Лосский. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1 Лосский Н.О. История русской философии. Глава XXVII . ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Философия — это наука. Как и всякая другая наук а, фи лософия стремится к установлению строго д оказуемых истин не для избранных народов или н аций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является на укой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характе рными особенностями. Анализи руя природу вселенск ого бытия, философия доводит этот анализ до кра йнего предела, т. е. занимается не только аспек т ами, которые уже не поддаются никакому анализу и состав ляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений. Что бы успешно разрешить эту задачу, философ должен обладать способностью к спекуляции, т. е. к интеллектуальной интуи ции, котора я должна быть развита у него лучше, чем даже у ма тематика. С другой стороны, в процессе изучения основ ных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, кот орая образу ет мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной ч асти метафизики. Космология зани мается таким и важными конкретными и частными элемен тами, как биологическая эволюци я и история человечества. Отсюда философия дол жна ответить на вопрос о том, каков их смысл, как ово их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетичес кому созерцанию. Таким образом, высочайшие достижения философ ии тре буют сочетания двух противоположных и т рудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и спо собности к конкретному созерцанию ре альност и на его высшей ступени. Эти задачи философии так велики, а способности , необхо димые для их разрешения, так мало развиты в ч еловеке, что философия даже в наши дни находитс я на более низком уров не развития, чем, например, так ие науки, как математика или физика. Об этом наглядно свидетельствует фа кт суще ствования многочисленных философских школ, иногда прямо противоположных и крайне вр аждебных друг другу. В дей ствительности иногда они едва ли способны к вз аимопони манию. Но самое худшее заключается в том, ч то даже наи более «значительные» философские системы содержат наря ду с великими достижениями и несомненные ошибки. За частую появляются пора зительно односторонние философ ские школы. Не удивительно поэтому, что, в противополож ность спец иальным наукам, т. е. наукам о частных отделах и аспектах мира, на философи и лежит печать характера и интересов тех различных народов, которые зани мались ею. Поэтому можно говорить о национальн ых особенностях не мецкой, французской, английской, американской и русской философии. Различия ме жду философскими школами в раз ных странах зависят от специфического выбора предметов исследова ния, большей или меньшей способности к философ ским размышлениям, большего или меньшего доверия к раз личным видам опы та, как, например, чувственному или религиозном у и т. д. По общепринятому мнению, русская философия в о снов ном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии — гносеология, лог ика, этика, эстетика и история философии — вели сь исследования в России до большевистской революц ии. В более позднее время действительно русски е философы особенно интересова лись вопросам и этики. Начнем с гносеологии — науки, имею щей жизн енно важное значение для решения всех других ф илософских вопросов, так как она рассматривает их харак тер и пути их исследования. В русской философии широко распространен взгл яд о по знаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайней форме, а именно в форме учения об интуитив ном непосредственн ом созерцании объектов как таковых в се бе. По-в идимому, русской философии свойственно острое чувс тво реальности и чуждо стремление рассматривать со держание внешних пе рцепций как нечто психическое или субъективн ое. Еще славянофилы утверждали, что познание реальност и является непосредственным. К сожалению, для описания такого познания о ни воспользовались вводящим в заблуж дение термином «вера». Различные ф ормы интуитивизма в гносеологии разработаны В. Соловьевым, кн. С. Трубец ким, кн. Е. Трубецким, Н. Лосским, П. Флоренским, С. Фр ан ком, Б. Бабуниным, Ф. Бережковым, А. Огневым, А. Козлов ым (в учении о понимании Бога), В. Эрном, А. Лосевым, Д. Болдыревым, С. Левицким, И. Ильиным и отчасти Л. Карсавиным. В этот список можно было бы включить даже представителей трансце ндентально-логического идеализ ма— С. Гессена и Г. Гурвича, поскольку он и признавали существование «волезрения». К этой же группе принадлежат и те мыслители, которые, подобно В. Кудрявцеву и Несмелову, утверждали, что р елигиозная вера есть наиболее со вершенная форма познания. В отличие от кантовского гносеологического идеализма русский интуитив изм является формой гносеологического реализма. Это нашло свое выражен ие, между прочим, в том факте, что русская философия, представленная брать ями Трубецкими, предвосхитила западную философию, отказав шись от учения о том, что чувственные данные — это субъе к тивные психические состояния наблюдателя, и призн ав их транссубъективный характер. Другим выражением этого реализма явл яется доверие русских философов к мистической интуиции, дающей познани е металогических прин ципов. Идеал цельного познания, т. е. познания как органиче ского всеобъемлющег о единства, провозглашенный Киреев ским и Хомя ковым, привлек многих русских мыслителей. Од нако эт от идеал мог быть достигнут лишь в том случае, если подрациональный (чувс твенные качества) и рациональный (или идеальный) аспекты мира и сверхрац иональные принципы даны в таком опыте, который сочетает чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции. Киреевский и Хомяков говорили, что цельная ист ина рас крывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, ра циона льное мышление, эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание, — человек начинает понима ть истинное бытие мира и постигает сверхрацио нальные истины о Боге. Именно этот цельный опыт лежит в основе творческой деятельности многи х русских мыслителей — В. Соловьева, кн. С. Трубе цкого, кн. Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Бул гакова, Н . Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, Л. Карсавина, А. Лосева, И. Ильина и др. Опираясь на цельный опыт, они пытались развить такую философию, которая бы явилась всеобъемл ющим синтезом. Поразительный пример того духо вного пути, который при водит к цельному опыту, мы видим в биографии Трубецких. Они страдали от духовного опустошения потому, что жили исключ ительно теоретическим мышлением, основывающимся на чувственном опыте. Однако, развив свое миросозерцан ие, они обрели всю полноту жизни и богатство мы сли, использо вав все многообразие опыта, не иск лючая и таких его неу ловимых форм, как эстетиче ское восприятие, нравственное сознание и рели гиозное созерцание. Замечательно, что даже наиболее выдающиеся ру сские позитивисты — Лавров и Михайловский — в своих работах отстаивали единство (особенно Михайловский ) теоретиче ской истины с такой ис тиной, как праведность. Таким об разом, они полн остью признали значение нравственного опы та. Вот почему русские мыслители встретили в штыки учение о борьбе за существование как факторе эволюции. Такая концепция эволюции определенно отвергалась не тол ько Ми хайловским, Кропоткиным, Данилевским, Ч ичериным, но да же и материалистом Чернышевски м. Утверждение о том, что русские мыслители по п реимуществу занимаются этикой, со держит лишь некоторую долю истины, ибо, даже занимаясь обла стями философии, далекими от этики, они, как правило, не упускали из поля зрения связь между предметами их ис следований и этическими проблемами. Автор «Ист ории рус ской философии» (первый том который пр едставлен на со искание степени магистра иску сств в Парижскую духовную академию) отец Василий Зеньковский говорит, чт о в разви тии русской философской мысли этика и грает особенно важ ную роль. По его словам, даже воинствующие натуралисты и позитивисты счита ли, что этика занимает в философии го сподствую щее и самостоятельное положение. Полным под тв ерждением этого служили работы Герцена и в еще боль шей мере Лаврова, Михайловского, Толстого и др. Отец Зень ковский отмечает, что и в наши дни этический пер сонализм является, по всей вероятности, наибол ее характерной чертой русской философии. Связующим звеном между подсознательными чув ствен ными данными и сверхрациональными принц ипами является абстрактно идеальное бытие, по знаваемое лишь посредством спекуляции, т. е. ин теллектуальной интуиции. Русские фило софы от личаются такой же высокой способностью к спеку лятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механистический материализм нашли в России ш ирокое pac п poc транение. О днако в России, как и в других странах, без сомне ния, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и др уг их образованных людей, не сделавших философ ию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда состав ляют большинство. Но лишь н емногие из русских филосо фов-профессионалов были позитивистами или материалистам и. В русской философии стремление к цельному поз нанию и острое чувство реальности тесно сочет аются с верой во все многообразие опыта как чув ственного, так и более утончен ного, дающего во зможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной инту иции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающ им нам высочайшие ценности, но прежде всего они дове ряют мистическому религиозному опыту, который устанав ливает связь человека с Богом и Его Царством. Главная задача философии заключается в том, чт обы раз работать теорию о мире как едином цело м, которая бы опи ралась на все многообразие оп ыта. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Толь ко благода ря ему мы можем придать нашему миросозерца нию окончательную завершенность и раскрыть сокровенней ший смысл вселенского существования. Философия, прини мающая во внимание этот опыт, неизбежно станов ится ре лигиозной. Только христианство отличается высочайшими и наиболее завершенными достижениями в области религиоз ного опыта. Все это дает основание по лагать, что любая фило софская система, постави вшая перед собой великие задачи познания сокр овенной сущности бытия, должна руковод ствова ться принципами христианства. Ряд русских мысли телей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения. В этом состоит на иболее ха рактерная черта русской философии. О дни мыслители, как Соловьев, Флоренский, Булгак ов, отличались широкой эрудицией; другие — выдающимся литературным дар ом. Ряд совершенно различных работ русских фил ософов был переве ден на английский, французск ий и немецкий языки. То, что все развитие русско й философии нацелено на истолкование мира в ду хе христианства, говорит о многом: русская фило софия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. Я изложил религиозные взгляды только тех фило софов, которые, подобно Соловьеву, начиная с об щих традиций ев ропейской философии, разработ али христианское мировоз зрение, отличающеес я от того мировоззрения, которое обычно усваив ают в богословских академиях и от духовенства. На ряду с этим следует отметить и целый ряд работ, приближа ю щихся к традиционному стилю русской правосла вной цер кви, например работы епископа Феофана Вышинского, митрополита Антона Храповицкого и др. Большая часть этих работ рассматривается в чрезвычайно поучительной книге отца Георги я Флоровского «Пути русского богословия», которую я рекомендую своим чи тателям. Эти общие замечания о своеобразной природе русской христианской философии следует дополнить указанием н а следующие характерные черты. Христианские с истемы мы слителей, рассмотренные нами, являются, несомненно, реа листическими. В своем уче нии о таинстве, искуплении, ми лости, обожествле нии и церкви русские православные фило софы вр аждебно выступали против одностороннего морализ ма и субъективизма. Они отводили самое видное место онто логическим сочетаниям и изменениям в личной и вселенской жизни, ведущим к изменениям в нравственности и психи ке. Они утверждали, что конкретное бытие состав ляет основу действительности, что мир являетс я органическим целым. В своем учении о Боге и его связи с миром русски е фило софы полагались не столько на выводы, ск олько на жизнен ный опыт «личного общения с Бог ом». Поразительно яркие описания мистическог о опыта можно найти у Соловьева, кн. Е. Трубецког о, отца Павла Флоренского и отца Сергия Бул гако ва. Многие религиозные философы занимаются главн ым об разом космолог ическими вопросами, и их христианство как целое приобретает космологический характер. Это о собенно ясно видно на примере софиологии — уч ения, чрезвычайно характерного для русской ре лигиозной философии. Интерес к софиологии соч етался с интересом к сверхчеловеческим духовн ым существам. Первым представителем софиологии был Владимир Соловьев, Свое дальнейшее развитие софиол ог ия получила в работах отца Павла Флоренског о, отца Сер гия Булгакова и отца Василия Зеньков ского. Софиология, од нако, встретила решительн ое сопротивление со стороны Мо сковского сино да и отца Георгия Флоровского, В. Лосско го и др. Т ем не менее в видоизмененной форме» не противо речащей догматам православной церкви, она, несомненно, сыграет значительную роль в дальнейшем развитии религ иоз ной философии. Понятие о консубстанциальности, перенесенное в мета физику из тринитарианской теологии отц ом Павлом Флорен ским, имеет первостепенное зн ачение для теорий структуры мира. Это понятие существовало до возникновения христиан ства, оно существует и наряду с ним. Так, например, Пла тон, Аристотель и Плотин признавали наличие сокровенных онтологических связей между всеми существами в мире — связей, которые преодолевают все преграды во в ремени и пространстве. Эту же мысль мы находим у всех христиан ских мыслителей, у отцов церкви и великих схоластиков, а также у Фихте, Шеллинга, Гегеля и всех русских рели гиозных философов. Но заслуга Флоренского заключается в том, что о н созна тельно ввел этот принцип консубстанци альности в метафизи ку. Сам Флоренский положил этот принцип в основу своего учения о христиан ской любви как связи между всеми людь ми в их ст ремлении к действительному преображению. Другие русские философы использовали этот принцип при создан ии теории интуиции, ценностей и при разрешении многочисленных других вопросов. Идея соборности, развитая Хомяковым, имела также большое значение. Соборность означ ает сочета ние единства и свободы многих лиц на основе их общей люб ви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имеет большое зн ачение не только для церковной жизни, но и для р азрешения многих вопросов в духе синтеза инди видуализма и универсализма. Многие рус ские фи лософы уже начали применять принцип соборнос ти при рассмотрении разнообразных вопросов д уховной и об щественной жизни. Этот принцип является настолько важ ным, что его следует обозначить специальным общеп ринятым термином. Я нахожу целесообразным обо значить этот тер мин русским словом «соборность», которое уже не раз ис пользовалось в английской, французской и немец кой литера туре. Англиканская православная ко рпорация св. Альбана и св. Сергия издает журнал под н азванием «Соборность». Многие русские религиозные философы интерес уются во просом о сущности исторического проц есса. Они подвергают критике позитивистские т еории и указывают на невозмож ность осуществле ния совершенного общественного строя в услов иях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же в ре мя содержит новые недостатки и возможности для злоупот реблений. Печальный опыт истории п оказывает, что весь ис торический процесс свод ится лишь к подготовлению чело вечества к пере ходу от истории к метаистории, т. е. «гря дущей жизни» в царств е Божием. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тел а или обожествление милостью Божией. Те, кто не питает симпатии к метафизике и религи и, за являют, что в русской истории не было периода, подобного периоду средневековой схоластики, когда вся умственна я эне ргия людей была сосредоточена на разрабо тке системы хри стианской философии. Они полаг ают, что в конце XIX и нача ле XX в. русское общество впервые вступило в ту фазу ду ховного развития, через которую Европа прошла еще в сред ние века . Поэтому они считают, что русское общество запо здало в своем развитии. Эти люди не учитывают тот факт, что культура развивается не по прямой восходящей линии , а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, па раллельные и подобные процессам, происходящим в низшей ее части, но — вследствие влияния предшествов авшего раз вития — более совершенные. Русская религиозная филосо фия — не повторение схола стики, ибо она пользуется всеми достижениями н ауки и современной философии, особенно соврем енной высокоразвитой гносеологии. Поэтому следует сказать, что русская религиозная философия является пр о грессивным достижением и способна дать новы й толчок раз витию за падной мысли. Русские православные люди привыкли разрешать религи озные вопросы тем традиционным способ ом, который был так широко распространен в стар ых духовных академиях. Поэто му они будут с недо верием относиться к различным философ ским раб отам, вводящим в религиозное мышление многие ч ерты светской литературы. Однако православным следует напомнить, что в н аше время многие люди всех сословий и всех стра н отошли от церкви. Они полагают, что христиан ск ое мировоззрение несовместимо с наукой и философией. Поэтому религиозная и философская литература должна включать в себя и такие работы, которые могли бы удовлет ворить запросы различных общественн ых кругов. Эти работы должны вызвать чувства си мпатии и возбудить интерес к хри стианству в с реде высокообразованных людей, ставших без ра зличными к религии под влиянием веяний современной ци вилизации. В общественной жизни любое идеологическое дв ижение развивается в борьбе со своей противоп оложностью. В на стоящее время в СССР вся религ иозная философия подвер гается бешеным напад кам со стороны приверженцев диалек тического материализма. Все советские философы, работы к оторых появляются в печати, принадлежат к этой школе. Од нако не следует преувеличивать значение этого факта дл я истории русской культуры. Диалектический ма териализм — это единственная философия, кото рая разрешена в СССР. Если же философ попытаетс я написать книгу или статью в ином духе, то его р абота не только не будет опубликована, но и сам автор окажется под угрозой заключения в концентраци онный лагерь. Как только Россия освободится от коммуни сти ческой диктатуры и получит свободу мысли, то в ней, как и в любой другой свободной и цивили зованной стране, возникнут многочисленные ра зличные философские школы. Русская фи лософия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Знакомство с этими идеями будет полезным для развития общечеловеческой культуры. Однако в одной рабо те немы слимо дать оценку развития весьма сложной истории фило софии целой нации. Будем надеяться, что в скором времени из-под пера авторов, придерживающихся других в зглядов, появятся в свет другие работы по истор ии русской филосо фии. Такие работы дополнят и п оправят одна другую. Вопросы к тексту : 1. В чём Лосский усматр ивает отличие философии от всех прочих наук? 2. Как объясняет Лосский тот факт, что « философия… находится на более низком уров не развития, чем… такие науки, как математика или физика »? 3. В чём видит Лосский особенность русской гносеологи и? 4. Чт о понимает Лосский под «интуитивизмом»? 5. Какое значение для русской философии имеет религиозны й опыт? 6. По чему « любая фило софс кая система, поставившая перед собой великие задачи познания сокровенной сущности бытия, должна руковод ствоваться принципами христианства »? 7. В чём видит Лосский «наиболее характерную черту русско й философии»? 8. Что такое «софиология»? Какое место занимает софиологи я в русской религиозной философии? 9. Чт о представляет собой «принцип соборности» в русской философии? 10. Почему неправильно видеть в русской религиозной филос офии аналог средневековой схоластики?

Приложенные файлы

  • rtf 8503187
    Размер файла: 159 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий