Творчество (исполнительское мастерство) Дневная 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
_______________Р.С.Сидоренко
«___»____________2017 г.




ПРОГРАММА
профильного вступительного испытания в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет»
для абитуриентов 2017 года
по дисциплине «Творчество (исполнительское мастерство)»
для специальности:

1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография
Дневная форма получения образования


I. Общие указания

Место и роль профессии
Необходимость подготовки педагогических кадров по специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография с присвоением квалификации «Педагог-музыкант. Преподаватель» обусловлена особенностями социально-экономического развития и спецификой современной социокультурной ситуации в Республике Беларусь.
В рамках данной специальности подготовка современного педагога в области эстетического образования является полифункциональной, многоплановой по своему содержанию, обеспечивающей готовность педагога к различным видам профессиональной деятельности. Освоение специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография позволит на высоком профессиональном уровне осуществлять как учебный процесс, так и кружковую, клубную и внеклассную работу, охватывающую весь спектр музыкальных и танцевальных мероприятий и праздников.

Название учреждения образования, год
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2017.

Специальность (направление специальности)
1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография

Цель и задачи профильного вступительного испытания
Цель профильного вступительного испытания по дисциплине «Творчество (исполнительское мастерство)» – качественный отбор абитуриентов для получения высшего образования по специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография (дневная форма получения образования).
Задачами профильного вступительного испытания являются:
выявление уровня теоретических знаний и практических умений абитуриентов;
обеспечение объективности оценивания знаний и умений абитуриентов;
определение профессиональной пригодности абитуриентов.

Минимальный базовый уровень подготовки абитуриента в области избранной специальности (направление специальности)
Абитуриентами специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография могут быть выпускники учреждений общего среднего образования, в которых реализуется музыкальная или хореографическая направленность, выпускники детских школ искусств.
Содержание профильного вступительного испытания соответствует содержанию утвержденных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь учебных программ факультативных занятий «Сольфеджио», «Игра на музыкальном инструменте», «Инструментальный ансамбль», «Вокальный ансамбль», «Народно-сценический танец» учреждений общего среднего образования, в которых реализуется музыкальная или хореографическая направленность, учебных программ детских школ искусств.


II. Требования к профильному вступительному испытанию

Структура профильного вступительного испытания
Программу профильного вступительного испытания составляют четыре этапа, в ходе прохождения которых определяется уровень теоретических знаний и практических умений абитуриента.
Этапы профильного вступительного испытания:
1. Сольфеджио и теория музыки.
2. Музыкальный инструмент.
3. Вокал.
4. Ритмика и хореография.

Основные программные требования к уровню подготовки абитуриента на всех этапах профильного вступительного испытания

Сольфеджио и теория музыки
По сольфеджио и теории музыки абитуриент должен ответить на вопросы экзаменационного билета по теории музыки и сольфеджио; продемонстрировать наличие слуховых данных – звуковысотного и мелодического слуха, чувства метроритма.

Теоретические вопросы экзаменационных билетов
Музыкальный звук и его свойства. Название звуков. Знаки альтерации. Нотный стан. Длительности нот, способы увеличения длительностей. Метр. Размер (простой, сложный, смешанный, переменный). Ритм. Особые виды ритмического деления. Синкопа. Лад. Лады народной музыки. Переменный лад. Тональность. Виды мажора и минора. Кварто-квинтовый круг тональностей. Интервалы (простые и составные, консонансы и диссонансы). Обращение интервалов. Тритоны натурального и гармонического мажора и минора. Характерные интервалы. Аккорды. Типы аккордов. Аккорды в ладу. Трезвучия главных и побочных ступеней. Септаккорды. Виды септаккордов. Внутриладовая альтерация. Хроматизм. Хроматическая гамма. Энгармонизм звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Тональности первой степени родства. Мелодия. Виды мелодического движения. Секвенция. Элементы строения музыкальной речи. Транспозиция. Мелизмы. Темп.

Проверка музыкальных способностей абитуриента
1. Пропеть отдельные звуки, мотивы, мелодические построения, сыгранные экзаменатором на фортепиано.
2. Повторить за экзаменатором различные ритмические рисунки.

Примерные варианты экзаменационных билетов по сольфеджио и теории музыки

Экзаменационный билет № 5
Интервалы (простые и составные). Привести примеры.
2. Проверка музыкальных способностей.

Экзаменационный билет № 12
Тональность. Виды мажора и минора. Построить мажорную гамму D-dur (натуральный вид).
2. Проверка музыкальных способностей.

Музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, виолончель, гитара, цимбалы, домра)
На музыкальном инструменте абитуриент должен исполнить два произведения разных стилей, жанров и форм.
Примерные программы для исполнения на музыкальном инструменте
Фортепиано
Полифоническое произведение (например, И. С. Бах. Фугетта; И. С. Бах – А. Зилоти. Прелюдия си минор из «Нотной книжки Вильгельма Фридемана Баха», И. С. Бах. Две хоральные прелюдии для органа (переложение для фортепиано И. Черлицкого); М. Клементи. Сонатины; Н. Раков. Сонатина).
Пьеса зарубежного или белорусского композитора (например, Э. Гранадос. Поэтические вальсы; М. Понсе. Мазурки; Д. Фильд. Ноктюрны; Г. Горелова. «Музыкальные картинки»).

Баян, аккордеон
Пьеса (например, П. И. Чайковский. «Итальянская песенка» из «Детского альбома» переложение А. Ковалёва; Л. Иванова. «Прогулка» переложение А. Ковалёва).
Обработка народной песни или танца (например, белорусская народная песня «Там, каля млына» обработка Н. Сироты).

Скрипка
Произведение крупной формы (например, Ш. Берио. Концерт № 9, I часть; А. Комаровский. Вариации соль минор; Г Гендель. Сонаты № 2, 4, 6 (две части)).
Пьеса (например, Ф. Верачини. «Ларго»; Г. Венявский. «Деревенский скрипач»; Д. Каминский. Элегия).

Виолончель
Произведение крупной формы (например, Л. Боккерини. Соната № 1 (1 часть или 2 и 3 части); А. Корелли. Соната соль мажор (части 1, 2); Г. Гольтерман. Концерт № 3 (1 часть или 2 и 3 части)).
Пьеса кантиленного или виртуозного характера (например, А. Дворжак. «Мелодия»; Д. Лукас. «Маленькое скерцо»; М. Слонов. «Русская песня»).

Гитара
Произведение крупной формы (например, М. Джулиани. Сонатина, часть I; М. Пужоль «Сюита дель Плата № 1»; В. Живалевский. Вариации на тему белорусской народной песни «У полі бяроза»).
Пьеса (например, А. Лауро. «Венесуэльский вальс»; Э. Вилла-Лобос. Прелюдия № 1; Е. Гридюшко. «Песня осени»).

Цимбалы
Произведение крупной формы (например, А. Вивальди. Концерт «Весна» из цикла «Времена года», 1 часть; Д. Смольский. Концерт № 1 для цимбал с оркестром; А. Берио. Вариации ре минор, соч.1).
Пьеса кантиленного или виртуозного характера (например, Г. Ермоченков. Концертная пьеса для цимбал соло «Верасы майго юнацтва»; русская народная песня «Дремлют плакучие ивы» обработка А. Шалова; русская народная песня «Перевоз Дуня держала» обработка А. Цыганкова).

Домра
Произведение крупной формы (например, А. Вивальди. Концерт ля-минор, 1 часть; Ф. Верачини. Соната соль-минор; А. Лоскутов. Концерт для домры с оркестром).
Пьеса (например, А. Цыганков. «Скерцо»; В. Лаптев. «Импровизация»; А. Дмитриев. «Старая карусель»).

Вокал
По вокалу абитуриент должен исполнить 2 разнохарактерных вокальных произведения a cappella (без сопровождения) контрастных по темпу и характеру звуковедения.

Примерная программа по вокалу
Произведение для исполнения a cappella (без сопровождения) кантиленного характера (например, белорусские народные песни: «А  полі вярба», «Ой, рана на Івана», «Рэченька»).
Произведение для исполнения a cappella (без сопровождения) подвижного темпа (например, белорусские народные песни: «Цячэ вада  ярок»; «Ох, і сеяла Ульяніца лянок»; «Лявоніха»)

Ритмика и хореография
По ритмике и хореографии абитуриенту рекомендуется исполнить элементы народного танца на середине зала; продемонстрировать танцевальный этюд – не менее чем на 32 такта. При условии, если абитуриент не подготовил танцевальный этюд или не знаком с элементами народного танца, экзаменатор проводит проверку хореографических способностей абитуриента (предлагает для повтора не менее 4-х элементов народного танца).

Примерная программа по ритмике и хореографии
Обязательные для выполнения элементы народного танца:
- простой шаг;
- переменный шаг;
- подскоки;
- припадание;
- полька с подскоком на одной ноге;
- полька с соскоком на две ноги;
- падэбаск;
- присюды в сочетании с притопами (одинарным, двойным, тройным);
- моталочки с переступанием;
- подбивка;
- двойные выстукивания;
- двойные выстукивания с переступанием;
- «ключ»;
- веревочка в русском характере;
- веревочка в белорусском характере.

Требования к подготовке абитуриентом танцевального этюда
Абитуриент должен представить танцевальный этюд (не менее чем на 32 такта), в который необходимо включить танцевальные движения, максимально раскрывающие его хореографическую подготовку. Танцевальный этюд может быть построен на основе народного, классического или современного танца.
Проверка хореографических способностей абитуриента проводится посредством оценки навыков координации и скорости запоминания танцевальных элементов, перечисленных в программных требованиях.

Форма предъявления абитуриентами теоретического и практического материала на профильном вступительном испытании
Профильное вступительное испытание организуется и проводится в один день в двух формах: теоретической (устный ответ на вопросы экзаменационного билета по сольфеджио и теории музыки) и практической (исполнение программы по вокалу, музыкальному инструменту, ритмике и хореографии). Порядок прохождения этапов профильного вступительного испытания определяется предметной экзаменационной комиссией. Перед началом профильного вступительного испытания абитуриентам предоставляется не менее 10 минут для подготовки (разыграться, распеться и переодеться – для исполнения программы по ритмике и хореографии).
На профильном вступительном испытании в течение всего времени его проведения присутствует концертмейстер из числа сотрудников БГПУ, сопровождающий исполнение абитуриентами программы на музыкальном инструменте (скрипка, виолончель, цимбалы, домра).

III. Оценка результатов профильного вступительного испытания

Критерии оценки уровня подготовки абитуриентов
Общие критерии оценки по сольфеджио и теории музыки
1. Полнота ответа на вопросы экзаменационного билета по теории музыки и сольфеджио.
2. Точность интонирования.
3. Правильность воспроизведения ритмического рисунка.

Общие критерии оценки по музыкальному инструменту
1. Соответствие уровня исполнения сольной программы экзаменационным требованиям и индивидуальным возможностям абитуриента.
2. Техничность и выразительность исполнения.
3. Образность и стилевое соответствие.

Общие критерии оценки по вокалу
1. Соответствие уровня исполнения сольной программы экзаменационным требованиям и индивидуальным возможностям абитуриента.
2. Наличие вокальных данных, чистота интонирования, умение пользоваться певческим дыханием.
3. Выразительность исполнения.

Общие критерии оценки по ритмике и хореографии
1. Соответствие уровня исполнения танцевального этюда экзаменационным требованиям и индивидуальным возможностям абитуриента.
2. Точность и техничность выполнения элементов народного танца.
3. Уровень сформированности навыков координации и скорости запоминания танцевальных элементов.

Показатели оценки уровня подготовки абитуриентов
Результат каждого из четырех этапов профильного вступительного испытания оценивается по десятибалльной шкале.

10-балльная шкала оценки знаний, умений и навыков абитуриентов
по этапам профильного вступительного испытания

Бал-лы
Этапы профильного вступительного испытания


Сольфеджио и теория музыки
Музыкальный
инструмент
Вокал
Ритмика и хореография

1
Отказ от ответа
на вопросы экзаменационного билета. Отсутствуют слуховые данные – звуковысотный и мелодический слух, чувство метроритма.
Отказ от исполнения сольной программы. Музыкальные произведения не исполняются наизусть. Наблюдается зажатость игрового аппарата, отсутствуют образность
и выразительность исполнения.
Отказ от исполнения вокальной сольной программы. Вокальные произведения без сопровождения не исполняются наизусть. Отсутствуют координация голоса и слуха, чистота певческой интонации, умение петь свободно в удобной тесситуре.
Наблюдаются явные дефекты голоса (сипота, гнусавость), дефекты дикции.
Отказ от выполнения танцевального этюда. Полное отсутствие знаний обязательных элементов программы по народному танцу. Неразвитое чувство ритма, плохая координация движений.

2
Отсутствуют знания по теории музыки и
слуховые данные – звуковысотный и мелодический слух, чувство метроритма.
Программа не соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента. Произведения исполняются наизусть
не в полной мере. Отсутствуют свобода в игре, точность исполнения штрихов, динамики, авторских темпов. Наблюдается непрофессиональная постановка игрового аппарата.
Программа не соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента, произведения исполняются наизусть не в полной мере.
Отсутствуют координация голоса и слуха, чистота певческой интонации, умение петь свободно
в удобной тесситуре.
Диапазон голоса ограничен.
Исполнение произведений
неосмысленное и невыразительное.
Танцевальный этюд не подготовлен.
Отсутствие знаний обязательных элементов программы по народному танцу. При наличии определенных ритмических способностей абитуриент не смог повторить ни одного танцевального движения из предложенных экзаменатором.

3
При ответе на вопрос экзаменационного билета по теории музыки, интонировании и воспроизведении ритмического рисунка допускаются грубые ошибки.
Программа не соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
Произведения исполняются наизусть,
но искажаются штрихи, динамика, темпы. При исполнении программы отсутствуют техничность и качественное звукоизвлечение. Наблюдается существенное отставание в техническом развитии.
Программа не соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента, произведения исполняются наизусть не в полной мере.
Отсутствуют чистота певческой интонации, четкость дикции, выразительность исполнения, умение пользоваться певческим дыханием.

Танцевальный этюд не подготовлен.
Отсутствие знаний обязательных элементов программы по народному танцу.
Повторение одного танцевального движения из четырех, предложенных экзаменатором. Отсутствие координации движений.

4
Неполный ответ на вопрос экзаменационного билета по теории музыки. Демонстрируются неточное интонирование
и неправильное воспроизведение ритмического рисунка.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента, исполняется наизусть. Частичное искажение штрихов, темпов, динамики в целом не нарушает образность исполнения. Постановка игрового аппарата поддаётся исправлению.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
Наблюдаются недостатки в звукообразовании: форсированный, резкий звук, вялая артикуляция, плохая дикция.
Исполнение произведений интонационно неточное, маловыразительное, искажаются темпы, ритм, динамика.

При исполнении танцевального этюда
наблюдаются
значительные ритмические ошибки. Отсутствие знаний элементов народного танца.
Повторение одного танцевального движения из четырех, предложенных экзаменатором. Недостаточная координация движений.

5
Демонстрируются удовлетворительные знания по теории музыки, неточное интонирование, воспроизведение ритмического рисунка с многочисленными ошибками.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента,
исполняется наизусть. Наблюдаются неточности в интерпретации штрихов, динамики и темпов. При общем сохранении образности исполнения в программе имеются технические сбои, отсутствует качественное звукоизвлечение. Постановка игрового аппарата поддаётся исправлению.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
В исполнении произведений наблюдаются недостатки: ограниченный диапазон голоса, потеря высокой позиции звука и чистоты интонации, вялая артикуляция, нечеткая дикция, маловыразительное исполнение.

Танцевальный этюд не соответствует индивидуаль-ным возможностям абитуриента. При исполнении элементов народного танца допущены значительные ошибки. Повторение двух движений из четырех, предложенных экзаменатором. Недостаточная координация движений.

6
Демонстрируются удовлетворитель-
ные знания по теории музыки. Наблюдаются незначительные ошибки при интонировании и воспроизведении ритмического рисунка, которые абитуриент не может исправить после замечаний экзаменатора.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента,
исполняется наизусть, выдержаны темпы, штрихи, динамика. Наблюдаются отдельные технические погрешности. При сохранении образности исполнения звукоизвлечение не отличается хорошим качеством.






Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
В исполнении произведений присутствуют погрешности ритма, темпа, динамики.
Голосоведение ровное, интонация чистая, но исполнение маловыразительное.

Исполнение танцевального
этюда с метроритмическими ошибками. При исполнении элементов народного танца допускаются определенные неточности в исполнении танцевальных элементов. Повторение двух движений из четырех, предложенных экзаменатором. Неточности в воспроизведении комбинации движений.

7
При хорошем ответе на вопрос экзаменационно-го билета по теории музыки допускаются незначительные погрешности при интонировании и воспроизведении ритмического рисунка, которые исправляются абитуриентом после замечаний экзаменатора.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента,
исполняется наизусть уверенно, без технических погрешностей. Исполнение образное
и выразительное. При хорошем звукоизвлечении наблюдаются недостаточно развитое музыкальное мышление, неточности в осмыслении и интерпретации формы.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
В исполнении произведений отмечается ровность вокального звучания, высокая певческая позиция, владение дыханием, осмысленное использование динамических оттенков. При выразительном исполнении наблюдается недостаточно развитое музыкальное мышление, осмысление целостности произведения.

Демонстрация хорошего уровня хореографической подготовки, но исполнение танцевального этюда не соответствует техническим возможностям абитуриента.
При правильном воспроизведении танцевальных движений, предложенных экзаменатором, наблюдаются неточности в исполнении комбинаций движений.

8
При хорошем ответе на вопрос экзаменационно-го билета по теории музыки допускаются единичные погрешности при интонировании и воспроизведении ритмического рисунка, которые исправляются абитуриентом самостоятельно.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента. При верной художественной интерпретации отмечаются развитое музыкальное мышление, качественное звукоизвлечение, техническая свобода.
При этом в исполнении
не хватает артистизма, психологической свободы и стилистической точности.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
Исполнение уверенное, образное, с плавным звуковедением, чистой интонацией, свободным певческим дыханием, выразительной дикцией, однако наблюдается недостаток артистизма.
Демонстрация хорошего уровня хореографической подготовки. Исполнение танцевального этюда соответствует программным требованиям и техническим возможностям абитуриента. Повторение всех движений, предложенных экзаменатором,
с небольшими погрешностями
в исполнении комбинаций танцевальных движений.

9
Демонстрируются глубокие знания по теории музыки, точное интонирование
и правильное воспроизведение ритмического рисунка.
Программа соответствует экзаменационным требованиям и индивидуальным возможностям абитуриента. Исполнение отличается уверенностью, яркостью, образностью, технической свободой. Абитуриент владеет хорошим исполнительским туше, развитым мышлением. Интерпретация произведений характеризуется художественностью, образностью и стилистической точностью.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
Исполнение произведений отличается ровностью тембрового звучания на протяжении всего звуковысотного диапазона голоса, высокой позицией звука, свободным певческим дыханием, активной артикуляцией и выразительной дикцией.
Абитуриент проявляет высокий уровень исполнения вокальных произведений.

Демонстрация отличного уровня хореографическойподготовки. Исполнение танцевального этюда артистично и соответствует техническим возможностям абитуриента. Повторение всех движений, предложенных экзаменатором. Предложенная комбинация движений исполнена с единичной погрешностью.

10
Демонстрируются свободное владение теоретическим материалом, идеально точное интонирование и безупречное воспроизведение ритмического рисунка.
Программа соответствует экзаменационным требованиям и индивидуальным возможностям абитуриента.
Выступление отличается высоким уровнем интерпретации и музыкального мышления, ощущением музыкальной формы, качественной звуковой палитрой, разнообразием туше, а также стилистической точностью, технической свободой, артистизмом, индивидуальным стилем исполнения.
Программа соответствует уровню экзаменационных требований и индивидуальным возможностям абитуриента.
Демонстрируется высокий уровень вокального исполнения, творческого мышления.
Исполнение отличается яркой образностью, артистизмом, музыкальной выразительностью и свободой творческого самовыражения.
Демонстрация отличного уровня хореографической подготовки. Исполнение танцевального этюда соответствует техническим возможностям абитуриента.
Безупречное повторение всех движений, предложенных экзаменатором. Демонстрация отличной координации и скорости запоминания танцевальных элементов.



Оценочный балл по профильному вступительному испытанию «Творчество (исполнительское мастерство)» выставляется на основе выведения среднеарифметического балла с учетом суммы баллов, полученных абитуриентом по каждому из четырех этапов вступительного испытания.
Итоговая отметка по профильному вступительному испытанию определяется по переводной шкале и выставляется в экзаменационный лист.


Переводная шкала
определения итоговой отметки
по профильному вступительному испытанию
«Творчество (исполнительское мастерство)»

Средний балл
за прохождение этапов профильного вступительного испытания
Итоговая отметка
по профильному вступительному испытанию

9,5 – 10,0
10

8,5 – 9,4
9

7,5 – 8,4
8

6,5 – 7,4
7

5,5 – 6,4
6

4,5 – 5,4
5

3,5 – 4,4
4

2,5 – 3,4
3

1,5 – 2,4
2

0,5 – 1,4
1


IV. Рекомендуемая литература

Сольфеджио и теория музыки
Вахромеев, В. Элементарная теория музыки / В. Вахромеев. – М. : Музыка, 2007. – 254 с.
Красинская, Л. Элементарная теория музыки / Л. Красинская, В. Уткин. – М. : Музыка, 2007. – 336 с.
Шайхутдинова, Д. Краткий курс элементарной теории музыки / Д. Шайхутдинова. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 126 с.
Шалина, Л. Краткое пособие по теории музыки для учащихся фортепианного отдела ДМШ и ДШИ / Л. Шалина. – М. : Феникс, 2012. – 69 с.

Музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, цимбалы, гитара, виолончель)
Фортепиано
Бах, И. С. Инвенции для фортепиано / И. С. Бах. – М. : Музыка, 2014. – 96 с.
Клементи, М. Сонатины для фортепиано, op. 37, 38 / М. Клементи. – М. : Музыка, 2014. – 40 с.
Григ, Э. Избранные лирические пьесы для фортепиано. Выпуск 1 . / Э. Григ.  М. : Музыка, 2016. – 64 с.


Баян, аккордеон
Беларускія народныя мелодыі  апрацоцы для баяна, акардэона: зб. [Эл. рэсурс] / склад. М. В. Сірата. – Мінск : БДПУ, 2011.
Детский альбом: произведения для баяна / Автор-составитель А. И. Ковалёв. – Минск : Ковчег, 2015. – 104 с. (с приложением CD-диска).
Специальный инструмент (баян, аккордеон) : учеб. пособие: в 2 ч. / Сост. В. П. Бубен, А. И. Ковалёв. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – Ч. 1. – 190 с. – Ч. 2. – 130 с.

Скрипка
Бортновский, В. В. Альбом для скрипки. Ч. 1, 2, 3 / В. В. Бортновский. – СПб. : Феникс, 2010. – 260 с.
Крупа-Шушарина, С. В. Сборник пьес для скрипки / С. В. Крупа-Шушарина. – СПб. : Феникс, 2010. – 94 с.
Юношеский альбом: пьесы для скрипки и фортепиано: в 3 ч. / Сост. Т. Ямпольский. – М. : Музгиз, 2010. – Ч. 3. – 60 с.

Цимбалы
Безенсон, А. И. Песнь сердца : репертуарный сборник по классу цимбал для средних специальных и высших музыкальных учебных заведений / Алина Безенсон. – Минск : Ковчег, 2014. – 160 с.
Бовбель, Ю. В. Фантазии на темы : сборник пьес и ансамблей для цимбал / Юлия Бовбель. – Минск : А. Н. Вараксин, 2011. – 40 с.
Герашчанка, С. Ф. Мелодыя : зборнік п’ес для цымбала / Сяргей Герашчанка. – Мінск : Чатыры чвэрці, 2016. – 112 с.

Гитара
Гридюшко, Е. Музыка для гитары : сб. пьес / Е. Гридюшко. – Минск : БГАМ, 2012. – 47 с.
Жывалескі, В. П’есы і апрацокі для класічнай гітары / В. Жывалескі. – Мінск : Качэг, 2015. – 40 с.
Захара, У. Творы для гітары: рэпертуар. зб. / У. Захара. – Гродна : ГрДУ, 2016. – 22 с.

Виолончель
Хрестоматия для виолончели 5 класс детской музыкальной школы. Пьесы, этюды, произведения крупной формы. Ч. 2. № 21-34 /Сост. И. Волчков. – М. : Музыка , 2014. – 88 с.
Хрестоматия для виолончели. Детские музыкальные школы, музыкальное училище. Старинные и классические сонаты. Ч. 2. / Сост. И. Волчков. – М. : Музыка , 2014. – 52 с.
Чистова, М. М. Произведения для виолончели и струнных ансамблей: Мой любимый инструмент / М. М. Чистова. – М. : Владос, 2008. – 143 с.

Вокал
Гуляева, Е. Г. Музыка 4 класс. Нотная хрестоматия: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. Г. Гуляева, С. А. Простакова, С. М. Кобачевская. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – 192 с.
Композиторы – детям: хрестоматия: в 3 ч. / сост. А. Б. Нижникова и др. – 3-е изд. – Минск : БГПУ, 2010. – Ч. 1. – 55 с.
Крупа-Шушарина, С. В. Эдельвейс. Вокализы-романсы для голоса в сопровождении фортепиано: сб. [Эл. рэсурс] / С. В. Крупа-Шушарина. – Новосибирск, 2012.

Хореография
Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. – СПб. : Респекс Люкси, 1996. – 256 с.
Беляева, О. П. Основы процесса создания хореографического произведения / О. П. Беляева. – Минск : Белорус. гос. ин-т проблем культуры, 2003. – 36 с.
Василеня, Л. Е. Классический танец: учебно-методическое пособие / Л. Е. Василеня. – Минск : БГПУ, 2010. – 72 с.




Председатель предметной
экзаменационной комиссии Т.С.Богданова



СОГЛАСОВАНО
Ректор БГПУ
_____________ А.И.Жук
«___» __________2017 г.









Чистова, М. М. Произведения для виолончели и струнных ансамблей: Мой любимый инструмент / М. М. Чистова. – М. : Владос, 2008. – 143 с.

Вокал
Гуляева, Е. Г. Музыка 4 класс. Нотная хрестоматия: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. Г. Гуляева, С. А. Простакова, С. М. Кобачевская. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. – 192 с.
Композиторы – детям: хрестоматия: в 3 ч. / сост. А. Б. Нижникова и др. – 3-е изд. – Минск : БГПУ, 2010. – Ч. 1. – 55 с.
Крупа-Шушарина, С. В. Эдельвейс. Вокализы-романсы для голоса в сопровождении фортепиано: сб. [Эл. рэсурс] / С. В. Крупа-Шушарина. – Новосибирск, 2012.

Хореография
Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. – СПб. : Респекс Люкси, 1996. – 256 с.
Беляева, О. П. Основы процесса создания хореографического произведения / О. П. Беляева. – Минск : Белорус. гос. ин-т проблем культуры, 2003. – 36 с.
Василеня, Л. Е. Классический танец: учебно-методическое пособие / Л. Е. Василеня. – Минск : БГПУ, 2010. – 72 с.




Председатель предметной
экзаменационной комиссии Т.С.Богданова


Декан факультета
эстетического образования И.И.Рыжикова



СОГЛАСОВАНО
Ректор БГПУ
_____________ А.И.Жук
«___» __________2017 г.









13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 4368020
    Размер файла: 165 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий