Культурология. Наивное искусство


Министерство культуры и туризма Украины
Киевский университет культуры
Крымский факультет менеджмента и бизнеса







Реферат

На тему: «Наивное искусство»
По дисциплине: «Культурология»






Выполнила студентка II курса
Направление подготовки «Туризм»
Дневной формы обучения
Сергиенко Валерия Анатольевна





Преподователь: Овсянникова Диана Александровна



Симферополь 2013г.


Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство.
Во-первых, посмею себе предположить, что все [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] берет свое начало из наива. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека – это тоже наивное искусство.
Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?
Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства – берут начало в народном художественном творчестве.
Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом  "наивный" художник отличается от "не-наивного", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.
Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда  в Салоне  независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо,  прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала  Альфред  Жарри,  затем  Гийом Аполлинер,  а  вскоре  и  Бернхейм, Вильгельм  Уде,  Амбруаз  Воллар  и Поль Гийом стали привлекать  внимание  публики  не  только  к работам Руссо Таможенника,  но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного  искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась «Народные мастера реальности». Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены  произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа,  Андре Бошана, Доминика-Поля  Пейроне,  Серафина  Луи, прозванного Серафином  из  Санлиса, Жана  Эва,  Рене  Рамбера,  Адольфа Дитриха,  а также  Мориса  Утрилло, сына Сюзанны Валадон.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Руссо. Спящая циганка.
При всем этом следует отметить что, многие авангардные художники, такие,  как Пабло Пикассо,  Робер Делоне, Кандинский и Бранкуси, уделяли особое внимание искусству детей и умалишённых. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.
Творчество наивных художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин «наивный, примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Бошан Андре. Провозглашение независимости Америки.
Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Танцы под первой лампочкой в деревне. 2006 год. Холст. ДВП. Масло.
Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.
Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.
И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивный ум – это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Картина Камиля Бонбуа.
Вместе с тем потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы «фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф». Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом» (В.Пацюков). В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.
В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции.





Список литературы
1.Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культуры. М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1997.– 40 с.
2. Малюга Ю.Я. Культурология (уч. пособие). М.: Типографис ПОЛИМАГ, 1999.– 333 с.

Руссо. Спящая циганка.Бошан Андре. Провозглашение независимости Америки.Надежда Подшивалова. Танцы под первой лампочкой в деревне. 2006 год. Холст. ДВП. Масло.Картина Камиля Бонбуа. Заголовок 1 Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 6012261
    Размер файла: 174 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий