Святочные рассказы Н.С. Лескова: развитие литер..

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Кемеровский государственный университет»
кафедра русской литературы и филологии






Курсовая работа
Святочные рассказы Н.С. Лескова: развитие литературной
традиции и жанровое своеобразие




Выполнила студентка 3 курса факультета
филологии и журналистики Арещенко Н.В.

Научный руководитель – доцент к.ф.н. О.В. Пичугина

Оценка:





Кемерово 2011
Содержание
Введение.3
Основная часть.5
«Святочный рассказ» как жанр...5
Поэтика рассказа Лескова «Жемчужное ожерелье»10
Литературная традиция и жанровое своеобразие
в рассказе «Жемчужное ожерелье»...18
Заключение...22
Список литературы.24




















Введение
Произведения в жанре святочного рассказа создаются в русской и мировой литературе на протяжении трех веков. В течение этого времени жанр неоднократно переживал периоды упадка и возрождения. Каждый новый виток в разработке «святочной» темы – это не только литературное копирование хорошо знакомых сюжетов, мотивов и образов. Писатель, обращающийся к жанру «святочного рассказа», всегда привносит нечто свое в разрабатываемую тему.
К жанру «святочного рассказа» обращались Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Н.С. Лесков и т.д. У Н. Лескова в святочный цикл объединены 25 рассказов. В рамках данной работы мы обратимся к анализу одного из святочных рассказов Лескова, чтобы проследить развитие литературной традиции и выявить жанровое своеобразие изучаемого текста.
Проблема жанрового своеобразия святочного рассказа, в том числе и в творчестве Лескова, исследуется в ряде научных работ. Интерес к жанровой природе творчества писателя в значительной степени проявился в исследованиях И.П. Видуэцкой и И.В. Столяровой. Они отмечали оригинальность Лескова в подходе к традиционным жанрам и свойственную ему тенденцию к разработке новых жанровых форм. Рассмотрению вопроса о каноне святочного рассказа в произведениях Лескова посвящена работа Е. Душечкиной «Русский святочный рассказ». В сопоставлении с другими циклами святочные рассказы Лескова рассматривают Н.Н. Старыгина, П.Г. Жирунов. А.А. Кретовой выявлены источники религиозно-этических исканий Лескова как автора святочных рассказов, произведения писателя прочитаны в контексте святоотеческой литературы.
Все исследователи творчества Лескова доказывают оригинальность авторского подхода к жанру святочного рассказа, выявляют следование традиции, а также связывают разработку жанра с фундаментальными принципами творчества писателя. Но, несмотря на большое количество работ, вопрос о месте жанра святочного рассказа в контексте творчества Лескова, на наш взгляд, пока остается открытым.
Итак, развитие литературной традиции и жанровое своеобразие святочных рассказов в творчестве Н. Лескова – тема изучаемая. Мы в данной работе попытаемся обобщить наблюдения исследователей о святочном рассказе и проиллюстрировать выводы на примере одного из рассказов.
Актуальность исследования определила цель работы. Целью работы является определение места «святочного рассказа» в творческом наследии Н.С. Лескова.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать определение «святочному рассказу» как жанру;
2. указать основные черты «святочного рассказа» как жанра мировой литературы;
3. выявить традиционные черты «святочного рассказа» в произведении Н. Лескова «Жемчужное ожерелье»;
4. определить жанровое своеобразие рассказов Н. Лескова на примере произведения «Жемчужное ожерелье»;
5. произвести целостный литературоведческий анализ рассказа «Жемчужное ожерелье»;
6. определить место «святочного рассказа» как жанра в творчестве Н. Лескова.
Решение обозначенных выше задач возможно посредством следующих методов исследования: анализ научной и критической литературы с целью установления общих черт при создании «святочного рассказа»; целостный литературоведческий анализ рассказа «Жемчужное ожерелье»; соотнесение анализируемого рассказа с литературной традицией в области создания «святочного рассказа».
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: «святочный рассказ» как жанр; поэтика рассказа Лескова «Жемчужное ожерелье»; литературные традиции и жанровое своеобразие рассказа «Жемчужное ожерелье».

Основная часть
1. «Святочный рассказ» как жанр
Под жанром в настоящем исследовании понимается содержательная художественная форма, исторически сложившаяся система способов организации произведения. Здесь имеется в виду «известная типовая общность художественной структуры группы произведений». Общей содержательной основой самых разнообразных по идейной направленности произведений одного жанра является то, что «они рассматривают действительность в свете одной и той же формулы мира, акцентируя внимание на одних и тех же принципиальных отношениях между человеком и жизнью».
Традиция рождественского рассказа, как и всей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования - карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перенесена трехуровневая организация пространства (ад - земля - рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего все три ступени мироздания.
Собственно на русской почве рождественский рассказ, а точнее святочный, своими корнями восходит к русскому фольклорному жанру былички, короткого сказочного рассказа якобы имевшего место быть.
Прежде чем сформулировать то определение жанра святочного рассказа, которым мы будем пользоваться в рамках данной работы, обратимся к терминологии, предлагаемой исследователями в этой области. В Толковом словаре русского языка «святочный рассказ» - это произведение с сюжетом, относящимся к празднику Рождества. Журнал «Православная беседа» предлагает следующее толкование термина: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье».
Святочный рассказ становится объектом теоретического осмысления и для Н. Лескова. Мысли Лескова зафиксированы в статьях и письмах писателя, а также в тексах многих художественных произведений. В письме к И.С. Аксакову от 9 декабря 1881 г. Лесков указывает, что создал «рассказец рядового святочного содержания».
Рассказ Лескова «Штопальщик» начинается так: «Преглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице, имеющее совсем святочный характер». О жанровом каноне идет речь в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба»: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец». Фабулу рассказа «Уха без рыбы» Лесков в нескольких словах определяет как «простое дело на святочный узор, с добродетельством».
По мысли Лескова, святочный рассказ - «это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе». Поэтому от писателя требуется показать «такое событие из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа». Н. Лесков указывал и на такую особенность жанра, как инертность формы: «Форма рождественского рассказа сильно поизносилась Я совсем не могу больше писать этой формой». Как следует уже из этих кратких высказываний, писатель имел вполне определенное представление о том, в какую форму требуется облечь материал, выделял формальную и содержательную сторону святочного рассказа. Таким образом, Н. Лесков понимал под святочным рассказом жанровую форму.
На наш взгляд, наиболее емкое определение святочному рассказу дано самим Н. Лесковым. В рассказе «Жемчужное ожерелье» есть указание на то, что «от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещения, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело». В данном определении наиболее емко и полно представлены все основные жанровые черты святочного рассказа. В рамках данной работы мы будем ориентироваться на него.
Святочный рассказ, несмотря на многочисленность текстов, принадлежащих разным эпохам и писателям, всегда легко узнаваем. По мнению ряда исследователей, литературные святочные рассказы имеют устойчивый комплекс стилистических, сюжетных и тематических элементов. Укажем характерные отличительные особенности жанра «святочного рассказа», ориентируясь на работу Е. Душечкиной «Русский святочный рассказ».
Одна из жанровых особенностей святочного рассказа, отмечаемая практически всеми исследователями, - это приуроченность к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещения. Итак, художественное время святочных рассказов календарно обусловлено. Взаимосвязь с культурным обиходом праздника, его идейной проблематикой легко выявляется.
Произведение, написанное в жанре святочного рассказа, имеет определенный набор сюжетных ходов. К основным разновидностям текстов со святочным сюжетом можно отнести следующие. Во-первых, это пространный рассказ с этнографическими вставками, в которых святки изображались как уходящая форма идеальной жизни. Во-вторых, это светская повесть с маскарадной интригой. В-третьих, это фантастическая повесть.
Во многих сюжетах особенно значительным оказывается элемент утверждения христианской добродетели, события трактуются в возвышенном тоне, потому что рождественские праздники были днями милосердия, примирения и всеобщей любви.
В святочных рассказах широко представлены не только христианские, но и фольклорные сюжеты, построенные на мифологических представлениях. Такие рассказы занимают промежуточное положение между устной и письменной традицией. Установка на истинность происшествия и реальность действующих лиц – характерная черта таких историй.
Еще одной особенностью святочного рассказа является его фантастичность. Сразу отметим, что сверхъестественные коллизии русскому литературному святочному рассказу не свойственны. Святочный рассказ фантастичен - в его основе происшествие, чудо. Но то, что герои принимают за сверхъестественное, фантастичное, затем объясняется как вполне реальное. Чаще всего причудливое или загадочное проистекало из свойств русского духа и тех общественных явлений, в которых для многих заключается значительная доля страшного и удивительного. Сама русская жизнь, ее уклад предопределяли появление разного рода метаморфоз в рождественскую ночь.
Чудо в романтизме содержит элементы фантастического, оно ирреально. В реализме чудом является внутреннее преображение личности. Именно это мы и наблюдаем во многих произведениях, относимых к жанру святочного рассказа, начиная с конца XIX века.
Внимание, прежде всего, к внутреннему миру героев, что является характерной особенностью святочного рассказа, обуславливает и конфликт произведения. Он строится не на столкновении человека со злым потусторонним миром, а на «сдвиге в сознании», который является следствием сомнений по поводу реальности потустороннего мира. В результате проблематика святочного рассказа – это круг жизненных вопросов. Главное для автора, а вслед за ним и для читателя – выяснить роль случая в жизни человека.
Особым является и «авторское задание» в святочном рассказе – привести читателя к мысли о должном и недолжном бытии. Точка зрения автора невыразима никем из героев, даже рассказчиком. Последний является обязательным в святочном рассказе – повествование ведется от лица взрослого человека, вспоминающего историю из прошлого. Это легко определимо из беседы, которая часто служит обрамлением основного сюжета.
Композиция святочного рассказа имеет некоторые отличительные особенности. Предваряет святочное событие пространная экспозиция. Большинство святочных рассказов начинается с описания несчастий героя, дисгармонии, неполноты жизни. Но чудо входит в частную жизнь людей. По счастливой случайности все разрешается наилучшим образом. Финал святочного рассказа хороший – в итоге неполнота разрешается в полноту. Это соответствует религиозным представлениям о том, что с приходом в мир Богочеловека чудо входит в жизнь каждого.
Итак, святочный рассказ можно распознать по следующим признакам: хронологическая приуроченность, наличие «элемента чудесного», наличие рассказчика, особая авторская позиция. При всей неоднородности жанра святочного рассказа неизменным остается одно – особое рождественское мировосприятие: мечты о доброй и радостной жизни, щедрых и бескорыстных душах, милосердном отношении друг к другу, победе добра над злом.

2. Поэтика рассказа Лескова «Жемчужное ожерелье»
Рассмотрим рассказ Лескова «Жемчужное ожерелье» с точки зрения наличия в нем системы эстетических средств и способа их организации.
Фабульное событие рассказа – женитьба героя. В желании обзавестись семьей нет ничего необычного. С позиции православного учения брак - это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Божию для супружеского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Так создается семья – малая Церковь.
Именно к этому и стремится «новоиспеченный» жених. Он ищет в браке избавления от «невыносимой скуки одиночества», «постылости холостой жизни». Семейная жизнь для него – это «свой очаг», «сидение вечерами с дорогой женой у своей лампы».
Но некоторые факты несколько выходят за рамки обычных представлений о знакомстве и сватовстве. Во-первых, герой приехал и приступил к близким с просьбой женить его, «точно его какая муха укусила». Для всех просьба была неожиданностью.
Столь же внезапно находится и невеста. В тот же день за чаем герой знакомится с девушкой, которую готов назвать женой.
Стремительности развития событий противится здравый смысл. Невозможно за несколько часов узнать друг друга, так легко совершить непоправимую ошибку, - утверждает рассказчик. Ему возражает жена, которая верит в любовь с первого взгляда. По мнению святых отцов, истинная причина удачного стечения обстоятельств кроется в душе человеческой, в ее свободном и промыслительном стремлении к духовному совершенствованию.
Есть и еще одно обстоятельство, являющееся, по мнению рассказчика, существенной помехой для составления счастья молодых – отец невесты «богатый сквалыжник». Тут речь заходит о материальном благосостоянии, которое действительно может стать пунктом преткновения, но только для людей меркантильных.
Кульминацией рассказа становится подарок отца дочери перед замужеством. В дар преподнесено жемчужное ожерелье. Значимы и слова, произнесенные в этот момент дарителем: «Вот тебе, доченька, штучка с наговором: ее никогда ни тля не истлит, ни вор не украдет, а если и украдет, то не обрадуется. Это – вечное». Уже на следующий день даритель признается в том, что преподнес в дар фальшивый жемчуг.
Николай Иванович стремится проверить духовные ценности жениха. Он воплощение искушающего начала. Испытание выдержано – испытуемый беспокоится только о душевном состоянии своей жены: « сердце не заезжий двор: в нем тесно не бывает. К отцу одна любовь, а к мужу – другая муж, который желает быть счастлив, обязан заботиться, чтобы он мог уважать свою жену, а для этого он должен беречь ее любовь и почтение к родителям». А когда ему предлагают деньги, он отказывается из чувства равенства и справедливости. Так явлена забота о ближнем. Жених может считаться добродетельным человеком.
Но жемчуг становится символом испытания не только для жениха, но и для дарителя. Подлог обнаруживается, потому что человека с простой истинной душой надуть невозможно. Душа Николая Ивановича не стерпела своего же обмана. Совесть – голос Божий в человеке - заговорила и в нем. А неслыханная щедрость – результат действия благодати, внезапно озарившей душу «сквалыжника».
В рассказе можно выделить несколько сюжетных линий, главной среди которых является ситуация испытания и противостояние ему. Об удачной женитьбе рассказывается по-случаю. В ходе литературоведческого спора о современности и оригинальности святочного рассказа высказываются разные точки зрения, в том числе и в защиту многими любимого жанра. Рассказчик утверждает, что святочный рассказ, несмотря на жесткость рамок, может «видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время, и нравы». Здесь подчеркивается реалистическая традиция создания святочного рассказа. А рассказ о замужестве становится иллюстрацией к тезисам, высказанным в споре.
После экспозиции, в которой дается характеристика жанру, следует собственно рассказ. Узловыми звеньями в сюжете являются завязка – заявление о желании жениться, кульминация – дарение жемчуга и развязка – преподнесение банковских билетов отцом замужним дочерям. Коллизия – противоречия во взаимоотношениях людей с разными взглядами на мир, а также собственное внутреннее движение в сторону зла или добра в момент испытания – проявляются уже в начале рассказа. В движении от завязки к развязке восхождение, обретение добродетелей.
Собственно структура рассказа следующая: анализируемое произведение состоит из 5 глав. В первой главе фиксируется «литературный спор» о жанровом своеобразии «святочного рассказа». Вторая и третья главы, начало святочного рассказа, имеют своим основным содержанием сватовство и спор о «любви с первого взгляда». Четвертая глава – «подношение даров и принесение поздравлений». В этой главе спор достигает своей высшей точки, кульминации. В пятой главе раскрыта тайна фальшивого жемчуга и истинно добрых и заботливых сердец. Тут же преподносятся иные подарки - истинные: «просвирка», символизирующая собой духовное начало, и «банковские билеты» - материальное. Таким образом, в каждой главе получают свое развитие два смысловых уровня: бытовой (спор о любви с первого взгляда) и сакральный (движения человеческой души).
Все узловые моменты повествования хронологически обусловлены. Герой приезжает к брату на святки с тверды намерением жениться. Действия во 2 и 3 главе происходят до Рождественского сочельника, то есть вопрос о бракосочетании решается накануне праздника. 4 глава - 12 святочных дней от Рождества и до Крещения. На Рождество и Новый год все герои собираются у Николая Ивановича. Вышеназванные праздники считаются семейными – по-семейному вместе они и встречаются.
Художественное время в пятой главе выходит за временные рамки святок. Письмо с признанием о фальшивом жемчуге прочитано после Крещения. В это же время состоялся разговор с тестем и родственниками.
Отметим, что тесть появляется у молодоженов в неурочное время – его появление было неожиданностью. Сам Николай Иванович объясняет свой приход следующим образом: «Ну что за счеты! Мы свои. Я был у обедни, - помолился за вас и вот просвиру привез». Упоминание о церковном богослужении - обедни, литургии – имеет глубоко символичный смысл, особенно если учесть, что именно вслед за этим тесть вспоминает о своем письме-исповеди.
Итак, всего одна глава относится ко времени собственно святок. Сразу укажем, что святки всегда были временем особенно напряженным в матримониальном отношении: святочные игрища являлись местом знакомства, выбора невесты, гадания о суженном. Таким образом, стремление героя найти невесту именно на святки вполне объяснимо с точки зрения древних верований о замужестве и семейном благополучии. Но вопрос о замужестве решается ранее. Тем самым, на наш взгляд, отголоски языческих верований опровергаются и утверждаются религиозные представления об обрядовости.
Теперь обратимся к православной традиции святок. Началом святой недели является День Рождества Иисуса Христа. Момент воплощения Бога имеет сакральный смысл. В мир пришел Тот, Кто, будучи безгрешным, готов отдать себя во искупление грехов людских. Великое благодеяние совершается из любви к роду человеческому, к венцу Божия Творения. В момент Крещения Иисусом Христом явлено глубочайшее смирение, которое он сохранит до крестной смерти. Кроме того, Христос, войдя в воды Иордана, освящает их – с этого момента для христиан они становятся символом очищения, вместилищем благодати.
Каждый человек в своей жизни проходит несколько этапов, начальным среди которых является рождение. Вторым рождением принято считать крещение, а третьим - вступление в брак. Обвенчавшись, два человека становятся единым целым, и основывается этот союз на любви. С этого момента они должны оберегать друг друга. Господь исцеляет женщину послушанием мужу, а мужчину – его заботой о жене. Поведение героев рассказа – молодоженов – вполне соответствует православным представлениям о супружеском домоукладе. Так обретается благополучие.
Система персонажей в рассказе может быть рассмотрена с фольклорной и религиозной позиций. Обратимся к фольклорной традиции. Среди героев рассказа есть испытуемый (жених), антагонист (Николай Иванович), помощник (сваха – жена рассказчика). Но в какой-то момент испытуемым становится и сам антагонист. Даже рассказчик и его жена испытываются.
Верующий человек тоже испытывается, искушается. Иными в этом случае являются причины и цели. Не поддавшиеся на искушение обретают благодать. Все герои рассказа испытываются истинными чувствами, любовью. И те, кто остались верны заповедям Христа, награждаются дарами, главным среди которых является дар умиротворения с самим собой и близкими.
Главным героем, на первый взгляд, является инициатор «свадебного переполоха». Но живостью душевных движений в сторону добра в финале рассказа приковывает внимание Николай Иванович.
Исходя из всего выше сказано, можно указать несколько мотивов, «участвующих в создании фабулы»: мотив спора, любви, встречи и чуда. Попытаемся доказать, что вышеуказанные мотивы значимы в развитии сюжета.
Итак, укажем все эпизоды, где мотив спора является основополагающим. С литературного спора о жанре святочного рассказа начинается повествование. В спор, предметом которого становится проблема зарождения и развития человеческих чувств, вступают супруги. Некоторое подобие спора имеет попытка убедить в неуместности спешки при поиске жены. О неуместности некоторых подарков спорит Николай Иванович со своими гостями. Но самый главный спор скрыт от глаз читателя – он происходит в душе Николая Ивановича. Внешним признаком внутреннего борения можно с некоторой долей условности считать следующее: «стал молча пальцами по табуретке барабанить», «встал, опять прошелся по комнате». После некоторых раздумий принято решение – подарить всем дочерям определенную сумму денег.
Но самое главное даже не щедрость. Вспомним, что отец находился в ссоре со своими дочками и считал себя правым: «В людей я не очень верю, и про любовь только в романах слыхал, как читают, а на деле я все видел, что все денег хотят». Поступок Машиного мужа поколебал его убеждения. Прощение непокорных детей можно считать первым признаком зародившейся веры в чистоту и искренность человеческих чувств. Все споры, главным среди которых является спор о чувстве любви, находят свое логическое разрешение в финале рассказа, в пятой главе.
Главным предметом споров в рассказе «Жемчужное ожерелье» является любовь во всех ее проявлениях: и чувственная и христианская. Упоминание о чувственной любви, «безотчетной симпатии, влечении сердца» мы находим в споре супругов. Рассказчик утверждает, что все «хорошо вовремя и кстати, хорошо, когда эти влечения вытекают из чего-нибудь ясно сознанного, из признания видимых превосходств души и сердца». Итак, оппоненты в споре выдвигают две концепции любви: рассудочную и безрассудную.
С точки зрения церкви любовь есть Божественное Имя, отражающее Божественное свойство, одна из основных христианских добродетелей. Христианская любовь деятельная и жертвенная. И вызывается это чувство не какими-то заслугами со стороны. Корень любви к ближнему таится в самом человеке, который создан по образу и подобию Божию. Испытывать ненависть к человеку – значит, выказывать кощунственное пренебрежение к Богу, который всегда сопребывает в человеке.
Именно такую любовь демонстрируют жених и невестка. О процессе выбора спутника жизни Машенька говорит так: «Я, папа, не выбирала. Мне его бог дал». Главное в этой фразе - промыслительность всего происходящего с человеком.
Целью жизни человека является стремление стать как можно лучше. Молитвой, покаянием и постом душа подготавливается к встрече с Богом, к богообщению. Достичь этого возможно только исполняя заповеди, главной среди которых является двуединая заповедь о любви к Богу и ближнему.
В рассказе «Жемчужное ожерелье» происходит несколько встреч: родственников после длительной разлуки, жениха и невесты, отца невесты с будущим мужем своей дочери. Каждая встреча имеет ключевое значение в ходе повествования. Уже при встрече родственников выясняется не только основная цель визита, но и общее умонастроение героя, изъявившего желание жениться. Первая встреча будущих жениха и невесты заканчивается признанием в общей склонности другу к друг. Две другие встречи – сцена встречи у Николая Ивановича и у молодоженов - как бы зеркально отражаются. «Пограничной» фразой являются слова «и брата с Машенькой после крещения перевенчали».
В таинстве Брака, которое было совершено над молодыми людьми, произошла встреча жениха и невесты с Богом. Так о церковных тайнодействиях учат святые отцы. Сам праздник Крещения, или Богоявления, является временем сакрального богообщения. Кроме того, Николай Иванович зашел к молодоженам после обедни, за которой осуществляется не только общение с Богом, но литургическое сопринятие Его верующими. Эти события становятся переломными для отца Маши. Он опосредованно через время святок (время таинств) и через совесть (голос Божий в человеке) встречается с Богом.
Итак, момент встречи с Богом, а также ближними мы можем выделить в жизни каждого героя. Есть в рассказе и еще одна встреча – встреча человека с самим собой. Суд Николая Ивановича над самим собой производится в следующих выражениях: «Я наживал состояние своим трудом, но очень разными средствами. С высокой точки зрения они, может быть, не все очень похвальны, но такое мое время было, да я и не умел наживать иначе. В людей я не очень верю, и про любовь только в романах слыхал, а на деле я видел, что все денег хотят». Жених дочери – тот ближний, которого Бог посылает как шанс на спасение. И душа преображается через любовь, в том числе явленную и со стороны ближних.
В рассказе «Жемчужное ожерелье» многое происходит внезапно: внезапно принято решение жениться, найдена невеста, совершено бракосочетание. Но это лишь внешние предпосылки внутренней работы.
Внезапно происходит и преображение Николая Ивановича, оно не поддается рациональному объяснению. Преображение совершается, когда душа приближается к идеалу. В мир человечий входит Божия благодать, благодаря тому, что человек преодолевает один из своих грехов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» таковым было сребролюбие. Человек в течение всей жизни борется с грехом. Он должен преодолеть искушение – это первый шаг к преображению души, рождению новой духовной личности.
Так в произведение вводится мотив чуда. Все промыслительно в жизни человека, постичь до конца тайну Божиего соизволения человеку не дано. Чудесно в рассказе то, что человек может достичь внутреннего преображения и тем спастись для Жизни Вечной.
Итак, рассказ Лескова «Жемчужное ожерелье» с точки зрения наличия в нем системы эстетических средств и способа их организации имеет определенную идейную заданность. Человек может внутренне преобразится при соприкосновении с сакральным – духовными началами жизни.

3. Литературная традиция и жанровое своеобразие рассказа
«Жемчужное ожерелье»
Святочный рассказ имеет следующие устойчивые признаки: определенную композиционную и сюжетную схемы, хронологическую приуроченность, наличие «элемента чудесного», наличие рассказчика, особой авторской позиции. В результате сплетения этих элементов создается особое рождественское мировосприятие: мечты о доброй и радостной жизни, щедрых и бескорыстных душах, милосердном отношении друг к другу, победе добра над злом.
Итак, одним из признаков святочного рассказа является способ изложения материала. В рассказах, относящихся к этому жанру, повествование ведется от первого лица неким рассказчиком – свидетелем, а иногда и косвенным участником излагаемых событий. Есть претензия на действительность излагаемого.
В рассказе «Жемчужное ожерелье» в роле рассказчика выступает непосредственный свидетель событий. Изначально, рассказчик занимает резко критическую позицию по отношению к задуманному его братом и женой. Он даже вступает в спор, но действий, препятствующих сватовству и замужеству, не совершает. Такое настроение рассказчика отличается от должного быть у повествователя святочной истории: нет веры в чудо и благополучное разрешение всех недоразумений. Можно предположить, что рассказчик до сих пор считает поведение брата в момент сватовства неосмотрительным: «вот я и поведу речь об этом, как вы говорите, прекрасном человеке». Резко критическая позиция, на наш взгляд, не соответствует традиционной идейной заданности святочного рассказа.
Обо всем происходящем на «любовном фронте» рассказчик узнает от жены. Занятость на работе не позволила ему принять непосредственное участие в «любовной интриге», чему он был очень рад. Можно выделить три момента в развитии событий, которым рассказчик является личным свидетелем: просьба брата женить его, дарение жемчужного ожерелья и раскрытие тайны свадебного подарка. Все эпизоды значимы и появление рассказчика в эти моменты словно указывает на это. Таким образом, функции рассказчика в произведении «Жемчужное ожерелье» шире изначально присущих рассказчику святочной истории.
Кроме того, рассказчиком сразу же делается акцент на том, что происшествие «истинное» (в начале рассказа) и «невымышленное» (в конце рассказа). Эту деталь можно отнести к характерным для произведений, написанных в жанре святочного рассказа, а также былички.
В лесковских рассказах момент рассказывания всегда избирателен. В анализируемом произведении об удивительном случае из жизни речь заходит в кругу друзей. Эта деталь является характерной для лесковского рассказа.
Тот факт, что рассказ звучит в контексте литературного спора, позволяет на какой-то момент несколько сблизить точку зрения автора и рассказчика. Тем более что мысли, высказанные о жанре святочного рассказа, являются мыслями собственно Лескова-автора и зафиксированы в письмах и научных заметках писателя.
Сюжет любого святочного рассказа – это движение от дисгармонии человеческого быта к гармонии, миру, счастью и спокойствию. На уровне композиции подобная сюжетная заданность явлена через экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. В общих чертах сюжетная и композиционная схемы в рассказе «Жемчужное ожерелье» выдержаны в духе традиции. Противоречия проявляются на уровне взаимоотношений между людьми.
Объектом внимания становится «необычное происшествие». Традиционно святочный рассказ начинается с катастрофы. Внешне в рассказе «Жемчужное ожерелье» не происходит ничего страшного – ни трагедий в человеческих взаимоотношениях, ни природных катаклизмов. События имеют своим основанием невинное желание обрести семью. Но коллизия лесковского рассказа не ограничивается только сферой человеческих взаимоотношений. В обозначенный рассказчиком момент проявляются внутренние противоречия людей, до того момента казавшихся духовно цельными. Таким образом, рядом с обычной для святочного рассказа бытовой сюжетной линией появляется другая – сакральная, раскрывающая душевные борения, движения в строну добра или зла.
Две другие особенности святочного рассказа, хронологическая обусловленность и наличие чудесного, являются элементами традиционными и легко вычленяемы в рассказе «Жемчужное ожерелье».
Важнейшим элементом святочного рассказа, выделяемым всеми исследователями, является приуроченность времени действия к зимнему праздничному циклу (Рождество, святки, Новый год). В сочельник все неприятности разрешаются и воцаряется мир и гармония.
События в рассказе «Жемчужное ожерелье» находят свое логическое завершение в момент, несколько выходящий за рамки святок. Развязка отнесена ко времени после Крещения. То есть герои прежде переживают время сакрального очищения от грехов, общения с Богом в таинствах и только после этого способны увидеть в ближних не только партнеров по бизнесу, но ближних, достойных любви и заботы. Эта мысль соответствует основной лесковской идее. Лесков был твердо убежден, что «Бог есть начало добра». Только этот путь открывает дорогу к спасению и преображению, воскрешению «мертвых душ».
Все преобразования в святочном рассказе объясняются как чудо. Но чудо не обязательно должно носить сверхъестественный характер. Оно чаще всего раскрывается как удачное стечение вполне жизненных обстоятельств. В рождественском рассказе напротив, как правило, имеют место мистические явления: привидения, духи и т.д. Чудо в таких рассказах происходит непосредственно при участии потусторонних сил.
В рассказе «Жемчужное ожерелье» нет ничего сверхъестественного: ни чертей, ни злых духов. На первый взгляд, удачно сложившаяся судьба Маши и ее избранника – стечение обстоятельств. Но сама героиня видит в этом промысел Божий.
Еще одним событием, которое удивило всех – это внезапная щедрость известного всем скупца - Николая Ивановича. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что такой порыв души героя есть следствие действия плодов Духа Святого. Любовью и заботой, явленными со стороны ближнего, спасена еще одна душа из плена страстей. Таким образом, в анализируемом рассказе разрешение всех событий к лучшему происходит в духе святочного рассказа – чудесным образом. А сфера действия таинственного – душа человека.
Таким образом, среди элементов анализируемого рассказа есть как полностью соответствующие традиции написания святочного рассказа, так и в корне с ней расходящиеся. К традиционным можно отнести способ композиционного построения рассказа, наличие рассказчика, мотив чуда, временную приуроченность. Но каждый признак в лесковском рассказе претерпевает некоторые изменения в соответствии с основной идеей произведения.

Заключение
«Святочный рассказ» как жанр в творчестве Н. Лескова достаточно хорошо разработан. Н.С. Лесков дает ему определение, где указывает основные элементы произведений этого типа. Святочный рассказ имеет следующие признаки: хронологическую приуроченность, наличие «элемента чудесного», наличие рассказчика, особой авторской позиции. Неизменным остается и особое рождественское мировосприятие. Мечты о доброй и радостной жизни, щедрых и бескорыстных душах, милосердном отношении друг к другу, победе добра над злом претворяются в реальность. При создании святочных рассказов Н. Лесков в некоторой степени придерживается этих правил.
Одним из числа святочных рассказов является рассказ «Жемчужное ожерелье». В произведении можно выделить те элементы, которые Н. Лесков сам указал как основополагающие для этого жанра. Литературоведческий анализ текста, приведенный в основной части настоящей работы, это доказывает.
Среди элементов анализируемого рассказа есть как полностью соответствующие традиции написания святочного рассказа, так и в корне с ней расходящиеся. К традиционным можно отнести способ композиционного построения рассказа, наличие рассказчика, мотив чуда, временную приуроченность. Но каждый признак в лесковском рассказе претерпевает некоторые изменения в соответствии с основной идеей произведения. Человек может внутренне преобразится при соприкосновении с сакральным.
У Н. Лескова прообразом традиционной для святочного рассказа темы семьи выступает тема евангельского Святого Семейства. Это обусловило комплекс наиболее повторяющихся, устойчивых мотивов в святочных рассказах Н. Лескова – любовное единение близких людей, семейный уют, домашний очаг. К этому идеалу устремляется один из героев рассказа «Жемчужное ожерелье» и увлекает за собой остальных. В результате просветляются души, восстанавливается связь между людьми, а через это и единство с Богом.







Список литературы
Безбородкина Е.С. Осмысление вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов на уроках литературы // Знаменские чтения 2000-2004: сборник материалов / Под ред. М.В. Захарченко. - СПб., 2006.
Боголепов А.А. Рождество, Страстная и Пасха в православном Богослужении. – М., 1998.
Видуэцкая И.П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова // Науч. докл. высшей школы: Филол. науки. - 1961. - № 2 (14).
Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освящении. Роды и жанры литературы. – М., 1964.
Горелов А.А. Н.А. Лесков и народная культура. – Л., 1988.
Дунаев М.М. Православие и русская литература. - М., 1997.
Душечкина Е.В. «От святочного рассказа непременно требуется» (Н.С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времен. – СПб., 1994.
Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб., 1995.
Жирунов П.Г. Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века (проблемы поэтики). Автореф. дис. канд. филол. наук. - Волгоград, 2004.
Костршица В. О жанровом своеобразии прозы Н.С. Лескова // Филологические науки. – 1974. - № 2.
Кретова А.А. «Будьте совершенны...» (религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников). - М., 1999.
Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1998.
Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М., 1956.
Литературное наследие. Т 101: Неизданный Лесков. – Кн. 1. – М., 1997.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
Новь. - 1886. - Т VIII. - № 7.
Остапенко (схиигумен Савва) Семена сатаны и любовь Христова: о главных христианских добродетелях и гордости. – М., 2009.
Попова Е.А. От первого лица. Сказ у Н.С. Лескова // Русская речь. – 2001. - № 5.
Святочный дух праздников Христовых (Праздники, традиции, обычаи). – Ростов-на-Дону, 1996.
Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // Литература в школе. – 1992. - № 5-6.
Старыгин Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. - Вып. 2: Художественные и научные категории. Сб. науч. трудов. - Петрозаводск, 1992.
Степник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. – Л., 1974.
Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). – Л., 1978.
Ткаченко А. Восполнение любви // Фома. – 2006. – № 10 (42). - Октябрь.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2000.


 Видуэцкая И.П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова // Науч. докл. высшей школы: Филол. науки. - 1961. - № 2 (14).
 Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). – Л., 1978.
 Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб, 1995.
 Старыгин Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. - Вып. 2: Художественные и научные категории. Сб. науч. трудов. - Петрозаводск, 1992. - С. 113-127.
 Жирунов П.Г. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова 80-90-х годов XIX века (проблемы поэтики). Автореф. дис. канд. филол. наук. - Волгоград, 2004.
 Кретова А.А. «Будьте совершенны...» (религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников). - М., 1999.
 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967. – С. 40-41.
 Степник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. – Л., 1974. - С. 168.
 Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освящении. Роды и жанры литературы. – М., 1964. – С. 25.
 Безбородкина Е.С. Осмысление вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов на уроках литературы // Знаменские чтения 2000-2004: сборник материалов / Под ред. М.В. Захарченко.- СПб., 2006. - С. 128-132.
 Душечкина Е. Указ. соч. - С. 151.
 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2000. – Т. 4. - С. 111.
 Безбородкина Е.С. Указ. соч. - С. 129.
 Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. – М., 1956. - Т. XI. - С. 256.
 Лесков Н.С. Указ. соч. - Т. 7. - С. 93.
 Общественные связи Лесова в 1880-1890-е годы // Литературное наследие. Т 101: Неизданный Лесков. – Кн. 1. – М., 1997. – С. 466.
 Новь. - 1886. - Т VIII. - № 7. - С. 352.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 433.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т.11. – С. 433.
 Лесков Н.С. Указ. соч. - Т. 11. - С. 406.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 433.
 Душечкина Е. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб., 1995.
 Безбородкина Е.С. Указ. соч. - С. 130.
 Душечкина Е. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб., 1995.
 Душечкина Е. «От святочного рассказа непременно требуется» (Н.С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времен, 1994.
 Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // Литература в школе. – 1992. - № 5-6. – С. 23-24.
 Ткаченко А. Восполнение любви // Фома. – № 10 (42). - Октябрь. - 2006.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 434.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 442.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 445–446.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 433.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 444.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 446.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 446.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 435.
 Схиигумен Савва (Остапенко) Семена сатаны и любовь Христова: о главных христианских добродетелях и гордости. – М., 2009.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 446.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 443.
 Ткаченко А. Восполнение любви // Фома. – № 10 (42). - Октябрь. - 2006.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 446.
 Лесков Н.С. Указ. соч. – Т. 11. – С. 434.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415





Приложенные файлы

  • doc 5574163
    Размер файла: 166 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий