сейды — северные мегалиты

Сейды - северные мегалиты (контуры полярной мегалитической цивилизации) лапландские сейды - члены мегалитического "интернационала", включающего менгиры, дольмены, кромлехи. Глава 1. Что есть сейды? Глава 2. Сейды одиночные и комплексы, конструктивные и ландшафтные особенности, сопутствующие конструкции Глава 3. Принадлежность саамам - численность, культура, первые сведения. Глава 4. Истоки: откуда пошли сейды? Версия 1: Сходство с мегалитами мира, краткий обзор смежных мегалитов - лабиринтов и каменных кладок, распространение. Версия 2: Сейды - часть и наследие единой арктической культуры? Версия 3: Сейды - северу! Глава 5. Культ сейдов – подход рациональный. Глава 6. Магия сейдов – подход иррациональный. Глава 7. От простого к сложному и обратно? Возможная эволюция конструкций Глава 8. "Каменная экспансия" с севера? Сходство с более поздними памятниками Ленинградской области, Карелии и Исландии Глава 9. Подходы к датировке Глава 10. Сейды и гиперборейская теория Глава 11. Общие выводы 1. сейды - известные и изученные доисторические памятники русского Севера и Скандинавии. На фоне многочисленных публикаций по этнографии саамов, стоянках Кольского полуострова, лабиринтах и петроглифах, странно выглядит скудость материалов по камням, тесно связанным с верованиями лопарей-саами. Сейд представляет собой большой валун, поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой. В европейской части русского Севера насчитываются тысячи сейдов - ареал их распространения (от северных берегов Ладожского и Онежского озер до Баренцева моря) соответствует ареалу проживания саамов в исторически обозримое время. Сотни сейдов есть в центральной и северной Норвегии, есть они в горах Швеции и тайге Финляндии. Сейды традиционно трактуются как культовые камни саами, у которых те делали жертвоприношения, прося, например, у духов Аккуруви удачи в рыбной ловле, у духов Мец - успешной охоты и т. д. Считалось, что все дарованное сейду возвратится дарителю. Сейды, встречающиеся в Карелии и на Кольском полуострове, бывают размером от десятков см до шести м в диаметре, соответственно весом от десятков кг до десятков тонн(вес сейдов рассчитывается из плотности пород, в среднем 2,4 - 2,7 т/куб.метр). Располагаются как в таежной, так и тундровой зоне, поодиночке и целыми комплексами насчитывающими сотни штук. еще совсем недавно поставленные на опоры камни объясняли природным происхождением - перенесением и установкой камней ледником и даже вымыванием породы. Однако почему ледник в одном месте «сооружал» сотни сейдов, а в другом ни одного и почему в других горных местах планеты, также бывших под многометровым ледяным колпаком, нет ничего подобного? 2. Конструктивные и ландшафтные особенности сейдов таят в себе немало сюрпризов и интересных головоломок. Условно сейды можно разделить на несколько основных типов, отличающихся конструктивными особенностями: 1 - камень, с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку, 2 - камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков. 3 - камень, сверху которого установлен один или несколько камней («шапки»), 4 - камень на подставках, сверху которого установлено один или несколько камней, 5 - пирамидка из небольших камней на вершине валуна. 6 - камень, установленный на ребро, или узкой частью вниз. 7 – камень, просто поставленный вершиной вниз. Одиночно встречаются и совершенно уникальные конструкции – маленький камень на подставках, расположенный на большом камне на подставках, камень-сейд на двойных подставках-кладках, пирамидка из камней на вершине валуна, установленного на подставки, конструкция из нескольких камней, поставленных друг на друга, сейд на подставках над трещиной, сейды, установленные под углом до 45 на скалах. Комплексы сейдов являются крупными скоплениями культовых камней, расположенными на возвышенностях, «лысых горах», плоскогорьях (именуемых в Скандинавии «виддами») . Известны они как в Карелии, так и на территории Кольского полуострова - гора Воттоваара (несколько сотен сейдов), Кивакка (десятки), Нуорунен (десятки), о-ва Кузова (около полутора сотен), гора Двойная (несколько сотен), на полуострове Рыбачьем (десятки), окрестностях Териберки (десятки) и некоторых других местах. В Норвегии одним из таких мест является плато Финмарксвидда. Все объекты расположены в ныне малонаселенных и относительно труднодоступных местах. <...> Безлесые вершины, «лысые горы», часто становились сакральными точками многих народов Мира в том числе и саами, на разных языках Скандинавии у этих северных «лысых гор» свои названия – fjell, fjdll, tunturi. В русском языке последнее стало прообразом слова «тундра», «полярная степь». Обобщая признаки плато сейдов, можно выделить несколько основных пунктов: 1 - привязка к геологическим особенностям 2 – наличие верховых озер 3 – «средний» высотный диапазон 4 – «многовершинность» (либо пологое плато, учитывающее предыдущие признаки) 5 – наличие мощных останцев (либо многочисленные выходы скал) Можно выделить несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им «неустойчивого» положения сейдов: 1 – сейд ставился на одной опоре под углом до 30. 2 – опоры наклоняли сейд, установленный на склоне. В некоторых случаях создается впечатление, что опоры буквально «подталкивают» сейд к обрыву. 3 – сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45, упираясь опорами в скалу. 4 – сейд ставился острой вершиной вниз. 5 – совершенно уникальная «дольменная» постановка – сейд плита, в горизонтальном положении сверхустройчивая по определению ставилась на опоры, расположенные вершинами вниз. 6 – опоры сейда ставились неустойчиво, держась в заданном положении только за счет веса самого сейда. 7 – сейд располагался на опорах так, чтобы часть его «висела» вне опор. 8 – камни ставились «в распорку» – «домиком». 9 – сейд ставился «на попа», нечто вроде «менгира-на-шарнирах». <...> Возможно, каждый род ставил сейды по-своему, или в разные сезоны постановка была различной, <...>. Наличие в геологически активных точках неустойчивых камней явно было зачем-то нужно древним людям. <...> В некоторых местах Кольского полуострова сейды являются своеобразными маяками, указующими неведомую дорогу - если идти от сейда к сейду, то от каждого открывается вид на следующий. <...> В некоторых публикациях посвященных сейдам встречаются упоминания о двух типах камней - зооморфных, посвященных духам, которым молились перед охотой и антропоморфным, "духам предков". <...> У саамов существовали священные скальные образования , напоминающие контурами людей и также именуемые сейдами - скала Куйвы на Сейдозере, "Раткольский бог" - скала на острове Ратколье, в Онежском озере, скала Астувансалми в Финляндии. <...> Пока удалось выявить несколько простейших схем в их расположении - это прямые линии, круги, квадраты очень редко треугольники. Наиболее распространенными системами являются скопления камней , сконцентрированных вокруг сейдов – иногда это могут быть «квадраты», отмеченные камнями по углам и парой камней в центре , расположенных симметрично относительно сейда. Некоторые скопления образуют незамкнутые круги, причем иногда «круг» составляется не только из крупных камней, но и кладок мелких. <...>Кроме четко опознаваемых фигур чаще встречаются и совершенно неидентифицируемые выкладки – безсистемные, но явно рукотворные. <...> Вполне возможно, что вода была важнее «высотности» в выборе места для возведения сейдов. В саамской мифологии горы были олицетворением рая Сайваймо, верховые озера вероятно могли быть прообразами тех колодцев-источников всех земных вод, бывших при сотворении Мира. Сами священные озера именовались «сайва»(saivo или saiva) и считались воротами в мир духов Сайвамаа. Расположение сейдов возле озер прослеживается в финской части Лапландии – в округе Енонтекио известны сейды Накала (Nakkala seita) возле озера Наккалаярви, Кикасярви и Сомасярви камни в местности Касиварси, и в горной части Швеции (озеро Виксиярви - гора Мионювара). <...> "Архитектура" сейдов - условное обозначение некоторых идентичных форм и вариантов постановки северных мегалитов, встречающихся в различных удаленных друг от друга комплексах. <...> Сейды кубической формы есть на горе Сарисельянтунтури, островах Кузова... Сейды приближающиеся к шарообразной и овальной формам с группирующимися под центром одним-четырьмя камнями-подставками есть на полуострове Рыбачий. "Сейды-столы" известны в Швеции и северной Финляндии (финской части Лапландии). <...> 4. <...> Нищету и варварство северных племен «фенни» (финнов?) упоминали еще римские авторы, есть мнение , что именно фени – самое древнее название саами. Само слово "саами " схоже с "суоми " – самоназванием финнов. Лопью (Lapps, Lapins) саами назвали викинги раннего средневековья. Самые первые достоверные упоминания относятся к 9 веку и принадлежат норвежцу Халогаланди Оттару - по его описанию страна саамов terj'inns(Кольский полуостров) пустынна, селения малочисленны. Все последующие упоминания саамов вплоть до 20 века непременно упоминают бедность и малочисленность этого народа. В этом ряду стоят упоминания и Саксона Грамматика 12 в . (впервые упоминавшего лопарей как искусных лучников, лыжников и магов), автора книги "Лаппония" Иоганна Шеффера , жившего в 16 в . , даже в эстонском эпосе Калевипоэг упоминается "скудный берег лаппу". Карельская Калевала и эстонские сказания среди первых признаков северного народа особо подчеркивали магические способности саамских шаманов. Все свидетельства более дальних стран сводятся к бедности и малочисленности. <...> Саамские легенды упоминают, что сейды передвигались сами движимые некоей магической силой, эти верования были настолько распространены, что до сих пор Лапландию иногда именуют "страной летучего камня". <...> Подобное можно наблюдать и в западной Европе и на Кавказе где дольмены и карны зовут домами карликов или эльфов, а камни знаменитого Стоунхенджа также были перенесены волшебником Мерлином по воздуху. <...> Интересно, что не указывая на сооружение сейдов, традиционное саамское верование лэхте-верра упоминает о таком свойстве духов населяющих сейды, как неприятие шума. Духи, живущие в сейде, не выносили шума и могли покидать камень, не только "перелетая" в другое более спокойное место, но и материализуясь в человеческом облике. <...> небольшие одиночные сейды действительно располагаются по путям сезонных миграций саами и являются почитаемыми камнями того или иного рода, иногда они расположены у ручьев на видных уступах скал, вероятно являясь и своеобразными "маяками", либо , по мнению современных археологов , "родовыми святилищами , связанными с почитанием предков". <...> Более правдоподобно выглядит версия о святилищах , почитаемых многими родами (саамскими сиидами, siide) вокруг, которые общими усилиями могли создавать сотни сейдов . <...> Самые примитивные сейды встречаются как на Кольском полуострове, так и на южных границах ареала распространения культуры сейдов. Сведения о населении южных границ распространения сейдов в раннее средневековье позволяют говорить о том что эти края были обитаемы лопарями-саами. Таким образом , малочисленным лопарям, кочевым охотникам и рыболовам вполне можно приписать некую примитивную фазу сооружения сейдов, свойственную для региона северных берегов Ладожского и Онежского озер, а также Ведлозера. Следовательно , это была поздняя фаза эволюции сейдов, создание огромных комплексов из сейдов весом до 10 т явно предшествовало этому периоду угасания и профанации. Но здесь точно также можно предположить, что и фазе расцвета предшествовала некая архаичная форма сооружения простых сейдов. <...> жители индонезийского острова Суматра устанавливают на могилах мегалиты весом до 11 т , для его транспортировки требуются около 500 мужчин и деревянные сани, работы иногда растягивались на несколько лет. Эксперементы Т. Хейердала на острове Пасхи позволили установить, что при наличии мощных канатов 180 человек могут тянуть камни весом до 10 т, а общий расчет показывает необходимость 16 человек на тонну веса. Применительно к сейдам весом 5-25 т можно сделать вывод о необходимости дерева, прочных канатов и задействования от 80 до 400 человек. <...> Летом 2004 г . экспедицией , организованной А. Скляровым на гору Воттоваару , был проведен эксперемент, показавший реальность создания сейда «на ровном месте» весом примерно 300 кг силами двух-трех человек, при помощи бревна-рычага. Но практически это снимает вопрос только наполовину, так как большая часть сейдов намеренно располагалас как раз на местах , создающих дополнительные сложности при установке – на краях обрывов, вершинах скал, нагромождениях скальных обломков. <...> Несмотря на то что финно-угры являются самыми древними народами , заселившими европейский Север , в их преданиях упоминается народ предшественник – карлики , ушедшие в горы или в землю. В лапландских преданиях часто упоминается враждебная чудь . Куйва , запечатленный в скалах Сейдозера , был предводителем чуди , побежденным саамским шаманом-нойдой . C чудью (tjud), приходящей с гор, связаны предания в области Финмарк, в северной Норвегии. Куйва переводится как «северный ветер», что позволяет предположить трактовку этого предания как борьбу с враждебным северным населением либо северной стихией? Возможно, в этих легендах запечатлены отношения саами и автохтонного населения досаамской эпохи? В основном этот сюжет развит в мифах ненцев, где карлики-сиртя, аналоги европейских гномов именуются народом-предшественником. В саамской мифологии аналог сиртя – чакхли (чаклинги), но прямой связи чакхли с сейдами в преданиях нет. Зато есть упоминание о том, что чаклинги жили в кочках и трещинах в скалах. Существует и другая версия – сейды возводились досаамским народом , именуемым скольды (в настоящее время скольдами иногда называют часть саами), по этому предположению скольды являются истинными наследниками культуры северных мегалитов, но уже к 16 в . они почти все были уничтожены и в данный момент существуют в виде немногочисленной общины традиционалистов. Среди наречий саамского языка существует и скольдский диалект, именуемый еще колто-саамским. Скольды (сканд . "скъельды " (skjold) – потомки бога Одина из района Варангер-фьорда, сказители – скальды (хранители традиций?), западноевр . среднев . «скрелинги»?) вполне могли быть тем гипотетическим общим источником мифологий кельтов, скандинавов, северных финно-угров. Существует много косвенных фактов в пользу существования на севере древнего народа, элементы религии которого вошли в кельтскую, скандинавскую, саамскую мифологии. Существует предание , как скрелинги , обитавшие где-то в окрестностях Гренландии , использовали против викингов некое сверхъестественное оружие , заставившие грозных норманнов бежать от столь презренно упоминаемых сагами «дикарей». Обычно норманны именовали скрелингами индейцев и прочих поселенцев, отличных от самих норманнов и традиционно известных им народов - инуитов, лопарей и прочих. Возможно, американские мегалиты Арктики помогут осветить забытые в европейских преданиях нюансы. Так легенды канадских инуитов утверждают о том, что мегалиты возводили вовсе не их предки, а народ названный ими «тунитами», предания подчеркивают мирный нрав этого древнего народа, не смогшего противостоять заселению Канадского архипелага племенами инуитов (в некоторых преданиях упоминается, что они были «каблунаитами», «белыми людьми» - европейцами?) . То же можно сказать и об ушедших «в скалы», «под землю» ненецких сиртя. Похоже, почти все нынешние народы северных регионов знали о том, что до них эти земли были заселены другими племенами – туниты, сиртя, есть ли в этом ряду место для предшественников саами? В научной литературе для обозначения строителей лабиринтов и прочих северных мегалитов используется термин «протосаамы» и «культура Комса». <...> саамский язык среди финно-угорских народов обладает определенным отличием, который может быть объяснен именно заимствованием от некоего другого древнего народа либо даже переходом предков саами с неизвестного языка на финно-угорские или полной ассимиляции предками саами неизвестного народа. <...> саами и их предки населяли и территорию нынешней Архангельской области – но этот «протосаамский регион» почему-то лишен сейдов, или они просто там не выявлены. <...> В тоже время лабиринты, также соотносимые с прото-саамами , встречаются и в исконно мегалитических Швеции, британских островах, где предков финно-угров быть не могло. <...> 4. Версия 1. Сходство с мегалитами мира. <...> Рассмотрим подробно известные конструкции , аналогичные сейдам расположенные в других странах. <...> Самыми полными аналогами являются мегалиты Конь-камень на реке Красивая меча Тульской области России и сайлемский дольмен штата Нью Йорк в США . обе эти конструкции представляют собой валуны поставленные на небольшие камни-подставки. Конь-камень , кроме того , расположен на возвышенности. <...> Наиболее схожие с сейдами дольмены расположены в Канаде. Сам факт наличия дольменов в восточной Канаде, в окрестностях города Галифакс удивителен. Причем несмотря на то, что эти конструкции традиционно и именуют дольменами, но гораздо ближе они к сейдам. Сходство поразительно: в отличие от большинства европейских дольменов канадские дольмены представляют собой огромные глыбы , поставленные на маленькие камни, причем количество камней подставок идентично именно сейдам северной Европы - три штуки. На данный момент в юго-восточной канадской провинции Новая Шотландия известно три монумента , подобных сейдам: у озера Кидстон возле Галифакса, в Адмирал-парке и скала Садли-рок, названная в честь лесника-первооткрывателя. Канадские сейды ставились аналогично североевропейским - монумент Садли-рок стоит на скальном островке правильной формы, возможно искусственно обработанном, посреди болота на возвышенности, практически точно копируя один из сейдов Кольского полуострова, в Адмирал-парке и возле озера Кидстон мегалиты установлены на покатых скалах возле воды. <...> В Европе схожие с сейдами конструкции наблюдаются среди многочисленных дольменов Британских островов, но наиболее полные идентичные конструкции, как бы подтверждающие направление движения традиции мегалитостроения с юга на север находятся в Германии, Голландии, Дании, интересный объект в виде плиты , поставленной на небольшие камни подставки есть и на Украине. В России есть конструкции , напоминающие сейды , в Ленинградской области и южной Карелии – но это , вероятно , южная граница ареала культуры сейдов, либо поздние заимствования. Камень, напоминающий сейд есть и в Новгородской области, на Валдае – этот валун по нескольким признакам может быть сейдом, говорить о саамах тут нетактично, являлся ли этот объект мегалитом доисторических эпох либо раннесредневековым капищем пока неясно. <...> наличие затопленных мегалитических комплексов у побережья Бретани, возможно, позволяет отнести датировку мегалитов Европы в «допотопные» времена - ранее 10 тыс. до н.э., впрочем , убедительных данных о погружении на глубину 9 м кромлехов именно в тот период нет, так как даже более поздние античные города уходили под воду в исторически обозримое более позднее время . <...> * Ареал распространения сейдов, перекрывается ареалом распространения других северных мегалитов – лабиринтов. Между сейдами и лабиринтами существует несколько связующих звеньев, наводящих на мысль о взаимном пересечении их строителей. Очевидно, что в основе лабиринта лежит круг, и именно круги встречаются среди комплексов сейдов, в Норвегии, в местности Мортенснес существует уникальный мегалит, «переходный от круга к лабиринту» - менгир , окольцованный 13-ю каменными кругами. Более того предания именуют этот менгир «камень рыбьего жира», вероятно это намек на то, что этот менгир в качестве жертвоприношения мазали рыбьим жиром. <...> Лабиринты выложены из необработанных камней и также вписываются в пост-ледниковое время и более-менее точно датируются 3-2 тыс. до н.э. аналогов каменных лабиринтов в других культурах не существует, отсюда можно предположить, что их возведение возникло на севере, <...> возможно, сейды были первичнее, а лабиринты, привязанные к побережью северных морей, возникли уже как следующая ступень развития северного мегалитостроения. Версия 2. Сейды - часть и наследие единой арктической культуры? Полярный регион северного полушария представлен землями трех континентов - Европы, Азии и Америки. Сведений о каменных конструкциях полярной зоны Азии к сожалению нет, впрочем это не говорит о том, что их там нет, просто этот отдаленный регион малоисследован и вполне возможно в будущем будут сделаны интересные находки. А вот американские тундры практически усеяны каменными конструкциями. Общепринятое их название - инаксуиты, традиционно их относят культуре инуитов и датируют 2-1 тыс. до н.э. Инаксуиты бывают нескольких основных конструкций - антропоморфные фигуры (наиболее часто упоминаемый образ инаксуитов), каменные ворота, пирамидки и столбики из камней. Странным образом некоторые эти американские арктические конструкции, подобно европейским сейдам , напоминают более южные мегалиты. Но если сейды схожи с дольменами, то инаксуиты - с каменными воротами, визирами знаменитого Стоунхенджа. Разнообразие американских арктических мегалитов также широко - инаксуиты составляют целые комплексы в составе которых есть каменные круги, менгиры, фаллические камни, антропоморфные фигуры, конструкции подобные сейдам, каменные насыпи и даже выложенные валунами контуры лодок. Ареал их распространения , в первую очередь , - островная зона северной Канады, остров Баффинова земля и земля Элсмера и побережье Гудзонова залива, Гренландия и Аляска. Инаксуиты были многофункциональными сооружениями: почитаемыми каменными идолами, навигационными знаками, астрономическими визирами. Кроме того, они ставились в "местах силы", образуя в тундре целые взаимосвязанные системы, вероятно ритуального назначения. Причем в некоторых комплексах выявлено и астрономическое значение инаксуитов. Некоторые инаксуиты охватывают точками визирования большие территории, некоторые служат для указания направления и ориентации на какой-либо объект остров, гору и т.д. <...> Еще одним связующим звеном между Европой и Америкой являются гурии - навигационные башенки-пирамидки сложенные из камней. На русском Севере они соседствуют с сейдами, в Канаде – с инаксуитами. Кроме этого , гурии известны на Британских островах и Ньюфаундленде. Сложенные из плоских камней цилиндрические башенки-гурии известны и на горе Нинчурт в районе Сейдозера, в центре Кольского полуострова. На русском севере их происхождение приписывается не только поздним саамам, но и поморам, ставивших гурии на берегу океана. <...> Интересно, что некоторые гурии только снаружи являются выложенными камнями, внутри же имеющими забутовку из щебня. Предания инуитов не предполагают возведение башенок предками их народа, повествуя о том что «башни стояли всегда», т.е. были созданы задолго до появления инуитов. Высота гуриев обычно в пределах 1 , 5 - 3 м, на местности они часто указуют тропы и ставились для навигации. <...> Версия 3. Сейды - северу! <...> Одним из самых главных сейдов почитаемых саамами считается "летучий камень" упомянутый известным этнографом В.В. Чарнолусским, это огромный многотонный камень , неведомой силой поставленный на вершину трехметровой скалы. Стандартное объяснение - валун с таявшего ледника опустился на эту скалу и так там остался. Сами саамы объясняют происхождение «летучего камня» тем, что он прилетел из Скандинавии. <...> можно предположить, что существовали подобные "исходные точки" культа сейдов - аналогичные "летучему камню" пост-ледниковые образования. Количество таких объектов , естественно , ограничено процентом вероятности удачного «падения» камня с таящего ледника, - величиной малой, но все-таки отличной от нуля. В связи с расширением ареала обитания носителей этого культа возникала проблема "ритуального обслуживания на местах", т.к. исходные святыни остались далеко, - выход был найден в рукотворном создании сейдов. Косвенно эту версию подтверждает и то, что у саамов понятие "сейд " не исчерпывается камнем на ножках, сейдом может быть и скала, и остров, и дерево, также выделяющееся из окружающего фона, так, например в Финляндии считается сейдом урочище Суттесайя , расположенное возле священной саамской горы Айлегас – название этого места в переводе означает «незамерзающий поток», подчеркивая ландшафтную и природную особенность места. Также в северной Финляндии известны деревянные сейды, как необычно выросшие деревья, так и идолы. <...> 5. <...> Саамские предания "ловты", собранные В. Чарнолусским , повествуют о предках саамов, некогда окаменевших в тундре и ставших скалами "Праудедками". Вот что писал В. Чарнолусский о двух останцах этих скал - Старике и Старухе: "Казалось, эти люди куда-то шли, но преступили какой-то запрет и окаменели". Интересно то, что скалы, с которыми легенда связывает предков саамов располагаются недалеко от "летучего камня" Сейдпакх, того самого предположительного прообраза всех сейдов, это наводит на мысль о связи предков именно с этим святилищем. <...> Во многих местах Карелии и Мурманской области можно увидеть огромные трещины в скалах, следы древних землетрясений. Но вот на скалах рядом с сейдами трещины часто заполнялись камнями, либо камни ставились над ними или даже сами сейды ставились над трещиной. Практически не вызывает сомнений связь этого обычая с миром подземных духов Ябме-акко-абимо. Возможно, древние люди, размещая камни и насыпи из камней над трещинами, пытались таким образом умилостивить грозные подземные силы «страны матери смерти», способные разрушать скалы – сакральные места обители духов-помощников Сайво-олмако. <...> академик Б. А. Рыбаков утверждал тождественность сейдов с описанной в карельском эпосе Калевала чудесной мельницей сампо, приносящей счастье и принадлежащей хозяйке Похъелы, как карелы называли страну саами, колдунье Лоухи. В такой трактовке сейды были олицетворением сампо – мельницы, каменной зернотерки, а сюжет эпоса с похищением «мельницы счастья» карельскими героями у саамской колдуньи Лоухи и последующего затопления сампо в водах, может быть символическим описанием вытеснения карелами лопарей-саами и завершения для европейского севера «золотого века», возможно ассоциированного с эпохой северных мегалитов. <...> 6. Магия сейдов - подход иррациональный и технический. (Феномены плато сейдов) <...> Связь культа сейдов с лапландской магией настолько велика, что в преданиях описывались случаи когда шаман-нойда умирая, «превращался» в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. <...> лапландская магия, вероятно ввиду северного расположения, часто обращалась к управлению погодой. Лапландские шаманы при помощи магических узелков «наколдовывали» мореходам погоду и в средние века. Адам Бременский, хронист 11 в ., упоминал, что лапландские шаманы могли узнать, чем занимаются люди в отдаленных местах и силой заклинаний выбрасывать на берег китов. В сохранившихся до наших дней документах 17 в . описываются процессы над шаманами в области Финмарк (Норвегия), занимавшимися вредоносной магией «ганд»(gand). В этих процессах подробно рассказано о ритуале шаманов и инструметарии (бубнах, runebom). Но кроме бубнов и сейдов у древних шаманов были и другие могущественные приспособления - "чуэрвь-гарты". Данные «приборы» представляли собой выкладки из оленьих рогов и камней. Двигая рога , шаман мог управлять погодой, охотой и ловлей рыбы. <...> Дошедшая до наших времен саамская мифология является синтезом древнейших финно-угорских верований (миф о первопредке олене Мяндаше) и многочисленных заимствований, включая как балтские (балтский и общеиндоевропейский бог Перкунас-Перун стал у саами антиподом-демоном Перкулем, заимствование произошло , вероятно , в древние времена , когда саами жили южнее нынешнего ареала и были теснимы балтами), так и более поздние скандинавские и христианские. Максимально четко и кратко культ сейдов , бытовавший у саами в первой половине 20 в ., записал и сформулировал русский исследователь саамского шаманизма Николай Волков: «..Сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. Самое слово "сейд" этимологически увязывается с обозначением селения, может быть, рода – "спит". Обстоятельства окаменения – испуг от неожиданного окрика, гнев на родственников или единственный выход при преследовании врагов. Окаменение, как следствие волшебных чар более сильных колдунов, встречается реже в преданиях. Есть основания полагать, что распространение сейдов зависело от распространения охотничьих и рыболовных угодий. Есть упоминания, что с возникновением оленеводства благодетельное влияние сейдов распространено также и на стада прирученных оленей. Указываемые ныне сейды расположены вблизи рыболовных и охотничьих угодий саамов. Первоначально сейды были, несомненно, родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши. Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом поклонения и почитания. Прежде всего человек считается с интересами сейда. Сейд не только требует уважения к себе, но и соблюдения известных правил в районе своего влияния, в особенности же поблизости, на виду. Соблюдение тишины, безусловное воздержание от ругани и даже шуток – повсеместно распространенные правила. Сейд, кроме того, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями и даже смертью. …». <...> В некоторых саамских преданиях упоминалось не только почитание камней-сейдов и духов , живущих в них, но и наоборот, пренебрежительное отношение – при невыполнении просьб жертвоприношения могли быть взяты обратно. <...> По некоторым преданиям сейды, как воплощенные шаманы-нойды осуществляли связь мира живых с миром ушедших предков. Считалось также, что сейд живет до тех пор , пока его почитают люди, в противном случае сейд теряет магические свойства. <...> камни были еще и некими вратами между мирами. <...> священные камни, останцы скал и мегалиты, в мифологии других северных народов скандинавов, кельтов, инуитов(эскимосов) также несут функции «врат» в иной мир. <...> Само слово «сейд» также близко к ирландскому «сид», с тем же значением «святой» и названием раздела древнескандинавской магии «сейдр»(seidhr), что означало на древнеисландском речь, пение, заседание для общения с духами. Маловероятна случайность этих совпадений, скорее всего они указывают на некие общие корни традиций разных северных народов. <...> Учитывая особенности геологии Кольского полуострова , можно, например, объяснить целебные свойства некоторых мест сейдов выходом радона, слаборадиоактивного природного газа ; радоновые источники были известны своими целебными свойствами еще в 19 в . , задолго до объяснения самого эффекта. Но кроме этого еще совсем недавно страна саамов, славившаяся на всю Европу своими шаманами, была известна и распространением «шаманской болезни», «мерячения», выражавшейся в спонтанном впадении в транс, как отдельных индивидуумов, так и одновременно целых коллективов. <...> Те земные энергии, которые проявляются и усиливаются мегалитами, получили название «теллурических». Может быть, неустойчивые сейды выполняли подобные функции направляя эти энергии в нужное их строителям русло? Но что мы знаем сейчас о самих лей-линиях, кроме самого факта их существования и того, что древние люди учитывали их строя свои святилища? Биолокационные исследования , проведенные кандидатом медицинских наук С. Н . Зеленцовым у сейдов , расположенных в районе Сейдозера в Ловозерских тундрах , позволили выявить наличие так называемых ГАЗ - «геоактивных зон». Вокруг сейдов существуют зоны диаметром 2 , 5 - 3 м, в которых отклоняются биорамки <...> . Кроме биолокационных отклонений , один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу . <...> некоторые западноевропейские мегалиты менгиры и кромлехи при восходе солнца «звучат» в ультразвуковом диапазоне, возможно, что и полярные мегалиты возводились и «работали» с учетом подобных факторов. <...> Акустические свойства сейдов подтверждаются находкой летом 2004 г . в районе карельского города Кемь экспедицией "Петрозаводской Академии Меганауки", так называемого «поющего камня» – древнего сейда , установленного на вершине сопки так, что воздушные потоки проходя под камнем издавали звуки напоминающие пение. Причем камень так искусно сбалансирован, что может раскачиваться на вершине. В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний. <...> 7. Возможная эволюция конструкций. <...> Апогеем эволюции культуры северных мегалитов бесспорно можно считать комплексы сейдов – скопления сейдов-мегалитов, кругов, рядов и подобных однозначно рукотворных конструкций в местах которые можно и от природы охарактеризовать как «ландшафтные святилища». За пределами этого остаются одиночные сейды, рассеянные по тундре и приполярной тайге. <...> Если учесть, что причиной(одной из причин?) заката культуры полярных мегалитов было похолодание, то более южные одиночные сейды можно назвать позднейшими, возникшими в период миграции населения с севера, период когда в более южных лесных районах стали возникать каменные конструкции копирующие заполярные. <...> разговаривая о эволюции сейдов , нельзя не коснуться и темы северных лабиринтов, так как на островах Белого моря встречаются оба типа памятников. Вероятная вторичность лабиринтов относительно сейдов подтверждается не только наличием в материковой части Кольского полуострова каменных кругов – возможных примитивных прото-лабиринтов , выполненных по идентичной технологии, и не только логикой переселения людей от похолодания с материка на побережье. <...> 9. <...> Ареал распространения одиночных простейших сейдов заканчивается примерно на широте Ладожского и Онежского озер (хотя нечто сейдоподобное есть и на Валдае). Но сравнение других каменных конструкций позволяет выявить многочисленные пересечения. Так, например , квадратные очажные кладки известны в Карелии включая карельский перешеек, каменные курганы широко распространены по всему северо-западу включая Прибалтику, прямоугольные платформы южной части Кольского полуострова кладкой стенок аналогичны расположенным на острове Эссари в Финском заливе. <...> На островах Кемских шхер в Белом море располагаются ровесники лабиринтов мегалиты , условно именуемые «столы» . Столы представляют собой положенный в центре камень, плоской поверхностью вверх в окружении других камней (сидений). Подобные же «столы» и также на островах есть на Ладожском озере (остров Линасаари) и Финском заливе на острове Эссари. Причем на Эссари «стол» представляет собой внушительных размеров камень с плоским верхом в обрамлении крупных валунов, а рядом на берегу у деревни Большое Поле есть небольшой «стол», также положен плоский валун в неравномерном окружении «трех стоячих». Плоские камни встречаются на и средневековых холмах-могильниках, например в Лужском районе Ленинградской области у деревни Новоселье ; то , что камень имел некое ритуальное значение , подчеркивает умышленный забитый камнями раскол (разрушение языческих камней - характерный признак насаждения православия на северо-западе России в 16 в.). Плоский камень, с чашечными метками на поверхности, есть недалеко от знаменитой сопки Шум-горы, в Новгородской области и также расположен среди захоронений – курганов. Кроме каменных аналогий и летописных упоминаний лопи, намек на возможную культурно-религиозную экспансию с севера содержит и наличие вепсских колдунов, так же , как и у саами , именуемых нойдами. <...> Интересные конструкции известны в Исландии. Из истории известно, что первыми поселенцами острова гейзеров и вулканов были викинги раннего средневековья, до них остров посещали ирландские монахи. О более ранних возможных обитателях сведений никаких нет, но зато здесь есть сотни - если не тысячи - небольших каменных пирамидок или просто конструкции из камня поставленного на камень. 10. Опираясь на конструктивные особенности и историко-этнографические сведения можно попытаться определить и временной диапазон возведения сейдовых комплексов. Это однозначно послеледниковый период - то есть не древнее 10000 лет назад ; локально по местам можно сказать что после возведения сейдов в данной местности не было сильных землетрясений, как например на Воттовааре. Есть упоминания о том, что последнее сильное землетрясение там было около 8-9 тыс. лет назад, следовательно, сейды поставлены после. Временем возведения их не может быть и второе тысячелетие и даже скорее всего и первое от Р.Х., т.к. сохранились бы упоминания об этом в легендах и письменных источниках хотя бы соседних стран. Получается довольно большой промежуток примерно с 8 тыс. до н.э. до начала н.э. Вполне возможно что данные палеоклиматологии позволят вычленить в нем участок , наиболее благоприятствующий для возникновения цивилизации - для увеличения исленности населения, расширения его ареала : дело в том что малая населенность тундры не случайность - большое количество населения в условиях кочевого образа жизни, охоты и рыболовства, там просто не сможет обеспечить себя пропитанием - следовательно , для предполагаемого увеличения населения, необходимого для высвобождения ресурсов для создания комплексов сейдов необходим более мягкий климат. <...> известно , что примерно 6-4 тыс. до н.э. на территории нынешнего заполярья произошел качественный «технологический» скачок – появилась керамика и было освоено производство орудий из сланца, этим же временем датируются самые древние стоянки на Кольском полуострове, находящиеся по берегам рек впадающих в Белое и Баренцево моря, а также петроглифы. Петроглифы центральной части Кольского полуострова у поселка Чальмны-Варрэ имеют сходство с онежскими и даже чукотскими и выбивались вплоть до раннего металла, т.е. до начала н.э. (причем их характер явно соответствует жизни охотников). Тогда как комплексы сейдов , наоборот , являются локальной принадлежностью северной Европы, а не обще арктической традицией. Археологические данные позволяют предположить, что примерно в начале 1 тыс. до н.э. территория Кольского полуострова была подвержена влиянию народа иной этнической группы, пришедшей с востока, возможно с северного Урала. Последующие за неолитическим расцветом эпохи до настоящего времени во многом являются «темным пятном» истории. Вполне возможно, что мегалитическая культура Лапландии угасла именно в начале 1 тыс. до н.э. и долгие две тысячи лет влачила жалкое существование, застигнутое в 10-13 вв. первыми летописцами скандинавов и славян. Может быть , ухудшение климата могло стать толчком к эпохе «переселения народов» охватившей полярный регион, приведший в итоге к упадку культуры строителей мегалитов . Например , шведский исследователь Г. Хальстрем предполагал. что заселение северной Европы саами произошло примерно в середине 1 тысячелетия до н.э., после того как север обезлюдел после похолодания. <...> Если бы эти сооружения имели иные значения, необходимое для жизни в суровом климате (хозяйственные, ориентационные), то , весьма вероятно , их бы унаследовали карелы и русские. Но раз этого не произошло, можно с большой степенью вероятности говорить о принадлежности сейдов к древней религии жителей севера, неприемлемой для поздних поселенцев. Причем религии, как в случае с сейдами , дошедшей до нас в очень примитивной форме, явно несоответствующей размаху мегалитических комплексов, т.к. для подобных культов малочисленных кочевых родов более чем достаточно иметь по одному сейду в ключевых точках, а не устанавливать сотни штук весом в десятки тонн. <...> если принять то , что сейды конструктивно были заимствованы с более южных европейских дольменов (о чем говорит то , что дольмены крупнее сейдов, т.е. - что , наиболее вероятно , первичнее), можно, учитывая датировку дольменов в пределах 5-2 тыс. до н.э. , предположить, что традиция возведения сейдов-мегалитов с учетом заимствования(преемственности) могла существовать в 4-1 тыс. до н.э. На примерно эти сроки указывает еще один факт - сейды островов Кузовов конструктивно идентичны некоторым "материковым", следовательно, создавались в одну эпоху, когда уровень Белого моря был уже устоявшимся и близким к современному. <...> В проблеме датировки выделяется несколько аспектов 1 – палеоклиматический (следовательно, демографический) 2 – лихонометрический (по наросту лишайников) 3 - историко-мифологический(сравнительно-аналитический). На данном этапе промежуток существования культуры северных мегалитов можно попытаться определить по следующим признакам - геологически это время после 9 тыс. до н.э. - исторически, в сравнении с аналогичными памятниками других регионов и заселенности Севера: примерно 5-2 тыс. до н.э. ("нижняя" планка - архаичные дольмены Европы, "верхняя" - выкладки юга Карелии с учетом принятой хронологии, заимствования и возможного времени распространения). Учитывая возможность того, что сейды предшествовали лабиринтам получается эпоха ранее 3 тыс. до н.э., возможно 5-4 тыс. до н.э. - климатически наиболее благоприятный период для жизни строителей сейдов - примерно 7-5 тыс. до н.э., именно это период отмечен наиболее теплым климатом, кроме того именно на это время приходится расцвет "арктического палеолита" , оставившего следы в виде стоянок древних охотников, петроглифов, керамики . Есть данные , указывающие на сильные колебания климата в пост-ледниковое время , когда ледовый покров Арктики смешался на 10-12 градусов, т.е. мог отстоять от нынешнего уровня примерно на тысячу км (максимально) севернее, а сама площадь ледового покрова изменялась почти в шесть раз. 11. см. файл "Гиперборея" Общие предварительные выводы: 1 - почитание сейдов саами является архаическим отголоском более древней веры основанной на непонятной, но достаточно обширной системе знаний. 2 - комплексы сейдов не могли быть построены саами , находящимися на той стадии развития и численности, которая известна от раннего средневековья до 20 в. Логично сделать два предположения - либо раньше этот народ был более организован и многочислен, либо данные памятники сделаны другим неизвестным народом, обладавшим указанными качествами, отголоски веры которого саами унаследовали и сохранили вплоть до 20 века. 3 - на основании сопоставления климатических, сравнительно-исторических и геологических данных , наиболее вероятным временем существования культуры сейдов можно считать обширный промежуток 7-3 тыс. до н.э., в дальнейшем при уточнении датировки наибольшую помощь смогут оказать методы реконструкции климатических изменений в указанный промежуток времени, а также датировка по эпилитным лишайникам и выявление новых комплексов мегалитов (сейдов) сложной конфигурации. 4 - культуру , возводившую комплексы сейдов можно характеризовать как мегалитическую , по следующим признакам - умение перемещать и устанавливать крупногабаритные и тяжелые валуны. - многоплановое сходство сейдов с мегалитами Европы, северной Америки, восточной Азии . - Особым отличительным признаком можно признать умение работать с камнями, знание геологических особенностей Земли, наличие явных инженерных и эстетических представлений, при крайне малом количестве случаев обработки камня. 5 - культуру строителей сейдов можно считать автохтонной, можно и заимствованной, но в любом случае окончательно сформировавшейся на Кольском полуострове, а её идеологию(- религию? мифологию? миропредставление?) впоследствии оказавшей влияние на верования окрестных народов финно-угорской группы. В качестве рабочей гипотезы вполне приемлемо принять предположение о существовании в Арктике в доисторические времена некоей мегалитической цивилизации (не делая глобальных выводов - просто цивилизации , оставившей нам комплексы каменных сооружений непонятного назначения), возможно единой для всего полярного региона и характеризующейся наличием мегалитических памятников, их комплексов вкупе с разнообразными конструкциями и непонятных нам свойств и назначений. Остатки научных знаний этой гипотетической цивилизации, частично унаследованные саами, стали основой знаменитой "лапландской магии". Исчезновение же данной предполагаемой цивилизации вероятно связано с ухудшением климата, примерно 3 тысячи лет назад.

Приложенные файлы

  • rtf 1342527
    Размер файла: 166 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий