Критика зарубежная

Российская академия художеств
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
История зарубежной художественной критики
Программа для студентов факультета теории и истории искусств
Санкт-Петербург
2006
Программа подготовлена доцентом кафедры зарубежного искусства И. А. Доронченковым и утверждена на заседании кафедры 22 декабря 2005 года
зав. кафедрой зарубежного искусства
профессор В. И. Раздольская
Художественная критика как самостоятельный жанр начала складываться в середине XVIII в. и долгое время сохраняла в себе «программу» Просвещения: выступая посредником между художником и зрителем, она одновременно была инструментом, с помощью которого различные общественные группы формулировали свое представление об искусстве. С Просвещением ее связывали исходные принципы – суверенность индивидуального вкуса и общественная ценность личного суждения. В восемнадцатом столетии по-новому была поставлена и проблема восприятия. Упрощая ситуацию, можно сказать, что в это время происходит постепенный переход от интеллектуального (элитарного) восприятия к чувственному (следовательно, субъективному, вовлекающему в отношения с искусством гораздо более широкий круг зрителей, чем прежде). Не случайно также, что появление критики совпадает с выделением эстетики в самостоятельную область философии (Баумгартен, Кант, Гегель). Искусство постепенно превращалось в специфический общественный институт, своего рода альтернативу государству и религии. Немаловажную роль играла критика и в формировании и регулировании художественного рынка того времени.
Следует также отметить, что весь ход культурного развития предшествовавших столетий демонстрировал неизменное усиление роли визуального по отношению к словесному, индивидуального – к универсальному в самых разных сферах (поэтике, круге сюжетов, изобразительной традиции). Естественно, что при этом неуклонно росла роль интерпретации и личности интерпретатора. Не случайно современный художественный процесс делает критика-истолкователя практически равноправным с художником и заставляет самого художника обратиться к объяснению своих произведений.
Разнообразная литература об искусстве существовала в течение многих столетий до появления критики. Ее формы и функции менялись с течением времени, однако традиция словесного описания и толкования художественных произведений поддерживалась принципами риторики, которые были сформулированы Античностью и стали фундаментом европейской культуры классической эпохи. Литература от Античности до восемнадцатого века, при всех различиях, объединена целым рядом особенностей. Прежде всего, она исходит из приоритета слова перед изображением, главенства интеллектуальных критериев оценки, признания ценности авторитета предшественников (Плиний, Вазари и др.). Это в большой степени именно литература. Обращенная к визуальным феноменам, в описании и оценке она исходит прежде всего из традиции словесности, передавая от эпохи к эпохе выработанные ею принципы описания. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть, даже рискуя упростить положение вещей, так как принципиальные отличия литературы об искусстве до XVIII в. и художественной критики в современном ее понимании отражают фундаментальные различия искусства, условно говоря, «классического» и «современного».

Данная редакция программы курса включает две части. Первая охватывает историю литературы об искусстве до середины XVIII в. В ней речь идет об основных проблемах, авторах и текстах, причем акцент делается на центральной для нашей профессии проблеме языка описания художественного произведения (в частности, на отношении стереотипного и индивидуального). В то же время, эта литература рассматривается в контексте современного ей художественного процесса – как «критика до критики». Также специально акцентируется исторически-конкретное содержание понятий, изменившееся в наше время (к примеру, disegno в XV и XVI вв. не буквально то же, что современный рисунок). Вторая часть сосредоточена главным образом на художественной критике в современном смысле. Занимающие важное место в первой части, вопросы художественной теории, эстетики или искусствознания в ней рассматриваются эпизодически.

Традиционно курс истории критики воспринимается как вторичный, как «комментарий» к истории искусства как таковой. Это заблуждение. История критики, шире – история литературы об искусстве, сталкивает студента с фундаментальными проблемами профессии, показывая, как они решались на протяжении столетий. Таковы, прежде всего, проблема отношения изображения и слова и проблема языка описания. Немаловажно также, что внимательное изучение истории литературы об искусстве помогает ощутить себя участником долгого и увлекательного процесса – мышления об искусстве – и таким образом дать собственный ответ на вопрос о смысле профессии.
Античность
Проблема художественного канона. Возможность суждения в каноническом искусстве.
Место изобразительного искусства в культуре античности (Греция и Рим). Общественный статус и функции искусства. Специфика понятия techne. Представление о художнике.
Соотношение словесности и изобразительного искусства, живописи и скульптуры. Приоритет словесного перед пластическим. Жизнеподобие как критерий оценки произведения.
Риторика и описание произведения искусства.
Экфрасис – словесное описание изображения. Его жанровые формы и функции. Проблема происхождения экфрасиса.
Экфрасис в повествовательных произведениях (эпические поэмы, античный роман). Эпиграммы на изображения.
Место изобразительного искусства в античной философии и литературе. Литературная критика александрийцев.
Типы литературы об искусстве. Степень сохранности текстов.
Дурис Самосский.
Ксенократ.
Павсаний. «Описание Эллады».
Лукиан. «Диалоги».
Плиний. «Естественная история». Кн. 35 и 36. Принципы систематизации сведений. «Анекдотический» подход к биографиям художников. Плиний как источник для литературы последующих столетий.
Филострат. «Картины». Проблема подлинности описываемых произведений. Значение «Картин» для античной и средневековой литературы об искусстве.
Средние века
Своеобразие средневекового миросозерцания. Изобразительные искусства как «механические искусства». Положение художника в обществе. Слово и изображение в средневековом искусстве. Функция произведения искусства в системе культа. Средневековая эстетика в ее отношениях с вероучением и философией. Блаженный Августин (IV в.), Псевдо-Дионисий Ареопагит (VI в.), Фома Аквинский (XIII в.).
Византия
Традиция экфрасиса. Павел Силенциарий о храме Св. Софии. Проблема «образа» в богословии. Иконопочитание и иконоборчество.
Руководства по иконописанию. «Ерминия».

Характер литературы об искусстве в Западной Европе.
Дискуссии о церковных украшениях. Бернар Клервосский. Аббат Сугерий и базилика Сен-Дени (XII в.).
«Диковины города Рима» (Mirabilia) и паломническая литература.
Теофил. «Сочинение о различных искусствах» (XII в.).
Альбом Виллара де Оннекура (XIII в.).
Ченнино Ченнини. «Книга об искусстве» (XIV в.). Синтез ремесленного опыта и традиции обучения в мастерской.
Возрождение
Соотношение интуитивного и рационального в мироощущении, философии и творческой практике эпохи Ренессанса. Искусство и наука. Представление о творческом процессе.
Подражание природе. Обращение к классической античной традиции.
Функции произведений искусства. Экономическое и социальное положение художника. Статус пластических искусств. Заказчик, меценат, знаток, собиратель. Гуманисты и художники: программы произведений искусства. Типы художественных собраний.
Художник как автор литературы об искусстве.
Кватроченто и чинквечетно как два этапа развития художественной мысли Ренессанса – от проблемы отношения искусства и действительности к проблеме природы искусства.

Словесность и изобразительное искусство в эпоху Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо об искусстве и художниках. Сонеты Петрарки к портрету Лауры работы Симоне Мартини и традиция стихотворения к портрету.

Категории ренессансной литературы об искусстве.
Критерии оценки произведения искусства. Понятийный аппарат (imitatio, disegno, relievo, facilita, varieta, maniera и пр.).
Лейтмотивы литературы об искусстве. Местный патриотизм и «великие люди». Филиппо Виллани. «Книга о Флоренции и ее великих гражданах». Кристофоро Ландино (1424–1498). «Комментарии» к Данте (1481).
Paragone – спор о приоритете искусств: пластические искусства vs. словесные, живопись vs. скульптура. Позиции Леонардо, Микеланджело, Челлини. Анкета и лекция Бенедетто Варки (1546–1547). Paragone и художественная практика (Донателло, Мантенья, Тициан, Савольдо и др.).
Дискуссии о произведениях искусства. Полемика вокруг «Страшного суда» Микеланджело.

Типы литературы об искусстве
Трактат
Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Новый тип художника-теоретика. «Три книги о живописи» (1435–1436). «Десять книг о зодчестве» (1452), «О статуе» (1464).
«Три книги о живописи». Латинская и итальянская версии. Различие адресатов.
Структура трактата. Основные проблемы и понятия: перспектива, пропорции, строение тел, средства изображения, обучение художника. Понятие istoria.
Новаторство Альберти. Универсальный характер утверждаемых принципов: теория искусства. Живопись как отражение реальности. Утверждение живописи как благородного искусства. Формулировка принципов прямой перспективы.
Риторические основы теории Альберти. Понятие compositio и его источники (Квинтилиан).

Теоретические работы художников: Леонардо да Винчи. Материалы к «Трактату о живописи»; Пьеро дела Франческа. «Трактат о живописной перспективе» (ок. 1482); Альбрехт Дюрер. «Руководство к измерению» (1525), «Четыре книги о пропорциях» (1528).
Жанр автобиографии.
Лоренцо Гиберти (1378–1455). «Комментарии». Первая автобиография художника.
Бенвенуто Челлини (1500–71). «Трактат о золотых дел мастерстве», «Трактат о скульптуре» (1568).
«Жизнь Бенвенуто, сына Маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» (1550–60-е гг.). Книга Челлини как выражение нового представления о художнике. Жизнь как произведение. Художник как герой. Антитеза: художник – власть, искусство - коммерция. Творческий процесс между ремеслом и озарением (описание отливки «Персея»).
Проблема языка описания. Челлини о своих произведениях и своем жизненном опыте.
Автобиография как средство самоутверждения и формирования творческой репутации. Челлини в контексте современной литературы об искусстве. Челлини-полемист («Геркулес и Как» Бандинелли).

Жанр жизнеописания
Джорджо Вазари (1511–1574).
«Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» (1550, расширенное изд. – 1568). Труд Вазари – знак нового статуса искусства и художника. Художник как герой и святой (Микеланджело, Рафаэль).
Метод работы Вазари, источники, характер текста, соотношение текста двух изданий. Принципы описания.
«Жизнеописания» как научный источник и как литературное произведение. Жанровые источники Вазари. Стилистика и образность Вазари. Достоверное и фиктивное в повествовании (биография Кастаньо, способы характеристики Рафаэля и др.).
Принцип органического развития как основа концепции Вазари. Поступательное движение итальянского искусства.
Флорентийская ориентация Вазари. Понятие disegno («рисунок») у Вазари, его истоки и теоретическое значение. Disegno – видимое выражение художественного замысла (concetto), в свою очередь порожденного созерцанием действительности.
«Жизнеописания» как образец: Джованни Бальоне. «Жизнеописания живописцев, скульпторов и архитекторов»; Джованни Пьетро Беллори. «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1672); Карель Ван Мандер. «Книга о художниках» (1604); Франсиско Пачеко. «Искусство живописи» (1649); Иоахим фон Зандрарт. «Немецкая Академия Благородного искусства архитектуры, скульптуры и живописи» (1675); Арнольд Хоубракен. «Великий Театр» (1718) и др.
Венецианская литература об искусстве
Своеобразие искусства Венеции. Интеллектуальный и художественный климат города.
Пьетро Аретино (1492–1556), литератор и памфлетист. Пасквинады. Жизненная и литературная позиция Аретино: чувственная жизнь против интеллектуализма, народный язык – против латыни, защита творческих людей (virtuosi) перед лицом аристократии и ученых педантов (signori).
«Письма» Аретино, их жанровые и стилистические особенности. «Глаза зрения» и «глаза разума»: сочетание риторических стереотипов и непосредственных впечатлений в экфрасисах Аретино. Суггестивность описаний: восхищенное оцепенение (stupore) как цель художника и модус переживания произведения.
Аретино о Тициане и Микеланджело.
Письмо к Тициану.

Противопоставление disegno и colore в венецианской литературе 1540–50-х гг. Отсутствие развернутой и согласованной теории. Практический опыт венецианского колоризма. Антитеза «Микеланджело – Тициан». Картина-poesia Тициана – венецианская альтернатива флорентийскому рассказу-istoria. Требование целостного воздействия картины. Аристотелевское отношение к воздействию произведения – не столько поучать и сообщать, сколько возбуждать сопереживание.
Паоло Пино (1534–1565). «Диалог о живописи» (1548).
Лодовико Дольче (1508–1568). «Диалог о живописи под названием Аретино» (1557).

Маньеризм и формирование академий
Переоценка художественных позиций кватроченто и Высокого Возрождения. Отношение художественной практики и теории. Понятие maniera.
Центральная проблема художественной мысли – отношение субъекта и объекта, идеального и реального, решаемая через согласование традиций аристотелевской схоластики (Фома Аквинский) и неоплатонизма (Марсилио Фичино).
Движение теории искусства от практического обоснования художественного творчества к его теоретическому оправданию: от вопросов «как правильно изображать? как изображать прекрасное?» к вопросу «как возможно художественное изображение?» Проблема воплощения красоты. Прекрасное как результат интеллектуального созерцания совершенства, не существующего в физическом мире. Соперничество художника и природы. Способность творческого изобретения. Различение категорий ritrarre (изображать) и imitare (подражать).
Искусство и наука: Галилей и его художественные взгляды.
Герметическиая традиция и эмблематические сборники. Андреа Альциати. «Книга эмблем» (1531). Чезаре Рипа. «Иконология» (1593).

Джованни Паоло Ломаццо (1538–1600). «Трактат об искусстве живописи» (1584); «Идея храма живописи» (1590) – сложение систематической теории искусства и понятия индивидуального стиля.
Доктрина как универсальная система координат, позволяющая художнику соотнести абстрактное представление о прекрасном с наблюдением природы и единичным произведением.
Структура трактата, отражающая натурфилософские воззрения и отвечающая представлению современников о мироздании. Семь частей – семь элементов искусства живописи (пропорция, движение, цвет, свет, перспектива, практика, форма). Изменение содержания категорий (ср. Альберти, Леонардо и др.).
Decorum как основополагающий принцип, объединяющий сюжет, исполнение и размещение произведения искусства.
Типология сюжетов и классификация соответствующих им выразительных средств и модусов интерпретации. От иконографии к системе выразительных типов. «Форма» как важнейшая категория живописи. Дефиниции формы.
Понятие художественного стиля. «Семь столпов» современной живописи. Синтез манер как залог совершенного искусства. Классификация индивидуальных стилей. Природа художника, предопределенная темпераментом и влиянием светил, отражается в его манере. Формирование психологии искусства.

Федерико Цуккари (1542–1609). «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607). Категория idea – образ в сознании художника, отражающий высшее начало. Оппозиция disegno interno – disegno externo. Интеллектуальная и практическая сторона творчества. Две части сочинения: идея как духовная форма, материализация замысла.


Основание академий. «Академия рисунка», Флоренция, 1563; «Академия вставших на правильный путь», Болонья, 1580-е; Академия Св. Луки, Рим, 1593 и др.
Принцип систематического обучения. Науки и словесность в образовании художника.
«Разумный выбор» как основа академического метода. «Письмо к Кастильоне» (приписывается Рафаэлю, 1514). «Сонет в похвалу живописцу Николо дель Аббате» (приписывается Агостино Карраччи).


Принцип ut pictura poesis («Как живопись, так и поэзия» Гораций. Наука поэзии. Его истоки, воплощение и последствия для изобразительного искусства.

Семнадцатый век
Барокко и классицизм – основные стилистические явления эпохи.
Преемственность основных тенденций литературы об искусстве по отношению к предшествующей эпохе.
Барокко. Соотношение художественной практики и теории изобразительного искусства. Литературная теория XVII в. Понятие «кончетто». Принципы барокко в теоретических сочинения Джамбатисты Марино, Гонгоры и Кеведо. «Грамматика» Скалигера.
Знатоки, антиквары, коллекционеры – организаторы художественной жизни.
Формирование теории классицизма. Идея порядка. Понятия «идеала», «красоты», «природы», «подражания».
Рационалистическая (Беллори) и интуитивистская (Боскини, Роже де Пиль) тенденции в литературе об искусстве. «Вкус» как оппозиция «разуму». Понятия «таланта» и «гения».

Контрреформация: моральная критика красоты и цензура священных изображений. Декрет Тридентского собора 3 декабря 1563 г. Джованни Андреа Джильо «Два диалога об ошибках живописцев» (1564); кардинал Габриэле Палеотти «Рассуждение об образах священных и профанных» (1582, 1584); Пьетро да Кортона и Доменико Оттонелли. «Трактат о живописи и скульпутре» (1652).

Марио Боскини (1613–1678). «Карта живописного мореплавания» (1660), «Сокровища венецианской живописи» (1674). Антидоктринерский подход, основанный на суждении индивидуального чувства. Предшественник сенсуалистических концепций искусства. Высокая оценка венецианской живописи, Рубенса и Веласкеса. Рисунок как техническое подспорье, цвет как одушевляющее живопись начало. Новаторское понимание колорита.
Классицизм
Джованни Пьетро Беллори (1615–1696).
«Идея живописца, скульптора и архитектора» (лекция 1664, опубл. 1672). «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1672) как исторический источник и манифест против натурализма и маньеризма в защиту Рафаэля и Карраччи.
Система анализа произведения искусства, предполагающая детальное описание каждой фигуры, композиции, колорита, пропорции и пр.
Требования к художнику: инвенция, выражение эмоций, изящество в воссоздании натуры и, наконец, единение Идеи и Природы. Красота существует как Идея и не находит целостного воплощения в зримой реальности. Чтобы ее достичь, художник воссоздает эти совершенные идеи, пользуясь впечатлениями от природы на основе опыта прекрасных произведений.

Филиппо Бальдинуччи. «Отчеты о Профессорах Disegno» (1681) – источник по истории искусства после Вазари.

Никола Пуссен (1594–1665). Письма. «Теория модусов» (письмо к Шантелу 24 ноября 1647). Сотрудничество с Беллори.

Теория искусства во Франции. Классицизм как доктрина. Литература и театр классицизма. Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674). «Спор о древних и новых» и его воздействие на развитие представлений об искусстве.
Основание Королевской академии в Париже (1648). Защита «высокого», «чистого» искусства в противовес коммерческой Гильдии парижских художников. Лекции и диспуты как форма интеллектуальной деятельности академии.
Шарль Лебрен (1619–1690). Формирование иерархии жанров. Трактат «О методе изображения страстей» (1667).
Андре Филибьен (1619–1695). «Беседы о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» (1666–68) – результат творческих контактов с Пуссеном. Формализация классицистической доктрины. Приоритет идеи перед материальным воплощением, приоритет рисунка перед цветом. Противопоставление «красоты» (определяется пропорциями и физической гармонией) и «изящества» (связано с чувственным восприятием).

Полемика «пуссенистов» и «рубенсистов». Понятия «высокого вкуса» и «правды».
Роже де Пиль (1635–1709) – теоретик и критик.
«Диалог о колорите» (1672), «Идея совершенного художника» (1699) и другие сочинения. Сочетание традиционного и новаторского в работах де Пиля. Критика принципа ut pictura poesis.
Критерий суждения о произведении – убедительность иллюзии. Понятия tout ensemble (целостность), tout harmonieux (гармоническая целостность). Творческий процесс и категория «энтузиазма» (вдохновение).
Доступность суждения об искусстве любому человеку, наделенному «здравым смыслом» (homme de bon sense).
Издержки метода, основанного на примирении противоречий: «баланс живописцев» – созданная в дидактических целях двадцатибалльная шкала оценки крупнейших живописцев прошлого.

Восемнадцатый век. Эпоха Просвещения
Стилистические формы искусства XVIII в. (рококо, неоклассицизм) и проблема художественной универсальности. Кризис риторической культуры. Соотношение интуитивного и рационального в мировоззрении эпохи. Индивидуализация суждения об искусстве. Понятие «вкуса» и относительность критериев суждения.
Изобразительные искусства в системе Просвещения.
Взгляды Руссо на культуру и искусство в отношении к обществу и индивиду. Сентиментализм и тенденция к «лирическому», экспрессивному искусству.
Выделение эстетики (Баумгартен, Кант, Гегель), истории искусства (Винкельман), художественной критики (Дидро).

Англия
Своеобразие английского искусства XVIII в. и английской философско-эстетической мысли. Соотношение классических и неклассических тенденций. Сенсуализм.
Типы художественных деятелей – «знатоки», «дилетанты», коллекционеры и путешественники. Grand Tour и его роль в модернизации английской культуры.
Александр Поуп. «Опыт о критике» (1711).
Энтони Эшли Купер, граф Шефтсбери (1671–1713), «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1711).
Джозеф Аддисон (1672–1719). Статьи в журнале «Зритель».

Уильям Хогарт (1697–1764). Художник, гравер и теоретик-любитель. Хогарт – активный участник и организатор художественной жизни. Гравюры Хогарта как форма художественной критики и конкурентной борьбы.
«Здравый смысл» как риторическая стратегия. Полемический стиль Хогарта.
«Анализ красоты» (1754) – манифест против классицизма и академического педантизма. Эмпирическое наблюдение как основа теории. Идея «красоты» извлекается из естественного человеческого чувства и связывается с «изяществом», функциональностью и разнообразием: динамической структурой, в основе которой – пульсирующая S-образная кривая, так называемая «линия красоты».
«Анализ» в контексте рококо и Просвещения.

Эдмунд Бёрк (1729–1796). «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Центральное произведение анти-метафизической эстетики. Понятие «возвышенного» и психологический опыт новой эпохи. Включение в область искусства ужасного, угрожающего, бесконечного.

Джошуа Рейнольдс (1723–1792). Президент Королевской Академии (с 1768). Пятнадцать Академических речей. Адаптация классицистической доктрины к английской ситуации. Классическое и антиклассическое у Рейнольдса. Акцент на возможности развития среднего таланта путем упорного следования методе.

Генри Фюзели «Универсальный словарь художников» (1763). Английский перевод Винкельмана. Афоризмы.
Проблема естественного. «Живописное» (picturesque) – область вне «прекрасного» или «возвышенного». Центральный принцип – непрерывное изменение художественных форм и способов воздействия. «Проекция на природу способа видения, открытого живописью» (Л. Вентури). Гораций Уолпол (1717–1797), готический вкус и исследования старинного английского искусства. Уильям Гилпин (1724–1804) «О красоте живописности», «О живописных прогулках», «О зарисовке ландшафтов» (опубл. 1792).

Франция

Жан-Батист Дюбо (1670–1742). «Критические размышления о поэзии и живописи». Преобладающая роль чувства в восприятии и оценке произведений искусства. Изменение роли искусства: от дидактики к эмоциональному воздействию.

Вопросы эстетики и искусства в «Энциклопедии» (1751–1773). Статья «Вкус» (Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер). Вкус (gout) – центральное понятие литературы об искусстве, основа художественного суждения.

Характер художественной жизни. Изменение отношений между художником и заказчиком. Формирование рынка. Салоны (с 1667) – «первая регулярная, открытая и бесплатная выставка современного искусства в Европе, развернутая в совершенно светской обстановке с целью вызвать преимущественно эстетическую реакцию у большого числа людей» (Т. Кроу). Принципы организации Салона. Количественный и жанровый состав выставок.
Периодическая печать – «инфраструктура» художественной критики. Журналы, газеты, брошюры. Печатная и рукописная пресса.
Феномен публики. Различные группы зрителей, органы печати и публицисты, выражающие их интересы. «Клятва Горациев» Ж.-Л. Давида и дискуссия о ясности высказывания в контексте полемики против аристократических привилегий (1780-е).

Появление художественной критики, ее функции, формы существования и жанры. Формирование языка художественной критики.
Художественная критика и принципы Просвещения.
Шарль-Никола Кошен. «Увещевание к ювелирам» (1754–1755). Критика художественных принципов рококо.

Лафон де Сент Иен. Обзор Салона 1746 г. (1747) и последующая дискуссия (Шарль-Антуан Куапель, Жан-Батист Леблан). Временный цензурный запрет критики. Неудовлетворительное состояние французской школы живописи. Призыв к возвращению ведущей роли исторической живописи, которая должна служить исправлению нравов. Право обычного образованного зрителя выносить суждение о живописи (аналогия с книгой и представлением).

Фридрих Мельхиор Гримм – журналист и критик. Его рукописный журнал «Литературная, философская и критическая корреспонденция».

Дени Дидро (1713–1784) – философ, литератор. Дидро и «Энциклопедия». Принципиальное отсутствие завершенной теории. «Опыт о живописи» (1765). Проблема «просвещенного вкуса».
«Салоны» (1759–1781) – модель современного критического текста. Обзор как жанр. Место «Салонов» в философском и литературном творчестве Дидро. Стиль, язык и метод «Салонов». Диалогическая структура сочинений. Текст как фиксация движения мысли. Риторические приемы Дидро. Их связь со спецификой аудитории (элитарный читатель вне Парижа) и эстетической позицией автора. Театральность восприятия. Своеобразие экфрасиса. Словесное «исправление» описываемой картины.
Искусство в свете проблем правды, естественности и морали. Воспитательная роль живописи (Ж.-Б. Грез. «Паралитик, или плоды хорошего воспитания». См.: Салон 1763).
Дидро и система жанров: историческая живопись и проблема идеальной красоты; жанр, пейзаж, портрет и проблема реальности.
Художники – «герои» Дидро: Франсуа Буше – очарование извращенности. Жан-Батист Грез – двусмысленность морализма. Жан-Батист-Симеон Шарден – между ускользающей реальностью и абсолютной достоверностью.
Шарден как объект художественной критики: внериторическая живопись.
Жак-Луи Давид (1748–1825) – художник и общественный деятель. Речи и письма.

Неоклассицизм

Предпосылки сложения неоклассицизма. Поэтика и идейные основы. Неоклассицизм, Просвещение и революции XVIII в. Проблема красоты и идеальной формы. Консервативное и авангардное в неоклассицизме.

Знаточество, археология и музейное строительство в Италии XVIII в.. Капитолийский музей (1734). Раскопки в Помпеях и Геркулануме. Переоценка античного наследия. Проблема подлинности сохранившихся памятников. Джонатан Ричардсон-старший и Джонатан Ричардсон-младший. «Обзор некоторых статуй, барельефов, рисунков и картин в Италии, с замечаниями» (1722).

Граф де Кейлюс. Джованни Батиста Пиранези. Полемика о превосходстве греческого и римского искусства.

Антон Рафаэль Менгс (1728–1789). «Размышления о красоте и вкусе в живописи» (1762) – программа классицизма.

Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) и зарождение современного искусствознания. От «жизни художников» к «истории искусства»: «История искусства древности» (1764) – история, эстетический трактат, педагогическая программа. Этапы художественной эволюции и воздействующие на нее объективные факторы (природная среда, общественное устройство и др.). Политическая свобода и национальная независимость как условия расцвета искусства.
Соотношение нормативного и исторического в методе Винкельмана. Чувственное и рациональное в подходе Винкельмана к произведениям искусства. Описания Аполлона Бельведерского и Бельведерского торса.
Винкельман и формирование теории неоклассицизма. «Мысли о подражании греческим образцам в скульптуре и живописи» (1755). Художественный процесс XVIII в.и идея «подражания древним». Суждение о современном искусстве в соответствии с критериями античности. «Благородная простота и спокойное величие».
Винкельман и коллекции древностей. Проблема атрибуции.
Образ античности Винкельмана и его воздействие на европейскую культуру Нового времени. Ницше как анти-Винкельман.

Германия
Немецкое Просвещение. Сочинения Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803), Фридриха Шиллера (1759–1805) и проблемы изобразительных искусств.
Людвиг Гагедорн. «Размышления о живописи» (1762).
Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781). «Лаокоон» (1766). Конец принципа ut pictura poesis. Утверждение специфики пластических и словесных искусств. Переход от понятия «изящные искусства» к понятию «изобразительные искусства» (Bildende Kьnste).
Соломон Гесснер. «Письмо о пейзажной живописи» (1770), его восприятие в Англии.
Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832).
Взгляды Гете на изобразительное искусство – от «бури и натиска» к веймарскому классицизму.
Диалектика классического и современного. Универсальность вкусов Гете – между готикой («О немецком зодчестве», 1771, 1823) и античностью («О Винкельмане»). Концепция «мировой литературы».
«Итальянское путешествие» и традиция описаний Италии.
Статьи об изобразительном искусстве («Рюисдаль как поэт» (1813), «Джузеппе Босси о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи» (1817) и др.).
Гете и молодое поколение (Рунге, братья Буассере) – поиски взаимопонимания.
Журнал «Пропилеи» (1798–99) и проблемы изобразительного искусства. Веймарский художественный конкурс (с 1799).

Девятнадцатый век
Конфликтный характер развития искусства в XIX в. Роль критики в утверждении и защите новых художественных явлений. Функциональный характер критики. Критика и художественный рынок. Место критики в системе культурной жизни XIX в. Профессионализация критики. Периодическая печать. Специальные издания по изобразительному искусству. Теория искусства, история искусства и художественная критика, их взаимодействие.
Эстетика романтизма и художественная критика. Новые представления о природе творчества, характере творческого процесса, личности художника. Внимание к процессу восприятия художественного произведения («пассивные гении» Жан-Поля).
Теория немецкого романтизма и изобразительное искусство. «Эстетика» Гегеля. Эстетические взгляды Шеллинга и изобразительное искусство.
Вильгельм Карл Вакенродер. Легенда о Рафаэле – образ идеального художника («Сердечные излияния отшельника – любителя искусств» (1797), «Фантазии об искусстве» (1799).
Фридрих Шлегель. «Описания картин из Парижа и Нидерландов» (1803), «Об отношении изобразительного искусства к природе» (1807).
Ф.В.Б. фон Рамдор (1757–1822) – полемика о принципах пейзажа в связи с «Распятием в горах» Фридриха (1809). К. Брентано. А. Мюллер. К. Г. Карус. Статья Г. фон Клейста о картине К. Д.Фридриха «Монах у моря» (1810).
Романтизм и радикальное изменение характера текстов художника – теоретические работы Отто Филиппа Рунге: поэзия, натурфилософия, мистицизм.
Готическое искусство в восприятии романтиков. Художественные и идеологические последствия отождествления «готического» и «немецкого».
Генрих Гейне (1797–1856) как художественный критик. «Путешествие по Гарцу» (1824), «Италия» (1828), «Салон» (1831–34), «Романтическая школа» (1834). Гейне о Делакруа. Проблема отношения художника и общественных вкусов.
Формирование марксистских взглядов на искусство. Маркс об искусстве. Франц Меринг.

Франция
Художественный процесс во Франции XIX в. Основные художественные проблемы и центральные мастера. Конфликтность художественной жизни. Общество и художник. Художественные институты: салон, музей, рынок. Французские писатели и изобразительное искусство.
Сложение жанров художественной критики. Ведущие периодические издания и их художественная политика. Критика и художественный рынок.

Полемика классицистов и романтиков первой трети XIX в. Кризис школы. Салон 1824 г. Эстетические и политические пристрастия критики.
Катрмер де Кенси (1755–1848) – хранитель классицистической доктрины. «Об идеале» (1805), «О природе, целях и средствах подражания в искусстве» (1823). Эмерик Давид (1755–1839). «Похвальное слово Пуссену» (1812). Полемика с Катрмером де Кенси.
Э.-Ж. Делеклюз – бескомпромиссный классицист (обзоры салонов 1831-1863, проблема идеала, противопоставление «гомеристов» и «шекспиристов»).
Адольф Тьер (1797–1877) о романтическом искусстве, защита принципа свободы творчества. Тьер и Делакруа.
Огюст Жаль (1795–1873) – пропагандист романтизма в 1810-30-е годы. Романтическое искусство и политическая свобода. Делакруа в оценке Жаля.
Стендаль (1783–1842). Статьи о Салоне 1824 г. Оценка Делакруа и Констебля. Проблема современного идеала. «Расин и Шекспир» (1823). «История живописи в Италии».
Искусство прошлого как среда обитания современного человека («Прогулки по Риму»).
Эжен Делакруа (1798–1863). Статьи об искусстве. Письма. Дневник. Их значение для понимания современной художественной жизни и задач искусства.
Луи Вите и формулировка двух проблем искусства XIX в.: живописная законченность и завершенность отвлеченной формы; противоположность выразительности и неоклассической композиции (Салон 1827 г.).
Теофиль Готье (1811–1872) – критик-поэт. Концепция «искусства для искусства». Природа романтического эстетизма. Первичность искусства по отношению к жизни и восприятие действительности через призму искусства: «искусство для искусства» как «искусство об искусстве». Отрицание утилитарного предназначения искусства. «О прекрасном в искусстве» (1847). Статьи о салонах. Готье о Делакруа, Коро, Милле, барбизонцах, Мане. «Изящные искусства в Европе» (1855).
Жан-Батист-Гюстав Планш (1808–1857). Революция 1830 г. ее воздействие на формирование критика. «Салон 1831 года». Демократия и прогресс искусства. «О французской критике» (1835) – задачи и методы критики. «Портреты художников». «Этюды о французской школе» (1831–52). Газета «Реализм» (1856). Три пути современного искусства – реанимация старого (Энгр), компромисс (Салон), романтическое искусство воображения. Борьба с официальным искусством Салона и «золотой середины». Защита Делакруа, Декана, Юэ, Руссо, Коро. Эволюция к классическому вкусу в результате путешествия по Италии в 1840-е гг.
Шарль Бодлер (1821–1867). Художественная критика в контексте литературного творчества. Бодлер о задачах и методе художественной критики. Очерки Салонов 1845 и 1846 гг., «Всемирная выставка 1855 года», «Салон 1859 года». Понятие романтизма у Бодлера. Романтизм и «современное искусство». Делакруа как воплощение идеала художника. Развитие французского искусства от Давида до Мане. Приемы характеристики индивидуального стиля художника и произведения искусства. Широта и точность оценок Бодлера.
«Красота современности» – центральная проблема критической мысли Бодлера. «Поэт современной жизни» (1863).
Реализм и художественная критика. Акции и манифесты Гюстава Курбе (1819–1877). Полемика вокруг реализма и Курбе: Торе, Шанфлери, Дюранти, Бодлер, Прудон, Кастаньяри, Сильвестр. Проблема соотношения идеала, красоты и природы.
Шанфлери [Жюль-Франсуа-Феликс-Юссон Флери] (1821–1879). Революция 1848 г. и социалистические идеалы критика. Формулирование представления о реализме в полемической статье «О г-не Курбе. Письмо к Жорж Санд» (1855). Сборник «Реализм» (1857). Проблема отображения реальности и эмоции художника. Выступления в пользу барбизонцев, Коро, Мане. Исследование народного лубка и массовой художественной продукции Великой французской революции.
Луи-Эмиль Дюранти (1833–1880). Экстремист реализма. Радикализация позиций Курбе («Манифест реализма», 1855). Газета «Реализм» (1856, шесть выпусков). Художественная жизнь как война направлений. Борьба с официальными учреждениями, призыв «сжечь Лувр». Утилитаризм. Требование изображать только видимое. Натура прекрасна сама по себе. Сближение с импрессионистическим кругом в 1860-е гг.

Жюль-Антуан Кастаньяри (1830–1888). Последовательный сторонник реализма и политических свобод. Один из создателей термина «натурализм». Многолетние обзоры салонов (изд. 1892). Обыденная жизнь и человеческая индивидуальность как главные объекты изображения. Новая роль портрета, пейзажа и бытового жанра. Критика фотографического реализма. Борьба с «классиками». Последовательная защита реалистов (Курбе и Руссо). Первый, кто использовал название «импрессионисты» в положительном смысле (1874).

Теофиль Торе (псевд.: Уильям Бюргер, 1807–1869). Влияние социалистических идей. Политическая эмиграция 1849–1860. Проблема пользы и красоты. Отношение натурализма и социального движения. Открытие Вермера. Проблема законченности и выразительности. Искусство как выражение любви к природе и утрата чувства природы как источник упадка современного творчества. Торе и осмысление значения современного французского пейзажа (Т. Руссо, Коро). Торе и импрессионисты. Торе о проблемах критики.

Эжен Фромантен (1820–1876) и его книга «Старые мастера» (1876). Восприятие классического искусства на основе опыта передового искусства XIX в. Фромантен и живописные проблемы его времени.

Эмиль Золя (1840–1902). Литературная практика, теория натурализма и художественная критика. Роман «Творчество» (1886). Природа конфликта с Сезанном. Произведение как выражение индивидуальности художника. Понятие темперамента. «Мой Салон» (1866). «Эдуард Мане» (1867). «Парижские письма» («Вестник Европы», СПб., 1875–1880). Статьи об импрессионистах. Эволюция взглядов Золя на импрессионизм.

Импрессионизм и художественная критика. Массовая периодика и формирование образа нового искусства.
Дискуссия о связи импрессионизма с натурализмом, позитивизмом. «Оптический» аспект импрессионистического метода.
Дискуссия вокруг выставки 1874 г.
1876 – антиимпрессионистическая кампания в прессе. А. Вольф (публицист «Фигаро»). Журнал «Импрессионист» (1877). Ж. Ривьер. Теодор Дюре. «Художники-импрессионисты» (1878). Закари Астрюк, Жорж Ривьер, Теодор Дюре – защитники импрессионистов.
Эдмон и Жюль де Гонкур. Возрождение интереса к живописи XVIII в. Мифологизация эпохи. Образ Ватто. «Искусство XVIII в.» (1857–1865).

Символизм в художественной критике
Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907). От натурализма к декадансу («Наоборот») и католицизму («Собор»). Защита современного искусства: импрессионисты, Дега, Гоген («Современное искусство»). Движение к символизму (Моро, Редон, Пюви де Шаванн). Сборник «Некоторые» (1889). Жан Мореас «Манифест символизма» (1886).
Импрессионизм и постимпрессионизм сквозь призму символистской эссеистики. Андре Орье (1865–1892) о Ван Гоге и Гогене. Шарль Морис (1861-1919). Эмиль Бернар (1868–1941). Воспоминания о Сезанне.
Гюстав Жеффруа (1855–1926).
Камиль Моклер (1872–1945) об импрессионизме. Эволюция взглядов.
Феликс Фенеон (1863–1944) и его роль в художественной жизни. Проблема импрессионизма и дивизионизма («Импрессионисты в 1886 году»). Понятие «нео-импрессионизм». Поль Синьяк и теория дивизионизма.
Морис Дени (1870–1943) – художник и теоретик искусства. Определение задач неотрадиционализма. «Католическое возрождение» и живопись Дени. «Искусство Рима, или классический метод» (1896). «От символизма и Гогена к новому классическому порядку» (1913).

Художественная периодика во Франции на рубеже XIX–XX вв.: «Меркюр де Франс», «Ревю эндепендан», «Ревю бланш».
Авангардные журналы рубежа XIX–XX вв.
Социально-политические конфликты во Франции рубежа XIX–XX вв. Консервативная и шовинистическая реакция против современного искусства.

Англия
Особенности художественной ситуации в Великобритании в XIX в. Феномен викторианского искусства: господствующая мораль и общественный вкус. Романтическая традиция. «Готическое возрождение». Прерафаэлитское братство.

Джон Рлскин (1819–1900). Эволюция взглядов критика. Критика и просветительская деятельность Рлскина как общественное явление. Проблема прекрасного, пользы и нравственности. Моральный критерий в искусстве. Эстетическая и этическая критика машинной цивилизации. Стилистические категории по Рлскину (линия, масса, пространство, цвет и т. д.), их соотнесенность с различными типами творчества. Пейзаж в системе взглядов Рёскина. Искусство Тёрнера («Современные живописцы» 1843–1846). Рлскин об архитектуре: «Семь светочей архитектуры» (1847), «Камни Венеции» (1852).

Уильям Моррис (1834–1896). Связь с прерафаэлитским движением и воздействие Рлскина. Идеи дизайна и социально-эстетическая утопия – эстетическая среда как средство гармонизации личности и общества. Лекции Морриса («Искусство и социализм» (1884); «Полезная работа и бесполезный труд»; «Возрождение художественного ремесла»).

Уолтер Пейтер (1839–1894). «Очерки по истории Ренессанса» (1873). Художественная индивидуальность и единичное произведение как объекты внимания критика. Произведение как «вторая природа» для интерпретатора. Мифологизация шедевров (описание «Моны Лизы» и восходящая к нему традиция). Расщепление этики и эстетики. Проблема языка – адекватность словесных средств предмету описания. Влияние творчества Пейтера на английский и европейский эстетизм рубежа XIX–XX вв. (Оскар Уайльд).

Джеймс МакНейл Уистлер. Судебный процесс с Рлскиным (1878). «Изящное искусство создавать врагов» (1890).

Германия и Австрия
Формирование научного искусствознания в странах немецкого языка. Якоб Буркхардт. Генрих Вельфлин. Алоиз Ригль. Аби Варбург.
Проблема «чистой визуальности». Роберт Фишер, Конрад Фидлер (1841–1895), Адольф Хильдебранд (1847–1921). «Проблема формы в изобразительном искусстве».
Формирование теории «вчувствования». Вильгельм Воррингер. «Абстракция и вчувствование» (1909).
Критика и рынок современного искусства. Немецкая художественная периодика. Немецкие музеи и современное искусство – политика собирательства как «критика действием» (Вильгельм фон Боде, Гуго фон Чуди, Карл Эрнст Остхауз).
Самосознание культуры конца столетия. Макс Нордау. «Вырождение» (1892) и воздействие книги на интеллектуальный климат эпохи. Герман Бар. Проблема современности в искусстве («К критике современности», 1890). Проблема импрессионизма и натурализма, понятие Nervenkunst.
Подведение итогов искусства XIX столетия. Исторические обзоры и их воздействие на образ современного искусства. Корнелис Гурлитт. «Немецкое искусство XIX в.». Рихард Мутер. «История живописи XIX в.».
Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) – ведущий немецкий критик конца XIX – начала XX в.. Французская живопись ХХ в. как модель развития. Эдуард Мане – идеал современного живописца. «Казус Беклин» (1905) – против литературности и национализма в искусстве.

Библиография
Общие работы
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т. 1–5. М., 1965–1969.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. M., 1962–1970.
Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М. 1981. С. 15–46.
Аверинцев С. С. Риторический принцип как фактор непрерывности на переходе от античности к средним векам и от средних веков к Возрождению // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985. С. 6–10.
Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М., 1986.
История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века. М., 1963.
Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX вв. // Античность как тип культуры. М., 1988. С. 308–324.
Михайлов А.В. Языки культуры. М.,1997.
Панофский Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999.
Татаркевич В. История шести понятий. М., 2002.
Турчин В. С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII–XIX веков: Франция. Англия. Германия. М. : Изд-во Московского ун-та, 1987.
Barasch, Moshe. Theories of Art. 1. From Plato to Winckelmann – 2. From Winckelmann to Baudelaire – 3. From Impressionism to Kandinsky Note Vol. 1 originally published: New York, 1985.
Gombrich, E.H. Kunstliteratur - Atlantisbuch der Kunst: eine Enzyklopдdie der bildenden Kьnste. Zurich: Atlantis Verlag, 1952, pp. 665-679; The Literature of Art. Translated from the German by Max Marmor – Art Documentation, vol. 11 no. 1, Spring 1992.
Murray, Chris (ed.). Key Writers on Art: From Antiquity to the Nineteenth Century. London and New York, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Die Kunstliteratur; ein Handbuch zur Quellenkunde der neueren Kunstgeschichte. Wien, 1924.
Smith, Paul and Wild, Caroline (eds.). A Companion to Art Theory. Oxford, 2002.
Venturi, Lionello. History of Art Criticism. New York, 1936; revised edition, 1964.
Античность
Античные поэты об искусстве / Сост. С. П. Кондратьев и Ф. А. Петровский. Л., 1938.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994.
Филострат. Картины. Каллистрат. Статуи / Примеч., пер. и введение С. П. Кондратьева. Л., 1936.
Брагинская Н. В. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением // Одиссей. М., 1994. С. 274–313.
Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (К проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М., 1977. С. 259–283.
Татаркевич А. Античная эстетика. М., 1975.
Средние века
Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.
Возрождение и маньеризм
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1–2. М., 1935–37.
Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Под ред. А. Г. Габричевского. Т. 1–3. М. 1956–1970.
Гиберти, Лоренцо. Комментарии. М., 1938.
Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма. СПб., 2000.
Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001.
Микеланджело. Письма. Поэзия. СПб., 2002.
Микеланджело. Жизнь. Творчество. М., 1964. – Раздел «Современники о Микеланджело».
Челлини, Бенвенуто. Жизнеописание. Сонеты. Трактаты. СПб., 2003.
Челлини, Бенвенуто. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции / Пер. М. Л. Лозинского. М., 1987.
Эстетика Ренессанса. В 2 т. М., 1981.
Виппер Б. Р. Бенвенуто Челлини // Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970.
Головин В. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М., 2003.
Дживилегов А. К. Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне. Аретино. Челлини. М., 1929.
Елгина Н. Г. Письма Аретино об искусстве // Искусство Венеции и Венеция в искусстве: Мат-лы науч. конф. «Випперовские чтения – 1986». М., 1988 / ГМИИ им. А. С. Пушкина. С. 167–183.
Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Архитектура. Скульптура. Живопись. Трактаты. М., 1979. – Раздел «Трактаты. Альберти и Гиберти». С. 191–200.
Леон Баттиста Альберти / Отв. ред. В.Н.Лазарев. М., 1977.
Панофский Э. Галилей: наука и искусство. (Эстетические взгляды и научная мысль) // У истоков классической науки. М., 1968.
Смирнова И. А. Искусство Микеланджело в восприятии современников // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 77–89.
XVII и XIII вв.
Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.
Бернини, Лоренцо. Воспоминания современников. М., 1965.
Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. М.; Л. 1935. Репринт: М., 1996.
Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.
[Вольтер, Монтескье, Даламбер] Вкус – Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М., 1994. С. 125–152.
Гете И. В. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. Об искусстве и литературе. М., 1980.
Гете И. В. Об искусстве. М., 1975.
Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 1976.
Дидро Д. Салоны. В 2 т. М., 1989.
Из истории английской эстетической мысли XVIII века. Поп. Аддисон. Джерард. Рид. М., 1982.
Караваджо, Микеланджело да. Документы. Воспоминания современников. М., 1975.
Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
Мандер, Карель ван. Книга о художниках. М. ; Л., 1940.
Письма Пуссена. М. ; Л., 1939.
Речи и письма живописца Луи Давида. М. ; Л. 1933.
Рубенс, Питер Пауль. Письма. Документы. Суждения современников. М., 1977.
Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987.
Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. С. 151–176.
Тураев С. Изобразительное искусство в немецких литературных спорах конца XVIII века ; Художественная культура XVIII века. Мат-лы науч. конф. (1973). М., 1974.
Шарнова Е. Б. Роже де Пиль и движение рубенсизма во французском искусстве. М., 1987.
Blunt, Anthony. Artistic theory in Italy, 1450-1600. Oxford, 1940; 2nd ed. 1970.
Crow, Thomas. Painters and Public Life in Eighteenth-Century Paris. New Haven and London, 1985.
Mahon, Denis. Studies in seicento art and theory. London, 1947.
ХХ в.
Бальзак О. де. Собр. соч. Т. 23, 24.
Бодлер, Шарль. Об искусстве. М., 1986.
Вакенродер, В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.
Гейне Г. Собр. соч. Т. 4, 5. М., 1958.
Гоген П. Ноа Ноа. СПб., 2001
Делакруа Э. Дневник. В 2 т. М., 1961.
Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960.
Делакруа Э. Письма. СПб., 2001.
Жерико о себе и современники о нем. М., 1962.
Золя Э. Собр. соч. в 26 т. Т. 24. М., 1966.
Импрессионизм : Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л. 1969.
Мане Э. : Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965.
Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2 т. М., 1976.
Моклер К. Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера. М., 1908.
Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М., 1973.
Мутер Р. История живописи в XIX веке. Ч. 1–3. СПб., 1899–1901.
Патер В. Ренессанс : Очерки искусства и поэзии. М., 1912.
Сезанн, Поль : Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
Сёра Ж., Синьяк П. : Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.
Синьяк П. От Э.Делакруа к неоимпрессионизму. М., 1913.
Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966; 1987.
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М., 1983.
Энгр об искусстве. М., 1962.
Эстетика немецких романтиков. М., 1987.
Эстетика раннего французского символизма. М., 1982.

Аникин Г. В. Эстетика Джона Рлскина и английская литература XIX века. М., 1986.
Аникст А. А. Золя и искусство // Импрессионисты. Их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. М.; 1976.
Калитина Н. Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX века. Л., 1972. – Гл. VI.
Ревалд Дж. История импрессионизма. М. ; Л. 1959, 2-е изд. 1994.
Ревалд, Дж. Постимпрессионизм. М. ; Л. 1962.
Рейтерсверд, Оскар. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974.
Реизов Б. Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. Л.; 1974. С. 152–279.
Эстетика Морриса и современность / Отв. ред. и сост. В.П.Шестаков. М., 1987.
Эткинд Е. Эстетические работы Эмиля Золя // Собр. соч. в 26 т. Т. 24. М., 1966. С. 526–557.
Яворская Н. В. Художник и зритель во Франции в середине XIX века; Делакруа и Бальзак // Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX–XX веков. М., 1987. С. 34–52; 120–145.
13PAGE 15


13PAGE 143215



через 2 абц. в кавычках



·
·
·Атф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415

Приложенные файлы

  • doc 8556154
    Размер файла: 166 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий