Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке)

Введение: взгляд на проблему
Рассказ по картинке - кажется, что может быть проще. На деле же учитель зачастую становится свидетелем сцены: «раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений. Между тем, для курса русского языка общеобразовательными стандартами выдвинута цель - научить учащихся «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания» [1]. Как все-таки добиться, чтобы начальный элемент курса - рассказ по картинке - слетал бы с уст каждого ученика без запинки?
Обратимся за ответом на этот вопрос к методическим пособиям учителя начальных классов. Итак:
-       надо «учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задач» [2];
-       работа над связной устной речью включает в себя «рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих» [3];
-       «Беседа по картинке «В классе» (с.8 «Азбуки»): кто нарисован на картинке? Что делают дети? Какое задание выполняет мальчик у доски? Что делают ученики? Что нарисовал ученик на доске? и т.п. Для оживления работы можно предложить дать имена изображенным на картинке детям и придумать об отдельных из них предложения (например: «Катя подняла руку». «Петя тоже хочет рисовать на доске», и др.)» [4];
-       «Составление предложений. Ученикам предлагается рассмотреть картинку и составить предложение о том или другом действующем лице; описать его одежду, действия и т.п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия» [5];
-       - «Составление рассказа. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, выделяют основное ее содержание, затем то, что изображено на первом плане, потом - на втором плане. После анализа школьники составляют связный рассказ» [5].
Предложенные рекомендации не полностью могут удовлетворить учителя, так как они:
-       дают просто общие положения, на которые учитель не всегда может опереться; или
-       конкретизируют задачу, но не дают ответ на вопрос, как выполнить эти задачи, т.е. не предлагают конкретный инструментарий; или
-       бывают предельно конкретными (вопросы: кто нарисован? что делают?), но не будят мысль ребенка, желание высказываться, - теряется мотивация речи; и
-       их использование не приводит к достижению вышеупомянутых целей курса: дети пассивные, ответы односложные и их немного, речь недостаточно связна и образна; и
-       не связаны между собой в последовательную и целостную систему работы.
Поэтому у нас, учителей-практиков возникла необходимость самостоятельно разработать методику рассказа по картинке. Основные требования, которые мы предъявили к этой методике:
-       целостность за счет полноты методических шагов;
-       инструментальность каждого шага и методики в целом;
-       мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
-       стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;
-       результативность, достижение целей курса;
-       передаваемость - возможность использовать в работе с другими учебниками, картинками.
В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [6,7,8]. Учтены также вышеупомянутые методические рекомендации. Методика разрабатывалась и опробовалась в 1-в классе Елгавской 1-ой начальной школы. В качестве основного учебника приходилось использовать «Азбуку» [9], несмотря на ее устарелость и многие недостатки.
Мы шли от практики: слушали и анализировали ответы детей, слабые места и перекидывали через них мостики в виде соответствующих методических шагов. Сначала мы проверяли надежность каждого отдельного мостика, а затем начали из них выстраивать единую дорожку, ведущую к намеченной цели - рассказать картинку без запинки. Эффективность методических шагов мы проверяли по изменениям результатов в работе детей и вводили соответствующие коррекции. Сейчас этой разработкой успешно пользуются наши коллеги.
Прежде чем перейти к непосредственному изложению методики, вспомним популярную пословицу: что посеешь, то и пожнешь. Нам хочется готовых результатов. Но давайте не будем экономить на времени сева, на подготовительной работе, чтобы жатва не обманула наших надежд.

Общая часть: методические шаги и инструментарий

1. Состав картинки
Что нарисовано на картинке? Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на этот вопрос? Пожалуй, да. Взглянем на картинку в «Азбуке» с. 38-39 (рис.1).
Нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточиться. При этом, как знать, который из объектов имел в виду учитель? Как отыскать именно его? Как выделить что-то одно в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос: кто нарисован? Он дает толчок к поиску наиболее активного персонажа - человека. Тогда правильный ответ будет - девочка. - Что делает? - Кормит уток. На этом мы исчерпали содержание картинки, поскольку других «кто», кроме девочки и уток, на этой картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к размытому «что».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис.1

В этой ситуации нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай. Он, в удобной для детского восприятия форме, воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. (Более подробно с этим и другими тризовскими волшебниками можно познакомиться и поиграть в работе «Когда я стану волшебником» [10]). Дели-Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела. Посмотрели и мы вместе с ним на предметы в классе, сказали: «дели!» и обнаружили, что тетрадка состоит из обложки и страничек; окно - из рамы, стекла и креплений; цветок - из стебля, листочков и корня и т.д. И на картинку посмотрели взглядом «дели!». Для надежности сфокусировали взгляд с помощью кинокамеры: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект.
Итак; что ты видишь через свой глазок? Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: девочка, утка, зерно, тазик и т.д. (рис.2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис. 2

Дети стараются не просто угодить учителю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее - этому можно научить потом. Сейчас важно, чтобы было из чего выделять.
Правда, иногда чья-то камера подъезжает так близко, что в глазок попадает только часть объекта: косынка девочки, клюв утки. Тогда можем детям сказать, что эти части уже учтены рисунками девочки и утки, а можем их нарисовать по отдельности, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев (рис.3).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 3

В другой раз камеры, на наш взгляд, прошлись по картинке слишком поверхностно. Нарисована на доске утка, но на картинке утки ведь очень разные. Можем спросить детей: А утки все "одинаковые, или - дели! - они чем-то отличаются? Оказывается, что утки делятся, например, на светлых и темных. А трава вся одинаковая? - Нет, где-то низкая, где-то высокая и т.д. При желании можем и эти отличия зафиксировать на доске: под основным кружком утки дорисовать еще два: для светлых и темных отдельно. То же самое с травой и прочими объектами. Дополнительные кружочки нам понадобятся, если мы захотим более подробно описать взаимодействия между объектами.
Шаг 1.        «Дели!» (определение состава). Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.

2. Связи и взаимодействия между объектами
Вопрос «что делает?» тоже недостаточно однозначен и понятен для неопытного детского ума. Начнем с того, что любые действия имеют временную продолжительность, а картинка отражает застывшие позы вместо действий. Если вам ответят, что девочка стоит с протянутой рукой и пальцы ее сжимают ручку лопатки, попробуйте возразить! Вы, конечно, хотели услышать, что девочка кормит уток. Но кормление включает в себя зачерпывание зерна лопаткой из таза, поднесение лопатки к корыту, наклонение лопатки для высыпания зерна и многократный повтор этих действий. Всего этого на картинке нет. Кормление здесь будет уже обобщающим действием. Выходит, что своим простым вопросом мы требуем от ребенка увидеть за застывшей позой героя серию последовательных ее изменений и обобщить их одним глаголом. Если ребенок не имеет достаточного житейского опыта в этом виде деятельности, то задача может для него оказаться непосильной. О том, что делать в таких случаях, мы поговорим чуть позже, когда познакомимся с волшебником Отставай-Забегай.
Теперь займемся другой проблемой: вопрос «что делает?» не радует нас обилием ответов. Девочка кормит уток, утки едят зерно, что тут еще скажешь? А ведь взаимодействия между объектами не всегда выражаются в каких-то крупных, видимых, завершенных событиях. Они могут реализоваться и более незаметно, незначительно. Но, в конечном счете, все и вся в нашем мире связано между собой и действует друг на друга. Гитара висит на стене. Есть тут взаимодействие? Есть. Цветок повернут к солнцу. Тоже есть. Давайте попробуем задаться целью: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.
Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давай умение объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш. Как вы думаете, с чем он мог бы объединить карандаш? С тетрадкой. Почему? Потому, что карандаш рисует в тетрадке. С пеналом. Карандаш лежит в пенале. С рукой. Рука держит карандаш. А с чем, по-вашему, Дели-Давай собрался объединить нож, воду, сапоги? Попробуйте обосновать свои предложения, и потом мы вместе с Дели-Давай займемся кружочками на доске. Ведь это не дело, что мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в целое (рис.4).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 4

С чего начать? Какие два кружочка мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить кружочки линией. С условием, что он может обосновать, почему так сделал. Итак:
-       Утки и зерно: утки едят зерно.
-       Утки и девочка: девочка кормит уток.
-       Пока ничего нового. Но продолжим. - Есть еще желающие? - Да!
-       Девочка и тазик: девочка держит тазик.
-       Тазик и зерно: в тазике лежит зерно.
Количество линий на доске все растет. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два кружочка, которые еще никто не догадался соединить.
-       земля и забор: на земле стоит забор.
-       утки и песок: утки ходят по песку.
Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим?
-       утки и корыто: что делают утки с корытом или корыто с утками? Утки стоят у корыта. Утки засунули головы в корыто.
Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это, а не цели, обозначенные в стандартах. А учитель тем временем может записать готовые предложения в тетрадь или на доске. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, мы выстроим чуть позже. Пока отметим, что нам не понадобилось напоминать детям говорить полными предложениями. Вместо нас это сделал Дели-Давай.
Шаг 2.        «Давай!» (нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.

3. Характеристики объектов и действий
Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка ожила в нашем восприятии.
Вспомним, что определяя состав картинки, мы разделили уток на светлых и темных, траву - на низкую и высокую. Предложим детям использовать эти характеристики при выстраивании связей. Тогда могут получиться примерно следующие предложения:
-       Светлые и темные утки ходят по песку.
-       Под забором растет высокая трава, а у песка - низкая.
Таким образом, в рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы их применить, нам придется перешагнуть рамки картинки и снова записать ответы детей.
-       Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите?
-       Я слышу, как утки крякают.
-       Я слышу, как они клювом стучат по корыту.
-       Я слышу, как скрипит забор.
-       Я слышу, как шуршит зерно в тазу.
-       Я слышу, как растет трава.
Здесь приведены реальные ответы детей. Действительно живые, интересные, порой неожиданные. Секрет прост: не даром мы так тщательно выделяли все объекты, так внимательно устанавливали связи между ними. Паутина рисунков все еще перед нами на доске, и каждый кружок, каждая линия является источником все новых звуков в воображении детей.
Остальные три чувства: осязание, обоняние и вкус часто объединяют в один, так называемый, кинестетический канал восприятия. Попробуем и его использовать в работе над картинкой.
-       Войдите в картинку, походите тихонько по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути. Что почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает. Попробуйте что-то пожевать, если это не вредно. Какие запахи вы почувствовали, какие вкусовые ощущения добавились?
-       Я чувствую, как трава колет ноги.
-       Я чувствую тепло, мне кажется, что надо дорисовать солнышко.
-       Я чувствую запах уток.
-       Я чувствую, какие они пушистые, а клюв гладкий.
-       Я чувствую, что зерно твердое и невкусное.
Мы чувствуем, что дети получают удовольствие от работы с этой далеко не высокохудожественной картинкой, и это приятное чувство.
Шаг 3.        Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.

4. Копилка образных характеристик
Но окончательно радоваться еще рано. Хорошо поставленный вопрос вызывает к употреблению слова из активной памяти детей, но гораздо трудней разбудить пассивную память, в которой хранятся не до конца осознанные или полузабытые слова. И можно только развести руками, когда ребенку для связной речи понадобилось слово доселе неслыханное. Все образные характеристики тогда сводятся к «большой - маленький», «черный - белый».
Вывод один: что не посеял, то и не пожнешь. Оставим пока проблемы жатвы и возьмемся за проблемы сева. Или, другими словами, проблемы пополнения словарного запаса образных характеристик. Договоримся, что эта работа должна обязательно иметь следующие этапы и именно в такой последовательности:
1-й этап: ПАССИВНЫЙ. Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно широком спектре примеров.
2-й этап: ПОЛУАКТИВНЫЙ. Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос учителя.
3-й этап: АКТИВНЫЙ. Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.
4-й этап: АВТОМАТИЧЕСКИЙ. Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.
Смотрим опять на нашу картинку. Подбираем характеристику одному из объектов. Например, утки - грузные. Но прямое объяснение слова не будет особо мотивированным для детей. Поэтому затеваем спор, в ходе которого дети смогут узнать еще одно слово. Сообщаем детям, что по поводу уток существуют разные мнения: кто-то считает их грузными, а кто-то подвижными. Дальнейшее выяснение вопроса идет с помощью толкового словаря. Мы решили с самого начала приучать детей к серьезной работе над языком. Поэтому предпочли многосторонние, обстоятельные объяснения словаря своим собственным, поверхностным.
Итак, читаем:
«Грузный - 1. Большой и тяжелый.- Грузная фигура. Грузно опуститься в кресло. 2. Тяжелый, с большим весом. Грузные ящики. Подвижный - 1. Связанный с оперативным передвижением, с быстрой передислокацией. Подвижная группа войск. Подвижная оборона. 2. Живой, легкий, быстрый в движениях. Подвижный ребенок» [11].
Обсудим подробно значение прочитанного и попробуем использовать полученные знания для решения спора. Дети находят, что часть уток - грузные, а другие - подвижные. Заодно грузными оказываются тазик и корыто. Таким образом, мы осуществили пассивный этап.
В следующий раз на полуактивном этапе попросим детей найти на другом рисунке грузные и подвижные объекты. Отметим также, используют ли они при описании других картинок новые слова.
Для активного этапа можем использовать такие задания, как сравнения или составление загадок. Сравнения мы проводили с помощью уже знакомого волшебника Дели-Давай. Итак, сравним утку с курицей. Прикрепляем к доске изображения этих птиц. Теперь - «Дели!» из каких частей они состоят? Записываем части последовательно в кружочках (рис.5).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис. 5

В ходе сравнения установим, имеют ли обе птицы одни и те же части или у одной их меньше, чем у другой. После сравнения по наличию частей перейдем к сравнению особенностей каждой отдельной части. Сделаем это с помощью вопросов. Чем отличается клюв утки от клюва курицы? А лапы, туловище? И т.д. В ответах детей отследим употребление новых слов. Если их нет, стоит продолжить полуактивный этап.
Методика составления загадок описана в книге А.Нестеренко «Страна загадок» [12]. Мы выбрали подходящую для нашей цели схему загадки, где загадываемый объект описывается вопросами: какой? и что такое же? Запишем вопросы на доске вместе с загадываемым объектом - тележкой. Попросим детей ответить на вопросы, и их ответы тоже зафиксируем. Получится примерно следующая запись:

тележка какая?
что такое же?

подвижная
тучка

деревянная
гитара

прямоугольная
пенал

Если между столбиками проставим слова «но не», загадка будет звучать: подвижная, но не тучка, деревянная, но не гитара, прямоугольная, но не пенал. Дети с радостью составляют и отгадывают загадки, а мы в очередной раз можем убедиться, наступил ли для них активный этап освоения новых слов-характеристик. Если да, то продолжим работу этого этапа, пока не наступит следующий - автоматический.

Шаг 4.        Копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

5. События предшествующие и последующие
Наша позаимствованная у Дели-Давай камера обследовала все уголки картинки. Закончилась ли на этом ее работа? Пожалуй, нет. Но для нового взгляда на картинку мы переложим камеру в руки другого волшебника - Отставай-Забегай. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности (рис.6).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис. 6
-       Представим, что мы с вами находимся там, где нарисован кружок. У нас сейчас десять часов. А сколько показывают часы на руке у Отставай? - Девять. - А у Забегай? - Одиннадцать, - Если у нас сейчас утро, то что у Отставай? -Ночь. – А у Забегай? - День. Дальше вопросы строят по тому же принципу, используя день недели, месяц, время года и т.д. Делаем вывод, что Отставай-Забегай может передвигаться разными шагами: совсем маленькими пяти-десяти минутными и огромными - месячными, годовыми.
-       Мы с вами сейчас находимся в школе. А (отставай!) где вы были рано утром и что там делали?
-       Мы были дома и еще спали.
-       Хорошо, прикрепим к доске на начале линии Отставай-Забегай маленького картонного человечка. Он тоже спит. (Или просто нарисуем мелом след ботинка Отставай-Забегай.) Но что было - забегай! - по том, когда вы проснулись?
-       Мы умывались.
-       Молодцы! Тот, кто ответил первым, подойдет к доске и передвинет человечка чуть-чуть вперед, как будто он сделал один шаг. (Нарисуем следующий след на линии.) А каким будет следующий шаг - забегай! - что вы еще потом делали? Кто может ответить, подходит и переставляет человечка.
-       Так мы отследили все шаги Отставай-Забегай, которые предшествовали появлению в школе, пошли дальше по занятиям в школе, и заглянули, что будет, когда вернемся домой. В результате мы выстроили временную последовательность событий, а в ней отметили те события, между которыми возникает причинно-следственная связь. Дети уточняли, без какого предыдущего события не могло бы осуществиться следующее. С такой подготовкой мы еще раз вернулись к рассмотрению нашей картинки.
-       Итак, девочка сейчас на поле кормит уток. А где она была - Отставай! - раньше?
-       Раньше она была дома, играла. Кончила играть и сразу пошла к уткам? Или мы пропустили какой-то шаг, Забегай?
-       Пропустили, она сперва взяла зерно.
-       Взяла зерно прямо в руки и пошла?
-       Нет, нашла тазик и лопатку, насыпала зерно в тазик и тогда пошла.
-       Кто теперь расскажет все события подробно, не пропуская мелкие шаги Отставай-Забегай?
-       Девочка играла дома, а потом собралась кормить уток: взяла тазик, пошла в кладовую, набрала там зерно и понесла его на поле к уткам. Таким образом, мы подошли к ситуации, изображенной на картинке: девочка кормит уток. Попросим Отставай-Забегай делать мелкие шаги и выяснить, что произошло между двумя большими шагами, когда девочка подошла к полю и когда уже накормила уток. Можем нарисовать на линии Отставай-Забегай оба больших следа, а между ними, скажем, 5 маленьких следков. Пусть дети придумают, что могло произойти на каждом из них.
Например,
1)                  девочка увидела уток
2)                  она их позвала
3)                  девочка насыпала зерно в корыто
4)                  утки подбежали и начали клевать зерно
5)                  девочка радовалась, глядя как утки едят.
С таким же успехом мы могли бы сделать 7 или 10 маленьких шагов. Тогда наша камера будет двигаться еще медленнее и передаст события с ещё большей точностью. Переход на маленькие шаги, кстати, можно использовать в любом месте рассказа, если в том есть необходимость.
Но, пожалуй, наступила пора навести порядок в нашем рассказе. Вспомним детские ответы на шагах 2 и 3. Предложим детям расставить их на линии Отставай-Забегай. «На земле стоит забор», Кто и когда мог это заметить? Может быть, девочка, когда приближалась к полю? Может, об этом беседовали утки? «Девочка держит тазик». Когда это предложение удобней использовать? Когда девочка только идет или когда кормит уток? Могут быть разные варианты. Наша задача при выборе этих вариантов не только учитывать причинно-следственные связи, но и построить интересный рассказ. Возможно, некоторые предложения мы поэтому опустим, чтобы они не загромождали рассказ излишними подробностями. Идеально, конечно, было бы каждому ребенку выстроить и написать свой вариант, а потом все сравнить. Но это при условии, что дети уже умеют писать. Если нет, вместе с Забегай посмотрим, что будет делать девочка после кормления уток, и получим конец рассказа. Собственно, мы могли бы построить рассказ и по-другому. Если на линии Отставай-Забегай отмечать приключения уток: как они проснулись, почистили перышки, вышли на прогулку и т.д. Еще интересней было бы отследить события, связанные с забором. Но для этого потребуется уже тренированное воображение. Над этим стоит поработать в будущем.
Шаг 5.        «Отставай-Забегай!» (выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

6. Разные точки зрения
Как добиться, чтобы каждый ребенок максимально использовал свои индивидуальные особенности восприятия в работе над картинкой? Как сделать, чтобы его рассказ пробуждал чувства и желания собеседников? Частично мы занимались этими вопросами, когда включали в работу все каналы восприятия. Но рассказ по картинке зависит не только от самой картинки, он зависит и от рассказчика, точнее, от его точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим.
Точки зрения людей складываются из множества разных представлений: профессиональных, национальных, религиозных, возрастных и др. Мы начнем с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.
-       Представьте, что все мы утки. И мы гуляем по траве - отставай! - в тот момент, когда девочка еще не пришла. Мы голодные и настроение у нас какое? Да, плохое. Почувствуйте, какие у вас пустые животики, послушайте, как они бурчат, посмотрите тогда вокруг и расскажите, какие все вещи, которые вас окружают.
-       Забор старый, гнилой.
-       Корыто грязное.
-       Трава сухая, колючая.
-       Девочка плохая, ленивая.
-       - А теперь - забегай! - пришла девочка и всех уток накормила. Мы теперь сытые, довольные и настроение у нас хорошее. Каким теперь мы увидим все вокруг?
-       Корыто удобное, широкое.
-       Забор хороший, защищает нас.
-       Трава сочная, зеленая.
-       Девочка добрая, заботливая.
Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, так как они там побывали, пережили разные состояния и смогли высказать свое отношение к изображенному на ней. По какому признаку находить разные состояния, настроения, чтобы предложить их детям для формирования точки зрения? Такие состояния могут быть: веселый - грустный, довольный - огорченный, спокойный - испуганный, здоровый - больной и др. Как "привязать" их к конкретной картинке? Если на картинке несколько героев, то, возможно, у одного (или у группы) одно настроение, а у другого - противоположное. Другая возможность - изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом - наоборот. Тогда стоит внимательно попутешествовать вместе с ОтставайЗабегай, чтобы найти причину изменений. Это может быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, физиологические процессы героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.
Шаг 6.        Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.



Прикладная часть: примеры из уроков
В этой части мы приведем примеры применения методики на конкретных уроках. Повторим, что методику, собственно, и создавали на этих уроках, анализируя трудности детей, выстраивая методические шаги и проверяя их в деле. Поэтому в практической работе не было той последовательности шагов, которую мы изложили в общей части. Начали мы со словарной работы, с Отставай-Забегай, и только потом почувствовали необходимость в уточнении состава и связей, открыли для себя эмоциональные возможности детей в работе по разным каналам восприятия и с разных точек зрения. В результате мы пришли к той последовательности работы, которую описали выше.
Тем, кто попробует работать по этой методике, также советуем не стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке, на следующей добавить еще шаг. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующую ступень - согласование всех частей описания в единый целый рассказ. Всему свое время.
В приведенных далее примерах нет полного описания уроков, выделена только работа с картинкой. И то не вся. Мы опустили здесь те познавательные и нравственные вопросы, которые, естественно, имели место на уроках, но не представляют собой особой новизны. И чтобы легче было ориентироваться, дальнейший материал расположен в последовательности тем «Азбуки», но с отметками методических шагов. Напомним их:
Шаг 1.        Состав картинки.
Шаг 2.        Связи и взаимодействия между объектами.

Шаг 3.        Характеристики объектов и действий.
Шаг 4.        Пополнение словарного запаса образных характеристик.
Шаг 5.        События предшествующие и последующие.
Шаг 6.        Разные точки зрения.

Пример 1. Шаг 4
Учитель (У): Посмотрите на картинку. Как внимательно куда-то смотрит мальчик. Он говорит: «Посмотри, Ева, какие пушистые ели!» Ева посмотрела и говорит: «Какие же они пушистые, они облезлые». Кто из них прав, как вы думаете?
Дети (Д) высказывают свои мнения.
У: Давайте лучше обратимся к словарю, он нам объяснит, что значит «пушистый», а что «облезлый». «Пушистый - покрытый мягким пухом или мягкой густой шерстью, очень мягкий и легкий, напоминающий собой пух». Подходит это к елочкам, можно о них сказать - пушистые?
Д: Да.
У: Что еще может быть пушистым?
Д: Хвост у лисы, волосы у девочки, ткань на платье, ресницы.
У: А теперь послушайте, что говорится в словаре про облезлое. «Облезлый - с облезлыми волосами, шерстью, перьями». Можем мы сказать про елочки, что они облезлые?
Д: Да, у больших стволы облезлые, и ветки облезлые.
У: Что же еще может быть облезлым?
Д: Кошка облезлая, трава облезлая, воротник у шубы облезлый.
На следующем уроке в тетради «Познакомьтесь с алфавитом» зарисовываем все, что может быть пушистым (ель. волосы, ресницы, хвост, усы, кот, ткань).

Пример 2. Шаги 3, 4
У: Какие деревья изображены на рисунке?
Д: Высокие, пушистые, густые, стройные.
У: А если бы все эти деревья росли вместе в лесу, то каким бы был лес, как бы мы его назвали?
Д: Смешанный.
У: Если лес долго рос, то каким он стал?
Д: Старым, дремучим, сырым.
У: Если мы войдем в такой лес, то что мы почувствуем, чем там будет пахнуть?
Д: Грибами, сыростью, соснами и елками.
У: А что мы можем услышать в таком сыром, дремучем, старом лесу?
Д: Шум деревьев, ежик шуршит, птица кричит.
У: А если мы погладим стволы деревьев, то что почувствуем? Какие они?
Д: Шершавые - старые стволы, гладкие - молодые стволы деревьев.

Пример 3. Шаг 4
Словесное рисование картины
У: Прочтем слова, которые написал Карандаш.
Д: Лес, трава, река, село, ива.
У: Представим, что мы летом в деревне, в селе. И сейчас будем рисовать лес. Закройте глазки и постарайтесь вспомнить, увидеть лес. Кто представил себе лес густым, дремучим, темным и сырым? (Дети поднимают руки.) А у кого лес редкий, солнечный, с полянкой? В лесу растет трава. Представили? У кого она высокая, пушистая, шелковистая? А у кого может быть другая трава выросла? Какая она?
Д: Низкая, сухая, колючая.
У: А теперь представим речку и место, где она находится. У кого она течет через лес? А у кого речка за лесом, вдалеке? А может кто-то по-другому вообразил?
Д: У меня речка течет перед лесом, у меня - через село.
У: А теперь представьте, какая наша речка. Кто представил речку мелкую, узкую, извилистую? А у кого речка широкая, полноводная? А теперь вообразим и нарисуем село. У кого село за лесом? А кто по-другому построит село?
Д: У меня село около леса. А у меня перед лесом.
У: Что еще мы не изобразили на картинке?
Д: Иву.
У: А какая она будет у вас и где растет?
Д: Ива около реки. Она пушистая, наклонилась к реке.
У: А теперь расскажите, какая у вас получилась картина. (Дается задание на дом - нарисовать представленную каждым картину.)

Пример 4. Шаг 4
(Перед этим на пассивном этапе введены слова: острый - тупой, гладкий - шершавый, пушистый - облезлый.)
Для закрепления значений слов можно попросить детей найти, что есть на картинке острое, тупое и т.д. Ответы детей: острый угол у стола, острая пила, острый кончик кисточки, острый запах у плиты, острая приправа у повара, острый нож у повара и т. д.
Чтобы ввести в активный словарь детей ранее изученное слово «гладкий», можно составить загадку о кастрюле.
У: Дети, какая кастрюля на рисунке?
Д: Круглая, гладкая, внутри пустая.
У: А что еще бывает круглое?
Д: Тыква, капуста, мячик, солнышко.
У: Что еще бывает гладкое?
Д: Репа, доска, бока у пилы.
У: Что еще бывает внутри пустым?
Д: Шапка, кувшин, пенал.
У: Выберем теперь самые интересные ответы и совместим их. Тогда у нас может получиться, например, такая загадка про кастрюлю: круглая, но не капуста, гладкая, но не пила, внутри пустая, но не шапка.

Пример 5. Шаги 2, 5
Словесное рисование картины
У: Назовите, какие предметы должны быть изображены на нашей картинке.
(Дети называют, учитель рисует их на доске)
У: А теперь подумайте, что здесь с чем связано, проведите линию от одного предмета к другому и составьте предложения. С чем связана мама?
Д: С сосисками, молоком и маслом: она их купила в магазине. С сумкой: она положила продукты в сумку и принесла домой. С котом: дома у нее есть кот.
У: А с чем и кем связан кот?
Д: С сосисками и молоком: кот любит сосиски и молоко. С мамой: он живет у мамы и мама его кормит. С сумкой: кот нюхает сумку, а оттуда пахнет сосисками.
У: А если он почувствовал запах сосисок, то как будет - Забегай! - вести себя дальше?
Д: Кот будет тереться у маминых ног, мурлыкать или мяукать, просить сосиску.
У: Забегаем еще дальше: мама выложила на стол продукты и вдруг зазвонил телефон. Она выходит в коридор поговорить по телефону. Как вы думаете, что будет в это время делать кот?
Д: Он запрыгнет на стол, утащит сосиски и будет есть. Он утащит сосиски под стол, и одна будет торчать из-под стола.
У: А теперь вернулась мама. Забегай!
Д: Мама ахнула, отняла у кота сосиски, поругала кота.
У: Какой же был кот?
Д: Ворюга, хитрый, жадный.
У: Скажите, какой рассказ у нас получился?
Д: Смешной, интересный.
(Дается задание нарисовать словесную картинку. На следующем уроке делается выставка рисунков и несколько детей рассказывают по своей картинке.)
Пример 6. Шаги 3, 4, 5
(буквы Б б)
У: Что изображено на картинке?
Д: Зоопарк.
У: Вспомним нашу экскурсию в зоопарк. Что было - Отставай! - до зоопарка?
Д: Мы ехали на автобусе, покупали билеты, а потом вошли в зоопарк.
У: Каких зверей мы видели в зоопарке?
Д: Обезьян, слонов, медведей и т.д.
У: А теперь назовите тех зверей и птиц, в названии которых есть звуки [б, б'].
Д: Барсук, зубр, зебра, белка, голуби.
У: А теперь давайте подойдем к клетке с зубром. Я буду вашим экскурсоводом, но вы мне будете тоже помогать рассказывать о зверях. Итак, - Дели! - что есть у зубра?
(Ответы детей фиксируются на доске; рис.7)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис. 7
У: Направляем наш глазок камеры на зубра и внимательно рассматриваем голову. Какая она? Что у зубра на голове и какое?
Д: Голова большая и мощная. На голове рога маленькие, но острые. Глаза у зубра большие, сердитые, серьезные.
У: Глаза у зубра подслеповатые, они не очень хорошо видят, зато у зубров хорошо развит нюх. Они по запаху чувствуют, кто к ним приближается. Рассмотрим туловище. Какое оно?
Д: Туловище сильное, передняя часть тела грузная, а хвост с кисточкой на конце.
У: Направляем наши кинокамеры на ноги зубра. Что мы видим?
Д: Ноги сильные, с твердыми копытами. Передние ноги с густой, длинной, пушистой шерстью.
(Следует рассказ учителя о зубрах, их жизни и привычках)
У: Как вы думаете, о каких животных говорят «Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки»?
Д: О зебрах.
У: Верно. Рассмотрим зебру на рисунке взглядом - Дели! - и сравним ее с зубром (рис.8).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис. 8
Д: У зебры нет рогов на голове, зато есть грива.
У: Чем отличается каждая часть одного животного от другого?
Д: У зебр не такая мощная грудь, как у зубра. Они ниже ростом. Голова у зебры меньше, чем у зубра. Туловище у зебры гладкое, полосатое, а у зубра шершавое, коричневое. Уши у зубра длинные, а у зебры маленькие. Ноги у зубра толстые, а у зебры стройные.

У: Мысленно погладим зебру. Какая она?
Д: Она мягкая.
У: А грива какая на ощупь?
Д: Грива мягкая тоже, пушистая.
У: Такая же мягкая, как хвост у лисы, и такая же пушистая?
Д: Нет, она как мягкая щеточка. (Далее следует рассказ учителя о зебрах, их жизни и привычках).
У: Об остальных обитателях зоопарка мы поговорим в следующий раз, а сегодня закончим нашу экскурсию в зоопарк. - Забегай! - что же будет потом?
Д: Мы сядем на автобус и поедем домой.
У: О чем вы расскажете родителям дома?
Д: Я расскажу о зебре и зубре.
У: Как же мы озаглавим картинку?
Д: В зоопарке. Экскурсия в зоопарк.
Пример 7. Шаги 1, 2, 5
(буквы Д д)
У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры?
Д: Дедушка, мальчики, корзинка, забор, трава, деревья со сливами, кусты с красными ягодами - красная смородина, кусты с черными ягодами - черная смородина.
(Учитель зарисовывает схематически все названное на доске)
У: Какие из этих рисунков мы можем связать между собой?
Д: Дедушка и дети: дедушка угощает детей сливами. Дети были в саду у дедушки. Деревья и кусты: в саду растут деревья и кусты с ягодами. Сад и забор: сад за забором. Деревья и трава: под деревьями растет трава. Корзина и кусты: корзина со сливами стоит около куста.
У: Посмотрите на дедушку-садовника. Каким он вам кажется?
Д: Садовник добрый, он улыбается.
У: А теперь - отставай! - где дети были раньше и как оказались в саду?
Д: Они играли во дворе и залезли через забор посмотреть. Дети были дома и пришли к садовнику в гости.
У: Забегай! - Что будет потом?
Д: Они придут домой и расскажут, какой дедушка добрый. Угостят сливами своих друзей, братьев, сестер.
У: А теперь проверим, что у нас получился за рассказ. Не забудьте, что в вашем рассказе должно быть начало (Отставай!), середина (то, что нарисовано на картинке) и конец (Забегай!).
(Следуют рассказы детей, а затем беседа по прочитанному тексту)
Пример 8. Шаги 1,2,3,4,5
(буквы Я я)
У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? (Дети подробно называют все объекты и предметы)
У: А какие между ними связи?
Д: У детей в руках лопаты. Они копают ямки. Около дома стоят бочка, лейка, грабли. Воробьи клюют крошки. У дома крыльцо. В окошке видны цветы на подоконнике и занавески на окнах. Перед домом земля. На земле растут деревья. Деревья привязаны к палкам. На земле тоже лежат деревья и палки. Вокруг дома и земли забор. За забором тоже растут деревья.
У: А теперь представим, что мы вместе с Забегай пробежали вперед и наблюдаем, как меняются связи между героями нашей картинки.
Чтобы лучше было видно, Забегай бежит совсем маленькими шагами. Кто заметил, какие связи уже на первых шагах исчезли, и какие новые появились?
Д: Дети положили лопаты и взяли деревца. Они поставят их в яму.
У: А потом?
Д: Потом яму закопают.
У: Если Отставай-Забегай вместо маленьких шагов: дети выкопали ямы, поставили деревца, закопали, сделал бы один большой шаг, как мы могли его назвать?
Д: Дети сажают деревья.
У: Дети посадили деревья, Забегай опять побежал маленькими шагами. Какие связи теперь еще изменятся?
Д: Дети и лейка: дети возьмут лейку и будут поливать новые деревья. Нет, сперва лейка и бочка: они набрали из бочки в лейку воду. Тоже неправильно, сперва дети и грабли: дети возьмут грабли и разровняют землю вокруг деревьев, а потом наберут воду и польют.
У: Как вы думаете, какие деревья сажают дети?
Д: Яблони, или груши, или сливы.
У: А зачем они сажают эти деревья? Что мы увидим, если сделаем большой-пребольшой шаг вместе с Забегай?
Д: На яблоне выросли яблоки, на груше - груши, дети их собирают и едят.
У: Какими будут на вкус яблоки, когда вырастут?
Д: Сладкие.
У: А слово наоборот?
Д: Кислые.
У: Что еще кроме яблок может быть сладким?
Д: Пирог, компот, варенье.

У: А каким голосом лиса разговаривала в сказке с колобком?
Д: Тоже сладким.
У: Что же может быть кислым?
Д: Яблоко, капуста, тесто.
У: Могут ли быть кислыми настроение, выражение лица?
(Учитель показывает 4 рисунка с разными выражениями лица; дети должны определить, какое из них кислое, и объяснить, почему).
У: Вернемся к нашей картинке. Можем ли мы назвать кислым выражение лица у детей? И почему?
Д: Нет, дети работают, им некогда грустить.
У: Вообразим, что это мы работаем в саду и сажаем деревья. Вдохните глубоко и скажите, что вы почувствовали.
Д: Я почувствовал свежий воздух. Я чувствую, как пахнет землей, когда ее копаешь.
У: А что вы услышали?
Д: Я слышу, как чирикают воробьи. Я слышу, как хрустит земля. Я слышу, как ветер качает деревья.
У: Могут ли стать кислыми наши лица, если вокруг так замечательно?
Д: Нет.
Пример 9. Шаги 2, 3, 6
Словесное рисование
(На доске заранее нарисованы предметы, которые хотел изобразить Карандаш).
У: Посмотрите на доску. Сейчас мы найдем, что с чем связано, проведем линии, составим предложения.
Д: Снегири сидят на дереве и клюют рябину. Снегирь сидит на шапке снеговика.
У: А где еще могут быть снегири?
Д: Снегири клюют рябину около дерева. Снегири прыгают по дороге.
У: С чем может быть связана горка?
Д: С детьми: дети катаются на горке. Дети идут с санками на горку. Дети уже покатались и идут по дороге домой. Дети идут на горку, увидели снегирей, остановились и смотрят на них.
У: Где вы на своем рисунке расположите снеговика?
Д: Снеговик стоит рядом с деревом. А у меня снеговик стоит рядом с горкой. А мой снеговик стоит около дороги.
У: А где вы расположите горку?
Д: Я ее нарисую близко, а вдалеке - рябину и снеговика. А у меня горка будет далеко, а близко - рябина и снеговик.
У: Какая ваша горка?
Д: Горка высокая и скользкая. У меня не очень высокая горка.
У: А кто-то очень крутую горку изобразил? Почему вам нравится крутая горка?
Д: Быстро можно ехать.
У: Если вдруг пойдет снег, то какой он будет?
Д: Пушистый, мягкий, холодный. А снежинки красивые.
У: Теперь представьте, что это вы дети с картинки. Что вы слышите?
Д: Скрипит снег под ногами. Снегири подают голос. Трещат от мороза деревья. Ветер шумит. Голоса детей, смех.
У: А что вы почувствуете, если вдохнете воздух, какие запахи?
Д: Пахнет снегом. Пахнет свежестью.
У: Потрогайте рябину. Какой у нее ствол?
Д: Шершавый, холодный.
У: Возьмите в рот рябину и раскусите ее. Какая она на вкус?
Д: Холодная, сладкая, горькая.
У: Мерзлая рябина сладкая. Вы пошли кататься с горки. Какое у вас настроение? Каким вам кажется все вокруг?
Д: У нас веселое настроение. Очень красивые снегири. И снеговик красивый. Рябина тоже красивая и стройная. Горка высокая, на ней хорошо кататься. Санки легкие, быстро бегут с горки.

У: А теперь представьте, что вы заигрались, не заметили, как стало темнеть, устали, вымокли, надо идти домой. Каким теперь покажется все вокруг?
Д: Некрасивым. Деревья страшные, рябина кривая. Снеговик некрасивый, злой. Горка очень высокая, трудно было на нее взбираться. Снегири крикливые. Санки тяжелые, их надо еще с собой тащить.
У: Вот видите, когда у нас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и вокруг все кажется красивым, замечательным. А если мы устали, настроение испортилось, стало кислым, то и все вокруг некрасивое, страшное, мрачное.
(Домой задается нарисовать картинку по представлению).
Заключение: результаты и перспективы
Что дала работа по этой методике? Появилась большая активность, дети хотят отвечать, им интересно. Очень хорошо дети восприняли словесное рисование. Здесь лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки. Затем словесное рисование закрепляется рисованием на листе. Рисунки выставляются, рассматриваются детьми, обсуждаются, а на уроке дети по ним рассказывают. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали.
Гораздо легче стало готовиться к уроку и учителю. Не надо придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируем состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени. Правда, желание детей высказаться еще ощутимей натыкается на недостаток нужных слов. А работа с пополнением словарного запаса ставит учителя в трудное положение. Надо выбрать вновь вводимое слово так, чтобы оно соответствовало новой теме, и чтобы его можно было связать со следующим материалом для закрепления.
Работа на этом еще не закончена. Мы планируем научить детей еще проворней пользоваться нашей невидимой камерой. Чтобы они умели какие-то события отследить более подробно, какие-то - проскакивать в общих чертах, где-то задержаться на образном описании, где-то в темпе передавать только основные действия, переходить от лини одного героя к линии другого, от одной точки зрения к другой, и знали, когда какой ракурс выбрать. Мы надеемся, что скоро методическая последовательность рассказывания войдет во внутренний план детей, и Дели-Давай уже оттуда будет подсказывать ребенку: рассмотри по частям, свяжи и т.д. Заодно будем работать над тем, чтобы образы для рассказа были не только подсказаны картинкой, но появились и из собственной памяти, воображения детей, чтобы они легли в основу их будущих сочинений-описаний и повествований. Особое внимание уделим характерам героев и мотивам. Заставим воображение повысить планку необычности.

А пока предлагаем вниманию коллег описанную здесь методику. Мы считаем, что ее можно использовать и в работе с другими картинками (мы описали далеко не все проведенные уроки), и с другими учебниками. На наш взгляд, начать такую работу можно уже в детском саду. Было бы интересно опробовать эту методику также на уроках иностранных языков. Картины будущей работы оживают перед нами. Пора входить в них!

Список использованной литературы:
1.         Стандарт образования по русскому языку в начальной школе, Рига, 1992. С.4.
2.         Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 63.
3.         Переходная программа по русскому языку для 1-4 классов с русским языком обучения, Рига, 1991. С. 26.
4.         Обучение в 1 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. Книга 1. Под ред. Л.Ф.Климановой. 3-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 13.
5.         Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 68.
6.         Г. С. Альтшуллер. Найти идею, Новосибирск, «Наука», 1986.
7.         Г.И.Иванов. ...И начинайте изобретать! Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.
8.         Дерзкие формулы творчества, Под ред. А. Б. Селюцкого, Петрозаводск, «Карелия», 1987.
9.         В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А.Ф.Шанько. Азбука. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. 8-е издание, М., Просвещение, 1993.
10.     И. Н. Мурашковска. Когда я стану волшебником, Рига, 1994.
11.     С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского М., «АЗЪ», 1993.
12.     А. А. Нестеренко. Страна загадок, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1993.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.




Рисунок 15Рисунок 21Рисунок 35Рисунок 38Рисунок 40Рисунок 44ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 4719893
    Размер файла: 168 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий