Методичка по Истории Отечественного Кино

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования
«Всероссийский государственный университет кинематографии
имени С.А. Герасимова»


Кафедра киноведения



Методические рекомендации по курсу

«История отечественного кино»

для студентов заочного отделения сценарно-киноведческого факультета
специальности «Драматургия»




Составитель: кандидат искусствоведения, профессор А.Н.Золотухина




Москва 2012




Утверждено
на заседании кафедры киноведения
«___» ___________ 201__г. протокол № ____


















История отечественного кино как научная дисциплина ставит своей задачей анализ кинопроцесса, обобщение закономерностей становления киноискусства.
История отечественного кино включает не только анализ кинематографической практики, но и изучает формирование теоретических взглядов и концепций, проблемы стилистики и художественного мастерства, эволюцию образного языка экранных искусств.

1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать детальное представление об отечественном кинематографе в контексте мирового кинопроцесса, об основных школах и направлениях, о формировании стилевых закономерностей и индивидуальных особенностях творчества ведущих мастеров на разных этапах истории кино, о своеобразии их произведений и теоретических взглядов.
В основу изучения истории отечественного кино положена следующая, общепринятая в нашем киноведении, периодизация:
Кино в дореволюционной России (1896-1917)
Рождение советского кино (1918-1921)
Киноискусство двадцатых годов (1921-1929)
Киноискусство тридцатых годов (1930-1940)
Киноискусство в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Киноискусство первых послевоенных лет (1946-1952)
Киноискусство пятидесятых-шестидесятых годов.
Киноискусство семидесятых-восьмидесятых годов.
Киноискусство девяностых-первого десятилетия XXI века.

В итоге изучения курса студент должен знать:
- социально-историческую обстановку и ведущие проблемно-тематические и жанрово-стилевые тенденции развития каждого периода истории отечественного кино;
- творческие биографии, идейно-художественные особенности искусства ведущих мастеров, своеобразие их вклада в развитие кинематографа;
- наиболее значительные фильмы, созданные в разные периоды истории кино, иметь конкретные представления об их авторах, времени создания, проблематике, художественном своеобразии (сюжет, стиль, особенности режиссёрского, изобразительного авторского решения) и значение в развитии киноискусства.
Основной формой изучения дисциплины «История отечественного кино» для студентов заочного обучения являются самостоятельные занятия.
Программа изучения «Истории отечественного кино» рассчитана на два года (второй и третий курсы обучения).
Методические рекомендации по курсу «История отечественного кино» содержат:
- подробный перечень разделов изучаемого курса;
-список рекомендуемой литературы;
- перечень примерных тем, рекомендуемых для написания контрольных работ;
- методические указания и требования к выполнению контрольных работ;
- вопросы к экзамену.
Контрольные работы выполняются студентами в процессе изучения истории отечественного кино (на втором и третьем курсах). Контрольные работы, представленные в установленные сроки и получившие зачёт, служат основанием для допуска к экзамену. Экзамен проводится в конце третьего курса.

2.Темы курса и особенности их изучения
Тема 1. Кино в дореволюционной России.
Периодизация кино в дореволюционной России. Становление отечественного кинопроизводства. Кинопредпринимательская деятельность – А. Дранков и А. Ханжонков, Крупнейшие режиссёры русского дореволюционного кино – Я. Протазанов, В. Гардин, Е. Бауэр, В. Старевич, П. Чардынин. Своеобразие их художественных исканий.
Влияние традиций отечественной литературы и театра на становление отечественного кино. Формирование системы «звёзд» – В. Холодная, И. Мозжухин, Л. Коренева и другие.

Тема 2. Рождение советского кино. Киноискусство 20-х.

Первые советские кинооорганизации. Хроника. Агитфильмы. Декрет о национализации кинематографии. Экспериментальная мастерская Л. Кулешова. Теория киномонтажа. «Эффект Кулешова».
Теория кинонатурщика. Исследование изобразительно-монтажных возможностей киноискусства. Разработка принципов организации производственного процесса фильма. Репетиционный период.
Творческий метод С. Эйзенштейна («монтаж аттракционов», «типаж», «интеллектуальное кино», «эмоциональный сценарий»).
Поиски выразительных возможностей документального кино Д. Вертова. Принципы «киноглаза» и «киноправды».
Творчество Вс. Пудовкина. Теоретические работы: «Киносценарий», «Кинорежиссёр и киноматериал», «Актёр в фильме» и их значение для теории и практики киноискусства.
Г. Козинцев и Л. Трауберг. Фабрика эксцентрического актёра (ФЭКС). Сборник манифестов «Эксцентризм».
А. Довженко и фольклорно-поэтическая стилистика его фильмов.
Я. Протазанов. Художественные поиски. Экранизация художественной литературной классики. Актёр в фильмах Я. Протазанова.
Фильмы Ф. Эрмлера. Психологизм и публицистичность в образном строе фильма «Обломок империи». Отражение современности в его фильмах.
Фильмы А. Роома. Своеобразие поэтики фильма «Третья Мещанская». Особенности драматургии и режиссуры фильма «Привидение, которое не возвращается» (по мотивам новеллы Анри Барбюса «Свидание, которое не состоялось», автор сценария В. Туркин). Актёрский ансамбль.
Своеобразие комедийного дарования Б. Барнета – «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной».
Начало творческого пути И. Пырьева, Е. Червякова, С. Юткевича и др.


Тема 3. Кинематограф 30-х.

Негативное влияние эстетики РАППа на киноискусство. Теория и практика «агитпропфильма». Освоение звука в советском кинематографе 30-х. Изобразительно-монтажный и звукозрительный образ. Теоретические споры вокруг звукового кино. «Будущее звуковой фильмы. Заявка» (1928) С. Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, Г. Александрова.
Становление звукозрительного икнематографа. Первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (1931) Н. Экка. Выразительная функция речи, шумов, музыки. Художественное своеобразие фильмов: «Окраина», «Чапаев», Трилогия о Максиме, «Мы из Кронштадта», «Аэроград».
Экранизация литературной классики. «Гроза», «Иудушка Головлёв», «Бесприданница», «Детство Горького». Актёрское мастерство исполнителей главных ролей.
Музыкальные фильмы второй половины 30-х.
Исторические фильмы: «Пётр Первый», «Александр Невский», «Суворов».
Формирование социалистической мифологии в киноискусстве.

Тема 4. Киноискусство в годы Великой Отечественной войны и период «малокартинья».

Возрождение традиций киноплаката и агитфильма в выпусках «Боевых киносборников».
Влияние хроники на художественно-публицистическое начало в образном строе документальных фильмов о войне.
Первые полнометражные фильмы.
Эволюция мастеров отечественного кино от поверхностно-агитационного раскрытия темы к её реалистическому постижению. («Машенька», «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Радуга», «Однажды ночью», «Два бойца», «Нашествие», «Во имя Родины»). Образы главных героев.
Тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками в историко-биографических фильмах («Иван Грозный», «Георгий Саакадзе», «Кутузов»).
Трудности развития советской кинематографии в первые послевоенные годы. Реэвакуация киностудий и восстановление киносети. Влияние на кинопроцесс тоталитарного режима и культа личности Сталина. Сокращение кинопроизводства. Ориентация ведущих режиссёров на исторические и историко-биографические темы. Недостаточное внимание к проблемам современной жизни. Бесконфликтность, схематизм, парадность в художественном творчестве.
Фильмы о Великой Отечественной войне. «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Падение Берлина» - апофеоз сложившегося канона «большого стиля»
Послевоенное кино о современности. «Сельская учительница», «Весна», «Кубанские казаки».
Жанры эпохи «малокартинья».

Тема 5. Период «оттепели» и кинематограф шестидесятых.

Относительная либерализация в области духовной жизни. Увеличение кинопроизводства. Изживание бесконфликтности, схематизма, парадности в творческой практике и догматизма в истории кино и кинокритике. Процесс обновления выразительных средств. Освоение новых принципов сюжетосложения, монтажа, способов съёмки с целью углублённого художественного исследования внутреннего духовного мира человека. Усиление авторского начала в киноискусстве. Основные направления жанрово-стилевых поисков – «документальное» и «живописно-поэтическое». Синтез традиционных жанров, освоение и формирование новых жанровых форм. Влияние на развитие киноискусство 60-х годов эстетики и философских идей итальянского постнеореалистического кино, франзуской «новой волны», польской школы и др. Новый уровень постижения героики и трагизма войны в фильмах о Великой Отечественной войне, их антивоенный гуманистический пафос. Углубление социально-нравственной проблематики. Поиски новых подходов к разработке историко-революционной темы. Расширение типологии героев.
Рост производства фильмов. Приход в кино новой генерации молодых кинематографистов.
Яркие дебюты Г. Чухрая, С. Бондарчука, А. Алова и В. Наумова, Л. Кулиджанова и Я. Сегеля, М. Хуциева и Ф. Миронера, В Ордынского, С. Ростоцкого, М. Швейцера, А. Тарковского, Л. Шепитько, В. Шукшина, А. Митты, А. Салтыкова, Г. Данелия, Э. Климова, Л. Гайдая, С. Параджанова, А. Михалкова-Кончаловского, О. Иоселиани, Т. Абуладзе, Г. Панфилова, К. Муратовой, А. Аскольдова и др.
Аспекты новизны в фильмах Вс. Пудовкина, Ю. Райзмана, М. Калатозова, С. Герасимова, И. Хейфица.
Новаторство фильмов М. Ромма.
Приближение к жизни, стремление исследования её с большой степенью подробности и конфликтности вызывали необходимость создания новых сценарных конструкций.
Молодые кинодраматурги, писатели, театральные драматурги внесли значительный вклад в развитие новых способов сюжетосложения: В. Ежов, В. Розов, И. Ольшанский, Е. Габрилович, С. Антонов, Е. Григорьев, О. Агишев, В. Тендряков, Б. Метальников, Д. Храбровицкий, Г. Шпаликов, А. Гребнев, Н. Рязанцева, Н. Фигуровский, Л. Зорин, Э. Брагинский и др.

Тема 6. Киноискусство семидесятых - первой половины восьмидесятых.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны, в сфере культуры, литературы и искусства. Противоречивость развития киноискусства. Гражданский пафос, критика общественных недугов, смелые поиски в области в области киноязыка.
Увеличение потока «серых фильмов». Трактовка истории в рамках официальных идеологических и политических установок. Иллюстративный подход к жизненному материалу. Активный интерес киноискусства к «производственной теме».
Проблемы нравственных и философских исканий героев в творческом наследии А. Тарковского, Л. Шепитько, Э. Климова, В. Абдрашитова, В. Шукшина, Г. Панфилова, Н. Михалкова, А. Кончаловского, О. Иоселиани, И. Авербаха, А. Германа, А. Сокурова, Д. Асановой, С. Соловьёва и других.

Тема 7. Киноискусство второй половины 1980-х – начала 1990-х.

Кинематограф периода «перестройки». Молодёжная проблематика. Появление фильмов, выразивших новые тенденции в общественном сознании. Обращение режиссёров к негативным проблемам в обществе, своеобразие их освещения.
«Маленькая Вера» (1988) В. Пичула как знаковое произведение начала эпохи «перестройки» и гласности. Своеобразие режиссуры.
Фильм «Покаяние» (1984, вып. 1988) Т. Абуладзе, выразивший новые тенденции общественного сознания.
Обострённый интерес кинематографистов к трагическим страницам общественной истории. «Зеркало для героя» (1987), «Жена керосинщика» (1988), «Холодное лето пятьдесят третьего» (1988), «Замри-умри-воскресни» (1989), «Бумажные глаза Пришвина» (1991), «Ближний круг» (1991), «Цареубийца» (1991), «Прорва» (1992), «Утомлённые солнцем (1994).
Молодёжная проблематика в фильмах «Легко ли быть молодым» (1986), «Взломщик» (1986), «Курьер» (1986), «Асса» (1987), «Плюмбум или Опасная игра» (1986), «Игла» (1988), «Караул (1989), «Любовь» (1991), «Нелюбовь» (1991), «Лимита» (1994).
Тема рока и обречённости – «Одинокий голос человека» (1978, вып. 1987), «Скорбное бесчувствие» (1987), «Господин оформитель» (1988), «Посвящённый» (1989), «Дни затмения» (1988), «Такси-блюз» (1990).
Апокалиптическая тема в фильме в фильме К. Лопушанского «Письма мёртвого человека» (1986).
Тема войны в Афганистане и Чечне в фильмах «Нога» (1990), «Афганский излом» (1991), «Пешаварский вальс» (1994), «Мусульманин» (1995).
Своеобразие авторского кинематографа С. Овчарова «Небывальщина» (1983), «Левша» (1986), «Оно» (1989), «Барабаниада» (1993).

Тема 8. Киноискусство 1990-х – первого десятилетия XXI века.

«Постперестроечный» кинематограф. Попытки создания «коммерческой» киноиндустрии в России. Влияние постмодернистской стратегии на эстетику современного кино. Художественная констатация факта распада личности, присущая постмодернистской эпохе.
Фильмы, продолжающие лучшие традиции отечественного киноискусства. Различные стилистические направления, жанры.
Особенности мироощущения и стилистики М. Хуциева в фильме «Бесконечность».
Размышления об истории России, о трагических событиях начала века в фильме Г. Панфилова «Романовы – венценосная семья» (2000).
Демифологизация и анатомия власти в трилогии А. Сокурова и Ю. Арабова «Молох» (1999), «Телец» (2000), «Солнце» (2005).
Разные подходы к проблематике чеченской войны: «Кавказский пленник» (1996), «Время танцора» (1997), «Блокпост» (1998), «Война» (2002), «Живой» (2006), «Александра» (2007). О войне как состоянии мира. Поиски смысла жизни.
Человеческие отношения, людские судьбы, поиски смысла жизни, образ времени: «Коктебель» (2003), «Возвращение» (2003), «Свободное плавание» (2006), «Простые вещи» (2007), «Путешествие с домашними животными» (2007), «Ничего личного» (2009).
«Остров» (2005) П. Лунгина – тема покаяния, прикосновения к Православной вере.
Одиночество, аутизм, ассоциальность героев фильмов «Шультес» (2008) Б. Бакурадзе, «Однажды в провинции» (2008) К. Шагаловой, «Юрьев день» (2008) К. Серебренникова.
Поиски героя «Странник» (2006) С. Карандашова, «Отрыв» (2007), «Правда о щелпах» (2004) и «Червь»(2006) А. Мурадова.
Социально-нравственные вопросы, эстетические пристрастия авторов: «Бубен барабан» (2009) А. Мизгирева, «Я» (2009) И. Волошина, «Волчок» В. Сигарева (2009), «Сказка про темноту» (2009) Н. Хомерики, «Сумасшедшая помощь» Б. Хлебникова (2009), «Елена» А. Звягинцева (2011).
Творческие поиски А. Сокурова, А. Германа, В. Абдрашитова, А. Миндадзе, К. Муратовой, С. Овчарова, А. Балабанова, А. Рогожкина, Н. Михалкова, В. Хотиненко, А. Учителя, Л. Бобровой, П. Лунгина, П. Луцика и А. Саморядова, И. Дыховичного, Н. Досталя, А. Кончаловского, Б. Хлебникова, А. Попогребского, А. Звягинцева, А. Велединского, К. Серебренникова и др.
Сценаристов: Ю. Арабова, В. Залотухи, М. Хмелик, Н. Кожушанной, П. Луцика, А. Саморядова, А. Миндадзе, Р. Литвиновой, М. Коновальчука, Д. Соболева и др.

3. Список рекомендованной литературы по курсу «История отечественного кино»

Литература по вопросам истории и теории кино

Актёр в кино. Сб. М., Искусство, 1976
Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., Искусство, 1996.
Власов М. Советское киноискусство 50-60х годов. Учебное пособие. М., ВГИК, 1993.
Гальперин И. Из истории операторского искусства. Учебное пособие. М., ВГИК, 1983.
Габрилович Е. Избранные сочинения в 3-х томах. М., Искусство, 1982.
Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., Аграф, 2007.
Гращенкова И. Кино серебряного века М., 2005
Довженко А. Избранное. М., Искусство, 1957.
Довженко А. Избранные произведения в 4-х томах. М., Искусство, 1966-1969.
Зоркая Н. Советский историко-революционный фильм. М.АН СССР, 1962.
Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России, 1900-1910.М., Наука, 1976.
Зоркая Н. История советского кино. М., Алетейя, 2005.
Зайцева Л. Киноязык: опыт мифотворчества, М., ВГИК, 2011.
История отечественного кино. М., Прогресс-Традиция, 2005.
История советского кино (1917-1967) в 4-х томах, М., Искусство, 1969-1978. Исаева К. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., ВГИК, 1992.
Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). Учебное пособие. М., ВГИК, 1992.
Кино. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1986.
Кинематограф оттепели. Книга первая. Роскомкино. НИИК. «Материк», М., 1996.
Козинцев Г. Собр. соч. в 5 томах, Л., Искусство, 1982-1986.
Кулешов Л. Собр. соч. в 3 томах. М. Искусство, 1987-1988.
Маматова Л. Ветви могучей кроны. М., Искусство, 1986.
Мачерет А. Художественные течения в советском кино. М., Искусство, 1968
Михалкович В. Избранные российские киносны, М., Аграф, 2006
Нехорошев Л. Драматургия фильма, М., ВГИК, 2009.
Пудовкин В. Избранные статьи. М., Искусство, 1956
Пудовкин В. Собр. соч. в 3 томах. М. Искусство, 1974-1976.
Пятый съезд кинематографистов СССР. Стенографический отчёт. ИК, №8,10, 1986.
Ромм М. Избранные произведения в 3-х томах. М., Искусство, 1984.
Советское кино 70-х годов. Основные тенденции развития. М., Искусство, 1984.
30. Советское кино в годы Великой отечественной войны. Учебное пособие. М., ВГИК, 1999.
Советское кино семидесятых-первой половины восьмидесятых годов. М.,ВГИК, 1997.
Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. М., Искусство, 1968 (Тема Великой Отечественной войны в кино).
Шкловский В. За 60 лет. Статьи о кино. М., Искусство, 1985.
Эйзенштейн С. Избранные статьи. М., Искусство, 1956.
Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 томах. М., Искусство, 1964-1971.
Эйзенштейн С. Монтаж. М., Музей кино, 2000.
Эйзенштейн С. Метод. Т.1, 2. М., Музей кино, 2003.
Юренев Р. Советское кино 30-х годов. М., ВГИК, 1977.
Юренев Р. Краткая история советского кино. М. БПСК, 1979.
Юренев Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Часть первая. 1898-1929. М., Искусство, 1985, Часть вторая, 1930-1948.М., Искусство, 1988.
Юренев Р. Александр Довженко. М., Искусство, 1959.

Литература о мастерах кино

Александров Г. Эпоха и кино. М., Политиздат, 1976.
Арлазоров М. Яков Протазанов М., Искусство, 1973.
Баталов А., Кваснецкая М., Диалоги в анткракте. М., Искусство, 1975.
Белова Л. Три русла одного пути. О творчестве В. Шукшина. См. «Вопросы киноискусства», сб. вып. 17, изд. Наука, 1976.
Богомолов Ю. Михаил Калатозов. Страницы творческой биографии. М., Искусство, 1989.
Габрилович Е. О том, что прошло. М., Искусство, 1967.
Габрилович Е. Четыре четверти. М., Искусство, 1975.
Герасимов С. Собр. соч. в 3-х томах, М.. Искусство, 1982-1984.
Головня А. Экран – моя палитра. Рассказы о творческом пути. М., БПСК, 1971
Григорян Л. Три цвета одной страсти (Триптих Сергея Параджанова) М.1991.
Громов Е. Кинооператор Анатолий Головня, М. Искусство, 1980.
Десять операторских биографий. М. Искусство, 1978.
Добин Е. Козинцев и Трауберг. М-Л, Искусство, 1963.
Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра. М., Эйзенштейн Центр, 2005.
Зак М., Парфёнов Л., Якубович-Ясный О. Игорь Савченко., М., Искусство, 1959.
Зак М. Юлий Разман М., Искусство, 1962.
Зак М. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М., Искусство, 1975.
Зак М. Фильмы А. Тарковского. М., БПК, 1983.
Зоркая Н. Портреты. М., Искусство, 1966 (Творческие портреты кинорежиссёров – Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, Я. Протазанова, Ю. Райзмана, М. Ромма, Г. Чухрая, М. Хуциева).
Караганов А. Всеволод Пудовкин. М., Искусство, 1984.
Кинооператор А. Москвин. Очерк жизни и творчества., Воспоминание товарищей. М-Л, Искусство, 1971.
Кулешов Л., Хохлова А., 50 лет в кино. М., искусство, 1975.
Левицкий А. Рассказы о кинематографе. М., Искусство, 1964.
Лариса. Книга о Ларисе Шепитько. М., Искусство, 1987.
Меркель М. В сто солнцМ., искусство, 1968 (кинооператоры 60-х годов).
Меркель М. Угол зрения. Диалог с С. Урусевским. М., Искусство. 1982
Мир и фильмы А. Тарковского. Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. М. Искусство, 1991.
Нехорошев Л. Временем призванные. Об одном поколении советских режиссёров. М., Искусство, 1965 (О режиссёрах «фронтового» поколения).
О Тарковском. Воспоминания в двух томах. М., Дедалус, 2002.
Искусство, 1965 (О режиссёрах «фронтового» поколения).
Парфёнов Л. Сергей Герасимов. М., Искусство, 1975.
Писаревский Д. Братья Васильевы. М.. Искусство, 1982.
Пырьев И. Избранные произведения в 2-х томах. М., Искусство, 1980-1982.
Райзман Ю. Вчера и сегодня. М., БПСК, 1969.
Рошаль Л. Дзига Вертов. М., Искусство, 1982.
Савицкий Н. Разговор начистоту. М., БПК, 1986 (о фильмах А. Миндадзе и В. Абдрашитова)
Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., Искусство, 1961.
Соболев Р. Александр Довженко. М., Искусство, 1981.
Сокуров. Санкт-Петербург, Сеанс-Пресс, 1994.
Смоктуновский И. Время добрых надежд. М., Искусство, 1991.
Туровская М. 7 Ѕ фильмов А. Тарковского. М., Искусство, 1991.
Ульянов М. Моя профессия. М., Молодая гвардия, 1976.
Фомин В. Пересечение параллельных (очерки и интервью с Э. Лотяну, Ю. Ильенко, О. Иоселиани, Г. Панфиловым, В. Шукшиным и др.) М., Искусство, 1976.
Ханютин Ю. Сергей Бондарчук. М., Искусство, 1962.
Черкасов Н. Записки советского актёра. М., Искусство, 1953.
Черненко М. Просто Марлен. М., 2000.
Шкловский В. Эйзенштейн. М., Искусство, 1978.
Шуб Э. Жизнь моя – кинематограф. М., Искусство, 1972.
Эрмлер Ф. Документы, статьи, воспоминания. М-Л. Искусство, 1974.
Юткевич С. Поэтика режиссуры. Театр и кино. М., БПСК, 1979.
Яков Протазанов. Сб. статей и материалов. М., Искусство, 1957.






4. Методические указания к выполнению контрольной работы
на втором курсе

Кино в дореволюционной России.
Становление кино как искусства в творчестве ведущих мастеров 20-х годов.
Роль пластического решения в киноискусстве 20-х годов.
«Монтажно-типажное» и «психологическое» направления в киноискусстве 20-х годов.
Рождение звукового кино – споры, поиски, первые творческие обретения.
Творчество актёра в немом (20-е годы) и звуковом (30-е годы) кинематографе.
Фильм бр. Васильевых «Чапаев» и его значение в истории советского кино.

Тема 1. Кино в дореволюционной России.

Раскрывая эту тему в контрольной работе, необходимо обратить внимание на особенности периодизации, этапы развития. Становление отечественного кинопроизводства в России связано с появлением кинопредпринимательской деятельности и достаточно тесными контактами с зарубежными фирмами, в частности. Особое внимание следует уделить предпринимательской деятельности А. Ханжонкова. Своеобразие художественных исканий ведущих режиссёров дореволюционного кино свидетельствуют о формировании специфики выразительного языка кинематографа. Особое значение в период становления отечественного кинематографа имеет влияние традиций отечественной литературы и театра на кино. В отечественном дореволюционном кинематографе происходит формирование системы «звёзд», создаются творческие содружества режиссёра и оператора, всё большее место занимает работа художника.
Тему следует раскрыть на конкретных примерах, анализируя фильмы, работу режиссёров, актёров, операторов.
Подводя итог, необходимо отметить те серьёзные изменения, которые произошли в отечественном кинематографе за 10 лет – «Понизовая вольница» (1908) – «Отец Сергий» (1918). В чём они сказались?

Литература к теме
Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., Аграф, 2007.
Лебедев Н.Очерк истории кино СССР. Немое кино. М., Искусство, 1965.
Зайцева Л. Рождение российского кино. Учебное пособие. М., ВГИК, 1999.
Зоркая Н. История советского кино. М., Алтея, 2006.
Ростова Н. Немое кино и театр. Параллели и пересечения: из истории развития и взаимопроникновения двух искусств в России первой трети XX столетия. М., Аспект-пресс, 2002.

Тема 2. Становление кино как искусства в творчестве ведущих мастеров 20-х годов.

Выбрав обозначенную тему для контрольной работы, необходимо показать, как в процессе теоретических поисков и творческих экспериментов в сфере драматургии, монтажа, экранной пластики передовые художники приходили к осознанию специфики кино как самостоятельного вида искусства, к формированию поэтики, выразительного языка немого кино. Необходимо охарактеризовать идеологический и творческий контекст, в котором происходили эти процессы, захватившие молодых художников. Поиски новых форм, нового языка. В заключительной части работы попытайтесь сделать вывод о том, что из опыта теории и практики кинематографа 20-х годов оказалось жизнеспособным, по сей день составляющим фундамент киноискусства, а что в ходе исторического развития искусства и общества закономерно осталось в прошлом.

Литература к теме.
Зайцева П. Киноязык: искусство контекста. М., ВГИК, 2004.
Мачерет А. Художественные течения в советском кино. М., Искусство, 1963.

См. также источники, указанные в списке литературы о мастерах.

Тема 3.Роль пластического решения в киноискусстве 20-х годов.

В начале изложения этой темы важно объяснить особую роль визуальной пластики в кинематографе 20-х годов, стремившемся компенсировать немоту экрана с помощью предельно активного пластического изображения. Необходимо показать, как именно в эти годы кинооператор из технического участника съёмок, кем он, за редким исключением оставался на заре кино, превращается в подлинного художника – «светописца», который на основе драматургического и режиссёрского замысла творит визуальный облик фильма, создавая пластический образ предметной среды, атмосферы действия и т.д. Тему следует раскрыть на конкретных примерах творческой практики выдающихся операторов той поры - А. Головни, Э. Тиссэ, А. Москвина, Д. Демуцкого, А. Левицкого, К. Кузнецова, П. Ермолова.



Литература к теме
Вся литература, рекомендованная к теме №2.
Гальперин А. Из истории кинооператорского искусства (начальные этапы становления оператора-художника), учебное пособие. М., ВГИК, 1983.
Мартыненко Ю. Мастерство советских кинооператоров. М., Знание, 1963.
См. также источники, указанные в списке литературы о мастерах кино.

Тема №4. «Монтажно-типажное» и «психологическое» направление в киноискусстве 20-х годов.

При выполнении контрольной следует, обратившись к анализу «Броненосца Потёмкина», «Матери», «Арсенала» и других наиболее значительных историко-революционных фильмов, представляющих «монтажно-типажное» направление, рассмотреть черты общности их поэтики и, вместе с тем показать различия в творческом почерке создающих их мастеров. Необходимо также остановиться на анализе картин «психологического» направления («Сорок первый», «Белый орёл», «Человек из ресторана» Я. Протазанова, «Третья Мещанская» А. Роома, «Обломок империи» Ф. Эрмлера и др.), авторы которых использовали иные способы художественной выразительности, иную эстетику.
Литература к теме
«Арсенал». Шедевры мирового кино. М., Искусство, 1977.
«Броненосец Потёмкин». Шедевры мирового кино. М., Искусство, 1969.
Зоркая Н. Советский историко-революционный фильм. М., АН СССР, 1962.
«Мать». Шедевры мирового кино. М., Искусство, 1975.
Юренев Р. «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. М., Наука, 1965.
См.также источники, указанные в списке литературы о мастерах кино.
Тема 5. Рождение звукового кино – споры, поиски, первые творческие обретения.

В контрольной работе на эту тему нужно рассказать о различных позициях теоретиков и практиков немого кино по отношению к перспективе звукового кинематографа, проанализировать творческую декларацию С. Эйзенштейна, Вс. Пудовкина и Г. Александрова «Будущее звуковой фильмы. Заявка», осветить первые шаги отечественного кино на путь к овладению звуком, – начиная от изобретения систем звукового кино и демонстрации первых экспериментальных звуковых кинопрограмм до опытов по озвучиванию немых картин и созданию первых звуковых документальных и игровых фильмов («Симфония Донбасса», «Одна», «Путёвка в жизнь», «Иван» и др.). При этом важно показать, что рождение звуко-зрительного кинематографа привело к принципиальным изменениям в системе образного языка экрана, в сфере его изобразительно-выразительных средств.

Литература к теме

История советского кино (1917-1967) в 4-х томах, т.2
Лебедев Н. Рождение звукового кино. М., Искусство, 1973
См. Лебедев Н. Внимание кинематограф! О кино и киноведении. Статьи, исследования, воспоминания.
Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Будущее звуковой фильмы. Заявка. См. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 томах, т.2, М. Искусство, 1964.





Тема 6. Творчество актёра в немом (20-е годы) и звуковом (30-е годы) кинематографе.

Охарактеризовав различные подходы в теории и творческой практике ведущих режиссёров немого кино к проблеме актёра (теории «натурщика» и «типажа», попытки объединения типажности с актёрским переживанием и т.д.) следует показать, что при всех различиях эти подходы были обусловлены немотой экрана, особенностями поэтики монтажно-типажного кинематографа. Далее необходимо обратить внимание на существенные изменения во взглядах на значение актёрского творчества в системе выразительных средств экрана и практики актёрского искусства в 30-е годы, в условиях звукового кино, осветить влияние на решение актёрской проблемы в кино опыта реалистического театра, системы Станиславского. Желательно теоретические сведения подкреплять конкретными примерами, анализом актёрских работ.

Литература к теме
Белоусов Ю., Липков А. Мастерство киноактёра. М., Знание, 1964.
Исаева К. Актёр в фильме. М., Знание, 1971.
Пудовкин В. Актёр в фильме. См. В. Пудовкин. Собр. соч. в 3-х томах, т.1, М., Искусство, 1974.
Ромм М. Беседы о кино. М., Искусство, 1974.
Садчиков И. О творческой индивидуальности актёра (Эволюция роли и места актёра на разных этапах развития советского кино). В сб. «Актёр в кино», М., Искусство, 1976.





Тема № 7. Фильм бр. Васильевых «Чапаев» и его значение в истории советского кино.

В контрольной работе следует всесторонне проанализировать фильм – особенности его драматургии, режиссуры, изобразительного строя, работы художника, актёрского исполнения (главные и второстепенные персонажи), звукозрительного решения. Особое внимание обратить на музыку композитора Гавриила Попова. Анализируя картину, необходимо определить значение «Чапаева» в истории советского кино, то есть показать его преемственность с опытом киноискусства 20-х годов и, в то же время, его новаторские обретения в области художественного языка, оказавшие заметное влияние на последующее развитие эстетики звуко-зрительского кино.
Литература к теме
Долинский И. «Чапаев» Драматургия. М., Госкиноиздат, 1945, История советского кино (1917-1967) в 4-х томах, т.2, М. Искусство, 1973.
Писаревский Д. Братья Васильевы. М., Искусство, 1981.
«Чапаев». Шедевры мирового кино. М., Искусство, 1966.


5.Методические указания по выполнению контрольной работы
на третьем курсе

Студент выполняет контрольную работу на одну из тем (по выбору):
Фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный»: история постановки, проблематика, особенности образного киноязыка.
Фильм М. Калатозова и .С. Урусевского «Летят журавли».
Экранизация литературной классики в киноискусстве 50-80-х годов: теоретические дискуссии и творческая практика.
«Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-70-х годов.
Социально-нравственные проблемы времени в киноискусстве 70-80-х годов.
Новый уровень постижения героики и трагизма войны в фильмах о Великой Отечественной войне 70-80-х годов.
Творческое содружество сценариста А. Миндадзе и режиссёра В. Абдрашитова. Нравственный аспект в их фильмах.
Дебюты на рубеже веков. А Велединский, М. Разбежкина, Л. Боброва, К. Серебренников, Б. Хлебников, А. Попогребский, А. Звягинцев и др.

Тема 1. Фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный»: история постановки, проблематика, особенности образного языка.

Формулировка даёт представление об основных содержательных звеньях контрольной работы – необходимо охарактеризовать сценарий С. Эйзенштейна, проследить, как в процессе работы над фильмом меняется отношение режиссёра к фигуре Ивана Грозного, сравнить с этой точки зрения первую и вторую серию фильма, рассказать о драматической судьбе второй серии. Раскрытие темы подразумевает также подробный анализ образного языка картины, особенностей её драматургии, режиссуры, изобразительного, актёрского, музыкального решения.
Литература к теме:
История советского (1917-1967) в 4-х томах, т.3, М., Искусство, 1975.
Советское кино в годы Великой Отечественной войны. Учебное пособие. М., ВГИК, 1999.
Эйзенштейн С. Фильм о русском Ренессансе XVI века, «Несколько слов о моих рисунках», «Крупнейший государственный деятель». См. С. Эйзенштейн. Избр. произв. в 6 томах. т.1, Искусство 1964.
Эйзенштейн С. «Иван Грозный» (киносценарий). См. Избр. произв. в 6 томах, т.6. М., Искусство, 1971.
Эйзенштейн С. Рисунки. Вып. 1 (Рисунки к фильму «Иван Грозный»). М., БСПК, 1962.
Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., Искусство, 1974.


Тема 2. Фильм М. Калатозова и С. Урусевского «Летят журавли».

В ходе анализа нужно показать, что «Летят журавли» явились наиболее впечатляющим выражением процесса освобождения кинематографа от догматических регламентаций на новом этапе его развития в период общественной «оттепели», процесса обогащения гуманистического потенциала экрана, обновления его образного языка. Следует особо остановиться на новаторских приёмах и методах изобразительного решения, родившихся в результате теснейшего творческого сотрудничества режиссёра и оператора, органического слияния их художественных талантов. В круг анализа должны также войти актёрские образы фильма.
Литература к теме:
«Летят журавли». Шедевры мирового кино. М., Искусство, 1978.
История советского кино (1917-1967) в 4-х томах, т. 4 М., Искусство, 1978.
Меркель М. В сто сорок солнц М., Искусство, 1968.
Меркель М. Угол зрения. Диалог с С. Урусевским. М., Искусство, 1980.

Тема 3. Экранизация литературной классики в киноискусстве 50-80-х годов: теоретические дискуссии и творческая практика.

В первой части контрольной работы, изложив существо различных теоретических подходов к проблеме экранизации, следует сформулировать своё понимание целей и методов воссоздания идей и образов литературной классики на экране.
Основная часть работы должна содержать анализ конкретных фильмов экранизаций. Учитывая труднообозримый объём эмпирического материала, лучше ограничить круг анализируемых картин экранизациями творческого наследия одного из писателей – Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, В. Шекспира, М. Горького, И. Тургенева. Целесообразно также ограничить хронологические реалии работы, обратившись к экранизациям либо 50-60-х годов, либо 70-80-х годов.


Литература к теме

Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М., Искусство, 1980.
Гуральник У. Русская литература и советское кино. М., Наука, 1968.
Звонникова Н. Экранизация прозы А.П. Чехова. Учебное пособие. М., ВГИК, 1980.
Габрилович Е. Кино и литература. М., 1965.
История советского кино (1917-1967) в 4-х томах, т.т. 3-4. М., Искусство, 1973.
Кино и литература. Труды ВГИКа, вып. УП, М., Искусство, 1973.
Козинцев Г. Собр. соч. в 5 томах. М., Искусство, 1982-1986.
Липков Л. Шекспировский экран. М., Искусство, 1975.
Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Советское киноискусство 70-х – первой половины 80-х годов. Учебное пособие. М., ВГИК, 1997. См. главу «Интерпретация литературной классики и национальной истории».

Тема 4. «Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-70-х годов.

На основе анализа фильмов Т. Абуладзе, С. Параджанова, Ю. Ильенко, Э. Лотяну, Л. Осыки, Б. Мансурова нужно охарактеризовать основные особенности поэтики «живописно-поэтического» направления, активно заявившего о себе в киноискусстве 60-х годов. Следует показать преемственность этого стилевого направления с опытом «поэтического» кино 20-х годов, рассказать о дискуссиях, развернувшихся вокруг таких фильмов, как «Мольба», «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Каменный крест» и других, оценить вклад «кинематографистов-поэтов» в развитие изобразительно-выразительного языка кинематографа.

Литература к теме:
Блейман М. Архаисты или новаторы? См. в книге: «О кино – свидетельские показания». М., Искусство, 1973.
Богомолов Ю. Тавтология и иносказание. Искусство кино, ж. № 32, 1978.
Власов М. Советское киноискусство 50-60-х годов. Учебное пособие. М., ВГИК, 1993.
Липков Л. Все краски палитры. «Искусство кино», ж. № 6, 1978.
Михалкович В. Стиль кинематографа и стиль фильма. «Искусство кино». Ж. №1, 1978.
Фомин В. Пересечение параллельных. Эмиль Лотяну, Юрий Ильенко и др. М., Искусство, 1976.

Тема 5. Социально-нравственные проблемы времени в киноискусстве 70-80-х.

Раскрывая эту тему, необходимо показать, как, несмотря на всё более ожесточавшийся диктат, мастера кино сумели воплотить на экране реальные социально-нравственные гуманистические ценности. Целесообразно сосредоточить внимание на фильмах, созданных в этот период Ю. Райзманом, В. Шукшиным, О. Иоселиани, Г. Панфиловым, В. Абдрашитовым, И. Авербахом, Л. Шепитько, Н. Михалковым, М. Хуциевым, Р. Балаяном, Э. Климовым, А. Тарковским, Д. Асановой, С. Соловьёвым и посвящённых современной жизни.
Учитывая сравнительно ограниченный объём контрольной работы, нет необходимости анализировать творчество всех упомянутых режиссёров с равной долей подробности. Целесообразно обозначить тенденции, характерные для рассматриваемого периода , сосредоточив в работе внимание на фильмах двух-трёх, может быть, и одного режиссёра.

Литература к теме:
Громов Е. Духовность экрана. М., Искусство, 1976.
Маматова Л. Ветви могучей кроны. М., Искусство, 1986.
Зоркая Н. История советского кино. М., Алетейя 2006.
Советское кино: 70-е годы. Основные тенденции развития. М., Искусство, 1984.
Советское кино семидесятых-первой половины восьмидесятых годов. Учебное пособие. М., ВГИК, 1997.

Тема 6. Новый уровень постижения героики и трагизма войны в фильме о Великой Отечественной войне 1970-х-1980-х годов.

При работе над обозначенной темой необходимо иметь в виду особенности этого двадцатилетия. Именно в этот период – 70-е годы, проходит возрождение эпической традиции.
Создание в 70-е годы масштабных эпических полотен, начавшееся «Освобождением» (1968-1971) Ю. Озерова, с одной стороны, с другой – «Подранки» (1976), «Белорусский вокзал» (1970), «А зори здесь тихие» (1972) и рядом – «Они сражались за Родину» (1975), пронзительная история отступления.
Размышляя над фильмами С. Бондарчука, А. Германа, Л. Шепитько, С. Арановича, Ю. Ильенко, С. Ростоцкого, Н. Губенко, Э. Климова, А. Гринявичуса, следует обратить внимание на личностное авторское начало, на взаимоотношения с литературными первоисточниками (их выбор), на новые формы синтеза документального и игрового в образной структуре фильмов, на художественное осмысление материала Великой Отечественной войны.
Рассматривая фильмы о войне, необходимо показать, как фильмы названных авторов, созданные в определённый исторический период, вписываются в общий кинематографический контекст.
Для подробного анализа достаточно двух-трёх фильмов.

Литература к теме.
Советское кино: 70-е годы. Основные тенденции развития. М., Искусство, 1987.
Советское кино семидесятых-первой половины восьмидесятых годов. Учебное пособие. М., ВГИК, 1997.
А. Герман. Другая реальность. Интервью. Литературное обозрение. М., 1985, № 8.

Тема 7. Творческое содружество сценариста А. Миндадзе и режиссёра В. Абдрашитова. Нравственный аспект в их фильмах.

Выбор данной темы для написания контрольной работы позволит автору рассмотреть фильмы этих мастеров на достаточно длинном историческом отрезке времени, обращая внимание на круг тем и проблем, входящих в поле зрения создателей фильмов, на стилистические, жанровые особенности картин. Важное место в фильмах В. Абдрашитова занимают актёры, соответственно, герои. Кто они, герои фильмов А. Миндадзе и В. Абдрашитова? Выбрав для подробного анализа 2-3 фильма, желательно сравнить сценарий А. Миндадзе со снятой картиной.

Литература к теме.

А. Миндадзе. Отрыв. Сборник сценариев в серии «Библиотека кинодраматурга». С-П., Амфора, 2007.
Журналы «Искусство кино», материалы в кабинете истории отечественного кино, кабинете драматургии.


Тема 8. Режиссёрские дебюты на рубеже веков. А. Велединский, М. Разбежкина, Л. Боброва, К. Серебренников, Б. Хлебников, А. Попогребский, А. Звягинцев, Валерия Гай Германика и др.

На основе анализа выбранных Вами дебютов нужно попытаться охарактеризовать особенности сюжетов рассматриваемых фильмов. Необходимо проанализировать главный конфликт того или иного повествования. Обратите внимание на героев фильмов, ситуации, в которых они оказываются. В каких ситуациях они оказываются перед проблемой выбора? Анализируя, обратите внимание на художественные приёмы, способы изобразительного решения, диалоги, речевые характеристики персонажей.
Завершая анализ, попробуйте сделать выводы, связанные с экранным языком, его изобразительностью, актёрством, монтажностью, каков язык современного отечественного киноискусства?

Литература к теме

Журналы «Искусство кино», материалы по фильмам, авторам в кабинете отечественного кино.

О характере контрольной работы

Тема контрольной работы выбирается студентом из рекомендованного перечня, исходя из личных склонностей, уровня знаний и интереса.
Тема обсуждается с педагогом и, соответственно, утверждается им.
Контрольная работа пишется на основе прослушанных установленных лекций и просмотренных фильмов, а главное - на основе серьёзного и глубокого самостоятельного изучения соответствующих периодов истории отечественного кино.
Контрольная работа должна явиться результатом размышлений и наблюдений студентом над просмотренными фильмами и изучения широкого круга киноведческих источников. Использование всей рекомендованной литературы необязательно.
Безусловно не разрешается механическое переписывание текста киноведческих статей, книг, рецензий на фильмы. Необходим конкретный искусствоведческий анализ с обоснованно аргументированными оценками и выводами.
Серьёзное внимание надлежит уделить литературной форме контрольной работы – её композиции и стилю изложения.
К работе необходимо приложить список использованной литературы, фильмографию, обязательно подписать и поставить дату её исполнения.
Работа предоставляется отпечатанной в объёме 12-15 страниц.


Вопросы к экзамену по курсу «История отечественного кино»

Основные периоды истории отечественного кино. Общая характеристика.
Кино в дореволюционной России. Общая характеристика.
Рождение советского кино. Общая характеристика.
Кинотенденции 20-х годов. Творческие организации: Пролеткульт, ЛЕФ, «Пролеткино. Разработка основ «Типажного», «прозаического» и «поэтического» кино в трудах Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина. Теория и практика классиков советского немого кино.
30-е. Звук в кино. Удачи и неудачи. Успех фильма «Путёвка в жизнь» (реж. Н. Экк). Конфликт, сюжет, герои. «Эмоциональный сценарий» А. Ржешевского и фильм С. Эйзенштейна «Бежин луг». «Простой случай» Вс. Пудовкина. «Иван» А. Довженко.
Особая роль фильма «Чапаев» братьев Васильевых в советском кино. Образ Василия Ивановича в исполнении Б. Бабочкина. А. М. Горький о методе социалистического реализма. Миф и реальность в советском кино.
Киноискусство второй половины 30-х годов. Историко-революционная тема и современность на экране.
Экранизация классики в 30-е годы. Актёрское мастерство исполнителей главных ролей.
Музыкальные фильмы второй половины 30-х годов. Фольклорное начало.
Исторические фильмы второй половины 30-х годов.
Кино в годы Великой Отечественной войны. Образы главных героев.
Кино в первые послевоенные годы (1946-1953). Период «малокартинья» Фильмы о Великой Отечественной войне.
Кинематограф «оттепели». XX съезд КПСС: разоблачение культа личности Сталина. Жанрово-стилевые поиски в кино 60-х годов: «поэтическое» и «прозаическое».
Эволюция современной темы в кинематографе 50-60-х годов.
«Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-х годов.
Киноискусство 70-80-х годов.
История и современность в фильмах Андрея Тарковского. Новаторство режиссуры. Разновременные пласты повествования, их образное соединение.
Полочное кино. «Комиссар» (1967, вып. в 1988), «История Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла, потому что гордая была». (1966, вып. 1988), «Скверный анекдот» (1966, вып. в 1988), «Проверка на дорогах» (1971, вып. в 1985).
Киноискусство второй половины 1980-х годов-начала 1990-х.
Киноискусство 1990-х – первого десятилетия XXI века.
Творческий путь Л. Кулешова.
Творческий путь С. Эйзенштейна.
Творческий путь Д. Вертова.
Творческий путь Вс. Пудовкина.
Творческий путь А. Довженко.
Творческий путь Г. Козинцева и Г. Трауберга.
Творческий путь С. Герасимова.
Творческий путь М. Ромма
Творческий путь М. Хуциева
Творческий путь С. Бондарчука
Творческий путь В. Шукшина
Творческий путь А. Тарковского
Творческий путь С. Параджанова
Творческий путь О. Иоселиани
Творческий путь Т. Абуладзе
Творческий путь Г. Панфилова
Творческий путь А. Германа
Творческий путь К. Муратовой
Творческий путь Л. Шепитько
Творческий путь Н. Михалкова
Творческий путь А. Кончаловского
Творческий путь А. Сокурова
Творческое содружество А. Миндадзе и В. Абдрашитова
Анализ фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»
Анализ фильма «Броненосец Потёмкин»
Анализ фильма «Шинель»
Анализ фильма «Мать»
Анализ фильма «Третья Мещанская»
Анализ фильма «Человек с киноаппаратом»
Анализ фильма «Обломок империи»
Анализ фильма «Земля»
Анализ фильма «Окраина»
Анализ фильма «Чапаев»
Анализ фильма «Иван Грозный»
Анализ фильма «Радуга»
Анализ фильма «Летят журавли»
Анализ фильма «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»)
Анализ фильма «Девять дней одного года»
Анализ фильма «Андрей Рублёв»
Анализ фильма «Тени забытых предков» или «Цвет граната»
Анализ фильма «Калина красная»
Анализ фильма «Жил певчий дрозд»
Анализ фильма «Проверка на дорогах»
Анализ фильма «Комиссар»
Анализ фильма «Зеркало»
Анализ фильма «В огне брода нет»
Анализ фильма «Восхождение»
Анализ фильма «Асино счастье»
Анализ фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Анализ фильма «Монолог»
Анализ фильма «Маленькая Вера»
Анализ фильма «Парад планет»
Анализ фильма «Одинокий голос человека»
«Окраина» П. Луцика
75. «Небывальщина»
76. «Брат» А. Балабанова.
77. «Простые вещи» А. Попогребского.





15

Приложенные файлы

  • doc 45235
    Размер файла: 162 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий