Аннотация Гречанинов

Белорусская Государственная Академия Музыки






АННОТАЦИЯ
Финал из оперы «Добрыня Никитич»
музыка А.Т. Гречанинова








студентки I курса
Мисюры В. С.

класс доцента
Герасимович С. С.





Минск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИСТОРИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Эпоха..
Характеристика черт творчества...
Черты хорового письма

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
2.1 Содержание литературного текста...
2.2 Анализ структуры литературного текста....

3. ОРКЕСТР
3.1. Состав оркестра..
3.2. Роль оркестра
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

4.1 Анализ динамики, тембра, фактуры.
4.2 Анализ лада и тональности, размера.
4.3 Анализ формы, жанра
5. АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
6. АНАЛИЗ ДИРИЖЕРСКИХ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ
7. ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ.
6.1.Общий вокально-хоровой анализ
6.2.Хоровой ансамбль..
6.3. Хоровой строй
7. ПЛАН РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЫ
8. БИБЛИОГРАФИЯ..












1.ИСТОРИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Опера-былина Добрыня Никитич в 3 действиях 4 картинах, либретто А. Т. Гречанинова, посвящается жене В. И. Гречаниновой.
Финал оперы написан для оркестра, солистов ( в составе Насти – сопрано, Мамелфы – альт, Добрыни – высокий бас, Владимир – бас, Забавы - сопрано), полного смешанного хора (богатыри, их жены, пленницы и пленники, народ) в составе сопрано, альты, тенора, басы.

Действие в опере происходит: 1 д. в Киеве у Добрыни Никитича, 2д. во владениях Змея Горыныча, 3 д. в Киеве у Князя Владимира

Действующие лица:

Владимир, Красное Солнышко, князь Киевский....бас
Забава Путятична, его племянница..сопрано
Добрыня Никитич, богатырь.высокий бас
Настасья Микулична, жена егосопрано
Мамелфа Тимофеевна, мать его.альт
Алеша Попович, богатырь....тенор
Змей Горыныч (без слов)
Марина, чародейка, живет у Змеямеццо-сопрано
Придверник на пиру у князя Владимира.....тенор

Богатыри, их жены, пленницы, народ. Пленники и пленницы Змея Горыныча





1 Общая характеристика эпохи:
Конец 19-начало 20 века (до 1917) – не отделен от предыдущего периода каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М.А Балакирев, Ц.А.Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам 19в. и первому десятилетию 20в. Но уже ушли из жизни Мусорский и Бородин, а в 1893г. – Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели традиций: С.Танев, А.Глазунов, С.Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения и в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла. Дело П.И.Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Константинович Глазунов (1865-1936) – автор замечательной “Раймонды” (1897), “Барышни-крестьянки” (1898).
Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин” (1885). Сергей Иванович Танеев (1856-1915) сочиняет симфонии, фортепианые трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.
Среди молодого поколения музыкантов были композиторы нового типа. Они писали музыку по-новому, иногда даже резко. К ним относятся Скрябин, чья музыка покоряла своей силой одних, и пугала своей новизной других, и Стравинский, чьи балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекали внимание всей Европы. В годы 1-й мировой войны на русском горизонте восходит еще одна звезда С.Прокофьев.
Говоря о музыке конца 19-начала 20в., нельзя не сказать о музыкальном театре. Балетно-оперному искусству оказывалась государственная поддержка. Артистам балета покровительствовали самые знатные особы (Матильда Кмесинская и покровительство великих князей Романовых). Более того, оперно-балетное искусство стало визитной карточкой всего русского искусства в рамках “русских сезонов” в Париже Сергея Дягелева (1907-1913).
Московская Частная опера в своем репертуаре пропагандировала прежде всего произведения русских композиторов и сыграла важную роль в реалистическом раскрытии опер Мусоргского, в рождении новых произведений Римского-Корсакова. В ней пел Шаляпин, за ее пультом стоял Рахманинов, ее другом и творческой опорой был Римский-Корсаков. Здесь спектакль создавался сценическим ансамблем, в котором участвовали и композитор, и оркестр во главе с дирижером, и режисер-постановщик, и художники-декораторы – это были соучастники создания единого целого, чего не было в императорских театрах, там каждый работал в отдельности.
В последние годы 19в. намечается прогресс в работе императорских театров во главе с В.А.Теляковским, который привлек для работы в театрах лучшие силы современного искусства. К.Коровин становится главным художником Мариинского театра, Головин – Александрийского. В императорские театры приглашается Ф.И.Шаляпин. Теляковский привлек новых режесеров, среди которых был и Мейерхольд, балетмейстера М.М.Фокина и др.
Конкуренцию императорским театрам создавала Частная опера С.И.Зимина, которая возникла в Москве в 1904г. на основе остатков оперы Мамонтова после финансового краха ее руководителя. [2.]




Характеристика черт творчества:

Творческое наследие Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1957г.) – одна из интересных страниц русской музыкальной культуры. Народное в своей основе, оно связано с лучшими традициями отечественной музыкальной классики.
Важной вехой в творчестве Гречанинова была опера на русский былинный сюжет «Добрыня Никитич» (1901 г.). Ознакомившись с ее клавиром, Римский-Корсаков прислал автору приветственное письмо с такими словами: «Радуюсь на оперу Вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Премьера оперы с большим успехом состоялась в 1903 году в Большом театре. В роли Добрыни выступил Ф. И. Шаляпин.
Творческое наследие композитора велико. Его сочинения составляют более двухсот опусов, включающих более тысячи произведений самых различных жанров: 6 опер (в том числе «Женитьба» по Гоголю), 5 симфоний, симфонические поэмы и увертюры, камерные инструментальные ансамбли, сочинения для различных инструментов, более 100 романсов, вокальные ансамбли, хоры, Страстная Седмица, Всенощное бдение, кантата «Хвалите Бога», Демественная литургия св. Иоанна Златоуста, «Вселенская месса», светские кантаты «Памяти М. И. Глинки». «Самсон», обработки народных песен, театральная и духовная музыка.
Гречанинов выступал как последователь и продолжатель лучших традиций русской музыкальной классики. Наиболее ярко дарование композитора раскрылось в сфере вокальной музыки. Популярностью пользуются многие его романсы, привлекающие лирической напевностью, чутким преломлением народно-песенных элементов, поэтической пейзажностью.
Замечательные произведения Гречанинов оставил в области хоровой музыки, где он нередко использовал народные тексты и мелодии. Его хоровые произведения отличаются многообразием: миниатюры-пейзажи («В зареве огнистом», «На заре»,), хоровые картины («Над неприступной крутизной», «Осень»), хоровые романсы («Нас веселит ручей», авторское переложение «Колыбельной»), хоры в русском народном стиле («За реченькой яр хмель», вариации на народную тему «Лен», «Призыв весны», популярная обработка русской плясовой песни «Пойду ль я, выйду ль я»), многие духовные сочинения, а также более поздние хоровые произведения: «Памятник поэту», «После грозы», «Русский язык», «Эхо». Хоры Гречанинова, особенно ранние, отличаются мелодичностью, красивой гармонизацией, яркой образностью, умелым использованием хоровых красок, вокальным удобством. [1. c. 41]












2. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2.1 Содержание литературного текста

Либретто к опере Гречанинов писал сам, опираясь на сюжеты трех русских былин: «Добрыня и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Добрыня Никитич и Маринка». Выбирая самые интересные эпизоды, композитору удалось составить интересный сюжет, где ярко прослеживается любовный треугольник: Добрыня-Алеша-Настя, есть Змей-похититель и Киевский князь Владимир, есть волшебные предметы, например талисман, который мать Добрыни дает ему в дорогу, чтобы уберечь от лиха; присутствует колдовство (Марина околдовывает Добрыню) и в целом весь сюжет полусказочный.
В финале оперы по сюжету народ радостно приветствует и славит Добрыню, который освободил племянницу Забаву и пленных от Змея Горыныча.

1.Вступление
1 действие
2 песенка Насти
3. Сцена и сон Мамелфы
4. речитатив Насти и сцена с Добрыней
5. плач (трио)
6. рассказ Добрыни и прощание с матерью
7. женский хор « Не тужи, свет Настасьюшка» и ариетта Насти
8. прощание Добрыни с Настей и хор «Вот и он, легок на помине» (проводы)
9. речитатив, 1 песенка Алеши
10. 2 песенка Алеши
11. дуэт
12. заключительная сцена
2 действие 1 картина
13. вступление
14. хор пленных девушек «Уж как выше садов»
15. сцена. Марина и пленные девушки
16. сцена Алеши. Полет Змея и появление Добрыни
17. дуэт Алеши с Добрыней. Появление Марины. Заключительный хор
2 действие 2 картина
18. ария Марины и сцена колдовства
19. дуэт
20. танцы. Вступление
21. танцы с хором. «Уж редеет тьма ночная» Песенка Забавы и сцена Добрыни с Мариной
22. заключительный хор «То не зоренька поднимается»
3 действие
23. свадебный хор «Не разливайся, ты мой тихий Дунай»
24. речитатив и рассказ Алеши
25. речитатив и хор «Воин, воин, Воробей» с пляской
26. сцена появления Добрыни. Славление князя
27. песня Добрыни
28. сцена с кольцом
29. финал



2.2Строение литературного текста

Вернулся к нам Добрыня.
Услышал Бог молитвы.
Вот снова вместе мы.
Какое счастье! Радость!
Настал желанный час!

Слава витязю!
Слава храброму,
Свет Добрынюшке!
Настал желанный час,
Вернулся витязь наш.
Настал давно желанный час.
Вернулся к нам Добрыня свет.
День давно желанный наступил
Счастье, радость всем нам.
Возвратился к нам из плена
храбрый витязь наш
свет Добрынюшка!
Всех вернул он нам бедных узников,

Уж как слава солнцу на небе. Слава!
Слава на земли честным богатырям,
всем слава!
А Добрынюшке слава больше всех!
Слава ему и честь!
Хвала! Добрынюшке Никитичу слава больше всех!

Текст не рифмован, и подчиняется законам фразы.










3. ОРКЕСТР

3.1. Состав оркестра
Деревянные духовые:
3 Флейты
Флейта-пикколо
3 Гобоя
Альт-гобой
3 Кларнета
Бас-кларнет
3 Фагота
Контрафагот

Медные духовые:
4 Валторны
3 Трубы
3 Тромбона
Туба

Ударные:
Треугольник
Бубен
Барабан малый
Тарелки
Большой барабан
Там-там
Колокольчики
Колокол
Ксилофон
Литавры

Струнные:
2 арфы
Скрипки
Альты
Виолончели
Контрабасы








3.2. Роль оркестра

Роль оркестра чрезвычайно велика.
Финал открывается небольшим оркестровым вступлением с солистами, затем в новом темпе Allegro giocoso вступает хор с темой «Слава витязю» ( хор дублирует оркестр Tutti), затем контрабасы и фаготы вместе с партией басов проводят новую тему-фугато «час желанный..», им отвечают струнные легким отыгрышем, это повторяется дважды. Далее в оркестре звучит тема Славы, у хора в это время выдержанная тема «Настал желанный час», подключаются солисты с короткими репликами, далее тема Славы проводится у солистов и оркестра, затем теме-фугато у гобоя и тенора «День давно желанный наступил..» отвечает тема Славы у Tutti оркестра и хора, это повторяется дважды. Затем 2 темы звучат одновременно – тема-фугато у контрабасов и фаготов и тема Славы в увеличении у струнных, духовых и хора. Быстрый темп, синкопы, уплотнение оркестра, повышение тесситуры – все это приводит к 1 кульминации и 2 разделу.
2 раздел Meno mosso e molto maestoso, размер 3/2. на фоне тремоло духовых звучит новая тема у струнных и хора «Уж как слава», добавляются колокола. Далее хор дублируется с духовыми, а на их фоне тремоло струнных. В завершении раздела riterdando, добавляются медные духовые – трубы, валторны проводят свою восходящую тему, и все это резко обрывается.
3 раздел Allegro molto синкопированная тема у струнных в дублировке и солистов. Им отвечают медные духовые и хор, это проводится дважды. Затем тремоло струнных и колокола в оркестре и выдержанная тема у хора. Кода строится на восходящих пассажах у оркестра и колокольном звучании. В финале тема Славы в увеличении у хора-acappella , финальные аккорды на sf f, и последний аккорд на фермате у Tutti оркестра завершают оперу.
Таким образом, оркестр выполняет главную функцию и проводит темы в основном везде, но есть и эпизоды, где оркестр выполняет аккомпанирующую функцию (во вступлении 7-8 т., в заключительном эпизоде, на словах «Хвала Добрынюшке Никитичу»). Хор, в свою очередь, также несет одну из основных функций – слово.


















АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ


4.1Анализ динамики, фактуры

Используются такие динамические оттенки, как mf, f , ff, fff, sf. sff, crescendo, diminuendo.
Присутствует фермата над нотой (последний такт).
Первая кульминация на словах «Храбрый Витязь наш», финальная кульминация в конце номера. Весь номер выдержан в яркой динамике f-fff.

Фактура произведения смешанная: в основном гомофонно-гармоническая, но присутствует полифонический тип фактуры, выражающийся в одновременном звучании 2-х тем (на словах «Час желанный наступил»). Встречается совместное звучание оркестра, хора и солистов, но есть эпизоды оркестра и солистов, оркестра и хора, хора acappella.

4.2 Анализ лада и тональности, размера.
Весь номер выдержан в одной тональности D-dur.Интересно, что предыдущий номер написан в B-dur и заканчивается остановкой на доминанте к A-dur , а затем без подготовки звучит тоника D-dur.
В первом разделе размер 4/4, 2 раздел «Уж как слава» размер 3/2, заключительный раздел « А Добрыне слава больше» - вновь возвращается размер 4/4.

4.3 Анализ формы, жанра

Форму данной сцены можно определить как трехчастную со вступлением и кодой, где первая часть построена на материале двух тем - это 2 темы, проводящиеся поочередно у разных инструментов, хора и солистов, и варьирующиеся, а затем звучащие одновременно. 2 часть построена на новой теме. Она лирическая, в ней ощущается широта и раздолье Русской земли. 3 часть построена на новой упругой, а затем синкопированной теме, которую начинают солисты, затем подхватывает хор. В конце в коде полный апофеоз и общее ликование.


.
Схема структуры сцены:


Вступление 1 часть 2 часть 3 часть Кода

(8 т.) (28 т.) (17 т.) (26 т.) (7 т.)





АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


Особое внимание следует уделить всем унисонам. Для четкого и точного исполнения унисонов следует в репетиционном процессе останавливать хор на аккордах перед унисоном, делать цезуру, а затем прослушать унисон на фермате и исполнить фрагмент с остановками на всех унисонах и внимательно их прослушать, добиться чистого интонирования. Унисон также представляет собой определенную сложность в метроритмическом, тембровом, дикционно-орфоэпическом ансамблях

Чтобы ярче передать торжественный характер, следует не брать чересчур суетливый темп вначале, чтобы было куда ускорять и прийти к Allegro. Во втором разделе, наоборот, не следует затягивать темп, чтобы не утратить движение по фразам.
Чтобы ярче передать взволнованно-торжественный характер, следует более выпукло трактовать crescendo и diminuendo. Не следует пропускать sf , а наоборот досконально проработать отдельно с хором и оркестром все эпизоды.





























6. АНАЛИЗ ДИРИЖЕРСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ

Дирижерский жест должен быть четким, целеустремленным, а не безвольным, отвечающим характеру звуковедения. Все ауфтакты должны быть очень наполненными, дышащими и подготовленными заранее не за долю, а за пол такта, в некоторых случаях за целый такт. Более легкий жест должен быть в эпизоде с колокольчиками, но в тоже время это не должно быть безвольное порхание в плоскости. Следует ярко показывать вершину фразы, чтобы исполнителям было ясно видно, куда ее вести. Более насыщенный и объемный жест должен быть в проведении второй (фугатной) темы у контрабасов и фаготов. Необходимо выразительно показывать фразировку, начало и окончание фраз. Следует внимательно дослушивать окончания фраз, направление мелодии.
Важно, чтобы жест был наполнен шестнадцатыми, а не провисал впустую.
Величина и обьем жеста увеличивается в зависимости от динамики и инструментов, исполняющих эпизод. Использовались следующие виды ауфтактов: приготовленные, неприготовленные, простые, комбинированные.
Дирижер должен как бы опережать хор мысленно, тоесть «смотреть вперед» на несколько тактов.
Жест не должен быть размашистым, а наоборот должен быть четким, сконцентрированным. Синкопы так же требуют особого внимания – лучше сначала проработать их с оркестром, затем с хором, и только потом соединить.
























7.ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

7.1 Общий вокально-хоровой анализ
Сцена написана для полного четырехголосного смешанного хора в составе I, II сопрано, I, II альты, I, II тенора, баритоны, басы; солистов в составе сопрано, альт, высокий бас, бас и оркестра.


Общий диапазон хора:





Диапазон партии сопрано:


Диапазон партии альтов:


Диапазон партии теноров:


Диапазон партии басов:




В тесситурном отношении у хора особых сложностей нет – удобный диапазон на протяжении всего произведения. Исключение составляют эпизоды во второй и третьей частях «Уж как слава», «А Добрыне слава больше», где в партии сопрано эпизодически встречается «ля» 2 октавы.




7.2. Хоровой ансамбль
1) Метроритмический, темповый, агогический.
Следует контролировать соблюдение ритмического ансамбля. Дирижеру необходимо обратить внимание на такты с crescendo (1-8 т.), так как зачастую присутствует тенденция к ускорению. На границах между разделами следует уделить особое внимание ауфтактам. Начало фраз – следует давать особо четкие ауфтакты, чтобы хор вступал вместе в новый темп. При работе с хором для выработки единого метроритмического ансамбля следует применять упражнения с твердыми согласными, например: пропевать на «ку», «до», «ду», исполнять произведение с пульсацией (можно чередовать – один такт с внешней пульсацией, один такт – с внутренней).
При разучивании с хором произведение следует исполнять сначала molto ritmico и только после четкого закрепления можно применять некоторую метрическую свободу (агогику).
2) Динамический ансамбль
В зависимости от фактуры хорового произведения и тесситурных условий хоровых партий, присутствуют естественный и искусственный динамические ансамбли. В тактах с полифонической фактурой «Настал желанный час» следует внимательно прослушать (динамически выделить) тему в партии басов, затем теноров
Следует разнообразить нюансировку. Сцена изобилирует яркими динамическими нюансами - mf, f , ff, fff, sf. sff, поэтому в некоторых случаях следует прибирать хор. И вести по фразам, опираясь на поэтический текст. Так например во второй части лучше делать ударным слово «слава», которое приходится на разные такты.

3) Артикуляционный ансамбль
В целом следует добиваться предельного legato, особенно во второй части, чтобы передать образ родной Русской земли, широких просторов, бескрайних полей и лугов.
Артикуляционные цезуры: «Свет Добрынюшке» , «час желанный, » , «час вернулся» , «богатырям всем» , «всех больше» .

4) дикционно-орфоэпический ансамбль
Особых дикционных трудностей в произведении нет. Динамические и тесситурные условия особенно влияют на дикцию. Характер певческой дикции тесно связан с жанром произведения, его характером, образно-эмоциональным строем.

5) Тембровый ансамбль
В целом у хора должен быть насыщенный мягкий, полетный тембр чтобы хор не затерялся или не спрятался за оркестром. У партии басов и альтов – более густой, плотный. У партии сопрано - более легкий, полетный, серебристый, изящный, прозрачный.

7.3. Хоровой строй
1) Мелодический строй
В партии басов на протяжении пяти тактов («Настал давно желанный час») многократно повторяется нота «до», что так же требует внимания в интонационном отношении, т.к. есть вероятность появления тенденции к понижению в том случае, если партия поет на недостаточной опоре дыхания.

Особое внимание следует уделять интонированию больших и малых секунд, в сольных фрагментах партий басов и теноров «День давно желанный наступил» . В работе с хором следует применять упражнения на большие и малые секунды. Например от одного звука м. 2, б. 2, м. 3, б.3 или . Это способствует обостренному восприятию и интонированию этих интервалов.



2) Гармонический строй
В отношении строя в сцене нет гармонически сложных аккордов, а очень многие эпизоды дублируются оркестром, что помогает таким образом держать строй хору.

































8. ПЛАН РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЫ
Наиболее трудным в репетиционном процессе – это добиться нужного характера сочинения, раскрыть основную идею автора и передать нужное настроение. Выучить нотный текст и даже динамические нюансы и штрихи обычно не составляет особого труда, а вот сделать из набора нот музыкальное произведение и донести его до слушателя, как правило, является самой сложной задачей.

План репетиционной работы (с хором):


1.Знакомство с нотным текстом, пение на сольфеджио. Можно отдельно по партиям.
2. Пение на слоги «ю», «ку», «ду» и др. целиком всю сцену и по частям.
3. Добиться строгой ритмической организации – единого темпа и ритма. Строго выдерживать все длительности. Для этого нужно пульсировать более мелкими длительностями (восьмыми). Можно чередовать: один такт с пульсацией, другой - без.
4. Четко прослушать все темы. Для этого тему исполнять на слог, остальные хоровые партии закрытым ртом.
5.Контролироать чистоту интонирования. Прослушать все интонационно трудные аккорды. Проверить отдельно каждый голос и выявить трудные места.
6.Добавить текст. Контролировать четкое произношение, единую артикуляцию.
7. Добиться исполнения штрихов, динамики, цезур, доведения всех фраз до конца.
8.Добиться единства формы, что так же является одной из самых сложных задач.
9. Стилистически правильно передать настроение сцены. А так же воплотить в жизнь основные идеи и замыслы композитора.
10. Репетировать с оркестром. Добиваться единого ритмического, темпового, агогического ансамбля.












9.БИБЛИОГРАФИЯ

В.И. Гречанинова. Музыкальная жизнь А.Т. Гречанинова. Рукопись ГЦММК
http:// wikipedia.org/wiki. ru. //
3. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/ гл науч ред Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
4. http://slovari.yandex.ru
5. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.: ил.












13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 17061
    Размер файла: 166 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий