Ива?н Купа?ла

н Купа
·ла, также Ива
·нов день  летний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происхождения, называемый так у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под близким национальным названием  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Особенно сильно отмечается в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], во многих странах  общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2021 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], так как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] живёт по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.
Другие названия дня
Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Сонцекрес (укр.), Купальле (белорус.), Rаsos, Rasa (лит.)  Праздник Росы, Saul
·s (лит.)  День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobуtki»  Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, Иван-Купала, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Іван Вядзьмацкі (белорус.), Іван Калдунскі (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).
Происхождение названия
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происхождение и является славянским вариантом имени [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поскольку эпитет Иоанна  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·  переводится как «купатель, погружатель»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] k
·pati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.
Некоторые научно-популярные и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] издания связывают праздник с «языческим божеством» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Обряды праздника
Иванов день заполнен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]):

Сему Купалу память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Вода
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Гаданье на венках. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1920-е гг.
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] накануне  в день [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] топили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Огонь
Главная особенность купальской ночи  очищающие костры[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Папоротник ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Характерная примета Ивана Купалы  многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Иванов день становился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иван-да-марья ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами  братом и сестрой  которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] близнецов и находит себе многочисленные параллели в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

Иван Марью Звал на купальню. Где Иван купался Берег колыхался. Где Марья купалась Трава расстилалась. Купался Иван, Да в воду упал.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Народные поверья и обычаи

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.
В литературе
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»  повесть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из цикла «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Особое место Иванов день занимает в творчестве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», написанное в стиле народной купальской песни, с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета:

За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни. Плачет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у сосны Жалко летошней весны. Ой, купало, ой, купало, Жалко летошней весны. А у наших у ворот Пляшет девок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок корогод. Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница  канун Иванова дня[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]):

Матушка в купальницу по лесу ходила, Босая с подтыками по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит


Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 13Рисунок 14„ђ Заголовок 2„ђ Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 1401774
    Размер файла: 174 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий