Современные игровые технологии в СПО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ БПО «Южный Федеральный Университет»

Академия психологии и педагогики

Кафедра технологии и профессионально
-
педагогического образования






Реферат на тему

«Современные игровые технологии в СПО »







Выполнила
: Таратынова Анна Александровна


студентка 3 курса,32 группы



очной формы обучения


профиля «Логистическо
-
технический сервис


автомобильного транспорта»


Руководитель
: Данчук Маншук Пахитжановна



















Ростов
-
на
-
Дону

2017

Содержание

1.Введение

2.История современных игровых технологий и их значение

3.Классификация учебных игр

4.
Роль педагога в
организации игр

5.Заключение


























Введение

Игра наравне

с трудом и ученьем


один из
ключевых
видов
деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.


По определению, игра


это вид деятельности в условиях ситуаций,
на
целенных

на воссоздание и условие общественного опыта, в котором
формируется
я и
улучшается
самоуправление поведением.


Игра как средство обучения и воспитания в настоящее время привлекает
внимание многих
педагогов профессиональных образовательных
организа
ций. Все большее число преподавателей общеобразовательных и
профессиональных дисциплин, мастеров производственного обучения
открывают для себя ее
педагогические резервы.

Развивающий, обучающий и воспитательный эффект игровых технологий,
применяемых при
организации учебно
-
воспитательного процесса
обеспечивается, главным образом, за счет создания условий для свободного
выражения студентами своих интеллектуальных, нравственно
-

волевых и
эмоциональных качеств.

Включение игры в теоретическое и производственно
е обучение создает
объективные предпосылки для концентрации внимания и стимулирования
познавательной активности студентов, для опоры
на их игровые потребности,
а через них
-

на целенаправленный интерес к учебным предметам.
Правильно
организованная игра обе
спечивает преобладание проблемных методов
обучения, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных
особенностей студентов,
повышает управляемость учебного процесса и
оперативность контроля за качеством усвоения учебного материала.
Все это,
неп
ременно, способствует положительной мотивации учения.

Вместе с тем педагогическая практика показывает, что игровые технологии
могут успешно применяться и в целях воспитания. Одна из самых сильных
сторон


игры

-

демократический
стиль общения. Главным образо
м именно
поэтому в условиях игры наиболее полно
раскрываются социальные позиции
студентов, их гражданственность, политическая и
эстетическая культура.
Именно благодаря взаимопониманию, атмосфере взаимного доверия и
педагогического сотрудничества создается
благоприятная почва для развития
самосознания и
целенаправленной коррекции поведения учащихся, для
формирования у них правильных
ориентаций в системе духовных ценностей.


Целью работы является выявление эффективности использования
игровых технологий в

повышении качества знаний, уровня учебной
мотивации к изучаемому предмету и сохранение психологической
комфортности обучаемых в учебной деятельности в средн
ем
профессиональном образовании(СПО).



История современных игровых технологий и их значение

Игру к
ак

метод обучения,

передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в
народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В
современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-


в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;

-


как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-


в
качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);

-


как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок»,
КТД и др.).

Понятие

«игровые педагогические технологии»

включает достаточно
обширную гр
уппу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных

педагогических игр.















В отличие от игр вообще

педагогическая игра обладает
существенным признаком
-

четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогичес
ким результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно
-
познавательной направленностью.














Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые выступают как средство побу
ждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.














Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деят
ельность подчиняется
правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в
учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игров
ым результатом.













Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций
и классификации педагогических игр.




Эмоциональные и игровые приемы
считаются важными компонентами
в
решении познав
ательных,
обще
воспитательных

вопросов
.

Многие
инновационные
учебники как отечественные, так и зарубежные, широко
применяют
игров
ую методику в обучении
. Игра


хороший стимул в
достижении успеха там, где
иногда

оказываются
безрезультатными
мно
жественные

традиционные упражнения.
Занятие
может
стать
запоминающимся
путешествием,

предоставить

возможность не только
сильным, но и слабым
об
уча
ющимся выразить

свой творческий потенциал.
Даже самый незначительный успех


большой
шаг на пути познания. Игра
способствует
осуществлению
важ
ных

методических задач: обеспечивает
психологическую подготовку к речевому общению на
занятии,
неодн
ократное повторение материала. Игра
оказывает большое влияние
на
формирование
познавательно
й активности. Она
скрывает
в себе огромное
нравственное начало, так как делает труд

веселым
, творческим и
нтересным
.
Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее студенты
запоминают употребляемые в ней слова.

Проблема игры,
согласно
одной из концепций,
появилась
, как слагаемое
проблемы свободного времени и досуга людей в силу мног
очисленных

тенденций религиозного, социально
-
экономического и культурного развития
общества. В
античном
мире игры были средоточием общественной жизни,
им при
давалось религиозно
-
политическое значение. Древние греки

полагали
,
что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер утверждал, что
древние
игры божественны и могут служить идеалом любых последующих
видов досуга человека. В Древнем Китае
торжественны
е
игры открывал
император, и
непосредственно
сам
принимал
в них участ
ие
.

В советск
ий период

сохранение и
формирование
традиций игровой культур
ы
народа, крайне

деформированных тоталитарным режимом, начиналось с
практики летних
при
городных лагерей,
которые х
ранили
игровое богатство
общества.

Прежде всего,

необходимо принять во внимание
, что игра как с
пособ
общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным
социокультурным феноменом.

Сложность о
буславливается

разн
ообразием форм игры, способов уча
стия в
них партнеров и
методами
проведения игры. Социокультурная природа игры
очевидна, что делает ее незаменимым
компонентом
обучения. В процессе
игры: осваиваются правила поведения и
значимости
группы (мини
-
модели
общества),
которые переносятся потом
в “
большую жизнь”; рассматриваются
способности
самих групп, коллективов
-
аналогов предприятий, фирм,
различных
видов
экономических и социальных институтов в миниатюре;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности,
отрабатываются индивидуальные чер
ты характера
об
уча
ю
щихся,
которые
необходимы
для достижения поставленных целей; накапливаются
культурные традиции, внесенные в игру участниками, п
едагогами
,
привлеченными дополнительными средствами


наглядными пособиями,
учебниками, компьютерными технолог
иями.

Л.С. Выготский и его уч
ащиеся

считают исходным, опре
деляющим в игре то,
что человек

в процесс игры придумывает
себе мнимую ситуацию вместо
реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем
переносимым значениям, которые он при
этом придает окружающим
предметам. В соответствии с возрастной периодизацией
из
меняются только
ведущая деятельность и виды игр.

Игра
-


форма

обучения, значение которого не
реально

исче
рпать и оценить
развлекательными и

креативными

возможностями. В этом и
заключается
его
феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, игра

может

перерасти в
обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
взаимо
отношений и проявлений в труде.

Можно
осуществить
игровые приемы и ситуации
на занятиях
по следующим
ос
новным направлениям:

-

дидактическая цель ставится перед
об
уча
ющим
ся в форме игровой задачи;

-

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-

учебный материал

применяется

в качестве ее средства;

-

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, ко
торый
переводит дидактическую задачу в игровую;

-

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.












Классификация учебных игр

В на
ше

время в методической л
итературе существуе
т достаточно

много

классификаций,
которые
систематизирую
т

виды учебных игр в соответствии
с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости
от:

-

целей и задач учебной игры;

-

формы проведения;

-

способа организации;

-

степени сложности;

-

кол
ичественного состава участников

-
по п
родолжительности

-
по предметной области

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные
или ситуационные, ролевые, игры
-
соревнования, интеллектуальные игры
(ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры
-
взаимодействия
(коммуникативные, инт
ерактивные).

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные,
письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно
-
моделирующие и
креативные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры
делятся
на
“простые” (моноситу
ационные) и “сложные” (полиситуационные), а по
длительности проведения
-

на продолжительные и непродолжительные.

По количествен
ному составу участников игры
разделяются на
индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. При

этом
очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры,
предста
вляют собой
реализацию индивидуального подхода к учащимся и “общение” обучаемого с
источником информации.
Другие
перечисленные виды игр п
одразумевают
общение партнеров друг с другом, что может предп
олагать проявление как
индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу
обучения.

По продолжительности различают:


-

короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно
-
ролевые и иные
игры, используемые
с целью формирования
интереса к у
чебной деятельности
и решения отдельных

четких задач: усвоение каких
-
нибудь конкретных
правил, отработка навыков

и так далее;

-

игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности
более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничен
ы рамками
одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним
относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть
представление урока в виде целостной учебы


игры.

-

длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны

на
различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или
недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и
направлены на формирование медленно образующих психических и
личностных качеств учащегося. Особенностью этой г
руппы выступают
серьезность и деловитость.


По предметной области:


-

математические, физические, экологические;

-

музыкальные, театральные, литературные;

-

трудовые, технические;

-

физкультурные, спортивные, военно
-
прикладные, туристические, народные;

-

обществоведческие, управленческие, экономические.


Немаловажным является вопрос о месте учебной игры на уроке. Совершенно
очевидно, что дать конкретные рекомендации по данному поводу не
предоставляется возможным. Место игры в ходе урока, а так же ее
продолжительность зависят от множества факторов. К назначенным
факторам можно отнести:

-

уровень обученности учащихся;

-

уровень обучаемости;

-

степень сложности материала;

-

конкретные цели, задачи условия.

В
практике

различных работ

получили широкое применение ролевые игры,
которые
считаются
специфической организационной формой обучения.

Это
эффективный прием работы. Обучающиеся

используют
осваиваемый
материал в ситуациях,
которые характерны
для окружающей их
действительности, что сп
особствует
формированию
инициативы и усиливает
естественно
-
коммуникативную направленность урока.

Помимо этого
,
благодаря ролевым

игр
ам

у
об
уча
ю
щихся формируются такие качества, как
общительность, коллективизм,
а также
появляется чувство ответственности
за
своих товарищей.
Занятие
с применением ролевых игр обычно проходят
живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной
психологической атмосфере.

Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими
возможностями для дальнейшего соверше
нствования учебного процесса
путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков
творческой мыслительной, познавательной деятельности.


Роль педагога в организации игр

Роль преподавателя в образовательном процессе многогранна, используя
игровые

технологии на уроках, преподаватель должен быть:

преподаватель
-

сценарист (проектировочные умения);

преподаватель как режиссёр (адаптационные умения);

преподаватель организатор (организационные умения);

преподаватель как речевой партнёр (коммуникативные
умения);

преподаватель как энергизатор (мотивационные умения);

преподаватель
-

исследователь

Помимо этого
, преподаватель должен
обладать
контролем и самоконтролем.

Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в
процесс
е

е
е
проведения повышается
мотивации учения, возрастает уровень
заинтересованности (эвристичес
кая функция), вырабатываются и
формируются

навыки и

умения (обучающая функция).

В

игре
обучающийся
не
должен ощущать

себя объектом воздействия
взрослого, считая себя полноправным субъектом

деятельности, то имеется
возможность через игру формировать у него личностные качества
(воспитательная функция).

О
бучаемые
должны
активно взаимодействуют друг с другом, осваивая
правила и способы взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания,
согласова
ния действий
и намерений с другими игроками. С
облюдая пра
вила
игры,
участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради
совместных действий (коммуникативная функция ради совместных действий.

Через игру легче формируется культура восприятия челов
еческих ценностей
(эстетическая функция).















Заключение

Если совместить
все выше
упомянутое
,
то
получ
ае
м
концепцию
развивающего обучения с
применением новейши
х педагогических
технологий, учетом принципов образования и воспитания и, главное,
потребностей
об
уча
ю
щихся.
Существуют
три фактора успешности этой
системы: эффективность, продуктивность и результативность.

Показателями эффективности
использования
игровых
технологий являются:

-

в
оздействие

на развитие личности и состояние психологического здоровья

обучающихся
;

-

у
совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития
обучающихся;

-

творческий характер коллективной

деятельности преподавателя
и
студентов; по
ложительный подход

об
уча
ю
щихся к изучаемому предмету;
оптимальный психологический климат

Продуктивность подтверждается по
ложительными

результатами
исследований удовлетворенности
об
уча
ю
щихся и их родителей условиями и
качеством обучения.

Пок
азатели результативности:

-

уровень качества знаний
об
уча
ю
щихся;

-

развитие речевой деятельности обучающихся;

-

повышение уровня учебно
-
познавательной мотивации студентов.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
студентами в меньшей с
тепени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для студентов, и деятельность
,

благод
аря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественным и прочным.


Известно, что лучше усваивается тот учебный материал, который
оказывает на студентов эмоциональное воздействие, и прочнее те знания,
которые не только усвоен
ы, но и пережиты.




Приложенные файлы

  • pdf 1219596
    Размер файла: 163 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий