Роман Г.Гессе Степной волк модель мира и человека

Министерство Образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева»
(филиал) ТюмГУ г.Тобольск

Кафедра филологического образования






Реферат

РОМАН Г. ГЕССЕ «СТЕПНОЙ ВОЛК»: МОДЕЛЬ МИРА И ЧЕЛОВЕКА









Студента 4 курса ЗФО ГФ
Направление подготовки
«Педагогическое образование»,
Профиль «русский язык»
Глухих Е.В.
Проверил: к. филол. н., доцент
Никитина Т.Ю.














Тобольск – 2017
Содержание

Введение3-4
I. Жизненный Германа Гессе ............................................5
II. «Степной волк» как немецкий философский роман....8-9
2.1. Психологические аспекты романа....9-13
2.2. Модель человека в романе «Степной волк»..13-17
Выводы..18
Список использованной литературы..20-21






































Введение

Как же не быть мне Степным волком и
жалким отшельником в мире, ни одной
цели которого я не разделяю, ни одна
радость которого меня не волнует!
Г. Гессе. «Степной волк»
ХХ век принес в мировую историю многое: достижения в различных науках, развитие техники, укрепление дружеских связей между государствами, становление демократии, но, с другой стороны, также и две мировые войны, изобретение ядерного и развитие химического оружия массового уничтожения, повышение уровня агрессии в обществе. Начало века ознаменовалось войнами (русско-японская, балканские войны, Первая мировая война) и сменами политических режимов.
Литература определенного периода является отражением этой эпохи. Если учебники по истории в основном писались под контролем правящих партий, диктаторов, то в литературе, при желании, всегда можно найти рациональное зерно, правду жизни.
Так появляются новые жанры, которые способствуют лучшему выражению мыслей автора, жанры, идущие в ногу со временем. В данной работе и пойдет речь об одном из наиболее читаемых и популярных жанров ХХ века, ставшим особенной чертой реализма, на примере произведения выдающегося немецкого писателя, лауреата нобелевской премии 1946 года в области литературы, Германа Гессе «Степной волк».
В наше время многие люди очень часто обращаются к философии в целях либо самопознания, либо для того, чтобы ответить на некоторые вопросы, которые всегда беспокоили человечество и не давали покоя многим поколениям, например: как жить, как себя вести с людьми, в чем заключается смысл жизни, в конце концов. Несмотря на многовековые размышления миллионов людей, никто не может дать точный и однозначный ответ на этот вопрос. Каждый человек сам определяет для себя что ему делать и следует по пути достижения поставленной цели. В процессе жизни мы все – часть общества, которое оказывает определенное влияние на каждого, хочется нам этого или нет. Одним индивидам кажется, что они существуют сами по себе и общество для них не имеет особого значения, а другим – что жизнь как бы вне общества невозможна.
Роман «Степной волк» затрагивает проблему поисков собственного «я» в этом мире, проблему, решение которой никогда не будет универсальным, а лишь только частным и изменчивым в зависимости от ситуации, окружающих факторов и психологических особенностей индивида. Именно проблема самопознания и самореализации, по мнению многих современных литературных критиков, обеспечила многолетний успех этого произведения. Молодые люди ищут идеал для подражания абсолютно везде: в семье, на улице, в кино, в искусстве и т.д. Гессе, хотя и описывает уже далеко не молодого мужчину, но того, который занят тем же вопросом. В Гарри Галлере многие находят единомышленника, другие следуют его поступкам, третьи его осуждают. В данном случае нельзя буквально понимать все изыскания героя романа, а нужно делать свои умозаключения. Модель человека, описанная Германом Гессе, является пусть и далеко не обыденной, но все же близкой для нас.
Роман «Степной волк» соединяет в себе весь широчайший диапазон размышлений автора, подкрепленных его изысканиями в области психологии (глубинная психология К. Г. Юнга, Г. Принцхорн), философии («Книга перемен» – величайшее достижение восточной философии, отдельные положения философии С. Киркегора и полемика с идеями Ф. Ницше, О. Шпенглер), литературы (Ф. М. Достоевский, Ф. Шиллер, Новалис, Й. В. Гете, Жан Поль, Г. Э. Лессинг, Ф. Г. Якоби, Г. Х. Лихтенберг), музыки (Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Й. С. Бах, М. Регер), скульптуры и живописи (Микеланджело, Джотто), религиоведения и других наук.
Германа Гессе волновали проблемы общества, не те, которые можно назвать поверхностными, несущественными, а глубинные, внутренние. Но в своем романе он передал и некоторые собственные переживания, ведь у него, как и у каждого из нас, в жизни прослеживаются как «белые», так и «черные» полосы, да и не может бесчувственный человек ощущать сокрытое. Только истинный мастер, «художник эпохи» может описать не только проблемы определенного периода в человеческой истории, а то, что и сейчас является актуальным. Все имеет свойство повторяться, но каждый раз оно приобретает иной окрас, ибо ядро всегда одно, меняются только его оболочки.
Изучение жизненного пути автора и влияния на него культурной, научной и исторической атмосферы первой половины ХХ века может быть очень полезным для более точной и объективной характеристики романа «Степной волк», что и будет удобным подспорьем для достижения целей исследования – 1) описать важные биографические события, повлиявшие на написание романа; 2) отобразить психологические аспекты романа; 3) описать модель человека в романе «Степной волк»; 4) охарактеризовать взаимодействие мира и человека в романе «Степной волк».
Объектом данного исследования является роман немецкого писателя Германа Гессе «Степной волк», содержащий описание глубинных проблем человеческой души и, тем самым, создавая огромный интерес со стороны многих исследователей в области литературы в силу того, что в нем можно найти и философские рассуждения, и психологический портрет героя, анализируемый на основе реальных достижений науки в области психологии.
Предметом исследования состоит из двух частей: 1) образ главного героя романа Гарри Галлера как модель человека, созданная автором на основе своих размышлений с автобиографическими вкраплениями, и ее анализ с помощью новых на то время достижений в области психологии; 2) мир, описанный в романе, именуемый как мир, вход в который открыт «только для сумасшедших».
Методами исследования, используемыми для достижения целей написания данной работы, послужили такие как: аналитический метод, сравнительный метод, описательный метод, историко-биографический метод, психологический метод.





I. Жизненный путь Германа Гессе

Чтобы понять все, что хотел выразить автор в своем произведении, тем более, что не только изучаемое в данной работе, но и другие произведения носят автобиографический характер, нужно, быть знакомым с жизненным и творческим путем Германа Гессе. Факторы, повлиявшие на становление мировоззрения писателя не должны остаться незамеченными в данном исследовании, так как творцы искусства оставляют частичку себя в своей работе, выражают свое собственное «Я» в размышлениях литературных героев, которых они создали.
В данном разделе речь пойдет о наиболее важных событиях в жизни Германа Гессе и об особенностях его творчества, его наиболее известных произведениях, ведь они имеют в некоторой степени общие черты друг с другом, а, следовательно, и с изучаемым в работе романом «Степной волк».
В своем кратком жизнеописании сам Герман Гессе написал так о своем появлении на свет: «Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура этого часа есть та самая, которую я любил и бессознательно искал всю мою жизнь и отсутствие которой воспринимал как лишение» [9, с. 36].
Немецкий прозаик, поэт, критик и публицист Герман Гессе родился 2 июля 1877 года в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы в г. Кальв (Швабия, Шварцвальд). Мать писателя, Мария (Гундерт) Гессе, была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии, замуж за отца Гессе вышла, уже будучи вдовой и имея двоих сыновей. Иоханнес Гессе, отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью [20]. Детство Герман провел в обществе трех родных сестер и двух двоюродных братьев. Религиозное воспитание и наследственность оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения Гессе, его родители хотели чтобы он последовал семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. И тем не менее он не пошел по теологической стезе [6]. С раннего детства Гессе проявляет творческие способности, карандаш и бумага, по воспоминаниям матери, его неизменные спутники. Несмотря на «трудный» характер, капризный и своенравный, мальчика отличает удивительная самостоятельность в действиях и суждениях, что заметно выделяет его на фоне своих сверстников. Он не просто хорошо учится в школе, но выбивается в лидеры среди соучеников, его интеллектуальные способности вызывают всеобщее удивление и восхищение. Тогда же состоялось решение быть поэтом, а пример личной независимости, непременного условия развития таланта, дал Герману его двоюродный брат, совершивший немыслимый поступок – побег из духовной семинарии, где они учились, ради обретения творческой свободы. После неудачной попытки побега в 1892 году Герман был исключен из семинарии [18]. Некоторое время юноша работал в издательстве отца, а затем сменил несколько профессий: был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком и, наконец, в 1895 году устроился работать продавцом книг в университетском городе Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование [20].
В сентябре 1899 года Герман Гессе приезжает в Базель, ставший для него символом тайной мистики и эстетизма, – город, сыгравший огромную роль в его жизни и творчестве, на место своей новой работы в книжном магазине. Он также занимается творческой деятельностью [27, с. 98]. В основном Гессе писал повести и рассказы с автобиографическими элементами. В 1904 году он женился на Марии Бернуйи, которая родила ему троих детей. Семья живет в Гайенхофене на Боденском озере, Герман творит и сотрудничает со многими журналами. Позже они переезжают в Берн.
За свою жизнь он также путешествовал по Австрии, Швейцарии, Германии, Индии, Италии. Еще одним источником влияния на мировоззрение Германа Гессе стала восточная философия, так как он долгое время жил в Индии, и хорошо знал большинство восточных учений. Его творчество стало ярким примером влияния дзен-буддизма на литературу Западной Европы, что приводило в большинстве случаев к мистицизму или психологизму [29].
В 1912 году Герман Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии. Будучи пацифистом, он выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. Вместе с тем во время первой мировой войны, которую Гессе охарактеризовал как «кровавую бессмыслицу», он работал в немецкой службе по делам военнопленных. Он придерживался мнения, что война – это неизбежный итог духовного кризиса европейской цивилизации и что писатель должен способствовать рождению нового мира. В 1916 году из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены (развод в 1918 году), а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга доктора Й.-Б. Ланга [20]. Теории К. Г. Юнга, у которого он углубил курс лечения в 1921 году, оказали очень сильное влияние на самого Гессе и на его творчество. Юнг побуждает его исследовать глубинные пласты своего сознания, где он еще лепечущий ребенок, постичь «другую сторону» своей души, подземный микрокосмос, где живет прошлое [27, с. 170]. Гессе переживает сильнейший духовный кризис в середине 20-х годов. 11 января 1924 г. Гессе вступил во второй брак с молодой певицей Рут Венгер. Брак оказался неудачным, что не могло не отразиться на его душевном состоянии. Невозможность возобновить контакт с внешним миром и чувство глубокого отчаяния не давало ему покоя, порождавшие мысли о самоубийстве.
Гессе ведет разгульную жизнь – решение отдаться на волю инстинктов. Душевное спокойствие наступает лишь тогда, когда человек проходит сквозь все пороки, все ошибки, сквозь все недоразумения, все страсти. Чтобы постичь упорядоченность вселенной, нужно преодолеть хаос в себе, и тогда возникнет знание. Покончив с этим он знакомится со своей давней почитательнице и в 1931 году женится в третий раз –на Нинон Долбин. Он живет активной творческой жизнью. Во время правления Гитлера Герман Гессе подвергается серьезной критике со стороны журналистов, часть его произведений запрещается, а часть жестко рецензируется [27, с. 192-197].
После Второй мировой войны жизнь для него течет, подобная крестному пути и богатая утешениями, активная и созерцательная, верная своим благородным привычкам и спокойному ожиданию смерти, за которой он не видит ни кару, ни вознаграждение, но на которую втайне надеется более, чем на простое избавление от болей. После «Игры в бисер» (1943) он больше не пишет больших произведений, но продолжает тем не менее работать. Так рождаются стихотворения и короткие отрывки прозы, большей частью воспоминания. Из них будут составлены сборники [27, с. 211]. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Умер выдающийся немецкий и швейцарский писатель в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг в 1962 году, последние годы прожив в Швейцарии, где он и умер.




































II. «Степной волк» как немецкий философский роман

Роман «Степной волк», написанный в 1927 году, оказался итогом долгих лет творческого и морального кризиса, который начался еще в 1914 году: «В жуткой сумятице нашего времени страдаем и мы, старики мы ведь тоже знаем, что человеческая жизнь – подозрительное, сомнительное явление, и пытаемся осмыслить это трагическое положение (одной из таких попыток является «Степной волк»)» Роман Гессе автобиографичен, «исповедален», и это, несомненно, соотносится с главным требованием Гессе к литературе эпохи – требованием искренности [5, с. 23].
Первой чертой немецкого философского романа, которая характерна для произведения «Степной волк» является основа – проблема существования мира и человека. Главный герой – Гарри Галлер, который неуютно чувствует себя среди бюргерского общества. Галлер принадлежит к тем, кто оказался между двумя эпохами, кто ничем не защищен и навсегда потерял непорочность, к тем, чья судьба – ощущать всю сомнительность человеческой жизни с особенной силой, как личную муку, как ад [10]. В комментариях к «Степному волку» говорится, что «Степной волк» являет собой исповедь буржуазного интеллигента, пытающегося преодолеть собственную болезнь, но главное – болезнь времени, следствием которой является его духовный недуг, посредством беспощадного самоанализа, «попыткой сделать самую эту болезнь объектом изображения». Образ человека стал конденсатором и вместилищем «обстоятельств» – некоторых их показательных свойств и симптомов. Душевная жизнь персонажа получила могучий внешний регулятор – это не столько среда, сколько события мировой истории и общее состояние мира [11, с. 198].
Роман посвящен катастрофической современности во внутренней действительностью человека. Герой в состоянии дезориентации, путанице представлений о «верхе» и «низе», шаткости сознания, душевной растерянности, неверия в любые истины, готовности к взлетам, но и к преступлению, подчинению ситуации, которая «ведет» потерявшего управление человека [26, с. 65-67]. «Степной волк» осознает, что надо не «вытеснять» злое, но смело идти ему навстречу, приводить к одной экзистенциальной общности доброе и демоническое, отыскивать «иные возможности жизни» [30, с. 108].
Здесь соотносится как сам внутренний мир Степного волка, так и мир, который окружает главного героя. Он видит все сущее через призму своих чувств и размышлений, но когда появляется Гермина, то она помогает ему сместить отправную точку – по-другому взглянуть на мир.
В построении «Степного волка» можно заметить некую смену перспектив. Разбирая его выверенную композицию, в частности ее сходство с сонатной формой, исследователи размышляли о назначении четко вычлененных частей романа: «Предисловия издателя», «Записок Гарри Галлера», вклинившегося в их ход «Трактата о Степном волке» и «Магического театра», представляющего собой часть записок. Автор приучал своих читателей к особому способу восприятия жизни; самим построением романа он пытался доказать возможность бесконечной смены перспектив. Вслед за этим он будто намеренно демонстрировал неполное расхождение разных ракурсов, их взаимную связь и взаимную необходимость, т.е. как писал С. Аверинцев «непрестанную подвижность точек зрения» [26, с. 77-78].
Романы Германа Гессе интеллектуальны не только потому, что здесь много рассуждают и философствуют, но они по своему построению – по обязательному наличию в них разных «этажей» бытия, постоянно соотносимых друг с другом, друг другом оцениваемых и измеряемых. Труд сопряжения этих слоев в единое целое составляет художественное напряжение этих романов, в том числе «Степного волка» [11, с. 197].
Что касается генерализованного изображения человека, что присуще немецкому философскому роману, то в «Степном волке» взгляд со стороны перекрещивается со взглядом изнутри (первая часть «Предисловие издателя» и вторая «Записки Гарри Галлера»). Прерывавший течение «Записок» «Трактат» поднимал частную историю до уровня общего опыта. Именно в «Трактате» то и дело встречаются фразы вроде: «С ним происходит то, что происходит со всеми» или «Людей типа Гарри на свете довольно много». Трактат объективизирует судьбу и натуру героя, рассматривая ее в масштабах структуры человеческого общества. Роман «Степной волк» в сильной степени отразил хаотичность и разорванность своего времени. Понятие «хаос» раскрывается во многих статьях и художественных произведениях Г. Гессе. Мотив «мужественного сошествия в хаос помрачений души» – один из важнейших в «Степном волке». Хаос – то состояние, когда противоположности становятся взаимозаменимыми, – соотнесен писателем не только с сознанием отдельных людей, но и с кризисом эпохи. При этом хаос не означает распада: он понимается скорее как смешение и как постоянная возможность нового творчества [26, с. 72, 78].
На основе вышесказанного можно сказать, что роман Германа Гессе «Степной волк» является отменным примером немецкого философского романа с характерными ему чертами и особенностями, конечно же с привнесенными самим автором «добавками», без которых теперь уже нельзя представить его произведения, ибо они прекрасно соотносятся друг с другом.

2.1. Психологические аспекты романа

Роман «Степной волк» оставляет широкое поле деятельности для раздумий в сфере психологии, что делает требует разносторонний анализ личности Гарри. Как уже упоминалось в предыдущих главах, романам Германа Гессе характерен психологизм – конкретный художественный прием, осуществляемый ограниченным набором технических средств, направленный на то, чтобы читатель по двум-трем фрагментам сложил в сознании целую картину мыслей и мотивов литературного героя [28]. Но конечно, нужно понимать, что наиболее полную картину можно составить только в случае ознакомления со всем текстом произведения, а потом уже по самым ярким фрагментам выделить основные свойства характера и психики главного героя.
В отличие от многих других произведений мировой литературы в романы Г. Гессе заложена реальная научная основа, т.е. чтобы сделать более полную характеристику главных героев его произведений, нужно ознакомиться с реальными научными достижениями в области психологии, которые стали частью фундамента в формировании личности самого героя, в данном случае Гарри Галлера – Степного волка.
Огромное значение для Гессе имело исследование бессознательной жизни человека в работах З. Фрейда и, особенно, К. Г. Юнга, Гессе был страстным защитником личности. Но для того, чтобы прийти к себе, личность должна была, полагал Гессе, сбросить навязанные ей маски, стать в полном смысле собой или, как выражается Юнг, «самостью», включающей как сознание, так и бессознательные порывы человека. При этом, в отличие от многих современных ему писателей, Германа Гессе занимали не прихотливые изгибы индивидуальной психологии, не то, что разъединяет людей, а то, что их объединяет. В нарисованном в «Степном волке» Магическом театре происходит распадение лица Гарри на множество лиц [11, с. 206].
К. Г. Юнг выделял три ступени души человека: а) сознание; б) личное бессознательное; в) коллективное бессознательное. Для понимания сознания важно понятие «Я». Оно включает в себя, во-первых, сигналы органов чувств, которые передают раздражения изнутри и извне, во-вторых, накопленные образы прошлых восприятий. Соединяет эти две составляющие «Я» сознание. То есть «сознание представляется необходимым предусловием «Я». Однако без «Я» немыслимо также и «сознание». В связи с этим, К. Г. Юнг говорит о «Я»-сознании: «Я»-сознание не охватывает целого человеческого существа: им значительно больше забыто, чем оно знает. Оно осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит. Сознательная личность есть более или менее произвольно выбранный фрагмент коллективной психики. Она состоит из «суммы психических факторов, которые ощущаются как личностные». Личное бессознательное состоит «прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу того, что они потеряли свою интенсивность и поэтому оказались забытыми, либо же потому, что от них отстранилось сознание», то есть из того, что забыло или вытеснило сознательное «Я». Проведенные К. Г. Юнгом исследования позволили доказать, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но и «обладает доличностным или трансличностным измерением, которое проявляется в универсальных паттернах и образах всех мировых религий и мифологий», так называемое коллективное бессознательное, или архетипическая психика, то есть совокупность психического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы.
Архетипы – это образы, сложившиеся в глубокой древности, которые накапливаются в коллективном бессознательном последующих поколений. Они концентрируют в себе чувственные, эстетические, культурные представления и «передаются по наследству вместе со структурой мозга». Архетип, есть «фигура – является ли она демоном, человеком или событием» – которая в процессе истории повторяется в психическом отдельной личности. Центральный архетип, или архетип целостности, получил у К. Г. Юнга название «Самости». Все эти три плана психической жизни Гарри Галлера (сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное с архетипами) предстают в романе Г. Гессе «Степной волк» [1].
Личность в целом, которая, несмотря на свою данность, не может быть познана до конца, К. Г. Юнг назвал «самостью». В своей книге «Исследование феноменологии самости» он говорит: эго, по определению, подчинено самости и относится к ней как часть к целому. Внутри поля сознания оно обладает свободой воли. Под последней предполагается не какое-либо философское понятие, а всего лишь хорошо известный психологический факт «свободного выбора», точнее, субъективное ощущение свободы. Но, точно так же, как наша свободная воля наталкивается на необходимость внешнего мира, она обнаруживает свои пределы и в субъективном внутреннем мире, вне поля сознания, где наталкивается на факты, принадлежащие самости. И, в точности как обстоятельства или внешние события «случаются» с нами, ограничивая нашу свободу, так и самость воздействует на эго как на нечто объективно происходящее и весьма слабо поддающееся изменениям со стороны свободной воли. В самом деле, хорошо известно, что эго не только не может ничего поделать против самости, но даже иногда как будто бы ассимилируется бессознательными компонентами личности, пребывающими в процессе развития, и сильно искажается ими. В силу самой природы рассматриваемого предмета, невозможно дать эго какое-либо описание, за исключением самого формального. При любом ином способе наблюдения придется принять во внимание индивидуальность, присущую эго в качестве одной из его основных характеристик. Хотя те многочисленные элементы, что составляют этот комплексный фактор, сами по себе всегда и везде одинаковы, они бесконечно вариативны в том, что касается их ясности, эмоциональной окрашенности и широты охвата. Поэтому оказывается, что результат их комбинирования, – то есть эго, – насколько можно судить, индивидуален, уникален и способен в определенной мере поддерживать свою идентичность. Его стабильность относительна, поскольку иногда случаются далеко идущие трансформации личности. Изменения такого рода не обязательно являются патологическими, они также могут сопутствовать развитию и, следовательно, укладываться в рамки нормы [33].
Также с точки зрения психологии чрезвычайно интересным является внутренние противостояние между волчьим и человеческим в Гарри Галлере (он не любит бюргеров, но пользуется благами этого общества). Г. Гессе изображает дьявольское начало в раздвоенности Гарри: «Все эти люди заключают в себе две души, два существа, божественное начало и дьявольское, материнская и отцовская кровь, способность к счастью и способность к страданию смешались и перемешались в них так же враждебно и беспорядочно, как человек и волк в Гарри. Та же мысль у К. Юнга: «Дьявол есть вариант архетипа Тени, т.е. опасного аспекта непризнанной, темной половины человека». В романе показано, что Гарри страдает не от того, что в нем живет волк, так как это не столь необычно [1]: «Встречалось же, по слухам, немало людей, в которых было что-то от собаки или от лисы, от рыбы или от змеи, но они будто бы не испытывали из-за этого никаких неудобств. У этих людей человек и лиса, человек и рыба жили бок о бок, не ущемляя друг друга, они даже помогали друг другу, и люди, которые далеко пошли и которым завидовали, часто бывали обязаны своим счастьем скорее лисе или обезьяне, чем человеку» [10], а от того, что «человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде, и один только изводил другого, а когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага, жизнь никуда не годится» [10]. Герой романа Г. Гессе предстает перед нами в тот период жизни, когда внутренний конфликт достигает своей крайней точки. О природе такого конфликта К. Юнг писал следующее: «Как только человек осознает, что у него есть Тень, что его враг в его собственном сердце, начинается конфликт, и один становится двумя». Гарри неосознанно стремится к примирению со Степным волком, стремится преодолеть раздвоенность своей личности, и если ему это удается, то он ощущает счастье и полноту жизни [1].
К. Леонгард рассматривает различные черты характера и темперамента, формирующего человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта. Он называет это акцентуацией характера – по А. Е. Личко, это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Его квалификация персонажей литературных произведений соотносится именно с выделенными классами [4, с. 26]. Согласно выделенным Леонгардом типов акцентуированных личностей, Гарри Галлера можно было бы назвать и дистимической личностью, которой характерна сосредоточенность на мрачных вещах, печальных сторонах жизни, но и в некоторых эпизодах проявляется и возбудимость личности – подверженность влечениям, неконтролируемым побуждениям, возникновение гнева, раздражительности, вспыльчивости (гневные выпады Гарри в гостях у профессора), и интровертированной личностью, которая живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями (здесь схожесть частичная; примером может послужить его собственные представления о портрете Гёте), т.е. важнее не влияние внешних событий на жизнь персонажа, а то, что он о них думает [4, с. 26-30].
Как и некоторых других произведениях Германа Гессе в «Степном волке» затрагивается тема воспитания и ее последствия, выраженная в первых впечатлениях «племянника» о Степном волке: «Тут я должен вставить одно психологическое замечание. Хотя я мало что знаю о жизни Степного волка, у меня есть все причины полагать, что любящие, но строгие и очень благочестивые родители и учителя воспитывали его в том духе, который кладет в основу воспитания «подавление воли». Так вот, уничтожить личность, подавить волю в данном случае не удалось, ученик был для этого слишком силен и тверд, слишком горд и умен. Вместо того чтобы уничтожить его личность, удалось лишь научить его ненавидеть себя самого. И против себя самого, против этого невинного и благородного объекта, он пожизненно направлял всю гениальность своей фантазии, всю силу своего разума» [10].
Итак, как мы видим из вышесказанного, в романе Германа Гессе «Степной волк» можно выделить целый букет психологических особенностей присущих главному герою: архетип Тени, самость, акцентуация характера, расщепление личности, «подавление воли». Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к изучению каждого из перечисленных аспектов, принимая во внимание то, на каких основах они зиждутся: труды К. Г. Юнга, особенности воспитания в Германии конца ХIХ – начала ХХ века, психологический и психиатрический подход к персонажу.

3.2. Модель человека в романе «Степной волк»

Главный герой произведения «Степной волк» Гарри Галлер является очень сложным характером, изучение которого представляется познавательным процессом, так как каждый из нас индивидуальность и хотя бы раз в жизни чувствовал себя тем самым волком, т.е. в Гарри каждый может найти частичку себя. Сам образ Степного волка – сложный, имеющий свою историю в творчестве писателя. Позже, в начале 20х гг., Гессе часто сравнивает сам себя с попавшим в западню «степным зверем», пытающимся вырваться на свободу, «заблудшим в дебрях цивилизации», тоскующим по приволью «родных степей». Кроме метафорического, символ «степного волка» имеет по меньшей мере троякий смысл: мифологический, философский и психологический. «Волк» – один из зооморфных символов, наиболее часто встречающийся в мифологиях разных народов. В большинстве случаев он есть олицетворение демона зла, результат неподчинения Евы. В христианской символике средневековья «волк» нередко отождествляется с чертом, выступая в этом своем значении и в литературе XX в. В философском значении символ «степного волка» восходит к ницшеанскому противопоставлению стадного человека и «дифференцированного одиночки», которого Ницше в отдельных случаях называет «зверем», а также и «гением». «Волк» выходит на свет вследствие борьбы и столкновений самоанализа [10].
В самом начале произведения мы можем узнать мнение второстепенных героев о Гарри. Первым, на что обычно обращают внимание, является внешний облик человека ведь «встречают по одежке». Племянник описывает нового жильца в апартаментах своей тетушки: «Он был не очень высок, но обладал походкой и осанкой рослого человека, носил модное и удобное зимнее пальто, да и вообще одет был прилично, но небрежно, выбрит гладко, и волосы его, совсем короткие, мерцали проседью» [10]. Как мы видим этот человек довольно бережно относится к своему внешнему виду, а также следил за своим здоровьем и в молодости. Люди творческой натуры, а он был именно таким, ибо в тексте мы находим следующее высказывание направленное в адрес Гарри – «гениальность своей фантазии, всю силу своего разума» [10], очень часто выделяются небольшой небрежностью в своих повседневных делах – это так называемый творческий беспорядок, который, кстати, в дальнейшем будет просматриваться и в комнате Галлера: «Книги заполняли не только большой книжный шкаф, но и лежали повсюду на столах, на красивом старом секретере, на диване, на стульях, на полу, книги с бумажными закладками, постоянно менявшимися. Книги непрестанно прибавлялись, ибо он не только приносил целые кипы из библиотек, но и получал весьма часто бандероли по почте. Человек, который жил в этой комнате, мог быть ученым. Такому впечатлению соответствовал и сигарный дым, все здесь окутывавший, и разбросанные повсюду окурки сигар, и пепельницы» [10]. Когда же сам бюргер, с позиции которого мы знакомимся с Гарри Галлером, узнает его поближе, он находит его глубокомыслящим, самобытным человеком. Стоит только вспомнить как племянник описывает глубину взгляда Гарри во время встречи с суетным оратором. Раскрываются и некоторые психологические особенности личности главного героя, важным здесь стает элемент страдания. Здесь поднимается проблема «подавления воли» в процессе воспитания, которая задевалась Германом Гессе и в более ранних работах. Такое воспитание привело не к подавлению воли и личности, а к ненависти к самому себе – весь свой негатив он направлял против себя и как истинный христианин изо всех сил питался любить ближних.
Гарри предстает очень интересным собеседником. И тетушка была впечатлена его обходительностью, образованностью, да и сам племянник вспоминал их разговоры на крошечном пятачке паркета между лестницей об араукарии и азалии, которые сияли ухоженностью, когда Галлер сам говорит, что он живет в ином мире. В конце «Предисловия издателя» звучит мысль, очень точно характеризующая Степного волка: «Галлер принадлежит к тем, кто оказался между двумя эпохами, кто ничем не защищен и навсегда потерял непорочность, к тем, чья судьба – ощущать всю сомнительность человеческой жизни с особенной силой, как личную муку, как ад» [10]. Таким предстает перед нами Гарри Галлер во впечатлениях типичного немецкого бюргера, что является одной из четырех перспектив рассмотрения личности в романе.
Второй перспективой являются «Записки Гарри Галлера», где уже сам герой излагает факты своей жизни, проводит самоанализ. Под заголовком сразу расположена красноречивая надпись – «Только для сумасшедших», за которой следует пояснение в виде сноски: «Сумасшедшие, по терминологии писателя, – это те редкие одиночки, которые осознали относительность всех распространенных установок и «открыты» по отношению к сложному миру». «День прошел, как и вообще проходят дни, я убил, я тихо сгубил его своим примитивным и робким способом жить» [10] – так начинаются записки, что дает хорошее представление об отношении Гарри к самому себе и своему образу жизни. Он жалуется на постоянные боли, которые его беспокоят. А позже уже появляются проблески волчьей природы: «Тут во мне загорается дикое желание сильных чувств, сногсшибательных ощущений, бешеная злость на эту тусклую, мелкую, нормированную и стерилизованную жизнь, неистовая потребность разнести чтонибудь на куски, магазин, например, собор или себя самого, совершить какуюнибудь лихую глупость, сорвать парики с какихнибудь почтенных идолов, снабдить какихнибудь взбунтовавшихся школьников вожделенными билетами до Гамбурга, растлить девочку или свернуть шею нескольким представителям мещанского образа жизни» [10]. Дух бьется меж двумя полюсами: инстинктом и разумом [31]. Гарри Галлер упоминает араукарию, свои прогулки по городу, годы юности, свои раздумья, в которых подтверждается его статус: «Как же не быть мне Степным волком и жалким отшельником в мире, ни одной цели которого я не разделяю, ни одна радость которого меня не волнует!» [10]. Он выражает свое негативное отношение к американской музыке – джазу, которую он называет «музыкой гибели», рассматривая ее как признак упадка эпохи.
«Трактат о Степном волке» дает научно обоснованный анализ. Само название трактат настраивает нас на восприятие чего то более серьезного, чем просто субъективный самоанализ. Прерывающий течение «Записок» «Трактат» поднимает частную историю до уровня общего опыта. Трактат объективизирует судьбу и натуру героя, рассматривая ее в масштабах структуры человеческого общества [26, с. 78]. В нем Гарри видит себя со стороны. Эта часть романа представляет собой эссе и стилистически, а также сюжетно является «чужеродным» включением в произведение [5, с. 25]. Основными идеями, касающимися личности Гарри Галлера, являются следующие определенные в «Трактате»: « у Степного волка было две природы, человеческая и волчья особенность его заключалась в том, что, когда он был волком, человек в нем всегда занимал выжидательную позицию наблюдателя и судьи, – а во времена, когда он был человеком, точно так же поступал волк Никто никогда не испытывал более страстной потребности в одиночестве, чем он Другой отличительной чертой была его принадлежность к самоубийцам По собственному его представленью, Степной волк пребывал совершенно вне мещанского мира, поскольку не вел семейной жизни и не знал социального честолюбия. Он чувствовал себя только одиночкой, то странным нелюдимом, больным отшельником, то из ряда вон выходящей личностью с задатками гения, стоящей выше маленьких норм заурядной жизни. Он сознательно презирал мещанина и гордился тем, что таковым не является. И все же в некоторых отношениях он жил вполне помещански: имел текущий счет в банке и помогал бедным родственникам, одевался хоть и небрежно, но прилично и неброско, старался ладить с полицией, налоговым управлением и прочими властями Ему нравилось иметь свои маленькие пороки и причуды, чувствовать себя посторонним в мещанской среде, какимто отшельником или гением, но он никогда не жил и не селился в тех, так сказать, провинциях жизни, где мещанства уже не существует Гарри обнаруживает в себе «человека», то есть мир мыслей, чувств, культуры, укрощенной и утонченной природы, но рядом он обнаруживает еще и «волка», то есть темный мир инстинктов, дикости, жестокости, неутонченной, грубой природы В действительности же любое «я», даже самое наивное, – это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей. А что каждый в отдельности стремится смотреть на этот хаос как на единство и говорит о своем «я» как о чемто простом, имеющем твердую форму, четко очерченном, то этот обман, привычный всякому человеку (даже самого высокого полета), есть, повидимому, такая же необходимость, такое же требование жизни, как дыханье и пища И все же наш Степной волк открыл в себе по крайней мере фаустовскую раздвоенность, обнаружил, что за единством его жизни вовсе не стоит единство души, а что он в лучшем случае находится лишь на пути, лишь в долгом паломничестве к идеалу этой гармонии. Он хочет либо преодолеть в себе волка и стать целиком человеком, либо отказаться от человека и хотя бы как волк жить цельной, нераздвоенной жизнью» [10].
В «Трактате» Гессе говорит о том, что Гарри принадлежит к породе самоубийц. Но самоубийцы не только те, кто накладывает на себя руки, но также и те, кто, как Гарри, сами постепенно обрывают свои связи с обществом. Гарри кажется, что своей смертью он обманет и общество, и свои физические и духовные недуги, но он боится смерти, боится всякого нарушения раз установленного порядка, всякого выхода за рамки устоявшихся представлений и правил [5, с. 40]. Текст «Трактата» вносит существенное усложнение: в нем говорится о тысячах душ Гарри, каждая из которых существенна и необходима, ибо и волк, например, часто является лучшей частью человечества [26, с. 82].
Последняя перспектива – «Магический театр». Он представляет собой проекцию внутреннего мира героя на некий волшебный экран, «превращение внутренних процессов душевной жизни героя в зрительно воспринимаемые события» [26, с. 84].
Очень важно не упустить то, какое влияние оказывала Гермина на Гарри Галлера. Она воплощает практическую жизнь без утонченных духовных переживаний, знакомых Гарри. Под влиянием Гермины в сознании Гарри постепенно происходит переоценка ценностей. Глядя на себя прежнего, он замечает, что основная особенность его жизни – бездействие, наполнение размышлениями, эмоциями, абстрактным накоплением отвлеченных знаний [5, с. 37].
Злочевская А. В. Считает, что важная композиционная скрепа «Степного волка» – образ автора. Присутствие его тайно и в то же время всеопределяюще. Сперва он дважды появляется под личиной загадочного случайного прохожего со странным плакатом, призывающим в «Магический театр», и вручает герою «Трактат о Степном волке», а чуть позже подсказывает путь к Гермине. Благодаря этим таинственным появлениям повествование переключается в план мистический. Отвечая на тайные желания, точнее, крики о помощи из глубин сознания героя, автор указывает ему путь к познанию себя и спасению. В «Трактате о Степном волке» лик автора проступает уже отчетливо, прихотливо пересекаясь с образом бессмертных. Отличительная особенность авторской интонации в романе – отчужденно ироничное отношение к герою, к его проблемам и страданиям, при глубоком понимании их трагической сути.
Разгадка образа автора зашифрована в одной из ключевых сцен «Записок Гарри Галлера»: пытаясь отгадать имя своей новой подруги, герой вдруг замечает, что перед ним «мальчишеское лицо», как две капли воды похожее на лицо друга из его отрочества, которого звали Герман. Так он угадывает, что девушку зовут Гермина. Но ведь и Гессе звали Герман. А Гермина –двуполое создание, что усиленно подчеркивается в романе. И это имеет смысл не только эротический. Всепонимающая Гермина, проникающая в сокровенные глубины сознания героя, – не кто иной, как alter ego автора. Но в равной мере – и героя. Гарри смотрится в свою роковую подругу, как в зеркало: убивает ее по ее же приказу, о котором она сказала ему при первой их встрече и который он угадал тогда сам. Он знал этот приказ до того, как она о нем сказала. Причиной этого становится то, что герой встречает ее тогда, когда уже готов к самоубийству. Она отводит его руку с ножом от его горла, направив на себя. Но ведь это убийство произойдет в зеркальном «Магическом театре», а следовательно, нож будет направлен на самого героя – так свершится «ритуальное» самоубийство, с предощущения которого начался роман и мотив которого неизменно присутствовал в его подтексте. Кстати, Пабло, вынося приговор Гарри, загадочным образом говорит об убийстве-самоубийстве зеркальным ножом. Если же вернуться к тому, что за образом Гермины просматривается лик Германа Гессе, то станет окончательно ясно: «Степной волк» воссоздает, в форме многоликого театрального действа, бытие творящего сознания автора. Воплощает и решает в художественных образах его собственные проблемы. Сквозь персонажей просвечивает лик автора – являясь в обличии то странного прохожего, то Пабло или Моцарта, то Гермины – Германа – Гарри Галлера. Иронично-насмешливая и всепонимающая интонация, а также инициалы Г.Г. – сигнальный знак автора. В сущности, кукловод и кукла у Гессе одно лицо.
Гарри Галлер, как и остальные «реальные» и трансцендентные персонажи романа, не что иное, как зеркальные воплощения личности автора. Перед нами – воссозданная игра автора с самим собой, а «Степной волк» – метароман о построении средствами искусства модели души автора. Эту главную тайну произведения раскрывает заключительная его фраза: «Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше» [15]. Человек, такой, каким он показан в романе «Степной волк», – это «не только до некоторой степени разумное животное, но он – дитя богов и он бессмертен» [5, с. 47].
Таким образом, несмотря на то, что представленная Германом Гессе модель человека на первый взгляд кажется одинокой, единой в своем роде, образ Гарри Галлера является в некотором смысле обобщающим.





























Выводы

В данной курсовой работе была предпринята попытка на основе собранных материалов раскрыть тему, вынесенную в название, дать характеристику модели человека в романе выдающегося немецкого писателя Германа Гессе «Степной волк», а также взаимодействие главного героя произведения с моделью мира, предназначенным «только для сумасшедших», но не в буквальном смысле этого слова. Используется эта лексическая единица для того, чтобы выразить не прямую характеристику наполнения концепции личности, а ее положение в обществе, в этом случае возвышенность, то что выделяет одного человека среди других.
Подготовительным этапом перед работой с текстом романа и литературоведческой критикой было рассмотрение биографии и творческого пути Германа Гессе и выделение событий и факторов, оказавших влияние на личность автора и их отражение в творчестве и в рассматриваемом произведении в частности. Не остались незамеченными психологические аспекты, так как характерным для Гессе приемом в литературе является психологизм. Основным объектом рассмотрения в области психологии стали работы Карла Густава Юнга «Исследование феноменологии самости» и «Архетип и символ». Было установлены и другие не менее важные сферы влияния на личность автора, такие как: религиозное воспитание с последующим обучением в духовной семинарии, психоанализ Зигмунда Фрейда и К. Г. Юнга, период путешествий по Европе и Индию, его заинтересованность в других видах искусства (музыка), восточная философия.
Текст романа «Степной волк» состоит из четырех частей, которые названы перспективами дающими различные позиции рассмотрения личности главного героя: наблюдения и размышления бюргера, который знакомит нас с Гарри Галлером – Степным волком, субъективный взгляд самого героя с элементами самоанализа, научно обоснованный взгляд со стороны. Последняя часть произведения «Магический театр» становится расширением поля для размышлений читателя, ибо содержит она еще несколько персонажей (Гермина, Пабло, Мария), которые привносят новое в само произведение и влияют на развитие личности Гарри Галлера.
Модель мира нарисованная автором составляет огромный интерес для рассмотрения, так как является проекцией на современное Герману Гессе немецкое общество, глядя на которое читатель задумывается о настоящей сущности названия произведения и с какой эмоциональной окраской и смысловой нагрузкой звучит то, как автор назвал Гарри Галлера, т. е. является ли волк совершенно негативным персонажем или он все же чем-то качественно отличается от бюргеров. Гарри Галлер перестал быть волком среди людей. Это и есть основной смысл последних слов как Гарри, так и романа в целом: «О, я понял все, [понял] Пабло, понял Моцарта, я слышал где-то сзади его ужасный смех, я знал, что все сотни тысяч фигур жизни лежат у меня в кармане, я изумленно угадывал смысл игры, я был согласен начать ее еще раз, еще раз испытать ее муки, еще раз содрогнуться перед ее нелепостью, еще раз и еще множество раз пройти через ад своего существования»; «Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня» [10].
На примере Гарри Галлера автор показывает те стадии, которые человек вынужден пройти на своем пути к самости, способом раскрытия которых при этом выступает аналитическая психология К.Г. Юнга.
Таким образом, Герман Гессе создал если и не вечный образ, то такой, который еще долго будет представлять как научный, так и читательский интерес.







































Список использованной литературы

Анисова А.А., Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К. Г. Юнга // Культурно-языковые контакты. Вып. 9. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2006. – С. 300-312.
Апт С. К. Послесловие к роману «Демиан». – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/read/?ar=apt
Бараш О. Сочинитель Герман Гессе. – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/read/?ar=barash
Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: Монография. – М.: Генезис, 2006. – 320 с.
Березина А. Г. Герман Гессе. – Ленинград. гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1976. – 128 с.
«Биография души» Германа Гессе. – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/bio/soul/
Букаев А. И. История немецкой литературы: [Учеб. пособие для студентов-заочников ин-тов и фак. иностр. яз. На нем. яз.]. Ч. 2. – Мн.: Высш. школа, 1979. – 224 с.
Воложин С. Гессе. Степной волк. Отношения автора и героя к аморальности. – Доступно из сайта: http://art-otkrytie.narod.ru/gesse.htm
Гессе Г. Письма по кругу: Пер. с нем. / Сост., авт., предисл. и коммент. В. Д. Седельник. – М.: Прогресс, 1987. – 400 с.
Гессе Г. «Степной волк». – Доступно из сайта: http:// lib.aldebaran.ru//gesse_german_stepnoi_volk
Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2000. – 559 с.
Зарубежная литература ХХ века, 1917-1945: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец №2101 «Рус. яз. и лит.» / Сост. Н. П. Михальская, Г. Н. Храповицкая, В. А. Луков и др.; Под ред. Б. И. Пуришева, Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
Зарубежная литература конца ХIX – конца ХХ века: Учеб. пособие для студ. вышк. учеб. заведений / В. М. Толмачев, Г. Л. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М. Толмачев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с.
Зборовська Н. В. Психоаналіз і літературознавство: Посібник. – К.: «Академвидав», 2003. – 392 с. (Альма-матер)
Злочевская А. В. Парадоксы зазеркалья в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова // «Вопросы литературы». Вып. № 2. – 2008. – Доступно из сайта: http://magazines.russ.ru/voplit/2008/2/zl9.html
История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / В. Н. Богословский, З. Т. Гражданская, А. Ф. Головенченко, Е. Я. Домбровская, О. М. Соловьева, А. А. Федоров, М. А. Яхонтова, Е. Е. Фиалковский, О. И. Боярский, А. И. Лозовский, Е. И. Нечепорук, Н. И. и др.; Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 431 с.
История зарубежной литературы ХХ века (1917-1945): Учебник для филолог. спец. ун-тов / Под ред. проф. Л. Г. Андреева. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 1980. – 392 с.
Канарш Г. Ю. Герман Гессе. Жизнь и творчество. (Психотерапевтический очерк). – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/read/?ar=kanarsh
Карабегова Е.В. Образ «магического театра» в немецкой литературе XIX – XX вв. // Филология в системе современного университетского образования. Материалы научной конференции 22 – 23 июня 2004 года. Выпуск 7 / Университет Российской Академии образования. Филологический факультет. Кафедра истории мировой литературы. Кафедра общего языкознания и русского языка. Редакционная коллегия: Н.А. Литвиненко, О.В. Карпова. М.: Издательство УРАО, 2004. С. 162 – 168. – Доступно из сайта: http://www.natapa.msk.ru/philology/issue7/karabegova.htm
Лауреаты Нобелевской премии в области литературы: Герман Гессе. – Доступно из сайта: http://noblit.ru/content/category/4/64/33/
Маркович Е. Герман Гессе и его роман «Игра в бисер». – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/read/?ar=mark
Мусский С. А. 100 великих нобелевских лауреатов. – М.: «Вече», 2003.
Мюнстер Е. Г. Влияние мировоззренческих установок. – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/muenster/read/?ar=vm
Мюнстер Е. Г. Гессе и психоанализ. – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/muenster/read/?ar=psh
Мюнстер Е. Г. Культура и образование в понимании Германа Гессе. – Доступно из сайта: http://www.hesse.ru/articles/muenster/read/?ar=klt
Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945 / Н.С. Павлова. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 279 с.
Сенэс Ж., Сенэс М. Герман Гессе, или Жизнь Мага. / Пер. с фр. А. Винник. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 277 с. – Доступно из сайта: http://mirknig.com/knigi/chelovek/1181126017-german-gesse-ili-zhizn-maga.html
Силаев А. Ю. Психологизм как художественный прием. – Доступно из сайта: http://zhurnal.lib.ru/s/silaew_a_j/psihologizm.shtml
“Философия Дзен” (реферат) – Доступно из сайта: http://74.125.77.132/search?q=cache:Qz4StJdDUFEJ:berts.rys.ru/referat.doc+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C+%D0%B2+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8+%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5&cd=3&hl=uk&ct=clnk
Хильшер Э. Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер / Пер. с нем. Е. Грин; Послесл. С. Апта. – М.: Худож. лит., 1979. – 195 с.
Чижова Е. «Степной волк» российских степей // «Вопросы литературы». Вып. № 9. – 2004. – Доступно из сайта: http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/9/chi20.html
Юнг К. Г. Архетип и символ. – Доступно из сайта: http://www.klex.ru/books/arhetip_i_simvol.rar
Юнг К. Г. Исследование феноменологии самости. – Доступно из сайта: http://www. klex.ru/books/issledovanie_fenomenologii_samosti.rar








13PAGE 15


13PAGE 14215





Приложенные файлы

  • doc 3788377
    Размер файла: 165 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий