Ханбалите о вопросе оправдания по невежеству,сб..


Ханбалите о вопросе оправдания по невежеству,сборник высказываний
Мазхаб имама Ахмада Ибн Ханбаля
http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/43-imam-akhmad-ibn-khanbal 
1. Сказал аль-Марузи:
 
قُلْتُ لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ: إِنَّ الْكَرَابِيسِيَّ يَقُولُ: مَنْ لَمْ يَقُلْ: لَفْظِي بِالْقُرْآنِ مَخْلُوقٌ فَهُوَ كَافِرٌ؟ قَالَ: «بَلْ هُوَ الْكَافِرُ» . وَقَالَ: «مَاتَ بِشْرٌ الْمِرِّيسِيُّ وَخَلَفَهُ حُسَيْنٌ الْكَرَابِيسِيُّ»
 
«Я сказал Абу Абдуллаху – Ахмаду Ибн Ханбалю – Карабиси говорит – кто не говорит что мое произношение Корана сотворено, тот кафир». Сказал Ахмад: «Напротив, он сам кафир! Умер Бишр аль Мариси, и оставил после себя Хусейна аль Карабиси»
 
Источник: "Аль Ибана аль-Кубра", 5/344
 
Вынес ему Ахмад такфир как только услышал о его словах, без разьяснений и развеиваний сомнений.
 
2. Сказал имам Абу Бакр аль-Асрам, ученик имама Ахмада:قال أبو بكر الأثرم:سمعت أبا عبد الله سئل عن رجل صلّى بقوم وعليه جلود الثعالب، أو غيرها من جلود الميتة المدبوغة ؟فقال: إن كان لَبِسَه وهو يتأول:«أيما إهاب دبغ فقد طهر» فلا بأس أن يصلَّى خلفه قيل له:أ فتراه أنت جائزا ؟ قال: لا، نحن لا نراه جائزا لقول النبي صلى الله عليه وسلم:«لا تنتفعوا من الميتة بإهاب ولا عصب». ولكنه إذا كان يتأول، فلا بأس أن يصلى خلفه فقيل له:كيف وهو مخطئ في تأويله؟ فقال: وإن كان مخطئا في تأويله، فليس من تأول كمن لا يتأوّل ثم قال: كل من تأول شيئا جاء عن النبي صلى الله عليه وسلم، وعن أصحابه، أو عن أحدهم، فيذهب إليه، فلا بأس أن يصلّى خلفه، وإن قلنا نحن خلافه من وجه آخر، لأنه قد تأول، من تأول فلا بأس أن يصلى خلفه.قال أبو بكر الأثرم: يعني إذا كان تأويله له وجه في السنة
 
«Я слышал, как имам Ахмад был спрошен о человеке, который читает намаз, и на нём одежда из кожи лис, или другой кожи мертвечины, прошедшей дубление.
 
И он сказал: «Если он одел ее, и он истолковывает слова Пророка: «Какая бы кожа не была дублена – она стала чистой», то нет проблем молиться за ним.
 
Было сказано ему: «Разве ты считаешь это разрешенным?»
 
Он ответил: «Нет, мы не считаем это разрешенным, по причине слова Пророка, мир ему: «Не пользуйтесь ни кожей из мертвечины, ни сухожилиями». Однако, этот человек если истолковывает, и у него тауиль, то нет проблем молиться за ним»
 
Ему сказали: «Как так, ведь он ошибается в своем толковании (тауиле)?»
 
Он ответил: «Даже если он и ошибается в своём толковании. Тот у кого есть ошибочное толкование, не подобен тому, у кого его нет» Затем сказал: «Каждый, кто истолковывает что-то, что пришло от Пророка, мир ему, или от его сподвижников, или от одного из них, и склоняется к этому – нет проблем молиться за ним, даже если мы считаем по другому, опираясь на другой довод. И это потому, что он истолковывает, и кто истолковывает  - нет проблем молиться за ним»
 
Сказал Абу Бакр Ибн аль-Асрам: «Он имеет ввиду такой тауиль, у которого есть весомая сторона в Сунне»
 
Источник: «Ат-Тамхид», 4/170
 
И это важное ограничение от имама Ахмада и его ученика на том тауиле, у которого есть серьезная сторона в Сунне, и это выводит отсюда основы вероубеждений, которые предельно ясны, и им противостоят одни лишь слабейшие шубухаты.
 
И далиль этому – то что Ахмад запрещал молитву позади рафидитов и джахмитов, и если ему случалось молиться за ними – восстанавливал молитву, в то время как они истолковывающие.
 
3. Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
 سَمِعْتُ أَبِي رَحِمَهُ اللَّهُ، يَقُولُ: " مَنْ قَالَ ذَلِكَ الْقَوْلَ لَا يُصَلَّى خَلْفَهُ الْجُمُعَةَ وَلَا غَيْرَهَا: إِلَّا أَنَّا لَا نَدَعُ إِتْيَانَهَا فَإِنْ صَلَّى رَجُلٌ أَعَادَ الصَّلَاةَ، يَعْنِي خَلْفَ مَنْ قَالَ: الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ - سَأَلْتُ أَبِي رَحِمَهُ اللَّهُ عَنِ الصَّلَاةِ، خَلْفَ أَهْلِ الْبِدَعِ، قَالَ: «لَا يُصَلَّى خَلْفَهُمْ مِثْلُ الْجَهْمِيَّةِ وَالْمُعْتَزِلَةِ»
 
"Я слышал, как мой отец, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Кто говорит, что Коран создан - не читается за ним ни джума, ни что другое. Только мы не оставляем посещение джума, и если молился человек за кем-то, кто говорит что Коран создал - он затем повторяет молитву.
 
И я спросил моего отца о молитве за ахлюль бид'а, и он сказал: "Не молятся за ними, если они такие как му'тазилиты или джахмиты"
 
Источник: "Ас-Сунна", 3,4
 
И наряду с тем, что имам Ахмад сказал, что нет проблемы молиться за истолковывающим, он запретил молиться за джахмитами и му'тазилитами, и вынес им такфир, и указало это, что он не считает всякую ошибку и всякое толкование оправданием, и не считает что толкование в основах религии является оправданием.
 
4. Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль:
 
علماء المعتزلة زنادقة
 
"Ученые-мутазилиты - зиндыки!"
 
Источник: "Манакиб аль-Имам Ахмад" Ибн аль-Джоузи, 213, иснад хороший
 
Вынес Ахмад хукм об их выходе из Ислама, а известно, что ученые мутазилиты впали в заблуждение лишь по причине тауиля.
1 Имам поздних ханбалитов, Мансур аль-Бухути аль-Ханбали http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/98-imam-mansur-al-bukhuti-al-khanbali1. Сказал имам аль-Бухути (ум. 1051 г.х.) в шархе "Аль-Икна":
 
( وَمَنْ جَحَدَ وُجُوبَ الْجُمُعَةِ ؛ كَفَرَ ) لِلْإِجْمَاعِ عَلَيْهَا وَظُهُورِ حُكْمِهَا فَلَا يُعْذَرُ بِالْجَهْلِ بِهِ ، إلَّا إذَا كَانَ قَرِيبَ عَهْدٍ بِإِسْلَامٍ أَوْ نَشَأَ بِبَادِيَةٍ
 
"Кто отрицает обязательность джума - является кафиром, по причине иджма вокруг этого, и очевидности ее хукма, и такой не оправдан по невежеству, кроме как если он только что принял Ислам или вырос в отрезанной пустыне"
 
Источник: "Кашшаф аль-кина", 2/125
2 Мазхаб имама Ибрахима аль-Харбиhttp://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/90-imam-ibrakhim-al-kharbi-uchenik-akhmada 
Сказал имам из числа саляф, ученик имама Ахмада, Ибрахим аль-Харби (198 - 285 г.х.), говоря о видах кыяса (суждения по аналогии):
 
أما العبرة التي في معنى الأصل ، فهي نحو قول الله تعالى : فلا تقل لهما أف فكان ما هو أضر منه حراما ، اعتبارا به ، وهذا ونحوه لم يتنازع الناس فيه ، ولا يعذر أحد بجهله والضرب الثاني من العبرة : هو المعاني المتشعبة التي تدرك بدقيق النظر ، وقياس بعضها على بعض
 
"Что касается кыяса, который схож с основой - то это подобно слову Аллаха: "И не говори родителям "Уф!", и согласно ему будет запретным также и то, что вреднее в отношении родителей, чем слово "Уф!" (как например бить их - примеч.). И это, и подобное этому - в этом не разногласят люди, и не оправдан ни один человек по незнанию этого.
 
Что же касается второго вида суждения по аналогии (кыяса), то это глубокие смыслы, которые познаются тонким анализом, и сравнением одних с другими.." 
Источник: "Аль-Факих уаль мутафаккых", 2/230
Имам Ибрахим Ибн Исхак Аль-Багдади аль-Харби. Родился в 198 году хиджры. Из его шейхов – Ахмад Ибн Ханбаль, Сулейман Ибн Харб, Абу Бакр Ибн Аби Шейба, и другие большие имамы. Сказал Исмаил аль-Коды: "Я не видел подобных Ибрахиму!". Сказал Хатыб аль-Багдади: "Он был имамов в знании, главой в аскетизме, знающим о фикхе, понимающим в ахкамах, хафизом хадиса, отличающим его недостатки". Сказал о нём аз-Захаби: "Шейх, имам, алляма, шейх уль-Ислам". См. "ас-Сияр", 13-356
3 Мазхаб имама ахли-Сунна, Мухаммада Ибн Хусейна аль-Аджурри http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/89-imam-mukhammad-ibn-khusejn-al-adzhurri1. Сказал имам ахли-Сунна Мухаммад Ибн Хусейн аль-Аджурри (264- 360 г.х.) в конце своей книги "40 хадисов", которые он собрал об основах религии и Шариата:
 
فهذه أربعون حديثا فيها علم كثير في أصناف شتى ، وتبعث العقلاء على طلب الزيادة لعلوم لابد منها مما لا يسعهم جهله ولا يعذره العلماء بجهلها
 
"И эти 40 хадисов - в них много знания разных видов, и эти хадисы толкают разумных людей на требования добавки в знаниях, которые следует знать, из того, в чём недопустимо для них невежество, и не оправдывают ученые по невежеству этого!"
 
Источник: "Арбаина хадисан", 1/45
 
2. Сказал имам Аль-Аджурри, описывая качества человека, которому Аллах хотел добра:
 
فطلب العلم ليفقه ما تعبده الله عز وجل به من أداء فرائضه واجتناب محارمه لا يسعه جهله ولا يعذره به العلماء العقلاء في تركه
 
"И он требует знание, чтобы понимать то, чем обязал его поклоняться Аллах, Свят Он и Велик, как исполнение Его фардов, и сторонение Его запретов, невежество которых ему недопустимо, и не оправдывают его по этому невежеству разумные учёные в оставлении этого" 
Источник: "Арбаина хадисан", 1/2
http://sunnaonline.info/history/ulama/645-2011-08-03-09-46-51Биография имама аль-Аджурри4 Мазхаб имама Ибн Роджаба аль-Ханбали
 http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/88-imam-ibn-rodzhab-al-khanbaliСказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали (736 - 795 г.х.):
 
وفي الجملةِ فما تركَ اللَّهُ ورسولُهُ حلالاً إلا مُبيَّنًا ولا حرامًا إلا مُبيَّنًا ، لكن بعضَه كان أظهرُ بيانًا من بعضٍ ، فما ظهرَ بيانُه واشتهرَ ، وعُلِمَ من الذَينِ بالضرورةِ من ذلكَ لم يبقَ فيه شكٌّ ، ولا يُعذرُ أحدٌ بجهلهِ في بلدٍ يظهرُ فيها الإسلامُ ، وما كان بيانُه دونَ ذلك ، فمنه ما اشتهرَ بين حملةِ الشريعةِ خاصةً. فأجمعَ العلماءُ على حِلِّه أو حرمتِهِ ، وقد يخفَى على بعضِ من ليس منهُم. ومنه ما لم يشتهرْ بين حملةِ الشريعةِ أيضًا ، فاختلفُوا في تحليلِهِ وتحريمه.
 
"И в общем, Аллах и Его Посланник не оставили ни дозволенного, ни запретного, кроме как разьясненным.
 
Однако некоторые виды запретного и дозволенного более явные разьяснением, чем другие.
 
И то, разьясненность чего явна и известна, и что известно из религии крайне очевидно, и нет в этом сомнения - ни один человек не оправдан в этом по невежеству  в стране где появился Ислам.
 
То же, разьясненность чего ниже этого - среди этих вещей есть то, что известно лишь среди ученых Шариата, и единогласны ученые на его дозволенности или запретности, однако это может спрятаться от того, кто не является учёным.
 
И есть вещи, которые не являются известными среди людей Шариата также, и в дозволенности и запретности которых ученые разногласят"
 
Источник: "Тафсир Ибн Роджаб", 1/616, "Джами аль улюм уаль хикам", 1/68
5 Имам Абдур-Рахман Ибн Манда аль-Ханбалиhttp://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/68-imam-abdur-rakhman-ibn-manda-al-khanbali
 
Сказал великий имам ахли-Сунна Абдур-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Исхак Ибн Манда аль-Ханбали (ум. 470 г.х.) в своей книге "Ар-Родд аля аль-Джахмия":
 
التأويلُ عند أصحاب الحديث: نوع من التكذيب
 
"Тауиль у приверженцев хадиса - вид такзиба (считания ложью)"
 
Источник: "Зейль аля табакат аль ханабиля", 1/11
 
И это великий имам ахли-Сунна передаёт иджма ахли-Сунна о том, что ошибочное истолкование в основах религии - ничем не отличается от прямого такзиба (считая ложью) шариатских текстов.
6 Мазхаб имама Ибн Акыля аль-Ханбалиhttp://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/67-ibn-akyl-al-khanbali 
1. Сказал имам Ибн Акыль аль Ханбали, (ум. 513 г.х.), говоря о слове аль-Анбари и Джахиза:
 

 
"Если же они имели виду, что муджтахид ошибшийся в основах религии, оправдан, когда приложил все усилия, то они неверно выразили то, что имели ввиду, и следовало лишь сказать: "Что тот, кто приложил усилия и совершил ошибочный иджтихад в основах религии, оправдан". Но не разрешается так говорить!
 
Ведь этот муджтахид не подошел к этим вопросам как следовало, и не аргументировал доказательствами Всевышнего Аллаха, которые обязывают к категоричному убеждению, и раскрывают истину, однако отклонился от них в сторону заблуждающих шубухатов, посредством какого то вида упущения – либо изза слепого следования, либо изза фанатичности, либо изза пренебрежения и упущения.
 
И думается наряду с этим, что он приложил все возможные усилия для познания истины?
 
И не следует говорить что он мусыб, ведь он не поднялся до этой ступени, и это наряду с тем, что сущность оправдания не достигнута, так как не осуществлено предельное приложение усилий"
 
Источник: "Аль-Уадых фи усуль аль-фикх", 5-354
 
Это важные слова имама Ибн Акыля, в которых он разьясняет, что основы религии настолько ясны, что невозможна ситуация чтобы человек приложил все свои усилия и не смог их понять, и то, что он их не понял и ошибся - далиль на какой то вид упущения, или следования за страстями, и причина - лишь в нём самом, и оправданием это не является.
 
2. Сказал имам Ибн Акыль, разьясняя разницу между вопросами основ религии, и другими вопросами, со стороны оправдания ошибшегося:
 

 
"Из этих разниц – то, что доказательства основ – категоричные доказательства разума, и яснейшие прямые шариатские тексты, которые указывают на конкретное вероубеждение и на то, что всё что помимо него – ложно, и сообщение о противоречащим истинным убеждениям – ложь, и что то, во что вцепился противоречащий – это лишь шубухат, который слабому в размышлении, или вцепившемуся в таклид и фанатизм представляется доводом, ведущим к прямому пути, в то время как этот шубухат заблуждает его.
 
И утверждение о равенстве между основами религии и подробностями со стороны оправдания - это отказ от слова, что основы религии основаны на категоричных доводах, ведь нет никакой неясности вместе с категоричными доводами, однако впадает в неясность муджтахид по причине в нём самом"
 
Источник: "Аль-Уадых фи усуль аль-Фикх", 5/352
 
3. Сказал имам Ибн Акыль, обьясняя вопрос такфира приверженцев нововведений:
 
أهل البدع على ضربين: من يُحكم بفسقه ولا يُحكم بكفره، وهم العامة الذين يعتقدون البدع تقليدًا، أو مهاواة بغير علم، ولا يستدلون عليها، ولا يدعون إليها، ومن خالف في أصل ليس فيه دليل مقطوع به، مثل أن يثبت بخبر واحد، أو قول صحابي، ونحو ذلك. والثاني: من يُحكم بكفره، وهم كل من خالف في أصل فيه دليل مقطوع به، مثل نص الكتاب والسنة المتواترة، وأدلة العقول
 
"Приверженцы нововведений делятся на два типа:
 
Первый тип - на кого выносится хукм о фиске, но не делается им такфир. И это - простолюдины, которые убеждены в нововведениях по причине таклида или страстей и у них нет знаний, и они не аргументируют на эти нововведения, и не призывают к ним, и тот, кто противоречит основе, в которой нет категоричного далиля, подобно тому что утверждено одиночным сообщением, или словом сподвижника, и тому подобное.
 
Второй тип - это те, на кого выносится такфир. И это каждый, кто противоречил основе, в которой есть категоричный довод, подобный ясному тексту Книги Аллаха, и Сунны категории мутаватир, и доводам разума"
 
Источник: "Аль-Мустав'аб", 2/633
 
Обратите внимание как имам исключил невежду в первой категории, и не исключил никого во второй категории
 
4. Сказал имам Абу Вафа Ибн Акыль говоря о могилопоклонниках:
لما صعبت التكاليف على الجهال والطغام عدلوا عن أوضاع الشرع إلى تعظيم أوضاع وضعوها لأنفسهم فسهلت عليهم إذ لم يدخلوا بها تحت أمر غيرهم قال وهم كفار عندي بهذه الأوضاع مثل تعظيم القبور وإكرامها بما نهى الشرع عنه من إيقاد النيران وتقبيلها وتخليفها وخطاب الموتى بالألواح وكتب الرقاع فيها يا مولاي أفعل بي كذا وكذا وأخذ التراب تبركا وإفاضة الطيب على القبور وشد الرحال اليها وإلقاء الخرق على الشجر أقتداء بمن عبد اللات والعزى
 
“А когда стали тяжелы для невежд и этих шаек шариатские обязанности, они отклонились от Шариатских положений к возвеличиванию других положений, которые они сами для себя постановили…и они для меня неверные за эти положения; (и это такие положения) как: возвеличивание могил, зажигая на них огни, целуя их, умащая их благовоньями, обращения к мертвым с просьбами, писанина на тряпочках: “О господин мой, сделай мне то-то и то-то, беря с них землю для “бараката”, орошая могилы духами, дальние путешествия для их посещения и подвешивание кусочков материи на деревья – это следование за теми, кто поклонялся аль-Лату и Уззе”
 
Источник: "Игасату аль-ляхфан", 1-195
 
Вынес на них хукм имам Ибн Акыль что они неверные, наряду с тем, что они невежды.
6 Мазхаб имама саляфи муджахида, Ибн Батты аль-Ханбалиhttp://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/66-imam-ibn-batta-al-khanbali 1. Сказал имам ахли-Сунна Ибн Батта аль-Ханбали (ум. 387 г.х.):
k;">فَأَمَّا الِاخْتِلَافُ فَهُوَ يَنْقَسِمُ عَلَى وَجْهَيْنِ: أَحَدُهُمَا اخْتِلَافٌ الْإِقْرَارُ بِهِ إِيمَانٌ وَرَحْمَةٌ وَصَوَابٌ , وَهُوَ الِاخْتِلَافُ الْمَحْمُودُ الَّذِي نَطَقَ بِهِ الْكِتَابُ , وَمَضَتْ بِهِ السُّنَّةُ , وَرَضِيَتْ بِهِ الْأُمَّةُ , وَذَلِكَ فِي الْفُرُوعِ وَالْأَحْكَامِ الَّتِي أُصُولُهَا تَرْجِعُ إِلَى الْإِجْمَاعِ , وَالِائْتِلَافِ. وَاخْتِلَافٌ هُوَ كُفْرٌ وَفُرْقَةٌ وَسَخْطَةٌ وَعَذَابٌ يَئُولُ بِأَهْلِهِ إِلَى الشَّتَاتِ وَالتَّضَاغُنِ وَالتَّبَايُنِ وَالْعَدَاوَةِ وَاسْتِحْلَالِ الدَّمِ وَالْمَالِ , وَهُوَ اخْتِلَافُ أَهْلِ الزَّيْغِ فِي الْأُصُولِ وَالِاعْتِقَادِ وَالدِّيَانَةِ. فَأَمَّا اخْتِلَافُ أَهْلِ الزَّيْغِ , فَقَدْ بَيَّنْتُ لَكَ كَيْفَ هُوَ , وَفِيمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ. وَأَمَّا اخْتِلَافُ أَهْلِ الشَّرِيعَةِ الَّذِي يُئُولُ بِأَهْلِهِ إِلَى الْإِجْمَاعِ وَالْأُلْفَةِ وَالتَّوَاصُلِ وَالتَّرَاحُمِ , فَإِنَّ أَهْلَ الْإِثْبَاتِ مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ يُجْمِعُونَ عَلَى الْإِقْرَارِ بِالتَّوْحِيدِ وَبِالرِّسَالَةِ بِأَنَّ الْإِيمَانَ قَوْلٌ وَعَمَلٌ وَنِيَّةٌ , وَبِأَنَّ الْقُرْآنَ كَلَامُ اللَّهِ غَيْرُ مَخْلُوقٍ , وَمُجْمِعُونَ عَلَى أَنَّ مَا شَاءَ اللَّهُ كَانَ , وَمَا لَمْ يَشَأْ لَا يَكُونُ , وَعَلَى أَنَّ اللَّهَ خَالِقُ الْخَيْرِ وَالشَّرِّ وَمُقَدِّرُهُمَا , وَعَلَى أَنَّ اللَّهَ يُرَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ , وَعَلَى أَنَّ الْجَنَّةَ وَالنَّارَ مَخْلُوقَتَانِ بَاقِيَتَانِ بِبَقَاءِ اللَّهِ , وَأَنَّ اللَّهَ عَلَى عَرْشِهِ بَائِنٌ مِنْ خَلْقِهِ , وَعِلْمُهُ مُحِيطٌ بِالْأَشْيَاءِ , وَأَنَّ اللَّهَ قَدِيمٌ لَا بِدَايَةَ لَهُ وَلَا نِهَايَةَ وَلَا غَايَةَ , بِصِفَاتِهِ التَّامَّةِ لَمْ يَزَلْ عَالِمًا , نَاطِقًا , سَمِيعًا , بَصِيرًا , حَيًّا , حَلِيمًا , قَدْ عَلِمَ مَا يَكُونُ قَبْلَ أَنْ يَكُونَ , وَأَنَّهُ قَدَّرَ الْمَقَادِيرَ قَبْلَ خَلْقِ الْأَشْيَاءِ , وَمُجْمِعُونَ عَلَى إِمَامَةِ أَبِي بَكْرٍ , وَعُمَرَ , وَعُثْمَانَ , وَعَلِيٍّ عَلَيْهِمُ السَّلَامُ , وَعَلَى تَقْدِيمِ الشَّيْخَيْنِ وَعَلَى أَنَّ الْعَشَرَةَ فِي الْجَنَّةِ جَزْمًا وَحَتْمًا لَا شَكَّ فِيهِ , وَمُجْمِعُونَ عَلَى التَّرَحُّمِ عَلَى جَمِيعِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ , وَالِاسْتِغْفَارِ لَهُمْ , وَلِأَزْوَاجِهِ , وَأَوْلَادِهِ , وَأَهْلِ بَيْتِهِ , وَالْكَفِّ عَنْ ذِكْرِهِمْ إِلَّا بِخَيْرٍ , وَالْإِمْسَاكُ وَتَرْكُ النَّظَرِ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ , فَهَذَا وَأَشْبَاهُهُ مِمَّا يَطُولُ شَرْحُهُ لَمْ يَزَلِ النَّاسُ مُذْ بَعَثَ اللَّهُ نَبِيَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى وَقْتِنَا هَذَا مُجْمِعُونَ عَلَيْهِ فِي شَرْقِ الْأَرْضِ وَغَرْبِهَا وَبَرِّهَا وَبَحْرِهَا وَسَهْلِهَا وَجَبَلِهَا يَرْوِيهِ الْعُلَمَاءُ رُوَاةُ الْآثَارِ , وَأَصْحَابُ الْأَخْبَارِ , وَيَعْرِفُهُ الْأُدَبَاءُ وَالْعُقَلَاءُ , وَيَجْمَعُ عَلَى الْإِقْرَارِ بِهِ الرِّجَالُ وَالنِّسْوَانُ وَالشَّيْبُ وَالشُّبَّانُ وَالْأَحْدَاثُ , وَالصِّبْيَانُ فِي الْحَاضِرَةِ وَالْبَادِيَةِ , وَالْعَرَبِ , وَالْعَجَمِ , لَا يُخَالِفُ ذَلِكَ وَلَا يُنْكِرُهُ , وَلَا يَشِذُّ عَنِ الْإِجْمَاعِ مَعَ النَّاسِ فِيهِ إِلَّا رَجُلٌ خَبِيثٌ زَائِغٌ مُبْتَدِعٌ مَحْقُورٌ مَهْجُورٌ مَدْحُورٌ , يَهْجُرُهُ الْعُلَمَاءُ , وَيَقْطَعُهُ الْعُقَلَاءُ , إِنْ مَرِضَ لَمْ يَعُودُوهُ , وَإِنْ مَاتَ لَمْ يَشْهَدُوهُ. ثُمَّ أَهْلُ الْجَمَاعَةِ مُجْمِعُونَ بَعْدَ ذَلِكَ عَلَى أَنَّ الصَّلَاةَ خَمْسٌ , وَعَلَى أَنَّ الطَّهَارَةَ وَالْغُسْلَ مِنَ الْجَنَابَةِ فَرْضٌ , وَعَلَى الصِّيَامِ وَالزَّكَاةِ وَالْحَجِّ وَالْجِهَادِ , وَعَلَى تَحْرِيمِ الْمَيْتَةِ وَالدَّمِ وَلَحْمِ الْخِنْزِيرِ وَالرِّبَا وَالزِّنَا وَقَتْلِ النَّفْسِ الْمُؤْمِنَةِ بِغَيْرِ حَقٍّ , وَتَحْرِيمِ شَهَادَةِ الزُّورِ , وَأَكْلِ مَالِ الْيَتِيمِ , وَمَا يَطُولُ الْكِتَابُ بِشَرْحِهِ. ثُمَّ اخْتَلَفُوا بَعْدَ إِجْمَاعِهِمْ عَلَى أَصْلِ الدِّينِ , وَاتِّفَاقِهِمْ عَلَى شَرِيعَةِ الْمُسْلِمِينَ اخْتِلَافًا لَمْ يَصِرْ بِهِمْ إِلَى فُرْقَةٍ , وَلَا شَتَاتٍ , وَلَا مُعَادَاةٍ , وَلَا تُقَاطُعٍ , وَتَبَاغُضٍ , فَاخْتَلَفُوا فِي فُرُوعِ الْأَحْكَامِ وَالنَّوَافِلِ التَّابِعَةِ لِلْفَرَائِضِ , فَكَانَ لَهُمْ وَلِلْمُسْلِمِينَ فِيهِ مَنْدُوحَةٌ , وَنَفَسٌ , وَفُسْحَةٌ , وَرَحْمَةٌ , وَلَمْ يَعِبْ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ ذَلِكَ , وَلَا أَكْفَرَهُ , وَلَا سَبَّهُ , وَلَا لَعَنَهُ , وَلَقَدِ اخْتَلَفَ أَصْحَابُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْأَحْكَامِ اخْتِلَافًا ظَاهِرًا عَلِمَهُ بَعْضُهُمْ مِنْ بَعْضٍ , وَهُمُ الْقُدْوَةُ وَالْأَئِمَّةُ وَالْحُجَّةُ
 "Что же касается разногласия, то оно делится на два вида.
 Первый из них – это разногласие, признание которого – вера, милость и истина, и это хвалимое разногласие о котором сказано в Коране, и о котором пришла Сунна, и которым довольствовалась Умма. И это – разногласие в ответвлениях ахкамов, основы которых возвращаются к единогласному мнению и единогласию.
 
А второй вид – это разногласие, которое является куфром, и гневом, и мучением, и приводит тех, кто разногласит так, к расколу, размежеванию, вражде, и дозволению крови, а это – разногласие людей заблуждения в основах вероубеждений.
 Что же касается разногласия людей заблуждения, то я уже разьяснил тебе, какое оно, и в чем они разногласят.
 Что же касается разногласия людей Шариата, которое приводит его людей к единогласию, и симпатии, и поддержанию связей, и милости друг к другу, то люди утверждения из ахлю-Сунна единогласны на признании таухида, и посланничества, и на том, что Иман – слово и дело и убеждение, и что Коран – Слова Аллаха и не сотворен, и единогласны на том, что то что пожелает Аллах происходит, а то что он не желает не происходит, и на том, что Аллах – Творец зла и добра и предопределяющий это, и на том, что Аллах будет виден в загробной жизни, и на том, что Рай и Ад сотворены, и останутся навечно, и что Аллах над Троном, отделен от творений, а его знание охватывает все сущее, и что Аллах извечен, нет ему ни начала, ни конца, ни временного предела, и что Он был вечно со своими совершенными качествами, и не переставал быть Знающим, Говорящим, Видящим, Живым, Мягким, и что Он знал то, что произойдет, до того, как это произошло, и что он предопределил всё до сотворения вещей. И они единогласны вокруг имамата Абу Бакра, и Умара, и Усмана, и Али, да смилуется над ними Аллах, и на предпочтении Абу Бакра и Умара над остальными, и на том, что десять обрадованных Раем – в Раю, твердым заявлением в котором нет сомнения, и единогласны на прошении Милости для всех сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, и прошении прощения за них, и их жен, и их детей, и их семьи, и на удерживании языков и от изучения того, что произошло между сподвижниками.
 И это, и подобное этому, что будет долго перечислять – не переставали люди со времен посылания Пророка, мир ему, и до нашего времени – быть единогласными на этом, на востоке и на Западе, на суше и на море, в равнинах и в горах.
 Передают это ученые, передатчики асаров, и знают это пишущие и разумные, и собрались на признании этого мужчины и женщины, старики, юноши и дети,  в пустынях и в городах, арабы и не арабы.
 И не противоречит в этом, и не отклоняется от единогласного мнения со всеми людьми в этом, никто кроме омерзительного заблудшего презираемого покинутого разбитого нововведенца. Покидают его учёные, и разрывают с ним связь все разумные, и если он заболел – не посещают его, а если умер – не приходят на его джаназу.
 Затем, ахлю-Сунна единогласны после этого на том, что обязательных молитв пять, и на том, что омовение и гусль после полового осквернения обязательны, и единогласны вокруг (хукма) поста, закята, хаджжа и джихада, и единогласны вокруг запрета мертвечины, и крови, и мяса свиньи, и риба, и зина, и убийства верующего не по праву, и запрета лжесвидетельства, и поедания имущества сироты, и остальное, разьяснение чего удлиннит книгу.
 И затем, они  после их единогласия вокруг основы религии, и их единогласия вокруг Шариата мусульман, они разногласят таким разногласием, которое не приводит их к розни, и расколам, и взаимной вражде, и взаимному покидани и ненависти – разногласием в ответвлениях ахкамов и добровольных деяниях, следующих за обязательными.
 И в этом разногласии для мусульман широта, и свободное дыхание, и милость. И не порочат они друг друга за это разногласие, и не выносят друг другу такфир, и не ругают друг друга, и не проклинают»
 Затем имам привел несколько примеров такого разногласия у сподвижников, затем сказал:
 
وَكَذَلِكَ اخْتَلَفُوا فِي أَبْوَابٍ مِنَ الْعِدَّةِ وَالطَّلَاقِ , وَفِي الرُّهُونِ , وَالدُّيُونِ , وَالْوَدِيعَةِ , وَالْعَارِيَةِ , وَفِي الْمَسَائِلِ الَّتِي الْمُصِيبُ فِيهَا مَحْمُودٌ مَأْجُورٌ , وَالْمُجْتَهِدُ فِيهَا بِرَأْيِهِ الْمُعْتَمِدُ لِلْحَقِّ إِذَا أَخْطَأَ فَمَأْجُورٌ أَيْضًا غَيْرُ مَذْمُومٍ , لِأَنَّ خَطَأَهُ لَا يُخْرِجُهُ مِنَ الْمِلَّةِ , وَلَا يُوجِبُ لَهُ النَّارَ , وَبِذَلِكَ جَاءَتِ السُّنَّةُ عَنِ الْمُصْطَفَى صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ زِيَادٍ النَّيْسَابُورِيُّ , قَالَ: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى , قَالَ: حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ , قَالَ: أَخْبَرَنَا مَعْمَرٌ , وَالثَّوْرِيُّ , عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ , عَنْ أَبِي بَكْرِ بْنِ مُحَمَّدٍ , عَنْ أَبِي سَلَمَةَ , عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ , قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِذَا اجْتَهَدَ الْحَاكِمُ فَأَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ اثْنَانِ , وَإِذَا اجْتَهَدَ فَأَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ وَاحِدٌ»
حَدَّثَنَا أَبُو الْعَبَّاسِ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ , خَتَنُ زَكَرِيَّا الْعَسْكَرِيِّ قَالَ: حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ سَلَّامٍ , قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو عَبْدِ الرَّحْمَنِ الْمُقْرِئُ , قَالَ: حَدَّثَنَا حَيْوَةُ , قَالَ: حَدَّثَنِي ابْنُ الْهَادِ , عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ , عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ , عَنْ أَبِي قَيْسٍ مَوْلَى عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ , عَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ , أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ , وَإِنِ اجْتَهَدَ فَأَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ وَاحِدٌ»
قَالَ الشَّيْخُ: وَكَذَلِكَ اخْتَلَفَ الْفُقَهَاءُ مِنَ التَّابِعِينَ , وَمَنْ بَعْدَهُمْ مِنْ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ فِي فُرُوعِ الْأَحْكَامِ , وَأَجْمَعُوا عَلَى أُصُولِهَا , وَتَرَكَتْ الِاسْتِقْصَاءَ عَلَى شَرْحِهَا لِطُولِهَا , فَكُلٌّ احْتَجَّ بِآيَةٍ مِنَ الْكِتَابِ تَأَوَّلَ بَاطِنَهَا , وَاحْتَجَّ مَنْ خَالَفَهُ بِظَاهِرِهَا , أَوْ بِسُنَّةٍ عَنِ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ , كَانَ صَوَابُ الْمُصِيبِ مِنْهُمْ رَحْمَةً وَرِضْوَانًا , وَخَطَأُهُ عَفْوًا وَغُفْرَانًا , لِأَنَّ الَّذِي اخْتَارَهُ كُلُّ وَاحِدٍ مِنْهُمْ لَيْسَ بِشَرِيعَةٍ شَرَعَهَا وَلَا سُنَّةٍ سَنَّهَا , وَإِنَّمَا هُوَ فَرْعٌ اتَّفَقَ هُوَ وَمَنْ خَالَفَهُ فِيهِ عَلَى الْأَصْلِ كَإِجْمَاعِهِمْ عَلَى وُجُوبِ غَسْلِ أَعْضَاءِ الْوُضُوءِ فِي الطَّهَارَةِ , كَمَا سَمَّاهَا اللَّهُ فِي الْقُرْآنِ , وَاخْتِلَافِهِمْ فِي الْمَضْمَضَةِ وَالِاسْتِنْشَاقِ , فَبَعْضُهُمْ أَلْحَقَهَا بِالْفَرَائِضِ , وَأَلْحَقَهَا الْآخَرُونَ بِالسُّنَّةِ. وَكَإِجْمَاعِهِمْ عَلَى الْمَسْحِ عَلَى الْخُفَّيْنِ , وَاخْتِلَافِهِمْ فِي كَيْفِيَّتِهِ , فَقَالَ بَعْضُهُمْ: أَعْلَاهُ وَأَسْفَلَهُ , وَقَالَ آخَرُونَ: أَعْلَاهُ دُونَ أَسْفَلِهِ , وَنَظَائِرُ لِهَذَا كَثِيرَةٌ , كَاخْتِلَافِهِمْ فِي تَرْجِيعِ الْأَذَانِ , وَاخْتِلَافِهِمْ فِي التَّشَهُّدِ , وَافْتِتَاحِ الصَّلَاةِ , وَتَقْدِيمِ أَعْضَاءِ الطُّهُورِ , وَأَشْبَاهٌ لِذَلِكَ كَثِيرَةٌ الْمُصِيبُ فِيهَا مَأْجُورٌ , وَالْمُخْطِئُ غَيْرُ مَأْزُورٍ
 
"И также – разногласие в разделах идда, толяка, долгов, залогов, отданного на хранения, и так далее – в этих вопросах тот, кто дошел до истины – награждается и хвалится, а тот, кто совершил иджтихад, намереваясь найти истину, если он ошибся – то он также вознаграждается, и не порицается. И это потому, что его ошибка не выводит его из религии, и не обязывает к вхождению в Огонь, и согласно этому пришла Сунна от Пророка, мир ему.
 
- Рассказал нам Абу Бакр Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Зияд ан Найсабури, что рассказал ему Мухаммад Ибн Яхья, что рассказал ему Абдур Раззак, что рассказал ему Ма'мар, и ас-Саури, от Яхьи Ибн Саида, от Абу Бакра Ибн Мухаммада, от Аби Салямы, от Абу Хурейры, что тот сказал: "Сказал Посланник Аллаха, мир ему: "Если судья совершил иджтихад и постиг истину, то ему две награды, а если совершил иджтихад и ошибся – то одна". 
 
- Рассказал нам Абу аль-Аббас АбдуЛлах Ибн Абдур Рахман, от аль Хасана Ибн Саляма, от Абу Абдур Рахмана аль Мукри, от Хайуата, от Ибн аль Хада, от Мухаммада Ибн Ибрахима, от Юсра Ибн Саида, от Абу Кейса, вольноотпущенника Амра Ибн аль Аса, от Амра Ибн аль Аса, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему, сказал "Если судья совершил иджтихад и постиг истину, то ему две награды, а если совершил иджтихад и ошибся – то одна".. 
И также разногласили факихи из числа табиинов, и те кто после них, имамы мусульман, в ответвлениях ахкамов, собравшись на их основах, и я оставлю исследование и разьяснение всех этих ахкамов из-за длинноты этого.
 
И каждый из них аргументировал аятом из Корана, прийдя к его переносному смыслу, а его оппонент аргументировал очевидным, или аргументировал Сунной Посланника Аллаха, мир ему.
 
И соответствие истине от одного из них было довольством и милостью, а ошибка другого – милуемой и прощаемой.
 
Ведь выбор каждого из них не был шариатом, который он придумал, или путем который он прочертил, однако это ответвление, на основе которого единогласны и он, и его оппонент.  
И это подобно их единогласию на обязательности мытья определенных органов при омовении, которые назвал Аллах в Коране, а затем из разногласию в промывании носа и рта – некоторые назвали его обязательным, а некоторые желательным. Или их единогласию на масхе на хуффы, а затем из разногласию в его форме – сказали некоторые, что нужно протирать их верх и низ, а другие сказали – только верх. И подобных вопросов очень много, примером также может служить их разногласие в произнесении двух свидетельств в азане, и ташаххуде, и открывании молитвы, и порядке органов вуду, и подобного этому много, и тот кто пришел к истине в этих вопросах – награждается, а ошибшийся не несет греха.."
 
Затем имам привел историю Сулеймана и Дауда, затем привел пример допустимых разногласий между сподвижниками, затем сказал:
 
k;">قَالَ الشَّيْخُ: فَاخْتِلَافُ الْفُقَهَاءِ يَا أَخِي رَحِمَكَ اللَّهُ فِي فُرُوعِ الْأَحْكَامِ , وَفَضَائِلِ السُّنَنِ رَحْمَةٌ مِنَ اللَّهِ بِعِبَادِهِ , وَالْمُوَفَّقُ مِنْهُمْ مَأْجُورٌ , وَالْمُجْتَهِدُ فِي طَلَبِ الْحَقِّ إِنْ أَخْطَأَهُ غَيْرُ مَأْزُورٍ , وَهُوَ يُحْسِنُ نِيَّتَهُ , وَكَوْنُهُ فِي جُمْلَةِ الْجَمَاعَةِ فِي أَصْلِ الِاعْتِقَادِ وَالشَّرِيعَةِ مَأْجُورٌ. قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَةِ» , وَإِنْ تَأَوَّلَ مُتَأَوِّلٌ مِنَ الْفُقَهَاءِ مَذْهَبًا فِي مَسْأَلَةٍ مِنَ الْأَحْكَامِ خَالَفَ فِيهَا الْإِجْمَاعَ , وَقَعَدَ عَنْهُ فِيهَا الِاتْبَاعُ , كَانَ مُنْتَهَى الْقَوْلِ بِالْعَتْبِ عَلَيْهِ: أَخْطَأْتَ لَا يُقَالُ لَهُ: كَفَرْتَ , وَلَا جَحَدْتَ وَلَا أَلْحَدْتَ , لِأَنَّ أَصْلَهُ مُوَافِقٌ لِلشَّرِيعَةِ , وَغَيْرَ خَارِجٍ عَنِ الْجَمَاعَةِ فِي الدِّيَانَةِ
 
 
"Поэтому, разногласие факихов, о мой брат, да помилует тебя Аллах – в ответвлениях и ахкамах, и фадаиль ас-Сунан – милость от Аллаха к Его рабам. И тот, кто пришёл к истине в этом – вознаграждается, а муджтахид требовавший истину и ошибшийся – не несет греха, если у него было хорошее намерение, и он был из ахли-Сунна уаль джамаа в основе вероубеждения и Шариата, и он вознаграждается.
 
Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Я был послан с легким единобожием".
 
И если истолковал мутааввиль из числа факихов, придя к какому то мазхабу, в вопросе ахкамов, и противоречил в этом иджма, то самое большее что можно будет сказать ему, порицая его: "Ты ошибся", и не говорится ему: "Ты впал в безбожие", "Ты стал кафиром", "Ты отрицаешь ниспосланное Аллахом". И это потому, что его основа соответствует Шариату, и он не выходит из ахли Сунна уаль Джамаа в убеждениях"
 
Источник: "Аль-Ибана аль-Кубра", 2/557-565
 
2. Говорит имам Ибн Батта в своей книге "Аль-Ибана ас-Сугра", во вступлении, рассказывая о содержании книги:
 
 
ثم على أثر ذلك شرح السنة من إجماع الأئمة واتفاق الأمة وتطابق أهل الملة فجمعت من ذلك ما لا يسع المسلمين جهله ولا يعذر الله تبارك اسمه من أضاعه ولا ينظر إلى من خالفه وطعن عليه
 
 
"Затем, после этого, я разьяснил вероубеждение ахли-Сунна, вокруг которого единогласны имамы, и исламская Умма, и сошлись люди религии, и собрал об этом то, о чём недопустимо для мусульманина быть в невежестве, и не оправдает Аллах того, у кого нет этого, и не посмотрит на того, кто противоречил этому и порочил это" 
Источник: "Аль-Ибана ас-Сугра", 23
7 Мазхаб Имама Ибн Кутейбы (ум. 276 г.х.)
 http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/36-imam-ibn-kutejbaСказал имам Ибн Кутейба, да смилуется над ним Аллах:
 
وَالْكُفْرُ عِنْدَنَا صِنْفَانِ: أَحَدُهُمَا: الْكُفْرُ بِالْأَصْلِ كَالْكُفْرِ بِاللَّهِ تَعَالَى أَوْ بِرُسُلِهِ، أَوْ مَلَائِكَتِهِ أَوْ كُتُبِهِ، أَوْ بِالْبَعْثِ، وَهَذَا هُوَ الْأَصْلُ الَّذِي مَنْ كَفَرَ بِشَيْءٍ مِنْهُ، فَقَدْ خَرَجَ عَنْ جُمْلَةِ الْمُسْلِمِينَ، فَإِنْ مَاتَ، لَمْ يَرِثْهُ ذُو قَرَابَتِهِ الْمُسْلِمُ2 وَلَمْ يُصَلَّ عَلَيْهِ. وَالْآخَرُ: الْكُفْرُ بِفَرْعٍ مِنَ الْفُرُوعِ، عَلَى تَأْوِيلِ: الْكُفْرِ بِالْقَدَرِ، وَالْإِنْكَارِ لِلْمَسْحِ عَلَى الْخُفَّيْنِ، وَتَرْكِ إِيقَاعِ الطَّلَاقِ الثَّلَاثِ وَأَشْبَاهِ هَذَ وَهَذَا لَا يُخْرَجُ بِهِ عَنِ الْإِسْلَامِ، وَلَا يُقَالُ لِمَنْ كَفَرَ بِشَيْءٍ مِنْهُ: كَافِرٌ
 
"Куфр бывает двух видов.
 
Первый из них – куфр в основах, подобный неверию во Всевышнего Аллаха и Его Посланников, или в ангелов, или в Писания, или в воскрешение после смерти. И это основы, и кто проявит неверие во что либо из них – выйдет из числа мусульман, и если умрёт – не наследуют от него его близкие мусульмане, и не совершается по нему молитва.
 
А второй вид – куфр в ответвлениях, вызванный ошибочным толкованием (тауилем). И это подобно куфру в предопределение, или отрицанию масха на кожанные носки, или отрицание действительности тройного таляка, и подобное этому. И не выходит отрицающий это из Ислама, и не говорится тому кто проявил неверие по причине тауиля во что либо из этого, что он кафир (без донесения довода и устранения сомнений – примечание)"
Источник: "Тауиль мухталяф аль-хадис", 1/188
8 Мазхаб Имама Мухаммада Ибн Исхака Манда аль-Ханбали (ум. 395 г.х.)
 http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/35-imam-ibn-mandaСказал имам ахли-Сунна, Мухаммад Ибн Исхак Ибн Манда, да будет доволен им Аллах:
باب:« ذكر الدليل على أن المجتهد المخطئ في معرفة الله عز وجل ووحدانيته كالمعاند». ثم ذكر الأدلة على ذلك.
 "Раздел: Упоминание доводов на то, что ошибающийся муджахида в познании Аллаха, Свят Он и Велик, и Его Единстве, равен намеренно противоречащему истине"
 Затем привел доводы. Источник: "Китаб ат таухид", 1-314
9 Мазхаб имама ахли-Сунна Усмана Ибн Саида ад-Дарими http://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/34-imam-usman-ibn-said-ad-darimiСказал имам ад Дарими, опровергая джахмита аль-Мариси который сравнил свой джахмитский кафирский мазхаб умеренными шиитами (которые предпочитают Али над Абу Бакром, не ругая сахабов) и мурджиитами:وقد أخطأ المعارض محجة السبيل وغلط غلطا كثيرا في التأويل لما أن هذه الفرق لم يكفرهم العلماء بشيء من اختلافهم والمريسي وجهم وأصحابهما لم يشك أحد منهم في إكفارهم ..فلا يقيس الكفر ببعض اختلاف هذه الفرق إلا امرؤ جهل العلم ولم يوفق فيه لفهم
 "И ошибся оппонент путем, и крайне отклонился в толковании! Ведь эти группы – не вынесли им такфир учёные за их разногласие. А аль-Мариси и Джахм, и их сторонники – не сомневается никто из учёных в их такфире! ..И не сравнивает (ясный) куфр с некоторыми противоречиями этих групп никто, кроме человека который ничего не знает, и не наставлен к пониманию!"
 Источник: "Ар родд аля аль-Мариси", 1-150
10 Мазхаб имама Ибн аль-Каййимаhttp://www.yzra.net/index.php/dzhakhl/mazkhaby-uchjonykh/khanbality/24-imam-ibn-al-kajjim1. Говорит имам Ибн аль-Каййим:
إن الله سبحانه قد أقام الحجة على خلقه بكتابه ورسله فقال تبارك الذي نزل الفرقان على عبده ليكون للعالمين نذيرا الفرقان1 وقال وأوحي إلي هذا القرآن لأنذركم به ومن بلغ الأنعام19 فكل من بلغه هذا القرآن فقد أنذر به وقامت عليه حجة الله بهوقال تعالى: رُسُلًا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ (النساء: 165)، وقال تعالى: وَما كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا (الإسراء: 15)
 «Истинно, Аллах установил довод над своими творениями посредством Корана и его Посланников. Сказал Аллах: «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (Фуркан, 1). И сказал: «И ниспослан мне этот Коран, чтобы я предостерег им вас и тех до кого он дойдет» (Аль-Анам, 19).
 И каждый до кого дошёл Коран – тот предостережен, и установлен над ним довод Аллаха»
 Источник: «Ас-Сауаик аль-Мурсаля», 2/735
 Скачать книгу в PDF: http://www.archive.org/download/waq4808/4808.pdf
 
2. Сказал имам Ибн аль-Каййим:
 قوله تعالى { ولو لا أن تصيبهم مصيبة بما قدمت أيديهم فيقولوا ربنا لولا أرسلت إلينا رسولا فنتبع آياتك ونكون من المؤمنين }
فأخبر تعالى أن ما قدمت أيديهم قبل البعثة سبب لإصابتهم بالمصيبة وأنه سبحانه لو أصابهم بما يستحقون من ذلك لاحتجوا عليه بأنه لم يرسل إليهم رسولا ولم ينزل عليهم كتابا فقطع هذه الحجة بإرسال الرسول وإنزال الكتاب لئلا يكون للناس على الله حجة بعد الرسل وهذا صريح في أن أعمالهم قبل البعثة كانت قبيحة بحيث استحقوا أن يصيبوا بها المصيبة ولكنه سبحانه لا يعذب إلا بعد إرسال الرسل
 
 «Сказал Всевышний: «А если бы этого не произошло и если бы их постигло несчастье за то, что приготовили их руки, то они бы сказали: «Господь наш! Почему Ты не отправил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями и стали одними из верующих?».
 Рассказал Аллах Всевышний, что то, чтосовершили их руки до выведения Пророка – причина для того, чтобы их постигло несчастье, и что Он, если бы послал на них несчастье по причине того, что они заслужили – то они бы аргументировали против Него тем, что к ним не послан Посланник, и не ниспослана Книга.
 И Аллах обрезал этот довод посредством посылания Посланника, и ниспосылания Книги, чтобы у людей не были довода против Аллаха после Посланников. И это ясно в том, что их деяния до выведение Посланника были мерзкими, и они заслуживали этого несчастья, но Всевышний Аллах не наказывает кроме как после посылания Посланников»
 Источник: «Тафсир Ибн аль-Каййим», 2/78
 
3. Cказал имам Ибн аль-Каййим:  والإسلام هو توحيد الله وعبادته وحده لا شريك له والإيمان بالله وبرسوله واتباعه فيما جاء به فما لم يأت العبد بهذا فليس بمسلم وإن لم يكن كافرا معاندا فهو كافر جاهل"И Ислам – это уединение Аллаха, и поклонение лишь Ему одному, не придавая Ему соучастника, и вера в Аллаха, и Его Посланника, и пока не придет раб с этим – он не будет мусульманином, и даже если он не будет противящимся истине кафиром, то он – невежественный кафир"
 Источник: "Тарик аль-Хиджратейн", 1-608
 
4. Сказал имам Ибн Аль-Каййим:  إن حجة الله قامت على العبد بإرسال الرسول وإنزال الكتاب وبلوغ ذلك إليه وتمكنه من العلم به سواء علم أو جهل فكل من تمكن من معرفة ما أمر الله به ونهى عنه فقصر عنه ولم يعرفه فقد قامت عليه الحجة: "Истинно, довод Аллаха устанавился над рабом посредством посылания Посланника и ниспосылания Книги, и дохождения этого до него и возможности узнать это, и далее нет разницы - знал он или был невежественным
 Каждый, кто мог узнать то, что приказал ему Аллах, и что запретил, и допустил послабление в этом, и не знал по этой причине - то довод уже установлен над ним"
 Источник: "Мадаридж ас-саликин", 1/21
 
5. Сказал Ибн аль-Каййим говоря о поклонении могилам: وقد آل الأمر بهؤلاء المشركين إلى أن صنف بعض غلاتهم في ذلك كتاباً سماه (مناسك المشاهد) ولا يخفى أن هذا مفارقة لدين الإسلام ودخول في دين عباد الأصنام 
 "И дошло состояние этих мушриков до того, что написал один из их крайних об этом книгу, и назвал ее "Манасик аль-Машахид" ("Обряды связанные с посещением мавзолеев").
 И не скроется ни от кого, что это - вылет из религии Ислам, и вхождение в религию идолопоклонников"
 Источник: "Игасату аль-ляхфан"
 И автор книги "Манасик аль-Машахид" - известный шиит, Ибн аль-Муфид (336 - 413 г.х.), и вынес Ибн аль-Каййим ему такфир, в то время как неизвестно, доносил ему кто-то или нет.
 
И обратите внимание, как Ибн аль-Каййим назвал их мушриками.
 Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб приведя эти слова: وهذا الذي ذكره ابن القيم رجل من المصنفين يقال له: ابن المفيد: فقد رأيت ما قال فيه بعينه، فكيف ينكر تكفير المعين "Тот, кого упомянул Ибн аль-Каййим - это один из авторов, чьё имя Ибн аль-Муфид. И ты видел, что он сказал о нём, так как же причисляют его (адвокаты мушриков) к тем кто отрицает такфир конкретной личности?"Источник: "Маджму аль-муалляфат", 1/303
 
6. Сказал имам Ибн аль-Каййим:
و وكل من اعرض عن الاهتداء بالوحي الذي هو ذكر الله فلا بد ان يقول هذا يوم القيامة فإن قيل فهل لهذا عذر في ضلالة إذا كان يحسب انه على هدى كما قال تعالى ويحسبون انهم مهتدون قيل لا عذر لهذا وامثاله من الضلال الذين منشأ ضلالهم الاعراض عن الوحي الذي جاء به الرسول صلى الله عليه و سلم ولو ظن انه مهتد فإنه مفرط باعراضه عن اتباع داعي الهدى فإذا ضل فإنما اتى من تفريطه واعراضه وهذا بخلاف من كان ضلاله لعدم بلوغ الرسالة وعجزه عن الوصول اليها فذاك له حكم آخر والوعيد في القرآن إنما يتناول الاول واما الثاني فإن الله لا يعذب احدا إلا بعد إقامة الحجة.
 "Каждый отвернувшийся от получения прямого пути из Откровения, которое является напоминанием Аллаха - то он обязательно скажет это в Судный День.
А если будет сказано: есть ли такому оправдание в его заблуждении, если он считал его прямым путём, как сказал Аллах: "Они считают, что они на прямом пути".
 То будет отвечено: нет оправдания ему, и подобным ему заблудшим, причина чьего заблуждения - отворачивания от Откровения, с которым пришёл Посланник, и нет ему оправдания даже если он и думает, что он на прямом пути.
 Ведь он допустил послабления посредством своего отворачивания от того, что призывает к прямому пути, и когда он заблуждается, то это лишь по причине его послабления и отворачивания.
И это - в отличие от того, кто впал в заблуждение по причине того, что до него не дошло Посланничество, и он не смог сам добраться до него. У такого другой хукм, и угроза в Коране включает в себя лишь первый вид, а что касается второго, то Аллах не подвергает никого мучениям, кроме как установив довод над ним, как сказал Всевышний: "Мы не наказывали, пока не пошлём Посланника", и сказал: "Посланников увещевающих и предостерегающих, чтобы у людей не было довода перед Аллахом после Посланников"Источник: "Мифтах дар ас-са'ада", 1/44
 
7. Сказал имам Ибн аль-Каййим, обьясняя кто такой кафир:
إن الكافر من جحد توحيد الله وكذب رسوله إما عنادا أو جهلا وتقليدا لأهل العناد
"Истинно, кафир - тот, кто отрицает таухид Аллаха, и считает ложью его Посланника - либо упрямо противостоя истине, либо по причине невежества, либо по причине таклида тем, кто упрямо противостоит истине"
Источник: "Тарик аль-Хиджратейн", 1/608
8. Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وقوله: "حيثما مررت بقبر كافر فقل: أرسلني إليك محمد" هذا إرسال تقريع وتوبيخ لا تبليغ أمر ونهي، وفيه دليل على سماع أصحاب أهل القبور كلام الأحياء وخطابهم لهم، ودليل على أن من مات مشركاً فهو في النار وإن مات قبل البعثة، لأن المشركين كانوا قد غيّروا الحنيفية دين إبراهيم عليه السلام واستبدلوا بها الشرك وارتكبوه، وليس معهم حجة من الله به، وقبحه والوعيد عليه بالنار لم يزل معلوماً من دين الرسل كلهم من أولهم إلى آخرهم، وأخبار عقوبات الله لأهله متداولة بين الأمم قرناً بعد قرن، فلله الحجة البالغة على المشركين في كل وقت، ولو لم يكن إلا ما فطر عباده عليه من توحيد ربوبيته المستلزم لتوحيد إلهيته، وأنه يستحيل في كل فطرة وعقل أن يكون معه إله آخر، أن كان سبحانه لا يعذب بمقتضى هذه الفطرة وحدها، فلم تزل دعوة الرسل إلى التوحيد في الأرض معلومة لأهلها، فالمشرك يستحق العذاب بمخالفة دعوة الرسل
 "Слова Пророка: "Где бы ты не прошёл мимо могилы кафира, то скажи ему: "Послал меня к тебе Мухаммад, оповестить тебя об Огне". Это посылание для бранения и и порицания, а не для донесения приказа или запрета.
 И в этом хадисе - далиль на то, что мертвые слышат слова живых и их речь в их адрес. И в этом хадисе далиль на то, что тот, кто умер будучи совершающим ширк - тот в Огне, даже если он умер до посылания Посланника.
 И это потому, что мушрики изменяли единобожие, религию Ибрахима, мир ему, и заменили её ширком, и совершали ширк, и нет с ними никакого довода от Аллаха на это.
 И мерзость ширка, и угроза за него Огнём не переставала быть известной из религии всех Посланников, от первого и до последнего, и сообщения о наказаниях Аллаха для совершающих ширк ходят в народах век за веком, и у Аллаха - убедительнейший довод над мушриками в любое время, даже если бы не было ничего, кроме того, на чём Он сотворил рабов, и заложил в их фитру, из таухида ар-рубубия, который всенепременно обязывает к таухиду аль-улюхия, и что невозможно во всех фитрах и разуме, чтобы с ним был другой обьект поклонения, хоть Аллах и не наказывает лишь по причине этой фитры.И не прекращал призыв Посланников к таухиду быть известным на земле для обитающих на ней, и мушрик заслуживает наказание за противоречие призыву Посланников"
 Источник: "Зад аль-Маад", 3/696

Приложенные файлы

  • docx 6100874
    Размер файла: 174 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий