Тема 7.ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА
В культуре каждого народа можно легко обнаружить устойчивые представления о других народах. Наиболее распространенными и известными среди них являются анекдоты, в которых представители разных народов реагируют на одну и ту же ситуацию в соответствии с тем характером, который им традиционно приписывается. Французы в них всегда легкомысленны и любвеобильны, англичане сухи и чопорны, немцы обстоятельны и туповаты, испанцы страстны и необузданны и т.д. Подобного рода представления принято называть этническими стереотипами. Многие художественные произведения содержат в себе упоминания о «типичных англичанах, русских, французах, американцах и т.д.», причем у читателей не возникает сом-нения, что подразумевается под этой «типичностъю».
Обобщенные, устойчивые представления о каком-либо народе дают интересный материал для анализа его национальных особенностей и других характерных черт, довольно трудно поддающихся определению. Изучение национального характера вещь чрезвычайно сложная, так как оно не связано с прямым наблюдением, а проявляется опосредованно, через слова, поступки, отношения к различным явлениям. Стереотипные представления о том или ином народе часто дают ключ к пониманию его особенностей.

7.1. Природа и сущность стереотипов

Понятие «стереотип» в работах социологов, этнологов, политологов, историков, психологов, психолингвистов и лингвистов относится к наиболее часто использующимся и в то же время наиболее дискуссионным. В обсуждении проблемы стереотипов речь идет не только об их природе, но и о различных их видах: социальных, этнических, речевых и стереотипах поведения. В этой полемике не сложилось даже едино-го мнения относительно правомерности использования самого терми-
200
Тема 7
I
на «стереотип». В научной литературе можно встретить различные близкие по смыслу термины: национальные стереотипы, этнические предрассудки, национальные образы и др., все они выражают одно и то же явление. В ряде стран сложились даже самостоятельные междисциплинарные научные направления, изучающие происхождение, функционирование и влияние на общественную жизнь стереотипных представлений. Направления эти получили название «имагология» (Франция) или «имэджинология» (Англия), своей целью они ставят исследование «картин» чужого мира.
Различного рода словари, справочники и энциклопедии практически единодушны в определении понятия «стереотип». В своем большинстве все они сходятся в том, что стереотип это
схематизированный, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта...1
Несмотря на внешнюю ясность и определенность, споры относительно содержания понятия «стереотип», а особенно понятия «этнический стереотип», продолжаются уже не одно десятилетие.
В широкий научный оборот термин «стереотип» был введен американским социологом Уолтером Липпманом. В своей книге «Общественное мнение», вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. В своем труде Липпман дал определение стереотипа как особой формы восприятия окружающего мира, оказывающей определенное влияние на данные наших чувств, до того как эти данные дойдут до нашего сознания2. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий мир во всей его сложности и противоречивости, «создает в своей голове картину» относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет определенное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними столкнется в жизни. Подобные представления-стереотипы определяются тем культурным окружением, которое сформировало данного индивида.
Дело в том, что жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у его членов единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии в оценке окружающего мира, сходные способы поведения. Каждое общество накапливает опыт взаимодействия
1 Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 1274; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 626 и др.
2 Lippman W. Public Opinion. - N.-Y., 1950. - P. 95.
Этнические стереотипы и образы народов мира
201
с внешней средой. Его формирование, хранение и передача необходимое условие существования всего этноса. В отличие от животных эта информация не передается путем биологического наследования через инстинкты, а транслируется путем научения в процессе социализации индивида, становится результатом культурного опыта. При этом возникает потребность в упорядочении и отборе наиболее важных фрагментов передаваемой информации. В этом случае вступает в действие механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация предстает не просто как сумма полезных знаний, но и как определенным образом организованный опыт, который благодаря своей структурированности может быть передан последующим поколениям.
Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух особенностей человеческой психики. Во-первых, способности психики объяснять абстрактные, трудновоспринимаемые идеи и представления посредством каких-то реальных образов, доступных и понятных каждому индивиду соответствующей группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений. Поэтому стереотип можно рассматривать как упрощенный образ какой-либо части окружающего мира, являющийся результатом отражения в сознании человека типичных качеств и признаков реального мира.
По своему содержанию стереотип представляет собой определенный фрагмент картины мира, существующий в сознании человека. Это некоторый образ-представление, ментальное, устойчивое, обусловленное этнокультурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Стереотип во многих случаях это примитивное суждение, результатом которого является «навешивание» соответствующего ярлыка на объект стереотипизации.
В силу своего дуализма стереотип может выступать в двух ипостасях: как определенный сценарий конкретной ситуации или как собственно представление, т.е. одновременно и как канон, и как эталон. В первом случае стереотип является стереотипом поведения. Такой стереотип выполняет прескриптивную функцию: он определяет поведение и действия, которые следует осуществить. Стереотип поведения диктует как форму, так и содержание действий. Стереотипное поведение не нуждается в мотивации. Самым весомым аргументом в пользу стереотипных действий служит ссылка на закон предков. Этот вид стереотипов выступает в виде инвариантов деятельности, определяет коммуникативное поведение в той или иной ситуации. Иными словами, они предписывают определенное поведение.
202
Тема 7

Во втором случае стереотип выполняет предиктивную функцию: он определяет то, что следует ожидать в той или иной ситуации. Стереотипы этого вида предсказывают не поведение, а только ассоциации. Поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, то среди них выделяют, соответственно, стереотипы-образы и стереотипы-ситуации.
Многие специалисты по социальной психологии сегодня сходятся во мнении, что стереотипы нельзя рассматривать только в противопоставлении «хорошоплохо». Сам по себе процесс стерео-типизации не плох и не хорош, он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и во многих случаях достаточно надежно дифференцировать, упрощать социальное окружение индивида. Их можно негативно оценить в том случае, если они имеют под собой не объективную основу, а предвзятость, предубежденность по отношению к другой группе, ее конкретным представителям, искажают те или иные характеристики отдельных людей и поэтому выступают серьезным препятствием для взаимодействия представителей разных культур.
В межэтнических и межкультурных контактах особенно важное значение приобретает такая особенность этнических стереотипов, как их антропостереотипичность, т.е. связанность с внешним обликом индивида. Внешность зачастую выступает тем признаком, который несет в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Стереотип, который складывается на основе внешнего облика и поведения, может иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. Соответствие (или несоответствие) стереотипных представлений о внешности той или иной национальности сильно влияет на живучесть стереотипов. В границах обыденного сознания нередко связываются облик представителей других национальностей и якобы присущие отдельным чертам внешности психологические качества человека. Из этого неизбежно вытекает соответствующий набор сценариев, наиболее характерных в отношениях между взаимодействующими этническими группами.
С другой стороны, не следует преувеличивать роль стереотипа в повседневной жизнедеятельности людей, поскольку модель поведения и реальное поведение, как правило, отличаются друг от друга. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализующейся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, моде, праздниках, способах воспитания, ухаживания, наказания и т.д. В идеале стереотип и его практическая реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, причем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушениям в разных сферах жизни. Поскольку стереотипы не навязаны человеку сверху,
Этнические стереотипы и образы народов мира
203
а внутренне ему присущи, то кроме внешних регуляторов поведения большую роль играют внутренние психологические регуляторы стыд, страх, вина, честь.
7.2. Этнические стереотипы и этнические образы
Представляя собой устойчивые и упрощенные, чувственно окрашенные социальные образы, стереотипы объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействия людей. Сам механизм их возникновения предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые могут быть более или менее верными или ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения. Несмотря на это стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре выделяются, например, групповые, профессиональные, возрастные и другие стереотипы. Среди различных видов стереотипов особенно широкое распространение получили этнические стереотипы.
Существование этнических стереотипов обусловлено также потребностями практического взаимодействия с представителями других этнических групп. Людям легче мыслить и воспринимать окружающий мир и другие народы, если у них сложился определенный стереотип об этом этносе или этнокультурной группе. С помощью стереотипов вырабатывается необходимая модель поведения по отношению к другим народам, они служат своего рода путеводителями при межэтническом общении.
Этнические стереотипы отражают реальные особенности стерео-типизируемой группы. В них фиксируются наиболее характерные для того или иного этноса черты, складывающиеся в результате межэтнического и межкультурного общения, так как только в контакте с другими этносами осознается, формируется, закрепляется нечто специфическое для данного народа и данной культуры. При этом в стереотипе доминирующим может быть любой признак, выступающий прецедентным при межэтническом взаимодействии. Главное состоит в том, чтобы этот признак присутствовал у всех представителей этнической группы.
В то же время присущие всем людям черты занимают разное место в системе ценностей соответствующего народа или в его культуре, они различаются по степени распространенности, форме и оттенкам проявления. Именно от этих факторов зависит содержание этнических стереотипов, их направленность, степень благоприятности и в конечном счете степень истинности.
204
I
Тема 7 Этнические стереотипы и образы народов мира
Кроме того, как хорошо известно, чужие народы воспринимаются через сравнение с собственным. Это восприятие происходит 1) путем выделения «не своего» признака, позволяющего создать обобщенный образ-символ «чужого» и определить его место в системе собственной картины мира; 2) путем выделения «своего» признака, находящегося «не на своем» месте; 3) путем приписывания какого-либо признака, который будет характеризовать формирующийся этнический образ. Так, например, мексиканцы могут оценить русских как сдержанных и замкнутых людей, а шведы как эмоциональных и оживленных. Сами русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, французам, итальянцам и многим другим.
Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:
1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе этнокультурного развития;
2) социально-политическими и экономическим условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент;
3) длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.
Этнические стереотипы подразделяются на два вида: автостереотипы (описывающие собственную этническую группу) и гетеро-стереотипы (описывающие другую этническую группу).
>Автостереотипы это мнения, суждения, оценки, относимые к собственной этнической общности и ее представителям. Обычно эти стереотипы содержат комплекс положительных характеристик. Особенностью данного вида стереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание черты идеала собственного этноса, подчеркнуть наиболее самобытные качества национального характера. Например, этнические группы с более высоким статусом в экономической сфере характеризуют себя как более компетентные и добившиеся экономического успеха, а группы с более низким статусом как отличающиеся добротой, сердечностью, гуманностью и т.п.
>Гетеростереотипы это совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической группы. Этот вид стереотипов характеризуется резко контрастным изображением своих объектов: сильными обобщениями, неоправданными упрощениями и сведением чужого национального характера к одной какой-нибудь черте. При этом, как правило, гетеростереотипы гораздо более критичны, чем автостереотипы. По этой причине они нередко служат источником национальных предрассудков и предубеждений.
205
Основой гетеростереотипов является такое свойство этнических стереотипов, как антропостереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом человека. Внешность действительно часто выступает важным этническим признаком человека, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки человека, из которых слагаются его внешний облик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В содержании гетеростереотипов внешний облик представителя соответствующей этнической группы чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. А уже на основе такого рода связей неизбежно создаются стереотипные представления и обобщения.
В отличие от автостереотипов гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. При этом в процессе возникновения и становления этого вида стереотипов наблюдается некая закономерность: далекие друг от друга и имеющие мало контактов народы, как правило, создают друг о друге вполне благоприятное впечатление, негативный же стереотип, напротив, рождается в результате контактов близких между собой народов. Примером этому могут служить гетеростереотипы, возникшие в результате исторического и общественного опыта взаимоотношений русских и поляков.
Этнические стереотипы в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этносами. Структура этнического стереотипа проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разные типы социальных связей в межэтнических отношениях. Изменения в жизни этноса обусловливают коррекцию его оценок других этнических групп, социально-психологических, установок и этнических представлений. В качестве факторов изменения этнических стереотипов могут выступать исторические, экономические, политические, демографические, религиозные, а также особенно обострившиеся в последнее время экологические и технические факторы. Таким образом, этнические стереотипы так же динамичны, как и сам этнос. Этот вывод подтверждают и многочисленные результаты исследований этнологов, зафиксировавшие довольно сильные различия в содержании и характере этнических стереотипов у представителей различных этнических групп.
Межэтнические отношения это не только отношения между народами или этническими группами, но и отношение к этим группам и народам, которые проявляются в конкретных представлениях о них, выражающихся в достаточно широком диапазоне от пози-
206
Тема 7

тивных этнических образов до негативных предрассудков. В этом контексте особым элементом этнического сознания являются этнические образы.
В отличие от этнического стереотипа, предполагающего его соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно отдельное типическое свойство, основанное только на чувственном восприятии представителей других народов. Этнический образ, акцентируя внимание на какой-либо специфической черте внешнего поведения представителей того или иного этноса, формирует обобщенное представление об облике и психологии всего этноса в целом.
Когда мы произносим слова «немец», «англичанин», «американец», то при этом мы вкладываем в них намного больше значения, чем просто название представителя какого-либо народа. Обычно здесь подразумеваются какие-то специфические черты внешности, связанные с расовыми особенностями, или черты характера, темперамента, в некоторых случаях принадлежность к определенной религиозной конфессии. Более внимательный анализ содержания этнических наименований различных народов приводит к заключению, что любой этнический образ представляет собой довольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориальные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяющую роль в формировании этнического образа играют пространственно-временные, соматические (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие в себе особенности данного этноса, и совсем незначительна в этом процессе роль языка.
Очень важное место в формировании этнического образа занимает нрав характер ограничения своевольных импульсов личности (ненормированных, нестереотипизированных проявлений темперамента и психических состояний: любви, ненависти, ревности и т.п.). Это социально ограниченное проявление темперамента, способ регулирования биопсихических реакций. Он играет особую роль в формировании типичного этнического образа: чопорный англичанин, легкомысленный француз, гордый испанец и т.д.
Этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов. Разумеется, этнические образы лишь частично похожи на оригинал и в значительной степени отличаются от него. Люди склонны воспри-
Этнические стереотипы и образы народов мира
207
нимать представителей иных этносов прежде всего в рамках их этнического образа и часто удивляются, если какой-либо конкретный человек не соответствует этническому образу своего народа. Поэтому ориентация в межэтнических отношениях только на этнические образы зачастую приводит к большим ошибкам и недоразумениям. Тем не менее, вступая в контакты с представителями других этносов, желательно знать этнический образ своего народа в глазах других народов, ведь именно в рамках этого образа встречают людей при первых контактах. В этой ситуации этнический образ будет тем более полезным, чем больше он будет соответствовать центральной зоне культуры данного народа. Тогда вероятность возникновения межэтнических эксцессов будет значительно меньше.
Каждому этносу, как и каждому отдельному индивиду, свойственен полный набор социальных, этнических и психологических характеристик. Другое дело, что степень выраженности тех или иных качеств у разных народов различна. Это и является объективным основанием для формирования этнического образа каждого конкретного народа.
7.3. Этнические образы народов мира
Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя умозрительно, только путем теоретических рассуждений. В этом процессе необходимо обращаться к конкретным психологическим особенностям этносов. Этнические особенности этносов заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей имеет и сугубо практический аспект, поскольку помогает глубже вникнуть в сущность современных этнических проблем, лучше понимать причины явлений и процессов, механику взаимодействия различных этнических групп.
Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставления со свойствами собственного народа. В результате формируются соответствующие этнические стереотипы и образы каждого рассматриваемого этноса. В этой связи большой интерес представляют наиболее многочисленные этнические общности мира, в том числе и нашей страны, одной из самых полиэтничных в мире. Так, по материалам переписи населения 1989 г. на территории России проживает более 140 народов, большинство из которых по многим признакам, чертам и численности отличаются от русского народа. Из этого числа всего 10 этносов имеют численность более 1 млн человек. Еще 15 этносов имеют численность более 100 тыс. человек. Среди этнических групп есть несколько десятков таких, которые насчитывают менее тысячи
208
Тема 7

человек. В этом этническом многообразии не представляется возможным рассмотреть особенности этнических образов всех народов, населяющих Россию. Поэтому наше внимание будет сосредоточено на характерных чертах лишь наиболее многочисленных этнических общностей нашей страны и мира.
7.3.1. Русские
Русский народ составляет часть славянской этнической общности, начало формирования которой относится к середине I тыс. до н.э. Широкое расселение славян по Европе в VVI вв. привело к их культурной и языковой дифференциации и образованию трех групп славян: западных, южных и восточных. В становлении восточнославянской этнической общности участвовали словены и анты, продвигавшиеся на Русскую равнину двумя потоками с севера и с юга от Карпат. Этнические корни русских следует искать в древнерусской народности, которая сложилась на основе целой группы восточнославянских племен: полян, древлян, волынян, дреговичей, вятичей, кривичей, словен, радимичей, северян и др. Из этих племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой уже позже сформировались близкородственные этносы: собственно русские, белорусы и украинцы. В формировании великорусского этноса большую роль играли постоянное расширение историко-этнической территории русских и ассимиляция ими местных финно-угорских, балтийских и тюркских этнических групп. Эти факторы способствовали возникновению локальных групп русских, различающихся между собой в этнографическом и языковом (диалектном) отношениях, но имеющих общее этническое самосознание и общий русский язык. Русская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась в начале XVII в. В настоящее время подавляющее большинство русских проживает в пределах своей исторически сложившейся этнической территории.
У каждого народа есть свои положительные и отрицательные качества. Русские в этом отношении не являются исключением. Русский характер обусловлен в определенной степени безжалостным авторитарным правлением в течение многих столетий, необъятными просторами России и суровостью ее климата. Под влиянием этих факторов сложились такие важнейшие черты русских, как человеколюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского характера, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».
Этнические стереотипы и образы народов мира
209
Фактор климата особенно сильно сказался на русских крестьянах, которые вынуждены были бездействовать большую часть года, а затем в оставшийся короткий период лихорадочно работать до изнеможения. Отсюда, помимо отмеченных черт, у русских можно часто встретить и такие качества, как леность, несобранность, прожектерство, неумение доводить начатое до конца. Это те черты, которые во все времена высмеивались на Руси и отмечались иностранцами. Вместе с тем последними всегда подчеркивалась высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.
На протяжении многих столетий политическая власть в России имела авторитарный характер. Соответственно, деспотическое, циничное правление развивало в людях следующие черты характера: крайнюю подозрительность, скрытность, явную пассивность, готовность пойти на мелкое мошенничество, неуважение к законам, которые дополнялись традиционным русским пессимизмом и стоицизмом во время разного рода бедствий. Несмотря на то что русские вынуждены зачастую решать для себя проблему выживания и поэтому идти на крайние поступки, они остаются в основном душевными, заботливыми отзывчивыми людьми. Даже американцы, сравнивая свои черты с русскими, обнаруживают много общего с ними. Грубоватое русское гостеприимство очень похоже на американское, оно также возникло в результате того, что люди стремились освоить свой континент. Оба народа с подозрением относятся к аристократам и неудобно чувствуют себя, когда слышат изысканную речь в стиле некоторых европейских народов. Оба народа мыслят масштабно и считают, что на их долю выпала важная мессианская роль в отношениях с другими народами.
Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством, гостеприимством и трудолюбием. Профессиональное мастерство всегда было и остается среди русских мерой достоинства человека. В каждой русской семье родители всегда воспитывали у детей стремление жить в мире, любви к труду, человеку и осуждали лень, тунеядство, плутовство. Обладая такого рода положительными качествами, русские в то же время могут легко поддаваться отрицательным влияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми, безответственными и халатными.
Наконец, представители русского народа довольно легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде и т.п. Они высоко ценят образование и успешно овладевают знаниями, быстро достигают необходимой профессиональной квалификации. Без особого психологического напряжения
210
Тема 7
Этнические стереотипы и образы народов мира
они воспринимают переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными. Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с представителями других этносов часто невелик, и поэтому при контактах с незнакомыми людьми они не только проявляют традиционно присущую им осторожность, упорство и скрытность, но и демонстрируют тщательную подготовку и изобретательность в организации этих контактов.
7.3.2. Американцы
Вплоть до конца XIX в. Америка считалась культурной провинцией, перенимающей от просвещенной Европы передовые взгляды в науке, искусстве, идеологии. Американцы тогда полагали, что настоящее образование можно получить только в европейских университетах. Но со временем положение изменилось, в Америке сформировались собственные культурные и научные центры. А когда экономический рост стал превращать США в образцовую страну процветающего капитализма, тогда в американском сознании стали преобладать представления об особой исторической миссии Америки. Постепенно сложилась и утвердилась идеология американизма. Она включает в себя веру, убеждение в превосходстве американского общества над всеми другими, особый американский патриотизм, доходящий до национализма, признание Америки как спасительницы мира, цитадели демократии, гуманизма, гражданских и религиозных свобод.
Современный американец, как правило, уверен, что он живет в самом передовом государстве земного шара. Превосходство американской социально-политической системы, американского образа жизни, американской культуры есть для него самоочевидная аксиома. Поэтому он видит свой долг в их распространении по миру. Рост американского влияния на все остальные страны он считает закономерным и необходимым процессом, который приносит лишь благотворные для них результаты.
В этническом образе американцев одновременно сосуществует много противоречивых черт, что является результатом своеобразной истории страны и народа. Для них, как и для большинства представителей других этносов, характерно трудолюбие, которое, однако, имеет свои особенности. Американцы трудолюбивы главным образом тогда, когда им это выгодно. В этом случае они энергичны, напористы, полны неиссякаемого делового азарта. В иных случаях эти качества проявляются слабо. Поэтому работоспособность, усердие, целе-
211
устремленность американцев в повседневной жизни нельзя оценивать однозначно. Но там, где эти качества проявляются, они дополнительно усиливаются предприимчивостью, изобретательностью, смелостью, упорством.
Как в авто-, так и в гетеростереотипных представлениях американцев обычно присутствуют предприимчивость, напористость, энергичность, нацеленность на получение полезного результата, организованность и другие качества, которые определяют пресловутую американскую деловитость. Деловитость по-американски это организованность в труде, четкость, точный расчет, обстоятельное знание дела, умение находить наиболее рациональное решение практических задач. Практичность американцев это умение из всего извлекать пользу.
Высокая техника организации труда, умение ценить время являются своеобразной отличительной чертой американцев. Эта склонность к организованности укрепляет у них инициативу и самостоятельность. У американцев твердый организаторский талант в отличие, например, от немцев, у которых его заменяет дисциплина. При этом американцы отличаются самостоятельностью, инициативностью, упорством. Их самостоятельность, стремление в любом деле полагаться только на собственные силы целенаправленно формируются с детства. Этнологи и этносоциологи в своих наблюдениях и исследованиях констатируют, что американцы с любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно своей самостоятельностью, самоуверенностью, громким разговором.
К характерным чертам американцев относят также приверженность ко всему новому, к совершенствованию, изобретательству. Практически это выражается в том, что американцы уже с юношеского возраста имеют навыки обращения с техникой. Интерес к новинкам техники косвенно проявляется у них в ажиотаже вокруг новых товаров, кинофильмов, звезд эстрады. Американец постоянно жаждет сенсационных новостей, и газеты, журналы, телевидение всячески стремятся удовлетворить эту жажду.
Наконец, для американцев, безусловно, характерно очень живое и трогательное отношение к их личной жизни. Они обязательно отмечают и хранят в памяти события, которые произошли впервые в их жизни, в жизни их семьи, города, страны. При этом в обычной жизни они остаются простодушными в общении, а свои эмоции выражают прямо и непосредственно. Их также отличают легковерие, хорошее понимание юмора, умение посмеяться над собой.
7.3.3. Англичане 7.3.3. Англичане
Существуют народы, в характере которых доминирует экспрессивность, т.е. склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто
212
Тема 7
выражать их. Любить и ненавидеть, радоваться и негодовать в их представлении означает полностью отдаваться этим чувствам внутренне и внешне. Подавление эмоций они считают чем-то противоестественным, отождествляя это с лицемерием. К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность, т.е. самоконтроль, они рассматривают свободное, необузданное проявление своих чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобщественное. Англичане, считающие самообладание главным достоинством человеческого характера, относятся ко второй категории.
Для правильного понимания этнического образа англичан следует помнить, что главными чертами их национального характера являются стабильность и постоянство характера. Это обусловлено прежде всего географическим положением страны. Являясь островным государством, Великобритания в течение многих столетий умело избегала внешних воздействий с континента, что препятствовало смешению культур, изменению ценностей и структуры национальной психологии.
Эти же причины отчасти лежат в основе широко известного консерватизма англичан. Понятие «консерватор» наряду с негативным заключает в себе и позитивный смысл. Это не только противник перемен, но и тот, кто оберегает наследие прошлого, традиции, обычаи своего народа. В Великобритании сознательно пропагандируется историческое прошлое страны, отсюда и исходит культивирование старинных обрядов, ритуалов, личной свободы и национальных норм поведения. Любые дела англичанами решаются «согласно обычаю», и поэтому их можно считать рабами своих традиций. Традиции в Англии превращены в фетиш, и закономерно, что их там существует довольно много. Среди наиболее устойчивых английских традиций следует отметить спортивное воспитание детей в семье, школе, университете, пристрастие англичан к простой, удобной повседневной одежде. Кроме того, незыблемыми для них являются установленные правила в еде. Последние предполагают утром первый завтрак, в 13 ч второй завтрак, в 17 ч чай, в 1920 ч обед. Эта строгая пунктуальность в еде и времени соблюдается неукоснительно, создавая размеренный режим работы и жизни.
Длительная и упорная работа на поприще коммерции породила в этнической психологии англичан черты сухой расчетливости и предприимчивости, сдержанность, выдержку и уверенность в себе. Спокойный и уравновешенный англичанин резко отличается не только от легковозбудимого и пылкого француза, но и от более живого и динамичного американца. Темп жизни в Англии несколько замедлен, и поэтому англичане флегматичны и хладнокровны, им присуще невозмутимое спокойствие, выдержка, но никак не равнодушие и не отсутствие инициативы. Просто для англичан характерен хорошо выработанный механизм торможения эмоций, который обнаруживается в
Этнические стереотипы и образы народов мира
213
умении игнорировать беду. Именно тогда проявляется их окрашенный юмором оптимизм. При этом английский юмор весьма существенно отличается от французского остроумия, стремящегося показать тонкость ума в ярких, смешных, язвительных оценках различных событий и явлений. Для англичан характерно чувство юмора, направленное на самих себя либо на представителей их этнической общности. Они любят высмеивать свои отрицательные качества, однако не позволяют этого делать другим.
При встрече с препятствием их умение владеть собой трансформируется в упрямую одержимость. Они высоко ценят способность сохранять спокойствие и даже недооценивать степень опасности в экстремальных ситуациях. Их врожденное отсутствие демонстра-тивности подкрепляется боязнью вторжения в личную жизнь. Близкие друзья человека, которых он знает по школе или университету, по спортивному клубу или по военной службе, могут быть совершенно незнакомы его жене. В этом смысле понятие «друг» имеет у англичан своеобразную трактовку, более близкую к тому, что мы понимаем под словом «знакомый». Людей сближает определенный круг общих интересов. Личная жизнь чаще всего остается за пределами этого круга.
Характерной национальной чертой англичан считается их «холодность». Как считают исследователи, формирование этой черты произошло под влиянием двух причин. С одной стороны, это культивирование в течение большого исторического промежутка времени таких качеств, как максимальная сдержанность, рассудительность, выдержка и самообладание, а с другой проявление преимущественно флегматичного и сангвинического темпераментов. Англичане не столько избегают иностранцев, сколько не проявляют к ним особого интереса, относясь к ним снисходительно. Жители Британских островов издавна тяготели к двум стереотипным образам иностранцев. В одних они привыкли видеть соперников, которых необходимо победить, в других дикарей, которых надлежало усмирить и приобщить к цивилизации, подчинив их британской короне. В обоих случаях англичане не проявляли желания знакомиться с языком и образом жизни иностранцев, с которыми вступали в контакт.
Жители современной Англии прославились своим нежеланием разговаривать с незнакомыми людьми в транспорте. Их оскорбляет, если случайный сосед заглянул в газету, которую они держат в руках. Разговор о семейной жизни или о доходах считается у них неприличным. Темы для разговоров традиционно ориентированы на беседу о погоде или на увлечения (хобби). Такая тематика может показаться на Первый взгляд бессодержательной, лишенной смысла, однако это является заблуждением. За внешней сдержанностью англичанина скры-
214
Тема 7

вается эмоциональная, восприимчивая натура. В силу ограничений выражения напрямую своих чувств сложившимися правилами поведения у англичан распространены полувербальные выражения чувств в виде намеков и недомолвок. Беседа строится не на словесном обмене, а на его подтексте, т.е. круге общих интересов, общих воспоминаниях.
7.3.4. Немцы
В силу целого ряда исторических условий развития Германии сложился современный тип немца, для которого главными ценностями являются личное «я» и личное благополучие. Этим определяется отношение немцев к общественной и политической жизни, отношение к родственникам, друзьям и даже к собственной семье.
Централизация страны, жесткий режим правления и строгая регламентация всех сторон жизни в государстве на протяжении длительного исторического периода породили в немецком национальном характере педантизм и приверженность системе. Эта особенность немцев объясняется преобладанием в Германии в течение длительного времени ремесленного производства. Чтобы выжить и укрепить свое сословие, немцы объединялись в цехи, где господствовал строгий кастовый порядок. Ценность любого ремесленника определялась только качеством производимой им продукции. Поэтому ремесленники до педантизма оттачивали свое мастерство и приемы работы. Немец, выполняя порученное дело, как правило, действует по шаблону, не проявляя при этом особой инициативы. Постановление, указание вышестоящих лиц немец воспринимает как должное, не подлежащее критике. Если даже он не согласен с распоряжением, то все равно будет его выполнять, так как начальство является высшим авторитетом. Такое повиновение существенно облегчает ему жизнь, поскольку ответственность несет тот, кто отдал распоряжение.
Из всех народов мира немцы более других способны к подчинению власти и менее других далеки от желания перемен власти. У них отсутствует страстная привязанность к родине, они легко переселяются в другие места. Однако благодаря языку и религии сразу же образуют этническую группу, не смешиваясь с другими.
Любовь к порядку прививается в немецкой семье с детства. Она воспитывается всем укладом жизни и включает в себя дисциплинированность, повиновение. Немец стремится выполнить свое дело точно и в срок. Эта особенность немцев имеет в себе известный отрицательный момент: подчиняясь внутренней дисциплине, немцы часто выполняют работу, не вникая в ее смысл, действуя строго в рамках правил. Любовь к порядку определяет требовательность немцев к дисциплинированности, корректности, опрятности собе-
Этнические стереотипы и образы народов мира
215
седника. Опоздания на деловые встречи либо нечеткое выполнение договоренности отрицательно влияют на деловые и личные взаимоотношения.
Немцы осторожны в выражении своего мнения. Свою истинную точку зрения скрывают и говорят то, что необходимо в данной ситуации. Принимая решение, немцы стараются хорошо обдумать возможные последствия, определяя личную выгоду. Поэтому они не торопятся высказывать свое отношение к предложениям других. Для немцев характерны скрытность и замкнутость, печаль или радость, как правило, не выходят за границы семьи. Иногда важнейшие семейные события тщательно скрываются до последнего момента даже от самых близких родственников.
Немцы не любят, когда при обращении к ним опускаются все титулы и звания, которые они имеют. И сколько бы вы ни обращались к ним, столько раз необходимо перечислить все их регалии и звания.
Как и большинство европейских народов, немцы готовы к любым неприятностям, к тому, чтобы постоять за себя. При этом они резко делят людей на «своих» и «врагов». Эта скованность и эмоциональное напряжение приводят к консерватизму, подсознательному неверию в свои силы и стремлению выживать в одиночку, окружающие их этнические группы подвергаются анализу и сравнению. Этот факт объясняет причину возникновения ультранационалистических идей и настроений в молодежной среде современной Германии.
На первый взгляд кажется, что при общении немцы достаточно приветливы и доступны. Однако на самом деле взаимоотношения с ними устанавливаются гораздо труднее и сложнее, доступ к душе немца затруднен. Довольно быстро можно убедиться, что за внешней приветливостью и доброжелательностью у них нет искренней заинтересованности. Взгляд на дружбу в Германии отличается тем, что немцы смотрят на нее как на выгоду, и дружба строится на взаимовыгодной основе.
Немцы, несомненно, очень искренние люди, и они полагают, что и другие люди такие же. Они часто расстраиваются оттого, что кто-то может относиться к жизни небрежно и легкомысленно. В своей серьезности они стараются быть законопослушными, дисциплинированными гражданами. В густонаселенной стране требование конформизма в обществе является очень сильным. Поэтому немцы не обнаруживают желания вести себя эксцентрично. Они стараются не совершать ошибок и в общем преуспевают в этом. Если вы допустили ошибку, они скажут вам об этом. Это не следует воспринимать как грубость, просто в этом выражается их неуклонное стремление к по-рядку. Немцы любят быть справедливыми и стараются показать, насколько они справедливы.
216
Тема 7 Этнические стереотипы и образы народов мира
7.3.5. Французы
Отличительными чертами этнического образа этого народа является повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие. Французский народ живет в собственном мире, центром которого является Франция. Французы поглощены своей историей и склонны верить в то, что их страна определила стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, науки, изысканной кухни и «умения жить». Другие страны имеют нормы, отличные от этих, и они должны многому научиться, прежде чем станут правильно понимать эти вещи. Французы в общем довольно мило относятся к иностранцам ни положительно, ни отрицательно. Они будут вести с вами дела, если у вас есть хорошие товары или если вы покупаете что-то у них, но их позиция всегда будет несколько снисходительной.
Современные французы отличаются аналитическим умом, богат-ством воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в позна-нии жизни. Склад ума французов находится постоянно под влияние ем их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели доверяя при этом своей интуиции, французский ум принимает решения слишком быстро заниматься рациональной оценкой действий для него очень утомительно. Поэтому они легче, чем другие народы, подвергаются внушению идей ведь идеи для них предпочтительнее фактов.
Чувствительность и легкая эмоциональная возбудимость глав-| ные характеристики французского темперамента. Жизнь французов построена на чувствах. Их чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. По силе и скорости возбуди-мости французы представляют собой полную противоположность флег-матичным и сдержанным англичанам. Подвижный темперамент опреде-ляет их склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятель-ности французов. Вследствие постоянной смены эмоций внешнее проявление чувств воспринимается со стороны как искаженное «это», как ка-приз. Это проявляется и в преувеличенном выражении чувств.
Во Франции землячество является одним из самых распростра-ненных способов установления контактов между незнакомыми людь-ми, случайно столкнувшимися в обществе или на работе. Это связано с тем, что уроженцы различных провинций Франции пользуются народе определенной репутацией благодаря конкретным отличитель-ным чертам своего характера. Нормандец, например, считается чело-веком осторожным, сдержанным. Он предпочитает отвечать на вопро-сы двусмысленно, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Подоб-ный тип ответов принято называть «нормандским».
217
Бретонцы считаются упрямыми, с ними очень сложно договориться. Южане живее и экспансивнее людей севера, их чувства и речь отличаются некоторой остротой. Они говорят громко, употребляя красочные эпитеты, сравнения, превосходные степени. Однако темперамент французов-южан скрывает их истинные мысли и чувства. Жизненными ценностями, определяющими ориентацию южан-французов, являются семья и личные связи. Отношения людей при этом строятся на знакомствах и взаимных услугах.
Жители северной части Франции значительно отличаются от южан, что обусловлено их различными этническими корнями. Северяне ведут свое происхождение от германских племен, франков, которые упорно сопротивлялись владычеству Рима и в конце концов сокрушили его своими набегами. Именно жители северных провинций . начали собирать раздробленные французские земли вокруг королевского домена Иль де Франс и его столицы Парижа. В связи с данной исторической особенностью жители севера чувствуют себя сначала французами, а затем уроженцами отдельных провинций, в то время как некоторые южане, например корсиканцы, наоборот.
Достаточно специфично отношение французов к деньгам и богатству. У большинства из них есть качество, которое они считают большим достижением бережливость. Нелюбовь французов к расточительству объясняется в первую очередь стремлением обеспечить свое будущее в старости, надежно обезопасить свою семью на случай нужды, а также избежать унизительной материальной и моральной зависимости, которая связана с долгами. Французы никогда не прибегают к рискованным финансовым авантюрам, стремясь скорее сэкономить, чем заработать.
В деловой жизни Франции большое значение имеют личные знакомства и связи. При деловом знакомстве с французами необходимо вручить визитную карточку с указанием законченного высшего учебного заведения, так как французы придают большое значение образованию. Элита делового мира Франции состоит из выпускников ограниченного числа учебных заведений, поэтому, имея хорошие связи с одним из них, можно выйти на других деловых людей того же ранга. Новые контакты обычно устанавливаются через посредников, которые связаны родственными, финансовыми или дружественными отношениями с нужными лицами. Помощь друг другу строится по принципу «ты мне, я тебе», культивируются неформальные связи. Причем со временем нарастает эмоциональная напряженность из-за того, что Укореняется гостевой принцип «ты не вправе мне отказать».
Сильно проявляются в характере французов контрасты психики. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе - до неповиновения. В повседневной жизни они чаще руководствуются чувст-
218
Тема 7
вами, чем разумом, логика у них всегда служанка страсти и чувства, для них характерна внезапность решений. При этом во всех житейских ситуациях французы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми, любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.
7.3.6. Японцы 7.3.6. Японцы
Вплоть до середины XIX в. Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на диктатуре феодальных пра-вителей сегунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Автократический тип отношений способст-вовал возникновению строгой иерархии моральных и социальных обязанностей как по вертикали, так и по горизонтали. Это породило в свою очередь специфические особенности национальной психологии японцев подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям.
Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье во-енщины, неограниченное господство сословия самураев обрекли про-стой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, вы-сокий прирост населения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые могли бы обес-печить им хотя бы минимальные возможности: условия для существо вания. В результате в национальном характере японцев сформирова-лись такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.
Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского народа и императорской власти, превосходство японцев над другими народами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания, как приверженность «культуре предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом Для современных японцев также характерна ксенофобия, японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностран-цы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях. Однако их национализм не агрессивен, а скорее амбициозен. Японцы в своем большинстве имеют весьма ошибочное представление о том, что такое патриотизм. Многие из них считают, что любовь к Японии предопре-
Этнические стереотипы и образы народов мира
219
деляет ненависть ко всем другим странам: невозможно быть преданным родине и в то же время восхищаться зарубежными государствами.
Японцы отличаются обходительностью, интеллигентностью и воспитанностью. Для них характерны такие черты, как любовь к чистоте и порядку, дисциплина и уважение к старшим. В течение многих столетий у этого народа выработалось исключительное стремление и настойчивость в овладении знаниями. При всей их очевидной самоуверенности они становятся смиренными в своей готовности и стремлении учиться у других. Они усваивают новые знания с полным вниманием и с внутренним убеждением, что могут улучшить перенятое.
Особым качеством японцев, следующим из их морали, является верность, понимаемая как долг признательности старшим. Почитание родителей, а в более широком смысле следование воле старших в представлении японцев есть самая важная моральная обязанность человека. Именно преданность, основанная на долге признательности, составляет основу японской семьи и других социальных групп. При этом преданность своей социальной группе должна быть безоговорочной и беспредельной.
В личной жизни японцы обычно ограничивают свое общение семьей, оставляя при этом право на развлечение на стороне, что происходит вполне легально. Семейные отношения, безусловно, являются главным кругом обязанностей, однако не забавы мужа, а проявление ревности жены оценивается как аморальное явление. Японская мораль достаточно снисходительна к человеческим слабостям, и что, например, в Европе считается грехом, в Японии таковым не считается и не осуждается.
Многие этносоциологи и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у них с медлительностью, неуверенностью в себе и своих силах, малой инициативностью. Поэтому в общении с японцем не старайтесь поставить его в трудное положение, так как всякий японец боится «потерять лицо». Не следует перебивать его, Даже если сказанное им заранее ясно. Выдержка и вежливость высоко ценятся японцами, а вот состояние аффекта у иностранца приносит японцу большое наслаждение, поскольку оно заставляет иностранца «потерять лицо». Японцы стремятся избегать отрицательных эмоций, что нашло выражение в языке, которому свойственно искусство эвфемизма способности другими, более спокойными словами обозначить все то, что может вызвать негодование собеседника.
Рядовой японец связывает свое существование с той группой, в которую он включен. Большинство видов деятельности в Японии
220
Тема 7
носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в развитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым главным качеством члена группы является умение ставить во главу угла интересы коллектива. Для того чтобы понять эту особенность национального характера, следует обратиться к фольклору. Одна из японских пословиц гласит: «Как нельзя иметь двух отцов, так нельзя служить двум хозяевам». Практически все социальные группы в Японии основываются на жесткой иерархии, что исключает возможность проникновения в них «чужака» со-стороны, превращая группу для него в инородное тело. Такие усло-вия ограничивают передвижение лица из одной группы в другую и делают его невыгодным, поскольку придется все начинать сначала.
В процессе общения с представителями японского этноса очень важно не показывать своего удовольствия результатами беседы с ними. Как правило, японцы не отвечают на вопросы однозначно «да» или «нет». Уклонение от прямых ответов связано с тем, что, давая отрицательный или положительный ответ, японец боится стать причиной «потери лица» собеседника. «Потеря лица» для японца означает признание некомпетентности либо ошибки. Именно поэтому, например, японец скорее пойдет на обман и бу-дет «тянуть» время, ожидая, что партнер сам догадается о значении этих хитростей. Это качество может быть истолковано только как нежелание брать на себя ответственность за то или иное решение. «Групповая психология» японцев не позволяет им принимать важ-ные решения в одиночку.
Японцы люди самобытной культуры. Для них имеет значение все, что делают другие люди. В общении с ними не следует са-литься, если вас не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторонам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеяны и нев-нимательны. Каждый штрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам с их стороны.
7.3.7. Китайцы
Психический склад китайцев продукт многовекового истори-ческого процесса развития материальных и духовных потребностей китайского общества. На протяжении многих столетий Китай co-хранял исключительную изолированность. Эта страна, отрезанная от других народов бескрайним океаном на востоке, джунглями на юге, цепью высоких гор на западе и холодными степями на севере, никогда не завязывала длительных дружественных отношений с
Этнические стереотипы и образы народов мира
221
другими народами. Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая предопределило формирование этнической психологии его жителей. К числу основных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, выдержку, спокойствие, самоотверженность. Ввиду сочетания этих черт в характере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает, и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.
Сложные климатические и природные условия страны, ставшие одной из причин строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, почти полное доверие к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.
Для китайцев характерна ценность всего рационального. Традиционно рациональным и разумным выглядит то, что может принести какую-либо ощутимую выгоду. Образ мышления китайцев можно назвать сугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью.
Стереотипные представления китайцев о смысле жизни характеризуются стремлением жить обязательно с ежеминутной выгодой, потребностью в спокойном существовании без суеты и недостижимых целей, умением довольствоваться малым и преобладанием морального над материальным. Широко известно, как неприхотливы китайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели. Свое влияние на эту особенность китайцев оказала конфуцианская философия, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольствование житейским минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого круга потребностей, а в ощущении счастья от того, что имеется в наличии. Следствием таких установок стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.
Для каждого китайца огромное значение имеет его репутация, его «лицо». Термин «лицо» означает, как и у японцев, достоинство и пре-
222
Тема 7
стаж китайца. «Потерять лицо» считается для китайца самым страшным общественным мнением, так как это означает быть публично уличенным или обвиненным в чем-то недостойном, потерять репутацию среди своего окружения. «Лицо» теряется или приобретается посредством действий. Забота о сохранении «лица» любыми средствами характерна для всего общественного поведения китайцев. «Лицо» является постоянным фактором, регулирующим поведение китайцев в общении друг с другом. Потерять «лицо» китаец может, нарушив, например, нормативные стереотипы поведения между родителями и детьми, старшими и младшими, мужем и женой, а также между друзьями.
Весьма своеобразными являются форма и способы общения китайцев с другими людьми. При встрече с другим человеком китаец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом он должен подчеркнуть, что считает своего собеседника развитым и образованным человеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. В общении отдается предпочтение внешним проявлениям учтивости, обходительно-сти, почитания и практически не обращается внимания на чувства, эмоции и внутреннее состояние человека. Поэтому в китайском соз-нании укрепилось представление о том, что в общении значимым является не то, что ты думаешь, а то, что предписано традицией, церемонией. :
Во время общения с незнакомыми людьми китайцы также ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение тела и вы-ражение лица, сидит прямо, выгнув спину, совсем не шевелится, а его голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор считается для китайца неприемлемым. В процессе всего разговора лицо китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность для китайца форма проявления вежливости в его понимании. В процессе общения китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи с этой особенностью представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности и невнимании к ним, а между тем это всего лишь следование установившейся традиции.
Китайцев отличает болезненное самолюбие, проявляемое в личной либо национальной самооценке. Однако в Китае, как и в Японии, достаточно процитировать к месту или не к месту какого-нибудь древнего поэта или философа, чтобы сразу расположить к себе собеседников, вызвать у них интерес и заложить основы психологического контакта.
Этнические стереотипы и образы народов мира
223
7.3.8. Арабы
Современный арабский мир представляет собой совокупность нескольких десятков самостоятельных государств, возникших после распада некогда существовавших крупных государственных образований. Однако такая раздробленность не оказала существенного влияния на национальный характер арабской этнической общности. Эталоном арабского этноса считаются представители Сирии, сохранившие в чистоте арабский язык и культуру.
Исторически сложившаяся иерархическая система подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений между низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членами семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являются обычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, с равными себе проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.
В беседах с арабами не следует скрывать своих убеждений, даже если вы атеист. Вам это легко простят, но вы должны избегать слов или поступков, которые могут показаться оскорбительными или унизительными для арабов, избегать критиковать ислам, нравы, обычаи и традиции арабов. Сюда можно также отнести употребление алкоголя, неподходящую одежду, излишнюю фамильярность по отношении к арабским женщинам. Арабы весьма чувствительны к оскорблению их чувств и никогда не прощают этого.
Труд для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. В то же время для них характерны честность и преданность в отношении тех, кто нанял их на работу, или вообще тех, от кого они находятся в определенной зависимости. Важно лишь, чтобы эта зависимость не унижала араба. Преданность араба особенно усиливается, если он испытывает чувство благодарности к человеку за сделанное добро. Арабы нетерпимы к любой форме принуждения, хотя стремятся скрыть внешние проявления этого чувства. Однако они охотнее поддаются какому-либо принуждению, если оно не носит прямого характера, а достигается косвенным воздействием на них.
Арабы избегают каких-либо разговоров о женщинах. Однако разговор о детях является для них одной из наиболее излюбленных тем беседы. Рождение детей составляет смысл жизни и брака, а семья является священной. Связи внутри семьи формируются не только кровным
224
Тема 7
родством и общими экономическими интересами, но и «кодексом чес-| ти» «Асабия», в котором сформулированы обязанности большой семьи. Чувство привязанности к родственникам является основой семьи, и поэтому следует проявлять искреннее внимание ко всем членам; семьи араба, которых он вам представил. Необходимо регулярно справляться о здоровье его братьев, дядюшек, кузенов и сыновей. Это верный путь добиться любви и преданности вашего арабского друга.
Под воздействием арабского языка, для которого характерны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выработалась склонность к преувеличению в восприятии окружающей деиствитель-ности, не столько ее логическое осмысление, сколько внимание к сти-лю изложения, красноречию говорящего. Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а предпочитают им афористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна повышенная pe-активность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций. По этой причине клятвы вполне обычное дело в арабском мире, и если в порыве возбуждения у вас вырвется одна из ваших не самых силь-ных клятв, это не оскорбит арабов, которые призывают аллаха в сви-летели почти в каждой беседе.
Нравственная доктрина мусульманства придает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными и неиз-менными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведе-нием заслужить милость аллаха. Вот почему у арабов развились такие качества, как униженность, покорность, смирение, раболепие, уме ренность. В то же время под влиянием мусульманства среди арабов получили широкое распространение различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят в их повседневную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в воспри-ятии и осмыслении окружающего мира.
Во взаимоотношениях с арабами следует помнить, что ваша ос торожность, краткость и паузы на размышление не принесут вам ни какого спеха. Ваша сдержанность в словах может вызвать у арабов сильное замешательство. Если вы выражаете свои мысли сдержанно, то они просто подумают, что что-то не так, и будут приставать к вам с расспросами, пока не выяснят, в чем тут дело. Общаясь с арабами, вы должны говорить не только больше, но и громче, чем обычно. Гром-кость голоса, повышение высоты и тона все это при разговоре с арабами означает искренность. В арабском мире совершенно нор-мально, когда речь эмоциональна и почти агрессивна для большей. убедительности. Арабы большие поклонники ораторского искусст-
Г
Этнические стереотипы и образы народов мира
225

ва, и если вам удастся говорить красиво в их присутствии, то они сочтут это за признак вашей образованности, утонченности и искренности.
Многочисленные наблюдения и исследования этнической психологии арабов в различных регионах планеты позволяют сделать вывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Кроме того, широко распространенными среди них чертами характера являются миролюбие, любознательность, приветливость. Они легко идут на контакты с незнакомыми людьми, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, если он им нравится, а общение с ним приносит удовлетворение и способствует их личному развитию.
Вопросы для обсуждения
1. Как вы полагаете, этнические стереотипы улучшают или осложняют взаимоотношения между народами?
2. В чем состоит отличие автостереотипов от гетеростерео-типов? Приведите примеры автостереотипов и гетеростереотипов вашего этноса.
3. Можете ли вы утверждать, что ваш народ является самым лучшим среди всех других?
4. Чем этнические стереотипы отличаются от предрассудков и этнических образов?
5. Раскройте содержание этнических стереотипов наиболее известных вам этносов.
Библиграфический список
1. Баронин А.С. Этническая психология. Киев, 2000.
2. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос. М., 1994.
3. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.,2001. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

8 0а

15

Приложенные файлы

  • doc 8774558
    Размер файла: 206 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий