13 апреля — память Андреевского кавалера — Святителя Иннокентия и.

137-летию со дня кончины посвящается.

Жизнеописание великого просветителя Сибири и Аляски – Святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова).

«Не мне принадлежит заслуга, со мною трудились многие.
При мне это происходило, но устроялось волей Божией».

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Попов-Вениаминов) (1797-1879).

Земной путь избранника Божия Святителя Иннокентия начался в Иркутской губернии, в селе Ангинское в бедной семье пономаря Евсевия Попова.
В метрической книге церкви села Ангинского осталась запись: «26 августа (8 сентября) 1797 года у пономаря церкви Святого Илии Пророка Евсевия Попова родился сын Иоанн».
Семья Поповых пребывала в крайней бедности и нужда не покидала ее, однако Промыслом Божиим в семье было четверо детей. Родитель Иоанна долго и тяжело болел, всегда лежал в постели и работать не мог, но и тогда не забывал о воспитании и обучении Богом данных ему детей.

Начало просвещения.
13tc "Начало просвещения"15
На пятом году от роду Иоанн Евсеевич Попов благодаря отцу стал учиться грамоте.
В 1799 году Евсевий Попов ушел в Вечность, оставив супругу и четверых детей на попечение Божие. И вскоре дядя сирот – диакон той же церкви Димитрий Попов, чтобы немного помочь осиротевшей семье, взял маленького Иоанна к себе для продолжения учения по Часослову и Псалтири .  
Мальчик понимал ученье так быстро, что уже на седьмом году от рождения на Светлый праздник Рождества Христова, за обедней в родной церкви прекрасно и толково, без спешки прочитал «Апостол». Выйдя на середину храма, не смущаясь бедной одеждой своей, и до слез тронул прихожан, доставив им долгожданное утешение.
Мать, видя успехи сына, хотела для поддержки семьи определить его пономарем на отцовское место в храм во имя Святого Пророка Божия Илии, исправляющим должность почившего супруга ее. По счастью для будущего Русской Церкви просимое за малолетством Иоанна не состоялось. А потому отправился будущий Архиерей в девятилетнем возрасте в губернскую Духовную семинарию в град Иркутск.

В Иркутской семинарии.

В семинарии Иван оставлял далеко за собой в науках всех своих товарищей.
Высокий ростом, стройный, крепкий, молчаливый, строго-задумчивый Иоанн решительно выделялся из среды семинаристов. В то время, когда Иоанн Попов поступил в семинарию, дядя его, у которого жил он ранее, овдовел и, приняв монашество с именем Царя и Пророка Давида, а потому перемещен был в град Иркутск, где и поселился в Архиерейском доме уже в чине иеромонаха. Здесь по истинной любви Божией не оставлял он своего племянника, который часто ходил к нему за советом и опытом. Отец Давид любил заниматься механикой; племянник, приходя к нему, часто заставал его за этим занятием, присматривался, помогал, и, наконец, сам увлекся механикой.
В семинарии в свободное от учения время Иван всегда находил для себя дело: уйдет куда-нибудь подальше от товарищей и займется чтением или же мастерит какое-нибудь изделие.
Так, в одной из комнат семинарии Иоанн устроил водяные часы. Станок и колеса сделаны были простым ножом и шилом, циферблат из писчей бумаги, стрелки из лучинок. Вода, налитая в берестяной бурак, капала на подвешенную ко дну бурака жестяную дощечку, что походило на стук маятника; через каждый час ударял колокольчик.
Новое имя и женитьба.

В пятнадцатый год славного Царствования Государя Императора Александра I Павловича (1777-1825/1864), в победный 1814 год новый ректор, по традиции бывшей в высших духовных училищах, решился переменить фамилии ученикам, поскольку среди них было много однофамильцев. При этом он руководствовался каким-либо заметным признаком ученика; так, если был он красив собой, ему давали фамилию Благовидова; обладающий тихим нравом получал прозвище Тихомирова, Миротворцева и т. д.
За ум, величавую осанку и всегдашнее спокойствие и всегдашнее спокойствие в обращении Иоанна назвали Вениаминовым, в память недавно почившего, уважаемого всеми Епископа Иркутского Вениамина.
В 1817 году Иоанн Вениаминов браковенчался, и на 20-м году от рождения посвящен был в диакона и назначен учителем 1-го класса в приходское училище.
И только четыре года спустя диакон Иоанн Евсевьевич Попов-Вениаминов определен был священником в служение в церковь во имя Благовещения Божией Матери града Иркутска. С этих пор и начинается полезная общественная деятельность будущего знаменитого проповедника и просветителя малых народов бескрайней Российской Империи.

Выбор подвига миссионерства.

В продолжение своего кратковременного священнического служения, в течение двух с небольшим лет, успел он заслужить любовь и уважение своих прихожан.
В 1823 году Святейший Синод указал Иркутскому Архиерею послать священника Иоанна на остров Уналашка, что на востоке гряды Алеутских островов, лежащих, как известно, весьма далеко за Сибирью, между Камчаткой и Америкой, для просвещения светом Христовой веры и любви тамошних инородцев.
Преосвященный владыка Иркутский объявил местному духовенству: не пожелает ли кто-либо принять предложение Святейшего Синода. Однако желающих не нашлось – никто не хотел отправляться в такую далекую страну. Епископ пребывал в затруднении: исполнить предписание Синода необходимо, а, между тем, охотников для подвига любви Христовой не находилось, насильно же послать было невозможно. В это-то время к Преосвященному и явился отец Иоанн Попов-Вениаминов, изъявив искреннее желание отправиться на остров Уналашка. Владыка немало удивлен был этим, ему жаль было отпустить от себя примерного священника, однако послушание исполнить было необходимо.
Нужно заметить, что когда послано было Иркутскому духовенству предложение Преосвященного, отец Иоанн так же, как и другие, и не думал принять его. Об острове Уналашка слышал он от одного выходца из тех мест, некоего Иоанна Крюкова, который в то время был в Иркутске и познакомился с отцом Иоанном. Иоанн Крюков много рассказывал отцу диакону о тамошнем житье-бытье и даже убеждал его принять предложение Преосвященного. Однако поначалу убеждения не действовали.
Насчет того, каким образом явилось у отца Иоанна желание отправиться в такую далекую страну, сам Владыка писал много лет спустя: «Когда этот выходец, Иван Крюков, уже простившийся со мною совсем и на прощание все еще убеждавший меня ехать на Уналашку, – в тот же самый день, при прощании своем с Преосвященным (у которого и мне случилось быть в то время), стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, – то (да будет благословенно Имя Господне) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание Преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим». После долгого колебания Преосвященный, наконец, дал свое согласие.
Семейство отца Иоанна и не подозревало о такой неожиданной перемене его решения, а потому придя домой, он ничего не сказал о своем намерении. Однако такой поворот событий и воля его не могли не отразиться на душевном состоянии, что сделалось заметным для окружающих. Так, во время семейной беседы к отцу Иоанну подошел сын его, которому был год с небольшим. Отец Иоанн взял его на руки. «Дитя мое, – сказал он, – где-то твои ноги скоро ходить будут». Тут только догадалась его семья о случившемся, все бросились к нему со слезами и воплями, умоляя отменить свое решение. Однако отец Иоанн остался непреклонен, а вскоре все принялись собираться в дальний неведомый путь.

Отбытие на Алеутские острова.

Седьмого (20) мая 1823 года на 26-м году от рождения отец Иоанн выехал из Иркутска со всем семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, супруги с годовалым сыном и родного брата Стефана.
Поначалу отец Иоанн отправился на свою родину, в село Ангинское, а оттуда, отслужив молебен в родной церкви Святого Пророка Илии, поклонившись могиле отца, отбыл на повозке (судно вроде нашей баржи) по реке Лене до града Якутска.
Из Якутска путь отца Иоанна шел до города-порта Охотск, что расположен на побережье одноименного моря на Дальнем Востоке Российской Империи. Расстояние это в тысячу верст отец Иоанн проехал со своей семьей верхом на лошадях.
Дорога трудная – то приходилось ему ехать узкими тропинками через густые леса, то пробираться болотом, то взбираться на длинный косогор или на крутую каменистую гору и двигаться по ее скользкой, покрытой снегом вершине Но с помощью Божией, все эти трудности отец Иоанн Вениаминов в течение 14-ти месяцев терпеливо и смиренно преодолел.
Вскоре путешественники услышали, наконец, глухой рев морских волн, бившихся о высокие морские скалы. Вслед за тем показались мачты судов, стоявших на реке Охоте, а потом уже и самый город Охотск.
Из града Охотска до острова Уналашка отец Иоанн Попов-Вениаминов отплыл на судне Российско-Американской компании, и 29 июля (11 августа) 1824 года благополучно прибыл на место своего духовного подвига во славу Божию. Тотчас отец Иоанн в деревянной часовне отслужил первую обедню с благодарственным молебном.

Место служения.

Остров Уналашка, где было всего десять поселений и 470 душ алеутов, креолов и русских, принадлежит к числу островов, называемых Алеутскими, расположенными в Тихом океане, между Камчаткой и Северной Америкой.
Из Алеутских островов Уналашка по величине занимает, чуть ли не первое место; в длину тянется он на 150 верст, в ширину – более чем на пятьдесят верст. Климат на Уналашке и, вообще, на всех Алеутских островах сырой и переменчивый. Пасмурная погода с туманами и ветрами здесь стоит большую часть года, ясных же, безоблачных дней бывает очень немного, не более 50 во весь год. Летом здесь не особенно жарко, а зимой морозы бывают такие, что птица на лету мерзнет.
Кроме Алеутских островов к приходу отца Иоанна Вениаминова принадлежали и некоторые другие, лежащие поблизости острова: например, Лисьи, получившие свои названия оттого, что там водится много лисиц, острова Прибылова и другие.
Коренные жители всех этих островов – алеуты – занимаются охотой на пушных зверей и рыбной ловлей. Жили тогда деревнями в землянках, тесных и грязных, которые назывались юртами и скорее похожи были на медвежью берлогу, чем на человеческое жилище.
С виду алеуты некрасивы и неуклюжи, роста среднего. По нраву своему они добры и мягкосердечны. Во время голода, который случался у них нередко, особенно по зимам, если кому-либо из них удавалось раздобыть пищу, ее непременно делили на всех. Алеуты оказывают большое почтение и любовь родителям и старшим. Алеуты очень выносливы и терпеливы. Кажется, невозможно придумать такой трудности, которой бы не перенес алеут, или такой горести, которая бы его сломила. В случае голода для него ничего не стоит три-четыре дня пробыть на одной только воде. В болезни не услышите от него ни стона, ни крика при самой жестокой боли.
До приезда отца Иоанна алеуты находились почти в диком состоянии и по вере наполовину были идолопоклонниками. По прибытии на Уналашку отец Иоанн нашел там только одну ветхую деревянную часовню.

Начало духовного подвига.

Первым делом отца Иоанна стало начало строительства первого (14) июля 1825 года нового храма.
Будучи хорошим плотником и столяром, стал он учить этим ремеслам и туземцев и, когда достаточно преуспел в том, приступил к постройке церкви. При этом сам отец Иоанн принимал живое участие в деле: престол, иконостас и позолоту его будущий Владыка сделал собственными руками. Новая церковь освящена была во имя Вознесения Господня.
В то же время отец Иоанн Попов-Вениаминов принялся за великое, многотрудное дело – изучение инородческих языков.
Первым делом пожелал он перевести для туземцев Святое Евангелие и Божественную Литургию и, как мы увидим впоследствии, совершил этот поистине подвиг, потому что прежде ему предстояло изобрести азбуку, которой не существовало.
Изучая язык алеутов, отец Иоанн старался разузнать их обычаи, предания, чтобы быть более понятным им при преподавании Слова Божия. Весьма часто можно было видеть отца диакона, беседующим с просвещенными еще до него, а равно и с некрещеными инородцами о вере православной.
Говорил отец Иоанн им поучения, приспособленные к их понятиям, объяснял значение праздников, Таинства Исповеди и Святого Причащения, твердил о необходимости посещения храма Божия.

Проповедник Слова Божия.

Свидетели вспоминают слово будущего Владыки в Неделю Сыропустную и в День Святителя Иннокентия, Иркутского просветителя, сказанное девятого (22) февраля 1828 года при многочисленном стечении народа и с таким чувством и смирением, что все слушатели тронуты были до слез.
Сначала объяснил отец Иоанн значение поста и указал на разницу между нынешними и первыми христианами. «Прежние христиане, – говорил отец Иоанн, – с радостью и веселием ожидали и встречали Святой пост, так как они знали силу и пользу поста и понимали, для чего он установлен, и знали не умом и не по слуху только, но самим опытом. Нынешние же многие христиане с прискорбием видят наступающий пост, потому что они не видят и не знают, и не хотят знать и видеть силы и пользы поста».
Затем проповедник предложил вопрос: «Для чего установлен пост и как мы должны исполнять обязанности, им на нас возлагаемые?» И, ответив на этот вопрос, заключил слово свое так: «Наша Греко-Российская Церковь имеет обыкновение сегодня прощаться друг с другом, так как настает время Великого поста, в которое должно просить прощения у Отца Небесного. Во исполнение сего Святого обыкновения я, недостойный пастырь ваш, прошу у вас прощения, братие мои, во всем, чем согрешил пред вами, или словом, или делом, или житием; благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.
Советую и вам, братие, исполнить теперь и всегда исполнять сие обыкновение. Надо прощать и просить прощения истинно и право, а не наружно и ложно. А паче Святая Церковь, Мать ваша, советует и просит нас – и должность христианства повелевает нам – соблюдать сей Святой пост, очищать совесть нашу от мертвых дел истинным покаянием. И тако чистою душою и чистым сердцем встретим светлый праздник Воскресения».

Пастырь любви.

Отец Иоанн любил алеутов за их простосердечие и усердие к слышанию Слова Божия. Но не одними только беседами вблизи своего дома приходилось отцу Иоанну служить своей пастве.
Приход его был обширный – на несколько тысяч верст; приходилось путешествовать с острова на остров, из одной деревни в другую. Этим поездкам отец Иоанн посвящал значительную часть года. Терпеливость и бесстрашие его в этих путешествиях достойны были удивления, поскольку он непрестанно подвергал себя опасности и разным лишениям, переплывая от острова к острову по волнам океанским на маленьком челноке (байдарке) до того узком, что ноги можно держать было только протянутыми и прижатыми плотно одна к другой, как бы они были спеленаты.
Приходилось отцу Иоанну терпеть и голод, и холод, быть под проливным дождем и, промокнув до костей, останавливаться на отдых в грязной и холодной алеутской юрте. Приехав в какую-нибудь алеутскую деревню, отец Иоанн, если было возможно, отправлял Богослужение или же просто собирал жителей, учил их Слову Божию, убеждая принять Святое Крещение. Но до тех пор не совершал над ними Таинства Крещения, пока они не вызывались на это.
Изучив алеутский язык, отец Иоанн изобрел для него азбуку и мало-помалу стал переводить на него Священные книги. Так перевел он на алеутский язык Катехизис и Святое Евангелие от Матфея. Чтобы научить алеутов грамоте, устроил он на острове Уналашка училище для мальчиков и сам учил их.
Алеуты, в свою очередь, также любили своего пастыря и искренно были ему преданы за его добродушие и ласковое обращение с ними. «Из всех добрых качеств алеутов, – рассказывал сам отец Иоанн, – ничто столько не радовало и не услаждало моего сердца, как их усердие или, правильнее сказать, жажда к слышанию Слова Божия, так что скорее мог бы утомиться самый неутомимый проповедник, чем ослабло бы их внимание к слышанию Слова Божия. Поясним это примером: по приезде моем в какое-либо селение все и каждый, оставляя свои дела и занятия, по первому моему призыву тотчас собирались слушать мои поучения и с удивительным вниманием слушали их, не развлекаясь, не сводя глаз с меня. Самые нежные матери в это время делались как бы бесчувственные к плачу детей своих, которых и не приводили с собою, если дети не в состоянии были понимать. И признаюсь откровенно, что при таковых беседах я на деле узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати, и потому я обязан алеутам благодарностию более, чем они мне за мои труды, и никогда не забуду их».
На острове Уналашка отец Иоанн сначала проживал с семьей в землянке, а потом в скромном деревянном домике, построенном собственными руками; его же руками сделана была вся домашняя утварь и стенные часы, одним словом, по нужде он был и плотником, и механиком, и часовщиком, а иногда мастерил сети... Вечера отец Вениаминов иногда посвящал механическим занятиям или занимался со своими детьми, к которым очень был нежен. И не только своих детей любил он, но и посторонних, так что часто его можно было встретить окруженного своими и чужими детьми и рассказывающего им из Священной истории или из Святого Евангелия простым, ясным и доступным языком, а иногда и играющего с ними в мяч. Гулял с детьми он по горам и, как любитель, и наблюдатель природы, передавал им свои познания. Кроме этих занятий отец Иоанн со своими детьми отливал собственноручно восковые свечи для церкви.
В таких заботах и неусыпных трудах провел он на Уналашке десять лет. Все это время с ним находился в качестве псаломщика родной брат Стефан, человек необычайно одаренный и деятельный. В течение этого времени отец Иоанн обратил в Православие всех жителей острова.
Труды и подвиг отца Иоанна Попова-Вениаминова не могли остаться незамеченными со стороны духовного начальства, и так впервые награжден он был за труды во славу Божию наперсным Крестом и повышением с переводом в Новоархангельский порт, что расположен был на острове Ситху. Здесь открылись для будущего Владыки еще более обширное поле деятельности в просвещении другого народа – колошей.

Просветитель народа колоши.

Остров Ситха лежит несколько далее Алеутских островов, у самого берега Америки, в ряду одного из самых больших островов Ванкуверовых.
Климат здесь отличается сыростью, и большую часть года бывает туманная, пасмурная погода. Почва на острове Ситха – тундра и частью камень, покрытый тонким слоем перегноя. На западном берегу острова этого лежит порт Новоархангельск, составлявший в то время главное средоточие управления российскими колониями в Америке. Град Новоархангельск окружен горами, покрытыми высоким хвойным лесом. Леса острова Ситха замечательны по росту деревьев, например, длина некоторых еловых бревен доходит до 22 сажен.
Жители острова Ситха – колоши, среди которых приходилось теперь подвизаться отцу Иоанну Попову-Вениаминову, отличаются от алеутов, как по виду, так и по нраву. Внешне довольно они красивы: у них большие черные глаза, правильное лицо, волосы черные, рост средний. По нраву колоши горды и самолюбивы.
Приходя к русским в гости, они надевают самый лучший наряд и держат себя с большой гордостью. Они очень мстительны: если колош почему-либо не мог отомстить за обиду при жизни, то завещает месть он потомкам. Колоши обладают живым умом и сметливостью. Были они еще менее алеутов просвещены христианской верой. К русским, особенно прежде, относились враждебно, что сильно мешало распространению между ними христианства.
По приезде своем на остров Ситху отец Иоанн начал с того же, с чего и на острове Уналашка, то есть стал прилежно изучать язык колошей и быт их, и потом уже принялся за проповедь Слова Божия. При этом, по обычаю своему, он не щадил ни трудов, ни сил, ни здоровья. Так же, как и на острове Уналашка, отец Иоанн часто беседовал с паствой в церкви, а в свободное время заходил к ним в жилища и там, среди их семейств, как отец среди детей своих, поучал их вере православной. И колоши полюбили своего проповедника, стали с радостью принимать его и охотно слушать его поучения.
Проживая среди колошей, отец Иоанн писал для них проповеди на их языке и переводил для них Священные книги, что сильно помогло распространению среди них Православия. И не без пользы остались все эти труды отца Иоанна Попова-Вениаминова: благодаря им число христиан в том краю увеличилось с изумительной быстротой.
На острове Ситха отец Иоанн пробыл пять лет.
Вся его пятнадцатилетняя деятельность, сперва на острове Уналашка, а потом на острове Ситха отличалась тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия. Всегда осторожно принимался он за свое дело и тем привлекал к себе грубые сердца дикарей; старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей устраивал он школы, в которых преподавал по учебникам, составленным им самим.
Наконец, кроме просвещения светом Святого Евангелия, обучал он туземцев разным мастерствам: кузнечному, плотницкому; научил их прививать оспу, после случившегося в 1836-м году страшного испытания – эпидемии ветряной оспы. При этом отец Иоанн сумел снискать сердечное расположение к себе. Исцеленные физически, колоши полюбили русского миссионера, который оказался для них благодетелем и наставником.
Многолетняя опытность в деле распространения Слова Божия убедила отца Иоанна в том, что при большом числе окрещенных трудно поддерживать дух христианства в той стране при разбросанности туземных заселений. Нужна для этого была постоянная проповедь, что невозможно было при малочисленности священников и недостатке средств. Удаление этих причин, мешавших успеху проповедничества, зависело от высшего начальства, следовательно, нужно было хлопотать.
С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Царствующий град Санкт-Петербург, где ему также требовалось получить высшее благословение и разрешение печатать его переводы Священных книг на алеутский язык.

Прибытие в Санкт-Петербург и Москву.

Приняв такое решение, отец Иоанн взял отпуск и, отправив детей и супругу на родину, в Иркутск, оставив с собою только малолетнюю дочь Феклу, которая и была его единственной спутницей во время кругосветного плавания до Санкт-Петербурга.
В Светлый День Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных восьмого (21) ноября 1838 года корабль «Николай» отплыл с острова Ситха в восьмимесячное кругосветное плавание.
Выдержав несколько штормов, 25 июня (8 июля) 1839 года на следующий день после праздника Рождества своего небесного покровителя – Святого Пророка Божия Иоанна Крестителя, отец Иоанн Вениаминов прибыл в Царствующий град Санкт-Петербург и тотчас по прибытию, подал свою просьбу на рассмотрение Святейшего Синода.
Узнав, от Митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Серафима (Глаголевского) (1763-1843), что дело его будет рассматриваться в Синоде лишь осенью, отец Иоанн занялся сбором пожертвований для распространения и утверждения христианства на Алеутских островах. С этой целью и желанием поклониться Святым мощам и Святыням, отправился он в престольный град Москву, где явился к известному всей России Святителю и Андреевскому кавалеру Филарету (Дроздову) (1783-1867), Митрополиту Московскому и Коломенскому.
Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то Апостольское», – пророчески говорил Владыка об отце Иоанне Попове-Вениаминове. Не раз в свободное время беседовали они наедине, и Святитель с удовольствием слушал дивные рассказы отца Иоанна о жизни его среди алеутов.

В чине протоиерея.

Осенью отец-миссионер Иоанн вновь возвратился в Санкт-Петербург, для представления своего доклада.
Спустя несколько дней Священный Синод постановил: священника Иоанна Попова-Вениаминова, в уважение к его трудам и заслугам, произвести в чин протоиерея.
В Светлый праздник Рождества Христова 1839 года в Царствующем граде Санкт-Петербурге, на Троицком подворье, при совершении Божественной Литургии Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), на малом входе, отец Иоанн подведен был к Владыке и Святитель Филарет, после молитве о нем, по чиноположению, «знаменовал по главе его крестовидно, глаголя: Благословен Господь: се бысть раб Божий Иоанн, протопресвитер Святейшия Божия Церкви Святого Архистратига Михаила, яже на острове Ситха, во имя Отца, и Сынаи Святаго Духа».

Принятие пострига.

В январе 1840 года получил протоиерей Иоанн скорбное известие о кончине в ноябре 1839 года супруги своей.
Тяжко поразило его это горе. Однако Святитель Филарет, видя в том Промысл, утешая вдовца, убеждал его принять монашество, что заставило призадуматься протоиерея Иоанна. Удерживали его только дети, которых у него было к тому времени шестеро: два сына и четыре дочери. Чад сих не на кого было ему оставить, некуда пристроить, а потому не приняв поначалу предложения Святителя Филарета, отправился отец Иоанн в древний град Киев для поклонения Киевским чудотворцам.
По возвращении из этого путешествия отец Иоанн вновь вызван был в Святейший Синод, и, когда здесь тоже стали убеждать его принять монашество – решился, наконец, предать себя воле Божией, дав согласие. Чада его, по ходатайству Святителя Филарета (Дроздова), пристроены были, как нельзя лучше. Высочайшим распоряжением Государя Императора Николая I Павловича «Подвиголюбивого» (1796-1855), дочери протоиерея Иоанна Попова-Вениаминова помещены были в Патриотический институт, а два сына его – В Санкт-Петербургскую духовную семинарию за государственный счет. Обязанность попечителя над детьми отца Иоанна принял на себя в 1842-1853 гг. губернский предводитель дворянства в Санкт-Петербурге Александр Михайлович Потемкин (1787-1872), четвероюродный племянник Светлейшего Князя генерал-фельдмаршала и Андреевского кавалера Григория Александровича Потемкина-Таврического (1739-1791).
Двадцать девятого ноября (12 декабря) 1840 года протоиерей Иоанн Попов-Вениаминов лично Святителем Филаретом (Дроздовым) по Указу Правительствующего Синода пострижен был в иноки с именем Иннокентия, в честь Святителя Иннокентия Иркутского.

Встреча с Императором и посвящение в Епископы.

На другой день, в день Высочайшего утверждения Государем Императором проекта о восстановления Камчатской епархии, новопостриженного монаха Иннокентия Владыка посвятил в чин Архимандрита.
Между тем, состоялось постановление Святейшего Синода об устроении отдельной епархии на Алеутских островах. Возник вопрос, кого назначить Архиереем вновь открытой епархии. Государю Императору Николаю I Павловичу представлен был список трех избранников, в числе которых находился и Архимандрит Иннокентий. Государь пожелал его видеть. Обласкав новопоставленного Архимандрита, Император Всероссийский принял от него икону Спасителя и сказал ему на прощанье: «Передайте Митрополиту, что Я желаю, чтобы Вы были назначены Архиереем новой епархии».
Государь пожелал, чтобы Епископ сей новой епархии именовался бы не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским.
Посвящение Архимандрита Иннокентия во Епископы последовало 15 (28) декабря 1840 года в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.
«Я твердо уповаю и верую, – говорил во время своего наречения во Епископы Иннокентий, – что Господь, так давно путеводящий меня и дающий мне ныне новый жребий служения – благодатию Своею – дарует мне и новые, и большие силы к совершению моего служения. Молю вас, Богоизбранные отцы и предстоятели сущей на земле Церкви! Воспримите меня в молитвы ваши и молите Господа, да будет со мною благодать и милость Его всегда».

Возвращение в Русскую Америку.

Десятого (23) января 1841 года Преосвященный Иннокентий уже выехал из Санкт-Петербурга к месту своего служения на остров Ситхи, в Новоархангельск, где назначено было главное его местопребывание.
Проездом заехал Преосвященный Иоанн в град Иркутск.
Можно себе представить, с каким чувством въезжал Владыка Иннокентий в родной город и с каким благоговением и радостью встретили жители Иркутска бывшего своего священника отца Иоанна, а теперь Архипастыря! Народ толпами встречал его при въезде с колокольным звоном во всех церквах.
Преосвященный Иннокентий посетил родную Благовещенскую церковь, где прежде служил он священником, и совершил там Божественную Литургию с благодарственным молебствием.
Отъезжая из Иркутска, Владыка заехал на место своего рождения в село Ангинское, заходил в избу, в которой появился на свет Божий и провел детство, посетил старых знакомых и, отслужив благодарственный молебен, пустился в дальний путь, напутствуемый добрыми пожеланиями земляков.
Наконец, 26 сентября (9 октября) 1841 года в Светлый День памяти возлюбленного ученика Христова Апостола Иоанна Богослова, после утомительного и долгого пути Преосвященный Иннокентий в 10 часов утра корабль благополучно бросил якорь в гавани острова Ситхи, у Новоархангельского порта.

Епископское служение.

Теперь с принятием нового чина сильно расширился круг просветительной деятельности Епископа Иннокентия.
Владыка начал с открытия новых приходов, в которых до той поры чувствовался сильный недостаток. Поставляя священников во вновь открытые приходы, Преосвященный Иннокентий давал им самые подробные наставления и убеждал их действовать силой проповеднического слова, а не принуждением или заманчивыми обещаниями. 
Прожив в Новоархангельске по приезде своем туда не более семи месяцев, Преосвященный Иннокентий отправился обозревать свою епархию и четвертого (17) мая 1842 года на корабле отплыл с острова Ситхи. 
На каждом острове, в каждой деревне, куда ни приезжал Преосвященный Иннокентий, жители принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде не оставлял он жителей без Архипастырского назидания.

Прибытие на Камчатку.

Объехав острова на мачтовом судне Российско-Американской компании, 19 августа (1 сентября) 1842 года Преосвященный Иннокентий Попов-Вениаминов прибыл на Камчатку, в Петропавловский порт. Все население порта прибыло навстречу Архипастырю. Ровно в 9 часов утра, при колокольном звоне, к берегу приплыла нарядная портовая шлюпка; восторженными приветствиями встретили нового Архипастыря.
22 августа (4 сентября) 1842 года, в Светлый День Священного Коронования и Миропомазания Государя Императора Николая I Павловича и Государыни Императрицы Александры I Феодоровны, назначено было первое торжественное Архиерейское служение в соборе.
Град Петропавловск в XIX веке представлял собой небольшое селение, окруженное горами и построенное на отлогом скате их к морю, в Авачинской губе (заливе). Состоит он из небольшого числа хижин, построенных совершенно так же, как строятся они и в прочих местах Восточной Сибири. Но гавань, обширная и удобная для судов, известна мореплавателям как одна из огромнейших во всем мире.
В Петропавловске Преосвященный Иннокентий прожил четыре месяца в ожидании зимнего пути. Наконец 29 ноября (12 декабря) 1842 года началось дальнейшее путешествие Преосвященного Иннокентия по Камчатке. Теперь пришлось ему ехать на собаках. Таким способом передвижения Владыка преодолел более 5000 верст, останавливаясь в каждом поселке и служа обедни там, где бывали церкви. Владыка разговаривал с прихожанами-дикарями, крести язычников, осматривал школы, составлял записки о положении нуждах камчатских церквей и представил их позднее в Правительствующий Синод.  
Третьего (16) апреля 1843 года Преосвященный прибыл в порт Охотск и прожил здесь около четырех месяцев; просвещал он в это время коряков, чукчей и тунгусов. 
Наконец окончилось первое путешествие Преосвященного Иннокентия, после которого Владыка благополучно возвратился в Новоархангельск, где занялся управлением и устроением своей юной епархии.
То было не последнее путешествие Епископа: таких поездок для обозрения епархии было всего три, во время которых Владыка старательно осматривал вновь устроенные приходы, освящая церкви, лично поучал инородцев Слову Божию и устраивал, где можно, училища для детей.

Архиепископ новой епархии.

В 1850 году за плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины Российской Империи Епископ Иннокентий Попов-Вениаминов возведен был в чин Архиепископа. 
Успешное распространение христианства на дальней окраине Азии и Америки Высокопреосвященным Иннокентием склонило высшую духовную власть присоединить к Камчатской епархии и Якутскую область, с населением которой Владыка знаком был ранее. По этой причине Архиепископ Иннокентий должен был переменить место постоянного жительства, а потому из Новоархангельска, с острова Ситхи, следовало было переехать в Сибирь, в град Якутск. 
Проживая в Якутске, Владыка много заботился о переводе Священных книг на якутский язык. Велик для якутов был тот день, когда наконец совершена была первая в читал Святое Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины от лица всех собратьев представили Владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда был днем праздничным, потому что они в первый раз услышали Божественное Слово в храме на своем языке. 
Из града Якутска Архиепископ, несмотря на свои уже преклонные лета, почти постоянно предпринимал путешествия по теперь еще более расширившейся епархии, подвергал себя разного рода лишениям и опасностям. На пути в порт Аян, с тем чтобы оттуда перебраться на Амур, Высокопреосвященный Иоанн встретился со своей старшей дочерью Екатериной. Прибыв в Аян девятого (22) июля 1854 года, в день, когда его оставили англичане, Владыка не нашел в порту ни одного жителя, поскольку все они скрывались в лесу.
22 июля (4 августа) 1854 года в порт прибыл английский фрегат с офицерами и множеством низших чинов, а вслед за ним и пароход с намерением взять в плен и Владыку. Однако смирение и терпение Высокопреосвященного Иннокентия, невозмутимое спокойствие и благоговение поразили англичан, которые в ту пору вели с Российской Империей войну, называемой Крымской.
По окончании молебна в храме порта Аян, Архипастырь пригласил английских офицеров к себе в дом, угостил их чаем и убедил оставить его в покое и освободить священника Махова, взятого ими ранее в плен.
Завершилась Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. и по Айгунскому договору между Российской и Китайской Империями, подписанному 16 (29) мая 1858 года, к России вновь присоединен был Амурский край.
Высокопреосвященный Иннокентий, как человек преданный своей Родине, Церкви и Государю, проявил большую заботу о благоприятном разрешении Амурского вопроса. В эти края в качестве миссионера назначил он своего старшего сына – священника Гавриила Попова-Вениаминова, которому не раз родитель отправлял для исправления треб в отдаленные уголки епархии.

Путешествие в Санкт-Петербург и Благовещенск.

В конце июня 1857 года Архиепископ Иннокентий вызван был в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде.
Во время его пребывания в Царствующем граде Санкт-Петербурге Владыка усердно хлопотал об издании Священных книг на алеутском, Курильском и якутском языках. Там же состоялось Высочайшее повеление о назначении двух викариев, то есть помощников Архиепископа – в гг. Якутск и Новоархангельск. Так, труды Преосвященного Иннокентия по управлению епархией несколько были облегчены. 
Из Царствующего града Санкт-Петербурга Иннокентий выехал в начале 1858 года, не доехав до Якутска, предпринял путешествие по Амуру, который в то время был только что присоединен к Российской Империи. Эта громадная река течет на протяжении нескольких тысяч верст и отделяет китайские владения от русских. Во время этого путешествия Преосвященный останавливался почти во всех прибрежных поселениях и совершал Богослужение. А то так просто, проезжая мимо какой-либо прибрежной деревеньки, Преосвященный велит пристать к берегу и начнет поучать сбегавшихся к нему жителей. И ничто при этом не укрывалось от внимания владыки: входил он во все нужды своей паствы как духовные, так и телесные. 
В 1862 году Преосвященный Иннокентий переселился в град Благовещенск, стоящий на реке Амуре, на постоянное жительство.
Здесь так же неутомимо и ревностно продолжал он дело своего служения, неусыпно заботясь о поддержании Православия в епархии. Отсюда предпринимал он частые путешествия и по Амуру, и по другим областям для личного надзора и наставления новообращенных. Однако преклонные лета и плохое здоровье заставляли его уже думать и об отдохновении. А потому Владыка стал просить Правительствующий Синод отправить его на покой.
Богу же было угодно продлить его земные дни и пастырские труды, послав Высокопреосвященному Иннокентию новую деятельность. 

Высочайшее назначение и путешествие в Москву.

19 ноября (2 декабря) 1867 года скончался выдающийся Московский Митрополит и кавалер Филарет (Дроздов), и долго не знали, кто будет назначен преемником столь великого Архипастыря.
Наконец совершилось избрание; на место почившего Митрополита Высочайше назначен был Архиепископ Иннокентий. Сам Преосвященный поражен был этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут пребывал в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью долго и усердно молился, стоя на коленях. Дивился он своей собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому в свое время в пономари-то на место отца невозможно было попасть, делается вторым по значению Архиереем Русской Церкви – Московским Митрополитом!
С глубоким смирением, несмотря на плохое состояние здоровья, принял Высокопреосвященный Иннокентий новое назначение и стал собираться в путь, длившийся четыре месяца. 
Излишне говорить, с какими чувствами радости и благоговения встречали и провожали его в Сибири жители городов, через которые ему приходилось проезжать. С особой торжественностью приветствовали Митрополита в его родном Иркутске, где из-за распутицы пробыл он довольно долго, и в это время несколько раз совершал Божественную Литургию вместе с другими Архиереями, бывшими там.
Наконец, в 9.30 вечера 25 мая (7 июня) 1868 года огласивший всю Москву колокольный звон возвестил о прибытии в столицу ее нового Архипастыря. На другой день Высокопреосвященный Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, совершил вступление в Большой Успенский собор Московского Кремля.
При вступлении в собор Владыка сказал речь, исполненную истинного смирения. «Кто я, – говорил он, – дерзающий воспринять и слово, и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшего времени, отдаленнейшего края и в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель нивы Христовой, учитель младенцев и младенчествующих в вере». 
С таким смирением вступал в свои 70 лет Высокопреосвященный Иннокентий в новое служение. Удрученный недугами, почти ослепший, Владыка все же исполнен был сил и рвения к деятельности во славу Божию.

Митрополит Московский и Коломенский.

Войдя в управление новой епархией, своими стараниями принес пастырь Божий много пользы, заботясь о нуждах подведомственной ему Митрополии.
Владыка строил богадельни для вдов и сирот, основал различные благотворительные общества, позаботился об обеспечении бедных духовного звания, старался о народном образовании и, кроме всего этого, присутствовал в Святейшем Синоде, принимая участие в духовном управлении всей Россией.
18 (31) мая 1871 года исполнилось ровно 50 лет с того дня, когда Иннокентий возведен был в чин диакона, и Митрополиту принесены были сердечные поздравления всего Московского духовенства. 
Много трудов положил Святитель Иннокентий на благоустройство вверенной ему Московской Митрополии, улучшение преподавания, облегчение нужд духовенства, благотворительность.
Как говорил Архиепископ Харьковский Амвросий: «Он привлек к себе любовь не только духовенства, но и паствы своей добротой, доступностью, простотой общения. Он явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря и своим примером разрушил искусственные преграды, установившиеся между Епископом и паствой... По нравственному характеру он был человек дела и труда, на подвиг, на лишения всегда готовый, к себе неумолимо строгий, неустанно деятельный».
Пятого (18) января 1878 года исполнилось десять лет со времени назначения владыки Иннокентия Митрополитом Московским. По этому случаю Московское духовенство собралось на Троицкое подворье, чтобы поздравить пастыря, которому принесли в дар богато украшенную икону Божией Матери «Иверская», говорили торжественные речи, вспоминали и благодарили за труды. Поскольку именно его стараниями созданы были в Москве училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот. Сам же Святитель не любил похвал и всегда говорил: «Не мне принадлежит заслуга, со мною трудились многие. При мне это происходило, но устроялось волей Божией».

Храмостроитель Москвы.

В одной только первопрестольной Москве Митрополитом Иннокентием освящены были следующие храмы:
1. Во имя иконы Божией Матери «Взыскания погибших», в колокольне церкви «Софии – Премудрости Божией», что на набережной. Построена в 1862–1868 гг.
2. Во имя «Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, в Петро-Николаевской богадельне, в Кожевниках. Устроена в 1868 году.
3. Во имя «Воскресения Словущего», в колокольне Никитского монастыря. Построена архитектором М. Д. Быковским в 1860–1868 гг.
4. Во имя «Святого благоверного Великого Князя Александра Невского», при Усачевско-Черняевском училище, в Зубове. Освящена 22 июня (5 июля) 1869 года.
5. Во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в Александро-Мариинском институте, на Пречистенке. Устроена в 1869 году.
6. Во имя «Живоначальной Троицы», в Спасских казармах. Церковь устроена в 1870 году, придел во имя «Святителя Николая Чудотворца» – в 1900 году. В 1912 году церковь расширена.
7. Во имя «Воскресения Словущего», в доме губернатора. Тверская, N 54.
8. Во имя «Святого благоверного Великого Князя Александра Невского», при Комиссаровском училище. Тверская, Благовещенский переулок. Освящена 26 августа (8 сентября) 1871 года в День Священного Миропомазания и Коронования Императорских Величеств.
9. Во имя «Святого благоверного Великого Князя Александра Невского», на дворе Новоекатерининской больницы, у Петровских ворот. Построена в 1872 году.
10. Во имя «Воскресения Словущего», при Покровской общине, на Покровской. Освящена 25 июня (8 июля) 1872 года. Придел во имя «Святого преподобного Серафима Саровского».
11. Во имя «Святых равноапостольных Царя Константина и Царицы Елены», в Межевом институте. Старая Басманная, Гороховский переулок. Устроена в 1873 году.
12. Во имя «Святой мученицы Ирины», при Архиве иностранных дел, на Воздвиженке. Построена в 1874 году, как точное воспроизведение церкви, существовавшей здесь до 1842 года.
13. Во имя «Святого мученика Евграфа», в Спасо-Андроником монастыре. Построена в 1874 году. Усыпальница Молчановых.
14. Во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», при Общине имени Княгини Шаховской. Лефортово, Госпитальная площадь. Построена в 1875 году. Внизу устроена церковь во имя «Святого благоверного Великого Князя Александра Невского».
15. Во имя «Живоначальной Троицы», при Александровском отделении Ермаковской богадельни. Сокольники, Ермаковская улица. Освящена 22 августа (4 сентября) 1876 года, в памятный День 50-летия Священного Миропомазания и Коронования Императорских Величеств Государя Императора Николая I Павловича и Государыни Императрицы Александры I Феодоровны. Нижний храм во имя «Святых Флора и Лавра».
16. Во имя «Святителя Николая Чудотворца», во Всехсвятском монастыре. Строилась с 1873 года. Нижний храм освящен в 1876 году; верхний во имя «Покрова Пресвятой Богородицы», – в 1878 году.
17. Во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», при Троицкой больнице, в Савеловском переулке, на Остоженке. Устроена в 1877 году.
18. Во имя «Алексия Митрополита и Иннокентия Иркутского», на подворье Чудова монастыря, в селе Черкизове, за Преображенской заставой.
Кроме того, современное здание Митрополичьей дачи с домовой церковью построено было по настоянию Митрополита Иннокентия.

Высочайший Рескрипт13tc "Высочайший Рескрипт"15, данный на имя Преосвященного Митрополита Московского Иннокентия.13tc "данный на имя Преосвященного Митрополита Московского Иннокентия"15
13tc ""15
Преосвященный Митрополит Иннокентий!
Душевно скорбя, что недуги Ваши лишили Меня удовольствия быть встреченным Вами при нынешнем посещении Моем Москвы и ея Святыни, молю Бога о ниспослании Вам облегчения для Ваших страданий, и восстановления сил Ваших.
Искренне благодарю Вас за выраженные Вами в письме Мне чувства и поздравление по случаю Бракосочетания Сына Моего, Великого Князя Владимира Александровича.
Поручая Себя и все Мое семейство молитвам Вашим, пребываю к Вам.
13tc ""15
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:13tc "На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано\:"15
13tc ""15
Искренно доброжелательным 13tc "Искренно доброжелательным "15
АЛЕКСАНДР13tc "АЛЕКСАНДР"15
13tc ""15
22 августа (4 сентября) 1874 года 13tc "22 августа (4 сентября) 1874 года "15в Москве.13tc "в Москве"15

Последние дни.

Наступил 1879 год. Здоровье Владыки становилось все хуже: от сильного головокружения пастырь уже почти не вставал с кресел.
Предчувствуя близость кончины, перечитал давно составленное завещание, Владыка распорядился пожертвовать деньги из собственных капиталов церкви родного села Ангинское.
Подошло время Великого поста. Не изменяя заведенному обычаю, Владыка ежедневно просил переносить его в храм на время службы. В воскресные дни непременно он причащался Святых Христовых Таин. Не переставал следить за текущими делами:
– Нет ли новых дел? – спрашивал у своего он помощника Епископа Амвросия за четыре дня до смерти.
– Не думайте, Ваше Высокопреосвященство о делах, успокойтесь, – отвечал ему Епископ Амвросий.
– Скучно, – опустив голову, тихо сказал столь деятельный когда-то Святитель.
На Страстной седмице в Митрополичьи покои из часовни у Воскресенских ворот принесли чудотворную икону Матери Божией «Иверская», столь почитаемую Митрополитом Иннокентием. Владыка попросил опустить его на колени и, благоговейно помолившись, со слезами на глазах приложился к чудотворному образу. Как заметили окружающие, стал он как-то особенно спокоен.
На следующий день над больным было совершено Святое Таинство Соборования.
Накануне Великого Четверга Святитель Иннокентий распорядился, чтобы утром служили Божественную Литургию раньше обычного. Уже в три часа утра пришли к Владыке со Святыми Дарами. Он велел поднять себя с кресел и поставить на ноги. Затем, стоя перед Святой чашей, твердо и внятно прочитал молитву:
– Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго...
И прибавил:
– Не думайте, что я бессознательно это говорю. Нет, я в полном сознании прошу прощения, приступая к Святым Тайнам.
После Святого Причастия он просиял в лице и несколько раз повторил:
– Благодарю Тебя, Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня недостойного причаститься Святых Твоих Тайн в полном сознании!

Блаженная кончина Святителя.

Вечером следующего дня Владыка просил прочитать над канон на исход души, потом позвал своих близких и стал с ними прощаться.
Высокопреосвященный Иннокентий благословлял каждого и говорил на прощание несколько слов назидания. Когда подошел Иоанн – его внук, взял он его за голову и сказал:
– Бог тебя благословит! Смотри, никого в жизни не обижай и будешь счастлив!
Еще раз прочитали отходную. Владыка впал в забытье, потом, очнувшись, спросил:
– Что, разве уже кончили чтение?
Ему отвечали, что кончили.
– Почему же не говорят: «Аминь»? – спросил он. Читавший повторил:
– Аминь!
Владыка перекрестился и проговорил:
– Буди воля Божия!
Это были его последние слова.
В Великую Субботу, 31 марта (13 апреля) 1879 года, в начале четвертого часа пополуночи, великий труженик и новый Апостол, Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) скончался тихой христианской кончиной на 82-м году жизни.
Утром наступившего дня колокол Иоанна Великого возвестил об этом печальном событии.
Многие москвичи, друзья и знакомые Святителя поспешили на Троицкое подворье попрощаться с глубокочтимым Архипастырем и помолиться об упокоении его души.
– Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Преосвященнейшему Митрополиту Иннокентию и сотвори ему вечную память! – возгласил дьякон, и все торжественно и скорбно запели:
– Вечная память!
Глядя на спокойный лик почившего Святителя, невольно припоминались смиренные слова его духовного завещания: «Прошу и умоляю, не говорить никаких речей ни прежде, ни во время, ни после погребения моего... Но если кому будет угодно сказать слово в общее назидание, то прошу такового сказать слово из текста от Господа: «исправляются человеку пути его», с указанием на меня, кто и где я был – кем и где скончался, – во славу Богу, но без всяких мне похвал».

Погребение и прославление Святителя и нового Апостола.

Пятого (18) апреля 1879 года тело почившего Святителя предано было земле рядом с могилой Митрополита Филарета (Дроздова) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Свято-Духовском храме. 
И долго будет помнить вся Россия этого великого подвижника, насаждавшего веру Христову среди многих языческих народов в самых суровых отдаленных странах – с истинно Святительским терпением, с кротостью и необыкновенным смиренномудрием.
Образцом этого смиренномудрия и речи, простой и проникнутой теплотой чистой веры, остается нам небольшая книжка Митрополита Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное». В этой превосходной книжечке указано, как нам можно исполнить Слово Спасителя – взять Крест и по Нем идти, как получить Духа Святого, как уничтожить преграду грехов, которая отделяет нас от Искупителя нашего и от Царствия Небесного
23 сентября (6 октября) 1977 года Русской Православной Церковью Владыка Иннокентий (Попов-Вениаминов) прославлен был в лике Святителей Московских.
В 1994 году обретены были его нетленные Святые мощи, которым может поклониться всякий входящий в Троице-Сергиеву Лавру.
Память Святителя установлено совершать дважды в год: 31 марта (13 апреля) – в день его блаженной кончины, и 23 сентября (6 октября) – в день прославления.

13tc ""15Молитва Святителю Иннокентию.13tc "Молитва Святителю Иннокентию"15

О Святителю Христов Иннокентие, новоявленный угодниче!
К тебе припадаем, раби Божии (имена), и молимся: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим в житии твоем преисполнен был еси. Моли Христа Бога, да отпустятся нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет нам Господь и зде, и в будущем веце и преставльшияся от нас отцы и братию, матери и сестры, и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит: да предстояще и поклоняющеся иконе твоей, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстоятеля о нас ко Господу, и благодарно с любовию величаем прославльшаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Тропарь, глас 1.13tc "Тропарь, глас 1"15

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое, яко приемшая слово твое, ихже боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси, Российская похвало, Святителю отче наш Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.13tc "Кондак, глас 4"15

Истинный и неложный учитель был еси: заповеданная бо Господем сам, сотворив, имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящия чада, неверныя вразумлял еси познати веру истинную, просвещая их Святым Крещением. Сего ради со Апостолы радуешися, приемля почесть благовестника Христова.


По книге «Спасайте детей. Поучения Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки» подготовил Александр Рожинцев.

15 апреля 2016 года.
Святой град Тихвин.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15

Приложенные файлы

  • doc 5038110
    Размер файла: 168 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий