Силаева Н.В. Рождественско-святочная обрядность населения черноземья в XIX – начале XX века


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Крещенское водосвятие осмыслялось в традиционной культуре как оч
и
щение
вод от нечисти, оказавшейся в мире в Святки. По поверь
ям, вся вода в
Крещение обладала очистительной силой. Очистительную функцию
осуществлял также обряд рисования крестов на дверях домов и
хозяйс
т
венных построек
[4].

С давних пор на Руси отмечают Рождество Христово один из гла
в
ных
празд
ников года
,
и
за это
время образовалось большое число обрядов

около
этого праздника,
они так прижились, так полюбились, что даже се
й
час их
можно встретить на всей территории Черноземья.


Список литературы

1.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография.


М.: «Наука»
,
1991.


511

с.

2.

Капиц
а Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы.


М.:
Мир, 2000.


432 с.

3.

Некрылова А.Ф., Белоусова Е.М. Круглый год: русский земледельческий
к
а
лендарь.


М.: «Правда», 1989.


496

с.

4.

Пискулин А.А. От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выг
овский край


исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина.


Елец: ЕГУ
им. ИА Бунина, 2012.
-

214 с.

5.

Ходжаев Ф.А., Л.Н. Крючкова. Календарные народные праздники.


М
.
, 2002.


191

с.


поздно вечером в канун Рождества (7 января), Васильева дня (14 января) и
Крещени
я (19 января)
[4].

Святочные развлечения


гадание, колядование, ряжение в
знач
и
тельной мере так же восходят к культу предков. Ряженые
первоначально, в древности, изображали предков, явившихся на святки в мир
людей. Не случайно, что и в XIX


начале XX ве
ка среди персонажей
ряженых часто встречались «представители потустороннего мира»: рядились
покойником, смертью и т.д. Впоследствии, под влиянием христианской
проповеди, духи предков были переосмыслены как «бесы, нечисть». Их
-
то и
изображали ряженые, поэто
му ряжение в русской праздничной культуре
считалось д
е
лом греховным и опасным, а маски


нечистыми и
вредоносными. Все уч
а
стники ряжения обязательно должны были
очиститься после него, иск
у
павшись в Крещение в «Иордани»
-

освященной
проруби

[4].

Гадание, п
о представлению людей традиционной культуры
происх
о
дило при активном участии «нечистой силы», к которой были
причисл
е
ны и духи предков под влиянием христианской проповеди.

Тематика гад
а
ний варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до
приплода ск
о
т
а и медоносности пчел. К примеру, в Воронежской губернии
под Рожд
е
ство клали в чашку кутью и мед, затем каждый клал свою ложку
углубл
е
нием вниз, ставили поверх пирог и накрывали скатертью. Утром,
придя из цер
к
ви, смотрели: чья ложка перевернулась, тот умр
ет
[3].

Однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака


девушки

старались узнать наиболее подробную информацию о своем
с
у
женом.

Характерной чертой Святок было безудержное, разгульное веселье,
традицией в этот период разрешалось то, что было
в остальное время года
строго запрещено, например, мелкое хулиганство, воровство
[4].

Такое содержание Святок было обусловлено тем, что народ
воспр
и
нимал их как переходный период времени, даже как своего рода
безврем
е
нье. Старый год ушел, новый еще не нас
тупил, нет привычного
состояния времени и пространства, границы между мирами


миром людей и
миром потусторонним оказываются размытыми, легко преодолимыми.
Нечисть, духи предков и люди оказываются как бы в одном пространстве,
перем
е
шиваются друг с другом,
так что подчас невозможно узнать, ряженый
ли это или на самом деле «нечистый, бес». Мир оказывается как бы
выверн
у
тым на изнанку, временно погруженным в хаос. Этим
обусловливалось особенное святочное настроение


смесь страха и
безудержного веселья

[4].

К
онечно же, со временем наиболее архаичные черты святочной
о
б
рядности постепенно нивелировались и к концу XIX века Святки стали
восприниматься как время для веселья, шуток и общения. А ряжение и
г
а
дание остались, в основном, как элементы традиции и развлече
ния.

Завершались Святки на праздник Крещения Господня (19 января). Для
Крещения характерны, главным образом, очистительные обряды.
и
с
полнялись корильные колядки, содержание которых менялось: к прим
е
ру,
в них были шуточные угрозы «увест
и козу», «разбить чугунки» и т.
п.

[5].

Закончив петь, славильщики получали в подарок обрядовое печенье


выпеченные из теста фигурки домашних

животных, съестные припасы, а
иногда и деньги. После обхода нескольких домов славильщики собир
а
лись в
заранее намеченной избе и устраивали общую пирушку. Все принесе
н
ные
дары и еда делились между участниками

[2].

Святками (Святыми вечерами) в народном пр
аздничном календаре
назывался период от Рождества Христова (7 января) до Крещения Госпо
д
ня
(19 января). Это был период времени, приуроченный к зимнему
солнц
е
вороту. Святки длились 12 дней (по числу месяцев года). Они
являлись о
д
ним из важнейших годовых пра
здничных циклов, так как
открывали н
а
родный солнечный год. Их обрядовое содержание было связано
как с хр
и
стианской традицией, так и с важнейшими составляющими
дохристиа
н
ских традиционных верований: солярным культом и культом
предков

[4].

В
XVIII

веке свят
ки продолжались с Николы зимнего (6 декабря) до
Крещения (7(19) января). Со временем период святок сократился, в
н
а
стоящее время они продолжаются от Рождества (25 декабря / 7 января) до
Крещения

[2].

Переплетение языческой и христианской обрядности наиболе
е з
а
метно
проявилось в рождественских обычаях


гаданиях, магических р
и
туалах,
связанных с культом предков. Отголоски языческих верований проявились и
в том, что в сказках, преданиях и былинах праздники часто в
ы
ступают как
антропоморфные персонажи.


Культ
предков


один из важнейших в славянском язычестве. Предки
воспринимались как очень сильные магические существа, от которых

з
а
висело многое в жизни их потомков: хороший урожай, хорошая погода,
семейное и общественное благополучие, здоровье людей и домашнег
о ск
о
та.
Благожелательно настроенных предков называли «родителями», их
поддержкой старались заручиться, устраивая поминальные трапезы в п
е
риод
крупных календарных праздников. Культ предков органично вошел в
ру
с
скую обрядовую культуру, в значительной мере с
охранившись и к XIX


началу XX века. В Святочной обрядности он проявляется очень заметно. Так,
обычай зажигания костров из соломы в Рождественский сочельник,
распространенный в южнорусском регионе, в том числе и на территории
бывшего Елецкого уезда, назыв
ался «греть родителей». Костры зажигались
около каждого дома, чтобы «погреть родителей», якобы приходивших к
своим потомкам
[4].

В Воронежской губернии примечали: «
За сколько дней до Рождества
случится иней, за

столько дней до Иванова дня (21 мая) погода
будет благопр
и
ятна
для весенних посевов»

[3].

Для святочной традиции характерны представления о том, что
«р
о
дители» принимают участие в главных святочных трапезах, проходивших
В Святочной обрядно
сти проявляется культ предков


один из
ва
ж
нейших в славянском язычестве, он органично вошел в русскую
обряд
о
вую культуру, в значительной мере сохранившись и к XIX


началу
XX в
е
ка. Так, обычай зажигания костров из соломы в Рождественский
сочел
ь
ник, расп
ространенный в южнорусском регионе, в том числе и на
террит
о
рии бывшего Елецкого уезда, назывался «греть родителей». Костры
заж
и
гались

около каждого дома, чтобы «погреть родителей», якобы
приходи
в
ших к своим потомкам. Для святочной традиции характерны
пред
ставл
е
ния о том что «родители» принимают участие в главных
святочных трап
е
зах, проходивших поздно вечером в канун Рождества (7
января) Васильева дня (14 января) и Крещения (19 января)
[4].

Обычай «греть покойников» получил распространение на всей
те
р
ритори
и Черноземья: Под Рождество и под Крещение жгли навоз среди
двора, чтоб родители на том свете согревались»
(Курская губ.),

первый день
Рождества среди дворов сваливался и зажигался воз соломы», так как
«умершие в это время встают из могил и приходят гретьс
я. Все домашние
при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании»
(Орловская

губ.
)
[3].

В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней
службы молодежь и дети начинали колядовать
[5].
Колядки


коротенькие
песни, в которых прославляют Христа
, хозяев дома, поздравляют с Новым
годом, желают здоровья, счастья, богатства
, хорошего урожая.

Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую
древность. Еще в языческие времена несколько раз в году славяне
прои
з
водили заклинание злых духов.

С
принятием христианства обряд
приур
о
чили к святочному периоду. Он состоял в том, что по домам ходили
гру
п
пы славильщиков, в основном из подростков. Каждая группа несла на
па
л
ке шести
-

или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги.
Иногда звезду

делали полой и внутри нее зажигали свечу. Создавался ос
о
бый
эффект


светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В с
о
став
группы входил мехоноша, несший мешок для сбора даров. На ходу
участники пели песню
-
припевку: «К нам пришло
-
прикатилося Святое
Р
о
ждество! Вот Свят вечор! Вот Свят вечор! Мы ходили
-
походили,
кол
я
довщики! Мы искали
-
поискали Иванова двора! Стоит Иванов двор на
пяти столбах! На пяти столбах, на семи верстах! Коляда
-
коляда! Подавай
пир
о
га!». Славильщики останавливались под окнами или з
аходили в дома.
Они просили у хозяев разрешить спеть им колядки. Обычно в каждом доме
сл
а
вильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили
угощ
е
ние и подарки

[2].

Короткие колядки состоят из нескольких частей. В них должны
пр
и
сутствовать:



инф
ормация о том, что идут колядовщики;



прославление хозяев;



просьба одарить колядовщиков;



поздравление с Рождеством или с Новым годом.

Колядовщиков одаривали «коровками», «козульками», пирогами,

деньгами и пр. Иногда хозяева прогоняли непрошеных гостей
, и

тогда
УДК 27
-
9

Н.В.
Силаева
1


РОЖДЕСТВЕНСКО
-
СВЯТОЧНАЯ ОБРЯДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕРНОЗЕМЬЯ В XIX


НАЧАЛЕ XX ВЕКА


Аннотация:
В статье исследуются рождеств
енско
-
святочная обрядность
н
а
селения Черноземья в XIX


начале XX века. Рассматриваются обычаи и обряды
пров
о
димые в сочельник и Рождество, и их значение.

Ключевые слова:
Традиционные праздники, обряды, верования, Рождество,
с
о
чельник, святки, колядки, свя
точные гадания, кутья.


N
.
V
.

Silaeva


CHRISTMAS AND THE CHRISTMAS RITUALS POPULATION
CHERNOZEMYA IN XIX
-

EARLY XX CENTURY


Abstract:

This article explores the Christ
mas and the Christmas rituals Chernozemya
population in the XIX
-

early XX century. We consider the customs and ceremonies held on
Christmas Eve and Christmas Day, and their meaning.

Keywords:

Traditional festivals, rituals, beliefs, Christmas, Christmas E
ve, Christmas
holidays, Christmas carols, the Christmas divination kutia.


Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно
взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные ст
о
роны
жизни. Жизнь русских людей в прошлом состояла из череды будней и
праздников. Будни


время, напол
ненное работой и заботами. Будням
противопоставлялся праздник


время отдыха, веселья, радости, то время,
когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование
будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального
течения жизни, а

сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу
и гибели мира.

Праздничных дней в России XIX



начале
XX

века было много: 130
-
140 в году. Одним из главных праздников было и продолжает до сих пор
оставаться Рождество.

Сочельник


канун Рождества
Христова, отмечается 6 января.
С
о
чельник был днем постной службы. В этот день ничего не ели до самой
первой, появившейся на небе звезды.

Обрядовой едой в эти дни была кутья


жидкая каша из риса или
я
ч
меня с медом и изюмом: до Рождества


постная, на Рожде
ство


щедрая.
Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним
вокруг избы. Открывал дверь и приглашал «мороз» на кутью, просил его не
нападать весной на жито, пшеницу и всякую «пашеницу», не губить посевы

[5].




1

Силаева Наталья Владимировна


студентка 4 курса ЕГУ им. И.А. Бунина, института истории и
культ
у
ры, историческое отделение.


Приложенные файлы

  • pdf 6090798
    Размер файла: 161 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий