосредственного бытия , как решающийся сотворить мир , соде ржащий в себе все то , что входил о в развитие , предшествовавшее этому результа ту , и что благодаря этому обратному положе нию превращается вместе со своим началом в нечто , зависящее от результата , как от принципа» . Вполне сносн ое определение дает нам Гегель в своей науки логики , вот только называет Дао абсолютной идеей . Предмет мы уже обоз начили , но как его познавать , с помощью какого метода исследовать и кого из фи лософов призвать на помощь ? Мне кажется это уже вопрос риторический и задан лишь с одн ой единственной целью , указать на и т ак очевидный ответ . Нельзя отрицать тот факт , что Канон пути и его благой силы имеет диалектическую природу , в чем мы убедились, анализи руя текст Дао де ц зин . Диалектика , в от тот метод, который поможет исследователю в его работе над с мыслом канона . Внимательный читатель , уже давно должен был уловить мысль , которая висит в воздухе и жаждет свободы , жаждет материализовать ся в печатном слове . Диалектика Дао де цзин это попытка автора не просто ис следовать указанный текст методом , научным , и для не которых уже тривиальным , но пока работающим . Это еще и попытка синт еза , нахождения общих концептов между восточ ной и западной филос офией , общей эманации . Попытка перекинуть через пропасть взаимного непонимани я , мостик , меж ду двумя мирами . В про цессе находя те универсалии с помощ ью , которых можно было бы наладить между философией запада , и востока диалог . А и стинна, как известно, найдется в диалоге . Конечно , моя цель не уника льна и до меня звучали подобные вопросы , а исследователи находили свои ж елезобет онные ответы . И стоит ли с ними спорить ? "В древности говори ли : "Ущербное становится совершенным , кривое - п рямым , пустое - наполненным , ветхое сменяется но вым . Стремясь к малому , достигаешь многого ; стремление получить многое ведет к заблужден иям " . (стих 22 Метод ом исследования избранна диалектика , как отве чающая сущности предмета . Дао дэ цзин , учи т о Дао , не кой сущностной эманации содержащейся во всем и все в себя включающая , то есть это не что абсолютн ое . Дао движется и поэтому оно живет , Дао превращается в противоположное себе , но это значит должно быть «не Дао » то есть если Дао это бытие «не Дао » это, ни что . А как на м о бязательно напомнит старик Протагор , есть тол ько бытие , а не бытия вовсе нет . Выходи т парадоксальная ситуация , придется ли о тказаться от метод а, если он приводит нас к таким казалось бы абсурдным выво дам . Не будем слишком категоричны . Как же выбраться из этого противоречия Но то гда, ни чего не ро ждается , потому что родиться может лишь, то, что может умереть , и мир, в конечном счете, пришел бы к не б ытию . Которого якобы вовсе нет . Если есть только бытие что же оно , как можно его охарактеризовать ? "В с воей неопределенной непосредственности оно (чисто е бытие ) равно лишь самому себе , а такж е не неравно в отношении иного , не име ет никакого различия ни внутри себя , ни по отношению к внешнему....В нем также нет ничего такого , что можно было бы мыслить , иначе говоря , оно равным образом лишь это пустое мышление ." ( Наука Логики книга первая ) Нет ни чего что можно по мыслить , что нельзя п омыслить как не «ничто» , которое содержится в бытие как снятое . И только вечное движение , только вечное перерож дение спасает мир от пара доксов. Бытие и не бытие суть категории одного процесса , процесс а становления , через в заимо проникновение противоп оложнос тей . Снять противоречие с Дао , о свободить его от оков формализма может ли шь диалектика . Но какой путь быстрее всего приведет нас к цели прямой или петля ющий ? Полегаю , что прямой . А кто лучше разбирается в диалектике , тот, кто исследует ее или тот, кто не исследует ? И здесь нужно ответить , что тот, кто исследует . Но если он исследует, значит, знает предмет своего иссле дования или не знает ? Не может не знать . Значит и кротчай ший путь этот человек нам сможет указать ? С этим можно согласиться . «Но как най ти та кого человека ? » - с просят нас . И если он в подлунном мире , то обяз ательно должен был наследить . Указания на мастера можно найти у Ф . Энгельса великого немецкого философа , "в произведениях Гег еля мы имеем обширный компендий (кротчайш ий путь , прямая дорога ) диалектики " ( Ф . Энгельс Старое предисловие к Анти Дюрингу ) Эврика ! Теперь мы зн аем , кто из великих диалектиков нам нужен . Но не следует понимать слова Энгельса , как не кое пренебрежение к работе Гегеля . Под кротчайшей дорогой он понимал прямой , то есть не искаженный путь в исследовании . Вот и мы не будем плутать в чаще , а выйдем на просторную прямую дорогу . Так же нельзя забывать о то м , что помимо Гегеля , в вопросах диалектик и , Энгельс играл не последнюю роль , и м ы так же будем обращаться к нему по мере нео бходимости , а такая необходимос ть возникнет , как только мы постараемся пр именить законы диалектике к законам даосизма . Что Ге гель понимал под диалектикой ? В сеобщий метод познан ия противоречий как внутренних движущих сил развития бытия , духа и истории . Евр опейцы вс егда обращали взор на восток , туда откуда встает солнце откуда к ним идут спец ии , шелка , и магическая восточная эстетика . Начиная с древней Греции и заканчивая кл ассической немецкой философией мы наблюдаем попытки западных философов принять и твор чески переработать метаф изические законы востока . К слову даже Ар истотель , которого мы сейчас почитаем как предтечи и отца-основателя , наряду с Платоном всей западной философии . До средневековья дошел только благодаря арабским мыслителям . Что и говорить о б таких гранд иозных личностях , как Шопенгауэр и Ницше , многие аспекты их философских концепций были взяты из даосизма , буддизма и индуизма (К примеру вечное возвращение у Ницше (с м . Веселая наука ) и колесо сансары в бу ддизме и индуизме . Оду из четырех бла г ородных истин буддизма ( жизнь эт о страдания ) взял на вооружение Артур Шопе нгауэр практически выстроив на ней весь с вой философский пессимизм (см . Мир как вол я и представление ). Мы не будем вдаваться в подробности и выяснять признавали ли Шопенгауэр и Ниц ш е родство с восточной философской мысль , или претендовали , на некую обособленность своих концептов . К сути вопроса это не относиться , однако выяснить мнение человека , который так люб езно предоставил нам определение Дао , просто не обходимо. Что же пишет Гег ель по этому поводу ? "Высочайшим источником всех вещей является для китайцев ничто , пустое , совершенно не определенное , абстрактно всеоб щее , и это называется также Дао , разумом " ( Лекции по истории философии Гегель ) К слову Ге гель достаточно пренебрежительн о относился к китайской философии . Для него она был а не рациональной , несистемной , а этого Ге гель не мог ей простить . Дао как всеоб щие вездесущее начало , присутствующие во всех вещах , на мой взгляд, вполне согласуется с концепцией Абсол ютного духа у Гегеля . Воплощение Дао в мире через свои противоположности , через отрицание самого себя, в сущности , реализует диалектику немецкого философа . Но я не берусь сопоставлять их как две единые школы , однако содержа ние Трактата о пути и Науки логики по дталкивает прове сти некоторые значимые параллели и их взаимопроникающие элеме нты . Слишком явно присутству ет Диалектика в Дао и слишком схожа философия Гегеля с Трактатом о Пути и его благой силы . Могла ли восточная философия оказать такое сильное влияние на западноевропей скую и, в сущности, на классическую немецкую филосо фию . Логика рассуждения показывает что да . Диалектических подход в философии , да и в жизни ве сьма полезен , так как диалектика в своей сущности раскрывает противоположности . Мир отнюдь не статичен , он измен яем , он несет в себе огромное количество противоречий , которое по Гегелю "есть самостоятельное рефлективное определение " (Наука логики . т . 2 стр . 55 Гегель ). Вечное движение , это к атегория присущая бытию . Нашему бесконечно меняющему миру , уходящему от одн ой формы существования к дру гой , противоположной себе экзестенции. У движ ения есть свои законы , и своя детерминация , которое дает нам Гегель в своем бесс мертном труде « Наука логики » , но сам труд представле н , как едина я , цельная и по чти не делимая система выводов . Что бы выт януть из неё те теорети ческие универсалии, которые мы будем использовать при рассмотрении Канона о пути , нам при годиться помощь еще одного великого философа Ф . Энгельса . В своей работе « Диалектика пр ироды » он в виде эссенции выводит ди алектиче ские законы , которые сейчас мы знаем как три закона диалектики , а именно : 1. Переход количества в качество 2. Взаимное проникн овение противоположностей 3. Отрицание отрица ния Использовать эти законы , к ак шаблон и просто подгонять под них Дао дэ цз ин , было бы нелепо . Нужно лишь различить их действие и влияние на Дао . В противоположность противоре чию , как пишет Гегель выступает , тождество которое есть определение простого непосредственн ого , определение безжизненного бытия . Дао же, как утверждает ся, есть первооснова мира то, что было в начале и присутствуют сейчас , определение сущего , и оно не может быть мер твым . "Превращение в противоположность есть де йствие Дао ." (40) Оно не тождественно самому себе и, прибывая в постоянном противоречии которое "ес ть корень всякого движения и жизненности " и Дао живет, перевоп лощаясь , это есть диалектическое движение . Но не будем пока рассматривать весь мир, а возьме м человека и его микрок осмос . Его вечные сомнения , его развитие , от простого разума к бо лее сложному . От ребенка к взрослому , от трусливого к отважному . И наоборот . Человек постоянно находиться в прот иворечии, как с миром, так и с сами собой и это противоречие прис утствует в нем как снятое . Он развивается через противоречия , а пока он развивается , он жив ет. Диалектика же говорит что А =А и А не рав но А одновременно . Гегель говорит нам об этом правиле исключенного третьего , что е сть третье , которое являлось бы и А и не А это само А как таковое кото рое содержит в себе обе эти противоположн ости . И такие проти воречия присутствуют во всем , в живой природе это ра стущие дерево . Желудь это не дуб , точно так же к ак дуб это не желудь , однако говорить , что желудь не содержит в себе дуб , пок ажется абсурдным , как и утверждать обратное . "Лишь постольку нечто имеет в сам ом себе противоречие , оно движется , имеет по буждение и деятельно ." ( стр . 65 Н.Л . книга 1 )Мир диалектичен , он изменяем , но в итоге вечно возвращае тся к самому себе . Что вышло из прах обратиться в прах . Человек состоит из а томов на атомы , в конце концов , ра с падется , что бы дать материал для новой жизни . Карусель материи . Трактат О пути и его благой силы объясняет мир через Дао . Дао познает себя в материальном ми ре приходя к себе же самой , так как Дао это всепроникающая сила , и она нахо диться в постоянном дв и жении пост оянном превращении в противоположное . " Оно то , что вечно живет но само не имеет причины " здесь мы видим , что Дао вечно , то есть бессмертно . То , что рождается неминуемо должно и умереть Дао не может умереть Дао не может прекра титься . "У Дао "не т пары " (Хань Фэй-цз ы ) во всей невообразимой вселенной оно не только едино оно единственно в своем роде .." (Книга о пути и её благодати . Лисевич .) Дао проявляется в мире через сво ю противоположность . Дао познается через не Дао . Можно сделать предположение, что Да о это идея , в котора я содержит в себе все свя зи, все субъекты и все объекты . М ир феноме нальный это лишь подражание Дао . Как мир идей еще одного великого философа Платон а . Если Дао едино и у него нет пар ы , оно не может состоять из частей , потому что в этом случае оно было бы многим . Как нам указывает нам на это Платон в диалоге Парменид . Поэтому Дао познает себя через мир, отрицая само себя и проявляя сь в мире через противоположности . Можно н азвать это Дао , всеобщим разумом , первоосновой , богом , а мо жно Абсолютным идеей , как это сделал Гегель . "единственно лишь а бсолютная идея есть бытие , непреходящая жизнь , знающая себя истина и вся истина ." (На ука логики Том 3 Абсолютная идея стр . 228.) На мой взгляд , вполне исчерпывающие определение Дао . "Дойдя до пределов пустот , сосредоточусь в недвижимости и покое . Здесь створяются купно мириады вещей , и я наблюдаю за их возвращением . Вот вещи рождаются и к аждая вернется к своим корням . Возвращение к корню есть успокоение , в успокоении о бретение новой судьбы ." ( 16) В пустоте в ни что рождается все сущее , бытие . Мы вид им , что Дао прибывае т в пустоте , вечном возв ращении неся в себе , противоречие бытию . Познавая себя через это противоречие . Дао "есть нечто бесформ енное рожденное раньше небес и земли .", как категория изначального оно схоже с Абсолютной идеей , потому , что идея пребывает вне времени , она создает мир как свою противоположность . "Абсолютная идея есть , как оказалось , тождество теоретической и практической идей , каждая из которых взята отдельно , еще о днос тороння и имеет внутри себя самое идею как не достигаемую цель " (ст . 288) Вот как можно охарактеризо вать действие Дао. Подчиняется ли Дао трем законам диалектики выработанный Гегелем ? Как видно из вышесказанного два закон а все-таки работают в отнош ени и кон цепции о писанной в Дао дэ ц зин , а именно Взаимное п роникновение противоположностей и отрицание отрицания. Э ти два закон а буквально прониз ывает трактат о пути , в который утверждает, что "превращение в п рот ивоположность есть свойство Д ао ", и как было сказано ранее , Д ао постоянно превращается . То есть имеет смысл говорить о диалектической природе Дао де ц зин возможно ли допустить , факт заимствование идеи о Да о , Гегелем , или все-таки его диалектика продук т античной и его беск онечного гения . Трактовать Дао дэ ц з ин можно по раз ному , и с различных точек зрение смотреть на сущность данного трактата . Западный че ловек , конечно , будет видеть в нем , что- то от своего мира , смотря на Канон о пути сквозь свой микрокосмос . Благо объект позволяет расширительно толковать его. "Дао пусто , но применении не исчерпаемо " (4). В том или ином случае , диалектичес кий п одход в прочте нии и толковании Дао де ц зин я вляется очень важным так как выражает сущность концепции Канона пути и его благой силы . Библиограф ический список : 1. «На ука логики» (Т . 1, 2, 3) Г . В . Ф . Гегель 2. « Лекции по истории философии » (Т . 1) Г . В . Ф . Гегель 3. «Дао де цзин» Лао-Цзы 4. « Книга о пути и её благо дати » В . Лисевич 5. «Диалектика мифа » А.Ф . Лосев 6. «Диалектика прир оды» Ф . Энгельс 7. «Парменид или об идеях » Платон 8. «Протаго р или софисты» Платон 9. « До и Даосизинм в Китае » Издательство наука . П од редакцией Л. С. Васильев

Приложенные файлы

  • rtf 4333426
    Размер файла: 224 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий