произношение синдарин

 
 

 
Синдаринское произношение
Синдарин был создан как язык кельтского типа и потому содержит много звуков, присутствующих в таких языках, как валлийский и ирландский или в соседних языках германской группы, таких как англосаксонский или немецкий. В приведенных здесь описаниях в основном используются примеры из современного британского английского (так называемого Received Pronunciation), но нередко требуется более внимательно вглядеться и в другие диалекты и языки. По этой причине данное руководство содержит ссылки на звуковые файлы, которые дадут вам возможность прослушать, в том числе, и те немногие слова, где присутствует звук, произношение которого в различных позициях неоднозначно. Следует отметить, что приведенные здесь примеры намеренно слегка утрированы, особенно произношение гласных. Это сделано исключительно для обеспечения максимальной ясности. Обычное и (как я надеюсь) реалистичное и «живое» произношение слушайте в звуковых файлах корпуса текстов. Для звуковых файлов использован формат Real Player. Бесплатно загрузить последнюю версию этого проигрывателя можно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вам также понадобится свободно распространяемый шрифт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чтобы увидеть некоторые лингвистические символы.
Гласные
Синдарин Третьей эпохи имеет шесть различных гласных и шесть дифтонгов. Более древний синдарин использует также и седьмой гласный, а древний диалект Северного Белерианда содержал и еще один. Большая часть из них появляются в нашем корпусе в трех разных долготах:
- краткие гласные: представлены обычными буквами, например a, u или
· - долгие гласные: те же самые буквы со знаком акута над ними. Например: й, у или э - сверхдолгие гласные: над ними используется знак циркумфлекса, например в, о или ф
Следует отметить, что в то время как долгие й и у в квенья отличаются в качестве от кратких e и o, этого отличия нет в синдарине. Долгие гласные имеют то же качество, что и краткие (что для меня не так-то просто и может быть не на все 100% правильно в моих звукозаписях, потому что мой основной язык – немецкий – похож на квенья в этом отношении). В нижеследующих примерах я стараюсь продемонстрировать это настолько точно, насколько могу. Примеры, данные на английском (и на других языках) имеют целью только показать качество вне зависимости от долготы, для демонстрации долготы предназначены аудиофайлы:
Гласн.
Описание
МФА
Аудиофайл
Примечание

-





a
Как в father. Не как в cat.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 

e
Как в pet. Не как в Pete и не немой, как в time.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


i
Как в machine. Не как в fight.
i
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

o
Как в got. Не как в home.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


u
Как в brute. Не как в (британском) dune.
u
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


y
Как во французском lune или немецком sьЯ. Не согласный, как в английском year.
y
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









·
Как во французском ordinateur или немецком Kцrbe.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Не дифтонг oe!


·
Как в американском английском dawn (более или менее).

·
·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Онлайн обычно е

 
Дифтонги (два гласных, звучащих вместе в одном слоге) в синдарине всегда нисходящие. Это означает, что первый гласный акцентируется и соскальзывает на второй. Все остальные комбинации гласных, кроме нижеупомянутых, не являются дифтонгами и, соответственно, произносятся как два разных слога (так что, при желании, можно обозначать тот факт, что это не дифтонг, с помощью диерезы: Galadriлl, Moriд, но в синдарине это делается лишь изредка [зато очень распространено в правописании квенья]). Дифтонги таковы:
Дифт.
Описание
МФА
Аудиофайл
Примечание

-





ai
Как в aisle. Не как в fail.

·i
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 

ei
Как в fail. Не как в seize.

·i
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ui
Как в немецком pfui! (Нет односложных примеров в английском).
ui
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ae
Гласные a и e (см. выше), идущие вместе.

·
·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


oe
Гласные o и e (см. выше), идущие вместе.

·
·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Не умляут
·!

au
Так же как ou в house. Не как в maul.

·u
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пишется aw в конце слов.


·i
Гласные
· и i (см. выше), идущие вместе.

·i
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 

Согласные
Во многих случаях Толкин применял различные способы транскрипции звуков, особенно согласных. В нижеследующем списке я постарался охватить все известные способы транскрипции или, по меньшей мере, упомянуть их. Моя собственная проблема заключается в том, что мне трудно произносить глухие взрывные согласные (t, k, p) без придыхания, потому что в моем основном языке они, главным образом, произносятся именно с придыханием. Поэтому то, как я произношу их здесь, вероятнее всего, слишком придыхательно для эльфийских взрывных и, скорее, представляет собой то, что Толкин изображал как th, kh и ph в транскрипции древнеэльфийского и кхуздула. Я надеюсь, что слушатель будет снисходителен к этой моей неточности.
Согл.
Описание
МФА
Аудиофайл
Примечание

-





b
Как в back или stab.
b
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


bh
= v.
v
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Только в конце слов (в нолдорине).

c
Как в cat. Не как в city.
k
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ch
Как в шотландском Loch или немецком Sucht. Не как в английском church.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


d
Как в dawn.
d
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


dh
Так же как th в this. Не как в think.
р
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


р
= dh.
р
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


f
Как в form.
f
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


-f
Как v в vice (сравните английский предлог of).
v
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В конце слов и перед согл.

g
Как в gift. Не как в giro.
g
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


gh
Звонкий ch. Ср. g в англосаксонском или в некоторых немецких диалектах.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Редко встречается.


·
= gh.

·
13 H
·°YPERLINK "http://www.ellammath.de/audio/gh.rm" 14i-
·aladh, fel
·15
 

h
Как в house.
h
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


hw
Глухой (слегка придыхательный) w. Такой же как wh в хорошем сценическом английском.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


i
Так же как y в yawn (в начале слов перед гласным).
j
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


k
= c.
k
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исключительно редко встречается.

l
Как английский l.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Как немецкий l (несколько «светлее», только кончиком языка) после e, i, в т.ч. в конце слов или перед согласным.
l
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В слове Galadriel присутствуют оба звука.

lh
Так же как в валлийском Lloyd (более или менее как thl или hl).

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


m
Как в mad.
m
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


mh
Назальный v-звук, образуемый с помощью обеих губ.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Но glamhoth  – это m + h

m
·
= mh.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


n
Как в nose.
n
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ng
Простой назальный, как в long, в конце слова.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 


Произносится со звучащим g, как в finger, внутри слова.

·g
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 


В начале слова может присутствовать любой из двух звуков, в зависимости от мутации.




с
Отображает простой назальный и может быть использован для большей ясности.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прот. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 

nc
Как в sink.

·k

Использует с

p
Как в pet.
p
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ph
Обычно как в photo. Как долгий f между гласными.
f
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


r
Трелевой r как в испанском, итальянском, русском и др.

·, r
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Никогда не опускается.

rh
Соотносится с r так же как lh с l.
r
·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


s
Как в sad. Никогда не озвончается, как в is.
s
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


t
Как в tin.
t
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


th
Как в think. Не как в this или thyme.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


ю
= th.

·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Редко используется.

v
Как в vice.
v
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


w
Как в world.
w
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Согласные, записанные дважды, должны произноситься дольше, подобно тому, как долгота гласных отображена с помощью использования диакритики. Долгий f обычно записывается ph. Также имейте в виду, что произношение mm как долгого m очень архаично, в синдарине Третьей эпохи он произносился просто как m.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Примечания: · Достоверно неизвестно, как произносить конечный (послегласный) w. Мы знаем, что дифтонг au в конце слов пишется aw, но как насчет, скажем, maew? Мы находим tiw в качестве тенгвар-транскрипции для tiw, а правописание тенгвар обычно фонетическое, но затем Толкин упоминает, что конечный au даже с помощью тенгвар часто записывался aw... В общем, произносится ли здесь u или же w...мы просто не знаем.
· Возможно, в синдарине имеется еще один согласный, отображаемый знаком ' и называемый гортанной смычкой. Когда g теряется в результате лениции, на письме он замещается апострофом, и мы знаем, что и в правописании тенгвар в этом случае ставился так называемый gasdil. Это происходит преимущественно перед гласными, в начале слов, в той же позиции, в какой в языках наподобие немецкого присутсвует гортанная смычка, поэтому мне думается, что, в действительности, синдаринский g при лениции не теряется, а превращается в гортанную смычку. Это означает, что «[эта] крепость» (i ost) и «[этот] ужас» (i gost > i 'ost) по-прежнему будут звучать по-разному:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
Ударение
Толкин сообщает нам, что в двусложных словах ударение обычно падает на первый слог:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Когда же в слове больше двух слогов, ударение падает на второй от конца слог, если тот «долгий». Слог считается долгим, если: · в нем есть долгий н или ъ:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  = an-нr-ad · в нем есть дифтонг:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  = nel-chae-nen · он «закрытый» (сопровождаемый долгим или более чем одним согласным):  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  = er-chamm-ui (Всегда помните, что, например, th или ch – это только один согласный!) Если ничего из вышеперечисленного нет, ударение падает на слог, предшествующий обсуждаемому (третий от конца):
·  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  = niph-red-il ·  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  = ad-an-ed-air ·  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  = hwi-ni-ol
Толкин упоминает, что сверхдолгие гласные (обозначаемые циркумфлексом) присутствуют только в односложных словах (т.е. под ударением), но, вместе с тем, мы находим такие слова, как annыn и amrыn, в которых два слога. Однако оба эти слова состоят из односложного слова с приставкой, поэтому мне представляется, что их, фактически, можно продолжать рассматривать как односложные. Это означает не только то, что гласные действительно сверхдолгие, но и то, что ударение должно падать на второй слог! (Толкин говорит нам, что в двусложных словах ударение падает на первый слог практически во всех случаях, не во всех.) Отсюда, например,  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , а не  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  (прослушайте, чтобы уловить разницу).
Некоторые имена пишутся через дефис. Означает ли это, что они должны произноситься как два разных слова? Это влияет на постановку ударения:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , но  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  (прослушайте, чтобы уловить разницу).
Флориан "Lothenon" Домбах, [email protected]
Пер. с англ.: Tinwendil


 


 


15

Приложенные файлы

  • doc 7235355
    Размер файла: 174 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий