Научное проектирование музейной экспозиции. Дем..

Министерство культуры Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств

Факультет культурологи
Кафедра музееведения и экскурсоведения
Факультет музееведения и экскурсоведения









Научное проектирование музейной экспозиции

Программа и методические материалы
для студентов специальности
070503
«Музейное дело и охрана памятников»











Санкт-Петербург
2010

ББК 79.102
УДК 069 (073)
Н 34



Программа рекомендована к изданию
Редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств




СОСТАТВИТЕЛЬ
Ю.М.Дементьева


Н 34 Научное проектирование музейной экспозиции:
Программа курса/ сост.Ю.М.Дементьева; С.-Петерб.гос.ун –т культуры и искусств. – СПб.:СПбГУКИ, 2010 – 17 с.



ББК 79.102
УДК 069 (073)






© Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств 2010
1. Организационно-методический раздел
Курс состоит из трех разделов, и отражает вопросы истории и общей методологии научного проектирования экспозиции, специфики экспозиционных методов музеев различного профиля, особенности информационных возможностей музейных предметов различного вида, техники экспозиции как особого вида музейной деятельности.

Предмет курса – методология научного и художественного проектирования музейной экспозиции как интегрированной модели культуры

Цель курса:
- формирование представлений о процессе и этапах научного и художественного проектирования экспозиции с учетом задач и функций музея как института сохранения и интерпретации культурного наследия

Задачи курса:
- освоение принципов и методов организации экспозиционного пространства
- изучение теории и практики создания современных экспозиций музеев различного профиля
- приобретение навыков научного и художественного проектирования экспозиций, работы с проектной документацией, анализа проектной ситуации
- изучение требований действующих стандартов, норм и правил проектирования экспозиции
- освоение приемов комплексного подхода к решению профессиональных задач

Место курса в профессиональной подготовке специалиста.
Курс «Научное проектирование музейных экспозиций» представляет федеральный компонент учебного плана по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» и входит в состав курсов Специальных дисциплин. Освоение программы рассчитано на три семестра –5, 6, и 7. Курс «Научное проектирование музейных экспозиций» является важным звеном в подготовке специалистов в области прикладного музееведения и опирается и систематизирует знания студентов полученных в процессе изучения истории и теории музееведения, психологии и педагогики, научного комплектования, учета и хранения музейных фондов, музейной педагогики, экскурсоведения, информационных технологий и ряда других дисциплин.

Требования к уровню освоения студентами курса: в результате освоения образовательной программы по курсу «Научное проектирование музейной экспозиции» студент должен знать:
- основные методы и принципы организации экспозиционного пространства;
- специфику подходов и решений организации экспозиционного пространства музеев различного профиля;
- требования действующих стандартов, норм и правил проектирования;
- методику разработки научной и художественной концепции экспозиции, а также уметь:
- разработать концептуальную модель построения экспозиции;
- составить тематико-экспозиционный план;
- составить техническое задание на художественное проектирование экспозиции.

2. Тематический план курса

Тема
Количество часов



Всего
Лек
Ции
Семи
Нары
Практи
ческие
Самостоя
тельная
работа

Раздел 1. Музейная экспозиция. История и методика. 5 семестр.

1.
Тема 1. Музейная экспозиция: определение и структура понятия. Современная классификация музейных экспозиций.

2




2.
Тема 2. Этапы развития экспозиции как специфической формы музейной деятельности.

2




3.
История музея – история экспозиции.



4


4.
Тема 3. Этапы научного проектирования экспозиции. Экспозиция как синтез музейной деятельности.

2




5.
Тема 4. Музейный предмет и его интерпретация в экспозиции.

2




6.
Музейный предмет и его информационные свойства. Экспозиционные задачи музейного предмета.



4


7.
Тема 5. Экспозиционные материалы. Информационные возможности.

2




8.
Тема 6. Принципы построения музейных экспозиций.

2




9.
Тема 7. Методы построения музейных экспозиций.

2




10.
Не материальное наследие в экспозициях музеев.



4


11.
Тема 8. Приемы построения музейных экспозиций

2





Итого:
56
16

12
28

Раздел 2. Анализ и типология музейных экспозиций. 6 семестр.

1.
Анализ концепции и принципов организации экспозиции художественного музея.



4


2.
Анализ концепции и принципов организации экспозиции исторического музея.



4


3.
Анализ принципов организации экспозиции историко-бытового характера.



4


4.
Анализ концепции и принципов организации экспозиции литературного музея.



4


5.
Анализ концепции и принципов организации экспозиции естественно - научного музея.



4


6.
Анализ концепции и принципов организации экспозиции технического музея.



4


7.
Современные тенденции в проектировании
музейных экспозиций.


2
2



Итого:
56

2
26
28

Раздел 3. Итоговая документация научного проектирования экспозиции и ее оформление. 7 семестр.

1.
Структура и задачи Тематико-экспозиционного плана.



4


2.
Разработка ТЭП экспозиции.



4/4


3.
Текстовые материалы в экспозиции.


2
2


4.
Техника экспонирования и режимы хранения музейных предметов различного типа.



4


5.
Научная концепция и художественное решение музейной экспозиции. Иерархия взаимоотношений.



4


6.
Художественное решение экспозиции как завершающий этап создания музейной экспозиции.



4



Итого:
56

2
26
28



Программа курса:
5 семестр
Введение. Организационная структура курса. Анализ литературы.

Раздел 1. Музейная экспозиция. История и методика.

Тема 1. Музейная экспозиция: определение и структура понятия. Современная классификация музейных экспозиций.
Экспозиция как интегрирующий фактор в музейной деятельности. Понимание музейной экспозиции как «искусственной среды», где предметы, вырванные из контекста культуры, формируют новый текст и становятся музейными экспонатами. Экспозиция как метаязык музейного пространства (язык описания). Этапы проектирования музейной экспозиции (научное проектирование, художественное проектирование, реализация проекта). Постоянная и временная экспозиции в музее. Классификация временных экспозиций в музее (по проблематике: юбилейные, мемориальные, монографические; по месту размещения: внутримузейные, внемузейные, выездные, передвижные; по содержательной насыщенности: коллекционные, иллюстративно-тематические, коллекционно-тематические, музейно-образные).

Тема 2. Этапы развития экспозиции как специфической формы музейной деятельности.
Экспозиционная практика музеев XIX – начала XX века как форма представления коллекций. Формирование первых систематических экспозиций музеев. Экспозиция как отражение концепции музея.

Тема 3. Этапы научного проектирования экспозиции. Экспозиция как синтез музейной деятельности.
Научная концепция, тематическая структура и концептуальная модель экспозиционного пространства - основные этапы научного проектирования и их связь с основными видами музейной деятельности. Взаимосвязь научно-исследовательской, фондовой и экспозиционной деятельности в музее. Научная концепция как результат анализа вещеведческой и источниковедческой базы. Тематическая структура как второй этап научного проектирования экспозиции.

Тема 4. Музейный предмет и его интерпретация в экспозиции.
Определение понятия «музейный предмет», его свойства и функции. Язык вещей в семантическом пространстве культуры. Семантические доминанты как структурообразующие элементы концептуальной модели экспозиционного пространства. Семантическая цепочка понятий вещь – предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат. Связь конструктивного, функционального и семиотического планов.

Тема 5. Экспозиционные материалы и их информационные возможности.
Основные и вспомогательные материалы в экспозиции. Их связь с тематикой экспозиции и типом музея. Музейный подлинник как основа экспозиции. Копия в экспозиции. Научно-вспомогательные материалы.

Тема 6. Принципы построения музейных экспозиций.
Общие принципы построения музейной экспозиции: научной объективности, предметности, коммуникативности. Структурирующие принципы построения музейной экспозиции: историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный.

Тема 7. Методы построения музейных экспозиций.
Соотношение в экспозиции содержания и формы, характер интерпритации экспонатов, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования. Систематический, ансамблевый, тематический, сюжетно-образный (художественно-мифологический) методы построения музейных экспозиций и их структурные особенности. Формирование экспозиционных комплексов как основной структурной единицы экспозиции. Определение смысловой доминанты и иерархической структуры экспозиционных комплексов


Тема 8. Приемы построения музейных экспозиций.
Способы группировки экспозиционных материалов: выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов; выявление связей между предметами; сопоставление и противопоставление; «массированный» показ однотипных материалов как форма экспозиционного текста; фокусный акцентированный показ; размещение в зоне комфортной визуализации; организация «экспозиции в окне»; выделение первого, второго, фонового планов экспозиции.


Раздел 2. Анализ и типология музейных экспозиций. 6 семестр.
Тема 1. Анализ концепции и принципов организации экспозиции художественного музея. Исторические тенденции формирования концепции экспозиций художественного музея: от эстетике к системе. Особенности произведения искусства как музейного предмета. Информационные, атрактивные и экспрессивные свойства произведения искусства. Методы построения художественных экспозиций.

Тема 2. Анализ концепции и принципов организации экспозиции исторического музея. Концепции музеев исторического профиля и музейная концепция истории. Специфика музейного предмета как исторического источника. Многообразие видов музейных предметов в экспозиции исторического музея как специфическое свойство организации экспозиции. Методы и принципы построения исторических экспозиций.

Тема 3. Анализ принципов организации экспозиции историко-бытового характера. Информационные возможности приема реконструкции в создании экспозиций историко-бытового характера. Историко-бытовая экспозиция как особое средовое пространство. Типичное и уникальное в бытовой экспозиции. Мемориальность историко-бытовой экспозиции и социальная идентификация.

Тема 4. Анализ концепции и принципов организации экспозиции литературного музея. Специфика литературной экспозиции. Художественный текст как предмет музейной интерпретации. Экспозиция музея литературного героя как особый способ интерпретации художественного текста. Роль произведений искусства в информационной насыщенности литературной экспозиции. Методы и принципы построения литературной экспозиции.

Тема 5. Анализ концепции и принципов организации экспозиции естественно - научного музея. Классификация и особенности экспонатов экспозиции естественно-научного характера. Специфика экспозиционного комплекса и систематический метод построения экспозиции естественно-научного музея. Современные методы визуализации природы в экспозиционном пространстве.

Тема 6. Анализ концепции и принципов организации экспозиции технического музея. Интерактивный характер экспозиции и специфика музейных предметов технического музея. Концепция музея и ее роль в выборе методов и принципов построения экспозиций технического музея.

Тема 7. Современные тенденции в проектировании музейных экспозиций.
Музейная экспозиция как форма актуализации культурного наследия и репрезентация ценностей социума. Авторская интерпретация историко-культурных процессов в музейной экспозиции. Использование аудио-визуальных и интерактивных технологий в экспозиции.



Раздел 3. Итоговая документация научного проектирования экспозиции и ее оформление. 7 семестр
Тема 1. Структура и задачи тематико-экспозиционного плана (ТЭП).
ТЭП как базовый документ, фиксирующий завершение научного проектирования и формально-юридический документ для разработки архитектурно-художественного проекта экспозиции. Структура ТЭП: наименование раздела; наименование темы(подтемы); ведущий текст; тематический комплекс; аннотация к комплексу; экспонаты (с указанием инв.номеров, размеров и основных атрибутивных признаков);
Этикетаж; примечания, содержащие рекомендации по группировке и оформлению).

Тема 2. Разработка ТЭП экспозиции.
Определение тематической структуры экспозиции и выделение основных информационных доминант. Анализ экспозиционных материалов в их взаимодействии. Определение соотношения подлинник – копия – вспомогательные материалы – художественное оформление в экспозиции. Разработка концепции и редактирование сопроводительных текстов и этикетажа экспозиции.

Тема 3. Текстовые материалы в экспозиции.
Вводный текст как пояснение к экспозиционным разделам. Экспликация – пояснение к экспозиционным комплексам. Аннотация – пояснение к экспонатам. Формальная структура этикетки. Взаимосвязь формы и содержания текстовых материалов.

Тема 4. Режимы хранения и техника экспонирования музейных предметов различного типа.
Температурно-влажностный, световой, пылевой и биологические режимы хранения. Требования к пожарной и охранной системам сигнализации. Техника экспонирования живописи, музейных предметов на бумажных носителях, текстиля, фарфора и стекла, металла и др.

Тема 5. Научная концепция и художественное решение музейной экспозиции. Иерархия взаимоотношений.
Отношение научный сотрудник – дизайнер как отношения плана содержания и плана выражения. Структурно-семантическая взаимосвязь научной концепции и архитектурно-художественного решения экспозиции.

Тема 6. Художественное решение экспозиции как завершающий этап проектирования музейной экспозиции.
Взаимосвязь научного проектирования и архитектурно-художественного решения пространства в процессе создания музейной экспозиции. Роль художника-дизайнера в организации музейного пространства. Дизайн как отражение концептуальной модели научного проекта экспозиции. Единство архитектурно-художественного проекта и научной концепции экспозиции как системное отношение формы и содержания. Техника дизайна.


Семинарские занятия.
Тематика и организационно-методические указания к семинарским занятиям.
Целью семинарских занятий является детальное изучение важных аспектов курса «Научное проектирование музейной экспозиции», а также формирование навыков самостоятельного аналитического мышления и использования профессиональной терминологии.
Для участия в семинаре студентам необходимо изучить рекомендованную литературу по теме семинара, прочитать лекционный материал, познакомится и проанализировать материалы электронных ресурсов, изучить современную практику музейной деятельности. В соответствии с темой семинарского занятия студенты должны подготовить сообщение, а также принять участие в дискуссии по теме семинара. Участие в семинаре засчитывается студенту как дополнительный бал при ответе на зачете и экзамене.
Семинар 1. Этапы научного проектирования экспозиции. Экспозиция как синтез музейной деятельности.
Вопросы:
1. Научная концепция, тематическая структура и концептуальная модель экспозиционного пространства как основные этапы научного проектирования и их связь с основными видами музейной деятельности.
2. Научная концепция как результат анализа вещеведческой и источниковедческой базы.
Литература:
Белова Л.Н. Экспозиция: наука и искусство. // Музей и современность. Сб.науч.тр. ЦМР СССР, М., 1986, с.13 – 16
Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и преспективы// Музееведение. Музеи мира. М., 1991
Искусство музейной экспозиции. Современные тенденции архитектурно-художественных решений. Сб.науч.тр., №112, - М., 1982
Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: Сб.науч.тр. РИК. М.,1997

Семинар 2. Текстовые материалы в экспозиции.
Вопросы:
Роль и задачи вводных текстов, экспликаций, аннотаций в структуре музейной экспозиции.
Этикетаж и его задачи в экзпозиции. Взаимосвязь формы и содержания текстовых материалов.
Литература:
Искусство музейной экспозиции. Труды НИИ Культуры. Т.45,- М., 1977
Розенблюм Е.А. Искусство экспозиции // Музейное дело в СССР. Сборник научных трудов ЦМР СССР М., 1983, с.23 - 28
Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации ЦМР СССР. М., 1990

Форма итогового контроля
5 семестр – экзамен
Экзамен по курсу «Научное проектирование музейной экспозиции» проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один из предложенных преподавателем вопросов из списка и проиллюстрировать свой ответ примерами из экспозиционно - выставочной практики музеев. При ответе студент должен продемонстрировать знания фактологического характера, а также владение профессиональной терминологией и умение анализировать визуальный и текстологический материалы.
Вопросы к экзамену:
1. Музейная экспозиция. Определение понятия. Типы экспозиций.
2. Этапы разработки музейной экспозиции.
3. Научная концепция экспозиции как результат вещеведческой и источниковедческой и ресурсной базы.
4. Художественное проектирование экспозиции. Роль дизайна в экспозиции.
5. Методы построения экспозиции.
6. Принципы построения экспозиции.
7. Постоянная и временная экспозиции. Особенности организации экспозиционного пространства.
8. Тематико-экспозиционный план. Структура и значение.
9. Текстовой материал в экспозиции. Вводный текст, экспликация, аннотация, вводные тексты.
10. Экспозиция как синтез музейной деятельности. Взаимосвязь научно-исследовательской, фондовой и экспозиционной деятельности в музее.
11. Экспозиционные материалы. Анализ информационных возможностей.
12. Основные и вспомогательные материалы в экспозиции и их связь с тематикой экспозиции и типом музея.
13. Роль дизайнера в организации музейного пространства. Дизайн как отражение концептуальной модели научного проекта экспозиции.

6 семестр – зачет + контрольная работа
Зачет по курсу проводится в устной форме и предусматривает изложение одного вопроса из приведенного ниже списка по указанию преподавателя. Для подготовки к зачету следует пользоваться литературой из приведенного ниже списка, а также использовать материалы изученных в течение данного семестра экспозиций, в качестве примеров к общетеоретическому материалу. При сдаче экзамена студент должен продемонстрировать знания фактологического характера, владение профессиональной терминологией и умение анализировать визуальный и текстологический материалы.
Вопросы к зачету:
Принципы организации и специфика экспозиции художественного музея.
Принципы организации и специфика экспозиции исторического музея.
Принципы организации и специфика экспозиции историко-бытового музея.
Принципы организации и специфика экспозиции литературного музея.
Принципы организации и специфика экспозиции естественно-научного музея.
Принципы организации и специфика экспозиции технического музея.

7 семестр – курсовая работа

Самостоятельная работа студентов
Контрольная работа по курсу «Научное проектирование музейной экспозиции» выполняется студентами в 6 семестре в письменной форме и содержит анализ выбранной студентом временной музейной экспозиции по следующему плану:
1. Актуальность темы экспозиции и ее концептуальное содержание.
2. Принципы и методы построение экспозиции.
3. Архитектурно-художественное решение экспозиции (пространственная модель, цвет, свет, аудио-визуализация).
4. Информационное оформление экспозиции (Тексты, аннотации, экспликации, этикетаж).

Курсовая работа по курсу «Научное проектирование музейной экспозиции» выполняется в 7 семестре по теме, выбранной студентом самостоятельно. Содержание работы предполагает разработку научной концепции экспозиции. Структура работы, определена общими требованиями к оформлению курсовых работ. Курсовая работа должна содержать Введение, где автор анализирует актуальность выбранной темы, цель и задачи курсовой работы, формальные условия организации экспозиции (описание помещения, потенциальная аудитория, условия организации экспозиции); основную часть и заключение. Основная часть работы должна содержать, сформулированные студентом положения, отражающие:
1.Научную концепцию проектируемой экспозиции
2. Тематическую структуру экспозиции
3. Концептуальную модель экспозиционного пространства.
В заключении необходимо представить основные выводы по работе. Работа должна быть снабжена приложениями, содержащими изображения предметов, схем организации движения по экспозиции, предварительными эскизами организации экспозиционного пространства и т.д.
Объем работы не должен превышать 35 страниц, 14 кеглем через 1,5 интервала. Количество использованной литературы не регламентируется, но сноски на литературу и ресурсы сети Internet обязательны.

Учебно-методическое обеспечение курса
Учебники:
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. М. –М.,2005
Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы.-М.,2003
Основы музеевдения/ отв.ред.Шулепова Э.А./.-М.,2005

Основная литература:
Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции.// На пути к музею 21 века.- М., 1989
Арсентьев В.Р. Бамбара: от образа жизни к образам мира и произведениям искусства. Опыт этнографического музееведения. – СПб,: МАЭ РАН, 2000.
Белова Л.Н. Экспозиция: наука и искусство. // Музей и современность. Сб.науч.тр. ЦМР СССР, -М., 1986
Бенеш И Методы экспонирования. Museum. 1982, №138, с.30 - 36.
Богуслевская И.В. К проблеме реконструкции традиционно-бытовой культуры египтян. Музей – за горизонтами очевидного: традиционное искусство в контексте музея. Вып.1.- Спб., 1998
Генисаретский О.И. Сценарное и художественное проектирование музейных экспозиций// Культура и искусство в СССР. Изобразительное искусство. Обзорная информация. Вып.4. – М., Гос.библ.им. В.И.Ленина, 1987
Гнедовский М.Б. Проектирование экспозиции. Советский музей.- 1988. №1.
Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы// Музееведение. Музеи мира.- М., 1991
Гройс Б. О музее современного искусства//Художественный журнал. 1998, №23
Дюббе Ф. Экспозиция как инструмент знания и инструмент показа. Museum. 1995, №3
Закс А.Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев (1917 – 1936)// Труды НИИ Музееведения,- 1970, №22
Искусство музейной экспозиции. Современные тенденции архитектурно-художественных решений. Сб.науч.тр., №112, - М., 1982
Искусство музейной экспозиции. Труды НИИ Культуры. Т.45,- М., 1977
Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб.науч.тр. НИИ Культуры.- М.,1985
Кликс Р.Художественное проектирование экспозиций. -М., 1978
Кнаббе Г.С. Вещь как феномен культуры. Музеи мира., Музееведение: Тр.НИИ Культуры., -М., 1995
Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство – архитектура – дизайн. Тенденции формирования. -М., 2000
Мазный Н.В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев. Автореферат дис. Канд. Ист.наук. – М., 1997
Монпети Р. Понять значение пространства. Museum. 1995, №3, с.39 – 41
Музееведение. На пути к музею ХХ1ека: музейная экспозиция. – М., 1996, 368с.
Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: Сб.науч.тр. РИК.,- М.,1997
Николаева Н. Музейная экспозиция как художественная структура. // Искусство музейной экспозиции. / Тр.НИИКультуры., – М., 1977, Вып.45.
Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности., – М., 1989
Печена И.Б. К вопросу об оценке эффективности экспозиции. Музейное дело в СССР, М., 1990, №20, с.114 - 127
Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе традиционных методов построения экспозиции// Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.,- М., 1989
Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или Как делать музей - 2?/ Учебное пособие для студентов и аспирантов/ МКРФ РАН РИИК, - М,,2003
Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования.,- М., 2003
Розенблюм Е.А. Искусство экспозиции // Музейное дело в СССР. Сборник научных трудов ЦМР СССР М., 1983, с.23 - 28
Свецимский Е. Модернизация музейных экспозиции: методические рекомендации (пер.с польского)/НИИ культуры. – М., 1989
Сегал Д. Мир вещей и семиотика (субъективные заметки) // Декоративное искусство СССР., - 1968 №4
Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев., - М., 2002
Терминологические проблемы музееведения. Сб.науч.тр./ЦМР СССР. – М.,1986
Франк ден Аудстен. Экспозиция как театр. Museum. 1995. №3.
Шмидт Ф.И. Музейная экспозиция., -М., 1929
Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации ЦМР СССР. М., -1990



Дополнительная литература:
Асеев Ю.А., Калугина Т.П. Экспозиционные типы, некоторые проблемы истории и теории// Вопросы комплексного исследования художественных музеев. Сб.науч.Тр. Гос.Русский музей., - М., 1986. С.64 - 74
Байбурин А.К. семиотические аспекты функционирования вещей. Этнографическое изучение знаковых средств культуры.,- Л., 1989
Бернштейн Б.М. Пространственные искусства как феномен культуры//Искусство в системе культуры. – Л., 1987, С.135 - 141
Бодрияр Ж Система вещей. – М, 1999
Ванслова Е. Размышляя у музейной витрины //Культурно-просветительская работа. 1981, №12. С.18 - 20
Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий. Музей и современность. Сб.науч.тр.ЦЬР СССР, -М.,1985, с.127 – 133
Даниэль С. О музее и зрителе нашего времени // Новый мир искусства, - 1999, №1.
Зимина Т.А., Мадлевская Е.А. Выставка «Девичья красота и удаль молодецкая».//Живая старина. 2000, №3, с.55 – 57
Калугина Т.П. Истоки экспозиции художественного музея и его культурно-коммуникативная функция //Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб.науч.тр. НИИ Культуры, - М, 1989, с.68 - 83
Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. //Внутри мыслящих миров., - М., 1996
Мельтон А.В. Проблемы оргинизации экспозиции в художественных музеях //Информационный бил. Сов.ком.ИКОМ. – 1991, №1
Михайловская А.Н. Музейная экспозиция. – М., 1964
Мыльников В.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации.//Этнознаковые функции культуры. -М., 1998, с.7 – 36
Музейная эстетика и архитектура музеев., - М., 1972
Новоуспенский Н.Н. Эволюция экспозиции живописи в Русском музее со дня его основания до настоящего времени //современный художественный музей., -Л., 1980
Окладникова Е.А. Этнографический музей сегодня: в поисках перспектив приемлемого будущего. Музей за горизонтом очевидного: традиционное искусство в контексте музея. Вып.1., СПб., 1998, с.42 – 46
Сафразян Т.А. Музейный предмет как объект источниковедческого анализа. Актуальные проблемы советского музееведения., - М., 1987, с.36 – 37
Тарасов В.А. Искусство как «код» культуры //Искусство в системе культуры. – Л., 1987, с.92 - 98
Торал Х.К. Новые формы экспонирования. Инф.бюл. ХУ Генеральная конф. Междунар. Совета музеев /ИКОМ/. Нидерланды. Гаага, 26 авг. – 15 сент.1989. Экспрессинформ. 1990
Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский музей. - № 4. – М., 1989
Художественное проектирование и экологическое сознание //Искусство, 1986, №6, с.22
Юхневич М. к проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель. Вып.2 , М.,1976
Якобсон П.М. Психология художественного восприятия., -М.,1964
























Содержание
Организационно-методический раздел3
Тематический план курса .4
Программа курса ...6
Формы итогового контроля 11
Самостоятельная работа студентов ...12
Учебно-методическое обеспечение ...13

































































Подписано в печать 16.02.2010 Формат 60х90х16
Усл. печ. л. 1, 43 Тир. 50 Зак. 15
ФГОУВПО «Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств»
191186. Санкт-Петебург, Дворцовая наб., 2. тел. 312-93-48








13PAGE 15


13PAGE 141815




15

Приложенные файлы

  • doc 5945309
    Размер файла: 166 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий