оставаться всегда на высоте


Содержание
Предисловие 2
Отличительная черта цивилизованного общества 3
Цель этикета - всегда помнить о Кришне 4
Сидеть не соприкасаясь? 5
Как писания снижают половое влечение 6
Романтична ли профессия
трактористки
для лучшей половины ? 8
Высший религиозный принцип 10
Как не упасть? 12
Практические шаги 13
Предисловие
Тема этикета взаимоотношений с противоположным полом несомненн очень важна и актуальна, потому что, как показывает реальность, нарушение этих правил ведёт к разрушению и духовной, и материальной жизни. Несомненно процент супружеских измен, падений
· и разводов в Обществе сознания Кришны во много раз меньше, чем в мирском обществе, но, как мы знаем, в ведическом обществе разводов не существовало вообще, и это тот стандарт, к которому мы - должны стремиться. Мы попробуем обратиться к теме с позиций того, что говорят об этом Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам, дхарма- шастры и Шрила Прабхупада.
Данная брошюра не претендует на роль исчерпывающего руководства по этикету, можно многое добавить, расширяя тему; мы же попытались определить философскую канву вопроса, а также дать практические рекомендации в следовании нормам взаимоотношений с противоположным полом, определить, какую форму это взаимодействие должно принимать для блага и процветания всего общества. Отличительная черта цивилизованного общества
Один из аспектов ведической культуры, о котором говорил Шрила Прабхупада, и который является не менее важным, чем другие, - это отношения между мужчинами и женщинами, регулируемые социальной системой этикета.
В одной из лекций Шрила Прабхупада подчеркивает этот аспект:
Итак, есть регулирующие принципы. Каков же глобальный замысел, стоящий за этими регулирующими принципами? Замысел таков: присутствует влечение, пумсах стрийа митхуни-бхавам этом, и нужно уменьшить это влечение между мужчинами и женщинами. Таков глобальный замысел. В противном случае в варнашраме нет необходимости. (Шрила Прабхупада, лекция по Шримад-Бхагаватам 5.5.8, Вриндаван, 30 октября 1976 г.)
По словам Господа Ришабхадева, влечение между мужчиной и женщиной - это основной принцип материальной жизни (ШБ 5.5.8), и в этой лекции мы видим, что Шрила Прабхупада напрямую связывает общественные традиции с противодействием этому принципу.
В истории гаудийа-вайшнавизма долгое время существовало и было широко распространено такое отклонение как сахаджийа, характеризующееся энергичным поиском незаконных половых отношений под видом сознания Кришны. На протяжении некоторого времени в глазах части людей это было даже определением самого Гаудийа вайшнавизма.
«Даже в таком святом месте, как Вриндаван в Индии, неразумные люди выдают свои занятия, связанные с задним проходом и гениталиями, за духовную деятельность. Таких людей называют сахаджийами. Согласно их философии, занимаясь сексом, человек может подняться на духовный уровень». (ШБ 4.29.14, комментарий).
Таким образом, регулирующие принципы, регламентирующие отношения между мужчиной и женщиной, напрямую касаются каждого и важны для всех. На самом деле, эти принципы существуют для того, чтобы помочь нам преодолеть трудности, непосредственно связанные с духовной жизнью; успех или неудача в следовании этим нормам культуры напрямую влияет на нашу способность совершать садхана-бхакти. Как отмечали в Бхагавад-гите Арджуна и Господь Шри Криг в обществе, где не следуют этим принципам, очень быстро появляется население варна- санкара - так в наше время происходит в светском обществе, где едва ли можно ожиде от людей какого-либо духовного роста, что доказывает фактор быстрого падения нравов наше время.
В действительности, разделение мужчин и женщин - характерный признак любой духовной культуры и цивилизованности. Любое богоцентрическое общество в прошш независимо от формы религии, имело строги правила, не позволявшие неконтролируемое смешение и общение мужчин и женщин. Одни и те же этические и культурные нормы характерны для иудаизма, христианства, ислама, буддизма и, конечно, ведической цивилизации. Религиозность общества прям> пропорциональна строгому разделению поле и в той степени, в которой это разделение нарушено, нарушена чистота следования религии в обществе. Культура является упаковкой религии, без упаковки религия не защищена и непривлекательна. Шрила Прабхупада утверждает, что «религиозность человека определяется по тому, насколько религиозным образом он удовлетворяет основные потребности жизни - потребность в еде, сне, совокуплении и самозащите». Это является прямым проявлением культуры.
Согласно Бхагавад-гите, материальная природа вечна. И поскольку она вечна, то вечны также все наши материальные пробле: Проблемы, которые у нас есть сегодня, - те же самые, с которыми все живые существа сражались всегда.
Поскольку материальные проблемы вечны, также вечны и актуальны для любой эпохи правила писаний, регулирующие и, наскольк это возможно, устраняющие эти проблемы. Более того, ведические нормы, регулируюгщ поведение человека, основаны на вечных духовных ценностях, и поэтому известны как санатана-дхарма (нринам дхармам санатанам). Мы принимаем этику Ведических писаний, потому что она дана Самим Господом, и цель её - увеличить шансы нашего успеха в духовной жизни. Так в ведической цивилизации цель социальных норм заключалась не в том, чтобы жить в мире, наслаждаясь им, но жить в мире с целью оставить его.
Цель этикета - всегда помнить о Кришне
Кто-то может возразить, что наша цель - это развить любовь к Богу, а следование этикету и социальным нормам не приводит к этой цели. Да, следование социальным нормам и долгу само по себе не развивает любовь к Кришне в сердце человека. Но, в то же время, такое следование предписано для преданных, потому что большинство людей нуждаются в нем, чтобы сохранять свое зрелое намерение заниматься чистым преданным служением. Йешам те анта-гатам папам джананам пунйа-карманам ... «Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне» (Бг 7.28).
Любая авторитетная система йоги описывает действия, которые нужно совершать и которых нужно избегать (йама, нийама); избегать греховной деятельности - это существенный момент. Без этого невозможно обрести решимость поклоняться Кришне, бхаджанте мам дридха-вратах.
Правила жизни, описанные в шастрах, предписанные принципы, которым нужно следовать, крайне важны для успеха в садхана- бхакти. Более того, социальные принципы ведической культуры предназначены для того, чтобы помочь нам всегда помнить Кришну и никогда о Нем не забывать.
смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит сарва-видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах
«Кришна - это источник Господа Вишну.
Следует всегда помнить о Нем и никогда Его н1 забывать. Все правша и запреты, упомянутыещ в шастрах, должны служить этим двум принципам» (Падма Пурана).
Иногда этот стих цитируют, подразумевая, что человеку нет необходимости всегда следовать шастра-виддхи (правилам писаний), если это на помогает ему помнить о Кришне. Но это совсеи не то, что подразумевает сам стих, потому что запреты в писаниях даны Господом для того, чтобы помочь человеку помнить о Нем. С другой стороны, неповиновение шастре - это гуна невежества: ашастра вихитам гхорам (Бг i4 17.5), анапекшйа ча паурушам (Бг 18.25), и т.д.
Из комментария Шри Баладевы Видйабхушаны J на Гиту, стих 18.7, ясно, что отбрасывать нитйа и наимиттика карму - это гуна невежества, т.к. эти виды деятельности напрямую связаны с обретением атма-гьяны (самосознания) и позволяют человеку поддерживать свое тело.
Итак, это гуна невежества, проявленная через неповиновение писаниям, заставляет человека забыть Кришну.
Что еще более важно, этот стих также указывает на то, что не следует соблюдать предписания шастр таким образом, чтобы это приводило к забвению о Кришне и отсутствию памятования о Нем. В Бхагавад-гите Господь Кришна затрагивает тему веда-вада-ратах, так называемых знатоков Вед, которые следуют ведическим предписаниям ради того, чтобы подняться на высшие планеты, получить хорошее рождение, власть и т.д. В этом стихе из Падма Пураны запрещается именно такое следование ведическим правилам.
Тут не говорится, что правилам не нужно следовать, - им обязательно необходимо следовать, но делать это правильно, так, чтобы они всегда помогали нам помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем, то есть важно понимать цель следования правилам и предписаниям.
Если же мы считаем какое бы то ни было предписание из авторитетных шастр несвязанным в этим принципом памятования о Кришне, то это является причиной социального) и духовного беспокойства и намапарадхой. шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина аикантики харер бхактир утпатайаива калпате
«Преданное служение, которое не основано на Ведах, Пуранах, Панчаратрах и других писаниях, следует считать сентиментализмом; оно приносит обществу одни беспокойства». (БРС 1.2.101, цитата из ЧЧ Ади 7.102).
Эта цитата упоминает беспокойства и как нельзя более уместна в контексте ужасных последствий и разрушительных беспокойств, возникающих в обществе в результате нарушения правил этикета. Мы можем думать, что мы - преданные Господа, и, поскольку мы практикуем бхакти, более того, спонтанную форму этого процесса, то нет необходимости в столь строгом следовании правилам и предписаниям.
Это заблуждение породило два вида религиозных фанатиков: веда-вада-рата (те, кто следуют ведическим принципам ради материальных благ) и пракрита-сахаджийи, которые из-за пренебрежения так называемыми низшими религиозными принципами никогда не поднимаются выше уровня симулирования любви к Кришне и становятся моральными банкротами.
Обе категории считают, что общественная дхарма не имеет отношения к духовному продвижению, так как одни принимают ее ради обретения материальных благ (веда-вада- рата), тогда как другие отвергают ее, ибо считают ее не связанной с духовным ростом (,пракрита-сахаджийи). Оба класса людей ошибаются в своей оценке общественных правил, и оба падают. Не следует думать, что эти тенденции отсутствуют внутри ИСККОН.
А иначе у Шрилы Рупы Госвами не было бы причины предупреждать нас в Упадешамрите о нийамаграхе.
Сидеть не соприкасаясь?
Известное изречение Махараджи Иайати о т< что не следует сидеть рядом со своей матеры сестрой или дочерью, слово в слово встречае в Бхагаватам 9.19.17 и в Ману-смрити 2.215:
матра свасра духитра ва навивиктасано бхавет
балаван индрийа-грамо видвамсам апи каршати
«Мужчина не должен позволять себе cudemi рядом на одном сиденье даже со своей матерью, сестрой или дочерью, ибо чувства настолько сильны, что могут возбудить желание даже в очень образованном человек
В обеих шастрах контексты этого стиха схож в обоих случаях речь идет о принципе влече! между мужчиной и женщиной. В Бхагаватам этот стих появляется в середине притчи, которую Махараджа Йайати рассказывает Девайани, где описывается козел, который всегда испытывал влечение к козе, но никогд не получал от этого удовлетворения. Истори: иллюстрирует, почему следует отбросить желание сексуального удовольствия.
В Ману-смрити этот стих приведен в контекс' предписаний о том, как брахмачари должен в< себя по отношению к молодой жене своего гу
«Ученик, достигший двадцатилетнего возраста и знающий правила приличия, не должен приветствовать молодую жену своего гуру, обхватывая ее стопы. Закон природы таков, что мужчина соблазняется женщиной, поэтому мудрый никогда не позволит себе оставаться незащищённым в обществе противоположного пола. Ибо женщина способна сбить с пути не только глупца, но даже ученого человека и сделать рабом желания и гнева. Не следует сидеть t уединенном месте со своей матерью, cecmpi или дочерью; ибо чувства могущественны и способны поработить даже ученого человечно при желании молодой ученик может предложить полный поклон, распростершис на земле перед молодой женой учителя, в соответствии с правилами, и сказать: “Предлагаю Вам почтение”». (МС 2.212-2.2 3 другом месте Бхагаватам мы находим, jto брахмачари также запрещено принимать [аботу от молодой жены своего гуру, обоснование такое же - в обществе женщин мужчины склонны привлекаться половыми отношениями:

·<Брахмачари и вообще любой мужчина, юторый не живет семейной жизнью [в рихастха-ашраме], должен строго избегать разговоров с женщинами или о женщинах,
So чувства настолько сильны, что могут взволновать даже ум саннйаси того, кто уже отрекся от мира. Если жена духовного учителя молода, юный брахмачари не должен позволять ей расчесывать ему волосы, делать массаж с маслами или купать его, как любимого сына.
Женщина подобна огню, а мужчина горшку
· маслом. Поэтому мужчине не следует общаться наедине даже с собственной дочерью. Точно так же он должен избегать общения и с другими женщинами [за исключением своей жены]. Вступать в разговор с женщиной можно только по какому- то важному делу, а не ради чего-то еще. Пока человек не достиг полного самосознания, пока )н не вышел из-под власти заблуждений и гродолжает отождествлять себя с телом, гредставляющим собой лишь отражение его 13начального тела и чувств, он не способен абавиться от восприятия двойственности, гроявлением которой является деление людей ш мужчин и женщин. Поскольку разум такого 1еловека окутан иллюзией, он в любой момент может пасть». (ШБ 7.12.7-10).
Как писания снижают половое влечение
Поведение человека зависит как от воспитания, так и от врождённых склонностей - то есть от обучения и природы (самскара и свабхава)
и дхарма учитывает и то, и другое, помогая мужчинам и женщинам контролировать половые побуждения. Обучение этикету (самскара) в контексте нашей жизни способно помочь тому, чтобы взаимодействие между мужчинами и женщинами было как можно более благоразумным, и тот же принцип этикета! поможет мужчинам и женщинам держаться на уважительном расстоянии друг от друга, чтобы не пасть жертвой собственной природы (свабхавы).
Возьмем, к примеру, афоризм Чанакйи Пандита| матриват пара-дарешу, «К каждой женщине, кроме своей жены, следует относиться как к матери». Цель такого обращения к другим женщинам как к матерям ясна. Обычно ни один мужчина не видит в собственной матери сексуальный объект. Напротив, она достойна почитания. Тот, кто считает, что другие женщины подобны матери, также не будет склонен стремиться к сексуальной связи с ними. Таким же образом, женщина должна относиться к любым мужчинам, кроме своего мужа, как к сыновьям. Когда к мужчинам и женщинам относятся с таким восхищением и почтением, отношения становятся спокойными и сдержанными.
Но в тот самый момент, когда мы начинаем смотреть на других как на объекты нашего потребления и хотим использовать их для собственного наслаждения, начинается эксплуатация. Например, те, кто сливает нечистоты в реку Ямуну, смотрят на нее как на неодушевленный предмет. Они видят просто воду, которую человек может использовать, а не сияющую богиню и проводник Божественной милости. То же относится к женщинам и мужчинам. Чтобы в достаточной степени обуздать половое желание, возникающее между мужчинами и женщинами, практикующими сознание Кришны, контакты - словесные, визуальные, не говоря уже о тактильных, - должны быть сведены к минимуму. Итак, чтобы продвигаться в сознании Кришны, мужчины и женщины должны быть осторожны и держаться на расстоянии друг от друга.
В этой связи Шрила Прабхупада комментирует:
«Конечно, как правило, мужчина не испытывает полового возбуждения при виде своей матери, сестры или дочери, но, если он позволит себе сидеть с ними слишком близко, влечение к ним может возникнуть.
Это психологический факт. Кто-то может возразить, что только нецивилизованный человек способен ощутить такие низменные чувства, однако в этом стихе подчеркивается: видвамсам апи каршати даже если человек достиг вершин материального или духовного знания, он может пасть жертвой плотских желаний. При этом объектом вожделения может оказаться даже его родная мать, сестра или дочь. Поэтому в общении с женщинами нужно проявлять большую осторожность. Шри Чайтанйа Махапрабху был очень строг в этом отношении...»
(ШБ 9.19.17, комментарий).
Чтобы контролировать сексуальное побуждение, социальные и профессиональные роли, предписанные варнашрама-дхармой для каждого члена общества, сводят к минимуму взаимодействие между мужчинами и женщинами. Ведическая цивилизация позволяет мужчинам и женщинам общаться только по необходимости.
В отношении обуздания сексуального влечения перевод и комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад Бхагаватам 1.10.16 резюмирует главную идею, лежащую в основе структуры ведического общества - разделение мужчин и женщин. Перевод стиха таков: «Сгорая от страстного желания увидеть Господа, женщины царского рода Куру поднялись на крышу дворца и, улыбаясь стыдливо и с любовью, осыпали Господа цветами». Напрашивается вопрос: если это женщины царского рода, которые могли бы стоять рядом с Господом, если бы настояли на этом, то почему же они предпочли чествовать Его на расстоянии?
Объясняя поведение женщин, Шрила Прабхупада пишет, что в стыдливости «заключается особая сверхъестественная прелесть прекрасного пола, и она вызывает уважение у мужчин». Уважение, которое стыдливость вызывает у мужчин, означает, что мужчины не будут смотреть на стыдливую женщину как на сексуальный объект. Вместо этого она становится объектом поклонения и защиты.
Более того, проявление стыдливости со стороны женщин царского рода - это извечная традиция. Шрила Прабхупада пишет, что этот случай
времен «Махабхараты» «ясно показывает, что женщины во дворце строго соблюдали парду (ограничение общения с мужчинами)». Это не было введено мусульманами, как ошибочно заявляют некоторые. Стыдливость очень хорошо отражает ведический принцип, и в этой лиле ее проявили личные спутницы Господа Кришны. Поэтому традиционная стыдливость, проявленная в этой лиле, является санатана, вечной.
Продолжая комментировать тот же стих, Шрила Прабхупада поднимает вопрос цели общества. «Мудрецы Индии полагают, что человеческая цивилизация должна помочь людям вырваться из тисков иллюзии». Тело привлекает лишь благодаря присутствию духовной души. Без души тело, сколь бы красивым оно ни было, никого не привлечет. Привлекаться следует только духом, а не материей. Но, поскольку мы все еще остаемся «во тьме невежества», Ведическая цивилизация «позволяет только очень ограниченное общение мужчин и женщин». Таким образом, «стыдливость - это сдерживающий клапан, охраняющий от неограниченного смешения полов, - говорит Прабхупада. - Это дар природы, и им нужно пользоваться». Это помогает нам не поддаваться иллюзии.
Женщины считаются той силой, которая способна вдохновлять мужчин. Как таковые, женщины более могущественны, чем мужчины. Великий Юлий Цезарь находился под влиянием Клеопатры. Стыдливость - это сдерживающий фактор для таких могущественных женщин. Поэтому стыдливость так важна. Как только этот предохранительных клапан ослабевает, женщины могут посеять хаос в обществе путем супружеских измен. Измена влечёт за собой появление нежеланных детей, которые приносят беспокойств! в мире и известны как варна-санкара.
Мы можем спросить себя: «Насколько женская стыдливость практикуется в ИСККОН?» Учитывая наши недостатки и сложности, с которыми сталкивались некоторые члены ИСККОН в воздержании от незаконных половых отношений, к этому вопросу нельзя подойти чисто формально и проигнорировать его. Романтична ли профессия трактористки для лучшей половины?
В январском номере журнала «Harmonist», изданном в 1936 году Шрилой Бхактисидцхантой Сарасвати, обсуждаемой теме посвящена статья под названием «Гендер». В ней утверждается, что «нет ни единой сферы жизнедеятельности, в которой женщина не принимала бы участия наравне с мужчиной». Но далее там отмечается, что разделение полов требует разделения сфер деятельности.
«Не является ли в таком случае точка зрения
о необходимости разделения полов и четкого разграничения сфер их жизнедеятельности ущемлением прав прекрасного пола? Шри Кришна Чайтанья осуждает любые взаимодействия полов, основанные на сексуальном влечении. Его категоричность в этом вопросе беспощадна.
Рассматривать ли это учение шастр как восточное и устаревшее ввиду извечной практики западных стран, а также современных мировых тенденций, стремительно сметающих все преграды для бесконтрольного общения между полами? Если женщины возьмут на себя ту работу, которая во всем мире выполняется мужчинами, не уничтожат ли такие изменения последние препятствия на пути установления абсолютного равенства между мужчинами и женщинами? Приведет ли это также к половой несдержанности и моральным и евгеническим катастрофам?» Социальная эмансипация женщин, как это приведено в данном отрывке, точно описывает состояние современного общества, где так называемое формальное равноправие является одним из основных постулатов. Равноправие в материальном смысле не снимает с женщины чисто женских природных обязанностей, но налагает на неё дополнительные, более подходящие мужчинам. Фактически это не равноправие, а эксплуатация. В результате ни мужчины, ни женщины не выполняют свойственные своей природе роли в обществе и семье. Как следствие таких противоречащих свабхаве (природе тела и ума) отношений, ни мужчина, ни женщина не находят удовлетворения, и поэтому семья не может быть стабильной.
Например, в Соединенных Штатах женщинам ^ открыт доступ в любые сферы деятельности - ' от физического труда до любой общественной ; деятельности. Однако 52% браков в США заканчиваются разводом (по результатам правительственного опроса на тему «Брак !
и развод», проводимого в США Центром :
контроля и профилактики заболеваний» ]), а 40% детей в США рождается вне брака (по результатам правительственного опроса на тему «Деторождение вне брака» ).
Как объясняется в приведенном выше отрывке из «Harmonist», смешение женщин с мужчинами ради профессионального равноправия вынуждает их близко общаться с мужчинами вне семьи, а это, в свою очередь, ведет к «половой несдержанности» и «моральным и евгеническим катастрофам» (или стришу душтасу, Бг 1.40).
Многие не без оснований укажут на то, что в большинстве профессий женщины добились блестящих успехов. У них есть как интерес, так и способности для того, чтобы взять на себя большинство профессий, которыми заняты мужчины, кроме специальностей, требующих исключительной силы и выносливости. Но даже и в этих случаях бывает, что женщины превосходят мужчин. Помимо рождения детей, что негативно влияет на карьеру женщины по сравнению с мужчинами, многие, если не большинство женщин сегодня, тем не менее, находят удовлетворение, делая карьеру во внешнем мире. Итак, это кажется прямым, нравственным заявлением - позволить женщинам заниматься любой социальной или профессиональной деятельностью, соответствующей их талантам. С другой стороны, кажется совершенно несправедливым не давать женщинам возможностей заниматься той профессиональной деятельностью, которая их интересует и в которой они могут преуспеть. Так почему бы не позволить женщинам работать вне дома? Всегда возможны исключения, деятельность вне дома не является запретной, но в таком случае никто не способен заменить детям мать, а мужу - создающую тепло домашнего очага жену. В результате ни муж, ни жена не имеют требуемого надёжного партнёра и теряют свою защиту перед соблазнами вне семьи, семья становится непрочной, а непрочная семья неизбежно ведёт к непрочному обществу.
Другая причина, по которой женщинам не следует работать вне дома отдельно от мужчин- членов своей семьи, заключается в том, что цель Ведической цивилизации - духовное продвижение, а не материальное. Поскольку духовное продвижение - цель Ведической цивилизации, более важно способствовать массам в контроле их чувств, чем помогать им в материальном развитии. «Во всех духовных практиках главной обязанностью человека является контроль ума и чувств», - пишет Шрила Прабхупада во введении к «Нектару наставлений». - Если человек не контролирует свой ум и чувства, он не может продвигаться в духовной жизни». Контроль чувств более важен, чем карьерные возможности. На самом деле, когда Шрила Прабхупада видел, как трудно его ученикам контролировать чувства, практикуя сознание Кришны, он советовал им следовать ведическим социальным принципам семейной жизни, чтобы слово не расходилось с делом. Поэтому в Ведической цивилизации занятость женщин сконцентрирована вокруг мужа и дома. Таким образом, половое влечение в обществе сводится к минимуму.
То, что занятость женщин должна быть направлена на дом и мужа, вовсе не означает, что в Ведической цивилизации не было очень талантливых и способных женщин.
В ведическом обществе были способные женщины-ученые, которых называли видуши («видуши» - женский род слова видван, что означало «ученый муж», «знаток»), но они получали образование не в общественных университетах или гурукулах вместе с брахмачари. Они получали образование дома, учась у отцов, матерей, мужей и даже сыновей. Например, из Бхагаватам мы узнаем, что Шримати Девахути получила трансцендентное знание от своего сына, Господа Капиладевы. Матушка Шачи, мать Господа Чайтанйи, сама
была также образована. В той лиле, когда Господь ел глину, Он спросил у нее, почему есть глину - плохо, и Шачи объяснила Ему, ч различия реальны, а идеи майавади, которые высказывал Господь, ошибочны. Однако ииг, не сказано, что Шачидеви, которая происход] из семьи брахманов, получила образование г то еще. В Ведической цивилизации женщин! ученые получают образование в своей семье
То же самое можно сказать о женщинах всех остальных социальных укладов. Они были образованы, но образование получали дома. Кроме того, они не работали вне дома. В комментарии к стиху 10.4.5 Шримад Бхагава Шрила Прабхупада отмечает, что жены и до1 кшатриев были очень способными, но никог не занимали руководящих постов в обществ!
Как мы узнаем из «Махабхараты», «жены и дочери правителей, кшатриев, знали прави. политической игры, однако мы не встретим в “Махабхарате” ни одного случая, когда женщине был бы предоставлен пост главы государства. Это соответствует указаниял “Ману-самхиты”, но, к сожалению,
“Ману-самхиту” сейчас осмеивают, и члены ведического общества ничего не могут с эти поделать. Такова природа Кали-юги».
Хорошо быть образованной и получать удовлетворение от карьеры, и контролироват свои чувства - это также хорошо. Но если ме этими двумя пунктами возникает конфликт, то приоритет следует отдать контролю чувст Такова Ведическая цивилизация.
Возвращаясь к теме так называемого “освобождения” женщин: если мужчины правильно следуют своей социальной дхарм! принимая на себя ответственность, а женщи] соответственно, защищены и как матери получают соответствующее их положению уважение и всё самое лучшее, что можно бы бы предложить своей матери, то зачем женш бороться за равноправие? Она естественно будет находиться в лучшем положении, зачи опускаться до положения равного? Так вопр материального равенства эффективно решае просто благодаря надёжной защите и опеке, касается равных духовных прав и возможно! то их нет смысла даже обсуждать, так как эт основной момент философии Бхагавад-гиты. Каждый, независимо от формы тела, является вечной духовной искрой, частицей Кришны, амшей (мамаивамшо джива-локе джива- бхутах санатанах, Бг 15.7), независимо от того, мужчина он или женщина. В Бхагавад-гите Господь также утверждает: мам хи партха вйапашритйа йе ’пи сйух папа-йонайах стрийо... (Бг 9.32) - женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего предназначения.
Высший религиозный принцип
Таким образом, согласно Бхагаватам и Ману- самхите, предписанные обязанности для женщин должны быть сосредоточены на домашнем хозяйстве и муже. В Бхагаватам 7.11 описываются профессиональные обязанности человеческого общества. Далее приведены предписанные обязанности для женщин. Шрила Прабхупада подчёркивал два пункта как наиболее важные для воспитания девочек: быть целомудренной (верной мужу) и уметь хорошо готовить, так как эти моменты оказывают сильное влияние на благополучие и стабильность семьи.
«Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины (ШБ 7.11.25). Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставлять удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть все водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства (ШБ 7.11.26-27). Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь ее приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший (28). Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания, непременно возвратится домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи (29)».
Как описано в Бхагаватам, лила Господа Рамы и Матери Ситы (ШБ 9.10.11, комм.) подтверждает этот вывод:
«Когда Господь Рамачандра ушел в лес, а Лакшмана отлучился, худший из ракшасов, Равана, похитил Ситу деви, дочь царя Видехи. Он схватил ее, как тигр хватает беззащитную овцу, когда рядом нет пастуха. После этого Господь Рамачандра вместе со Своим братом Лакшманой долго бродил по лесу, убитый горем от разлуки с женой. Так Он показал на Своем примере, что бывает с мужчиной, привязанным к женщине. Еще один урок из истории о похищении Ситы заключается в том, что женщина, какой бы могущественной она ни была в материальном мире, всегда должна находиться под защитой. Как только женщина остается без защиты, она попадает в руки ракшасов вроде Раваны. Слова ваидеха-раджа-духитари указывают на то, что до замужества Мать Сита была под защитой своего отца, Вайдеха-раджи.
А когда она вышла замуж, ее стал опекать муж. Таким образом, женщина всегда должна быть под чьей-то защитой. Согласно ведическим правилам, женщина неспособна быть независимой (асамакшам), ибо она не в состоянии защитить себя».
Как и Бхагаватам, Ману-смрити также указывает, каковы обязанности женщины.
И в Ману-смрити недвусмысленно сказано, что женщины не должны быть независимы, они должны находиться под защитой мужчин своей семьи.
Более того, в Ману-смрити утверждается, что защита женщин - это высший религиозный принцип для всех варн:
«Сейчас я представлю вечные законы для мужа и жены, которые следуют по пути долга, независимо от того, находятся ли они вместе или живут раздельно (М-с 9.2-6): Отец защищает ее в детстве, муж - в юности, а сыновья - в старости; независимость никогда не подходит женщине. Отец, который не выдал свою дочь замуж в должное время, достоин порицания; муж, который не вступает в близость со своей женой в надлежащее время, достоин порицания, и также достоин порицания сын, который не защищает свою мать после смерти ее мужа. Женщин следует тщательно оберегать от пагубных наклонностей, сколь бы пустяковыми они ни казались; ибо, если их не оберегать, они навлекут невзгоды на свои семьи. Считая это высшим долгом всех варн, даже слабые мужья должны стараться оберегать своих жен.»
Как здесь сказано, наивысшим долгом всех уровней общества является защита женщин
в частности, защита жен мужьями. В стихе 9.5. говорится, что женщинам необходимо предоставлять особую защиту от пагубных наклонностей (ракшйа вишешатах) - это архаическое выражение, означающее склонность к «чувственным наслаждениям». Женщины нуждаются в защите, иначе в обществе воцарится хаос из-за сватантрии, независимости, и общения между противоположными полами в обществе.
Говорится, что этот долг защиты женщин
высший долг женатых мужчин любой социальной принадлежности - дхармам- уттамам. Это означает, что все остальные нравственные и религиозные обязанности, описанные в дхарма-шастрах, не так важны. Ману провозглашает защиту женщин высшим долгом, поскольку контроль чувств - это цель системы общественных правил для людей, а защита женщин как раз естественно ведёт к контролю чувств. На самом деле, все последователи любых авторитетных систем йоги всегда следуют принципам йама и нийама, системе предписаний и запретов.
В Ману-смрити подобным же образом указано, что цель жизни - не в чувственных удовольствиях (правритти), но в достижен] атма-гьяны, духовного знания, путем совершения действий, приводящих к прекращению материального существовани (нивритти). Поскольку влечение между мужчиной и женщиной - это базовый приш материального существования, и поскольку защита женщин означает необходимость св< к минимуму взаимодействия между мужчин и женщинами в обществе, следование одно? этому общественному принципу защиты поможет членам общества контролировать свои чувства намного больше, чем следован любому другому принципу.
Некоторые люди на это возразят, что для достижения этой цели достаточно воспевал Харе Кришна маха-мантру, избегая грехов» деятельности. Они говорят, что вследствие этого нет необходимости следовать варнаш] Однако стоит заметить, что люди, находя 1Ш на промежуточной стадии развития, не могут сосредоточить свой ум на Кришне бе отклонений (Бхагавад-гита 12.9, атха чит, самадхатум на шакноши майи стхирам). Людям на этой стадии развития требуется поддержка истинных принципов, чтобы по» им оставаться достаточно чистыми и устой' духовно прогрессировать.
Здесь мы обсуждаем уровень дхармы, то ес религиозного исполнения своих предписан] материальных обязанностей, что создаёт благоприятные предпосылки для практики бхакти и развития любви к Богу, то есть высшего достижения для души. Человек, д< практикующий бхакти, но имеющий некотс материальные желания, не освобождается с исполнения своих социальных обязанносте но должен совершать их как своё подношен Всевышнему. Как не упасть?
Как мы уже обсуждали, взгляд ведической культуры на разного рода сексуальное насилие и падения, связанные с сексом, заключается в том, что природа (свабхава) более сильна, чем воспитание и образование (самскары), которые призваны так или иначе реформировать эту врождённую склонность. Балаван индрийа-грамо видвамсам апи каршати. «Чувства настолько сильны, что могут возбудить желание даже в очень образованном человеке». Этот стих из Бхагаватам показывает, что природа - наиболее могущественный фактор, влияющий на события. Она настолько могущественна, что даже тот, кто очень сведущ в отношении принципов цивилизованного поведения, может пасть жертвой собственных чувств.
Заключение, которое можно сделать из этого, состоит в том, что каждый мужчина подвержен значительному риску совершить сексуальное насилие по отношению к женщине, даже если она является его дочерью. Поэтому в стихе упомянута духитра, дочь, наряду с матерью и сестрой. Следовательно, для контроля сексуальной агрессии и супружеских измен требуется, чтобы в самом обществе были произведены изменения для минимизации контактов между мужчинами и женщинами
даже внутри семьи - и чтобы женщины и мужчины, общаясь в коллективе, могли избегать близкого общения друг с другом. Такая социализация, проводимая в соответствии с шастрой, укрепит брахманическую культуру.
Например, один преданный, родившийся в брахманической семье вайшнавов из Шри сампрадайи, однажды рассказывал, как дома во время завтрака его сестра каждое утро готовила и приносила для отца стакан горячего молока. И однажды утром отец спросил у нее, сколько ей лет. «Десять», - ответила она. Тогда он сказал, что впредь ему должна служить только ее мать. Эта семейная традиция идет непосредственно из Бхагаватам. То, что индийский вайшнав- брахман не разрешил своей юной дочери лично служить себе - это пример традиции, которой нужно следовать в обществе в целом - по крайней мере, в обществе
брахманов, каким должен быть ИСККОН.
Это профилактическая мера, и цель ее ясна: она уменьшает возможность привлечения иллюзорной энергией. Мы приводим эту историю, хорошо понимая, что в контексте нашего времени развитой Кали-юги эта история скорее призвана показать, насколько серьёзным в ведической культуре было отношение к обсуждаемому вопросу. Мы хорошо понимаем, что у нас есть намного более остро стоящие вопросы, о решении которых мы должны позаботиться в первую очередь. Однако данная история - хороший пример того, какой была ведическая культура, и насколько далеко современное общество ушло от этих стандартов. Вместе с тем, такие строгие стандарты - хорошая профилактическая мера против сексуального насилия и эксплуатации в семье, которые, к сожалению, стали частым явлением в современном обществе.
Итак, с точки зрения шастры на эту проблему, фундаментальной причиной является природа, свабхава. Как показала история, преданным сложнее всего избегать незаконных половых отношений. Это неудивительно, ведь влечение между мужчиной и женщиной - это базовый принцип материальной жизни. «Принципами шрути и смрити следует руководствоваться не только в духовной, но и в материальной жизни», - говорит Шрила Прабхупада (ШБ 4.18.3, комментарий). Другими словами, лучше следовать правилам, регулирующим социальные отношения, не думая самоуверенно, что он (она) способен хорошо контролировать чувства. Профилактика всегда лучше и успешней, чем лечение уже развившейся болезни.
Мы должны не только давать другим сознание Кришны, но также подавать безукоризненный пример образа жизни, который поддерживает сознание Кришны в соответствии с традицией, полученной от Шрилы Прабхупады. Практические шаги
После многих философских аргументов в пользу цивилизованных духовных отношений между мужчинами и женщинами в Обществе сознания Кришны мы хотели обсудить конкретные шаги, которые будут воплощением этой философии в жизни.
Брахмачари и грахастхи должны с глубоким почтением относиться ко всем женщинам- преданным, считая их своими матерями, а также избегать всяких проявлений фамильярности и лёгкости в поведении или же развития дружбы с ними.
Всё начинается со звука. Слово несёт в себе целую концепцию и философию, а затем формирует нашу реальность на грубом уровне. Поэтому, когда вы обращаетесь к женщине, называя её имя, то будет уместно всегда добавлять слово “матаджи”, то есть “мать”. Соответственно, матаджи, обращаясь к мужчине, всегда должна говорить “прабху”, то есть “господин”. Называть кого-то просто по имени, без приставки “матаджи” или “прабху” - очень фамильярно и допустимо только в случае обращения к значительно младшим по отношению к вам.
Защита женщин мужчинами предполагает защиту в пределах своей семьи. Мужчине не следует думать, что он лично и непосредственно должен защищать всех женщин, нуждающихся в защите. Само по себе это приведёт к нарушению этикета, неконтролируемому общению с противоположным полом и, возможно, к падению. Если Вы можете позаботиться о членах своей семьи, то это создаёт предпосылки к тому, что они, в свою очередь, смогут заботиться о других. Так, если вы решаете эту задачу защиты других через свою супругу или мать, или дочь, то это замечательно. Понятно, что в Кали-югу много одиноких незащищённых женщин, и общество преданных тут не является исключением. Статистика показывает, что в каждой религии женщин больше чем мужчин.
Не имея прибежища в миру, они приходят за ним к Богу. Поэтому важно, чтобы этим матаджи была предложена необходимая им защита на том уровне, на котором община способна её обеспечить. Каджый, будь это
женщина или мужчина, нуждается в духовнс прибежище и наставничестве, эмоционально заботе и практической помощи. Эти потребности могут быть удовлетворены в группах духовного общения, которые помог; развить отношения и чувство большой семы Старшие матаджи-грихастхи могут с успеха заботиться о незамужних матаджи и также б наставницами для замужних женщин.
Старшие и опытные незамужние матаджи mi опекать матаджи своей категории, то есть те кто уже в возрасте и не собирается замуж. К незащищённые начинают взаимно заботитьс других незащищённых, то все они обретают большую силу и устойчивость.
Во всех случаях важно помнить, что настав! должен (должна) быть того же пола и социального статуса, что и подопечные, топ обучение жизни в сознании Кришны и защи будут поддерживать социальную и духовну! стабильность в обществе преданных.
Исходя из этих истин мы всегда просим и настаиваем, чтобы наставники-грихастхи приходили вдвоём на собрание наставнике и затем вдвоём же проводили свои програ! с подопечными. Это делает семью очень динамичным и защищённым проповедническим тандемом. Даже если с из партнёров более активен, а другой (дру в силу определённых причин проявляет меньшую активность, всё равно это совместное участие и осведомлённость способствуют взаимопониманию между супругами и взаимной защищённости от излишнего интереса со стороны личносте противоположного пола и от незаконных привязанностей. Затем какие-то индивидуальные встречи и разговоры с подопечными должны проходить отдель то есть муж общается с мужчинами, жена с женщинами.
Ваш супруг (супруга) немедленно почувств изменение вашего поведения и манеры говс в присутствии противоположного пола. Вы будете удивлены, заметив, что когда вы разговариваете с какими-то матаджи, пытая решить их, как вам кажется, серьёзнейшие жизненные проблемы, которые можете
(по их словам) решить только вы, то вдруг, когда к вам в разгар разговора подходит ваша супруга, то разговор сразу сам собой затихает и проблемы прекращаются. То же самое произойдёт, если ваш муж подойдёт к вам во время вашего разговора с мужчинами.
В действительности в семейных конфликтах мы обычно с глубоким сочувствием и пониманием относимся к ревности со стороны одного из супругов, потому что в 99 процентах случаев эта ревность вполне обоснована, даже если мы сами этого не замечаем. Следует рассматривать такую ревность как милость Кришны, который защищает нас от падения через нашу супругу (супруга) на самых ранних этапах возникновения незаконных привязанностей.
Важно понять, что когда мы входим в роль наставника по отношению к противоположному полу, то неизбежно тонко эмоционально привязываем этого человека к себе, а также незаметно для себя привязываемся сами. Если ваши подопечные - преданные противоположного пола, то это незаконно, опасно и жестоко по отношению к ним, так как развивает незаконные привязанности и зависимость в их умах. Поэтому женщины должны помогать женщинам, а мужчины - мужчинам.
Не следует оправдывать непосредственные контакты с противоположным полом своей проповедью. Нет проповеди более важной, чем чистая примерная репутация и поведение.
Даже если вы не занимаете никакого официального положения лидера, строгое следование культуре вайшнавских отношений сразу ставит вас в положение лидера, потому что вы естественно будете примером, на котором другие смогут сосредоточить свою веру. Тем более это применимо в случае, если вы находитесь в положении официального лидера или наставника в обществе преданных.
Пожалуйста, не думайте, что вы - исключение из правил, что можете им не следовать, и при этом майа вас не коснётся. Если вы не боитесь майи, то это как раз первейший признак того, что вы уже в майе, которая, как известно, имеет две функции: вначале обволакивает и успокаивает, а затем стаскивает вниз. Но нет пределов глубине иллюзии, в которую мы можем попасть.
Если вы администратор в храме и вынуждены руководить преданными в их служении, то не следует непосредственно занимать служением преданных противоположного пола. Нельзя непосредственно просить чью-то жену (мужа в случае, если вы женщина) выполнить служение, нужно обратиться к её супругу (супруге), и только если он (она) согласны, то можно объяснить детали служения. Как исключение, вы можете встретиться с парой вместе, либо в присутствии своей супруги. Соблюдение этого правила укрепит взаимоотношения в семье и вызовет уважение к вам со стороны преданных.
Во время служения следите, пожалуйста, за тем, чтобы вы не выполняли служение вместе с представителями противоположного пола на кухне, или в небольшой пуджарской, или, тем более, в алтаре. В таких ситуациях соблюсти этикет будет практически невозможно. Вы имеете полное право просить администрацию храма, чтобы вас не ставили в такую двусмысленную ситуацию и отстаивать свою позицию. В противном случае более благоприятно выполнять какое-то другое служение. Однако, если супруги выполняют служение совместно, то это заслуживает всяческого поощрения и благоприятно для укрепления их отношений. Укрепление семьи - это отдельная тема, но здесь можно отметить, что в семье естественно развивается определённая привязанность между мужем и женой, и это следует всячески поощрять и оберегать, так как крепкая семья сама по себе является профилактикой всякого рода незаконных отношений в обществе.
Никогда ни под каким предлогом не общайтесь с представителями противоположного пола наедине или так, что никто не слышит, о чём вы говорите.
В настоящее время преданные начинают строиться и селиться вместе, и это замечательно. Однако, как показывает опыт, часто это заканчивается разрушением семей. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы при совместном строительстве у каждой семьи была изолированная квартира, со своими удобствами и кухней. Это позволит избежать неконтролируемого соприкосновения с представителями противоположного пола помимо своего супруга (супруги). По этой же причине крайне неблагоприятно, когда несколько семей смешиваются и живут в одной квартире, даже если это родственники.
Один из важных принципов заключается в том, что когда женщина регулярно служит мужчине или наоборот, то служение очень тонко и сильно обязывает (особенно того, кому служат) и привязывает друг к другу, в частности, если человека лично кормят. По этой причине жена должна стараться готовить своему мужу и лично кормить его, это будет укреплять их отношения. Соответственно, такого служения вне брака следует избегать.
Вайшнавский этикет предполагает, что мужчина и женщина никогда не должны физически соприкасаться (даже своей одеждой), за исключением супругов. Когда мужчина и женщина разговаривают, им не следует подходить слишком близко, почти вплотную, либо сидеть совсем рядом, нужно почтительно держаться на некотором расстоянии, хотя бы в один шаг. Один из опасных признаков нарушения этикета заключается в том, что мужчины и женщины привыкают друг к другу, теряя дистанцию. Пожалуйста, не думайте, что поднялись над телесной концепцией жизни, - это гордыня. Материальные элементы будут взаимодействовать друг с другом на тонком уровне, и когда мы, наконец, заметим это, то может быть уже поздно.
Фактически этикет означает ограничение контакта своих чувств с объектами чувств, контакта, который, по определению Бхагавад-гиты, является причиной страданий. Нарушения этикета взаимоотношений начинаются со взгляда, когда вы позволяете своим глазам задержаться на объекте чувств более доли секунды, либо возвращаете глаза к объекту наслаждения вновь и вновь. Через глаза, если их не контролировать, привязанность к объекту проникает глубоко в ум и вызывает памятование об объекте чувств и затем устойчивую медитацию не него. Далее - сознание замутняется, что приводит к маде, безумию, в котором человек в порыве страсти готов переступить через любые социальные нормы и здравый смысл и совершает поступки, разрушающие его жизнь и жизнь всех окружающих.
В связи с этим ведический этикет предписы что во время любых мероприятий женщины находятся позади мужчин или, в крайнем случае, сбоку, но не впереди, поскольку, есл мужчины находятся позади женщин, то они вынуждены смотреть на женщин, которые с или сидят перед ними. Это требование применимо и к процессии харинамы. Женш не следует выставлять впереди процессии, потому что идущие сзади мужчины будут вынуждены их рассматривать, причем, танцующих. Вайшнавам мужского пола воо запрещено смотреть на танцующих женщш Кроме того, процессия харинамы с танцуют впереди женщинами со стороны часто выгл довольно двусмысленно. Нам стоит задумат чем мы привлекаем людей в проповеди и ке образ в умах людей формируем.
По мнению Шрилы Прабхупады, решающе силой является чистота. В Шримад Бхагава 1.8.1 говорится: «Затем Пандавы и Драупал направились к Ганге, чтобы дать воду умер родственникам, которые нуждались в ней. Впереди шли женщины». В своем коммент Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказыва нам о существовании такого правила: во вр похоронной процессии женщины должны v впереди. Это практически единственный с; в ведической традиции, когда женщины ид впереди мужчин.
Шрила Прабхупада желал, чтобы все его последователи воздерживались от незакош половых отношений. Соблюдение целибат! или, для начала, хотя бы супружеская верк начинается с того, что мы не смотрим на человека противоположного пола как на объект своего вожделения. Если вы не смо: проконтролировать себя на уровне ума и взгляда, то вожделение поселится в вашем сердце и этот, как назвал его Сам Господь Кришна в Бхагавад-гите, “ненасытный вра будет съедать все ваши духовные плоды. Т вы неизбежно будете терять семя, будь то во сне или наяву, это может происходить и опорожнении кишечника или мочеиспуска Человек, теряющий семя, закрывает себе п духовного продвижения. Вся ваша энергия устремляется вниз, и это касается и мужчи и женщин, потому что при половом возбуждении женщина также теряет секреции, которые эквивалентны семени у мужчин в смысле их энергетической ценности, праны. И хотя на грубом уровне мы вроде бы не вовлекаемся в незаконные половые отношения, но, как замечательно сказано в Евангелии: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце ”.
Как следствие неспособности соблюдать воздержание, мы становимся неуверенными в духовной жизни, теряем энтузиазм (утсаха) - первое из условий успешной духовной жизни. Если духовная практика совершается без энтузиазма, то она несёт на себе печать апарадхи, оскорбления, пренебрежения. Так мы можем формально повторять Святое имя жизнь за жизнью, но не чувствовать никакого вкуса и продвижения.
Следование традиции этикета способно предупредить такого рода, вначале незаметное, сползание сознания в пропасть страсти и невежества. Для того, чтобы члены нашего Движения знали этикет и утвердились в решимости следовать ему, необходимо регулярное обсуждение этих тем в нашей ежедневной проповеди, в форме семинаров, а курс этикета также крайне важен как составная часть всех наших инициатив на кшетре образования.
Попробуйте строго рактиковать эти принципы этикета, и вы увидите, насколько проще вам будет контролировать свой ум, вы почувствуете себя намного
более умиротворенными, потому что уровень страсти немедленно начнет снижаться. Соответственно, вы обнаружите, что вам будет легче сосредоточиться на Святом имени и чтении писаний, а вкус к духовной жизни станет более доступным.
Завершая, хочется сказать, что духовная жизнь строится на позитивной практике, хотя ограничения необходимы для контроля ума и устойчивости в этой практике. Поэтому, следуя лишь этикету, человек не способен продвинуться в духовной жизни. Ежедневное внимательное повторение минимум 16 кругов Харе Кришна маха-мантры, киртан и чтение шастры - необходимые условия для того, чтобы победить своего ненасытного врага, вожделение, а следование этикету взаимоотношений поможет нам сосредоточиться на этом процессе и сохранить его плоды.
Составитель
Ачйута Прийа д.
Редактор
Анна Козельская
Перевод с английского
Ачйутаприйа д.д.
Верстка
Ольга Стан,
Ирина Мороз
Корректор
Мук^нда-Мадхава д., Катерина Сауд 1 20.08.2013,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 20.08.2013,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















































I

I



Оставаться на высоте вечно...

Оставаться на высоте вечно...

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14#15

Оставаться на высоте вечно... 1

Оставаться на высоте вечно...

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14#15

Оставаться на высоте вечно...

Оставаться на высоте вечно...

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14#15

Оставаться на высоте вечно...

Оставаться на высоте вечно...

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14#15

Оставаться на высоте вечно...



15

Приложенные файлы

  • doc 3950393
    Размер файла: 161 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий