Лекция 5.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История государства и права России










ЛЕКЦИЯ
по теме №5: «Государство и право России в период сословно-представительной монархии (вторая половина XVI - середина XVII вв.»
по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности,
специализация – уголовно-правовая

Время: 4 часа

Подготовил:
старший преподаватель
кафедры ГосПД
майор полиции
кандидат юридических наук
Буняева К.В.


Обсуждена и одобрена
на заседании предметно-методической секции кафедры
« 19 » декабря 2011 г.
Протокол № 4

Белгород – 2011 г.

Цели лекции:
Учебная: наиболее полно и детально рассмотреть особенности образования Русского централизованного государства, а также вопросов, связанных с преобразованием и развитием общественного и государственного строя. Изучение основных тенденций развития русского феодального права.
Развивающая: позволяет развить у курсантов познавательную активность, творческие способности, воспитание студентов в духе преемственности и верховенства права.
Воспитательная: повышение уровня познавательной активности, профессионального мышления и навыков конспектирования.

Метод проведения: словесный.
Примерное распределение учебного времени:
План лекции
Время
Страницы

Вступительная часть
5 минут
4

Учебные вопросы:



1. Общественный строй в период сословно-представительной монархии.
65 минут
5

2. Государственный строй в период сословно-представительной монархии.
35 минут
15

3. Соборное Уложение 1649 г.
70 минут
18

Заключительная часть (подведение итогов)
5 минут
33


Основная литература
1. История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 600 с.
2. История государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под. Ред. Р.С. Мулукаева. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703 с.
3. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – 4-е изд., перераб и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 800 с.
4. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.
5. История государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев [и др.]; под ред. Ю.П. Титова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 576 с.
Дополнительная литература
Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. № 3.
Кульпин Э.С. Две смуты: опыт сравнения. // Общественные науки и современность. 2003. №6. С. 96-107.
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права России: Монография. – М.: Гос. публ. ист. б-ка Рос., 2003, - 370 с.
Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины 17 века. // Вопросы истории. 2004. №4. С. 33-53.
Пенской В.В. Попытка военных реформ в России начала 17 века. // Вопросы истории. 2003. №11. С. 127-139.
Петрухинцев Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце 16 века // Вопросы истории. 2004. №7. С. 23-41.
Петров К.В. "Прецедент" в средневековом русском праве (16-17вв.) // Государство и право. - 2005. - №4.-с.78-84.
Российское законодательство Х-ХХ вв.-Т.1. - М., 1984.
Томсинов В.А. Развитие юриспруденции в Московском государстве (14-16вв.) // Законодательство. 2005. №4.С.76-82. №5. С.75-81.
Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю.П. Титов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Издательство Проспект, 2005. - 464 с























Введение
Создание единого централизованного Российского государства способствовало укреплению власти крупных земельных собственников-феодалов. В середине XVI – XVII вв. на Руси происходит дальнейшее развитие феодального землевладения, укрепляется поместная система. В единое сословие объединяются феодалы, что завершает всеобщее и полное закрепощение крестьян. Укрепление государства сопровождалось расширением его территории. К Руси присоединяется Казанское и Астраханское ханства, в 1654 г. с Россией воссоединяется Украина. Итогом войны с Польшей 1654-1667 гг. становится возвращение Россией Смоленска и прилегающих западнорусских уездов. В XVI в. к России присоединяется Западная Сибирь, а в XVII в. вся Сибирь входит в состав Русского государства. По размерам своей территории, составу и численности населения Россия уже в XVII в. становится крупнейшим в мире многонациональным государством.
Активно развивалось сельскохозяйственное производство. Феодальное хозяйства устанавливали всё более тесные связи с рынком. Всё большее развитие получала денежная рента, натуральный оброк заменялся денежным. Вместе с этим возросло внеэкономическое принуждение, усиливалась власть феодалов над крестьянами.










Вопрос 1. Общественный строй в период сословно-представительной монархии.
То, что в современном русском языке выражается словом «общество», в словаре Московской Руси обозначалось словом «земля».
С середины XVI - по середину XVII вв. прошла полоса социальных потрясений, невиданных даже в России, когда государство и общество бесконечно враждовали друг с другом по мере того, как первое пыталось навязать свою волю второму, а второе делало отчаянные усилия этого избежать.
Царям надо было решать несколько задач: 1) им следовало положить конец традиционному праву вольного населения перебираться с места на место, 2) всех землевладельцев надо было заставить служить московскому правительству, 3) всех простолюдинов прикрепить к месту работы, т.е. закрепостить, 4) по совершению этого надо было поделить все население на группы в зависимости от занятий и социального положения и предписать каждой из них определенные обязанности. Полная собственность на землю должна быть уступить место владению по царской милости. Распространение поместного передела на всю страну являлось по сути дела социальной революцией. Московские правители поделили население на два основных сословия. Служившие или в войске, или в управлении составили служилое сословие. Прочие земледельцы, ремесленники, торговцы, охотники, рыбаки и всякие работники физического труда сделались «тяглым» сословием («тягло» обозначало подати и рабочую силу, которые простолюдины обязаны были предоставить царю).
Разделение на служилое и тягловое сословие сыграло основополагающую роль в социальном развитии Московской России. По одну сторону, разделявшей их границы стояли люди, работавшие непосредственно на правителя и составлявшие часть его двора. Как сословие в целом служилые люди пользовались весьма реальными материальными преимуществами. Наиболее ценными из них была монополия на землю и на крепостных.
По другую сторону стояли мужики, не имевшие ни личных прав, ни экономических преимуществ, кроме тех, которые им удавалось приобрести в обход закона. Их делом было производство товаров и поставка рабочей силы, требуемых для содержания монархии и ее слуг.
В формах феодальной поземельной собственности и правовом статусе основных группировок господствующего класса продолжали развиваться тенденции, появившиеся еще в 1 половине XVI в.
Главе государства (с 1547г. царю) принадлежали как и раньше, дворцовые и чернотягловые (государственные) земли. Законодательство этого времени довольно четко (особенно Соборное Уложение 1649 г) определила различие названных форм феодальной собственности. Дворцовые земли - собственные земли царя и его семьи. В 1627 г. был издан спец. указ, закрепивший дальнейшую раздачу дворцовых земель в вотчины или поместья.
Верхушка феодальной знати носила звание «баре», что означало уже и придворный чин, жаловавшийся царем. Другая группа феодалов называлась «служилыми людьми» дворянами. Продолжался дальнейший процесс ограничения прав и привилегий старой феодальной знати.
Введение обязательной службы для всех землевладельцев имело далеко идущие последствия для дальнейшей истории России. Оно означало не более и не менее как упразднение частной собственности на землю, а поскольку земля в России оставалась основным источником богатсва, конкретным результатом этой меры явилось практическое исчезновение частной собственности на средства производства. Это произошло как раз в то время, когда Западная Европа двигалась в противоположном направлении.
Сочетание самодержавной политической власти с почти полным контролем над производительными ресурсами страны сделало московскую монархию столь могущественным учреждением.
Чтобы довести до конца процесс экспроприации, оставалось еще разделаться с боярами, владевшими крупными вотчинами в центр, областях Московии. Это сделал Иван Грозный. Царь этот безусловно страдал психическими расстройствами, и было бы ошибкой приписывать рациональную цель всем его политическим мероприятиям. Он казнил и пытал, чтобы изгнать обуявших его духов, а не из намерения изменить направление русской истории. Однако вышло так, что люди, стоявшие у него на дороге, более всего мешавшие ему и доводившие его до приступов слепой ярости, принадлежали к родословным фамилиям, владевшим вотчинами в Москве и ее окрестностях. Уничтожив такое их множество, Иван без всякого на то умысла изменил соотношение сил в русском обществе и наложил глубокий отпечаток на его будущее.
В 1550 г Иван сделал невиданное дело: он пожаловал поместья в окрестностях Москвы 1064 «детям боярским», большинство из которых были обедневшими дворянами, а многие и потомками холопов. Таким шагом он даровал им почетное звание «московских дворян», до того предназначенное лишь родословным боярам. В этом прозвучало прямое предостережение древним родам.
В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земщину, т.е. обычные, и опричные (от «опричь» - кроме, т.е. кроме, особо, отдельно). Иван IV в 1565-1572 гг. в политических целях выделил для непосредственного управления «государев удел» с особой территорией, войском и государственным аппаратом – опричнину, отделив её от земщины. Сюда вошли юго-западные земли, наиболее развитые в хозяйственном и политическом отношении. Всё управление на опричных землях было сосредоточенно в руках царя, земщиной управляла Боярская Дума.
Весьма существенные изменения происходят с самими понятиями «вотчина» и «поместье».
Вотчинное землевладение становится условным (т.е. было связано с обязанностями служить царю). Вотчины делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие.
Дворцовые вотчины формировались из еще не основанных никем земель или из частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего как результат приобретений, осуществлявшихся в ходе различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию.
Церковные вотчины. К их источникам относились. Кроме пожалований и захвата пустошей, еще и дарение. Завещание со стороны частных лиц.
Специфическим способом передачи земли от частных лиц церкви были обязательные вклады в монастырские владения при поступлении самих бывших собственников в монахи. Церковники стремились к усилению своего влияния.. В 1589 г. в России учреждено патриаршество. Патриархи избирались на церковном Соборе, но утверждались царем. Это усиливало притязания церкви на власть. Эта тенденция особенно сильна в начале и середине XVII в., когда патриархом стал отец Михаила Романова Филарет, а затем Никон, пользовавшийся большим влиянием и стремился всячески усилить и экономические, и политические позиции церкви, установить ее верховенство над светской властью. Конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем закончился победой последнего. В 1666 г. Никон лишен сана и отправлен в монастырь.
Размеры церковного землевладения достаточно быстро увеличивались.
В 1551 г. состоялся Стоглавый собор («Стоглав») – собрание иерархов русской православной церкви, решения которого были сведены в 100 глав, согласно которому монастырям разрешалось приобретать и продавать земли только с церковного дозволения.
Кроме этого Стоглавый собор запретил монахам употреблять водку, дозволил пить квас и виноградные вина, а также предписал старшим священникам следить за тем, чтобы рядовые священники («и сквернословили бы в церкви и во святой алтарь не входили и до кропролития не билися»).
На Соборе в 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил также приобретения по завещанию, купчим и закладным грамотам. В судебное уложение 1649 г. запретило «увод земель лицами, уходящими в монастырь».
Следующим этапом в процессе ограничения церковного землевладения стали попытки секуляризации (т.е. передача земли светской власти) церковных земель, проводимые Иваном IV и Александром I. Таким образом, государство стремилось поставить церковь в положение занимает от волеизъявления государя.
Ограничивалась и церковная юрисдикция. Из нее исключалось дело о таких преступлениях, поступках, совершаемых духовными лицами как государственные, о душегубстве, разбое. Уголовная ответственность за преступление против религии и церкви предусматривалась согласно Соборному уложению 1649 г. светскому законодательству. Им же определились и преступления против нравственных, семейных устоев, ранее попадавших под церковную юрисдикцию. Для суда над духовенством по делам, не связанным с религией был создан Монастырский приказ, ведавший сбором некоторых податей с монастырских земель.
Общинные земли. Находились во владении, пользовании и распоряжении субъекта - волости или посада (городской общины). Свидетельством права распоряжения земель являлись факты раздачи ее новым поселенцам.
По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные.
Родовые вотчины. В XV - XVII вв. за отдельными представителями рода оставалось только право пользования и владения, а право распоряжения принадлежало роду. Отдельный член рода мог отчуждать родовое имущество только с согласия на это всех родителей.
В случае отчуждения ее без такого согласия родичи имеют право иска против распорядившегося своей частью сородича. Родственники имеют право преимущественной покупки отчуждаемой вотчины. Право родового выкупа формируется в законодательстве с сер.XVIв. судебник Ивана IV установил 40-летнюю давность для выкупа, на практике если о выкупе принимались и через более продолжительное время. Обыкновенно выкуп совершался по той цене, по которой совершена была сделка продажи.
Купленные вотчины - недвижимые имущества, приобретенные частным лицом у сторонних (а не у родичей).
Права лиц на благоприобретенные имущества выше прав на родовое имущества. Между родовыми и купленными вотчинами была та разница, что в отношении к последним родственникам не принадлежало право выкупа.
Жалованные вотчины. Физическое лицо может приобрести имущество своими заслугами. Способ совершения пожалования состоял в выдаче жалованной грамоты и затем отказа. Пожалования были от государства, которое ограничивало права собственников. В целом пожалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, а в начале XVII в. государство уравняло правовое положение жалованных вотчин с родовыми.
Поместья. Поместное землевладение. За службу давалась земля. Права поместного землевладения в рассматриваемый период постепенно расширяются. Так, в 1618 г. установлено, что поместья, принадлежащие убитым на войне или пропавшим без вести, оставались у жен и детей, а при отсутствии таковых передавалась роду и племени прежних помещиков.
Первоначальным и обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15 лет. Постепенно передача поместной земли по наследству становилось общим явлением, причем к наследственным поместьям стали привлекать боковые линии родства, женщины получали с него «на прожиток».
Вместе с тем распоряжение этим имуществом (поместьем) было связано с рядом ограничений. Например, вплоть до Соборного уложения разрешался только обмен поместья на поместье, с 1648 г. был запущен обмен поместья на вотчину с санкции государства. К концу XVII в. установилась практика обмена поместья на «денежные склады» («кормовые деньги»), что в скрытой форме означало уже фактически куплю-продажу поместий.
Официально продажа поместий (за деньги) была допущена в XVII в.
Служилые люди (дворяне) получали право покупки вотчины. Бояре, как и дворяне надеялись поместной землей. Позже дворян стали наделять землей на правах вотчины. Царским указом поместные земли могли переводиться в вотчины. Все это свидетельствует об интенсивном сближении вотчины и поместья, уравнении в правах барской знати и поместного дворянства, консолидации господствующего класса феодалов в единое сословие
Феодалы имели множество привилегий; им принадлежало право занимать чиновническую должность в приказах. В 1640 г. было запрещено принимать в подьячие духовных, посадских и пашенных людей.
Крестьяне. Во второй половине XVI - первой половине XVII вв. происходит интенсивный процесс закрепощения крестьян, чему способствовало укрепление государственного аппарата, создание специальных органов по борьбе с беглыми крестьянами, «мелкими» людьми. (Разбойный приказ, губные избы). Судебник 1550 г. повторил статью Судебника 1497 г. о «Юрьеве дне», но увеличил взимавшуюся с крестьян плату за выход.
В 1580 г. был издан указ о заповедных летах, т.е. сроке в течении которого в ряде районов Русского государства крестьянам запрещался уход от своего феодала в Юрьев день. С 1581 г. – начинается перепись крестьян (завершенная в 1592 г.), создавшая юридические основания для поиска беглых.
А в 1597 году издается указ об «урочных летах», устанавливавший пятилетнюю давность сыска беглых. В 1607 году «урочные лета» увеличились до 15 лет – ответ на крестьянскую войну под руководством И. Болотникова (1606-1607).
Соборное Уложение 1649г. зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян и отменило «урочные лета». Беглых возвращали независимо от срока вместе с семьей и всем имуществом. Процесс закрепощения охватывал и государственных, и дворовых крестьян, и монастырских.
Все больше сближались по своему положению с крепостными крестьянами холопы и кабальные люди. Полных холопов к концу XVI в. было уже немного, зато широко распространялось кабальное холопство. Кабала - письменное обязательство, приводившее к потере свободы. Использовалось для установления фактической крепостной зависимости. В соответствии с кабальным договором должник либо выплачивал проценты, либо погашал эти проценты службой. Землевладельцы переводили часть своих холопов и кабальных людей «на землю» и положение переведенных мало, чем отличалось от крепостного крестьянства.
Борьба с побегами крестьян была важнейшей задачей Уложения и прежде всего его XI главы. Крупной вехой на пути достижения этой цели в ответ на требования дворянства вотчин и поместий с крестьянами, актов сделок на крестьян между их владельцами и т.п. В порядке борьбы с побегами крестьян Уложение стремилось исключить возможность получения ими убежища. В гл. XI, ст.9 говорится о запрете «впредь (после Уложения) отнюдь никому из чужих крестьян не принимать и за собой не держать». Соответственно устанавливалась ответственность за прием беглых и определялась санкция – в качестве возмещения государственных податей и помещичьего дохода, за каждого беглого крестьянина и бобыля назначался штраф в размере 10 рублей в год в пользу истца (гл. XI ст.10).
Крепостное право включало две формы прикрепления непосредственного производителя: прикрепление к земле – к феодальному владению и прикрепление к личности феодала – к вотчиннику и помещику. На протяжении истории крепостного права в России соотношение этих форм прикрепления менялось.
По основной массе дел дееспособность крестьян была ограничена (за них «искали» и «отвечали» помещики), но в уголовных делах они оставались субъектом преступления. Как субъект права крестьянин мог участвовать в судебном процессе в качестве свидетеля, быть участником повального обыска. В гражданско-правовой сфере он мог предъявлять материальные иски в пределах 20-ти рублей. В факте возмещения за бесчестье и увечье, предусмотренного Уложением, крестьянин наряду с другими сословиями получил признание – определенный комплекс гражданских прав, присущих низшему классу - сословию этого общества. Крестьянин, по Уложению, обладал определенной право- и дееспособностью. У черносошных крестьян объем этих прав был больше, чем у частновладельческих.
Городское население.
С увеличением численности городского населения происходила его дальнейшая социальная дифференциация. Городская знать обладала рядом привилегий: ведала раскладкой и сбором тягла со всего посадского населения; имела право участвовать в заседаниях Земского собора; избирать земские избы.
Крупные купцы (гости) – звание, которое жаловалось царем – могли покупать по царскому разрешению земельные владения, получали звания думных дьяков. Закон предусматривал повышение ответственности за оскорбление их чести.
К середине 17 века сложилась определенная сословная группа «посадские люди»: включает гостей, гостиную сотню, суконную сотню (купцы обладали лучшими капиталами по сравнению с гостями), черные сотни и слободы. Гостей и торговцев не было много. В 1649 году гостей 18 человек, в гостиной сотне 158, в суконной 116.
Посадские люди делились на лучших, середних и молодших. Гостями гостиных и суконных сотен царь назначил представителей так называемых черных сотен Москвы и провинциального купечества, то есть наиболее знатную и разбогатевшую часть торгово-ремесленного населения. Платили подати: прямая государственная подать, стрелецкая, ямские деньги, полоняночные деньги.
В большинстве городов посадское население было сравнительно немногочисленным. Всего лишь 10 процентов дворов в городах были «черными», то есть свободными от частновладельческой зависимости.
Значительная часть дворов принадлежала духовным и светским феодалам, освобожденным от государственного тягла, и назывались «белыми слободами». Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Несла от этого ущерб и царская казна (меньше платили подати).
В 1648 году в Москве произошло восстание недовольных новыми поборами. Земский собор удовлетворил часть требований посадских людей о ликвидации «белых слобод».
Соборное Уложение 1649 года в основном решило эту проблему, закрепив монопольные права посада на ремесло и торговлю, включив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население. Указ 1658г. предусматривал жесткое наказание за самовольный переход из одного посада в другой.
Делались первые шаги для устранения конкуренции иностранных купцов с русским купечеством путем протекционизма (покровительства). В 1627 году было решено не пускать в Москву торговать иностранцам без разрешения царской жалованной грамоты.
В 1643 году указ о запрещении иностранцам покупать, а русским людям продавать и закладывать иностранцам дворы в Москве и загородных слободах. В 1653 году для иностранных торговцев уставом специально повышали пошлины. В 1667 году новоторговый устав запрещал вести розничную торговлю в пределах России: только в пограничных городах, но только по особому разрешению и за высокие проезжие пошлины.
Таким образом, государственная централизация сопровождалась оформлением, консолидацией сословий в российском обществе XVII в. Сформировалось четыре основные социальных группы, права и обязанности которых уже определились: служилые люди (бояре, дворяне, окольничьи, дети боярские и др.), посадские тяглые люди, сельские тяглые люди (крестьяне), холопы.


Вопрос 2. Государственный строй в период сословно-представительной монархии.
Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате, важнейшим из которых было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.
В отличие от раннефеодального государства теперь становится возможной только одна форма правления – монархия, причем статус монарха меняется: Иван IV провозглашает себя царём, и этот титул – не простая формальность, а выражение действительного роста силы монарха. В то же время царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы (высшего совета при князе, а с 1547 г. при царе), значение которой хотя и имеет общую тенденцию к снижению, всё же достаточно велико, чтобы ограничивать монарха. Ничего принципиально не изменила здесь даже опричнина, она не уничтожила значение Боярской думы как высшего органа государственной власти – пусть и сильно пострадавшего (из 33 бояр – членов думы 15 были казнены, 3 насильно пострижены в монахи) и изменившегося по своему составу, пополнившемуся представителями дворянства и приказной бюрократии – думными дворянами и думными дьяками. Однако на изменение своего социального состава в сторону значительного увеличения представительства дворянства, Боярская дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии.
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла, а в 1610 г., когда в результате борьбы между боярскими группировками последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, к Боярской думе временно перешла вся полнота власти. На протяжении некоторого времени государством фактически управляло семь влиятельных бояр, что в истории получило название «семибоярщины».
При Боярской думе было создано специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступивших в неё дел образовывались комиссии из бояр, думных членов и дьяков. Создание некоторого чиновно-бюрократического аппарата давало возможность более эффективно решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.
Принципиально новым высшим органом государства стали Земские Соборы – высшие сословно-представительные учреждения Российского государства, включавшие членов Освещенного собора, Боярской думы, «государства двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Через земские соборы царь привлекал к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху также для поддержания крупных мероприятий – введения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари опирались на земские соборы, могли проводить через них соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.
27 февраля 1549 года фактически был создан первый Земский Собор. Он не стал постоянным органом и впоследствии собирался по необходимости несколько раз в 1565, 1584, 1589 гг. Последние Земские Соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651, 1653 гг. Во второй половине 17 века окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, уже могла обходиться без созыва этого учреждения. Какого-то специального закона о Земских Соборах не было. Организованных выборов в Земские Соборы не было, нормы представительства от различных сословий не определены. Дворяне обычно составляли большинство Земских Соборов, особенно столичное дворянство, горожане до 20%.
Каждая сословная часть Земских Соборов обсуждала поставленные вопросы (в1642 г – 192 депутата) самостоятельно и выносила своё суждение. Решение должны были принимать всем составом. Продолжительность заседания Земских Соборов различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев, лет. (Земский Собор 1613 – 15 гг. избравший Михаила Романова, Собор 1648 – 49 гг. Соборное Уложение). Решения Земского Собора оформляются принятием специального Соборного документа-приговора.
Ни созыв, ни решение Земского Собора формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянства и богатых посад, кругов. Фактически Земский Собор и Боярская Дума в какой-то мере ограничивали власть царя. Они были нудны правительству, потому что оно вообще, и после смуты особенно, мало знало о положении в провинции.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов, где в период её становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам – тем более, что в рассматриваемое время произошла реорганизация армии. Основу её в результате составили дворянская конница и стрелецкое войско, появившиеся в результате реформы Ивана IV, вызванный развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Стрелецкое войско состояло из стрельцов – служилых людей в Русском государстве, подразделявшихся на выборных (позднее московских) и городовых. Московские стрельцы несли караульную службу в столице, охраняли царя, принимали участие в военных действиях. Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, находились в ведении местных воевод. Состоя в постоянном войске, стрельцы были обучены, имели одинаковое обмундирование, вооружались огнестрельным оружием. Стрельцы жили слободами, получали за службу денежное и хлебное жалование и наделялись землей, находившейся в вотчинном владении. Служба стрельцов была пожизненной и наследственной. В связи с созданием стрелецкого войска был образован специальный Стрелецкий приказ.
Общегосударственное войско, кроме великокняжеского двора, бывшего при князе постоянно, собиралось в случае войны или раз в два-три года. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов: всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми.
Итак, в середине 17 века, когда явились первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству, в основном, местом для деклараций, даже внутриполитических. Что касается присоединения Украины, то решение это было принято правительством уже в феврале-марте 1653г., в то время как собор занимался этим вопросом только в мае и был использован для санкционирования в октябре, не имея возможности внести свои отличные предложения.
В середине 17 века правительство укрепилось. Утвердившемуся самодержавию не нужна законодательная инициатива народа.
В Московской Руси сословий, подобно западным, не было, в чинах были представлены сословные качества. Петру I и соборы больше не нужны были, он нашел другие средства узнавать о состоянии страны. Вот почему Земские Соборы бесследно исчезли.
Встречающееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины 16 – середины 17 вв. как «сословно-представительская монархия» вызывает недоумение: разве в России к середине 16 века уже сформировались сословия? Или, может быть, так называемые «земские соборы» представляли местные общества, избирались по какому-либо принципу населением? На самом деле, о сословиях можно говорить не ранее, чем с 17 века, именно тогда различные социальные группы осознают свои особые интересы и начинают за них бороться. Но и в 17 веке на соборах преобладали, как правило, московские чины. А самое главное – соборы так и не стали законодательным органом, они не делили власть с царем и боярами, и не пытались это делать.
Когда в период Смуты реальную власть в стране принял на себя «Совет всея земли», земские люди словно тяготились правительственными обязанностями и поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти, как чужую для них тяжелую ношу. Это «самоустранение земщины» (выражение И.Л.Андреева) и стало главной причиной восстановления самодержавия после Смуты.
Итак, слабость общества, его правовой и политический инфантилизм, неготовность и нежелание взвалить на свои плечи постоянную ответственность за судьбы страны – всё это стало почвой, на которой выросло самодержавие, превратившееся в 16-17 вв. уже в традицию.
Слабостью московской системы управления был параллелизм, дублирование одних и тех же функций разными должностными лицами и учреждениями. Наряду с Земской думой существовала и Опричная, действовали свои приказы.
В рассматриваемый период продолжала развиваться и усложненная система приказов – органов центрального отраслевого управления.
Местное управление.
Существовавшая ранее система кормления постепенно отменялась и заменялась организацией губного (как округ) и земского самоуправления.
Воеводы – во многих уездах и городах правительственной властью назначены. Воеводы являлись административной властью (контролировали сбор податей, ведали судом, полицией) и военной (командовали вооруженными силами). Им подчинялось местное самоуправление и городовые приказчики.
Таким образом, к середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы.


Вопрос 3. Соборное Уложение 1649 г.
Важным памятником права этого времени является Соборное Уложение 1649г., кодекс, определивший в значительной мере правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия.
Непосредственной причиной создания Уложения 1649г. послужило восстание 1648г. в Москве и обострение классовых и сословных противоречий.
В связи с недостатком земельных владений и «скудостью государева жалованья» выражал свое недовольство и «мелкий служилый люд», посадское население, которое в 1648г. подняло восстание в Москве против эксплуатации и притеснений местной городской административной власти, требуя выдачи Л.С.Плещеева, выдавшего Земским приказом, П.Т.Траханиотова, главу Пушкарного приказа. Их, а также думного дьяка Н.Чистого, предполагаемого инициатора соляного налога, казнил народ.
Как свидетельствует летопись, восставшие «разбивали» боярские и купеческие дворы, например, богатого гостя Василия Шорина. Восстание носило классовый характер, направленный против бояр, знати, высших чиновников и крупного купечества
Заметный рост законодательной деятельности, стремление законодателя подвергнуть правовой регламентации возможно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни.
Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550г. до Уложения 1649г. виден в следующих данных: за 37 лет с 1611г по 1648гг. было принято 348, а всего за 1550-1648гг. – 445 указов.
10 июня московские дворяне, дети боярские, торговые люди, гости, купцы гостиной и суконной сотен подавали царю челобитную с требованиями созыва Земского Собора и упорядочения законодательства и составления новой Уложенной книги или кодекса законов, чтобы покончить с коррупцией приказной администрации, тяжкими притеснениями с ее стороны. Оградить их права законом.
Служилые люди Русского государства требовали пересмотра существующего законодательства, главным образом по вопросу о службе, землевладении и судопроизводстве.
Одной из причин являлись неупорядоченность и запутанность законодательства, влекущие судебные «московские волокиты», больно ударявшие по широким кругам дворянства и посадских людей.
Соборное Уложение 1649 г.
16 июля 1648г. был созван Земский Собор, на котором была рассмотрена челобитная о составлении Уложения, «чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Для выработки Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н.И.Одоевским. В нее вошли князь С.В.Прозоровский, окольничий князь Ф.Ф. Волконский и 2 дьяка – Гаврила Леонтьев и будущий историк Федор Грибоедов. В задачу комиссии входило: из прошлого законодательства – правил апостолов и святых отцов, из указов прежних русских царей и боярских приговоров – выписать статьи, которые «пристатны к государственным и земским делам», «и те государственные указы и боярские приговоры со старыми судебниками справить». По тем же вопросам, на которые «в судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написать и изложить по его государеву указу общим советом».
Комиссия Н.И.Одоевского сразу же приступила к работе по сбору прошлого законодательства и в сравнительно короткий срок, в 2,5 месяца составила первоначальные вариант Уложения. Законодательный материал для комиссии собирали и копировали приказы.
Принятие Соборного Уложения.
По совету патриарха и боярскому «приговору», царь дал указания для рассмотрения и утверждения Уложения избрать на Земский Собор от стольников, стряпчих, дворян московских и жильцов – по 2 человека, а также со всех городов от дворян и детей боярских, кроме Новгорода, по 2 человека; а из новгородцев с пятины – по 1 человеку. От гостей - по 3 человека, из гостиной и суконной сотен по 2 человека, а из «черных» сотен и слобод и городов с посадов по 1-му человеку.
1 сентября 1648г. собрался Земский Собор расширенного состава с участием представителей посадских людей; крепостные крестьяне и тяглые люди посада на нем не были представлены. 3 октября согласно предисловию к уложению. Началось слушание проекта кодекса на Соборе в обеих его палатах: в Верхней были царь, Боярская Дума и Освященный Собор; в другой, получившее официально название «Ответной палаты», - выборные люди всяких чинов под председательством князя Ю.А.Долгорукова.
В статьях Уложениях были отражены требования, выдвинутые в челобитных, поданных до 1 сентября (об отмене «урочных лет»), а также положения от 30 октября и 25 ноября (например, о посадских людях). Но далеко не все статьи Уложения были написан на основании челобитных, многие из них составлены по источникам, отчасти перечисленным в предисловии, отчасти не вошедшим в этот перечень (например, Литовский статус). Обсуждение проекта нового Уложения длилось четыре месяца. Значительным изменениям подвергся проект нового закона, при обсуждении его в «Ответной палате».
29 января 1649г. завершено было составление и редактирование кодекса. Это была, видимо, и дата окончательного его утверждения Земским собором и царем. Первоначально Уложение было написано на свитке. Печатание его началось 7 апреля 1649г. и закончилось 20 мая. Отпечатано было 1200 экземпляров. В продажу по цене 1 рубль Уложение было пущено по 1183 книги. 9 книг преподнесены царю, 3 книги – патриарху и 5 экземпляров – справщикам.
В предисловии к Уложению приводятся официальные источники, которые использовались при составлении Уложения:
«Правила святых апостолов и святых отцов», то есть церковные постановления вселенских и поместных соборов;
«Градские законы греческих царей», то есть византийское право (ссылка была вызвана лишь желанием московских царей придать «авторитетность их законодательной деятельности», ибо основы византийского права были известны на Руси еще со времен Древнерусского государства);
указы, судебники прежних великих «государей, царей и великих князей российских»;
боярские приговоры;
«Указные книги» московских приказов;
Литовский статус 1529г., о чем свидетельствуют помехи на полях рукописи Уложения. Однако, как справедливо указывает профессор С.В. Ючиков, сам Литовский статус основывался на началах Русской правды, был написан на русском языке, то есть являлся «системой русского права».
Уложение было первым печатным памятником русского права. До этого обычной формой оповещения законов было оглашение наиболее важных из них бирючами или приказными дьяками на торговых площадях и в храмах. Издание Уложения явилось в данном случае важной вехой.
В 17 и в начале 18 в. было сделано несколько переводов кодекса на иностранные языки, что свидетельствует о значении Уложения.
В отличие от прошлых русских законодательных памятников Уложение 1649 г. имеет не только неизмеримо большой объём, но и наиболее сложную и строгую систему построения. Оно состоит из 25 глав, разделённых на статьи, общее количество которых составляет 967. Главам предшествует краткое введение, содержащее официальное объяснение мотивов и истории составления кодекса.
Главы I – IX содержали статьи о государственном праве, здесь охранялись православие, личность государя и честь государева двора, преследовалась подделка государственных актов и монет; содержались правила о паспортах, о военной службе, о выкупе пленных и о путях сообщения.
Главы X – XV излагали законы о судоустройстве и судопроизводстве.
Главы XVI – XX формулировали вотчинное и поместное право и право на холопов.
Главы XXI – XXII – содержали уголовные законы.
Главы XXIII – XXV - положение стрельцов и казаков, а также питейных заведений.
Содержание Соборного Уложения отражало все важные процессы в общественно-политической жизни России 17 в. Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Казуальность в изложении норм и права ещё не преодолена. Законодательство, принятое после Соборного Уложения обобщалось в так называемых новоуказных статьях. К 1669 г. Относятся новоуказные статьи о «татебных, разбойных и убийственных делах» и 1667 г. новоуказные статьи о поместьях и вотчинах. В 1653 г. был принят торговый устав, а 1667 г. – новоторговый.
Вещное право.
Существовали три основных вида феодального землевладения.
I вид – собственность государства или непосредственно царя. Сюда входили дворцовые земли, а также земли чёрных волостей, которые раздавались за службу царём.
Бояре и дворяне имели условное право на землю. Они могли владеть и пользоваться землей только при условии их добросовестной службы государству, царю.
II вид – вотчинное землевладение (условное), но всё же вотчины имели иное правовое положение, чем поместья. Феодал мог не только владеть и пользоваться вотчиной, но также и распоряжаться ею. Вотчины передавались по наследство. Существовали 3 основных вида вотчин: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные. Законодатель заботился о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим было предусмотрено право выкупа родовых вотчин. Если феодал продал вотчину, то в течении 40 лет за его родственниками сохранялось право выкупа. Подобная норма вводилась с целью обеспечения того, чтобы родовые вотчины не распылялись, а сохранялись в виде единого земельного массива, находившего во владении определенного боярского рода.
III вид – поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением лица, несшего службу. Оно не могло передаваться по наследству. Первоначально запрещалось мена поместьями, их нельзя было продавать. Однако различие между вотчинами и поместьями постепенно стирались. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нёс службу. Соборное Уложение установило, что помещик, покинувший службу по старости или болезни, его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». XVI (ст. 13, 32, 22, 30, 31, 23, 85). Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях:
стороны заключали между собой меновую запись;
стороны обязывались эту запись представить в Поместный приказ с человека на имя царя.
Обязательное право.
Как и прежде, широкое распространение получили договоры купли- продажи, мены, займа, поклажи (сдача на хранение имущества) и др. Соборное Уложение 1649 г., стремясь облегчить положение должников (особенно дворян), запретило взыскивать проценты по займу, считая, что таковой должен быть безвозмездным. Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет, частичная уплата долга прерывала течение давности. Несмотря на запрещение, взыскание процентов по договору займа фантастически продолжались.
Законодательства предусматривало порядок заключения договоров. Наиболее крупные сделки оформлялись крепостным порядком, при котором документ, удостоверяющий сделку, составлялся площадным подьячим при обязательном участии в этом не менее двух свидетелей.
Законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда.
Различались две причины несостоятельности должника: несчастный случай неправомерные действия должника. Соборное Уложение 1649 г. установило предельные сроки – не свыше 3-х лет для отсрочки уплаты долга.
Устанавливалась ответственность за причинения вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу.
Брачно-семейные отношения.
Брак начинался с предварительных действий, определяющихся как «Сговор» или «свод» (обручение). Этот договор оформлялся нотариально, его не соблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплаты неустойки. Сторонами в договоре были родители или опекуны брачующихся. Свободному волеизлиянию будущих супругов закон не придавал особого значения. Отчасти этому способствовал и крайне невысокий возрастной ценз для брачующихся (Стоглав: муж 15 лет, жена – 12 лет). Законодательство и практика 16 – 17 вв. допускали для одного мужчины определенное количество браков. При этом лишь при первом браке осуществлялось церковное венчание, II и III-й получал благословение. До принятия Соборного Уложения 1649 г. Закон признавал и IV брак (Хотя на практике количество их достигал 7 – 10). Соборное Уложение отвергло закону силу четвертого брака: вдова и её дети не получали наследство от умершего мужа и отца. Разрешение на брак давал епархиальный архиерей. Основной причиной прекращения брака являлось физическая смерть. Основным поводом для расторжения – прелюбодеяние. Потоп и разграбление, тюремное заключение не прекращали брака, более того жена и дети несли ответственность совместно с главой семейства. Однако длительное отсутствие одного из супругов, неспособность мужа к супружеской жизни или бесплодие жены, длительная и тяжёлая болезнь, отход одного из супругов в монастырь могли стать поводом для прекращения брачных отношений.
Внутри семейного союза определённым преимуществом наделял мужа. Власть его над личностью жены выражалась, в частности, в сохранившейся с древних времён праве и закладывать её, и отдавать по служилой кабале в работу на прокорм.
Муж имел право наказывать жену, причём закон, обращал внимание главным образом на то, чтобы болезненного наказания не превращать в членовредительство.
Своеобразным суррогатом родительской власти являлась власть опекуна. Опека устанавливалась в отношении малолетних детей или при выходе матери замуж (или её смерти). Опекуном обычно становились ближние родственники. Власть опекуна была регламентирована сроком до совершеннолетия детей (до 15 лет – совершеннолетие).
Наследственное право.
Независимо от источника (принесённое супругом или совместно нажитое в браке) семейное имущество передавалось наследникам.
Чтобы гарантировать сохранность приданого жены в интересах общесемейного бюджета, муж вносил своеобразный залог, «вено» обеспечивая третьей частью своих имуществ эту сохранность в бездетном браке. После смерти мужа вдова владела имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплатят ей стоимость внесённого его приданого.
Если при заключении брака муж входил в дом жены, то обязательство приносить приданое ложилось на него.
В 17 в. порядок имущественных отношений супругов существенно изменился. Было ликвидировано право вдовы на пожизненное владение родовыми и выслуженными вотчинами умершего супруга. Однако, вдова, имеющая несовершеннолетних детей, оказывалась распорядительницей всех имуществ, оставленных мужем. Такое стеснение имущественных прав жены отражало общую тенденцию на возрастающие роли недвижимости в обществе.
После смерти мужа жена отвечала по долгам, но не как наследница имущества, а лишь как жена (в отличии от боковых родственников - наследников).
По долгам мужа жена отвечала всем своим имуществом, а не только долей из общей семейной собственности.
Права родителей по отношению к детям распространялись достаточно широко, право помещать в монастырь, отдачи в услужение (а раньше и в холопство), наказывали их. Если Домострой ограничил права мужа наказывать жену, то в отношении детей эти права практически не ограничены. Соборное уложение вместе с тем запрещало принимать от детей жалобы на их родителей.
Юридический статус мужа определял статус жены: если женщина выходит замуж за дворянина, станет дворянка, за холопа – холопкой.
Уголовное право
Уголовные репрессии опричнины положили начало принципиальным изменениям в развитии уголовного права. Безудержный террор продолжался до конца жизни Ивана IV, и этого времени было достаточно для укоренения в обществе гипертрофированных взглядов на уголовное законодательство и вседозволенность действия властей. За два десятилетия террора (1565-1584) выросло целое поколение молодых людей, перед глазами которых происходили бесчисленные казни. Этого вполне достаточно деформации человеческой психики и правосознания. На уголовную политику опричнины громадное влияние оказала личность Ивана IV. За несколько десятилетий до опричнины произошло столкновение массовой преступности, вызывавшее усиление карательной деятельности.
Со смертью Ивана IV начался во многом специфический этап развития уголовного и карательной политики.
Первые годы правления Годунова (1598 – 1690) произошли важные изменения в правовой сфере. Были сделаны уступки всем социальным группам. Их важнейшее звено составляли преобразования в судебной и карательной политике. Последовала масштабная амнистия и «клятвы» по ограничению смертной казни. Царь дал обет в течение пяти лет никого не казнить, издал новые законы и постановления. Последовали мероприятия по ограничению пьянства и торговли вином. Годунов положил начало гибкому уголовно-правовому курсу.
Жестокость репрессий возобновилась и получила питательную почву в военных условиях Смуты. Террор получил открытую свободу. Падало значение закона.
Идея укрепления «правды» и законности занимала важнейшее место в идеологии начало XVII в. Она нашла реальное воплощение в государственных актах, где были закреплены правовые гарантии против злоупотребления короны.
Уголовное законодательство получило достаточно емкое и разностороннее в освещение в Уложении 1649г. В нем получило дальнейшее развитие и уточнение понятие преступления. Под ним стали понимать всякое противление царской воле, нарушение предписаний и в то же время нарушение правового порядка, установленного государством.
В литературе считается, что для обозначения понятия преступного использовался термин «лихое дело», под которым подразумевалось тяжелое преступное деяние с ущербом для интересов государства. Однако в XVII в. тяжкие преступления чаще обозначали термином «воровство»; впервые закрепленном в Судебнике 1589г. Воровство означало нанесение двойного вреда государству: политического и имущественного. Со временем произошло перемещение этого понятия в сферу имущественных посягательств.
Субъект преступного деяния
а) Уголовная ответственность распространена на всех, в том числе на холопов.
б) Прямого закона о возрасте в уголовном праве не было, но согласно кормчей, от уголовной ответственности освобождались дети до семи лет и сумасшедшие. Несовершеннолетние свыше семи лет подлежали уголовному преследованию, но за преступления, за которые полагалась смертная казнь, подвергались другим, смягченным наказаниям.
Впервые в Соборном Уложении были предприняты попытки провести деление деяний на умышленные, неосторожные и случайные. Неосторожность ненаказуема.
Впервые в российском законодательстве вводились такие уголовно-правовые понятия, как необходимая оборона (ст. 200 X гл.), крайняя необходимость (ст. 238 X гл.). При обороне требуется настоятельность опасности, но не требуется соразмерность средств обороны с целями нападения; допускается убиение при обороне, как жизни, так и собственности; позволяется убить вора с поличным в своем доме и во время погони за ним.
К учению о состоянии крайней необходимости относится постановление о безнаказанном истреблении чужих животных при защите от них.
Развивался институт соучастия. Уложение различает главного виновника – совершителя преступления и его «товарищей»: инициатора, пособника, укрывателя.
На 1–м месте законодатель поставил преступления против церкви. Специальная глава ( гл.1). На 2-м месте (гл.2) стояли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя и др.) К тяжким деяниям относились также нарушения порядка управления на царском дворе, фальшивомонетчество, подделка царских печатей и др. В законе имелись подробные описания различных составов преступления – воинских, имущественных, против личности.
Хотя право в целом в Соборном Уложении 1649г. было разработано на более высоком уровне, чем в предшествующих документах, все же в нем специально не выделялась общая часть уголовного права, а основное внимание сосредотачивалось на описании конкретных составов преступлений.
Наказания
Ярко выраженной целью наказания в Соборном уложении 1649г. явилось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни были отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифицированная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьем в землю. Применялось оно к жене, совершившей умышленное убийство мужа.
К квалифицированным видам смертной казни относились также сожжение, залитие горла расплавленным оловом или свинцом, четвертование, колесование.
Телесные наказания делились на членовредительные и болезненные. В первом случае осужденным причинялось увечье – отрезали руки, ноги, пальцы, уши, нос, язык, пороли ноздри. Частичное отрезание ушей, и вырывание ноздрей служили средством мечения преступников за разбой и татьбу. Повторное преступление влекло проставление дополнительной меты такого рода. Членовредительным было наказание по принципу тальона. Помимо принципа талиона, членовредительные наказания широко предписывались Уложением по другой системе, в основе которой лежало стремление покарать тот орган человеческого тела, которым совершено преступление: урезание языка за хулу на бога или за непристойные речи, отсечение руки за подлог в судном деле и т. п.
Болезненные наказания состояли в битье кнутом или батогами. Наиболее тяжёлым было битье кнутом. Оно делилось на простое и нещадное, служившее часто замаскированной смертной казнью. Около 100 ст. Уложения содержать представление о наказании кнутом без проставления числа ударов и характера наказания. Такая неопределённость санкции открывала простор для произвола властей.
Следующим по тяжести наказанием было лишение свободы. Оно подразделялось на тюремное заточение и ссылку, причём ссылка окраинные города и другие окраины в отношении разбойников и татей следовало непосредственно за отбыванием тюремного заключения.
Следующий вид наказания лишение чести и чина. Конфискация вотчин, поместий, движущего имущества, убавка оклада и штраф. Штраф, который часто применялся ранее, занимал уже меньше место среди мер наказания.
Процессуальное право.
Различались две формы процесса - состязаний (суд) и следственной (розыск), причём последний приобретает всё большее значение.
По делам о религиозных преступлениях, а также по многим имущественным преступлениям и преступлениям против личности велось предварительное следствие.
Предварительное следствие сводилось главным образам к производству некоторых неотложных действий (задержание подозреваемого, Орест, очные ставки в случае оговоров и др.). При розыске широко применялось повальный обыск, а также пытка. Повальный обыск состоял в опросе окольных людей (не свидетелей) о личности подозреваемого или обвиняемого; они давали оценку личности (хороший или плохой человек, преступник или нет). Особое значение это имело при признании подозреваемого известным лихим человеком, т. е. наиболее опасным преступником, систематически совершавшим преступления. Устанавливалось правила, при котором данные повального обыска имели конкретные юридические последствия. Если большинство опрошенных признавало лицо известным лихим человеком, то дополнительных доказательств не требовалось. К нему применялось пожизненное заключение. Если при тех же условиях тем высказывалось квалифицированное большинство (2/3), то принималась смертная казнь.
В августе 1556 г. Боярская дума приняла приговор о губных делах. В нём определялся перечень лиц, подлежащих опросу. К ним относились только добрые люди: светские и духовные феодалы, зажиточная часть посадского населения и чернотяглового крестьянства. Число участников повального обыска было увеличено до 100 человек (ранее в законодательных актах предусматривалось вначале 5-6 человек, позднее 10-20 человек), Важным процессуальным действием с целью получения признания обвиняемого либо других доказательств (оговор других лиц и т. д.) являлось пытка. Она применялось не только по уголовным делам, но также по некоторым гражданским (например, споры по земельным вопросам и др.). По делам о религиозных и государственных преступлениях пытка применялась ко всем подозреваемым (при наличии доносов или оговоров) независимо от классовой принадлежности. Что касается других дел, то здесь представители господствующего класса имели привилегии. Пытка в этих случаях применялась к ним редко и только после неблагоприятных результатов повального обыска.
Процесс характеризуется развитием старой формы, так называемого суда, то есть состязательного процесса, и появлением новой формы судопроизводства – розыска.
При состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшейся челобитной. Она обычно подавалось в устной форме. По получении челобитной судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Если ответчик уклонялся, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу в таком случае выдавалась «бессудная грамота». Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела.
Несколько изменилась система доказательств. В отличие от «Русской Правды», Судебник не различал теперь послухов и видоков, именуются все послухами. Послухами могли теперь стать и холопы. Доказательством признавало судебный поединок «поле», акты, официальные грамоты, присяга.
Отличительные черты судопроизводства:
существование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при явном преобладании второго над первым;
отсутствие отделения суда от административных органов. Судебная функция была важнейшей задачей администрации;
государственные судебные органы состояли из трех инстанций: а) губные, земские учреждения, воеводы на местах; б) приказы; в) суд Боярской думы и царя;
сословное неравенство в наказаниях;
институт поручительства. Поручители несли ответственность своим имуществом за явку ответчика в суд и исполнение им приговора;
не было соответствия наказания преступлению. Право-привилегия. Классовый характер системы наказаний.
Таким образом, важным источником права этого периода становится Судебник 1550 г., а также Соборное Уложение 1649 г. Именно в Соборном Уложении нашли отражение нормы различных отраслей права.














Заключение
Социально-экономические и политические процессы в XVI в. определили изменения формы правления Русского государства, в котором с середины XVI столетия складывается сословно-представительная монархия. Этот закономерный этап развития феодального государства был характерен для России в той же мере, что и для стран Западной Европы: решение важнейших государственных вопросов вынуждало власть искать поддержку не только у господствующих слоев, но и купцов, богатых ремесленников и городской знати, без чего невозможно было ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни активная внешнеполитическая деятельность.
Сословно-представительная просуществовала в России до второй половины XVII в., когда на смену ей пришла абсолютная монархия – новая форма правления господствующего класса дворян.








13PAGE 15


13PAGE 143315




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615

Приложенные файлы

  • doc 1368540
    Размер файла: 174 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий