задание по риторике (1)

К контрольной работе предъявляются следующие требования:
Объем работы 10-15 страниц печатного текста. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата (А4). По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. Последовательно указать вопрос и дать ответ на него. В конце работы нужно дать список использованной литературы. В списке следует точно указать автора работы, ее название и год издания.
1.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Подготовьте и запишите связное высказывание на одну из близких вашей душе тем: «Люби– мый, -ая, -ое» (цветок, книга, кинофильм, время года, погода, праздник и др.). учитывая, что в числе ваших слушателей могут быть люди, разные по возрасту, по личному отношению к вам, по специальности, социальному статусу и др.
Проанализируйте свое выступление и будьте готовы ответить на вопросы:
1.Чувствуется ли в высказывании стремление автора к подробностям, к развёрнутому описанию деталей, к пояснениям, комментариям, чтобы основная мысль высказывания предстала перед слушателями в максимальной полноте? (да, не очень, нет).
Есть ли в высказывании нестандартные, оригинальные, неожиданные, может быть, даже парадоксальные мысли, выражения, слова, вызывающие интерес к дальнейшему слушанию? (есть, нет).
Сколько раз повторяет автор в своём высказывании основную мысль? Вдалбливает ли он её в сознание слушателей? (да, нет).
Использует ли автор в своём высказывании цитаты, ссылки на произведения из области науки, искусства, публицистики и др.? (да, нет).
Проявляется ли в высказывании открытость автора, демонстрация его чувств и эмоций, подчёркивание глубоко личных моментов? (да, нет).
Как автор подчёркивает важность темы высказывания для себя лично и для слушателей? (настойчиво, слегка касается, не подчёркивает совсем).
В каком стиле высказывается автор по отношению к слушателям? (ровном, свысока, робея).
Допускает ли автор, выражая свою точку зрения на предмет высказывания, возможность другой позиции, учитывает ли, что «на вкус и цвет товарища нет»? (да, нет).

2.
СООТНОШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ
Прокомментируйте следующие высказывания с точки зрения соотношения письменной и устной форм речи:
1. Одна героиня у Ф.М. Достоевского говорит своему собеседнику: «Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете».
2. «Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала». (Указ Петра I)
3. «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ их написать». (Б. Шоу)



Как вы думаете, можно ли, не зная языка, понять, о чём идёт речь?
Карел Чапек в «Истории дирижёра Калины» рассказывает о таком случае: музыкант в чужой стране, не зная языка, стал свидетелем ночного разговора.
«Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убеждён, что контрабас склоняет кларнет к чему-то преступному. Я знал, что кларнет вернётся домой и безвольно сделает всё, что велел бас. Я всё это слышал, а слышать это больше, чем понимать слова. Я знал, что готовится преступление, и даже знал, какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, оно было в их тембре, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка точная вещь точнее речи!»
3.
СЛУШАНИЕ
Прочитайте нижеследующие тексты и на их основе приготовьте ответы на вопросы: «Почему при слушании в голове слушающего остаётся в среднем 24-26% объёма информации? Назовите «барьеры слушания». Как эти «барьеры» можно преодолевать: что надо делать при общении и говорящему, и слушающему?»

5.1. «Мысль входит в сознание вратами чувств». (Гельвеций)
5.2. «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей». (Конфуций)
5.3. «Пламя свечи, от которой зажигаются другие свечи, не дробится; в каждой свече воспламеняются свои газы. Так, при понимании мысль говорящего не передаётся слушающему; он, понимая слово, создаёт свою мысль, занимающую в системе, установленной языком, место, сходное с местом мысли говорящего. Думать при слове именно то, что думает другой, значило бы перестать быть самим собой». (А.А. Потебня)
5.4. «Большинство людей говорит со средней скоростью 120 слов в минуту. Средняя способность воспринимать информацию примерно 480 слов в минуту, то есть в четыре раза больше. Поэтому в то время, когда другой говорит, наше внимание рассеивается. Если мы уделим говорящему немного больше внимания, поддерживая «контакт глаз», усиленно думая над тем, что было сказано, задавая вопросы, внимание не будет рассеиваться...» (С. Дип, Л. Сесмен)
5.5. «К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» спросил удивлённый ученик.
«Потому, ответил философ, что мне придётся обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать».

5.6. Разговор Кити и Левина из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»:
« Постойте, сказал он, садясь к столу. Я давно хотел спросить у вас одну вещь.
Он глядел ей прямо в ласковые, хотя и испуганные глаза.
Пожалуйста, спросите.
Вот, сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о: э, н, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: «когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда, или тогда?» Не было никакой вероятности, чтоб она могла понять эту сложную фразу, но он посмотрел на неё с таким видом, что жизнь его зависит от того, поймёт ли она эти слова.
Она взглянула на него серьёзно, потом оперла нахмуренный лоб на руку и стала читать. Изредка она взглядывала на него, спрашивая у него взглядом: «То ли это, что я думаю?»
Я поняла, сказала она, покраснев.
Какое это слово? сказал он, указывая на н, которым обозначалось слово никогда.
Это слово значит никогда, сказала она, но это неправда!
Он быстро стёр написанное, подал ей мел и встал. Она написала: т, я, н, м, и, о. ... Это значило: «тогда я не могла иначе ответить».
Он взглянул на неё вопросительно, робко.
Только тогда?
Да, отвечала её улыбка.
А т... А теперь? спросил он.
Ну, так вот прочтите. Я скажу то, чего бы желала. Очень бы желала! Она написала начальные буквы: ч, в, м, з, и, п, ч, б. Это значило: «чтобы вы могли забыть и простить, что было».
Он схватил мел напряжёнными, дрожащими пальцами и, сломав его, написал начальные буквы следую-щего: «мне нечего забывать и прощать, я не переставал любить вас».
Она взглянула на него с остановившеюся улыбкой.
Я поняла, шёпотом сказала она».
Всё это кажется невероятным, но именно так происходило объяснение самого Льва Николаевича Толстого с его будущей женой Софьей Андреевной Берс.

5.7. Древние греки, готовясь к какому-либо серьёзному походу, вопрошали богов, обращаясь к ним за советом. Они отправлялись в Дельфы в храм Аполлона, и оракул сообщал им волю бога. Так, могущественный лидийский царь Крез, который владел великими богатствами и повелевал множеством людей (ср. пословицу – богат, как Крез), задумав пойти войной против персов, отправил в Дельфы послов, и они вопросили оракулов: «Крез, царь лидийцев и других народов, считая, что здесь он получил (ранее) единственно правдивые на свете прорицания, послал вам эти дары...Теперь царь спрашивает вас: выступать ли ему в поход на персов и искать ли для этого союзников». Рассказывая об этом, Геродот пишет: «Так вопрошали послы, а оба оракула дали одинаковый ответ и объявили Крезу: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство...» А Крез, получив прорицания оракулов и узнав их содержание, чрезвычайно обрадовался. Теперь царь твёрдо уповал на то, что сокрушит царство Кира».
Уверенный в своей победе, Крез перешёл пограничную реку Галис, но потерпел жестокое поражение. Персы овладели главным городом Сардами, а сам Крез попал в плен. Кир весьма милостиво обошёлся со своим недавним врагом. Однако Крезу не давала покоя одна мысль как могли боги так жестоко обмануть его? И вот, по свидетельству Геродота, Крез обращается к персидскому царю: «Владыка! Ты окажешь мне величайшее благодеяние, позволив послать эллинскому богу, которого я чтил превыше других богов, вот эти оковы и спросить его: неужели у него в обычае обманывать своих друзей?»
Вновь отправились в Дельфы послы с поручением Креза, только теперь не дары оковы возложили они на пороге святилища. И спрашивали теперь не о будущем, они спросили, «не стыдно ли было богу побуждать Креза прорицаниями к войне с персами, чтобы сокрушить державу Кира, отчего и получились такие вот «победные дары», спросили с горькой иронией и указали при этом на оковы. И добавили: «в обычае ли у эллинских богов проявлять неблагодарность?»
Вскоре последовал ответ: предсказание сбылось точно; просто Крез не понял слов разрушит великое царство. «Если бы Крез желал принять правильное решение, то должен был отправить послов вновь вопросить оракулов: какое именно царство разумеет бог его, Креза, или Кира. Но так как Крез не понял изречения оракула и вторично не вопросил его, то пусть винит самого себя».
5.8.
1. Капитан адъютанту:
«Как вы знаете, завтра произойдёт солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».
2. Адъютант дежурному сержанту:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме.
3. Дежурный сержант капралу:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме, а это бывает не каждый день».

4. Дежурный капрал солдатам:
«Завтра в 5 часов капитан произведёт солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».
5. Один солдат другому:
«Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведёт затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день». (А. Моль. «Социодинамика культуры»)

4.

ПОДГОТОВЬТЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОДНУ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕМ:

1. «Речь, которая мне запомнилась».
2. «Оратор, который произвел на меня сильное впечатление».
3. «Каких ораторов я люблю слушать».
4. «Какие ораторы мне не нравятся».

5.
1) Определите, к какому виду ораторской речи относится текст речи Питирима Сорокина, известного русского социолога, с 1919 года профессора Петроградского университета, с 1930 года профессора Гарвардского университета.
2) Сформулируйте целевую установку оратора.
3) Проанализируйте средства риторики, использованные в речи П.А. Сорокина.
4) Составьте план-схему выступления.

ИСТОРИЯ НЕ ЖДЕТ, ОНА СТАВИТ УЛЬТИМАТУМ
(Речь на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 г.)
Сегодняшняя годовщина Петербургского университета знаменательна не только тем, что она 103-я годовщина, но и тем, что она совпадает с моментом величайшего катаклизма в истории человечества и нашей родины. В результате войны и революции наше отечество лежит в развалинах. Великая Русская Равнина стала великим кладбищем, где смерть пожинает обильную жатву, где люди едят друг друга.
Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли вы выполнить ее? Сможете ли выдержать этот экзамен истории? Огромная трудность ее усугубляется еще и тем, что вы оказались на великом распутье, без путей, дорог и спасительного плана. «Отцы» ваши не могут помочь вам: они сами оказались банкротами: их опыт в форме традиционного мировоззрения русской интеллигенции, оказался недостаточным, иначе трагедии бы не было. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войны, в грохоте революции и в темной бездне могил, все рас¬тущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов.
Но раз старые пути негодны, где же новые? Есть ли они у нас? Если есть продуманы и осознаны ли? Боюсь, что нет. Мы сейчас похожи на людей, ошарашенных ударом дубины, заблудившихся и ищущих, страстно и горячо, до боли, до исступления нужного до смерти выхода. Ищем, тычемся туда и сюда, подобно слепым щенятам, но темно кругом. А история не ждет, она ставит ультиматум: бьет грозное: memento mori, бьет двенадцатый час нашей судьбы и решается наше: быть или не быть.
В таких условиях вы поймете меня и не найдете нетактичным, если я позволю наметить некоторые «вехи» того пути, по которому, с моей точки зрения возможно, ошибочной, возможно, близорукой, мы должны двинуться в дальнейшее историческое странствие. Это даже не «вехи», а скорее указание на то, чем мы должны запастись, пускаясь в этот темный путь, чтобы выбраться вновь на светлую дорогу жизни в живой истории из мрачных бездн долины Смерти.
Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно главу перед чем бы то ни было, науку точную, как проверенный компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение. Берите ее в максимально большом количестве. Без нее вам не выбраться на широкий путь истории.<...>
Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду тяжелому, упорному, умственному и физическому. Времена «сладкого ничегонеделанья» кончились. Мир не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего творец и созидатель.<...>
Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях. Иначе... смердяковщина и шигалевщина потопят нас. Иначе вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошенничества, взяточничества, обмана, лжи, спекуляции, бессовестности, тот «шакализм», в котором мы сейчас захлебываемся и задыхаемся.
Придется подумать вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Настало время от ряда спутников отказаться: они завели нас в пропасть. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергей Радонежский носители идеала старца Зосимы; как Толстой и Достоевский. Такие «спутники», по моему мнению, не обманут.
Позволю обратить ваше внимание и еще на один факт: на семью. Вы знаете, что она разлагается. Но вы должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Слишком далеко зашел здесь развал и духовный, и биологический, через половые болезни ускоряющий вымирание и вырождение русского народа. Пора остановить это бедствие. <...>
Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей быть может, весьма несуразной точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из тяжких испытаний. Но надеюсь, что «сим победиши». Хочу верить и всем сердцем желаю вам полного успеха. Ваш успех будет означать спасение 100-миллионного народа от физической и духовной смерти.


6.
Притча – короткий назидательный рассказ в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], заключающий в себе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поучение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Отдельные притчи в различных модификациях представлены в мировом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], широко используются в ораторской речи. По содержанию притча близка к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Притча – это рассказ, в котором истинный смысл сокрыт, выражен через другой смысл. Прочитайте нижеследующие притчи и проанализируйте их конструкцию, вскройте истинные их смыслы.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
Обычно Мастер не был словоохотлив, но когда речь заходила о чарующей силе слов, он становился красноречивым:
– Берегитесь слов, – говорил он, – как только вы расслабитесь, они начинают жить своей жизнью; они будут слепить вас, гипнотизировать, терроризировать, – они уведут вас от реальности, которую обозначают, заставят думать, что они и есть действительность.
Мир, который вы видите, – не Царство, что видят дети; ваш мир фрагментарен, разбит на тысячи частей вашим словом...
Будто каждая волна океана независима и существует отдельно от самого океана. Когда слова и мысли затихают, Вселенная расцветает – она реальна, целостна и едина – а слова становятся тем, чем они должны быть: партитурой – но не музыкой, меню – но не едой, указателем на дороге – но не окончанием пути.
СЕЯТЕЛЬ
Вот вышел сеятель. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корней, засохло.
Иное упало в терния, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
СЛОВО – СЕРЕБРО
Проповедник слыл знаменитым оратором. Но друзьям он как-то признался, что его красноречие не может сравниться по эффективности с немногословными высказываниями Мастера.
Проведя у Мастера неделю, он разгадал, в чем секрет.
– Когда говорит Мастер, его слова порождают тишину. Моя же речь, увы, порождает мысль.

ИСКУССТВО
Однажды на светском приеме в присутствии Шаляпина зашла речь о том, что такое настоящее искусство. Прения были весьма интересными, высказывались различные точки зрения; Шаляпин лишь хмыкнул и ушел.
Через некоторое время он вбежал в зал, борода всклокочена, весь помятый, бледный, глаза горят, и закричал:
– Пожар!
Люди кинулись к выходам, началась паника...
Шаляпин улыбнулся и сказал:
– Вот что такое искусство!

ОБРАЗОВАНИЕ
Мастер не признавал никакой науки о Боге. И все же он никогда не упускал случая поддержать искусство, науку и другие методы познания мира. Не удивительно, что он охотно принял приглашение выступить на университетском Совете.
Он прибыл на час раньше, бродил по территории и рассматривал прекрасное учебное оборудование – в его время такого просто не существовало.
Его речь на Совете длилась, как обычно, не больше минуты. Мастер сказал:
– Лаборатории и библиотеки, прекрасные корпуса и аудитории, лекции профессоров – все это без пользы, если нет мудрого сердца и видящих глаз.

ХОРОШИЙ УРОЖАЙ
У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам с собой: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись”.
Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?”

7.
DEZIDERATA (Выполняется по собственному желанию студента)
Опираясь в основном на технику речи, постарайтесь донести до слушателей смысл данных текстов, очень своеобразных по словесному оформлению.
Льюис Кэрролл
БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.

И бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастный Брандашмыг!

Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.

Он встал под дерево,
И вдруг граахнул гром
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнём!

Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы стрижает меч.
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.

О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Л. Петрушевская. Пуськи бятые (лингвистическая сказка)
Сяпала Калуша по напушке и увозила путявку. И волит:
– Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. И Калуша волит:
– Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычурили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Задача последнего упражнения сочинить свою лингвистическую сказку на любую тему и исполнить её на экзамене, вкладывая в произнесение текста всё своё вдохновение и силу чувств, чтобы слушатели поняли содержание вашей сказки


Приложенные файлы

  • doc 1422131
    Размер файла: 168 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий