МЕНЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ кратко


МЕНЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ ДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
К менее употребительным аккордам доминантовой группы относятся VII6, трезвучие III ступени мажора и доминанта с секстой (D6 или D76).
Секстаккорд VII ступени по структуре уменьшенный и в мажоре, и в гармоническом миноре, звучит неустойчиво. По звуковому составу близок D43. Удваивается звук баса – тон «3».

Применение VII6 обычно связано с определенными мелодическими оборотами:
а) VII6 как проходящий между Т и Т6 (напоминая проходящий D64); в мелодии движение I – II – III или III – II – I
б) при гармонизации верхнего восходящего тетрахорда. В миноре во избежание хода на ув.2 используется мажорная S (мелодический минор).

Трезвучие III ступени мажора чаще всего используется при гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда гаммы. Особенностью оборота является переход гармонии III ступени в S (в мелодии вводный тон не разрешается в I, а плавно переходит вниз - через VI в V).
Оборот, сочетающий два побочных трезвучия (VI и III) звучит с оттенком ладовой переменности.
Трезвучие III ступени кроме разрешения в Т может плавно перейти в D43.

Аккорды доминанты с секстой - это трезвучие и доминантсептаккорд, в которых тон квинты заменен секстой. D6 и D76 используются преимущественно в мелодическом положении тона сексты (III ступень лада), поэтому имеют отчётливую ладовую окраску - мажорную или минорную. Звучат красочно: в мажоре - мягко, минорно, в миноре - более напряженно из-за ум.4 в составе аккорда.
D6 является секстаккордом III ступени; в аккорде удваивается бас, так же, как в II6 и VII6.

D76 применяется в основном виде, иногда в обращениях.

Первоначально аккорды D6 и D76 использовались в каденции как задержание от К64 к D (приготовленный тон сексты).
Приготовление аккордов D6 и D76.
а) предшествующей тоникой или К64 (тон сексты может быть подготовленным)
б) аккордами S и D группы с плавным движением мелодии от II или IV ступени лада
Тон сексты также может быть взят восходящим или нисходящим скачком.
Разрешаются аккорды D6 и D76 как и обычная доминанта - в Т или VI. При этом тон сексты:
а) идёт поступенно вниз (III – II – I);
б) идёт терцовым ходом вниз (III – I);
в) реже - остается на месте;
г) реже - вверх на терцию - в V ступень лада.

Аккорды доминанты с секстой широко использовались в творчестве композиторов-романтиков («шопеновская доминанта»).
Написать и играть: проходящий оборот Т6 - VII6 - T (D, e); 5Т S VII6 T (D, e); 1T III S T (F, А).
3T S K65 D76 Т; 5D D6 Т; D25-6 Т6 (F, d).
Играть секвенцию по медиантам:


Приложенные файлы

  • docx 1945705
    Размер файла: 204 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий